Основные разделы социальной медицины и их характеристика. Социально – медицинская работа как вид профессиональной деятельности

  • 3. Модификационные (частные, продукты-заменители).
  • 4. Псевдоинновации.
  • IV. По причинам возникновения.
  • V. По влиянию на уровень качества и цены.
  • 2.4. Методы генерации идей и информационного поиска (интуитивно-творческие методы. Логико-систематические).
  • 1. Интуитивно-творческие методы (Методы психологической активизации творческого мышления).
  • Метод Дельфи.
  • План действий.
  • Морфологический анализ
  • Метод синтеза оптимальных форм
  • Списки контрольных вопросов.
  • Список контрольных вопросов Эйлоарта
  • 1. Метод структурно-морфологического анализа
  • 2. Метод определения характеристик публикационной активности
  • 4. Метод терминологического и лексического анализа
  • 5. Метод показателей
  • 3.2. Особенности организации и финансирования венчурных фирм.
  • 3.3. Классификация фирм-субъектов инновационной деятельности (эксплеренты, патиенты, виоленты, коммутанты).
  • Тема 4. Инновационный процесс.
  • 3. Освоение производства.
  • Тема 5. Маркетинг инновационного проекта.
  • 5.1. Этапы создания нового продукта.
  • 7.1. Этапы создания нового продукта.
  • 1 Этап. Обзор рыночной ситуации. Поиск инновационных идей:
  • 2 Этап. Отбор выявленных идей и разработка идей (инновации):
  • 3 Этап. Анализ экономической эффективности инновации (бизнес-анализ):
  • 4 Этап. Разработка инновации (дизайн, техническая реализация):
  • 5. Этап. Маркетинговое (рыночное) тестирование.
  • 6 Этап. Коммерциализация инновации.
  • 5.2. Типовые группы покупателей.
  • 5.3. Виды спроса на инновационный продукт (потенциальный, формирующийся, растущий и т.Д.).
  • 5.4. Технологии управления жизненным циклом товара (репозиционирование, ребрендинг, кастомизация).
  • 5.5. Ценовые стратегии. «Снятие сливок» и расширение доли рынка. Фронтирование. Приоритет качества и приоритет цены. Причины малой восприимчивости покупателя к цене.
  • 5.6. Типичные маркетинговые просчёты компании.
  • Тема 6. Разработка инновационных проектов и стратегий.
  • 6.2. Методы выбора инновационной стратегии с учётом жизненного цикла продукта.
  • 6.3. Матрица оптимизации диверсификационных стратегий. Традиционная и новая матрица Бостонской консультационной группы (бкг). Матрица Ансоффа. Матрица направления развития.
  • 6.4. Виды наступательных и адаптационных стратегий
  • Тема 7. Основы управления инновационным бизнесом.
  • 1.1. Цели и функции инновационного менеджмента на предприятии.
  • 7.2. Виды коммуникаций в инновационном менеджменте.
  • А, в, с, е, к, м - участники инновационного процесса, о - ограничение пропускной способности канала, линии ав, вс, се, ек, км, мв- коммуникационные каналы
  • 7.3. Типовые структуры и организационные формы инновационных предприятий.
  • Характеристики организационных структур ниокр
  • Организационные формы инновационного развития
  • Практические организационные структуры нии и кб в России
  • 7.4. Управление персоналом инновационной организации.
  • Назначение метода
  • Достоинства метода
  • Достоинства метода
  • Недостатки метода
  • Ожидаемый результат
  • 7.5. Управление качеством инновационного товара.
  • 7.6. Проблемы начальной стадии производства инновационного продукта.
  • 7.7. Инновационные методы управления бизнесом (аутсорсинг, аутстаффинг, бенчмаркинг, параллельные инженерные разработки)
  • Особенности метода
  • Структура бизнес-процессов предприятия
  • Достоинства метода
  • Особенности метода
  • Достоинства метода
  • Особенности метода
  • Достоинства метода
  • Недостатки метода
  • Ожидаемый результат
  • Метод "Защита от ошибок"
  • Правила применения приемов защиты от ошибок
  • Достоинства метода
  • Особенности метода
  • Достоинства метода
  • Тема 8. Проблемы финансирования инновационной деятельности
  • 8.2. Основные организационные формы финансирования (корпоративное и проектное финансирование).
  • Тема 9. Оценка риска, требуемой доходности и эффективности инновационного проекта.
  • 9.2. Определение требуемой доходности по группам и типам инноваций.
  • 9.3. Показатели эффективности инновационного проекта.
  • Тема 10. Инновационная политика государства.
  • 10.2. Формы поддержки инновационной деятельности. Финансирование. Инвестиционный налоговый кредит.
  • 10.3. Формы защиты прав интеллектуальной собственности (патент, товарный знак, промышленный образец).
  • 8.3. Внутренние и внешние источники финансирования.

    Внутренние источники финансирования, их ограниченность (за счёт прибыли, амортизационные отчисления, увеличение кредиторской задолженности, факторинг, пакетное финансирование).

    Существует несколько вариантов использования внутренних средств компании для финансирования инновационных проектов.

    1) Одним из основных источников является нераспределённая прибыль компании, которая остаётся после выплаты дивидендов из чистой прибыли. Однако многие фирмы не имеют достаточной прибыли для финансирования инноваций.

