Основе данных о структуре и. Основные типы организационных структур предприятия – какой выбрать именно вам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

Кафедра гуманитарно-правовых дисциплин

Контрольная работа

по дисциплине «теория управления» на тему

«Правовые методы управления»

Выполнил:

студент 1 курса

направления

«Государственное и муниципальное управление»

(группа ЗГ-11)

Семеница Иван Игоревич

Проверил:

Алиева Д.Р

Нижневартовск 2014

Регистрационный номер (кафедра) Дата

________________ __________________

Введение 3

Правовые методы управления 4

Административно-правовые методы управления 8

Административно-правовое принуждение 11

Заключение 13

Список используемой литературы 14

Введение

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде " метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения её целей.

Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.

В системе методов управления персоналом выделяют:

Административный метод;

Экономический метод;

Социально-психологический метод.

Цель данной работы рассмотрение вопроса правовых методов управления.

Правовые методы управления

Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

Правовые методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Правовые методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для правовых методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Различают пять основных способов правового воздействия:

    организационные воздействия;

    распорядительные воздействия;

    материальная ответственность и взыскания;

    дисциплинарная ответственность и взыскания;

    административная ответственность.

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нём подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений “руководитель-подчинённый”. Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права

Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

Правовые методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительные товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье.

Понятие правового регулирования тесно связано с таким термином, как юридическое воздействие. Однако первое по своему содержанию гораздо шире второго. Понятие правового регулирования включает в себя не только деятельность по стабилизации общественных отношений. Оно предполагает и косвенное влияние юридических средств на субъектов, которые не попадают под юридическое воздействие.

Мировая практика

Международно-правовое регулирование имеет сегодня особое значение в области отношений, складывающихся в мире. Оно основывается на особых юридических актах. Эти акты должны быть приняты правительствами взаимодействующих стран. При этом ряд национальных законодательных положений должен быть приведен в соответствие с ними. Соответственно, такие изменения затрагивают и внутренние взаимодействия.

Правовое регулирование РФ

В России действуют Конституция, федеральные, региональные и муниципальные законы и подзаконные акты. Государственно-правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие власти на общественные отношения. Этот процесс основывается на указанных выше юридических средствах. Они ориентированы на стабилизацию и упорядочивание общественных связей. В предмет правового регулирования включаются однородные устойчивые общественные отношения. Они требуют упорядочивания посредством специальных инструментов. Так как юридическими механизмами невозможно воздействовать на все без исключения связи в обществе, законодателем всегда точно определяется сфера правового регулирования и пределы вмешательства в социальные отношения.

Ключевые элементы

В качестве одного из них выступает предмет правового регулирования. Он представляет собой комплекс общественных отношений, на который, собственно, направлено воздействие юридических инструментов. Предмет есть и у отдельного правового средства. В целом в качестве него выступает в первую очередь волевое поведение граждан в различных областях их жизнедеятельности.

Пределы воздействия

Как выше было сказано, нормативно-правовое регулирование не может распространяться на все взаимоотношения в обществе. Именно поэтому в пределы влияния должны входить только те связи, на которые оно распространяется или которые в нем нуждаются. Они и формируют непосредственный предмет регулирования. Нельзя допустить, чтобы пределы были слишком расширены или, наоборот, сужены. Если значение права в рамках регулирования отношений в социуме слишком занижено, может возникнуть произвол и хаос в обществе. Это, в свою очередь, чревато серьезными нарушениями порядка. Если же нормативно-правовое регулирование будет распространяться на максимальное количество связей, в том числе и на те, которые в нем не нуждаются, возникнет ситуация абсолютного контроля власти за всеми аспектами общественной жизни. Это является произволом со стороны правительственных структур.

Группы отношений

В сферу регулирования включают взаимодействия:

  1. Граждан по обмену нематериальными либо материальными ценностями.
  2. По властному управлению.
  3. По сохранению и поддержанию порядка.

Первые называются экономическими отношениями, вторые - политическими. Третья группа обеспечивает функционирование связей первых двух категорий.

