Основные цели и функции мтп. Вопросы для самостоятельной работы Международная тпп

Международная торговая система

По мере развития мировой экономики и международных экономических отношений, в которых определяющую роль играла международная торговля, последняя постепенно трансформировалась в устойчивую международную торговую систему. Ее можно определить следующим образом: международная торговая система представляет собой совокупность всех внешнеторговых потоков товаров и услуг национальных государств, внешнеторговую деятельность физических и юридических лиц, международных организаций и институтов, прямо или косвенно регулирующих эту многообразную деятельность.

Структура и строение мировой торговой системы. С точки зрения структуры и строения мировая торговая система состоит из совокупности разных иерархических уровней и механизмов се регулирования. Это следующие звенья, институты и иные инструменты (механизмы):

  • внешняя торговля страны;
  • внешняя торговля международных компаний;
  • торговля между интеграционными группами стран (классический пример – торговля между странами – членами Евросоюза);
  • региональная торговля;
  • международные организации, устанавливающие правила мировой торговли или рекомендующие таковые (ВТО, МВФ, ЮНКТАД и некоторые другие организации ООН), а также региональные учреждения;
  • международные, трехсторонние, двусторонние и региональные договоры и соглашения в области торговли и связанных с нею вопросов.

В современной международной торговой статистике применяются два типа учетных торговых систем: общая торговая система и специальная торговая система.

Общая торговая система (ОТС) применяется в том случае, когда статистическая территория страны (к которой относятся публикуемые статистические сведения по внешней торговле) совпадает с экономической территорией и экспорт включает все товары, вывозимые с экономической территории страны.

Специальная торговая система (СПС) создается и регулируется странами-участницами интеграционных групп и иными договорными отношениями государств.

Международная торговая палата (МТП)

Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, ICC) – это международная неправительственная организация, федерация деловых кругов и объединений. Она основана в 1919 г. на Международной торговой конференции в Атлантик-Сити (США); действует с июня 1920 г. Местопребывание – Париж. Имеет отделения в Нью-Йорке, Женеве, Гонконге. Официальная цель МТП – способствовать улучшению международных экономических отношений и на этой основе дальнейшему развитию открытой мировой экономики, взаимовыгодному сотрудничеству деловых людей и их организаций, дружественным отношениям между народами и их процветанию.

Деятельность Палаты направлена на создание системы рыночной экономики, основанной на принципах свободной и честной конкуренции, борьбу с протекционизмом в любой его форме, наиболее полную интеграцию всех стран в мировую экономику, облегчение коммерческого обмена через границы государств, упрочение уважения к высоким стандартам деловой активности, собственности и доверия к долгосрочным международным коммерческим связям.

Членство в Палате осуществляется на двух уровнях: на уровне национальных комитетов и тождественных им организаций, представляющих деловые и профессиональные интересы своих членов и не преследующих политических целей; на уровне "непосредственных" членов, т.е. юридических и физических лиц, принятых в Палату в том случае, когда отсутствуют национальные комитеты МТП в стране.

Руководящие органы Палаты – конгресс, совет, исполнительный комитет. Конгресс созывается каждые три года для подведения итогов деятельности Палаты и принятия рекомендаций по актуальным проблемам международных экономических отношений. По отдельным темам обсуждения могут созываться конференции. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов. В работе конгресса с правом совещательного голоса принимают участие представители правительств, международных и национальных организаций.

Совет, возглавляемый президентом, готовит созыв конгресса, руководит работой Палаты между конгрессами, принимает новых членов. Состоит из представителей национальных комитетов, число голосов которых (от одного до трех) зависит от величины взноса национального комитета в бюджет Палаты. В состав Совета входят десять представителей "непосредственных членов" с правом одного голоса. Совет возглавляет президент, сессии проходят два раза в год.

По рекомендации исполнительного комитета совет избирает президента, председателя Международного арбитражного суда и с учетом географической структуры Палаты – членов исполкома, состав которого подлежит обновлению ежегодно на треть.

В состав секретариата входит административная комиссия, состоящая из уполномоченных национальных комитетов. МТП издает справочники о деятельности торгово-промышленных палат и ежемесячный информационный бюллетень.

Генеральный секретарь выполняет по заданию совета и исполнительного комитета организационно-технические и административные функции, поддерживает тесные контакты с учреждениями ООН, при которых МТП имеет консультативный статус. В состав секретариата входит административная комиссия, состоящая из уполномоченных национальных комитетов.

Международная торговая палата (МТП)

Роль важнейшей международной неправительственной организации - Международной торговой палаты (МТП) - в области проведения неофициальной кодификации обычаев и обыкновений, действующих в международном частном праве, следует подчеркнуть особо. Основная цель МТП - организационное, техническое и правовое обеспечение мирового бизнеса. Созданная в 1919 г. по инициативе Бельгии, Великобритании, Италии, США и Франции как международная экономическая организация частных предпринимателей МТП в настоящее время объединяет свыше семи тысяч компаний, промышленных и торговых ассоциаций, федераций и торговых палат в 130 странах мира. Национальные комитеты и Советы МТП более чем в 70 странах координируют деятельность деловых кругов на национальном уровне. Высшим органом МТП выступает Всемирный совет (World Council), выполняющий функции Ассамблеи в межправительственных организациях. Делегаты Всемирного совета назначаются Национальными комитетами МТП в тех государствах, где таковые имеются. Всемирный совет, собирающийся на свои заседания, как правило, два раза в год, может пригласить для участия в его работе десять членов МТП из государств, в которых отсутствуют Национальные комитеты.

Всемирный совет избирает Президента и Вице-президента на два года. Президент (Chairman), его непосредственный предшественник и Вице-президент (Vice-Chairman) образуют Президентскую коллегию (Chairmanship). Всемирный совет избирает также Исполнительный комитет (Executive Board), отвечающий за осуществление текущей деятельности МТП. Число членов Исполнительного комитета колеблется между 15 и 30, срок их полномочий ограничивается тремя годами, причем каждый год происходит смена 1/3 состава членов. Члены Исполнительного комитета избираются по рекомендации Президента. Международный секретариат МТП (International Secretariat) возглавляет Генеральный секретарь (Secretary General), который назначается Всемирным советом по инициативе Президентской коллегии и по рекомендации Исполнительного комитета.

