Отчет по практике в турагентстве заключение. Отчет по практике Отчёт по практике в туристической фирме

      Этапы развития предпринимательства в России.

      Современные проблемы предпринимательства в РФ.

      Опыт западного предпринимательства.

Литература:

1. Этапы развития предпринимательства в России

Становление предпринимательства в нашей стране прошло долгий и сложный путь от мелкой торговли до крупнейших в мире заводов и фабрик. Со времен Рюрика (IX в.) до XII в. господствовало натуральное хозяйство, внутренняя торговля была развита крайне слабо, а вот внешние связи имели разветвлен­ный характер и были более интенсивными. Осваивались в это время пути в Византию, Закавказье, Среднюю Азию. Русские купцы торговали в Прибалтике, на Дунае, в Багдаде, Константинополе и Александрии, прокладывали пути в Каспийском, Черном и Балтийском морях, вокруг Европы в Африку, Рим и Афи­ны. Русских купцов-первопроходцев можно назвать предпринимателя­ми (условно), но именно они закладывали стабильность в экономическое и политическое развитие Руси.

После собирания Москвою русских земель (XIV в.) и обретения ими политической независимости (XV в.) формируются крупные торговые центры (Тверь, Новгород, Кострома), появляются элементы цеховой организации ремесел (в основном на северо-западе России), растет количество гостиных сотен (купеческих объединений). Деятельность купцов – исключительно торговля и перепродажа. Московское правительство активно способствовало иностранной коммерции. Английские купцы организовали торговую «Московскую компанию», после того как в 1553 г. был открыт морской путь в Англию через Белое море. Иван IV Грозный дал ей огромные привилегии.

В XVII в. медленно растет мануфактурное производство. В 1631 г. создан первый завод – Ницинский медеплавильный. При царе Алексее Михайловиче (1645-1676) складывается всероссийский рынок. В 1667 г. утверждается Новоторговый устав, который унифицирует пошлины и существенно либерализует условия торговли для отечественного купечества. Но предпринимателей как класса еще не было. Русский экономист М. И. Туган-Барановский заметил, что до эпохи Петра Великого наш торговец не обнаруживал наклонности становить­ся самостоятельным предпринимателем. Периодом длительного становления предпринимательства стали годы прав­ления Петра Великого, который впервые широкомасштабно предъявил социальный спрос на предпринимательскую деятельность, повелев создавать мануфактуры по всей России. Был выдан государственный заказ на форсированное развитие отраслей промышленности, прежде всего горной, оружейной, суконной и полотняной.

Существовало пять способов учреждения мануфактур петровской администрацией:

    казна строит заводы и управляет ими;

    казна строит завод и передает его в частные руки;

    казна снабжает частное лицо беспроцентной ссудой на строительство;

    казна приглашает иностранцев под гарантии привилегии в производстве и торговле;

    строят частные лица, но государство дарует монополию на производство.

В эту эпоху прославилась семья Демидовых, которая на протяжении 150 лет была крупнейшей династией предпринимателей-промышленников. Деми­довы учредили премию Академии наук, которая считалась наиболее почетной наградой России. Экономическая политика Петра в отношении к промышлен­ности сочеталась с рядом мероприятий по развитию сельского хозяйства. Со­циальные слои предпринимателей были различны, но основной костяк состав­ляли русские крупные торговцы. Разночинцев среди предпринимателей извест­но мало. Например, владелец шелковой мануфактуры Милютин – бывший цар­ский истопник, владелец кожевенного завода Шаблыкин – бывший ремеслен­ник. Немного среди предпринимателей и дворян.

Промышленность в эпоху Петра была крепостной, а не капиталистической. Государство приписывало крепостных крестьян к фабрике, т. е. осуществляло полный контроль за развитием промышленности и предпринимательства. Поэ­тому предприниматель не мог изначально осуществлять перелив капитала – крестьяне были прикреплены к земле, а земля принадлежала помещикам.

В период 1725-1800 гг. промышленность окрепла и уже в 1760 г. количество промышленных предприятий выросло в 3,5 раза по сравнению с эпохой Петра I. Легкая промышленность догоняет в темпах тяжелую. Развивается ураль­ская металлургия. Построено несколько новых заводов, их общее количество к 1796 г. достигает 83. За границу вывозилось до 50% производимого железа, насыщается и внутренний рынок. Покровительственный тариф 1766 г. и Указ 1775 г. о свободной организации заводов несколько ускорили процесс промышленного развития. Внутренняя торговля России увеличилась настолько, что Указом 1753 г. были отменены внутренние таможенные сборы, была уничтожена русско-украинская таможенная черта. К середине ХVIII в. возникло несколько купеческих компаний с монопольными правами. Так, купец Шемякин получил на откуп государственные таможни с обязательством вносить ежегодную сумму сборов, равную средней за предшествующие годы. В 1758 г. в Петербурге и Москве были открыты первые банковские конторы, дававшие ссуды под векселя и делавшие денежные переводы. Во второй половине ХVIII в. наблюдается значительный рост частной внешней торговли: с 21 млн. рублей в 1762 г. до 30 млн. рублей в 1778 г. Растет вывоз хлеба и сокращается вывоз железа. В эволюции развития российского предпринимательства наметились конфликты, связанные с крепостничеством.