    2) Амортизационные отчисления, несмотря на то, что включаются в себестоимость, представляют денежные средства, остающиеся в распоряжении компании. Их использование для финансирования инноваций также допустимо, но в таком случае сокращается обновление основных средств, не связанных с инновационной деятельностью и увеличивается общий процент износа основных активов.

    Инновационные фирмы могут применять ускоренные методы начисления амортизационных отчислений. Малым фирмам также разрешено в первый год эксплуатации оборудования списывать на себестоимость продукции дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости активной части основных фондов со сроком службы более трёх лет.

    3) Ещё одну возможность представляют имеющиеся у фирмы активы. Сформированные для реализации одних проектов, эти активы могут быть использованы для других. Например Chrysler увеличила долю использования собственных средств при реализации очередного инновационного проекта по выпуску новой модели минивена за счёт использования уже имеющихся у неё технологий и компонентов. Важнейшие механизмы двигателя и трансмиссии были взяты с моделей «Dodge Omni» и «Plymouth Horizon».

    Фирма, реализующая инновационные проекты, обладает определённой материальной базой, которую можно вновь использовать – это лабораторное оборудование, помещения, информационная техника.

    Возможно также реализация неиспользуемого оборудования по рыночным ценам (с тем, чтобы вырученные средства использовать для инновационных проектов).

    4) Компания может увеличить свои краткосрочные обязательства как источник финансирования инновационных проектов. В таком случае увеличивается срок между получением материалов и их оплатой, а также между получением аванса и отгрузкой. Такая политика может ухудшить деловой имидж фирмы. Часть покупателей откажется от сотрудничества с фирмой, другие партнёры начнут предъявлять к ней более жесткие требования – увеличивать цены на материалы, включать в договора штрафы за прострочку, требовать более дорогих форм расчётов – аккредитивов и т.д.

    5) Может быть сокращена дебиторская задолженность, например, за счёт продажи права взыскания (по договору факторинга ). Также должно производится с осторожностью, чтобы не вызвать спада реализации, так как для многих покупателей важным условием является предоставление отсрочки по оплате.

    6) Финансирование долгосрочного инновационного проекта из доходов от параллельного краткосрочного проекта (проектов), синхронизируемых с ожидаемыми проектными расходами также называется пакетированием проекта .

    Даже крупным корпорациям сложно и рискованно финансировать масштабные инновационные проекты за счёт внутренних источников (это приводит к опасному оттоку денежных средств из основного бизнеса). Поэтому важнейшим источником становятся средства, полученные извне.

    Внешние источники финансирования. Дополнительная эмиссия акций.

    Компания может привлечь дополнительные средства либо за счёт увеличения акционерного капитала (дополнительная эмиссия акций), либо за счёт получения заёмных средств.

    Дополнительная эмиссия позволяет привлечь финансовый капитал, не увеличивая размер основного долга. Может осуществляться в виде публичного размещения и целевого размещения среди частных лиц и компаний. Первая форма свойственна уже стабильно действующим на рынке компаниям с устоявшейся репутацией.

    Вторая форма характерна для:

    1) для молодых фирм и венчурных компаний, которые не имеют возможности брать долгосрочные кредиты. Покупателями акций становятся венчурные фонды. В США это SBICs – инвестирующие в малый и венчурный бизнес компании (Perkins, Kleiner). Таким фондам государство часто предоставляет налоговые льготы.

    2) компаний, которые желают оставаться закрытыми. Покупателями акций здесь являются группы инвесторов (buyout groups), такие как Kohlberg, Kravis, Poberts (KKR).

    3) компании, планирующие изменения в структуре капитала, смену собственника:

    Выкуп контрольного пакета акций за счёт кредиторов (LBO), приобретение менеджерами контрольного пакета акций совей компании (MBO).

    Покупатели акций действуют как посредники. Они могут быть SBIC или товариществами с ограниченной ответственностью. В США – ограниченное партнёрство или коммандитное товарищество, образованное с участием инвестора. Посредники проводят экспертизу, выбирают инновационный проект и осуществляют последующий мониторинг деятельности компании. Инвесторами являются частные и государственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, частные лица, финансовые холдинги, страховые компании, банки и т.д.

    Банковское кредитование, инвестиционный и корпоративный кредит.

    Заимствование средств для финансирования инновационной деятельности осуществляется за счёт получения кредитов и выпуска облигаций.

    Кредитование, осуществляемое банками и инвестиционными фондами, может быть

    1) специализированное (проектное). Банк выдаёт средства под конкретный проект и контролирует использование выделенных средств.

    2) корпоративное. Кредитуется вся деятельность фирмы в целом.

    Считается, что фирме рационально брать кредит по частям, заключать соглашение о выделении кредитной линии.

    Инновационный проект требует привлечения долгосрочного кредита (более 1 года). Однако такого рода кредиты сложно получить: банки требуют долго времени для его рассмотрения, необходим долговечный, надежный залог – недвижимость, новое оборудование.

    Краткосрочный кредит можно получить на этапе подготовки к производству и начла выпуска нового продукта, когда уже имеются определённые результаты предыдущих этапов.

    Выпуск облигаций связан с рядом сложностей: длительностью регистрации выпуска в Федеральной комиссии по ценным бумагам; не гарантировано полное приобретение всех выпущенных облигаций инвесторами, возможно их придётся продавать с дисконтом (что уменьшит объём полученных средств).

    Государственное финансирование, финансирование из внебюджетных фондов.

    В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:

    1. Базовое финансирование стратегического ядра.

    1.1. Академический сектор, высшая школа.