Основным звеном структурного механизма МТП выступают комиссии, формируемые по отраслевому признаку и включающие свыше 500 экспертов в различных областях мирового бизнеса, которые работают без выплаты вознаграждения на добровольной основе. В их число входят комиссии по банковской практике, энергетике, финансовым услугам и страхованию, международной торговле и инвестиционной политике, телекоммуникациям и информационным технологиям, электронной коммерции, малому и среднему бизнесу, по маркетингу и рекламе, а также целый ряд других. МТП проводит большую работу по систематизации обычаев, действующих в международной коммерческой и финансовой практике. Результатом такой работы являются сборники унифицированных обычаев, правил и обыкновений, нашедшие широкое применение практически во всех странах мира. Например, Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., Унифицированные обычаи и правила для документарных аккредитивов в редакции 1993 г., Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г., Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г., Унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г., Международный кодекс рекламной практики 1997 г., Международная практика по резервным аккредитивам 1998 г., Международный кодекс по прямым продажам 1999 г., Международный кодекс по прямому маркетингу 2001 г., Международный кодекс по продвижению торговли 2002 г., Международные стандарты банковской практики для оценки документов по операциям с документарными аккредитивами 2002-2003 гг. Уже одно упоминание этих документов дает возможность представить всю многогранность деятельности МТП по развитию МЧП.

Международные договоры могут быть классифицированы следующим образом:

· двусторонние и многосторонние договоры.

Двусторонние договоры заключаются только двумя государствами и действуют исключительно в их взаимных отношениях.

В многосторонних договорах участвуют несколько государств, принимающих взаимные обязательства. Чем шире круг государств-участников, тем выше эффективность применения заложенных в договоре норм и принципов. К числу многосторонних договоров относятся Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров (свыше 50 государств-участников); Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте (свыше 70 государств-участников); Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 г. о признании и приведении в исполнении иностранных арбитражных решений (свыше 130 государств-участников);

· универсальные и региональные договоры.

Универсальные договоры включают в состав государств-участников государства, принадлежащие к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. Признак универсальности позволяет резко расширить круг субъектов, участвующих в таких договорах, так как не предполагает введение каких-либо ограничителей территориального или иного характера. В качестве универсальных международных договоров выступают, например, Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений; Парижская конвенция 1883 г. об охране промышленной собственности; Женевская конвенция УНИДРУА 1983 г. о представительстве при международной купле-продаже товаров.

К региональным международным относятся договоры, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.

Например, в качестве примеров можно привести Римскую конвенцию 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам, и Брюссельскую конвенцию 1968 г. о юрисдикции и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам, которые действуют на территории государств - членов Европейского союза. В рамках другой интеграционной группировки - Содружества Независимых Государств - разработан, принят и применяется целый комплекс договоров многостороннего характера, к числу которых относятся, например, Бишкекское соглашение СНГ 1992 г. о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности; Минская конвенция СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам; Московская конвенция СНГ 1997 г. о защите прав инвестора.

Международно-правовой обычай - это сложившееся в практике устойчивое правило, за которым государства признают юридическую силу. Международно-правовые обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят неписаный характер.

Кроме международно-правовых обычаев в международной практике применяются устойчивые правила, которые называются обычаями делового оборота. Эти правила складывались не в отношениях между государствами, а в отношениях между физическими и юридическими лицами разных государств в предпринимательской сфере. Обычаи делового оборота могут приобрести юридическую силу и стать источником права, если государства признают за ними это качество.

Согласно ст.4 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора, не применяются.

К иным источникам международного частного права можно отнести прецедентное право, складывающееся в судебно-арбитражной практике, и нормативно-правовые акты международных организаций. Прецедентное право выступает в качестве источника международного частного права главным образом в странах англо-саксонской правовой системы и в силу этого не имеет такого общепризнанного значения, как международные договоры.

В кыргызской правовой системе также как и в романо-германской системе, судебная практика не является формально юридическим источником права. Суды не наделены законодательной властью и их решения не создают норм права.

Международная торговая палата (МТП) - самая авторитетная организация предпринимательских кругов мира. Согласно Уставу МТП, ее основные цели заключаются в том, чтобы защищать интересы всех секторов экономики, способствовать деловым контактам, решению международных экономических проблем и лучшему взаимопониманию между деловыми кругами и организациями разных стран.

Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.

Цели МТП:

Содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов;

Принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли.;

Защита системы частного предпринимательства;

Стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями.

Функции МТП:

Привлекать внимание правительств к проблемам бизнеса;

МТП создала первую систему коммерческого арбитража, составила правила документарного кредита, которые применяются всеми банками мира. Консультативный статус МТП при ООН позволил ей выступить с инициативами о либеризации международных таможенных правил и внедрение экологических стандартов серии ИСО 14001, антикоррупционного кодекса, Карнет АТА, сертификатов происхождения товаров и многих других документов, которые стали стандартами в торговой практике.

Подготовкой политических заявлений МТП и разработкой унифицированных стандартов, кодексов, правил и других механизмов ведения бизнеса, признанных во всем мире, занимаются члены 16 постоянно действующих комиссий и консультативных групп, создаваемых по отраслевому признаку и охватывающих все сферы бизнеса. Среди документов МТП такие, как «Инкотермс» (Унифицированные торговые термины МТП), «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (UCP 600), «Арбитражный регламент МТП»[приложение 2], типовые международные контракты и многие другие, периодически пересматриваемые членами комиссий на предмет внесения в них поправок, учитывающих реалии стран -- членов МТП.

Ежегодно обновляемая программа МТП, включающая в себя проведение международных и национальных конференций и семинаров, является важнейшим каналом доведения экспертных оценок до широкой аудитории. Конференции МТП проводятся в различных странах мира при активном содействии национальных комитетов МТП.

Каждые два года МТП проводит Всемирные конгрессы, являющиеся для бизнеса событием глобального масштаба, на которых обсуждаются международные проблемы, с которыми могут столкнуться предприятия и компании в ближайшие годы, и разрабатывается стратегия решения этих проблем. Конгрессы проводятся в разных странах мира по приглашению национальных комитетов МТП.

ЮНСИТРАЛ

Правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое значение

Обновляемая информация о прецедентном праве и законодательных актах, вводящих в действие единообразные нормы коммерческого права

Техническая помощь в осуществлении проектов правовой реформы

Региональные и национальные семинары по вопросам единообразного коммерческого права

3. Всемирная торговая организация - многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 года. Она возникла как преемник Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в итоге Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 годов, проходивших под эгидой ГАТТ. Уругвайский раунд завершился 15 апреля 1994 года Марракешским протоколом (Заключительный акт), который открыл к подписанию Соглашение об учреждении ВТО.

Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле).

Функции ВТО:

Организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений;

Обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО

Выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

Правовая база ВТО – это многосторонние соглашения, охватывающие сферу торговли товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.