Заводчикам еще по указу Петра I запрещалось покупать во владение крепостных, это считалось исключительно прерогативой дворян. Предпринимательство носило «крепостнический характер», но число мануфактур увеличивалось.

Начало ХIХ в. стало для предпринимательства переломным. Немногочисленный слой деловых людей становится реально действующим социальным фактором развития экономики страны. Если в ХVIII в. предпринимательство развивалось благодаря спросу со стороны государства, то в ХIХ в. наступает относительная свобода как от опеки, так и от поддержки со стороны царственных особ. Александр I (1801-1825) издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам по их желанию отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В 1913 г. в Петербурге был открыт первый коммерческий банк, имеющий свои филиалы в шести городах.

Для стимулирования промышленности предприниматели создали Мануфактурный и Коммерческий совещательные комитеты (советы), принимавшие участие в подготовке законопроектов по экономической политике правительства, популяризовали технические новшества, давали практические рекомендации.

Таким образом, в начале ХIХ в. начинается становление промышленного предпринимательства в России, хотя отсутствие свободной рабочей силы, капиталов, земли, опыта, а также крепостничество мешали развернуться предпринимателю. В экономике решающим оставалось крестьянское хозяйство. Новым этапом развития предпринимательства в России является реформа 1861г. Практически фундаментом этой реформы явилось то, что к началу 60-хх годов ХIХ в. нашем государстве уже действовало более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих, насчитывалось на 1 января 1861 г. 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. рублей .

В 1864 г. в Петербурге появился частный коммерческий акционерный банк, была выдана первая концессия в 1866г. на постройку железной дороги Козловы – Воронеж, прошли первые форумы отечественных предпринимателей: сначала первый купеческий съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Появилось рабочее законодательство (80-90 гг.), получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства – акционерно-паевая. В 1864-1873 гг. в стране было учреждено уже 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных с капиталом примерно 700 млн. рублей, 73 банка с капиталом порядка 220 млн. рублей и 163 промышленных общества с капиталом 130 млн. рублей.

Отечественные предприниматели добились в пореформенный период немалых успехов. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих промышленных держав, за исключением США. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860-1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отмечалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к той группе стран – Германия, Италия, Япония, – которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и, как следствие, вынуждены были часто опираться в своем утверждении не столько на экономические, сколько на административные методы. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное вмешательство и государственное регулирование. Отсюда относительно жесткая подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. В пореформенный период государство оставалось абсолютистским, оно продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации, поддерживало преимущественно дворянско-помещичью предпринимательскую деятельность.

Мощный государственный сектор дооктябрьской России охватывал, кроме таких традиционно казенных отраслей, как почта, телеграф, транспорт, оборонная промышленность и т. п., также металлургию, горнорудное производство, нефтедобычу, сельскохозяйственное производство, что вызывало недовольство предпринимателей в главной отрасли российской экономики – сельском хозяйстве – казенными были в среднем 40% земельных угодий, а по остальным губерниям, в частности в Вологодской и Архангельской, – до 88-95% .

Российская промышленность развивалась в пореформенный период главным образом по линии вытеснения крепостной вотчинно-дворянской фабрики частной предпринимательской промышленно-купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерные общества. Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, то есть несли полную, неограниченную ответственность, участники товарищества на паях («пайщики») и участники акционерного общества («акционеры») несли полную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.

Было также два вида торговых домов, так называемые полные товарищества и товарищества на вере. В последнем случае, помимо несших полную ответственность «товарищей», участниками торгового дома были еще и лица, отвечавшие лишь в пределах своего вклада. Лицам, отдавшим предпочтение такой организационной форме предпринимательства, как торговый дом, было достаточно всего лишь простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждение же предприятий акционерно-правового типа, а также изменение каких-либо существенных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе частных законодательных актов. К концу XIX- началу XX вв. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. В первом случае чаще всего преследовалась цель мобилизации капитала широкого круга лиц и открытия на этой базе новой фирмы. Во втором - капитал уже имелся и пайщики руководствовались в основном мотивами расширения и развития дела, часто стремясь при этом к ограниче­нию круга пайщиков, дабы обеспечить сохранение решающей роли за прежни­ми владельцами фирмы.

К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продук­ции. Их число достигло 1300. В отраслях, выпускающих оставшуюся 1/3 про­мышленной продукции, господствовало, за небольшим исключением, едино­личное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в муко­мольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и в шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конку­рировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.

Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89,7%), металлообработке (64,8%) и цементном производстве (42,4%), паевых товариществ – в хлопчатобумажном производстве (60,3%), льняной промышленности (48,5%) и бумажной (35,3%) .

Интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее, нежели в Западной Европе, – лишь в начале 80-х гг. XIX в. К началу XX в. в стране насчитывалось, по некоторым оценкам, 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленнос­ти. Процессы монополизации охватили целиком основные отрасли промыш­ленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой – сахарорафинадное.

На рубеже веков произошло также вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. руб. и более преобладали в 8 отраслях, то всего через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83,1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предприниматель­ства сопровождались резким сокращением общего количества деловых единиц: с 13799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г.

Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты, то есть сбытовые орга­низации. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886г. В следующем году образовали синдикат сахарозаводчики, особенно преуспевшие в ограничении конкуренции. В 1895г. они добились введения государственной сахарной нормировки, предусматривала ограничение производства сахара и его поставок на внутренний рынок в целях поддержания на нем высоких цен. Однако наиболее активно синдикатизация промышленности Российской империи происходила в 1902-1904гг. В этот период начали функционировать объединения предпринимателей синдикатского типа «Трубопродажа», «Продамет», «Продвагон». «Продуголь», к примеру, объеди­нил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее в рассматривае­мый период в нашей стране монополия одной фирмы была скорее исключени­ем. Типичной же была иная ситуация – олигополия нескольких крупных фирм резиновой промышленности, например, конкурировали «Треугольник» и «Проводник», в нефтяной промышленности – «Товарищество Нобель», «Англо-гол­ландский трест» и «Русское генеральное нефтяное общество» .

Несмотря на высокий уровень монополизации экономики в дооктябрьский период, монополистические структуры отечественных предпринимателей сбытового типа не подавляли конкуренции в области реализации продукции. Нали­чие в экономике монопольных структур синдикатного типа сказывалось в основ­ном на регуляции масштабов производства. Зарубежная деятельность россий­ского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предварительные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов, Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 ми­рового хлеба экспорта), оставляла позади Аргентину и США.

В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны – промышленные товары, главным образом, хлопчатобу­мажную ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевую руду, стекло, металличес­кие изделия.

Экспорт же капитала не практиковался отечественными предпринимателя­ми в сколько-нибудь широких масштабах. Они вывозили свой капитал в основ­ном в страны Востока. Особенно значительные капиталовложения были поме­щены в Китае и Манчжурии – 750 млн. руб. Напротив, иностранные предприниматели активно инвестировали свой капитал в нашу экономику, что играло существенную роль в развитии российской экономики. На начало 90-х гг. при­ходится период особого интенсивного прилива иностранного капитала. Эти капиталовложения составляли более трети всех капиталовложений в российские Ценные бумаги. Доля участия иностранных предпринимателей в российских акционерных обществах также возрастала довольно высокими темпами: в 1893 г. она составляла 23%, в 1900 – 35%, в 1908 – 40%. Иностранные предприниматели вкладывали свой капитал преимущественно (3/5 от общей суммы) в три отрасли российской промышленности – горную, металлургичес­кую и металлообрабатывающую. В горной промышленности, к слову, удельный вес зарубежного капитала уже в 1890 г, превышал вклады отечественных предпринимателей, а к концу XX в. составлял вообще 70%.

Первое место по числу и по сумме акционерного капитала в начале XX в. занимали бельгийские общества, функционировавшие главным образом в каменноугольной, металлургической промышленности, металлообработке, производстве стройматериалов, а также в сфере городского транспорта Российской империи. На втором месте закрепились французские предприниматели, а 3-е место занимали германские общества, вкладывавшие свой капитал в основном в химию, электропромышленность и банковское дело . На основе приведенных цифр с уверенностью можно говорить об исторических реалиях, доказывающих благотворное влияние рыночных форм иностран­ного участия в развитие экономики рыночного типа.

Известные события 1917 г. резко изменили ход событий в политической и экономической жизни России. Октябрьские события самым непосредственным образом коснулись и предпринимательства. В послеоктябрьский период предпринимательская деятельность прошла несколько условных этапов. Первый ох­ватил период с октября 1917 г. до начала 20-х гг., смысл его в безоговорочном вытеснении предпринимательства из экономической жизни. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее, прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Отношение к предпринима­тельству было однозначно: оно несовместимо с социализмом. Во всех сферах общественной жизни устанавливалась государственная монополия. Предпри­нимательской деятельностью продолжало заниматься лишь небольшое количе­ство мелких и средних (частных) хозяев.