Пределы контроля

Они выступают в качестве условных границ. В пределах регулирования осуществляется непосредственное вмешательство в общественные отношения с использованием правовых средств. За рамками этих границ связи не нуждаются и не подлежат воздействию. Пределы регулирования разделяются на:

  1. Объективные. Они зависят от социальных, технических, природных и прочих факторов, которые ограничивают воздействие на те или иные общественные связи. К примеру, отсутствие технических возможностей, финансирования и так далее.
  2. Субъективные. Эти пределы всегда находятся в зависимости от законодателя, который по тем либо другим причинам не желает контролировать какие-либо связи.

Методы правового регулирования

Они формируют комплекс приемов, средств и способов, которые используются в процессе юридического влияния. Они характерны для определенного института, отрасли или другого элемента системы. Методы правового регулирования могут быть:

Средства

По этому критерию правовое регулирование классифицируется на:


Субъекты

В зависимости от лиц, которые осуществляют правовое регулирование, оно может быть:

  1. Властным. Оно реализуется госорганами и их должностными лицами. При этом используются исключительно законодательные предписания.
  2. Негосударственным. Оно осуществляется коллективами, общественными организациями, участниками отношений. В этом случае могут использоваться как законодательные модели, так и индивидуальные средства и методы.

Прочая классификация

В соответствии со степенью централизации выделяют:


В зависимости от сферы распространения, регулирование может быть:

  1. Общим - затрагивает абсолютно всех существующих субъектов.
  2. Ведомственным - касается только определенной области госуправления.
  3. Местным - распространяется на уровне муниципальных образований либо административно-территориальных единиц.
  4. Локальным - затрагивает отношения, складывающиеся внутри корпоративных организаций и сообществ.

Стадии

Правовое регулирование реализуется в несколько этапов:

  1. Правотворчество.
  2. Конкретизация и индивидуализация предписания.
  3. Реализация модели.
  4. Правоприменение.

На первой стадии формируется собственно сам вариант поведения в рамках тех или иных отношений. На этой стадии обозначаются ориентиры вероятности наступления негативных или позитивных последствий от тех или иных действий.

Индивидуализация и конкретизация

Эти процессы следуют за наступлением юридических фактов - воплощением нормы относительно конкретного социального отношения. Внутри этой связи предписание начинает функционировать. На этой стадии у субъектов возникают обязанности и права.

Реализация

На этом этапе предписания претворяются в жизнь. За ними следует конкретный юридический результат. Он возникает, кроме прочего, посредством правоохранительной и правообеспечительной функций. В качестве средств в этом случае выступают акты использования юридических возможностей, соблюдения запрета либо исполнения обязанности.

Применение

Оно представляет собой деятельность уполномоченных структур, которая связана с индивидуализацией созданного предписания. Оформляется она в виде акта правоприменения. Эта стадия считается факультативной. Она имеет место в тех случаях, когда реализация предписаний невозможна без участия компетентных структур.

Способы и методы правового регулирования, его основные типы.

Правовое регулирование - это воздействие на поведение людей с целью его упорядочения.

Способы правового регулирования - это совокупность предписаний (средств), зафиксированных в норме права, при помощи которых происходит правовое воздействие на субъектов права. Выделяют следующие способы правового регулирования.

1. Дозволение - закрепление за субъектом прав (возможностей) Например, ст. 53 Конституции закрепляет за каждым право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Запрещение - (обязывание пассивного характера) установление запрета на совершение действий. Так, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции).

3. Обязывание - (обязывание активного характера)возложение обязанности совершать действия. В частности, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу (ч. 1 ст. 82 Конституции).

Метод правового регулирования - это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право). При определении метода правового регулирования главным является юридическое положение сторон, статус субъектов права.

1. Метод субординации (централизованный метод) - при котором правовое регулирование осуществляется на властно-императивных началах, поскольку субъекты отношений связаны на основе власти и подчинения (уголовные, административные отношения).

2. Метод координации (децентрализованный) - при котором правовое регулирование осуществляется на основе активности самих субъектов права, строящих отношения между собой на принципе равенства (гражданские, семейные и др. отношения).

