Основы организации финансов коммерческих организаций. Принципы организации финансов коммерческих организаций (предприятий) - Финансы, денежное обращение и кредит (Мягкова Т.Л.)

Организация и функционирование финансов субъектов предпринимательской деятельности базируется на основах коммерческого расчета, который предусматривает:

· получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

· полную самостоятельность субъектов хозяйствования;

· невмешательство государства во внутренние дела предприятий;

· реальную ответственность за результаты труда, своевременное выполнение обязательств, уплату налогов.

В рыночной экономике финансовый механизм саморазвития базируется на самоокупаемости и самофинансировании – это принцип хозяйствования, в соответствии с которым предприятие за счет доходов от реализации осуществляет расходы, связанные с основной деятельностью. Самой низкой чертой самоокупаемости является безубыточность, т.е. ситуация, когда доходы равны расходам и нет прибыли.

Самофинансирование – это возможность предприятия не только окупить затраты на производство и реализацию продукции, а и осуществлять за счет полученной прибыли материальное стимулирование работающих, решать вопросы социального развития и, главное, осуществлять расширенное воспроизводство и развитие предприятия.

Субъект хозяйствования имеет право самостоятельно решать, как распорядиться чистой прибылью, какие финансовые ресурсы формировать и как их использовать.

Финансовая деятельность предприятия регламентируется государством через налоговую, амортизационную, валютную, таможенную политику. Субъект хозяйствования несет реальную экономическую ответственность за результаты деятельности и своевременное выполнение своих обязательств перед поставщиками, потребителями, государством, банками. По своим обязательствам предприятие отвечает собственным имуществом и доходами. Свои потери и убытки предприятие покрывает за счет финансовых резервов, системы страхования и за счет собственной прибыли.

Денежные средства предпринимательских структур формируются уже на стадии образования уставного капитала предприятия, который с экономической точки зрения представляет собой имущество субъекта хозяйствования на дату его создания. Источники формирования уставного капитала зависят от формы собственности:

· частная форма - собственный капитал предпринимателя;

· акционерная форма – акционерный капитал;

· государственная форма – ассигнования из бюджета и централизованных фондов;

· коллективная форма – взносы учредителей.

Взносы в уставный капитал могут осуществляться в любой форме, но они всегда должны иметь стоимостную оценку (дома, сооружения, транспортные средства, предметы труда, ценные бумаги, права интеллектуальной собственности, денежные средства и др.) Т.е. взносы могут осуществляться в форме материальных и нематериальных активов.

Государство законодательно регулирует размеры уставных капиталов отдельных субъектов хозяйствования.

Ресурсы, направленные в основные и оборотные средства при формировании уставного капитала, представляют собой начальные финансовые ресурсы предприятия.

Во время приобретения основных фондов и принятия их на баланс предприятия остаточная стоимость этих фондов соответствует их начальной балансовой стоимости. В дальнейшем, в процессе участия основных фондов в производственном процессе, их стоимость раздваивается: одна ее часть, которая равна изнашиванию, переносится на готовую продукцию, другая – отражает остаточную стоимость имеющихся основных фондов. Изношенная часть стоимости основных фондов, перенесенная на готовую продукцию, по мере реализации последней постепенно накапливается в денежной форме в амортизационном фонде. Этот фонд пополняется за счет ежегодных амортизационных отчислений и используется для простого и частично для расширенного воспроизводства основных фондов.

Объем амортизационного фонда рассчитывается путем умножения балансовой стоимости основных фондов на норму амортизации. В практике хозяйствования используются различные способы начисления амортизации: линейный, регрессивный, ускоренной амортизации. При этом нормы амортизации устанавливаются либо в процентах к балансовой стоимости основных фондов, либо в твердых суммах на единицу произведенной продукции.

В Украине принята Концепция амортизационной политики, направленная на повышение финансовой заинтересованности субъектов хозяйствования в осуществлении инвестиций в основной капитал за счет средств собственных амортизационных фондов. Предусматривается ограничение государственного регулирования в сфере амортизационной политики, отказ от сплошного принудительного начисления амортизационных отчислений единым методом и предоставление субъектам хозяйствования права на выбор конкретного метода начисления амортизации, а также права самостоятельно устанавливать конкретные сроки службы основного капитала в установленных законом пределах. Повышается налоговая роль амортизации путем уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму амортизационных отчислений

и получения налоговых скидок в случае документального подтверждения инвестиционного использования средств амортизационного фонда.