Организационная структура ВТО. Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. Совет может действовать в качестве Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики. В этих случаях Совет имеет отдельных председателей и свои правовые процедуры. Кроме того, действует Совет по торговле товарами для наблюдения за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами, Совет по торговле услугами для слежения за выполнением ГАТС и Совет по интеллектуальной собственности, осуществляющий наблюдение за действием этого соглашения. Организованы также комитеты по торговле и развитию; по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Кроме того, в составе органов ВТО регулярно действуют комитеты, образованные в рамках названных выше отдельных многосторонних соглашений. Действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даны полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функций. В настоящее время общая численность сотрудников Секретариата превышает 600 человек. В рамках ВТО продолжает действовать принятая в ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято голосованием, причем каждая страна-участница ВТО имеет один голос. Однако система голосования в ВТО используется крайне редко.

4. Международный валютный фонд – МВФ - это международная межправительственная валютно-финансовая организация со статусом специализированного учреждения ООН. МВФ организован по решению Конференции ОНН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (США, 1944 год) и действует с 1946 года. Россия – член МВФ с 1992 года. Количество государств-членов МВФ – свыше 180. Штаб-квартира расположена в Вашингтоне с отделениями в Париже и в Женеве. Официальные цели МВФ – способствовать росту международной торговли, содействовать стабильности обменных курсов валют, оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также устранению валютных ограничений. МВФ контролирует выполнение каждым государством-членом своих обязательств. Финансовые ресурсы МВФ складываются из взносов государств-членов и заемных средств.

Руководящие органы МВФ – Совет управляющих, Исполнительный совет, Директор-распорядитель. Совет управляющих – высший директивный орган Фонда - состоит из управляющих и их заместителей, назначаемых по собственному усмотрению каждым государством-членом. Заседания Совета проводятся один раз в год. Исполнительный совет работает на постоянной основе, действует в пределах полномочий, переданных ему Советом управляющих, и отвечает за ведение дел Фонда. Директор-распорядитель – председатель Исполнительного совета и в качестве главы рабочего штата сотрудников ведет дела Фонда. МВФ получает от стран-членов исчерпывающую информацию по валютно-финансовым вопросам и регулярно публикует международную финансовую статистику. В Соглашении об учреждении ВТО указывается, что ВТО будет сотрудничать с МВФ и МБРР. Решения в Фонде принимаются большинством голосов. Однако здесь действует система взвешенного голосования, при котором число голосов каждой страны-члена соответствует ее финансовому участию в деятельности МВФ.

Функции ВТО

Организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений;

Обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО

Выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

5. Соглашение по правительственным закупкам распространяет свое действие на закупки товаров и услуг, осуществляемые правительственными организациями. В круг этих организаций входят: министерства, департаменты и другие подразделения центральных правительств, местные органы власти. В государствах с федеральным устройством в число правительственных органов включаются как учреждения центрального правительства, так и учреждения субъектов федерации. Закупки военных ведомств выведены из действия Соглашения. Однако их закупки невоенного характера включены в Соглашение. Круг ведения Соглашения, однако, ограничивается только теми предприятиями и организациями, которые каждая страна указывает в конкретном перечне организаций, закупающих товары и услуги по линии правительств. Этот перечень должен быть обозначен каждой страной в приложении к Соглашению. Основная цель Соглашения заключается в том, чтобы заставить правительственные учреждения применять коммерческие соображения при закупке товаров и услуг для своего использования и не осуществлять дискриминацию между национальными и иностранными товарами, услугами и их поставщиками. Ряд других важных положений Соглашения регламентирует процедуру осуществления государственных закупок. Они должны производиться только путем организаций конкурсов (торгов). При этом иностранные поставщики услуг должны иметь равные возможности участвовать в таком конкурсе. Участие в Соглашении является добровольным и оно открыто для всех членов ВТО. В настоящее время в круг его участников входят преимущественно развитые в промышленном отношении государства.

6. Генеральное соглашение по торговле услугами - первое многосторонне межгосударственное соглашение по торговле услугами – важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами.

Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугам осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС).

Круг ведения ГАТС включает все виды услуг и любые отраслевые направления торговли услугами, исключая услуги, поставка которых вызвана выполнением правительством функций управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории.

ГАТС определяет торговлю услугами как их трансграничный обмен, как их потребление в пределах национальной территории, как их поставки путем так называемого «коммерческого присутствия» на территории других стран. И, наконец, как поставку услуг путем перемещения физических лиц, производящих и продающих услуги, находясь на территории иностранных государств.

Основные положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно: национальный режим (иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и национальные); режим наибольшего благоприятствования (предполагающий одинаковый режим для всех и отсутствие каких-либо дискриминаций между участниками Соглашения; гласность (вся информация, законы, административные распоряжения, касающиеся регулирования торговли услугами должны публиковаться); постепенная либерализация путем переговоров в рамках всей торговли услугами.

ГАТС предусматривает две группы обязательств, которые берут на себя участники Соглашения: общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг, и конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. Обязательства отдельных стран по доступу на рынки суммируются в перечнях их обязательств.

В рамках переговоров Уругвайского раунда была разработана классификационная схема видов услуг, могущих быть предметом торговли. Она включает 161 вид услуг. Эта схема лежала в основе конкретных переговоров и на ее основе составлены национальные перечни услуг. Она получила название «Классификационная схема ВТО». В рамках ВТО создан Совет по торговле услугами, в круг ведения которого входят все вопросы действия ГАТС. Новый тур переговоров о либерализации торговли услугами начался в 2000 году.

7. Соглашение по ТРИМС . Соглашение признает, что инвестиционные меры и связанные с ними некоторые положения законов могут нарушать названные статьи ГАТТ и оказывать неблагоприятное воздействие на торговлю. Стороны ТРИМС обязались не применять такие меры, а уже применяемые - устранить, поставив об этом в известность Секретариат ВТО. В число запрещенных мер входят:

Требование, чтобы предприятие использовало (в порядке, предписанном законом) в производстве товара определенную долю продуктов национального производства (внутренние количественные ограничения);

Требование, чтобы использование импортируемых товаров было по количеству или стоимости увязано с закупками местных товаров (требование, связанное с регулированием платежного баланса);

Ограничение импорта товаров, используемых предприятием в местном производстве, количеством экспортируемых местных товаров (требование равновесия валютных расходов);

Ограничение импорта путем ограничения доступа предприятия к иностранной валюте (валютные ограничения);

Требование продажи предприятием товаров на экспорт в виде доли от объема местного производства (экспортный потенциал).

