Основные концепции труда в зарубежных странах эмерсон. Вклад гаррингтона эмерсона в развитие менеджмента

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization , ISO ) - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО). Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии(МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Основная цель Организации сформулирована в ее Уставе: "…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности". Официальные языки ISO - английский, французский и русский.

Центральный секретариат ISO расположен в Женеве, имеет штат около 200 человек. Он осуществляет организацию текущей работы комитетов, а также информационное обеспечение членов ISO.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, котоСТАКО (STACO - Standing Committee for the Study of Principles of Standardization) обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области.

СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.рой должны заниматься комитеты.

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО (COPOLCO - Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО (REMCO - Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Международная электротехническая комиссия (МЭК; англ. International Electrotechnical Commission,IEC) - международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий. Некоторые из стандартов МЭК разрабатываются совместно с Международной организацией по стандартизации (ISO).

МЭК составлена из представителей национальных служб стандартов. МЭК была основана в 1906 году и в настоящее время в её состав входят более 76 стран. Первоначально комиссия располагалась в Лондоне, с 1948 года по настоящее время штаб-квартира находится в Женеве, Швейцария. В настоящее время имеет региональные центры в Юго-восточной Азии (Сингапур), Латинской Америке (Сан-Пауло, Бразилия) и Северной Америке (Бостон, США).

МЭК способствовала развитию и распространению стандартов для единиц измерения, особенно гаусса, герца, и вебера. Также комиссия МЭК предложила систему стандартов, которая в конечном счёте стала единицами СИ. В 1938 году был издан международный словарь с целью объединить электрическую терминологию. Эти усилия продолжаются и Международный электротехнический словарь остаётся важной работой в электрических и электронных отраслях промышленности.Стандарты МЭК имеют номера в диапазоне 60 000 - 79 999, и их названия имеют вид типа МЭК 60411 Графические символы. Номера старых стандартов МЭК были преобразованы в 1997 году путём добавления числа 60 000, например, стандарт МЭК 27 получил номер МЭК 60027. Стандарты, развитые совместно с Международной организацией по стандартизации, имеют названия вида ISO/IEC 7498-1:1994 Open Systems Interconnection: Basic Reference Model.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года . СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ίσος (исос) - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Официальными языками являются: английский , французский и русский .

Состав ИСО

На сегодняшний день в состав ИСО входит 165 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов, членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран.

Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 42) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года прошла в Санкт-Петербурге.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путём переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем.

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН . Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО

В марте 2008 года изменённая спецификация была принята как будущий стандарт ISO/IEC 29500. В частности, в Норвегии при этом были отмечены нарушения процесса стандартизации . Позже оказалось, что файлы, сохраняемые Microsoft Office 2007, не проходят тестов на соответствие стандарту, что нарушает правила принятия стандарта через процедуру Fast-Tracking , требующие, чтобы существовали реализации стандарта .

Публикация ISO/IEC DIS 29500 была отложена на период рассмотрения апелляций (30 дней) .

В июле руководители ISO и IEC порекомендовали Technical Management Board отклонить апелляции, указав в качестве причины то, что проект стандарта был принят голосованием в соответствии с директивами ISO/IEC JTC 1 .

В августе ISO отклонила апелляции стран, выступающих против принятия OOXML как стандарта, так как они не смогли получить поддержку необходимого числа участников ISO для приостановления принятия стандарта .

В конце августа государственные IT‐организации Бразилии, ЮАР, Венесуэлы, Эквадора , Кубы и Парагвая опубликовали заявление о сомнениях в нейтральности ISO .

В Норвегии, где из 21 голоса «против» и двух голосов «за» получилось «за», 29 сентября 2008 года 13 членов технической комиссии в знак протеста вышли из состава Standard Norge (норв. ) .

По данным собрания ISO/IEC JTC1/SC34, подкомиссии ISO/IEC JTC1 , в начале октября SC34 отправила OASIS неопубликованный запрос на передачу ей контроля над стандартом ISO/IEC 26300 (ODF), обосновывая это стремлением к лучшей совместимости между стандартами. В Groklaw также обратили внимание на то, что 9 из 20 присутствовавших на собрании в июле являлись сотрудниками или консультантами Microsoft, либо членами ECMA TC45. В результате появились подозрения в попытке захвата Microsoft контроля над ODF .