Для финансирования капитальных вложений, кроме амортизации необходимы и другие источники финансовых ресурсов:

· прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

· финансовые ресурсы, привлеченные от размещения акций;

· паевой капитал;

· долгосрочные кредиты коммерческих банков;

· приобретение основных фондов на основе финансового лизинга;

· целевые субсидии;

· инвестиционный налоговый кредит;

· в особых случаях, обусловленных решениями правительства – бюджетные ассигнования и средства государственных целевых фондов.

Средства иностранных инвесторов используются при создании на территории Украины совместных предприятий с привлечением иностранного капитала.

Для производства продукции предприятию, вместе с основными фондами, нужны и оборотные средства. Часть оборотных средств авансируется в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая часть находится в обращении и формирует фонды обращения. Денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, представляют собой оборотные средства предприятия.

От обеспеченности оборотными средствами зависит ритмичность и результативность работы предприятия. Оптимальная потребность оборотных средств определяется путем их нормирования. Для наращивания оборотных средств предприятия используют собственные и заемные ресурсы.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности предприятия формируются его доходы, расходы и финансовые результаты. Доходы предприятия - это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов собственников).

Доходы предприятия включают:

· доходы от операционной деятельности (в т.ч. доход от реализации продукции, другие операционные доходы);

· финансовые доходы (в т.ч. доход от участия в капитале, другие финансовые доходы);

· другие доходы от операционной деятельности (в т.ч. доход от реализации финансовых инвестиций, от реализации необоротных активов, от реализации имущественных комплексов, др. доходы);

· чрезвычайные доходы (страховые возмещения, сумма уменьшения налога на прибыль и др.).

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – Это общий доход, выручка от реализации продукции без учета предоставленных скидок, возврата проданных товаров и косвенных налогов.

Другие операционные доходы включают доходы от операционной деятельности, кроме дохода от реализации продукции. К ним относятся:

· доходы от реализации иностранной валюты;

· доходы от реализации других оборотных активов (кроме финансовых инвестиций);

· доходы от оперативной аренды активов;

· суммы полученных штрафов, пени, неустоек и других санкций за нарушение хозяйственных договоров;

· доходы от списания кредиторской задолженности;

· возврат ранее списанных активов (поступление долгов, списанных как безнадежные долги);

· суммы полученных грантов и субсидий;

· другие доходы.

Доход от участия в капитале отражает доходы, полученные от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия. Они представляют собой увеличение доли инвестора в чистых активах объекта инвестирования (в результате получения ассоциированным, дочерним или совместным предприятием прибыли или роста их собственного капитала).

Другие финансовые доходы включают доходы, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия. К ним относятся:

· дивиденды полученные;

· проценты полученные;

· другие доходы от финансовых операций.

Чрезвычайные доходы предприятия – это доходы, которые поступают в условиях чрезвычайных событий (стихийных бедствий, пожаров, техногенных катастроф и др.) Они включают:

· страховые возмещения (поступления от страховых организаций);

· покрытие потерь от чрезвычайных ситуаций из других источников (бюджетов, резервных фондов и др.);

· сумму уменьшения налога на прибыль от обычной деятельности вследствие таких потерь.

Осуществление деятельности предприятия предусматривает осуществление разнообразных расходов. Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).

Структура расходов предприятия включает:

· расходы от операционной деятельности (в т. ч. себестоимость продукции, административные расходы, расходы по сбыту продукции, др.операционные расходы);

· расходы от инвестиционной и финансовой деятельности (в т.ч. финансовые расходы, расходы от участия в капитале, другие расходы);

· расходы от чрезвычайной деятельности (чрезвычайные расходы).

Все денежные расходы предприятия по своему экономическому содержанию и назначению подразделяются на три самостоятельные группы:

1) расходы, непосредственно связанные с получением прибыли (расходы на материальные затраты, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и др.);

2) расходы, которые непосредственно не связаны с получением прибыли (средства, направленные на потребление собственников предприятия, благотворительные взносы, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, социальную сферу);

3) принудительные расходы (налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные целевые фонды).

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуют результативность его развития и отражаются такими показателями: чистый доход, валовая прибыль (убыток), чистая прибыль (убыток). В акционерных предприятиях - чистая прибыль на одну простую акцию, дивиденды на одну простую акцию.