В некоторых отраслях права имеет место сочетание элементов того и другого методов, а иногда и их доминирующие черты.

Тип правового регулирования - это определённое сочетание способов правового регулирования, дозволения, обязывания и запрещения.

1. Общедозволительный тип правового регулирования - можно делать всё, что не запрещено правом и не противоречит ему. В его основе лежит общее дозволение. Регулирование строится по принципу: “Дозволено всё, кроме...”. Это означает, что лица вправе совершать любые действия, лишь бы они не подпадали в разряд запрещённых.

Конечно, это не означает вседозволенности. При отсутствии конкретных норм граждане, юридические лица должны вести себя в соответствии с духом законодательства, его принципами, целями, задачами, моральными принципами и обычаями делового оборота.

Общедозволительный тип правового регулирования применяется лишь в отношении граждан, юридических лиц.

При общедозволительном типе правового регулирования ориентиром служат нормативные обобщения (принципы, цели, задачи) (презумпции, фикции?). Таким образом, можно делать всё, но нельзя выходить за правовое поле, ограниченное принципами, задачами, целями права.

2. Разрешительный тип правового регулирования - можно делать только то, что правом прямо разрешено. Всё остальное делать нельзя. Например, в ст. 137 Трудового кодекса РФ определены случаи, когда могут производится удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности предприятию, учреждению, где они работают.

В рамках разрешительного типа правового регулирования может определяться поведение как должностных лиц, так и граждан. Оно строится по принципу: “Разрешено только это, а остальное запрещено”.

50. Способы толкования права. Виды толкования права по объёму.

Способ толкования - это совокупность приёмов и средств познания смысла и содержания принципов и норм права. (способ толкование - это уяснение - усвоение содержания принципов и норм права “для себя”). Различают несколько способов толкования (уяснения): грамматическое, логическое, систематическое и историческое.

1. Грамматическое толкование - предполагает уяснение знания отдельных слов, связи между словами и предложениями, роли употребляемых предлогов, союзов, знаков препинания и т.п. Грамматическое толкование - это толкование, которое основывается на данных грамматики, лексики, наук филологического цикла. Его суть заключается в тщательной грамматико-синтаксической, “буквальной” проработке текста закона, в анализе слов, предложений, словесных формулировок юридических норм. Грамматическое толкование является среди всех способов толкования первичным и исходным. Ибо юридические нормы существуют только в языковой форме, всегда выражены в тексте нормативного документа, конструируются в виде грамматических предложений.

2. Логическое толкование - уяснение смысла принципов и норм права с помощью законов и правил логики (достаточного основания, исключения третьего, доведение до “абсурда” и др.). Это - толкование, которое основывается на законах и правилах формальной логики. Здесь используются способы - аналогия, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и т.д., причём, как и при грамматическом толковании, - на материале самой юридической нормы (т.е. не выходя за пределы текста закона).

3. Систематическое толкование - выявление связи данных принципов и норм права с другими, определение их места и роли в системе права (институте, отрасли в целом). Это - толкование, которое основывается на знаниях связей каждой юридической нормы с другими нормами, с общими нормативными положениями, с принципами права. Его суть заключается в том, что норма сопоставляется с другими нормами, устанавливается её место и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе.

4. Историческое толкование - уяснение целей, исторических обстоятельств, условий принятия нормативного акта, заключения нормативного договора, появления правового обычая. Так, без изучения экономической, социальной, политической ситуации в стране невозможно объяснить появление нового гражданского, уголовного кодексов. Это - толкование, основанное на данных, относящихся к исторической обстановке издания закона, к связанным с этим историческим событиям, ходу и характеру подготовки, обсуждения и принятия закона, его отдельных положений. Существенное значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, публикации в печати при обсуждении проекта, в особенности дебаты в законодательном органе, вносимые поправки, основания их принятия или отклонения и т.д. Важнейший источник сведений по всем этим вопросам - протоколы заседаний законодательного органа, свидетельства разработчиков проекта, участников дискуссий.