См. также

Примечания

  1. The 3 official full names of ISO can be found at the beginning of the foreword sections of the PDF document: ISO/IEC Guide 2:2004 Standardization and related activities - General vocabulary
  2. Члены ИСО
  3. The ISO Story - founding (англ.) . ISO. Проверено 13 декабря 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  4. Как пользоваться каталогом ИСО (неопр.) . ISO (2010). Проверено 13 ноября 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  5. ISO - ISO members
  6. Vote closes on draft ISO/IEC DIS 29500 standard (англ.) . ISO (4 September 2007). Проверено 4 сентября 2007. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  7. Front-page: OOXML triggers demonstration in Norway: «Let’s throw OOXML out of ISO» (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 11 апреля 2008. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  8. Pamela Jones. Microsoft Office 2007 Fails OOXML Conformance Tests, Alex Brown Admits, Hopes For the Best (англ.) . Groklaw (21 April 2008). Проверено 22 апреля 2008.
  9. David Meyer. OOXML ratification faces delay after objection (англ.) . ZDNet.co.uk .

К международным организациям, которые непосредственно занимаются вопросами стандартизации, относятся Международная организация по стандартизации - ИСО, Международная электротехническая комиссия - МЭК и Европейская экономическая комиссия ООН - ЕЭК ООН .

К международным организациям, которые участвуют в области стандартизации и технического нормирования относят: Продовольственная и сельскохозяйственная организация OOН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Комиссия "Кодекс Алимектариус" по разработке стандартов на продовольственные товары.

Международная организация по стандартизации (ИСО).

Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия и Республика Беларусь стали членами ИСО как правопреемники распавшегося государства.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Республику Беларусь представляет Госстандарт в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран.

Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 22) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.


Сильные национальные организации в странах-членах ИСО являются опорой для ее функционирования. Поэтому комитетами-членами признаются только те организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.

Национальные организации - это проводники всех достижений ИСО в свои страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих технических комитетах организации.

Организационная структура .

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы.

Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов — членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов:

ПЛАКО (техническое бюро);

СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации);

КАСКО (комитет по оценке соответствия);

ИНФКО (комитет по научно-технической информации);

ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам);

КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей);

РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы 11ЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучает практику этой деятельности и анализирует информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия.

КАСКО совместно с МЭК подготовлен ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК. Принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ИНФКО занимается информационным обеспечением работ по стандартизации.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

Главные функции ДЕВКО:

Организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах;

Создание условий для обмена опытом с развитыми странами;

Подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах;

Содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах;

Подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран;

Стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии.

В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплутационных характеристик потребительских товаров" и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлены справочник по стандартным образцам и несколько руководств: "Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах", "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистические принципы" и т.п. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

Международная электротехническая комиссия (МЭК).

Крупнейший партнер ИСО - Международная электротехническая комиссия (МЭК). Она создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

После Второй мировой войны , когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

Большинство стран — членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Республику Беларусь представляет Госстандарт), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия. Италия, Бельгия и др.).

Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются более 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли, которые потребляют более 95% электроэнергии, производимой в мире. Официальные языки МЭК — английский, французский и русский.

Основная цель организации, которая определена ее Уставом, — содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов,

Национальные комитеты всех стран образуют Совет — высший руководящий орган МЭК. Ежегодные заседания Совета, которые проводятся поочередно в разных странах-членах МЭК, посвящаются решению всего комплекса вопросов деятельности организации. Решения принимаются простым большинством голосов, а президент имеет право решающего голоса, которое он реализует в случае равного распределения голосов.

Основной координирующий орган МЭК — Комитет действий. Кроме главной своей задачи — координации работы технических комитетов - Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета.