Важным этапом в функционировании финансов субъектов хозяйствования является распределение дохода.

Из полученных денежных доходов финансируются материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др. предметы труда. Дальнейшее распределение дохода связано с формированием амортизационного фонда как источника восстановления основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть денежного дохода представляет валовой доход, который используется на выплату заработной платы и формирование чистого дохода предприятия. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции как отчисления на социальные нужды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, др.), часть дохода используется на уплату налогов и др. платежей в бюджет (кроме НДС, акцизного сбора, пошлины, налога на прибыль).

Оставшийся чистый доход представляет собой общую прибыль предприятия, с которой уплачивается налог на прибыль и формируется чистая прибыль. За счет чистой прибыли предприятие создает резервный фонд, выплачивает дивиденды, пополняет уставный фонд, стимулирует своих работников и пр.

Таким образом, в распределении прибыли субъектов хозяйствования можно выделить два этапа. Первый – это распределение общей прибыли. На этом этапе участниками распределения являются государство и предприятие. Пропорции распределения прибыли между государством (бюджетом) и предприятием складываются под влиянием таких факторов, как определение объекта налогообложения, ставок налога, предоставление налоговых льгот.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Принципы организации финансов коммерческих организаций

Финансы коммерческих организаций представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования .

Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности:

1). Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложение денежных средств с целью получения прибыли. Коммерческие организации с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности (налоги, начисление амортизации).

2). Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия способны полностью реализовать этот принцип. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают дополнительные ассигнования из бюджета на разных условиях.

3). Принцип материальной заинтересованности - объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление. Принцип материальной ответственности - означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства.

4). Принцип обеспечения финансовых резервов - необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления в резервный фонд производятся до налогообложения прибыли .

Виды прибыли. Распределение и использование прибыли

Прибыль - это совокупный доход от деятельности предприятия за вычетом совокупных издержек. В широком смысле прибыль определяют как разницу между полученной финансовой выгодой (выручка от реализации производимых товаров или услуг) и понесенными затратами (приобретение, производство, сбыт и доставка товаров и услуг). Прибыль является самым важным показателем, который характеризует эффективность производства и качество производимой продукции. Это показатель рентабельности бизнеса, то, ради чего и осуществляется вся предпринимательская деятельность .

На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:

как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки).

Виды прибыли:

1). Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов", а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных: штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций; процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия; курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте; прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; убытков от стихийных бедствий; потерь от списания долгов и дебиторской задолженности; поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные; прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

2 ). Валовая прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

3 ). Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.

4 ). Маржинальная прибыль - это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

5 ). Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.

6 ). Реальная прибыль - это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.

7 ). Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.

8 ). Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.

9 ). Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.

10). Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах .

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства. Предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством. Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыл (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия). Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия. Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из прибыли, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников. В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятия направляется на финансирование работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на модернизацию оборудования; улучшения качества продукции; техническое перевооружение производства. Также прибыль направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. В акционерных обществах основной целью распределения прибыли предприятия является обеспечение необходимой пропорциональности между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций предприятия за счет капитализации части прибыли (превращение финансовых средств в капитал). Прибыль также используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкции. При использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв. Некоторые предприятия используют часть прибыли на благотворительные цели.

финансовый коммерческий прибыль убыток

Планирование распределения прибыли осуществляется в два этапа. На первом определяется потребность в прибыли по следующим направлениям ее использования:

а) для финансирования развития материально-технической базы предприятия - авансирования основного капитала;

б) для финансирования прироста собственных оборотных фондов - авансирование собственного оборотного капитала;

в) для создания финансовых резервов;

г) для погашения долгосрочных и среднесрочных кредитов банка и уплаты процентов по ним;

д) для погашения прочих видов кредитных обязательств предприятия (облигации) и уплата процентов по ним;

е) для обеспечения социального развития предприятия и повышения материальной заинтересованности работников с учетом потребности в социальных, культурных, жилищных мероприятиях и их стоимости;

ж) для обеспечения выполнения налоговых обязательств перед государством;

з) для выплаты дивидендов (если такие расходы предусмотрены учредительными документами).

На втором этапе сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению. Общая сумма потребности в прибыли по основным вышеперечисленным направлениям ее использования представляет собой один из вариантов величины целевой прибыли предприятия .