Виды толкования права по объёму.

Данный вид толкования связан с выявлением меры сходства (совпадения) действительного содержания (буквального смысла) и текста (словесного выражения смысла) принципов и норм права. Различают буквальное (адекватное), расширительное и ограничительное толкование.

1. Буквальное (адекватное) толкование - оно возможно только тогда, когда действительный смысл нормы права и его текстуальное выражение полностью совпадают. Такое толкование предполагает совпадение в результате толкования смысла правовой нормы с её буквальным текстом.

2. Расширительное толкование - применимо в случаях, когда действительный смысл нормы права шире его текстуального выражения. Так, из буквального текста ч. 2 ст. 15 Конституции РФ вытекает, что из физических лиц только граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию России. Однако действительный смысл нормы шире - Основной закон должны соблюдать также иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы. Расширительное, или распространительное, толкование предусматривает раскрытие более широкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

3. Ограничительное толкование - используется, когда действительный смысл нормы права уже его текстуального выражения. Например, из буквального текста ч. 1 ст. 34 СК РФ следует, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Это правило не касается вещей индивидуального пользования (одежды, обуви и т.п.). Они хотя и приобретены во время брака за счёт общих средств супругов, однако не являются совместной собственностью. Таким образом, ограничительное толкование предусматривает раскрытие более узкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

51. Термин и понятие «право», их многозначность. Подходы к правопониманию.

Термин «право» имеет множество значений. Однако в каком бы значении не употреблялся термин «право», с точки зрения цивилизационного подхода под ним всегда понимается - уравновешенная, оправданная свобода или возможность поведения людей в обществе.

1. Общесоциальное (неюридическое) значение термина «право». Связано с использованием термина «право» в сфере корпоративных, эстетических, моральных прав и т.д. В неюридическом смысле слово «право» используется при указании на моральные возможности - поступить по совести, самостоятельно решать, что есть зло, а что есть добро и т.д., эстетические возможности - изменять, следуя моде, свой внешний вид (причёску, одежду), корпоративные возможности - осуществлять права члена общественного объединения, неформальной молодёжной группы. Эти и им подобные свободы вытекают из правил этики, эстетики, традиций, привычек, обычаев и поддерживаются общественным мнением.

2. Формально-юридическое значение термина «право». Право в юридическом смысле появляется тогда, когда вкладывается государство, появляется документальное оформление, когда гарантируется и поддерживается государством. В юридическом значении термин «право» употребляется в таких сочетаниях, как естественное и позитивное право, объективное и субъективное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Естественное право - это свобода или возможности поведения, обусловленные природой человека и принадлежат ему от рождения. Естественное право - это свойство личности, оно неотчуждаемо от человека. Сюда относится непосредственно действующее право на жизнь, свободу, достоинство, собственность. Хотя их появление на свет не связано с государством, последнее обязано признавать, соблюдать и защищать права человека.

Естественное право выводится из природы человека, это его качество. Оно возникло раньше государства. Основа естественного права - нравственные права человека. Почему естественное право рассматривается в юридическом смысле? Потому что на государство возлагается обязанность защищать и гарантировать естественные права. И они могут быть незакреплены официально.

Позитивное право - это свобода или возможности поведения сформулированные и закреплённые в официальных источниках права, либо признаны в них (в той или иной стране). Позитивное право складывается в результате правотворческой деятельности законодателей, судей, договаривающихся сторон. В итоге такой деятельности и рождаются правовые документы: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры или то, что принято называть позитивным правом.

В современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное право. Права человека, будучи закреплёнными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов. Это позволяет говорить об естественности позитивного права.

Позитивное право - это реально существующее - писанное, можно увидеть, можно воспользоваться. Наиболее рациональное, с точки зрения юриста-практика. Позитивное право закрепляет основные идеи естественного права - они стали нормами. Современное право - естественно-позитивное. Основа и критерий, позволяющий говорить: закон правовой или нет.