В подчинении Комитета действий работают консультативные группы, которые Комитет вправе создавать, если возникает необходимость координации по конкретным проблемам деятельности ТК. Так, две консультативные группы разделили между собой разработку норм безопасности: Консультативный комитет по вопросам электробезопасности (АКОС) координирует действия около 20 ТК и ПК по электробытовым приборам, радиоэлектронной аппаратуре, высоковольтному оборудованию и др., а Консультативный комитет по вопросам электроники и связи (АСЕТ) занимается другими объектами стандартизации.

Кроме того. Комитет действий счел целесообразным для более эффективной координации работы по созданию международных стандартов организовать Координационную группу по электромагнитной совместимости (КГЭМС). Координационную группу по технике информации (КГИТ) и Рабочую группу по координации размеров.

Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО - это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран. Наибольшее число секретариатов ТК и ПК ведут Франция, США, Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды. Россия ведет шесть секретариатов.

Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида:

Общетехнические, носящие межотраслевой характер. К ним можно отнести нормативные документы на терминологию, стандартные напряжения и частоты, различные виды испытаний и пр.;

Стандарты, содержащие технические требования к конкретной продукции. Они охватывают огромный диапазон от бытовых электроприборов до спутников связи. Ежегодно в программу МЭК включается более 500 новых тем по международной стандартизации.

Основные объекты стандартизации МЭК:

Материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы);

Электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.);

Электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы);

Изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.);

Электронное оборудование бытового и производственного назначения;

Электроинструменты;

Оборудование для спутников связи;

Терминология.

МЭК принято более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответствия — сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей актуальное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специальные международные стандарты на безопасность конкретных товаров. В силу сказанного, как показывает практика, международные стандарты МЭК более пригодны для прямого применения в странах-членах, чем стандарты ИСО.

В сферу деятельности МЭК входят: травмоопасность, опасность поражения электротоком, техническая опасность, пожароопасность, взрывоопасность, химическая опасность, биологическая опасность, опасность излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, радиочастотных, ультрафиолетовых, ионизирующих, радиационных и др.).

Процедура разработки стандарта МЭК аналогична процедуре, используемой в ИСО. В среднем над стандартом работают 3-4 года, и нередко он отстает от темпов обновления продукции и появления на рынке новых товаров. С целью сокращения сроков в МЭК практикуется издание принятого по короткой процедуре Технического ориентирующего документа (ТОД), содержащего лишь идею будущего стандарта. Он действует не более трех лет и после публикации созданного на его основе стандарта аннулируется.

В составе МЭК несколько особый статус имеет Международный специальный комитет по радиопомехам (СИСПР), который занимается стандартизацией методов измерения радиопомех, излучаемых электронными и электротехническими приборами. Допустимые уровни таких помех являются объектами прямого технического законодательства практически всех развитых стран. Сертификация подобных приборов проводится на соответствие стандартам СИСПР.

В СИСПР участвуют не только национальные комитеты, но и международные организации: Европейский Союз радиовещания. Международная организация радио и телевидения. Международный союз производителей и распределителей электротехнической энергии. Международная конференция по большим электротехническим системам. Международный Союз железных дорог. Международный союз общественного транспорта, Международный союз по электротермии. В качестве наблюдателей в работе комитета участвуют Международный комитет по радиосвязи и Международная организация гражданской авиации.

СИСПР разрабатывает как нормативные, так и информационные международные документы:

Международные стандарты технических требований, которые регламентируют методики измерения радиопомех и содержат рекомендации по применению измерительной аппаратуры;

Доклады, в которых представляются результаты научных исследований по проблемам СИСПР.

МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая Руководства ИСО/МЭК и Директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам. Объединенный программный комитет ИСО/МЭК занимается распределением ответственности двух организаций по вопросам, касающимся смежных областей техники, а также планирует работу.

Кроме стандартизации МЭК занимается сертификацией изделий по своему профилю деятельности.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) — это орган ЭКОСОС ООН (Экономического и социального совета ООН). Она создана в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951 г. ЭКОСОС ООН принял решение о продлении полномочий ЕЭК на неопределенное время, определив основные направления ее деятельности как развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН. Кроме государств-членов ЕЭК (их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей любые страны-члены ООН.

Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области.

ЕЭК ООН при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает «Перечень НЭК ООН по стандартизации», определяющий приоритеты в этой области. Цель этого издания - помочь правительствам стран-членов ЕЭК в решении проблем национальной стандартизации, а также ускорить международную стандартизацию в приоритетных областях и скоординировать усилия всех стран, запятых вопросами стандартизации.

В связи с этим ЕЭК признает необходимым:

Содействие внедрению международных стандартов;

Использование единообразной терминологии;

Устранение технических барьеров в торговле па основе международных стандартов;

Установление тесных контактов между организациями, разрабатывающими международные стандарты на один и тот же товар (услугу);

Унификацию оформления международных и региональных стандартов в целом или по отдельным элементам, что, по мнению экспертов ЕЭК, должно служить ускорению их внедрения.

ЕЭК рекомендует меры координации деятельности в области стандартизации, относящиеся к национальному и международному уровням разработки стандартов. Для национального уровня рекомендованы: назначение одного органа или должностного лица, ответственного за координацию правительственной политики по стандартизации; правительственное содействие стандартизации в приоритетных направлениях согласно Перечню ЕЭК по стандартизации; правительственная поддержка государственных закупок, осуществляемых по международным (региональным) стандартам или гармонизованным с ними национальным нормативным документам.

Проблемами стандартизации, сертификации, качества наряду с Рабочей группой по вопросам политики в области стандартизации — основным рабочим органом ЕЭК по данным проблемам — занимаются и другие органы (основные и вспомогательные): Комиссия по транспорту, Комитет по сельскому хозяйству. Комитет по лесу, Комитет по населенным пунктам (соглашения о принятии единых норм качества строительной продукции), Комитет по развитию торговли (стандартизация торговых документов), Рабочая группа по углю (международные системы классификации угля) и др.

Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН (ФАО).

Основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН. Членами ее состоят около 160 государств.

Цель организации согласно Уставу — содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.

Несмотря на то, что стандартизация не является прямой целью ФАО. многие службы организации соприкасаются со стандартизацией:

Отделение развития земель и вод, занимающееся проблемами ирригации, дренажа, снабжения сельской местности водой и т.п.;

Отделение сельскохозяйственной техники, главное внимание которого направлено на механизацию сельскохозяйственных работ, сельское строительство;

Отделение по выращиванию и защите растений;

Отделение животных продуктов;

Отделение лесных ресурсов;

Отделение лесной промышленности и торговли:

Отделение по использованию атомной энергии в пищевой промышленности и сельском хозяйстве;

Отделение рыбных ресурсов.

При разработке нормативных документов в этих областях ФАО сотрудничает примерно с 25 техническими комитетами ИСО.

Международные стандарты касаются унификации методов контроля (например, в рыбном хозяйстве и в использовании изотопов), требований к качеству (воды, рыболовецких траулеров, жилых домов для сельской местности и др.) - Группа молока занимается стандартизацией оборудования и методов для переработки молока.

Значительное место в деятельности по стандартизации занимает совместная работа ФАО со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по выработке международных стандартов на пищевые продукты.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Создана в 1948 г по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ, которая определена ее Уставом — достижение всеми пародами возможно высшего уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния). В 1977 г. ВОЗ определила свою стратегию как достижение всеобщего здоровья к 2000 г. Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия.

Среди широкого круга проблем, которыми занимается ВОЗ. основное внимание уделяется развитию служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, созданию широкого круга кадров здравоохранения, оздоровлению окружающей среды. Очевидно, что многие проблемы ВОЗ связаны со стандартизацией, чем и занимаются се подразделения: отделение здоровья и окружающей среды; отделение защиты здоровья; отделение фармакологии и токсикологии.

ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. В частности, уделяя внимание качеству воды для питья, ВОЗ участвовала в работах по стандартизации труб для питьевой воды, исследованиях используемых для этого пластмасс и установлению требований к ним.