Список использованных источников

1. Бурмистрова, Л.М. Финансы организаций (предприятий) /Л.М. Бурмистрова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

2. Баканов, М.И. Экономический анализ предприятия/М.И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 416 с.

3. Быкадоров, В.Л. Финансого-экономическое состояние предприятия/В.Л. Быкадоров. - М.: Приор, 2009. - 470 с.

4. Володина, А.А. Управление финансами/А.А. Володина. - М.: Инфра-М, 2011. - 510 с.

5. Ивасенко, А.Г. Финансы предприятий (организаций) /А.Г. Ивасенко. - М.: КноРус, 2009. - 208 с.

6. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий) /В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2009. - 352 с.

7. Кейлер, В.А. Экономика предприятия/В.А. Кейлер. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 132 с.

8. Ковалев, В.В. Финансовый анализ/В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 512 с.

9. Крутик, А.Б. Основы финансовой деятельности предприятия/А.Б. Крутик. - СПб.: Бизнес-пресса, 2009. - 448 с.

10. Лапуста, М.Г. Финансы организаций (предприятий) /М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 576 с.

11. Попова, Р.Г. Финансы предприятий/Р.Г. Попова. - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.

12. Скобелева, Ю.А. Финансы/Ю.А. Скобелева. - М.: Проспект, 2011. - 320 с.

13. Шевчук, Д.А. Финансы предприятия/Д.А. Шевчук. - М.: Юнити, 2009. - 209 с.

14. Шевчук, Д.А. Финансы предприятия/Д.А. Шевчук. - М.: ЛитРес, 2009. - 436 с.

15. Шевчук, Д.А. Финансы предприятия/Д.А. Шевчук. М.: ЛитРес, 2009. - 220 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика финансовых отношений коммерческих организаций. Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий. Классификация, порядок формирования и направления использования средств основных денежных фондов коммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2010

    Сущность и структура финансов коммерческих организаций, их назначение в деятельности данных учреждений, влияние на устойчивость и платежеспособность. Состав собственных финансовых ресурсов коммерческих организаций, источники и порядок их формирования.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Раскрытие экономической сущности и общая характеристика принципов организации финансов коммерческих предприятий, их основные функции. Определение источников финансирования коммерческих организаций. Значение собственного капитала в деятельности фирмы.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Понятие финансовых ресурсов организаций, их источники и виды. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций и повышение его эффективности. Роль финансовой политики в системе стратегического управления компанией.

    дипломная работа , добавлен 04.10.2015

    Сущность финансов и финансовых отношений коммерческих организаций. Понятие, сущность и классификация финансовых ресурсов. Классификация, порядок формирования и направления использования средств основных денежных фондов коммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2008

    Особенности организации и функционирования финансов коммерческих организаций. Источники финансовых ресурсов предприятия, их формы и виды. Анализ формирования финансов на примере ОАО "МРМЗ", повышение эффективности использования оборотных средств.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2012

    Общая характеристика основных признаков коммерческих предприятий, обзор их разновидностей. Основные источники формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций. Особенности финансов кредитных и страховых компаний, специфика их взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2014

    Сущность и особенности организации финансов коммерческих предприятий, принципы организации соответствующих отношений, а также главные факторы, влияющие на функционирование. Особенности финансов кредитных организаций. Организация и роль ссудного фонда.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Понятие, порядок и основные принципы формирования финансов хозяйствующих субъектов, критерии их классификации и разновидности. Направления финансовых отношений хозяйствующих субъектов. Общая характеристика организации финансов коммерческих организаций.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2010

    Основные показатели хозяйственной деятельности ООО "Кондитер": организационная характеристика предприятия; оценка финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг. Анализ рентабельности предприятия; динамика, состав и использование прибыли.