Период НЭПа знаменовал собой новый этап. Предпринимательские функции взяло на себя само государство. Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акцио­нерных обществах и других объединениях, Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х гг. Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития производства создавали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. И все же не стоит переоценивать роль этого периода в возрожде­нии предпринимательства. Поскольку оно рассматривалось как чуждое социа­лизму временное явление, экономические и правовые условия развития предпринимательской деятельности в этот период оставались нестабильными, не давали твердых гарантий со стороны государства. Нэпман – двусмысленная фигура капиталиста в стране, которая поскорее хотела стать социалистической, – был, прежде всего, торговцем. В промышленности, где он ограничивался обычной арендой у государства того или иного предприятия, его удельный вес был минимальным: меньше 2% выпускаемой продукции. Правда, этот показатель возрастал до 24% с учетом ремесленников и владельцев совсем крошечных фабрик. Другое дело – торговля. Товарооб­мен был возрожден после 1921 г. главным образом силами частников. Их роль была господствующей, особенно в розничной торговле, и таковой оставалась до середины 20-х гг., когда государственная и кооперативная торговая сеть начала брать верх. В 1924г. после кризиса предыдущего года был образован Народный комиссариат торговли. К 1926-1927 гг. частники осуществляли б этой области уже не более 37% всех операций, хотя в абсолютных цифрах их оборот по-прежнему продолжал расти. Тем не менее недостаток товаров, сла­бый товарооборот между городом и деревней оставляли вопрос открытым. Руководствуясь логикой спекулянтской предприимчивости, нэпман пролезал во все «щели» хозяйственного механизма, которые общественный сектор – государственный или кооперативный – оставлял неприкрытыми.

Третий этап в истории предпринимательства в СССР был самый длительный и драматичный. Он охватил период с конца 20-х гг. (ликвидация НЭПа) до второй половины 80-х гг., Это был период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности). Оно перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков, По имеющимся экспертным расчетам, к середине 80-х гг. в сфере нелегального сектора экономики задей­ствовано было около 30 млн. чел., что составляло более 20% общей числен­ности занятых в народном хозяйстве.

Отдельного рассмотрения требуют события, происшедшие в России в период с 1986 г. Именно в это время, сначала на неофициальном, а затем и на официальном уровне проводимые в экономике реформы формально были ориентированы на рынок. Однако реальные шаги крыночной переориентации были сделаны лишь в 1990 г., когда Горбачевым была устно «реабилитирована» част­ная собственность. Процесс структурной трансформации начался на макроэкономи­ческом уровне. В то же время на макроуровне, начиная с 1937 г., после принятия Закона о кооперации, развернулась настоящая «пред­принимательская революция». Но, оценивая ее результаты, которые сущест­венно деформировались и продолжают искажаться внешней экономической сре­дой, показательно, что уже сегодня занятость в негосударственном секторе эко­номики существенно превышает численность работающих в оборонных и неко­торых других отраслях народного хозяйства.

«Предпринимательский бум» в России в конце 80-х гг., целиком и полностью лежит в русле тенденций мировой динамики этих процессов, Новая волна предпринимательской активности захватила в середине 70-х г. сначала США, затем Европу, распространилась на новые индустриальные и другие страны Юго-Восточной Азии и такие интенсивно развивающиеся государства, как Мексика, Чили, Турция. Государственная политика в этих странах адекватно реагировала на потребности децентрализации, переходила к косвенным рычагам регулиро­вания, а затем и к прямой поддержке предпринимательства. Несомненно, что временное совпадение мировых тенденций с реформами в России - фактор, позитивно влияющий на процесс становления предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

Малый бизнес - это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К малого относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр а также крестьянские и фермерские хозяйства.

В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение еще больше способствовало развитию предпринимательства. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.

Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий - от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.

История российского предпринимательства за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.

В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса - Сбербанк, Россельхозбанк, Банк Уралсиб и другие.

На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:

  1. Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.
  2. Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
  3. Негативное отношение к предпринимателям части населения.
  4. Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
  5. Снижение население на массовую продукцию.

Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными: предпринимательский финансовый прибыльный

  • 1. отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
  • 2. пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
  • 3. нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
  • 4. сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
  • 5. не урегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
  • 6. отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране;
  • 7. недобросовестность крупного бизнеса;
  • 8. доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;
  • 9. правовая неграмотность самих предпринимателей;
  • 10. отсутствие явного развития производства;
  • 11. высокая планка единого социального налога (26%);
  • 12. недостаточность кадрового потенциала;
  • 13. длительное оформление документации, особенно на землю

А также проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

Государственная политика по отношению к предпринимательству.

На развитие предпринимательства значительное влияние оказывают политические механизмы.

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Десятилетний опыт развития предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания эффективной системы поддержки предпринимательства необходимы:

  • 1. самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;
  • 2. радикальное усовершенствование налоговой системы;
  • 3. минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики;
  • 4. обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;
  • 5. специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки предприятий (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры); 6. финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций;
  • 7. учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности;
  • 8. создание условий для эффективного развития межрегиональных связей;
  • 9. государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения).

Общественная поддержка предпринимательства

Предпринимательство - новая форма и новый элемент гражданского общества, которые способны оказать свое влияние на укрепление гражданских позиций в нашем обществе. В этом смысле важным является общественная поддержка предпринимательства. Думается, что необходимо активизировать деятельность региональных фондов занятости, как одного из институтов государственной поддержки предпринимательства. Фонды занятости непосредственно заинтересованы в поддержке предпринимательства, так как, инвестируя средства в прирост рабочих мест, по мере расширения занятости в виде обратного эффекта произойдет увеличение потока денежных средств, поступающих в распоряжение данного фонда.