Непосредственно стандартизацией ВОЗ занимается совместно с ФАО по линии комиссии "Кодекс Алиментариус".

Комиссия "Кодекс Алиментариус" по разработке стандартов на продовольственные товары.

Организована ФАО и ВОЗ для осуществления совместной программы по созданию международных стандартов на продовольственные товары. Комиссия в своей работе базируется на рекомендациях, принятых комитетами ФАО. Ее задача — координация работ по подготовке проектов стандартов. В реализации объединенной программы ФАО/ВОЗ участвуют более 130 стран-членов.

Одной из основных задач Комиссия считает содействие заключению международного соглашения по основным пищевым стандартам и принятие этих стандартов в национальных системах стандартизации. Основные аспекты стандартизации пищевых продуктов: состав, добавки, загрязнители, остатки минеральных удобрений, гигиена, взятие проб, анализ, этикетирование.

Цели "Кодекс Алиментариус" сформулированы ею следующим образом:

Координация работ по стандартизации продуктов питания, проводимых правительственными и неправительственными организациями;

Ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошенничества;

Обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами: окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия правительственными организациями публикация в качестве региональных или международных стандартов;

Содействие упрощению международной торговли пищевыми продуктами.

Публикация принятых международных стандартов Комиссией ФАО/ВОЗ осуществляется в издании, которое называется "Кодекс Алиментариус". В нем содержатся перечень принятых международных стандартов, положения рекомендательного характера (свод правил, руководящие принципы и др.), а также положения по гигиене и питательной ценности пищевых продуктов, микробиологическим нормам, товарному виду и этикетированию и пр. Комиссия считает, что публикация в "Кодекс Алиментариус" содействует гармонизации стандартов и тем самым упрощает процедуры международной торговли пищевыми продуктами.

Техническую работу в деятельности Комиссии выполняют вспомогательные органы, которые либо являются межправительственными и возглавляются представителями стран-членов (комитет по общим вопросам, комитет по сырьевым товарам, региональные координационные комитеты), либо работают в рамках ФАО/ВОЗ или ее совместных с ЕЭК ООН органах.

За время деятельности Комиссия ФАО/ВОЗ приняла более 300 международных стандартов, более 40 видов правил, большое количество ограничительных рекомендации, касающихся остатков минеральных удобрений в пищевых продуктах, правила но определению степени чистоты пищевых добавок.

"Кодекс Алиментариус" разрабатывает своды правил проверки животных до и после убоя, гигиенические правила, правила хранения свежих, консервированных и замороженных продуктов, а также натуральных минеральных вод. Эти разработки рекомендуются правительствам в качестве факультативных руководств.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа её началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представить Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства. Официальные языки ИСО - английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Стандарты ИСО - наиболее широко используемые во всём мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматриваются и принимаются вновь 500-600 стандартов.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. По своему содержанию стандарты ИСО отличатся тем, что лишь около 20% из них включает требование к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а так же других общих и методических вопросов.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО, занимается проблемами сертификации. В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг, где всё шире будут применяться стандарты ИСО серии 9000, реализуется проект ИСО 9000-2000.

В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК, СЕН, которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Для достижения цели ИСО:

а) Принимает меры по облегчению координации и унификации национальных стандартов и разрабатывает рекомендации для комитетов-членов;

б) Разрабатывает стандарты ИСО, если их одобрили 75% комитетов-членов, участвующих в голосовании;

в) По возможности способствует и облегчает разработку новых стандартов, содержащих общие правила, одинаково применимые как в национальных, так и в международных масштабах;

г) Организует обмен информации о работе комитетов-членов и технических комитетов;

д) Сотрудничает с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах, в частности, по их просьбе изучает вопросы, относящиеся к стандартизации.

В настоящее время ИСО определила наиболее актуальные стратегические направления:

а) Установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

б) Снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и коммуникаций;

в) Оказание эффективного содействия ВТО путём внедрения программы, ориентированной на переработку технических условий и поставку товаров в страны ИСО;

г) Стимулирование «самоподдерживающих» элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи (Предполагается всячески способствовать включению требований к поставленной продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия);

д) Забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

Органами ИСО являются: генеральная ассамблея, совет, комитеты совета, исполнительское бюро, центральный секретариат, технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы. Официальные лица ИСО - президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь. Руководящие и рабочие органы ИСО приведены в рисунке 1.