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. Рынок стимулирует коммерческие организации и предприятия к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в формировании уставного капитала других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации и предприятия всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 г., происходит по нормам, установленным законодательно.
Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих предприятий и организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий в 1996 г. составила 70%, что соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время не все коммерческие организации и предприятия способны реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.
Принцип материальной заинтересованности - объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников предприятия реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия этот принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, экономически обоснованной амортизационной политики, созданием экономических условий для развития производства. Само предприятие может способствовать реализации данного принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятий, ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины. Очевидно, что в настоящее время имеются слабые предпосылки для реализации этого принципа: существующая система налогообложения носит ярко выраженный фискальный характер, из-за сложности экономической ситуации в стране многие коммерческие организации и предприятия не выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные сроки и, наконец, падение производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства.
Руководители предприятий несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».
К отдельным работникам предприятий и организаций применяются система штрафов в случаях допущения брака, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.
Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.
Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения предприятий также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.
Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.
Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

Организация финансов коммерческих организаций в любой отрасли и на предприятиях разного организационно-правового статуса строится на единых базовых принципах:

Принцип экономической самостоятельности. Это принцип, наиболее ярко отражающий суть рыночной экономики. Он реализуется в суверенном, неограниченном и свободном определении предприятиями своих расходов, самостоятельном выборе источников финансирования, форм расчетов. Предприятия работают вне административного давления при выработке кредитной политики в отношениях с партнерами, при расходовании прибыли, инвестировании, отношениях с банками и во многих других аспектах. Некоторые регламенты, безусловно, существуют – налоговые ставки, тарифы обязательных страховых взносов, критерии собственников. Однако в целом предприятие в рыночной среде обладает большой степенью экономической свободы.

Принцип самофинансирования. Этот принцип финансового самообеспечения также является хорошей иллюстрацией действия рынка. Финансирование текущей деятельности и инвестиций исключает безвозвратные бюджетные вливания, дотации и субсидии. Получение кредитов не отменяет принципа самофинансирования, поскольку их возврат основан на росте собственных источников.

Принцип материальной заинтересованности. Коммерческая организация мотивируется ростом прибыли в текущем периоде, ростом ценности организации – в долгосрочном.

В этом заинтересованы и стейк-холдеры – стороны, заинтересованные в развитии бизнеса организации. К ним относятся работники, хозяйственные партнеры, кредиторы, инвесторы, собственники, менеджеры. Консенсус достигается адекватными финансовыми ориентирами в распределении прибыли, ставками налогообложения, процентными ставками, уровнем выплаты дивидендов и т.д.

Принцип финансовой ответственности. Юридическая ответственность сформирована набором налоговых и хозяйственных санкций, штрафов, санкций по трудовому и банковскому законодательству, Однако есть и понимание финансовой ответственности в более высоком экономическом смысле. По сути, речь идет об ответственности менеджеров за эффективную работу организации. В этом смысле их бездействие должно рассматриваться как движение в сторону финансовой несостоятельности. Как писал член французской академии, юрист Пьер Луи Лакретель (XVII в.), "в финансах наказание следует тотчас за оплошностью". Оценку финансовому менеджменту в конечном итоге дает собственник: миноритарные акционеры голосуют "ногами", а контрольный владелец меняет неэффективного финансового управляющего.

Принцип создания финансовых резервов. Этот принцип иллюстрирует осмотрительность и предусмотрительность, которые должны проявлять финансовые службы, предвидя наступление неблагоприятных событий и реализацию финансовых рисков. Финансовые резервы могут создаваться как по требованиям регулятора, так и самостоятельно. Примерами могут служить резервы из чистой прибыли, резервы по сомнительным долгам, резервы по падению котировок ценных бумаг и прочие резервы.

Принцип контроля. Этот принцип проявляется в проведении контрольных, ревизионных и иных подобных мероприятий со стороны вышестоящих органов, органов исполнительной власти, налоговых служб, внебюджетных фондов и т.д. Цель контроля, надзора и аудита – проверка целесообразности расходования денежных средств, соблюдения финансового законодательства, достоверности финансовой отчетности. Финансово ответственный менеджмент коммерческой организации организует службу внутреннего контроля и аудита. Это важно в плане предупреждения нежелательных изменений в финансовом состоянии компании.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются доход и прибыль, а также амортизационные отчисления, резервный и иные денежные фонды.

К основным принципам организации финансов коммерческих предприятий (организаций) относятся: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовых ресурсов, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

Принцип хозяйственной самостоятельностиобеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Организация самостоятельно разрабатывает ценовую политику.

Самофинансирование - принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при не только текущие расходы, но и капитальные вложения, а также финансирование социально-экономического развития предприятия и расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников финансирования.

Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные централизованные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческого предприятия, амортизационные отчисления и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников (главным образом из полученной прибыли и амортизационного фонда).