    1.2. Гос. научные центры, лаборатории.

    1.3. Уникальные объекты опытно-экспериментальной базы.

    2. Приоритетные направления НТП. Контракты на выполнение госзаказа.

    2.1. Федеральные инновационные программы.

    2.3. Гос. научно-технические программы.

    3. Целевые бюджетные фонды. Гранты.

    3.1. Российский фонд фундаментальных исследований.

    3.2. Российский гуманитарный научный фонд.

    3.3. Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере.

    3.4. Федеральный фонд производственных инноваций???

    Российский фонд технологического развития (РФТР) - внебюджетный фонд , который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятия по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др.

    Создан в соответствие с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ» от 27.04.92 № 1 426. Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции, а суммы отчислений включаются предприятиями в себестоимость продукции.

    Внебюджетные отраслевые фонды формировались министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями и ассоциациями за счет отчислений предприятиями средств в размере 1,5% себестоимости их товарной продукции (работ, услуг). В свою очередь, путем отчислений 25% средств из внебюджетных фондов формировался бюджет РФТР. После вступления в силу главы 25 части второй Налогового Кодекса РФ и внесения в нее ряда поправок, внебюджетные фонды НИОКР стали формироваться за счет добровольных отчислений предприятий до 0.5% от валовой прибыли. Изменение способа отчислений во внебюджетные фонды НИОКР фактически означало уменьшение размеров выплат в РФТР почти в два раза (по отраслям, с которых собираются средства). Следствием произошедших нормативно-правовых изменений стало то, что в 2004г. в РФТР остались средства только для того, чтобы выполнять обязательства по ранее заключенным договорам, но не финансировать новые проекты.

    Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективныкные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет. Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

    Более ста лет прошло со времени первых лекций известного немецкого врача Альфреда Гротьяна на тему «Социальная медицина» (1902 г.). Значительное развитие социальная медицина получила в ХХ столетии. Однако и до настоящего времени вопрос содержания предмета социальной медицины остается предметом научных дискуссий.

    По мнению ведущих социал-гигиенистов предметом изучения социальной медицины (социальной гигиены) является общественное здоровье: процессы его формирования, способы оценки, факторы, на него влияющие и др.

    Широту и многообразие спектра проблем, рассматриваемых в рамках социальной медицины, обобщает академик Ю. П. Лисицын. По его мнению, нет проблем медицины, которая не имела бы социального характера. Милтон И. Ремер (Школа общественного здравоохранения Калифорнийского университета) рассматривает социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, полностью учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на отдельных пациентов.

    В «Глоссарии терминов по медико-социальной помощи Европейского регионального бюро ВОЗ» (Копенгаген, 1976) зафиксировано, что в «качестве всеобъемлющего термина социальная медицина используется для обозначения:

    1. Научных исследований социальных факторов, влияющих на здоровье и заболеваемость; такие исследования проводятся с помощью обследований, изучения случаев заболевания и статистических исследований;
    2. Существующих взаимосвязей между медициной и обществом (медицинская социология), включая коллективную ответственность медицины перед обществом за консультирование по социальным проблемам, которые могут воздействовать на здоровье;
    3. Социальной психологии и социальной психиатрии;
    4. Учреждений социальной терапии — то есть служб социального страхования и социальных аспектов общественного здравоохранения, медицинской помощи и благосостояния».

    Теория и практика отечественного здравоохранения, медицинских и смежных наук, равно как и зарубежных стран, вносит свои коррективы в такое определение. Вместе с тем, проведенный нами анализ показывает, что при существующих различных подходах к формулировке понятия «социальная медицина» сохраняют свое значение три обобщенных ключевых положения:

    1. Социальная медицина изучает социальные факторы, влияющие на здоровье человека.
    2. Социальная медицина использует формы и методы, направленные на сохранение, восстановление здоровья и предупреждение заболеваний.
    3. Социальная медицина определяет ответственность и включает деятельность социальных работников по сохранению и укреплению здоровья населения.

    Как известно «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и (или) физических дефектов» (ВОЗ,1948).
    По мнению Ю. Растова категорию «социальное благополучие» следует рассматривать как такое состояние взаимодействия жизненных сил человека и социальных систем, которое обеспечивает конструктивность разрешения социальных конфликтов. Категория «социальное благополучие» с одной стороны, сопоставима с экономическим понятием «благосостояние», с другой, — благополучием в психологическом, педагогическом, этическом и иных аспектах.

    Актуальность развития социальной медицины в последнее десятилетие во многом обусловлено ухудшением состояния здоровья населения. Вместе с тем становление и развитие в нашей стране системы профессионального образования в области социальной работы дает возможность активного привлечения к решению данной задачи специалистов социальной работы.
    Нам представляется, что социальную работу, направленную на оказание медико-социальной помощи населению как важнейшей составляющей охраны здоровья, следует рассматривать как практическую компоненту социальной медицины.

    Именно поэтому в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «социальная работа» особую значимость в социальном образовании приобретает изучение учебной дисциплины «Основы социальной медицины».

    Целью изучения дисциплины «Основы социальной медицины» является овладение будущими специалистами социальной работы знаниями факторов, влияющих на здоровье, а также способами сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.

    Достижению этой цели способствует решение в процессе изучения дисциплины следующих основных задач:

    — понимание основных факторов, влияющих на здоровье человека;
    — изучение организационно-правовых основ охраны здоровья и медико-социальной помощи;
    — овладение технологиями сохранения и укрепления здоровья и предупреждения развития заболеваний;
    — определение роли специалистов социальной работы в охране здоровья, включая оказание различных видов медико-социальной помощи.