Рисунок 1 - Руководящие и рабочие органы ИСО

Ассамблея определяет общую техническую политику организации и решает основные вопросы её деятельности. Генеральную ассамблею созывает генеральный секретарь по решению президента или по просьбе не менее семи членов Совета или одиннадцати комитетов-членов ни реже одного раза в три года.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство организаций осуществляет Совет. Совет рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается на заседания не реже одного раза года. Совет может также собираться на свои заседания по решению президента или по просьбе членов Совета.

При Совете создано Исполнительское бюро, которое является консультативным органом по вопросам, рассматриваемым в Совете. Кроме того, Исполнительское бюро принимает решение по вопросам, которое направляет Совет, например финансовые вопросы, проекты соглашений о сотрудничестве ИСО с другими межнациональными организациями.

Кроме Исполнительского бюро, при Совете создан Центральный секретариат и ряд специальных технических комитетов для изучения отдельных вопросов деятельности организаций. Центральный секретариат - это орган, вырабатывающий рекомендации для Совета по вопросам организаций, координации и планирования технической деятельности ИСО. Он рассматривает предложения по созданию и роспуску технических комитетов, готовит рекомендации по внесению изменений и дополнений в директивы по технической работе ИСО, по поручению Совета принимает решения в отношении названий технических комитетов и сферы их деятельности, закрепления секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и другие вопросы.

Для рассмотрения конкретных вопросов координация деятельности в отдельных отраслях техники или групп отраслей бюро создаёт консультативные группы, которые готовят рекомендации по рассматриваемым вопросам.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов:

1) СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации);

2) ПЛАКО (техническое бюро);

3) КАСКО (комитет по оценке соответствия);

4) ИНФКО (комитет по научно-технической информации);

5) ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам);

6) КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей);

7) РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) рассматривает основополагающие вопросы стандартизации. Вся работа проводится в рамках групп. Например, по принципам стандартизации, по её эффективности, по применению международных стандартах в странах и др. Результатом деятельности рабочих групп явилась книга «Эффективность стандартизации», а также ряд руководств по вопросам применения международных стандартов в странах, внедрения национальных стандартов, эквивалентным международным и др. В настоящее время рабочая группа проводит большую работу по терминологии СТАКО. Кроме того, подготовлено и издано руководство по терминам и определениям в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. Применение данного руководства позволило создать основу для единообразия, терминологии в области стандартизации, сертификации и испытаний. Основной вид деятельности СТАКО - это проведению семинаров по обмену опытом между странами в области стандартизации.

Техническое бюро (ПЛАКО) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу деятельности ПЛАКО входят рассмотрение предложения по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

Комитет по оценке соответствия (КАСКО) создан для получения вопросов сертификации продукции на соответствие стандартам и выработки соответствующих рекомендаций. Важная область работы КАСКО - содействие совместному проведению и принятию национальных и региональных систем, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия и т.д.

Задачи Комитета по научно-технической информации (ИНФКО):

1. Проведение работы в качестве Генеральной ассамблеи информационной сети ИСО (ИСОНЕТ). Цель ИСОНЕТ - создание условий для автоматизированного обмена информации по стандартам на национальных и международных условиях;

2. Содействие и координации работы информационных центров по стандартам и смежным вопросам;

4. Содействие применению международных стандартов и информационных системах по научно-техническим документам и др.

Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Комитет выполняет следующие функции:

1. Организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами;

2. Подготовка специалистов по стандартизации на базе обучающих центров в развитых странах;

3. Проведение ознакомительных поездок специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах;

4. Подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран;

5. Стимулирование развития двухстороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии.