Объективное право - это выраженные в системе правил поведения свобода или возможности, принадлежащие персонально неопределённому числу субъектов. Это право не отдельного человека, а право человек и граждан вообще. Оно потому и именуется объективным, что существует и действует независимо от воли того или иного индивида. Воспользоваться объективным правом потенциально может каждый человек, если он окажется в орбите его влияния. В норме части 1 ст. 30Конституции РФ так записано: «... каждый человек имеет право на объединение...».

Субъективное право - это свобода или возможность поведения, принадлежащая данному, конкретному субъекту (человеку). Субъективное право, в отличие от объективного права, не существует и не может существовать в отрыве от индивида (человека), обладателя этого права. Субъективное право возникает и реализуется по воле субъекта, в рамках правоотношения. В основе субъективного права лежит объективное право, т.е. субъективное право возникает на основе объективного права. Так, граждане В, Г, Д, исходя из объективного права на объединение, создают общество любителей книги. Тем самым они осуществляют свои субъективные права.

Естественное и позитивное право показывает происхождение права, объективное и субъективное право показывает адресатов, кому принадлежит право.

Частное право - это свобода или возможности поведения, которые необходимы для реализации личных, индивидуальных, эгоистических интересов субъекта (человека).

Личность действует в своих интересах, правомерно. Государство не должно вмешиваться. Когда человек обладает правом, то он никому не обязан. Частное право предоставляет большие возможности, но при этом нельзя нарушать права и свободы другого.

Публичное право - это свобода или возможности поведения, которые реализуются в рамках преобладания общественного либо государственного интереса. Публичное право направлено на реализацию прав и свобод, но для всех, поэтому ведущая роль принадлежит государству. Оно должно обеспечить, гарантировать нравственность, защиту и т.п.

Материальное право - это свобода или возможности поведения, с помощью которых человек (субъект) приобретает духовные и материальные блага.

Процессуальное право - это свобода и возможности поведения, с помощью которых субъект может защитить, отстоять свои права и свободы.

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

— это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

Формы организации системы менеджмента

План лекции:

Понятие и основные элементы организационной структуры

Виды Иерархических структур, их характеристики, достоинства и недостатки;

ВИДЫ АДАПТИВНЫХ СТРУКТУР, их характеристики, достоинства и недостатки.

Организационная структура управления – это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.

Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления . Она должна обеспечивать единство устойчивых связей между составляющими и надежное функционирование системы в целом.

Ступень управления – это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления.

Звено управления – это обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления, а также руководители.

Отношения между звеньями управления (департаментами) поддерживаются благодаря связям (взаимоотношениям, коммуникациям), которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Они должны способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении появляющихся между ними проблем.

Вертикальные связи (субординационные, иерархические) возникают между руководством и подчинением, они необходимы при иерархичности управления, т. е. наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Вертикальная структура подразделяется на высокую (многоуровневую, многоступенчатую) и плоскую. Высокая (многоуровневая) структура характерна для типа организации, имеющей относительно большое число уровней иерархии и относительно низкую норму управления, когда каждому руководителю подотчетно небольшое число подчиненных. Плоская структура свойственна типу организации с относительно небольшим числом уровней иерархии и высокой нормой управления, когда одному руководителю подчинено значительное число людей.

Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи , т. е. связи подчинения по всему кругу вопросов, это отношения, в которых руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое руководство подчиненными. Функциональные связи , т. е. связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления, носят совещательный характер. Они имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Из всего многообразия организационных структур управления четко выделяются две большие группы:

1) Иерархические организационные структуры (формальные, механистические, бюрократические, классические, традиционные) характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в деятельности;

2) Адаптивные организационные структуры (органические, гибкие), им свойственны размытость иерархии управления, небольшое число уровней управления, гибкость структуры власти, слабое или умеренное использование формальных правил и процедур, децентрализация принятия решений, широко определяемая ответственность в деятельности.

Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. При этом главное внимание ранее уделялось разделению труда на отдельные функции.

Прообразом современных организационных структур иерархического типа являются элементарные структуры управления . Элементарная организационная структура отражает двухуровневое разделение, которое может существовать только на малых предприятиях. При такой структуре в организации выделяются верхний (руководитель) и нижний уровень (исполнитель).