    Данную дисциплину мы рассматриваем как базовую при подготовке специалистов социальной работы для оказания медико-социальной помощи населению.
    Нам представляется, что социальная работа по оказанию медикосоциальной помощи населению, определяемая нами как медикосоциальная работа, является важной практической компонентой социальной медицины. Именно поэтому в рамках профессиональной подготовки будущие специалисты социальной работы должны овладеть технологиями медико-социальной работы с населением. Этот вопрос, в частности, может быть решен посредством изучения специальной дисциплины «Содержание и методика социально-медицинской работы».

    В рамках данной дисциплины будущие специалисты социальной работы знакомятся с концепцией медико-социальной работы, изучают вопросы ее организационного и нормативного правового обеспечения, а также технологии медико-социальной работы в учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, а также с отдельными группами лиц (страдающими зависимостью от психоактивных веществ, психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированными, инвалидами, военнослужащими и др.)

    Дальнейшая подготовка специалистов для выполнения медикосоциальной работы может продолжаться через дисциплины специализации.
    Среди направлений специализации по социальной работе в сфере охраны здоровья УМО вузов России по образованию в области социальной работы рекомендованы следующие: социальная работа в здравоохранении; медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений; медико-социальная работа с населением и др.

    По последней из указанных специализаций с 1995 года ведется подготовка в Московском гуманитарном университете. Подготовка специалистов по данной специализации реализуется коллективом кафедры социальной медицины через следующие дисциплины: теория медикосоциальной работы; система охраны здоровья и здравоохранение; биомедицинская этика; медицинская психология; психотерапия; медикосоциальная работа в профилактике заболеваний; медико-социальная работа в планировании семьи; медико-социальная работа в охране ма
    теринства и детства; медико-социальная работа в психиатрии; медикосоциальная работа в наркологии; медико-социальная работа в онкологии; медико-социальная работа в чрезвычайных ситуациях; медикосоциальная реабилитация инвалидов.

    Не вызывает сомнения тот факт, что подготовка будущих специалистов в данной области должна включать и такие важные составляющие как практическая, а также научно-исследовательская компоненты.

    Безусловно, дальнейшее расширение участия специалистов социальной работы в охране здоровья населения диктует время и во многом определяется потребностями учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения в специалистах социальной работы, имеющих соответствующую подготовку.

    Совместная работа учебных заведений и практических учреждений по подготовке специалистов социальной работы, а также разработка нормативных правовых документов, закрепляющих участие таких специалистов в комплексном ведении лиц с различными заболеваниями, сегодня является весьма актуальной задачей и может составить предмет взаимовыгодного сотрудничества учебных заведений и практических учреждений.

    Не вызывает сомнения и тот факт, что роль социальной медицины в социальном образовании сегодня как никогда актуальна. Вместе с тем вопросы подготовки будущих специалистов социальной работы для деятельности в сфере охраны здоровья требуют дальнейшего совершенствования.

    Социальная медицина – отрасль научного знания, изучающая общественное здоровье, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление общественного здоровья, предупреждение и лечение социальных болезней (болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности человека, обусловленное функциональными и (или) морфологическими изменениями).

    Социальная медицина - наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук - медицины, социологии, гигиены, естествознания и др. Гигиена (от греч. здоровый) - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в том числе и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

    До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена ». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.

    Социальная гигиена (медицина) изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена - это наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины... основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».

    Предметом социальной медицины является общественное здоровье (здоровье – процесс гармоничного взаимодействия социального и биологического в человеке, обеспечивающий ему устойчивость во взаимоотношениях с внешней средой). Общественное здоровье имеет своих субъектов, то есть “носителей” - конкретных живых людей со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией. Поэтому социальный медик, занимаясь здоровьем человека, активно “вмешивается” в его дела, становится партнером своего пациента.

    Социальные заболевания – болезни человека, возникновение и распространение которых связано, главным образом, с неблагоприятными социально-экономическими и психосоциальными причинами. Это тоже часть предмета социальной медицины.

    Здоро́вье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).По уставу ВОЗ (Всемирная организация здравоохраниения), «здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия»

    Классификация болезней:

    по характеру течения: острые и хронические болезни

    по уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни: молекулярные, хромосомные, клеточные, тканевые, органные, заболевания всего, организма

    по этиологическому фактору: вызванные механическими, физическими, химическими

    биологическими, психогенными факторами

    по способу их лечения: терапевтические, хирургические и др.

    нозологическая единица - определенная болезнь, которую выделяют как самостоятельную, как правило, на основе установленных причин, механизмов развития и характерных клинико-морфологических проявлений.

    Эпиде́мия) - широкое распространение какого-либо заболевания, первоначально инфекционного заболевания (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп).

    Эпидемический процесс заключается в непрерывной передаче заболевания в коллективе. Иначе говоря, для возникновения эпидемического процесса необходимы три фактора (или условия):

    источник возбудителя инфекционного процесса или причины неинфекционного заболевания (фекально-оральный (реализуется через водный, пищевой или контактно-бытовой путь) (например, при дизентерии и брюшном тифе);

    воздушно-капельный (например, при гриппе);

    трансмиссивный (при малярии и сыпном тифе);

    контактный (при СПИДе, бешенстве).)