В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из регламентов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

Комитет по вопросам потребления (КОПОЛКО) объединяет представителей организаций потребителей комитетов-членов ИСО и решает следующие вопросы:

1. Изучает пути содействия потребителям получать положительный эффект от стандартизации продукции, представляющий для них интерес, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

3. Служит форумом для обмена мнениями об участии потребителей в работах по стандартизации, применения стандартов в области потребительских товаров и по вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;

4. Поддерживает связь с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает вопросы потребителя.

Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) оказывает методическую помощь ИСО путём разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Комитет по стандартным образцам подготовил справочник и несколько руководств «ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «аттестация стандартных образцов», «общие и статистические принципы» и другие.

Всю работу ИСО по разработке и согласованию проектов международных стандартов осуществляют рабочие органы ИСО, технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. Рабочие группы, состоящие из ведущих специалистов стран в каждой отдельной области техники, являются основным техническим органом ИСО, в рамках которого разрабатываются проекты рабочих документов.

ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, которые в той или иной мере решают вопросы стандартизации. Среди них можно назвать Международную электротехническую комиссию (МЭК), Всемирную организацию здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Международную организацию законодательной метрологии, Европейскую экономическую комиссию ООН и др.

Порядок разработки международных стандартов, функции органов ИСО и их секретариатов определены в Директивах по технической работе ИСО, утверждённых Советом ИСО.

Процедура разработки международных стандартов осуществляется в следующей последовательности:

1. Рассмотрение предложения о включении в программу работ данного технического комитета разработок стандарта ИСО. Это предложение рассматривается секретариатом технического комитета или подкомитета всем активным членам вместе с обеспечением целесообразности разработки этого стандарта.

2. В случае принятия решения приступают к разработке рабочего проекта документа. В большинстве случаев рабочие проекты документов разрабатывают специально созданные для этого рабочие группы, в которые входят специалисты заинтересованных стран. Рабочие проекты могут представляться и отдельными странами на рассмотрение технического комитета или подкомитета.

3. В случае получения общего согласия разработанного рабочего проекта документа на заседании технического комитета или подкомитета, он представляется в Центральный секретариат ИСО для регистрации в качестве проекта предложения по международному стандарту. Ему предоставляют номер, который не меняет до момента публикации международного стандарта.

4. Проект предложения рассылается секретариатам технического комитета или подкомитета всем активным членам для внесения замечаний. После получения замечаний созывается международное заседание данного технического комитета или подкомитета, на котором рассматривается техническое содержание представленного документа. Как правило, в ходе одного заседания не удаётся достичь взаимоприемлемого решения, поэтому после каждого заседания проект дорабатывается, вновь рассылается активным членам технического комитета или подкомитета и затем вновь обсуждается. Эти проекты называются: первый проект, второй проект и т.д. Для сокращения сроков разработки международных стандартов допускается разработка не более трёх таких проектов. В случае невозможности непринятия решения и по третьему проекту технический комитет решает вопрос о целесообразности дальнейшей работы над проектом международного стандарта.

5. По достижении общего согласия активных членов технического комитета или подкомитета проект предложения, оформленный в соответствии с требованиями ИСО, направляется в центральный секретариат ИСО для регистрации в качестве проекта международного стандарта и рассылки его на тестирование членам международного технического комитета или подкомитета.

6. После обработки проекта международного стандарта активными членами технического комитета или подкомитета по результатам голосования проект направляется на голосование в комитеты-члены ИСО, то есть в международные организации по стандартизации, участвующие в работе ИСО. Это вызвано тем, что иногда мнение страны в техническом комитете может расходиться с мнением национальной организации по стандартизации и только последнее в праве от имени страны принимать решение по представленному проекту международному стандарту. В целях сокращения сроков разработки проектов международных стандартов предусмотрено комбинированное голосование по проектам стандартов, когда проект рассылается на голосование одновременно и активным членам технического комитета или подкомитета, и национальным организациям по стандартизации комитетов-членов ИСО.

7. Проект международного стандарта принимается, если за него проголосовало большинство всех активных членов данного технического комитета или, по крайней мере, 75% членов, принимавших участие в голосовании.

8. Издание международного стандарта Центральным секретариатом ИСО.