Соглашение по ТРИМС можно рассматривать как первый шаг в деятельности ВТО в области взаимосвязи капиталовложений и внешней торговли, которую предполагается развернуть в ближайшие годы. В рамках ВТО действует Комитет по ТРИМС в составе Совета по торговле товарами, который рассматривает все вопросы деятельности Соглашения.

8. Соглашение по ТРИПС устанавливает стандарты защиты прав интеллектуальной собственности и порядок их правоприменения. Соглашение предусматривает, что каждая страна-член ВТО должна выполнять обязательства, вытекающие из других международных соглашений по правам интеллектуальной собственности, дополняя их обязательствами по ТРИПС и гарантируя, что в каждой стране-участнице будут применены строгие процедуры принуждения для защиты прав интеллектуальной собственности.

Соглашение по ТРИПС принадлежит к одному из трех основополагающих правовых инструментов ВТО. Статья VI Соглашения об учреждении ВТО создает Совет по ТРИПС в качестве органа Конференции министров ВТО. Совет должен заниматься всеми вопросами действия Соглашения по ТРИПС.

Соглашение состоит из семи частей. В части I рассматриваются общие принципы. Часть II содержит стандарты защиты различных видов интеллектуальной собственности: авторского права и смежных прав, торговых знаков, географических указаний, промышленных образцов, патентов, топология (топография) интегральных микросхем, коммерческой тайны. Часть III регламентирует меры принуждения к соблюдению прав интеллектуальной собственности, а часть IV описывает процедуры приобретения и доказательства таких прав. Наконец, Соглашение предлагает согласительные процедуры в части V, временные соглашения в части VI, организационные и заключительные положения в части VII.

Соглашение по ТРИПС требует, чтобы страны-члены ВТО соблюдали обязательства Парижской конвенции о защите промышленной собственности (1967 год), выполняли обязательства Бернской конвенции по защите литературных и художественных произведений (1971 год) (статья 9 ТРИПС), а также Римской конвенции (1962 год) и Вашингтонского договора (1989 год) (статья 35 ТРИПС). Статья 3 требует предоставлять национальный режим, а статья 4 - режим наибольшего благоприятствования к вопросам, входящим в круг ведения ТРИПС.

Важное новшество Соглашения по ТРИПС – обязательство создать национальные механизмы по охране прав интеллектуальной собственности. Статья 51 предоставляет таможенным властям право приостановить выпуск товара в свободное обращение по жалобе о подделке товара или товарных знаков. С этой целью участники ТРИПС должны создать национальное законодательство. Реализация Соглашения по ТРИПС потребует от всех стран существенно расширить национальные, правовые и административные системы в сфере торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.

9. Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров;

Какие из 8 специальных принципов международного торгового права (ЮНКТАД) являются торговыми режимами в ГАТТ/ВТО

8 принципов:

Принцип наибольшего благоприятствования

Принцип недискриминации

Национальный режим

Преференцированный режим

Взаимная выгода

Принцип траспарентности

Принцип свободного международного транзита

Принцип автономии воли сторон

Из этих 8 принципов, торговыми режимами в ГАТТ/ВТО являются:

1. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – предоставление одним государством другому в определенной области таких же льгот и преимуществ, которые уже предоставлены или будут предоставлены любому третьему государству. Преимущество, предоставляемое любому товару из Х страны, должно немедленно предоставлено подобному товару, происходящему с территории других участников ГАТТ.

РНБ распространяется:

Весь круг операций, связанных с ввозом и вывозом товаров

На внутренние налоги и любые внутренние сборы, которыми могут облагаться товары уже после пересечения ими таможенной границы;

На все законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, перевозке, распределению и использованию

На все сборы, правила, формальности, связанные с транзитом

На требования, предъявляемые к маркировке.

Исключения из РНБ:

Исключения для преимуществ (преференций), предоставленных в соответствии с п.2 I ГАТТ – Великобритания и зависимые территории Великобритании; территории Французского союза; США и зависимые территории США;

Исключения для преимуществ, предоставленных любой развивающейся стране или между развивающимися странами

Исключения для таможенных союзов и зон свободной торговле

Исключения для преимуществ, предоставленных соседним странам в целях развития приграничной торговли

2. Национальный режим – при появлении на внутреннем рынке любой страны импортных товаров по отношению к ним должен применяться режим, аналогичный действующему в отношении подобных товаров, производимых на месте.

Исключения из национального режима:

К законам, правилам, требованиям регулирующим правительственные закупки

К выплате субсидий исключительно внутренним производителям, а также субсидии в форме правительственных закупок отечественных товаров

К демонстрации кинофильмов.

3. Свобода транзита. Под транзитными перевозками понимаются такие перевозки, когда проезд через территорию считается лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами данного государства. При транзите допускается – перегрузка, складирование, дробление партии товаров, перемена вида транспорта.

Свобода транзита означает:

Право осуществлять транзит по наиболее подходящим для международного транзита путям

Запрет дискриминации в зависимости от цвета флага судна, происхождения товара, места отправления и т.д.

Запрет подвергать транзит ненужным задержкам или ограничениям

Освобождение транзитных перевозок от таможенных пошлин и иных сборов

Предоставление транзитным перевозкам РНБ в отношении всех сборов, правил, формальностей

Предоставление товарам, которые шли через территорию другой страны, режима не менее благоприятного, нежели товарам при прямой отгрузке.

Цели и главная задача ВТО

Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Цели ВТО:

Регулирование экономических отношений участников на основе принятого пакета документов Уругвайского раунда переговоров

Прозрачность

Разрешение торговых споров

Контроль за исполн.торговых отнош.

Прием новых членов

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС): сфера применения, классификация, виды услуг и способы доставки; обязательства членов ВТО; исключения и приложения к ГАТС 29. Способы доставки услуг, обязательства членов ВТО и исключения из ГАТС.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС): виды объектов ИС и субъекты охраны прав ИС 31. Правовые режимы охраны прав ИС. Авторское и смежные права, товарные зна-ки, изобретения и промышленные образцы по ТРИПС

Соглашение по ТРИПС является первым международным соглашением, согласно которому права на объекты интеллектуальной собственности включены в систему многосторонних торговых отношений, и вместе с ГАТТ 1994 и ГАТС образует правовую основу ВТО.
Соглашением по ТРИПС установлены новые правила:

Применение основных правил ГАТТ 1994 к правам на объекты интеллектуальной собственности;
- определяющие минимальные стандарты охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
- по принудительному обеспечению прав на объекты интеллектуальной собственности в части, затрагивающей торговлю;

Вводящие эффективные и оперативные процедуры по предупреждению и разрешению споров, возникающих между странами – членами ВТО в случае нарушений положений Соглашения по ТРИПС. В соответствии с Соглашением по ТРИПС страна – член ВТО:

Может, но не обязана предусматривать в своём законодательстве более широкую охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, чем это требуется по Соглашению по ТРИПС, но при этом такая охрана не должна противоречить положениям указанного Соглашения;
- самостоятельно определяет методы выполнения положений Соглашения по ТРИПС в рамках своей правовой системы и практики.