В условиях рыночной экономики обеспечение принципасамофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.

Принцип материальной заинтересованности в результатах коммерческой деятельности на предприятии проявляется в получении прибыли как источника материального поощрения за достигнутые положительные результаты деятельности предприятия и его коллектива. Интересы государства и работников предприятий могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятия.

Принцип материальной ответственности предприятий определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми фондами и другими предприятиями, банками. Особые формы ответственности предусматриваются для налогоплательщиков, нарушающих налоговое законода-тельство. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом.


Экономическая ответственность предприятий усиливает-ся системой страхования предпринимательских рисков и повышением роли страховых возмещений, поступающих от страховых компаний, в финансовых ресурсах предприятий.

Рациональная организация финансов сферы материаль-ного производства достигается при рациональном выборе финансовых ресурсов, оптимальном сочетании собственных и заемных средств.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенным риском невозврата вложенных в бизнес средств. Формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов способно укрепить финансовое положение организации в критические моменты хозяйствования.

Принцип контроля за финансово-хозяйственной деятельностью проявляется через анализ финансовых показателей и меры воздействия различного содержания. Способствует выявлению отрицательных тенденций, определению факторов, оказывающих влияние на ее финансовое состояние, разработке мер воздействия. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, целевым расходованием финансовых ресурсов способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отношениями.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение, Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов. .

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач,

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств -бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% общего объема государственных рас-

ходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение -формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем - и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но йсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес"частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника,

Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.

В связи с этим государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

финансы и цена:

цена – основа стоимостного распределения совокупного общественного продукта по элементам, т е с помощью цены происходит первичный процесс формирования стоимости общественного продукта. Распределительные отношения в сфере ценообразования вкл. в себя: 1) отношения между юр. лицами по поводу определения цены на товар, 2) между юр. и физ. Лицами по поводу определения тарифных ставок, 3) между гос-вом и юр. лицами по поводу регулирования цен для монополистов, 4) между бюджетом и физ. лицами.

Взаимосвязь состоит в том, что:

цена является основой финансового распределения стоимости,

финансы корректируют пропорции установленные ценами в условиях экономического развития общества.

Отличие в том, что цена осуществляет формирование стоимости на стадии производства, а с помощью финансов происходит превращение скрытых форм собственности в денежные средства.

финансы и кредиты:

кредит – распределительные отношения по поводу распределения временно свободных денежных средств для покрытия определенных потребностей

Появление временно свободных средств обусловлено следующими причинами: 1) наличное кол-во денежных средств превышает потребность в ресурсах, 2) наличных средств недостаточно для удовлетворения определенных целевых потребностей и эти ресурсы должны накапливаться, 3) несовпадение срока платежа и срока получения денежных средств.

Отношения могут быть: 1) между юр. лицами по поводу вексельного кредита, 2) между банком и юр. лицом по поводу кредита, 3) между банком и физ. лицом по поводу ссуды на стр-во, 4) между юр. и физ. лицами по поводу потребительского кредита, 5) между гос-вом и юр. лицом по поводу выдачи казначейских ссуд, 6) между бюджетными фондами, 7) между физ. лицами по поводу векселей под проценты, 8) между банками по поводу межбанковского кредита.

Взаимосвязь:

комплексное использование финансовых и кредитных ресурсов, при недостатке финансовых средств предприятие берет кредит, а при их излишке хранит на депозитных счетах,

сочетание финансовых и кредитных методов обеспечения ресурсами расширенного воспроизводства.

Отличия: 1) объектом распределения финансов является национальный доход ВНП, объектом распределения кредита – только часть ВНП (временно свободные средства), 2) принципы финансирования основаны на безвозмездности, бессрочности, безвозвратности, но на целевой основе и не требуют никокого обеспечения, а принципы кредитования основаны на принципах срочности, возвратности, платности и обеспечения, 3) назначение финансов – формирование доходов, накопление и использование этих средств по целевому назначению, а основное назначение кредита – аккумулирование денежных средств и их использование на неотложные нужды в виде ссуд, 4) финансы имеют только одностороннее движение стоимости, а кредит – разорванное во времени движение стоимости, 5) перераспределение кредитных ресурсов происходит только между субъектами распределительных отношений, а финансовое распределение охватывает не только субъектов, но и распределяет еще в рамках каждого субъекте по целевому назначению, 6) кредитные ресурсы тесно связаны с денежным оборотом и с их помощью осуществляется регулирование объема денежных средств, финансы такой тесной связи не имеют.