Участие нашей страны в деятельности ИСО способствует решению следующих основных вопросов: приведение отечественных нормативно-технических документов в соответствие с международными стандартами и тем самым расширение экспортных возможностей всех отраслей народного хозяйства; использование прогрессивного зарубежного опыта в отечественных работах по стандартизации с целью сокращения средств и времени на проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке соответствующих стандартов; отстаивание интересов отечественной промышленности в технических комитетах ИСО.

В работе технических органов ИСО, по оценке экспертов, по рассмотрению документов ежегодно участвуют примерно 2500 российских специалистов. Для рассмотрения общих вопросов участие организаций стран в работах международных организаций при Госстандарте Российской Федерации сформирован Российский комитет по участию в международных организациях по стандартизации и контролю качества продукции. В сосав Комитета вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств страны и их организаций. Значительное место в работе Комитета занимает вопросы повышения эффективности участия России в международных организациях по стандартизации и контролю качества продукции, а также разработке мероприятий, направленных на широкое использование в стране результатов международных работ в этих областях.

По тематике каждого технического комитета создаются постоянные российские комиссии, которые возглавляют председатель и секретарь, назначаемые, как правило, головными и базовыми организациями по стандартизации, являющимися ведущими по продукции, входящие в сферу деятельности технического комитета.

Основными функциями постоянных российских комиссий является: рассмотрение проектов международных стандартов и других нормативно-технических документов и подготовка по ним заключений; проведение сравнительного анализа соответствия отечественных стандартов международным и подготовка предложений по применению последних в стране; подготовка предложений готовым планам государственной стандартизации по линии ИСО; разработка проектов документов ИСО, автором которых является Россия; выработка позиций России на заседании ИСО, технических комитетов или подкомитетов.

Одной из главной направлений обеспечении эффективности участия России в деятельности ИСО - своевременная и полное использование международных стандартов в отечественной практике. Поэтому использование международных стандартов приобретает особое значение при разработке аналогичных документов Российской Федерации. В ГОСТ 1.5-2002 записано: показатели в стандартах и технических условиях устанавливают с учётом технического уровня качества и экономичности лучших зарубежных образцов аналогичной продукции, требований международных стандартов ИСО и МЭК, национальных стандартов стран-импортёров. На сегодняшний день, состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета- члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов, членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты члены имеют право принимать участие в любой работе технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их25) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах, члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Введение

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

В систему органов и служб стандартизации входят международные, региональные и национальные организации по стандартизации. В настоящее время существует более 400 организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Крупнейшими международными организациями, специализирующимися на работах по стандартизации, являются ИСО (ISO), МЭК (IEC), Международный союз электросвязи - МСЭ (ITU). Они являются самостоятельными и не зависящими друг от друга.

В России компетентными органами в области стандартизации являются Росстандарт России и ГосСтрой. Основополагающим нормативным документом по стандартизации Росстандарта России установлена «Государственная система стандартизации» (ГСС). Комплекс стандартов ГСС РФ представляет собой систему взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех производственных отраслях России. ГСС устанавливает порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, обращения стандартов разных уровней стандартизации и других нормативных документов, а также контроля над их внедрением и соблюдением.

В данной работе были подробно рассмотрены международные и региональные организации, а так же основные органы стандартизации Российской Федерации. Особое внимание уделено функциям Росстандарта.

Международная стандартизация

Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.



Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Международные организации по стандартизации

1. Международная организация стандартизации (ISO)

2. Международная электротехническая комиссия (IEC)

3. Международный Союз Электросвязи (ITU)

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Международная организация стандартизации (ISO)

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Официальными языками являются: английский, французский и русский.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

Основной задачей ИСО является содействие развитию стандартизации в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Организационная структура ИСО:

· Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели.

· Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

· PLACO - Planning Committee подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

· CASCO - Committee on conformity assessment занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия.

· DEVCO - Committee on developing country matters изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии.

· COPOLCO - Committee on consumer policy изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах.

· REMCO - Committee on reference materials оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).