Действие Соглашения распространяется на следующие объекты интеллектуальной собственности:

Изобретения;

Промышленные образцы;

Товарные знаки;

Географические указания;

Топологии (топографии) интегральных микросхем;

Информацию, не подлежащую раскрытию.

Следует отметить, что Соглашение по ТРИПС не распространяется на такие объекты интеллектуальной собственности, как полезные модели и фирменные наименования. Это означает, что страны – члены ВТО могут, но не обязаны обеспечивать охрану прав на такие объекты.

Каждая страна – член ВТО в отношении охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, включающей вопросы наличия, приобретения, области, сохранения в силе и принудительного обеспечения прав и вопросы использования таких прав, которые конкретно определены в Соглашении по ТРИПС, должна предоставлять иностранным физическим и юридическим лицам (подданным других стран – членов ВТО):- национальный режим;-режим наибольшего благоприятствования.

Изобретения

В Соглашении по ТРИПС предусмотрено, что на патенты на изобретения распространяются соответствующие статьи Парижской конвенции (1967). Вместе с тем в Соглашение по ТРИПС включены положения, которые конкретизируют, дополняют или изменяют некоторые статьи Парижской конвенции. Согласно Соглашению по ТРИПС патенты могут быть получены на любые изобретения, причём как на продукты, так и на способы производства, во всех областях техники при условии, что они являются новыми, имеют изобретательский уровень и промышленно применимы. При выдаче патентов и реализации прав правообладателя не должно быть никакой дискриминации относительно:

Места, где выполнено изобретение;- области деятельности;- места производства продуктов, т.е. того, являются ли продукты импортированными или отечественного производства.

Исключительные права, предоставляемые владельцу:

Патента на продукт: третья сторона не имеет право без согласия владельца патента изготавливать, использовать, предлагать к продаже запатентованный продукт или ввозить его для указанных целей из-за рубежа;

Патента на способ: третья сторона не имеет право без согласия владельца патента использовать способ, а также использовать, предлагать к продаже, продавать или ввозить для этих целей из-за рубежа продукты, полученные по этому способу.

В Соглашение по ТРИПС включено положение о том, что в случае нарушения прав владельца патента на способ производства ответчик обязан по требованию судебного органа представлять доказательства того, что используемый им способ получения идентичного продукта отличается от запатентованного способа. Идентичный продукт, произведённый без согласия владельца патента, считается изготовленным по запатентованному способу в следующих случаях:

Если продукт, изготовленный по запатентованному способу, является новым;
или- если имеется большая вероятность того, что идентичный продукт был изготовлен по запатентованному способу, а владелец патента оказался не в состоянии, проявив должные старания, определить, какой способ использовался на самом деле.

Промышленные образцы

К промышленным образцам относится художественное решение изделия, включая его внешний вид. Владелец охраняемого промышленного образца имеет исключительное право на его использование и может препятствовать изготовлению, продаже или ввозу из-за рубежа изделий, включающих или представляющих образец, который является копией или по существу копией охраняемого промышленного образца, если указанные действия осуществляются другими лицами в коммерческих целях без его согласия. Общий срок охраны промышленного образца – не менее 10 лет.

Товарные знаки

Страны – члены ВТО должны учитывать положения Соглашения по ТРИПС при создании ими национальных систем охраны товарных знаков и функционировании таких систем.
Согласно Соглашению по ТРИПС под товарным знаком понимается любое обозначение или любая комбинация обозначений, с помощью которых товары и услуги одного предприятия можно отличить от товаров и услуг других предприятий. В каждой стране – члене ВТО должна быть организована регистрация обозначений, обладающих различительной способностью в отношении соответствующих товаров и услуг, причём допускается регистрация обозначений, не являющихся визуально различимыми, например, запахов, звуков и др. Она может устанавливать, чтобы возможность регистрации товарных знаков зависела от их использования, однако фактическое использование не должно быть обязательным условием при подаче заявки на регистрацию. Не допускается отклонение заявки на том единственном основании, что в течение трёхлетнего периода с даты подачи заявки товарный знак фактически не использовался. Владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться этим товарным знаком, а также не допускать, чтобы какое-либо третье лицо без его согласия использовало в ходе торговли тождественные или сходные обозначения для товаров или услуг, идентичных или подобных тем, в отношении которых зарегистрирован этот товарный знак, если такое использование имело бы результатом вероятность смешения. В соответствии с Соглашением по ТРИПС страны – члены ВТО могут определять условия лицензирования и уступки товарных знаков, при этом должны учитываться следующие моменты:

Не разрешается принудительное лицензирование в отношении товарных знаков;
- владелец зарегистрированного товарного знака должен иметь право уступки этого товарного знака вместе с передачей дела, к которому относится этот товарный знак, или без такой передачи.
Сроки охраны товарных знаков:

Первоначальная регистрация: не менее 7 лет;

Каждое продление: не менее 7 лет;

Количество продлений: без ограничений.

Критерий секретности

Информация целиком, либо в конкретном со­четании или расположении не должна быть известной или легко доступной лицам, при­надлежащим к определенному кругу, обычно имеющему дело с подобного рода информа­цией.

Охрана закрытой информации

Охрана закрытой информации сводится к зап­рету ее незаконного раскрытия, получения и использования, которое рассматривается как акт недобросовестной конкуренции.

Закрытая информация как объект интеллекту­альной собственности не требует официально-: го признания ее охраноспособности (т.е. не требует регистрации и т.п.).

Охрана закрытой информа­ции лицами, под чьим контролем она находится.

Физическим и юридическим лицам предоставляется возмож­ность препятствовать тому, что­бы закрытая информация, пра­вомерно находящаяся под их контролем, была без их согла­сия раскрыта, получена пли использована другим лицом спо­собом, противоречащим чест­ной коммерческой практике, т.е. посредством:

  • одностороннего расторже­ния договора;
  • подрыва доверия (например, нелояльности работника к быв­шему работодателю, кражи до­кументации).