финансы и зарплата:

зарплата – распределительные отношения по поводу распределения и перераспределения вновь созданной стоимости для создания индивидуальных доходов в соответствии с условиями труда, кол-вом и качеством затраченного труда, то есть зарплата – мера стоимости труда

Зарплата включает в себя систему отношений:

между юр. и физ. лицами по поводу установления дохода,

между бюджетом и юр. лицами по поводу формирования ФОТ,

между бюджетом и физ. лицами по поводу пособий и льгот.

Взаимосвязь: 1) с помощью финансов формируется ФОТ и отделяются от других временно свободные средства, а с другой стороны ФОТ выступает устойчивым источником финансовых ресурсов для формирования оборотных средств, покрытия потребностей запасов, 2) в результате распределения ФОТ формируется финансовыми методами, а распределение полученных доходов осуществляется через механизм оплаты труда.

Роль финансов в разгосударствлении собственности. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. В процессах разгосударствления и приватизации финансы играют важную роль. С одной стороны, от продажи объектов республиканской и коммунальной собственности в республиканский и местные бюджеты поступают доходы. С другой стороны, приватизация предполагает проведение инвентаризации объекта, подлежащего приватизации с целью определения его рыночной стоимости.

В результате приватизации меняется не только собственник, но и организационно-правовой статус субъекта хозяйствования. Это в свою очередь обусловливает организацию их финансов: источники и порядок формирования уставного фонда, систему распределения прибыли (дохода), взаимоотношения с бюджетом, финансовую отчетность. Как показывает опыт Республики Беларусь, преимущественной формой разгосударствления приватизации стали акционерные общества открытого и закрытого типа. На организацию финансов предприятий влияют не только организационно-правовые формы хозяйствования, но и сфера и характер деятельности субъекта. От этого зависит в первую очередь скорость оборота авансируемого капитала, система распределения прибыли, состав формируемых и используемых денежных фондов, взаимоотношения с бюджетом.

Финансы предприятий (организаций) - это относительно самостоятельная сфера финансов, которая охватывает широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций, выраженных в виде различных денежных потоков, возникающих с внешними контрагентами и организациями.

Именно в сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам распределяются и перераспределяются в экономике и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Финансы предприятий (корпораций) - это область практической деятельности, которая как самостоятельный раздел финансовой науки сформировалась относительно недавно - в начале 50-х гг. XX в., как в бывшем СССР, так и в индустриальных странах. Основой для этого послужили достижения целого ряда таких научных дисциплин, как "Экономическая теория", "Теория финансов", "Бухгалтерский учет и аудит", "Экономический анализ" и др.

При формировании и использовании всех источников средств, вовлекаемых в хозяйственный оборот, возникает широкий спектр денежных отношений, которые и выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновременно являются объектом непосредственного финансового управления.

Что же входит в эту сферу финансовых отношений? Здесь следует обратить внимание, что традиционная для бывшего СССР система данных отношений (связей) значительно изменилась в настоящее время.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения возникают между:

■ предприятием и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

■ предприятием, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплаты неустойки, передачи залога);

■ предприятием-инвестором и другими предприятиями и организациями по поводу его кратко- и долгосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов;

■ предприятием, финансовыми (кредитными) институтами и другими предприятиями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, займов, страховых платежей и страховых возмещений, обеспечения финансирования под уступку денежного требования, платежей в негосударственные пенсионные фонды и т. п.);

■ предприятиями (дочерними и материнскими) по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств;

■ предприятиями и учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодоприобретениями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления;

■ предприятиями и другими членами простого товарищества по поводу вкладов в соответствии с договорами и распределения прибыли, полученной членами товарищества в результате их совместной деятельности;

■ предприятиями и правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии;

■ предприятием и его наемными работниками по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления;

■ предприятием и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих платежей;

■ предприятиями и его работниками при удержании налога на доходы физических лиц, а также других удержаний и вычетов;

■ предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и взносов во внебюджетные фонды;

■ государством и предприятиями при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством.

Нетрудно заметить, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством и охватывают процесс распределения и перераспределения ВВП. При этом последние три группы выражают перераспределительные отношения и входят в сферу финансов как предприятий, так и государства.