Одним из приоритетов большинства региональных программ поддержки предпринимательства стало обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. В ряде субъектов Федерации действуют государственные и общественные структуры, помогающие различным социальным группам молодых людей адаптироваться к рыночной экономике.

Повышение уровня самоорганизации и культур предпринимательства

Предпринимательская культура включает в себя нематериальные составляющие предпринимательской деятельности, она определяется характером и динамикой общественной жизни и, в то же время сама определяет ее. Нельзя работать в той или иной сфере хозяйства, не осознавать своей деятельности, не относясь к ней как к желанной или тягостной. Представления о высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение ее смыслом побуждает активнее ею заниматься, и наоборот.

Сложность и неоднозначность современного этапа российской действительности для предпринимателей, и их культуры заключается в определенной двойственности, когда люди, родившиеся и воспитанные в идеологическом пространстве общества «развитого социализма», реализуют свои творческие потенции совершенно в других условиях.

Каждое структурное образование, действующее в условиях становления предпринимательства в рамках неустойчивого развития общества, обладает определенной культурой. Культуру этих образований (будь то производственная, торговая или посредническая структура) нельзя понимать как единый блок. В реальности практически в каждой организации существует целый набор «правил игры», норм, принципов, предположений, мнений о самих себе и других, о более или менее скрытых распорядках и тщательно культивируемых ритуалах, согласно которым отдельные профессиональные группы определяют свое поведение. Ядром в этих группах являются отдельные личности, выражающие сходные интересы.

Предпринимательская культура неотделима от таких явлений, как направленность энергии и уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в организационно-хозяйственном творчестве. Использование категории «предпринимательская культура» способствует более глубокому и всестороннему анализу предпринимательской деятельности, помогает уяснить, как, каким образом, с помощью каких методов и способов реализуется хозяйственно-организационное творчество.

История предпринимательства в России начала свое становление еще во времена Киевской Руси в виде различных промыслов - бортничества и звероловства. Именно купцы считаются первыми его массовыми представителями. Наряду с развитием торговой деятельности формировались крупные зоны российской предпринимательской деятельности.

Первые документы о предпринимательстве

В XI веке на Руси был принят первый документ для регулирования отношений между купцами. В нем предусматривалась возможность банкротства и были закреплены принципы неприкосновенности собственности. Но позднее, из-за нападений татаро-монголов, история предпринимательства в России проявлялась преимущественно в виде сельских промыслов. Далее отмечается развитие торговли воском, льном, смолой, металлическими и кожаными изделиями. В XVI в. была основана Нижегородская ярмарка. В этом же веке происходит расцвет и торгово-промышленной деятельности, укрепленной столичным купечеством.

Начало XX в - становление торгово-промышленного бизнеса

История развития российского предпринимательства - это становление и появление первых крупных купцов и производственников, которые начинаются с рода Строгановых. Мощным толчком для торгово-промышленного бизнеса послужила эпоха Петра. В группы самых крупных деловых людей того времени входят обеспеченные ремесленники, торговцы и крестьяне. Уже к началу XX в. предпринимательской деятельностью в России занималось примерно пять миллионов человек. В этот же период было основано порядка полутора тысяч акционерных обществ, процветал частный и семейный бизнес.

Революция 1917 года - значение для предпринимательства

История предпринимательства в России снова приостановила свое развитие во время революции 1917 года. И только с 1921 года в период НЭПа торговцы и купцы возобновили торговые отношения. В 1965 году произошла реформа, которая упростила сотрудничество между торговцами, но только через 25 лет государственное предпринимательство в России стало официальным.

Период 1996-1999 гг.

В 1995 году численность представителей малого бизнеса значительно сократилась. Причиной такой ситуации стал принятый правительством закон о поддержке этого вида деятельности, который, как водится, принес обратные результаты. Но в 1997 году история предпринимательства в России вышла на новый уровень. В этот период отмечался рост общей численности малых предприятий. По данным Госналогслужбы РФ на 1.07.1997 года количество частных бизнесменов составило 3,5 млн. человек.

Состояние дел сегодня

За прошедшие годы сложившаяся структура в отрасли малого предпринимательства практически не изменилась. Сфера производства все так же не привлекает малые предприятия. Большая часть частных компаний работает в сфере общественного питания и торговли (43,2%). Небольшая доля приходится на строительную и промышленную отрасль (16,5 и 15%). Такую тенденцию развития можно объяснить спецификой малого бизнеса как экономического сектора и ситуацией на мировом рынке, где нематериальная сфера деятельности доминирует над производственными отраслями. В частности, это касается именно малого предпринимательства.

Предпринимательство – разнородное и исторически обусловленное социально-экономическое явление, суть которого (не говоря уж о частных проявлениях) нельзя понять, а развитие – действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места и времени его формирования. При наличии общих генетических и видовых черт оно имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если предпринимательство, скажем, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то в Москве и в Московской области, в Республике Татарстан, Нижегородской, Ростовской областях, Краснодарском крае, Хабаровском крае и других регионах России оно отличается и качественно, и количественно.