Физическим и юридическим ли­цам предоставляется также воз­можность воспрепятствовать приобретению закрытой инфор­мации третьими лицами, кото­рым было известно (или не было известно в результате грубой не­брежности), что они приобрета­ют информацию, полученную способом, противоречащим че­стной коммерческой практике.

Охрана закрытой информа­ции, представленной госу­дарственным органам, этими органами.

Члены ВТО вправе требовать в качестве условия разрешения сбыта предоставления в госу­дарственные органы данных об испытаниях и других сведений, получение которых сопряжено со значительными усилиями.

Вместе с тем в отношении по­добного рода требований, осо­бенно применительно к фарма­цевтическим и агрохимическим продуктам, в которых использо­ваны новые химические веще­ства, члены принимают обяза­тельство охранять такие данные от недобросовестного коммер­ческого использования и от рас­крытия (исключая случаи, ког­да это необходимо в целях защиты населения).

ТРИПС включает положения о принудительном обеспечении прав на объекты интеллектуальной собственности.

ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ:

  • гражданско-правовые
  • административные
  • уголовные
  • обычные
  • срочные

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРАМ

Общие требования:

  • процедуры должны быть равными для всех;
  • процедуры не должны быть излишне дорогостоящими;
  • процедуры не должны приводить к необоснованным задержкам.

Специальные требования в отношении судебных процедур:

  • судсоные решения по существу предоставляются сто­ронам в письменном виде и без необоснованной задер­жки;
  • судебные решения должны основываться на доказа­тельствах, по которым сторонам была предоставлена воз­можность высказаться, и должны быть аргументированы;
  • окончательные административные решения могут быть пересмотрены в суде.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.

В случае применения административных про­цедур эти процедуры должны соответствовать из­ложенным гражданско-правовым процедурам в той мере, в какой гражданско-правовое средство защи­ты может быть потребовано в результате админис­тративных процедур.

Временные меры.

Цель применения:

  • недопущение правонарушения (в первую оче­редь - недопущение поступления в торговые ка­налы товаров, нарушающих права интеллектуаль­ной собственности);
  • сохранение соответствующих доказательств.

Условия применения:

Судебные органы вправе принимать временные меры без заслушивания другой стороны, при условии, что сторона будет безотлагательно поставлена в известность;

Обеспечение:

У заявителя может быть потребовано:

  • предоставить доказательства того, что он являет­ся правообладателем и что его права нарушаются;
  • предоставить залог или равноценную гарантию, до­статочную для защиты ответчика от злоупотреблений;

Пересмотр:

Пересмотр мер с целью принятия решения, долж­ны ли эти меры быть отменены, изменены или под­тверждены, осуществляется по запросу ответчика. Ответчик имеет право быть выслушанным.

Временные меры подлежат отмене: если судебное разбирательство не начинается в тече­ние разумного периода времени (не более 20 рабочих дней или не более 31 календарного дня, в зависимос­ти от того, какой срок является более длинным).

УГОЛОВНЫЕ МЕРЫ.

Члены ВТО обязаны предусматривать уголовную ответственность по меньшей мере за преднамеренные действия, связанные с:

  • подделкой товарного знака;
  • нарушением авторского права в коммерчес­ком масштабе.

Виды наказания:

  • лишение свободы;
  • денежный штраф;
  • арест;
  • конфискация или уничтожение контрафак­тных товаров и орудий производства, которые использовались при совершении правонару­шений.

По финансовым услугам

Приложение по переговорам по услугам морского транспорта

Приложение по телекоммуникациям - о доступе к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и их использовании

Приложение по перемещению физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с Соглашением

Соглашения, члены могут вести переговоры о принятии специфических обязательств, применяемых к перемещению всех категорий физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с Соглашением. Физическим лицам, на которых распространяется специфическое обязательство, разрешается поставка услуги в соответствии с условиями этого обязательства. Соглашение не препятствует члену принимать меры для регулирования въезда физических лиц на свою территорию или их временного пребывания на ней, включая те меры, которые необходимы для защиты целостности его границ и обеспечения упорядоченного перемещения физических лиц через его границу при условии, что такие меры не применяются таким образом, чтобы аннулировать или сократить выгоды, получаемые любым членом в соответствии с условиями специфического обязательства.

Исключение сост закупки услуг правительственными учреждениями для целей правительства и не с целью коммерческой перепродажи или с целью использования при поставках услуг для коммерческой реализации.

Протекционизм

Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (1964)

Постоянный межправительственный орган, Конференция ООН по торговле и развитию является ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ей поручено ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран.

Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Конференция ЮНКТАД, ее высший директивный орган, проводится раз в четыре года. Исполнительный орган - Совет по торговле и развитию - ежегодно проводит регулярные сессии, на которых рассматриваются результаты работы секретариата.

ЮНСИТРАЛ

Основной юридический орган системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли. Специализируется в проведении реформ в области коммерческого права во всем мире. Предмет заботы ЮНСИТРАЛ: модернизация и согласование норм международной коммерческой деятельности.

С тем чтобы способствовать расширению торговли в мировом масштабе, ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок. К их числу относятся следующие:

Всемирно признанные конвенции, типовые законы и правила

Правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое

Международная торговая палата (МТП) (International Chamber of Commerce (ICC)) – международное некоммерческое объединение коммерческих организаций, участвующих в международной коммерческой деятельности, и ей подобных (профессиональных и деловых) национальных и местных некоммерческих объединений, в настоящее время насчитывающая несколько тысяч членов в составе 90 ее Национальных комитетов (о том, кто эго такие – см. ниже) и прямых индивидуальных членов из еще более чем 35 государств .

МТП была учреждена в октябре 1919 г. на Международной торговой конференции в г. Атлантик-Сити (Нью-Джерси, США) бизнесменами из Бельгии, Франции, Великобритании, Италии и США с целью решения многочисленных и разнообразных проблем, встающих перед участниками внешнеторговой деятельности. Согласно первоначальной редакции Конституции МТП ее создание преследовало такие цели, как "...облегчение международных коммерческих сношений, обеспечение гармонизации действий по всем вопросам международных финансов, международной промышленности и торговли, для поощрения прогресса, содействия добрососедским отношениям между странами и их гражданами, развития сотрудничества коммерсантов и их организаций, работающих в области торговли и промышленности" .