Основным принципом построения линейной структуры управления является вертикальная иерархия, т.

е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху (рис. 1). При такой структуре четко осуществляется принцип единоначалия: во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Данный вид структур характеризуется одномерностью связей: в них получают развитие только вертикальные связи.

Линейная организационная структура управления имеет следующие достоинства:

· единство распорядительства, простота и четкость подчинения;

· полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений;

· оперативность в принятии решений;

· согласованность действий исполнителей.

Рис. 1. Линейная структура управления

К недостаткам этого вида структуры относят:

· большую информационную перегрузку руководителя, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными звеньями;

· высокие требования к квалификации руководителя;

· отсутствие гибкости, что не позволяет решать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями внешней среды.

Линейная организационная структура управления применима, как правило, только в низовых производственных звеньях (группах, бригадах и т. п.), а также на малых предприятиях в начальный период их становления.

Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности (рис. 2). В условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). В организации создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.

Ликвидации недостатков линейной и функциональной организационных структур в определенной степени способствуют так называемые линейно-штабная и линейно-функциональная структуры управления, предусматривающие функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней и сочетание линейного и функционального принципов управления. В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения либо через линейных руководителей (в условиях линейно-штабной структуры), либо в пределах специальных полномочий прямо доводить их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне (в условиях линейно-функциональной структуры управления).


Рис. 2. Функциональная структура управления

Основу линейно-функциональных структур составляет, помимо линейных принципов руководства, специализация управленческой деятельности по функциональным подсистемам компании (маркетинг, исследования и разработки, производство, финансы и экономика, персонал и т. п.). По каждой функциональной подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю компанию сверху донизу (рис. 3).


Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления

В качестве преимуществ линейно-функциональных структур отмечают:

· стимулирование деловой и профессиональной специализации в условиях этой структуры управления;

· уменьшение дублирования усилий в функциональных областях;

· улучшение координации деятельности в функциональных областях.

К недостаткам линейно-функциональных структур относят:

· возможность возникновения противоречий между целями структурных подразделений и организации в целом;

· отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между подразделениями;

· резкое увеличение объема работы руководителя компании и его заместителей из-за необходимости согласования действий разных функциональных служб;

· потерю гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур;

· слабую инновационную и предпринимательскую реакцию компании.

В настоящее время классические линейно-функциональные структуры используются мелкими и средними компаниями. Для крупных организаций доминирующим стал дивизиональный подход к построению структур управления.

Дивизиональные структуры управления основаны на выделении крупных производственно-хозяйственных отделений с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде.

Для дивизиональных структур характерна полная ответственность руководителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. Главная роль в управлении компаниями с дивизиональной структурой принадлежит не руководителям функциональных подразделений, а начальникам, возглавляющим производственные отделения.

Структуризацию компании по отделениям производят по одному из трех принципов: по продуктовому с учетом особенностей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, согласно ориентации на конкретного потребителя и по региональному в зависимости от обслуживаемых территорий. В связи с этим дивизиональные структуры подразделяют на три типа:

1) дивизионально-продуктивные;

2) организационные, ориентированные на потребителя;

3) дивизионально-региональные.

При дивизионально-продуктовой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции (рис. 4). Руководители функциональных служб должны отчитываться перед управляющим по этому продукту.


Рис. 4. Дивизиональная продуктовая структура

Компании с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Существенным недостатком продуктовой структуры является возможное увеличение затрат вследствие дублирования однородных видов работ для различных видов продукции, так как в каждом продуктовом отделении создаются собственные функциональные службы.

При создании организационных структур, ориентированных на потребителя , подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (например, армия и гражданские отрасли, продукция производственно-технического и культурно-бытового назначения). Цель такой организационной структуры состоит в том, чтобы удовлетворять потребности конкретных покупателей так же хорошо, как это делает компания, которая обслуживает всего одну их группу (рис. 5).



