Основные свойства восприятия. Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возра­ста

Год ратифицирования Конвенции о защите прав ребенка в России.

Базовые и универсальные принципы работы психолога в образовании:

A) П.Я.Гальперин

6.Педагогическая психология – отрасль психологической науки, которая изучает

A) факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса

8. Переживаемое человеком состояние нужды в чем - либо - это:

A) Потребность.

10.Общность, добровольно объединенная на основе интересов и дружбы - это:

A) Референтная группа.

11.Свойство восприятия, когда воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл:

A) Осмысленность восприятия.

12.Мышление, непосредственно включенное в деятельность:

A) Наглядно-действенное мышление.

13.Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

A) Интеллектуальными

14. Типом темперамента является:

A) Флегматичный.

15. Свойством эмоций не является:

A) Идентификация.

Ж.Пиаже отделяет при изучении структуры интеллекта

A) Функции и содержание

A) Совокупность устойчивых мотивов и потребностей, опосредующих цели личности.

18. Дефицитарные потребности это:

A) Биологические потребности.

19. Выполняемая индивидом социальная функция, способ его поведения в системе межличностных отношений называется:

20. Относительная независимость параметров фигуры от изменения её фона это:

A) Константность

21. Какой из видов памяти развивается онтогенетически ранее:

A) Эмоциональная.

22. Использование специальных приемов улучшения запоминания называется:

A) Мнемотехникой.

23. Какая из нижеперечисленных не является стадией развития интеллекта в генетической теории Ж.Пиаже:

A) Стадия учебной деятельности

24. Речь, обычно сопровождающая игру дошкольника и обращенная, как правило, к самому себе:

A) Эгоцентрическая речь

25. Видами пассивного воображения являются:

A) Фантазии и грёзы.

26. Внимание, включающее волевую регуляцию, называется:

A) Интеллектуальным.

27. Волевое усилие это:

A) Форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека

28. Назовите понятие, которое не является типом темперамента:

A) Лептосоматик.

29. Неуправляемый тип акцентуации характера заключается в:

A) Импульсивности, конфликтности, нетерпимости к возражениям

30. Дж. Уотсон является основателем :

A) П.К. Анохин.

32. Речь, представляющая развернутое высказывание, предполагающая длительный путь по переводу смысла в значение это:



A) Монологическая речь

33.Каждый психический процесс связан:

A) С работой всей нервной системы

34. Уподобление себя другим - это:

A) Идентификация.

35.Не является механизмом социальной перцепции:

A) Стереотипизация.

Свойство восприятия, когда человек воспринимает окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов

A) Предметность восприятия.

37."Комплекс неполноценности" - этот термин, который был введен в психологию:

A) А.Адлером.

38.Состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий называется:

A) Аффектом.

39.Флегматик проявляется как:

A) сильный, уравновешенный, инертный.

40.Природные способности это:

A) Биологически обусловленные и связанные с врожденными задатками

41.Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

A) Экспериментом.

42. Высшая форма направленности личности - это:

A) Убеждение.

43. Термин «защитные механизмы» был введён в психологию:

A) З.Фрейдом

44. Общественно-санкционированные способы реализации социальной функции личности называется:

A) Социальной ролью.

45. Рецепторы экстероцептивных ощущений находятся:

A) На поверхности тела.

46. Память, которая основана на повторении материала без его осмысления, называется:

A) Механической

47. Активность, избирательность, опосредованность деятельностью - характерные признаки памяти:

A) Человека.

48. Эгоцентричность детского мышления проявляется в:

A) В неспособности видеть мир не со своей точки зрения.

49. Функция речи, заключающаяся в обозначении тех или иных предметов, явлений, действий и т. д.:

A) Семантическая.

50. Сновидение это:

A) Пассивный вид воображения

51. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как:

A) Концентрация.

52. Форма психического отражения, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий:

53. Характер это сочетание:

A) Индивидуального и типического

54. Сущность демонстративного типа акцентуации характера заключается в:

A) Аномальной способности к вытеснению

55. Основоположник первой научной психологической лаборатории в России:

A) Бехтерев

56. Термин "психология" в научный оборот ввел:

A) X. Вольф.

57. Афазией называется:

A) Нарушение речи

58.Система отрицательных эмоциональных переживаний, сопровождаемых соответствующими негативными психологическими симптомами: (низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность и мотив избегания неудачи):

A) комплекс неполноценности

59. Процесс, направленный на достижение цели, называется:

A) Действием.

60.Связанные с удовлетворением определенных потребностей, побуждения к деятельности являются :

A) Мотивы.