    механизмы передачи

    восприимчивые к заболеванию люди .

    Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека - биологическое и социальное - находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи. Решая сходные проблемы, направленные на улучшение благосостояния общества и конкретного индивидуума, медицина и социальная работа используют различные методологические подходы. Медицина преимущественно исследует анатомо-физиологическое состояние организма человека в целом и его отдельных систем, выявляя отклонения от физиологической нормы, диагностирует патологические изменения в организме, определяет причинно-следственные связи, лежащие в их основе, механизмы развития заболеваний.

    При этом используются различные методы для более полноценного восстановления организма, нормализация его физиологических процессов. К задачам социальной работы относятся выявление ведущих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического дерева, возможно, влияющих на состояние здоровья детей. Однако профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично. При этом недостаточно изучается воздействие отдельных социальных факторов и их сочетаний на здоровье человека, практически не изучается экономическое состояние общества и семьи, в частности обеспеченность людей самым необходимым для жизни: жильем, работой, транспортом, продуктами питания; не проводятся исследования демографических показателей: заболеваемость, рождаемость, смертность, воспроизводство населения и т. д.; недостаточно учитывается экономическая обстановка местности проживания и ее влияние на здоровье человека. Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности - социально-медицинской работы.

    Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне - на уровне социально-медицинской работы. Из-за финансовых трудностей, система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла ранее, уменьшается объём бесплатных услуг, ограничивается доступность этого вида медицинской помощи, в то же время растёт число заболевших. В таких условиях сохранение здоровья и жизни клиентов становиться не только медицинской задачей, но и социальной. Отсюда вытекает необходимость сотрудничества между медицинскими и социальными службами в виде социально-медицинской работы. Социально-медицинская работа представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении. Увеличение доли пожилых людей, числа больных хроническими заболеваниями, с особенностями их образа жизни и работы, выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи, медицинской реабилитации.

    Социально-медицинское работа как направление в социальной работе включает разнообразную специализацию. В России введена специальность «Медико-социальная работа с населением» и «Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений»; «Социальная работа в учреждениях здравоохранения». Социальная медицина в системе социальной работы соединяет такие науки как медицину, социологию, антропологию, гигиену, и ряд других. Как предмет исследования она определилась с 1903 г., когда в Германии А.Гротьян основал журнал, а в 1905 г. – научное общество по социальной гигиене. Социально-медицинская работа (СМР) - это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического, социально- правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепления здоровья.

    Целью социально-медицинской работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физиологических и психопатологией, а также социальным неблагополучием. Поскольку медицина и социальная работа не должны ограничиваться констатацией наличия или отсутствия у человека конкретной болезни, физических дефектов или социальной патологии, в рамках социально-медицинской работы рассматриваются пути профилактики болезней, адаптации и реабилитации людей, перенесших операции и заболевания, пострадавших от техногенных, стихийных или вооруженных бедствий. Специалист по социальной работе, оказывающий социально-медицинские услуги, является своего рода социальным врачом (лечение словом), его клиенты - больные, имеющие социальные проблемы. В работе специалист по социальной работе решает вопросы улучшения показателей жизни своих клиентов - слабозащищенных слоев населения, нуждающихся в помощи.

    Но имеются и узкие профильные задачи по оказанию социально-медицинских услуг: организация доврачебной медицинской помощи и уход за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения, услуги по уходу за больными и одинокими, как на дому, так и в условиях стационара с дневным пребыванием или пребыванием в реабилитационных, восстановительных отделениях и отделениях медицинской профилактики. Например, госпитали ветеранов ВОВ. Роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, связанных со здоровьем, оказывающегося в сложной жизненной ситуации должна быть координирующей. Так, если психолог имеет дело с психикой человека, врач - с состоянием его физического и психического здоровья, а юрист - с его правовым полем, то специалист по социальной работе воспринимает клиента, как целостного индивида в единстве его различных сторон. Т.о., объектом социально-медицинской работы выступают люди, нуждающиеся в охране и укреплении здоровья, как отдельные люди, так и группы населения: - одинокие престарелые; - инвалиды; - длительно, часто и тяжело болеющие (диабетики, аллергики, астматики и пр.); - лица с аддиктивным поведением (пьяницы, алкоголики, наркоманы и пр.); - дети-сироты; - юные матери; - многодетные семьи; - пострадавшие от стихийных бедствий; - мигранты; - беженцы; - больные СПОДом и прочие.

    Функции социально-медицинской работы весьма многочисленны: – изучение жизни, труда населения, выявление групп риска, связанных с повышением заболеваемости, установление размеров необходимой медицинской помощи; – предотвращение социальной и психологической напряжённости, профилактика психических срывов, психопрофилактика депрессивных состояний тоже относится к сфере социально-медицинских услуг; – профилактика травматизма, а при необходимости, оказание первой и неотложной помощи пострадавшим; – обучение по мере необходимости, правилам и навыкам ухода за больными, престарелыми, детьми; – противостояние процессам дегуманизации; – применение санитарно-гигиенических мер оздоровления; и т.д. Естественно, что эти и другие многочисленные функции - дело не одного человека. Многие из перечисленных функций требуют творческого подхода к их решению. Здесь большой простор для новых форм работы специалиста.

    Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников, поскольку отечественных дипломированных специалистов по социальной работе еще недостаточно. В свою очередь, социальные работники, которые очень часто имеют дело с клиентами, страдающими физической и психической патологией, должно иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения. Так же как и медицинскую деятельность, так и социально-медицинскую работу нередко разделяют на первичную и вторичную. Первичная социально-медицинская работа подразумевает восстановление у населения необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, для достижения максимального возможного уровня здоровья. Вторичная социально-медицинская работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, чувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем (обеспеченность необходимым жилищными условиями, питанием, профессией, соответствующей здоровью, устранение вредных привычек - курение, злоупотребление алкоголем). Социально-медицинская работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер деятельности. Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико- ориентированные, социально-ориентированные и интегрированные.

    К медико-ориентированным функциям относят: - организации медицинской помощи и ухода за больными; - оказание медико-социальной помощи семье; - медико-социальный патронаж различных групп; - оказание медико-социальной помощи хронически больным; - организация паллиативной помощи умирающим; - предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика); - санитарно-гигиеническое просвещение; - информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др..

    К социально-ориентированным функциям относят: – обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах здоровья и оказания медико-социальной помощи; - представление в органах государственной власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи; - содействие в предупреждении общественно опасных действий; - оформление опеки и попечительства; - участие в проведении социально-гигиенического мониторинга; - участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий поселений; - обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания; - информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; - содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получение пенсий, пособий и выплат; - семейное консультирование и семейная психокоррекция; - психотерапия и психическая саморегуляция; - коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

    Интегрированные функции включают в себя: - комплексная оценка социального статуса клиента; - содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического о репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом, территориальном уровнях; - формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни; - планирование семьи; - проведение медико-социальной экспертизы; - осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; - проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины; - содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекций и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; - социально-правовое консультирование; - организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера; - участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; - обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др. Таким образом, социально-медицинская работа - одно из направлений деятельности лечебно-профилактических учреждений.

    Л.З. Гостева

    Метки: , Предыдущая запись
    Следующая запись

    Социальная медицина: основные понятия и категории. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины. Междисциплинарный характер социальной медицины.

    Организация социально-медицинской помощи населению: системы здравоохранения в России. Всемирная организация здравоохранения и другие международные организации. Культура и здоровье; основные направления, формы и средства гигиенического воспитания.

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения: влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, на здоровье работающих. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье.

    Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни, факторы риска заболеваний.

    Классификация болезней, структура заболеваний. Технология социальной экспертизы и моделирования. Социально-медицинская просветительская деятельность. Общие принципы и социальные факторы реабилитации, профилактики, диагностики и лечения болезней. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Роль Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения.

    Ответ:



    Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение ВОЗ.

    Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    Целью МСР является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическими или психическими отклонениями, а также социально-неблагополучных лиц.

    Объектом МСР являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы (инвалиды, лица пожилого возраста, дети-сироты, юные матери, больные СПИДом и т.д.).

    Здоровье: его социальная и индивидуальная ценность.

    Существует множество определений здоровья. В целом под здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекватное состояние.

    Здоровье – это существование человека допускающее наиболее полное его участие в различных видах общественной и трудовой деятельности.

    По определению ВОЗ здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    Основа здоровья многообразна, критерии здоровья индивидуальны, уровень зд-я обусловлен как субъективными, так и объективными моментами. Различают зд-е индивидуума и здоровье населения.

    Зд-е инд-ма связано с большим количеством показателей жизнедеятельности с приспособительными возможностями человека; постоянство внутренней среды организма, обусловленное генетическими и приобретенными в течении жизни самосознанием человека, уровнем его развития, поведенческим настроением, образом жизни и его факторами.

    Социально-обусловленные стрессовые реакции связанные с ростом безработицы, неустроенностью в жизни, приводят к росту пограничных состояний и заболеваний. Большую роль в сохранении высокого уровня индивидуального общественного здоровья играют: уровень развития общества, личности, образа жизни. Здоровье народа зависит от соц. среды и условий жизни, величины реальной зарплаты, продолжительности рабочего дня, условий труда, структуры питания, жилищных условий, развития здравоохранения, санитарных условий и др.

    Исходя из сущности определения индивидуального здоровья, здоровье можно представить следующим образом: здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы; устойчивостью к воздействию болезнетворных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, характеризующийся энергетическим, пластическим и информационным обеспечением процессов самоорганизации, а также является основой проявления биологических и социальных функций.

    Можно выделить несколько принципиальных подходов, используемых различными авторами для определения сущности здоровья:

    1) здоровье как отсутствие болезней. В данном случае болезни рассматриваются как взаимоисключающие понятия, на практике такой подход используют медики;

    2) здоровье как норма, когда к понятию сущности здоровья обращаются исходя из характеристики нормы. Здоровье как отсутствие естественных отклонений от нормы, основных жизненно важных показателей, однако само понятие «норма» остается предметом дискуссий;

    3) здоровье как успешное приспособление. В основе определения лежат представления об адаптации. Переход от здоровья к болезни рассматривается в данном случае как процесс снижения адаптации организма к окружающим условиям, результат недостаточности адаптации организмов их истощения и срывов;

    4) двухмерная модель здоровья – уровняла в правах соматическое (телесное) и психическое здоровье. Здоровье как удовлетворенность к достижению определенного возраста индивида качеством жизни, своим здоровьем, положением.