Рис. 5. Дивизиональная структура управления, ориентированная на потребителя

Если деятельность компании распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных стратегий, то целесообразно формировать дивизионально-региональную структуру (рис. 6). Вся деятельность компании в определенном регионе должна подчиняться соответствующему руководителю, несущему за нее ответственность перед высшим руководящим органом фирмы. Дивизионально-региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально-экономической среды региона. Территориальное деление создает условия для подготовки управленческого персонала отделений (дивизионов) непосредственно на месте.

Рис. 6. Региональная организационная структура управления

Дивизиональная структура имеет следующие преимущества:

· позволяет компании предоставлять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего можно быстрее реагировать на изменения, происходящие во внешней среде ;

· ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании;

· приводит к уменьшению степени сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена;

· помогает отделить оперативное управление от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;

· способствует переносу ответственности за прибыль на уровень дивизионов, децентрализации принятия оперативных управленческих решений;

· предоставляет возможность улучшения коммуникаций.

Недостатками рассматриваемого типа организационных структур являются:

· рост иерархичности, т. е. вертикали управления. Дивизиональные структуры требуют формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, группы и т. п.;

· противопоставление целей отделений общим целям развития компании;

· возможность возникновения конфликтов между подразделениями в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;

· невысокая координация деятельности отделений;

· неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением;

· увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала.

Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.

Структуры адаптивного типа имеют следующие разновидности: проектные, матричные, программно-целевые, проблемно-целевые, структуры, основанные на групповом подходе (командные, бригадные), сетевые организационные структуры.

Под проектной структурой управления понимают временную структуру, создаваемую для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Смысл такой структуры заключается в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов .

Существует несколько типов проектных структур. В качестве одной из их разновидностей рассмотрим так называемые чистые или сводные проектные структуры управления, которые подразумевают формирование специального подразделения – проектной команды, работающей на временной основе. Временная группа специалистов представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянной функциональной структуры данной компании (рис. 7).

Рис. 7. Проектная структура управления

Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями . Он отвечает за все виды деятельности – от начала и до полного завершения проекта или какой-либо его части. В его функции входит определение концепции и целей проектного управления, формирование проектной структуры, распределение задач между специалистами, планирование и организация выполнения работ, координация действий исполнителей. Ему полностью подчинены все члены команды и все выделенные для этой цели ресурсы.

К важнейшим преимуществам такого вида структур управления относят:

· интеграцию различных видов деятельности компании в целях получения высоких конечных результатов по определенному проекту;

· комплексный подход к реализации проекта;

· большую гибкость проектных структур.

Недостатками проектной структуры управления являются:

· дробление ресурсов и усложнение поддержки развития производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;

· лишение работников осознания своего места в компании, так как проектные группы формируются на временной основе;

· частичное дублирование функций.

Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух организационных альтернатив (рис. 8): вертикальное направление управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании; горизонтальное направление управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании.

Рис. 8. Структура управления матричной организацией

При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта. Важнейшей задачей высшего руководящего состава компании в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами.

Отличительной чертой организационной структуры матричного типа является наличие у работников одновременно двух руководителей, обладающих равными правами. С одной стороны, исполнитель подчиняется непосредственному руководителю функциональной службы, который наделен необходимыми проектными полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с установленными сроками, выделенными ресурсами и требуемым качеством, а с другой стороны, руководителю проекта. Возникает система двойного подчинения, основанная на сочетании двух принципов: функционального и проектного.

Матричные структуры управления могут быть двух видов. В первом случае руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и другими работниками функциональных подразделений, которые подчиняются ему на временной основе и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется подчиненность этих исполнителей непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Во втором случае руководителю проекта могут подчиняться временно только исполнители из соответствующих функциональных подразделений.

Достоинствами матричной структуры являются:

· интеграция различных видов деятельности компании в рамках реализуемых программ;

· получение высококачественных результатов по большому числу проектов;

· вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной деятельности по реализации организационных проектов;

· сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень при сохранении единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне.