Сопоставляя предпринимательство в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.

Российскому предпринимательству свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом оно явно недостаточно охвачено официальными статистическими наблюдениями.

Особенности развития предпринимательства в России:

1. Занятость на одном малом предприятии в среднем по России колеблется в широком интервале.

2. Наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия работают в Дальневосточном округе, а самые мелкие – в Северо-Западном округе. В сельском хозяйстве лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский округ.

3. Наименьшая дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания.

4. Наибольшие объемы оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одно малое предприятие свойственны регионам, особо удаленным от экономического центра страны.

5. Во многих регионах сложившаяся отраслевая структура деятельности предпринимательства вроде бы не поддается объяснению на основе факторов, традиционно характеризующих региональные различия. В ряде случаев процесс формирования отраслевой структуры малого предпринимательства проходит стихийно.

Закономерности, характеризующие параметры дифференциации малых предприятий:

1. В большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании – в отрасли, которой свойственна самая низкая дифференциация регионов России по доле в общем числе малых предприятий и которая крайне слабо зависит от общеизвестных факторов отраслевой дифференциации регионов, в первую очередь от сложившейся специализации хозяйства.

2. Объемы производства в расчете на одно промышленное малое предприятие растут темпами, опережающими динамику этого показателя в других отраслях экономики. Результатом стало существенное увеличение доли промышленности в отраслевой структуре малого бизнеса при снижении удельного веса строительства, а также торговли и общепита.

3. Изменения экономических условий, в том числе благоприятная ситуация для развития импортозамещающих производств в промышленности. При этом в группу с наиболее значительными показателями роста (выше среднероссийских) попали именно те ее отрасли, в которых широко распространены малые формы хозяйствования: текстильная, кожевенная, меховая и обувная, пищевкусовая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Поэтому объемы производства на малых предприятиях в различных регионах тесно связаны с мерой развития в региональной экономике именно этих отраслей.

Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний.

В России в предпринимательстве "сложилась новая система внутрикорпорационного управления и финансирования, оттеснившая традиционные методы управления на второй план". Вместе с этим появился новый институт рискового, или венчурного, капитала.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства являются поддержка инновационных и экспортных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.

Поддержка предпринимательства в РФ

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия на развитие предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.

На протяжении последних 10–15 лет на разных уровнях очень много говорится о важности малого и среднего бизнеса для развития экономики России. К сожалению, реальных шагов, направленных на существенную поддержку, – недостаточно. Выход из данной ситуации из данной ситуации заключается прежде всего в разработке продуманной политики, а также настойчивость и последовательность в ее реализации со стороны государства.

Основным направлением государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса являются "бизнес-инкубаторы" и их различные вариации. Такая методика поддержки малого и среднего бизнеса давно и успешно применяется в мире. Суть в том, чтобы обеспечить начинающим предпринимателям максимально благоприятную среду, снять с них многие административные барьеры, позволить им снизить накладные расходы, дать доступ к новейшим инновационным технологиям и методикам, предоставить возможность обучить персонал современным методам управления и создать пространство информационного обмена, где они могли бы делиться опытом и совместно решать накопившиеся проблемы.

Эти программы, как правило, спонсируются из государственного бюджета или на средства местных органов управления, иногда также за счет отраслевых организаций и международных программ поддержки. Обычно поддержка осуществляется в первые два-три года, потом компания отправляется в самостоятельное плавание и зачастую спустя несколько лет может продолжать участвовать в работе тех же самых "бизнес-инкубаторов", но уже в роли консультанта, специалиста, на собственном опыте знающего, каким образом нужно развивать компанию и что хорошего и полезного можно почерпнуть в "инкубаторе".

При этом все зависит от отрасли, к которой принадлежит компания, и финансирования таких инкубаторов. Обычно в такие программы попадают наиболее перспективные компании, компании, работающие в тех отраслях, где необходимы серьезные вложения в развитие, где требуется применение высоких технологий и в развитии которых заинтересовано государство. В некоторых случаях отбор ведет специальная независимая конкурсная комиссия, иногда программа может быть доступна всем желающим.

Существуют и другие варианты поддержки развития предпринимательства. Например, Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

ЗАО "Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса" (РАПМСБ) является одной из крупнейших российских консалтинговых компаний. Агентство было создано в 1992 году по инициативе Правительства Российской Федерации и при содействии фонда "Ноу-хау" правительства Великобритании. В числе учредителей – Торгово-промышленная палата РФ, Академия имени Плеханова и ряд крупных промышленных компаний.

Всё это время Российское Агентство успешно работает на рынке консалтинговых услуг для малого и среднего предпринимательства, являясь ведущей компанией в этой области. Основная деятельность Агентства заключается в консалтинговой поддержке малых и средних предприятий в России, содействии в установлении деловых связей с российскими и зарубежными партнерами. Агентство ведет большую работу по развитию информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживанию межрегионального и международного делового информационного обмена между предприятиями малого и среднего бизнеса. Эксперты Агентства также активно помогают малым предприятиям на территории России и за рубежом в решении экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.