    5) трехмерная модель здоровья оценивает зд-е на ряду с количественными проявлениями зд-я (продолжительность жизни, энергетический потенциал, адаптивные возможности) и качественные проявления зд-я (психологическая стрессоустойчивость, тревожность, удовлетворенность жизнью); присутствует поведенческая адаптация – как цель степени свободы поведения или свободы жизни.

    Академик Лисицин Ю.П. дает следующее определение ОЖ – это определенный исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной, или нематериальной (духовной) сферах жизни людей, но не вообще деятельности, а совокупности ее черт.

    Выделяют основные формы деятельности: трудовую, общественно-политическую, познавательную, воспитательную и др.

    ОЖ как сложную динамически функциональную систему следует рассматривать с позиции системного подхода, т.е. изучать взаимодействие, взаимосвязи между различными явлениями без чего не возможно понять любой аспект ОЖ.

    Нередко происходит смешение понятий ОЖ и условий жизни, к их числу относятся материальная, социально-политическая, духовно-нравственная культура и др. условия определяющие ОЖ.

    Условия жизни – это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. ОЖ – деятельность, активность людей, которая определенным образом реагирует на условия жизни, исполняет их.

    ОЖ обобщает и включает в себя 4 категории:

    1) экономическую (уровень жизни);

    2) социологическую (качество жизни);

    3) социально-психологическую (стиль жизни);

    4) социально- экономическую (уклад жизни).

    Уровень жизни характеризует размер и структуру материальных и духовных потребностей, т.е. количественную, поддающуюся измерениям сторону деятельности жизни (доходы, жилье, показатели здоровья).

    Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры в рамках которого происходит повседневная жизнедеятельность людей. Стиль жизни относят к индивидуальным особенностям.

    ЗОЖ – это концентрированное выражение, взаимосвязь объединяющая все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях.

    ЗОЖ – выражает определенную ориентировочную деятельность личности в направлении укрепления и развития индивидуального и общественного здоровья. Здоровье по сути должно быть потребностью человека, но удовлетворение этой потребности носит противоречивый характер. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных ценностей общества, а также необходимости разработки и установок ЗОЖ, а также привитие его людям.

    Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности органов, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды, с генетическими дефектами и т.д.

    Болезнь – особая форма жизни, которая представляет структурные, функциональные или морфологические отклонения от нормы в организме, несоответствие его индивидуальным нормам и потребностям общества.

    В международной классификации болезней, заболевания классифицируются по группам, соответствующих систем органов; по половому и возрастному признаку; по этиологии (травмы, отравления, опухоль); по путям передачи отдельных групп; особо опаснее инфекции.

    Если заболевание – это болезнь отдельного человека, то заболеваемость является одним из важнейших показателей оценки здоровья населения.

    Заболеваемость – показатели распространенности выявленных и зарегистрированных болезней в течении определенного календарного срока. Заболеваемость может характеризовать все население, отдельные возрастные группы, профессиональную и иную соц. группу. По мере изменения соц-х условий, суммируются и болезни человека. По словам Давыдова, условия и ОЖ человека явились фундаментальными предпосылками для развития болезней.

    Уровень общей заболеваемости определяется влиянием различных факторов: возрастно-половой состав, место жительства (город, село), семейно-бытовые и экологические факторы, образ жизни, качество и доступность мед. помощи.

    Атеросклероз, гипертония, инфаркт, ишемическая болезнь сердца, болезни связанные с поражением сердечно-сосудистой системы человека. Они представляют серьезную опасность для современного человека. В современном обществе так называемая проблема 3х «А» (алкоголизм, аборт, атеросклероз), приобретенная самим человеком в условиях цивилизации. Причины: нездоровый образ жизни, нарушенный режим питания, игнорирование физических нагрузок, злоупотребление алкоголем и курением, беспорядочные половые связи.

    В настоящее время более 53% всех смертельных случаев приходится на поражение сердца и сосудов.

    Система здравоохранения РФ. Эффективность здравоохранения.

    Система организации здравоохранения:

    · Гос. документы, определяющие основы организации здравоохранения:

    Конституция РФ:

    1. плановое развитие сети учреждений здравоохранения;

    2. проведение широких оздоровительных и профилактических мероприятий;

    3. создание на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий.

    Основы законодательства РФ о здравоохранении.

    Эффективность здравоохранения рассматривается в 3х аспектах: медицинском, социальном и экономическом.

    Под медицинской эффективностью понимается достижение поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Мед. эффективность может измеряться сопоставлением результата с приложенными усилиями и затратами. Мед. эффективность на примере оказания мед. помощи госпитализированным больным определяется качеством лечения, выражающаяся в улучшении состояния здоровья больного за период его пребывания на лечении.

    Социальная эффективность измеряется такими показателями как увеличение продолжительности жизни, улучшение состояния здоровья, снижение заболеваемости и преждевременной смертности, сохранение трудоспособности.

    Под экономической эффективностью понимается положительный вклад, который вносит здравоохранение путем улучшения здоровья населения в рост производительности труда, расширения производства, увеличения национального дохода. Определить экономическую эффективность здоровья значит найти качественные показатели между эффективным развитием страны и здоровьем людей.

    В документах ВОЗ неоднократно указывается, что здоровье людей – качество социальное. Для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует показатели: отчисление ВНП на здоровье, доступность первичной мед. помощи, охват населения мед. помощью; уровень иммунизации населения; степень обследования беременных квалифицированным персоналом; состояние питания детей, уровень детской смертности, гигиеническая грамотность населения.