Перечень недостатков матричных структур включает в себя:

· сложность матричной структуры для практической реализации;

· подрыв принципа единоначалия в связи с системой двойного подчинения;

· тенденцию к анархии, так как нечетко распределены права и ответственность между ее элементами;

· чрезмерные накладные расходы, в связи с тем что требуется больше средств для содержания увеличившегося числа руководителей.

Программно-целевая структура это временное построение организационной структуры, ориентированной на реализацию конкретной программы. В программно-целевую структуру объединяются отдельные виды деятельности из существующих подразделений или сами эти подразделения на период решения задач, поставленных в комплексной целевой программе.

В такой структуре регламентируются сроки реализации и состав мероприятий, поставленные цели, ресурсное обеспечение. Программно-целевое управление используется организацией при возникновении ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом, когда отсутствуют формальные процедуры и правила для решения таких задач.

Проблемно-целевая структура управлениязависит от типа производства, его масштабов и направлений специализации, поэтому каждая промышленная фирма разрабатывает свою проблемно-целевую структуру управления применительно к специфике производства. Постоянные проблемно-целевые группы создаются на уровне предприятий, производственных отделений, высшей администрации. Они формируются из специалистов функциональных подразделений, деятельность которых направлена на поиск возможностей повышения эффективности производства на основе роста производительности труда, снижения издержек производства и улучшения качества выпускаемой продукции. Временные целевые группы формируются из ведущих инженеров, экономистов, ученых разных специальностей в целях разработки комплексных научных проблем, при планировании работ по сооружению крупных промышленных объектов, для составления технико-экономического обоснования предполагаемых работ.

Командные структуры управления состоят из узких специалистов и предназначены для решения уникальных производственных, научных, управленческих и иных проблем. Чаще всего команды используются в производстве для сборки сложных узлов и агрегатов, беря на себя за них полную ответственность. Персонал получает возможность овладевать различными профессиями и направлениями работы, может наглядно видеть результаты своего труда, полнее реализовывать свои возможности. Члены командной группы сами составляют графики поступления материалов, выпуска, доставки потребителям готовых изделий.

Бригадная структура управления включает в себя комплексные группы, состоящие из 10-15 человек (куда входят конструкторы, технологи, экономисты, рабочие и др.), для выполнения отдельных видов работ и изготовления составных частей продукции. Основными принципами формирования бригадной организации труда являются: автономность работы бригады, универсальность в составе персонала бригады, самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в координации деятельности бригады с другими бригадами, замена жестких связей бюрократического типа на гибкие. Преимуществами бригадной организационной структуры управления являются: повышение качества обслуживания потребителей; ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и услуг, технологии их производства; ориентация на небольшие сегменты рынка.

Сетевые структуры представляют собой объединения предприятий, имеющих общую задачу в воспроизводственной цепи: разработка продукта – производство и поставка комплектующих – изготовление и сборка изделия – продвижение к потребителю – продажа. Входящие в сеть предприятия могут принадлежать одной или разным отраслям, одной или разным компаниям, но как субъекты данной сети подчиняются ее общим правилам и интересам. В основе формирования сетевой структуры лежит возможность сфокусировать усилия компании на том, что она «умеет» лучше всего, а выполнение остальных необходимых функций поручает фирмам, обладающим соответствующими отличительными компетенциями. В результате компания добивается более высоких результатов деятельности с использованием меньшего объема ресурсов . Основное преимущество сетевой структуры заключается в ее конкурентоспособности. Даже небольшая сетевая организация может использовать огромный ресурсный потенциал аутсорсинга . Он позволяет получить организации необходимые в данный момент услуги (например, разработка инженерных решений или установка оборудования) при сокращении операционных расходов. Одним из основных недостатков сетевых структур является отсутствие непосредственного контроля, когда менеджменту компании приходится полагаться на контракты, координацию, переговоры и электронные сообщения своих партнеров. Существенная проблема состоит в возможности утраты организационных частей компании. Если субподрядчик не справляется с условиями поставок или его предприятие терпит банкротство, фирма на время утрачивает возможности ведения бизнеса.