Агентство имеет налаженные международные и региональные связи и хорошую деловую репутацию, проверенную временем. Большой профессиональный опыт, высокая компетентность, глубокое понимание региональных проблем малого предпринимательства – основные отличительные качества экспертов Агентства. Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса является инициатором и участником многих международных проектов, сотрудничает со многими ведущими зарубежными консалтинговыми компаниями, международными фондами, государственными, общественными и коммерческими организациями стран – членов Европейского союза, ключевых стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Америки.

Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса оказывает комплексную поддержку предприятиям с момента создания компании, можно даже сказать, на этапе ее создания, когда возникает бизнес-идея и под ее реализацию компании требуется, например, получить кредит в банке. Компания помогает в подготовке бизнес-планов, может сориентировать по кредитным программам того или иного банка, а также провести необходимые маркетинговые исследования. В дальнейшем компания оказывает весь комплекс юридических услуг – от регистрации, предоставления юридического адреса и до консультирования по вопросам развития бизнеса.

Направления совершенствования развития предпринимательства в РФ

Предпринимательство в России, вместе с его огромной инфраструктурой, сегодня вряд ли может активно развиваться в необходимом направлении. Для его полномасштабного и всемерного развития, конечно же, в настоящее время требуется поддержка со стороны государства и правительства. В данном случае подразумевается помощь не только организационно-правовая, политическая, геополитическая, но и инвестиционно-финансовая, с учетом целого ряда факторов и причин, ныне влияющих на всю социально-хозяйственную инфраструктуру страны. Но как бы сложно ни развивалась российская пространственность сегодня, какие бы преграды ни стояли перед ней, государство и правительство должно изыскать резервы и финансовые арсеналы, при помощи которых можно оказать содействие предпринимательскому рынку страны, его инфраструктуре не только в их надежной стабилизации, но и в дальнейшем стратегическом развитии.

Среди множества факторов и их составляющих, готовых оказать содействие нынешнему бизнесу, особые рыночные позиции занимают банковские структуры, различные организации и институты подобного типа. Последние не только озаботились проблемами предпринимательства вообще, вопросами конкретного бизнеса в особенности, но и начали активно развивать кредитование небольших компаний. Собираются самые разнообразные сведения, начиная от выборочных наблюдений и кончая специальными опросами руководителей малых структур и приоритетных групп бизнесменов. Отечественные банки сегодня, как никогда, прониклись особым уважением к предпринимательской когорте, к организациям малого бизнеса и начали выдавать им деньги, дивиденды в долг. Объемы денежных средств, выданных подобным организациям в долг, ежегодно растут. За последние два года крупные банка проявляют все большую активность, направленную на формирование и дальнейшее развитие банковской инфраструктуры. Причем на счету каждого из них нынче уже значатся несколько вспомогательных финансовых структур. Интенсивная деятельность банковских структур в этом отношении подстегивается и стимулируется надвигающейся острой конкуренцией со стороны соседних и других адекватных финансовых институтов. И поэтому каждая банковская структура стремится не уступить свой куш, отсечь свой сегмент в данной банковской борьбе на фоне весьма подвижно развивающегося бизнеса делового формирования, на горизонте рыночно обустраивающегося или пытающегося это сделать малого бизнеса, бизнеса будущего, бизнеса, массовое развитие которого в ближайшие годы позволит кардинально изменить существующее положение дел с занятостью и безработицей, с определенными сдвигами в лучшую сторону в отношении уровня жизни и благосостояния российского народа.

Банки и вся банковская система кредитуют не самого предпринимателя как такового, не самого бизнесмена, даже не фирму, предприятие, а сам бизнес. Последний же воплощает в себе совокупный результат работы, предпринимательскую деятельность за определенный период времени. Ссуды же на развитие компаний с нуля в практике отечественного кредитования пока не выдают совсем. И получается, что тот или иной бизнесмен в ходе формирования своего предприятия, своего дела, бизнеса или предпринимательства должен располагать определенными дивидендами для покрытия издержек, связанных с намерением открыть свой бизнес, свое дело, свое направление рыночно-хозяйственной деятельности, свой предпринимательский арсенал, свою бизнес-специализацию и свой уклон предпринимательского характера. В создавшихся инвестиционно-финансовых и социально-экономических условиях скромный бизнес, малый бизнес, бизнес микроформатного типа создать, сформировать и далее должным образом развить оказывается не очень легко, так как стартовым капиталом ни государство, ни правительство, ни тем более банковские формирования обеспечить не могут. У каждого из них, по-видимому, свои заботы, свои интересы, свой круг единовременных и систематических издержек. Последние, конечно же, свободны от инвестиционно-финансовых элементов, которые могут рассматриваться нами даже в качестве тех, которые именуют сегодня остаточными. Но даже при наличии подобных предпринимательство и бизнес сильно и серьезно вряд ли можно продвинуть и радикально изменить в лучшую сторону.