    По определению ВОЗ здоровье является состоянием полного физического, духовного и соц. благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (двухмерная модель здоровья подходит).

    Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности: основные понятия, объекты и предмет. Цель социально-медицинской работы, базовая модель. Концепция социально-медицинской работы в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы.

    Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения (с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом, пожилыми, инвалидами, женщинами, детьми и др.) Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом.

    Ответ:

    Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке СР-ка в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной как в структуре мед. знания, так и системе соц. практики.

    СМ – наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения.

    Предметом СМ является общественное здоровье. Это сложное внутренне детерминированное и структурированное понятие. Оно включает в себя личные аспекты состояния общества и факторы определяющие его форму и содержание (нарушение социальной структуры: девиантное поведение, суицид, демографические сдвиги в сторону старения, увеличение смертности и т.д.). К предмету СМ относится также понятие здоровья общества.

    Общественное здоровье и здоровье общества – не тождественные понятия.

    Здоровье общества – это прежде всего моральные и деонтологические оценки, с точки зрения социального врача, состояния общества в целом.

    Медико-социальная работа – новый вид профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, созданный на основе многих дисциплин, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Такая деятельность принципиально меняет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, предусматривает осуществление систем социально-медицинских воздействий на разных этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу.

    МСР имеет не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность.

    МСР как профессиональный вид деятельности формируется на стыке здравоохранения и СЗН, имеет много общего с деятельностью мед. работников. При этом МСР не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, но предусматривает тесное взаимодействие с мед. персоналом, также имеет четкое разграничение сфер ответственности.

    СР-ки в различной степени участвуют в оказании медико-социальной помощи. МСП является частью МСР.

    МСП населению включает – профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

    Существенной составной частью МСП является медико-социальный патронаж – это деятельность медицинских, социальных и общественных организаций, осуществляемая с целью удовлетворения потребности населения в МСП. Цель медико-социального патронажа – СЗН при решении проблем медико-социального характера, доступность МСП для населения, осуществление непрерывного наблюдения за здоровьем соответствующего контингента лиц, помощь в осуществлении медико-социальной адаптации.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"

    Система социальной работы в государственном здравоохранении включает профилактику, диагностику, лечение, сохранения здоровья и реабилитацию. Эта система действует на разных этапах, начиная от составления программ здравоохранения до работы в больницах общего типа или специализированных.

    Существует два типа медико-социальной работы – патогенетический и профилактический.

    Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения.

    Профилактическая МСР подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

    Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, - это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.

    Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и, персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

    в настоящее время разработана система государственных мер, призванных обеспечивать охрану их здоровья и социального положения.

    Государственная поддержка беременных осуществляется с помощью федерального и местного семейного законодательства, государственных целевых программ, системы государственных институтов. Служба охраны материнства и детства, представлена развитой сетью детских и родовспомогательных стационарных и амбулаторно - поликлинических учреждений, санаториев, домов ребенка, научно - исследовательских центров и медицинских вузов с педиатрическими факультетами, которые сосредоточены на ключевых направлениях, обеспечивающих решение задач по рождению здоровых детей, предупреждение детской инвалидности, снижение младенческой, детской и материнской смертности, заболеваемости среди женского и детского населения, на основе стратегических направлений развития службы охраны материнства и детства.

    В соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" разработаны документы по реализации гарантий государства по охране здоровья женщин и детей.

    Осуществление медико-социальной реабилитации посредством Сети социальной поддержки людей с инвалидностью является инновационным подходом к решению комплексных проблем людей с инвалидностью, их полноценной социальной инклюзии.

    Медико-социальная поддержка, оказываемая специалистами, ориентируется, прежде всего, на «социальные» показатели качества жизни клиентов, т.е. поддержка клиентов в достижении социально-значимых результатов для них, в соответствии с их потребностями.

    В медико-социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы. Это и социальное обслуживание на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная защита и т.д. В этой системе функционируют различные учреждения, в частности центры медико-социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и специальные жилые дома для пожилых людей.

    Особенно важное значение для пожилых приобретает их медико-социальная реабилитация.

    В большинстве стран Европы после второй мировой войны были созданы специальные структуры для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп, в которых в настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное место занимают и социальные работники. Так, в Великобритании, к учреждениям, оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся не только больницы, но и дома для престарелых, дома сестринского ухода государственного и частного секторов, дома для инвалидов, приюты общежития гостиничного типа для лиц с нарушением психики или инвалидов.

    Социальные работники широко представлены в медицинских учреждениях США, по существу, во всех областях здравоохранения, включая медико-хирургическую, педиатрическую, акушерско-гинекологическую помощь, службу интенсивного лечения, реабилитации и неотложной помощи.

    В странах Европы и Америки существуют дома квалифицированного сестринского ухода. Дома сестринского ухода становятся центрами универсальных услуг, включая не только удовлетворение социальных и бытовых нужд пожилых людей, но и достаточно квалифицированное медицинское обслуживание. Скандинавские страны достигли высокого уровня обеспечения нуждающихся в медико-социальном обслуживании с длительным уходом на общественные деньги. Вопросы медицинского и социального обслуживания в Швеции относятся к компетенции муниципальных и областных властей.

    Традиционной для Германии областью социальных мер являются службы здоровья. В настоящее время такие службы имеют в своем распоряжении обширную систему социальной помощи и охраны здоровья, отвечающую сравнительно высокому стандарту.