61.К основным свойствам восприятия, как психического процесса относятся:

A) Предметность, целостность, константность

Большинство из нас воспринимает окружающую действительность достаточно поверхностно, особенно когда окружающее пространство нам хорошо знакомо. Процесс нашего беспрерывного думания, отвлекая нас от чувственного восприятия действительности, навязывает нашему бессознательному некую привязку, определение, название интерпретирующие окружающее пространство по сравнительному принципу. Соответственно, мы, находясь в плену такого рода мыслеформ, пребываем в рамках достаточно примитивного, узкочастотного осознавания реальности.

Нам будет достаточно сложно пробудиться духовно, если мы не остановим эту навязчивую и неконтролируемую раздачу имен и названий.

Что требуется?

Для начала необходимо начать это осознавать, практически научиться наблюдать за собой со стороны в те моменты, когда происходят привязки. Когда раздача имен прекращается, появляется столь необходимое внутреннее пространство. Процесс объективно активируется, даже когда мы всего лишь начинаем все это осознавать..

Метод:

Выберите какой-нибудь, находящийся рядом, предмет - ручку, кресло, чашку, растение - и исследуйте его вербально, другими словами, проявив истинное любопытство, начните смотреть на него с бОльшим, чем обычно, интересом. Избегайте, по началу, предметы, вызывающие в вас сильные личные ассоциации, предметы с надписями - например, книги и т.п. - они, как правило, стимулируют появление мыслей.. оставаясь бдительными и расслабленными, обратите все свое внимание на детали.

Если будут приходить мысли - не акцентируйте на них внимание - пусть «текут» нас интересуют не они.

Через несколько минут окиньте взглядом окружающее вас пространство, и, поверьте, ваше бдительное (сконцентрированное) внимание более ярко высветит каждый предмет, на каком оно остановится.

А теперь прислушайтесь к звукам. Осознавайте их столь же внимательно и проникновенно. Они могут быть как естественными, природными (шум воды, ветра, голоса птиц), так и созданные человеком..могут быть как приятными, так и не совсем - не разделяйте их на плохие и хорошие. Позвольте каждому звуку быть таким, как он есть - не интерпретируйте.

Если вы привыкните смотреть и слушать таким образом, то сможете начать ощущать (осознавать) тонкие (поначалу, возможно, едва уловимые) чувства умиротворения, гармонии и спокойствия.

Пустая кушетка

Бодрого утра! Ловите ответы на вчерашний тест! ⠀ 💖...

Дереализация, также называемая аллопсихической , это патологическое состояние, при котором нарушается психосенсорное восприятие реальности окружающего мира.

При этом расстройстве человек искаженно воспринимает окружающую действительность, она может казаться как будто отдаленной, нереальной, обесцвеченной. Реальность воспринимается призрачной. Знакомая обстановка, предметы, явления ощущаются чуждыми, неестественными, видоизмененными. Либо, наоборот, у индивида наблюдается дежавю (dejavu – уже виденное).

У человека создаются ощущения сходные со сновидением, с нахождением внутри компьютерной игры, мир кажется нереальным.

Дереализация это невротическое расстройство. Зачастую при этом больной сохраняет полный контроль над своими действиями, демонстрирует адекватное поведение и полностью вменяем. Индивид дает себе отчет в нелогичности, нереальности своего состояния. Синдром дереализации может проявляться короткое и продолжительное время, может происходить эпизодически, а может повторяться часто.

Связь дереализации и деперсонализации

Дереализация часто возникает вместе с расстройством самовосприятия личности – . При деперсонализации индивид воспринимает свое тело и собственные действия, как сторонний наблюдатель, который не имеет возможности управлять.

Международная классификация болезней не разделяет эти два состояния и обозначает их как «Синдром деперсонализации-дереализации» (F 48.1). Часто под термином «дереализация» понимают группу расстройств со сходными симптомами, которые выражаются в искаженном восприятии окружающей действительности.

Комплекс провоцирующих причин

Дереализацию считают достаточно распространенным расстройством, оно наблюдается у более чем 4% людей, и количество больных все время растет. Она часто выступает как защитный механизм человека в , при различных потрясениях, переживаниях. Наиболее часто это расстройство восприятия встречается у индивидов обоих полов в возрасте до 25 лет, то есть в период становления и самоопределения.

Расстройство чаще всего наблюдается у экстравертов, которые обладают чрезмерной впечатлительностью и эмоциональностью. Высок риск появления приступов расстройства у индивидов склонных к перфекционизму, и имеющих завышенный уровень притязаний.