При этом нельзя запамятовать основную значимость бизнеса, малого предпринимательства, вообще всей системы предпринимательства на селе и то, какую помощь сегодня оказывает городской бизнес сельскому. В зависимости от этого и складывается современная социально-хозяйственная обстановка в деревне. А отрывать сельский бизнес от городского равносильно тому, чтобы игнорировать отдельные сегменты российской экономики, абстрагироваться от их реального существования и рыночного развития.

Предпринимательство в своей основе, конечно, будет находиться в выигрыше, если городской бизнес будет помогать сельскому. Несмотря на то, что городской бизнес, уже повернувшись лицом к селу, не окажется в проигрыше, на местах все же предстоит создать принципиально новое сельское хозяйство, которое "станет бороться с супердотируемыми зарубежными конкурентами в условиях роста цен на энергоносители".

В рамках подобных программ и саммитов, круглых столов и форумов на передовые позиции выдвигаются довольно своеобразные и новые для современного общества и бизнеса идеи, модели, версии, настроения, стратегии. Самой важной среди них является отказ от поддержания, как это было прежде, всего того, что находится на плаву, взамен внедрения новейших технологий во все сферы деятельности. Эти мысли и идеи поддерживают сегодня все участники общенационального общероссийского рынка, все представители деловых и предпринимательских кругов, бизнесмены и предприниматели разного уровня, толка и настроения.

В то же время для успешного внедрения городского бизнеса в сельскую среду следует, конечно же, снять целый ряд преград, препон и рубежей, которые в своей совокупности тормозят предпринимательство все более масштабно и негативно, мешая идти по пути формирования и развития социально-экономической стабильности регионов России, в том числе ее сегментов на селе. Среди глобальных штрихов подобного типа и рода следует выделить нескончаемый поток постоянно проверяющих, а также отсутствие нормальной законодательной базы на селе, в сельском бизнесе и предпринимательстве, не позволяющих современному селу эффективно и оптимально развиваться, с каждым днем и годом выглядеть в рыночно обустроенном виде.

Вместе с тем определенная часть участников современного общероссийского рынка к некоторым проблемам предпринимательского толка относится довольно сдержанно, если не сказать, скептически. Это в большей часть касается всего того, что связано с игнорированием тех предприятий бизнеса, того предпринимательского формирования, тех бизнес-структур, которые сегодня, в данный момент как бы находятся на плаву, но при соответствующей поддержке их со стороны государства и правительства они смогли бы реабилитироваться, как-то оздоровиться, прийти в себя с тем, чтобы затем принять активное участие в деловом рынке страны и ее сегментов на местах. Так процесс формирования и развития бизнеса сам по себе не приостанавливается, а как бы продолжается. И то, что было и есть не под силу одним малым структурам в данный момент времени, автоматически переходит в ведение другого вида бизнеса, сам же процесс предпринимательской технологии, от начала и до его конца, является двуединым, общим, неразрывным без элементов прерывности, застоя и депрессии.

И далее отечественный бизнес, судя по всем программным документам, на основе этих инвестиционных программ должен приумножить свои возможности, расширить диапазон своего влияния, стать иным, чем прежде, даже в системе АПК. Безусловно, хочется верить во все это. Но ведь с другой стороны никакие, даже суперпрограммы новейшего образца, если они имеют единовременную основу, не способны обеспечить и обезопасить современный бизнес от всевозможного нашествия в его структуру факторов разного порядка, которые в конечном итоге могут выхолостить его и свести прежние результаты на нет. В ряде стран предусматривается целая система мер, нивелирующих факторов данного направления действия. В качестве одного из подобных факторов, выступающего в качестве одного из глобальных, выделяют государственные дотации, которые действуют на постоянной основе. Подобные меры и пути стимулирования аграрного сектора экономики сегодня актуальны для России.

В отличие от России, развивающимся странам Африки, Азии и других регионов планеты, по-видимому, следует довольствоваться теми ресурсами экономики, которые сегодня им подвластны. Там, где есть дотация на постоянной основе, где экономика села стабильно питается инвестициями со стороны государственного сектора экономики, там и социально-хозяйственная морфология выгодно отличается от стран третьего порядка.

Предпринимательство вообще, а отдельные его составляющие в частности, сегодня представляют весьма важную силу и направление, которые в своей совокупности оказывают всемерное воздействие на состояние и динамизм современного рыночного общества, на сложившуюся и складывающуюся, его территориальную систему, на уже сформировавшийся веками социально-экономический менталитет стран и народов, на стиль, характер, структуру, образ мыслей и чаяний проживающего на той или иной территории населения. Самые многочисленные элементы предпринимательства сегодня по-особому влияют, причем в позитивную сторону, на повседневный статус населения, на его трудовую композицию, на его динамику, на степень подвижности. Именно предпринимательство в период рыночных отношений являет всему миру свою изворотливость, необыкновенную эластичность, способность ориентироваться в особо сложных условиях развития, свойства появляться и исчезать в периоды особой напряженности труда, на этапе своеобразного рыночного обустройства и вхождения целой серии предприятий в его маркетинговую инфраструктуру.