Преамбула Конституции МТП, действующей в настоящее время (ред. 2012 г.), гласит, что современная деятельность МТП направлена, в частности, на "...(*) содействие международной торговле [товарами], [развитию сферы] услуг и инвестиций, устранение препятствий и перекосов в международной торговле; (*) содействие рыночной экономике, основанной на принципе свободной и справедливой конкуренции...; (*) стимулирование экономического роста развитых и развивающихся стран с целью их более тесной интеграции в мировую экономику; (*) борьбу с протекционизмом во всех его формах, расширение международных потоков товаров, услуг, капитала и технологии...; и (*) ...соблюдение высоких стандартов, справедливости и добросовестности в международных профессиональных и деловых отношениях". Ну а если говорить не столь формально, то современная МТП занимается решением весьма многочисленных и чрезвычайно разнообразных проблем, с которыми сталкивается бизнес – начиная с разрешения споров (этим ведает Международный коммерческий арбитраж при МТП, работающий с 1923 г.) и кончая созданием международных стандартов высокого уровня с целью обеспечения единообразной практики применения права в международных торговых отношениях и облегчения унификации национального законодательства.

МТП, как я уже отмечал это в§ 5 Лекции 2, показала себя чрезвычайно деятельной организацией. Уже к началу 1922 г. (т.е. за два с небольшим года деятельности) в ее "активе" накопилось два десятка "публикаций" – гак она стала именовать свои акты . Среди первоначальных публикаций можно отметить акты, посвященные экспортным кредитам (№ 1), международным коносаментам (№ 3.1), соглашениям с иностранными банками (№ 4), торговле иностранной валютой (№ 5), торговым терминам (№ 8), контрактам на строительство (№ 9), двойному налогообложению (№ 11 и 12), коммерческому арбитражу (№ 13), патентному праву и общеизвестным товарным знакам (№ 16). В 1936 г. собранный и опубликованный еще в 1921 и 1923 гг. МТП материал, посвященный проблематике толкования международных торговых терминов, стал первой редакцией акта, сегодня известного как ИНКОТЕРМС. В 1933 г. увидели свет Унифицированные правила и обычаи МТП для документарных аккредитивов; в 1937 – первая версия Кодекса рекламной практики, в 1947 – Правила по согласительным процедурам и арбитражу, в 1949 г. – Кодекс справедливого отношения к иностранным инвестициям и т.д.

МТП – первая из встречающихся нам организаций-разработчиков международных актов частноправовой унификации, которая имеет не только центральный аппарат , но и национальные комитеты (отделения) – нечто вроде "органов на местах". В ст. 3 Конституции МТП, в частности, сказано, что в тех случаях, когда национальные и местные профессиональные и деловые объединения из какой-либо страны, являющиеся членами МТП, в то же время представляют еще и большинство секторов экономики этой самой страны, на их базе может быть создан Национальный комитет МТП. Его правовое положение определяется по законодательству государства-места создания, но в любом случае избранная для него организационно-правовая форма предполагает (а) корпоративную (членскую) структуру, (b) возможность участия в нем как юридических, так и физических лиц, (с) некоммерческий характер деятельности и (d) способность ему быть членом международных организаций – она ему необходима для того, чтобы стать так называемым прямым членом МТП. Взаимоотношения Комитета с головной организацией МТП носят договорно-корпоративный характер. Они устанавливаются и оформляются с помощью Хартии (ее образец прилагается к Конституции МТП), подписываемой, с одной стороны, председателем МТП, с другой – председателем соответствующего Национального комитета. Но эта Хартия нс будет подписана без предварительного вступления (приема) Национального комитета в МТП в качестве одного из его членов. Такое вступление (прием) происходят по решению высшего органа управления МТП и связывается, главным образом, с вопросами о том, насколько национальная организация, претендующая на членство в МТП, является представительной и, соответственно, насколько она способна исправно платить членские взносы. Всего на сегодняшний день (начало 2014 г.) всоставе ΜΤΠ 90 Национальных комитетов ; с б мая 2000 г. один из них функционирует в России .

МТП характеризуется чрезвычайно разветвленной системой органов и должностных лиц, причем разделяемых по типу выполняемых ими функций на три вида: органы (лица) (а) универсальные; (b) содержательные и (с) административные. Скажем два слова о некоторых (далеко не всех!) из них.

Высшим органом управления МТП является ежегодное общее собрание его Национальных комитетов и прямых членов, именуемое Всемирным советом МТП (ст. 5 Конституции). Именно он решает вопрос о приеме новых членов в МТП, определяет размеры членских взносов для Национальных комитетов и иных (индивидуальных) прямых своих членов, признает за заинтересованными организациями статус Национальных комитетов, а при необходимости (обычно в связи с нарушениями своих членских или договорных обязанностей) – отменяет (отзывает) таковой.

Вопрос о количестве голосов, которым располагают участники Совета (п. 4 ст. 5), решается так: Национальные комитеты, уплатившие более 3% общего объема взносов в бюджет МТП, имеют по три голоса; Национальные комитеты, доля которых в общем бюджете МТП составляет от 3/4 до 3% – по два; иные Национальные комитеты, а также все прямые члены вместе взятые (!) – по одному голосу. Кворум правомочности Совета составляет 1/3 общего числа голосов, если только в повестке дня Совета нет вопросов об изменении Конституции или о роспуске МТП – в таком случае на Совет должно собраться такое число членов, которое располагает не менее чем половиной общего числа голосов. Кворум принятия решений – простое большинство, исключая некоторые – наиболее принципиальные – вопросы, для принятия решений по которым требуется квалифицированное большинство в 2/3 числа голосов присутствующих. Это – вопросы об изменениях в периодичности и суммах членских взносов Национальных комитетов, толкования или изменения Конституции МТП, признания за организацией статуса Национального комитета или его отмены (отзыва), а также прекращения членства прямых членов МТП "для лучшего обеспечения интересов МТП".

Национальный комитет представляется на заседаниях Всемирного совета МТП аккредитованным (уполномоченным ) делегатом , назначаемым, как правило, на три года, или же кем-либо из его заместителей. О таких назначениях Национальный комитет должен заблаговременно (не менее чем за три недели до предполагаемого мероприятия с их участием) уведомить центральный аппарат МТП. Делегата для целей участия в работе Всемирного совета не следует смешивать с Национальным комиссаром (ст. 13 Конституции) – постоянным представителем Национального совета, имеющим рабочее место в штаб-квартире (центральном офисе) МТП и принимающим участие в текущей работе всех ее органов, если эта работа по каким-то причинам интересна Национальному совету, его назначившему.