Среди основных причин, вызывающих развитие дереализации называют:

  1. Биохимические причины . В организме больного вырабатывается недостаточное количество дофамина, серотонина, норадреналина, которые регулируют работу психоэмоциональной сферы, отвечают за ощущение удовольствия, положительный настрой. Также причиной может быть недостаток гамма-аминомасляной кислоты, сниженная функция нейронной опиатной системы. Наследственность. Склонность к патологической тревожности может быть генетически заложена, и быть неким «семейным» способом реакции на стрессовые ситуации.
  2. Личностно-психологические причины . К развитию расстройства может приводить наличие таких индивидуальных черт человека как впечатлительность, мнительность, повышенные требования к самому себе, ранимость, перфекционизм, педантизм, склонность фиксироваться на негативных ситуациях.
  3. Соматические причины . Развитие дереализации может быть спровоцировано наличием у индивида следующих заболеваний: гипогликемии (пониженный уровень глюкозы в крови); некоторых заболеваний внутренних органов; патологических процессов во внутренних органах; гипертироидизма (избыточной функции щитовидной железы); болезней дыхательной системы; феохромоцитомы (гормонально-активной опухоли, чаще расположенной в мозговом слое надпочечников); пролапса митрального клапана.
  4. Социальные причины . Расстройство может развиваться вследствие неблагоприятной семейной ситуации, детских психологических травм, конфликтной обстановки в учебном или трудовом коллективе, смерти близких, наличия затяжной или неизлечимой болезни, развода, отсутствия эмоциональной поддержки.
  5. Зависимости . Факторами риска развития синдрома являются наркотическая, алкогольная зависимости, табакокурение, употребление психоактивных веществ.
  6. Отсутствие здорового образа жизни . Нехватка сна, некачественный сон, отсутствие полноценного отдыха, неправильный режим работы, умственные и физические перегрузки также являются благоприятной средой для развития расстройства.

Симптомы и клиника дереализации

При дереализации у больных появляется ощущение, что действительность, объекты, социум являются не естественными, фантастическими, чуждыми, при этом больной не может найти объяснения тому, как это произошло.

Действительность воспринимается как сквозь сон, будто сквозь стекло, непрозрачную пленку, туман. Окружающее может восприниматься как декорации. Все вокруг кажется не имеющим объема, нечетким, неярким, не имеющим перспективы.

При приступах расстройства искажается восприятие времени. У некоторых больных возникает ощущение, что процессы вокруг замедлились, остановились. У других пациентов наоборот появляется ощущение ускорения временных процессов, стремительности событий. В редких случаях пропадает восприятие прошлого, настоящего и будущего, и все воспринимается как настоящее.

Самыми распространенными симптомами дереализации являются зрительные нарушения. Окружающее может восприниматься однотонным, серым, расплывчатым. Все вокруг может напоминать рисунок карандашом.

В редких случаях может происходить обратное – все вокруг кажется очень ярким, похожим на мультфильмы. Зрительные искажения проявляются также в «туннельном» зрении, когда все, кроме объекта фокусировки, сливается. Также мир вокруг может восприниматься перевернутым на 180°, либо как зеркальное отражение.

Слуховые нарушения выражаются в восприятии речи других людей как замедленной, обостренном восприятии отдельных звуков, звоне в ушах. Звуки могут восприниматься как отдаленные.

При аллопсихической деперсонализации возникают нарушения тактильного восприятия: больной не может определить на ощупь физические параметры предмета (температуру, материал, текстуру).

Искажение восприятия пространства выражается в том, что индивид не может оценить расстояние: далекое кажется близким, близкое — далеким.

Диагностика и тест на расстройство

Необходимо проводить дифференциальную диагностику, чтобы поставить диагно. Это нужно для того, чтобы исключить наличие более серьезных психопатологических синдромов. Для этого психотерапевтами используется опрос по шкале Нуллера и Генкиной.

  • (бензодиазепиновый ряд) – ;
  • – Кломипрамин;
  • – Кветиапин.

Также пациентам рекомендован прием калия, магния, витаминов группы В, а также поливитаминов.

В случае, если у пациента выявлена склонность к депрессивным состояниям, то рекомендовано назначать лечебную диету, гимнастику и сеансы групповой терапии. Если синдром возник на фоне уже существующего депрессивного расстройства, то назначается медикаментозная терапия с применением антидепрессантов селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) – Флуоксетин, антиконвульсантов – Ламотриджин.

На втором этапе внимание акцентируют на причинах возникновения дереализации. В этом помогают психотерапевтические сеансы. Они направлены на выявление и устранение причин, которые оказали влияние на состояние пациента. Эффективными считаются когнитивно-поведенческие техники, методы самовнушения. Рекомендуется также .