В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений:

■ связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфическая сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами предприятий;

■ возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций).

Финансовые отношения формируются в процессе кругооборота средств предприятия и опосредуются соответствующими денежными потоками по различным видам его деятельности (текущей, инвестиционный, финансовой). Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий может быть сгруппирована по трем основным денежным потокам и иметь четкие стоимостные характеристики.

Движение средств этих денежных потоков влияет на всю структуру бухгалтерского баланса предприятия, его активы и пассивы, изменение величины всех денежных фондов и обязательств. "Отток" части денежного потока предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

Финансовый поток - это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов предприятий и домашних хозяйств), аккумулированных в бюджете или внебюджетных (централизованных) фондах, т. е. в сфере государственных финансов. Синоним понятия "финансовый поток" - "финансовые средства". Это часть денежных потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах государства (в бюджетной системе и внебюджетных фондах), направляемых на целевое финансирование. Таким образом, финансовые средства - это уже всегда перераспределенные средства.

Изложенное позволяет сделать несколько важных для определения содержания финансов предприятий выводов:

■ финансы предприятий всегда связаны с реальным оборотом его денежных средств, денежными потоками, возникающими при осуществлении хозяйственной деятельности и хозяйственных операций;

■ порядок ведения этих операций в той или иной степени регламентирован государством;

■ в результате движения денежных и финансовых потоков формируются и используются различные денежные фонды (доходы) предприятия (уставный и рабочий капитал, фонды специального назначения, прочие денежные фонды), которые в статическом состоянии принимают форму финансовых ресурсов и могут вкладываться (высвобождаться) в оборотные и внеоборотные активы предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия - это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различных видов поступлений.

Отсюда можно дать и общее определение экономического содержания финансов предприятий как совокупности денежных отношений, регламентированных государством, связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками, формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

Финансы населения являются структурным элементом частных (децентрализованных) финансов, в состав которых входят:

финансы домашнего хозяйства, включающие финансы семьи (если это расширенное домашнее хозяйство, в состав которого входят несколько семей);

финансы семьи, если в составе домашнего хозяйства представлена одна семья;

личные финансы каждого из членов семьи.

Среди исследователей, занимающихся домохозяйственной тематикой, наблюдается широкое разнообразие взглядов на понятия «семья» и «домашнее хозяйство». Плюрализм в объяснении существования, роли и места финансов населения и характера взаимоотношений с другими элементами финансовой системы объясняется возрастающей ролью домашних хозяйств в процессе распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Под организацией финансов предприятий понимается состав денежных фондов предприятий, порядок их образования и использования, соотношение между размерами фондов предприятий, взаимоотношения предприятий с финансово-кредитной системой.

На организацию финансов прежде всего влияет организационно-правовая форма хозяйствования. Это находит отражение и в содержании финансовых отношений: в характере формируемых денежных фондов и направлениях их использования, в системе распределения прибыли, взаимоотношениях с различными звеньями общегосударственных финансов.

Предприятия каждой из форм собственности имеют свою специфику формирования собственного капитала (Уставного фонда) и распределения дохода. Наиболее часто встречаются такие формы организации бизнеса как общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Общество с ограниченной ответственностью образуется на основе собственности нескольких участников. Сумма взносов всех участников образует Уставный фонд. Участник может продать свою долю третьим лицам лишь с согласия других участников, поэтому рынка для этого типа прав собственности не существует.

2. Управление финансами. Финансовая политика.

Сущность и органы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне: государства и его субъектов; хозяйствующего субъекта. Финансовый контроль: сущность, формы и методы. Финансовая политика: содержание и значение. Роль финансового механизма в реализации финансовой политики.

1.Финансовая политика

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

2. Цели финансовой политики

Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее. Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в током случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используются для достижения целей экономического развития. Существуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам рФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.

Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение экономет-рических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1. Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:

1. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.).

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

Объекты контроля:

Бюджетный контроль; контроль за внебюджетными фондами; налоговый контроль; валютный контроль; кредитный контроль; страховой контроль; инвестиционный контроль; контроль за денежной массой.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют:

1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;

2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:

1) специфику внутренней и международной обстановки;

2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.

Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИДля реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его интересов, что является залогом эффективности финансовой политики.

Структура финансового механизма достаточно сложна. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Сочетание элементов финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.