Высшим органом МТП, действующим в период между заседаниями Всемирного совета, является ее Исполнительный комитет (ст. 6 Конституции). Он состоит из 27 членов, семь из которых входят в него ex officio (т.е. по должности), а еще 20 – избираются Всемирным советом МТП сроком на три года из числа лиц, отвечающих требованиям подп. (b) п. 2 ст. 6 Конституции . Исполнительный комитет принимает решения по всем вопросам текущей деятельности МТП (включая, между прочим, избрание ее должностных лиц и утверждение руководящих документов), готовит предложения по вопросам, подлежащим рассмотрению на очередном общем собрании Всемирного совета, а если их решение не терпит отлагательства – то их решает. Заседания Исполнительного комитета проводятся по крайней мере раз в квартал (четыре раза в год), а при необходимости (по инициативе Председателя МТП или не менее чем шести членов Исполнительного комитета) могут проводиться и чаще.

Высшим должностным лицом МТП, возглавляющим и организующим ее содержательную работу, а также ее единоличным исполнительным органом, представляющим МТП как юридическое лицо (действующим от имени МТП в ее отношениях с другими лицами), – является Председатель МТП. Он избирается Всемирным советом сроком на два года; будучи избранным, он вправе назначить себе заместителей, исполняющих его обязанности во время или в месте его отсутствия. Правовое положение Председателя определяется ст. 7 Конституции МТП. Внутренними же делами МТП (организационными, административными, финансовыми и пр.) ведает другое должностное лицо – Генеральный Секретарь МТП. Из ст. 9 Конституции, определяющей его правовой статус, можно понять, что это довольно своеобразная фигура, сочетающая в себе качества администратора (управляющего), казначея и корпоративного секретаря.

Постоянно действующими органами МТП, разрабатывающими и представляющими к принятию Исполнительному комитету проекты руководящих документов, являются Комиссии МТП (ст. 10 Конституции)

Они создаются, а круг их ведения определяется решениями Исполнительного комитета для выполнения конкретной работы (подготовки проекта или проектов тех или иных документов), как правило – сроком на пять лет, который (при необходимости) может быть продлен Комитетом. Руководители Комиссий назначаются Председателем МТП сроком на три года.

Наконец, постоянно действующие органы МТП, занимающиеся ее внутренними делами, называются Комитетами (п. 8 ст. 6 Конституции). Они учреждаются Исполнительным комитетом по мере возникновения необходимости в систематическом выполнении определенной однородной работы. Создание и существование двух Комитетов – финансового и по урегулированию споров – является обязательным, остальные (по должностям и кадрам, глобальной сетевой работе, по политике и комиссиям и др.) могут создаваться и ликвидироваться Исполнительным комитетом по усмотрению.

Как уже было сказано выше, для обозначения всех актов МТП можно применить один обобщающий термин – публикаций . Это общее наименование вполне отражает их единую юридическую природу и круг адресатов: все акты МТП носят исключительно рекомендательный характер и все они адресованы, в первую очередь, частным лицам-участникам международных торговых отношений. И лишь постольку, поскольку такие частные лица действительно опираются на эти акты в правовом регулировании международных торговых отношений со своим участием, содержание этих актов вынуждены применять международные коммерческие и внутренние национальные суды , разрешающие споры из соответствующих отношений, а также – принимать во внимание органы законодательной и исполнительной власти государств, резиденты которых являются участниками внешнеторговых сделок и (или) членами МТП (как прямыми, так и через свои Национальные ассоциации). Что же касается наименований конкретных актов – "Международные торговые термины", "Унифицированные правила", "Унифицированные правила и обычаи", "Типовые контракты и условия", "Руководство по заключению (составлению) контрактов" – то они, как можно видеть из этого перечня, определяются, главным образом, собственным содержанием и жанром. Во всяком случае утверждать что-нибудь насчет того, что Унифицированные правила и, скажем, Руководства для всех обязательны, а вот, скажем Термины и Типовые контракты имеют рекомендательный характер, невозможно – зависимости такого рода здесь не существует.

  • URL: iccwbo.org/about-icc/organization/national-committees-and- groups/.
  • А вовсе нс в 1920 г. во Франции, в Париже, как иногда утверждается (см., например: Гражданское и торговое право капиталистических стран: учеб. пособие / под ред. Д. М. Генкина. М., 1949. С. 53).
  • International Chamber of Commerce. – Br. № 20. The organization of the International Chamber of Commerce. Paris, 1922. P. 5. Современную версию Конституции (уставного документа) МТП – см.: URL: iccwbo.ru/documents/konstitycia_iccl.pdf (англ.). Кстати, в п. 1 ст. 1 этой самой Конституции МТП скромно говорит о себе, что она известна также как Всемирная организация бизнеса (World Business Organization).
  • Конечно, наименования конкретных актов существенно разнообразнее, но они определяются, главным образом, их содержанием и жанром, не кругом адресатов и не юридической силой (как это имеет место, скажем, у актов ЮПСИТРАЛ). Почему так – см. ниже.
  • Центральный офис (штаб-квартира) МТП находится в Париже, в доме № 33–43 по Проспекту (авеню) Президента Вильсона (это на полпути между станциями метро Трокадеро и Иена и почти напротив Эйфелевой башни, находящейся на другом берегу Сены); тел. +33 (1) 4953–2867 (общие вопросы), +33 (1) 4953–3053 (отдел экспертиз), +33 (1) 4953–2971 (арбитраж и альтернативное разрешение споров). До недавнего времени адрес штаб-квартиры был другим (38, Cours Albert ler – это по авеню Президента Вильсона до конца в сторону Лувра, практически на набережной реки Сены) – сейчас по этому адресу продолжает располагаться ряд подразделений МТП, в частности служба публикаций. Официальный сайт – URL: iccwbo.org/.
  • По состоянию на дату подготовки текста настоящей Лекции функционировало 13 Комиссий МТП – (1) по арбитражу и альтернативным процедурам урегулирования споров, (2) по банковскому делу; (3) по торговому праву и практике; (4) по конкуренции; (5) по корпоративной ответственности и борьбе с коррупцией; (6) по таможне и торговым ограничениям; (7) по электронной коммерции;

    (8) по общим вопросам экономической политики; (9) по окружающей среде и энергетике; (10) но интеллектуальной собственности; (11) по маркетингу и рекламе; (12) по налогам; (13) по торговой и инвестиционной политике. Гиперссылки на их страницы – см. здесь: URL: iccvvbo.org/about-icc/policy-commissions/.

  • Полный список более-менее актуальных "публикаций" МТП (около сотни разных документов в различных редакциях) – см.: URL: iccbooks. com/Product/CategoryInfo.aspx?cid=78. Самый полный список за 1997 г. – см. вот здесь: URL: jus.uio.no/lm/icc/doc.html; еще список (без привязки к годам) – URL: dcci.ae/portal/page?_pageid=53,24924&_dad=portal&_ schema=PORT AL