Профилактика дереализации должна быть направлена на устранение из жизни стрессовых ситуаций, которые провоцируют расстройство.

Необходимо уделить внимание режиму труда и отдыха, привести в порядок количество и качество сна. Предупредить появление синдрома можно, отказавшись от пагубных привычек. Рекомендуется уделять внимание состоянию здоровья: вести активный образ жизни, получать полноценный отдых, полноценно питаться, заниматься спортом, иметь ежедневные физические нагрузки. Для уменьшения количества рекомендован контрастный душ, дыхательная гимнастика, ароматерапия.

Приступы дереализации не только ухудшают качество жизни, но и могут быть опасны, так как могут случиться за рулем автомобиля, на улице, в ситуации, когда жизнь человека зависит от его концентрации на событиях.

Если не начать терапию данного расстройства, то последствия могут быть достаточно тяжелыми. Приступы могут привести к изменениям в психике, и к развитию серьезных патологий центральной нервной системы.


Окружающий мир – один, но для любого из 6 млрд. человек, в настоящее время проживающих на планете, этот мир – индивидуален. Потому что у каждого из этих людей восприятие окружающего мира происходит по — своему. Кому-то мир кажется агрессивным и враждебным, а кому-то – спокойным и дружелюбным. Кто-то ищет любую возможность для развития собственного дела, а кому-то кажется, что все шансы уже давно исчерпаны. Какие-то неприятности в жизни одного человека, могут быть несоизмеримыми с проблемами в жизни другого и т.д. Но какой, же мир на самом деле, и какова вообще жизнь в нём, в любом человеке обязательно должно присутствовать чувство реальности ?

На этот вопрос есть множество разных ответов, и они обязательно будут противоречить друг другу. Это вполне закономерно, потому что сколько людей – столько и мнений. И здесь не будет абсолютно верного или неверного убеждения. Во что бы человек ни верил и как бы он ни воспринимал окружающую его действительность – это будет правильно. Но как же, в таком случае, найти единственно истинное утверждение? Для этого нужно попытаться взглянуть на реальность совсем по-другому, отбросив всё кажущееся и видимое, важное и несущественное, и постараться отрешиться от своего взгляда на жизненные события.

Жизнь переменчива и динамична. Порой, её проявления настолько таинственны, что о них можно было даже не подозревать. Она настолько же разнообразна, насколько различны взгляды людей. Но жизнь не существует сама по себе. Она полностью зависит он человека, который является своим собственным творческим законом. Его внутренние убеждения и есть тот «магнит», который притягивает огромное количество жизненных испытаний. И какими они будут – трудными или легко преодолимыми – зависит только от того, какое восприятие окружающего мира у человека.

Каждому человеку присуще быть уверенным, что он видит жизнь такой, какая она есть фактически, т.е. с объективной точки зрения. На самом деле, всё обстоит несколько иначе. Человек воспринимает окружающую действительность через «линзу» собственного опыта, взглядов и убеждений. Говорить об объективном восприятии жизни нельзя, поскольку взгляд каждого окрашен только его ожиданиями и личным мнением. Заставить человека полностью пренебречь своими убеждениями, отложив в сторону накопившийся опыт, нельзя. Единственное, что может помочь правильно воспринимать окружающий мир – это попробовать иногда менять «линзы» для рассмотрения одной и той же проблемы с разных сторон, перед тем, как принимать окончательное решение.

Этот процесс чем-то схож с проверкой зрения у офтальмолога (окулиста). Если случается так, что зрение начинает ухудшаться, и очертания предметов становятся плохо видимыми, никто не будет обвинять в этом окружающий мир, а начнёт пробовать подкорректировать своё зрение. Специалист будет подбирать линзы до тех пор, пока не найдётся та, которая идеально подойдёт для устранения проблемы.

То же самое происходит и в жизни. Человек сам является источником неприятностей и препятствий, возникающих у него на пути. Если он смотрит на них, используя только одну «линзу», которая может совсем не подходить, то они
кажутся непреодолимыми. Но стоит испробовать другую, как решение появляется само собой. Выход существует из любых ситуаций – нужно только увидеть его.

Чтобы всегда добиваться успеха и с оптимизмом верить в будущее, нужно уметь смотреть по сторонам и оценивать реальность с разных точек зрения. Человек сам является излучателем мощной энергии, которая притягивает различные события в жизни. И какие они будут – удачные или нет – зависит только от него самого. Жизнь переменчива, и нужно уметь меняться вместе с ней, чтобы удача всегда шла рядом.