Организационные и методологические основы государственной и мун службы. Специальность "государственное и муниципальное управление": кем работать? Поступление на службу

В системе власти РФ функционируют институты муниципальной и государственной службы. В чем их особенности?

Факты о государственной службе

Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти - главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.

Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях - федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями - федеральным и региональным.

Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).

В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда - старшую и младшую.

Отличительный признак госслужбы - возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. Он присваивается человеку при удачной сдаче квалификационного экзамена или же в соответствии с нормами присвоения классных чинов для некоторых высших должностей (в частности, руководителей, в некоторых случаях - помощников).

Факты о муниципальной службе

Под муниципальной службой в РФ принято понимать трудовую деятельность граждан в местных органах власти - администрациях и советах городов, районов, поселений. По Конституции РФ муниципальная власть отделена от государственной. Именно это во многом определяет разграничение рассматриваемых видов службы. Как и в случае с госслужбой, муниципальными служащими не могут стать лица, получившие свою должность в порядке избрания.

Должности в рамках муниципальной службы классифицируются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Конкретные их перечни закрепляются в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах РФ.

Классные чины муниципальные служащие также могут получать. Как правило, их присвоение зависит от уровня занимаемой человеком должности, а также от стажа работы сотрудника местного органа власти. Кроме того, на перспективы получения классного чина в рамках муниципальной службы влияет уровень профессиональной подготовки и опыта работника.

Квалификационный экзамен на муниципальной службе является скорее опциональным условием получения классного чина - в отличие от госслужбы, на которой его успешная сдача рассматривается как основное условие приобретения соответствующего статуса. Необходимость проведения данного экзамена должна быть зафиксирована в локальных нормативных актах конкретного органа власти.

Сравнение

Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая - на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.

Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:

  1. квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
  2. стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе - и наоборот;
  3. принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.

У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов - данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.

Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.

Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.

Таблица

Муниципальная служба Государственная служба
Что общего между ними?
В целом одинаковые квалификационные требования к служащим
Схожие принципы классификации должностей
Схожие принципы начисления оплаты труда, предоставления социальных гарантий служащим
В чем разница между ними?
Является видом деятельности граждан в муниципальных органах власти, юридически независимых от государственных структур Является видом деятельности граждан в государственных органах власти - на федеральном, региональном уровне, которым не подотчетны муниципальные структуры
Присвоение классных чинов без квалификационного экзамена - норма для муниципальной службы Успешная сдача квалификационного экзамена, как правило, является обязательным условием присвоения классного чина для госслужащего

Государственное управление (англ. public administration ) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенству права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Муниципальное управление - это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная - в руках городского совета, и судебная - в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное , как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
  • осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Еще одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба - только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.

Для многих до сих пор является загадкой, что включает в себя специальность «государственное и муниципальное управление». Каким навыкам обучают в университетах в рамках данного профиля, и самое главное - куда потом пойти работать.

Государственное и муниципальное управление: что за профессия?

Россия - это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке.

Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.

Как появилась данная специальность?

Выражение «страной может править кухарка» давно уже неактуально и в корне неверно. Обыватели даже не предполагают, что человек, находящийся на государственной службе, должен быть глубоко подкован в различных сферах: начиная от юриспруденции и заканчивая биологией и географией, для того, чтобы принимать качественные управленческие решения.

Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.

В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.

Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.

Куда можно пойти устраиваться после обучения?

Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность "государственное и муниципальное управление", кем потом работать, понимают далеко не все. Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?

  • Администрации разных уровней, причем это может быть и администрация президента.
  • Различные исполнительные органы: комитеты, отделы, управления, занимающиеся вопросами экономики, ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты, экологии.
  • Законодательные структуры, будь то Государственная Дума, областное или краевое Законодательное Собрание или Совет народных депутатов непосредственно в муниципалитете. Здесь можно выступать непосредственно на профессиональной основе, а также в обеспечивающем аппарате всего органа или отдельно взятого депутата.
  • Дипломатические ведомства, отделы по внешнеэкономическим связям.
  • Надзорные органы (налоговая служба, правоохранительная, служба приставов).
  • Различные гражданские институты, занимающиеся вопросами социальной защиты, страхования, пенсионным обеспечением.
  • Многофункциональные центры, оказывающие государственные услуги населению.

Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры.

Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.

Плюсы работы во властных структурах

  1. Если вы выбираете профессию государственное и муниципальное управление, работа вам будет обеспечена. Рынок вакантных должностей постоянно обновляется, причем спрос на специалистов наблюдается, как в федеральные органы, так и в муниципальные.
  2. Работодатель - это государство. Соответственно, все нормы трудового законодательства будут соблюдены, а заработная плата всегда будет приходить вовремя.
  3. Карьерный рост может начаться в обычной муниципальной администрации, а закончиться в Государственной Думе - все зависит от амбиций служащего, его умений и стараний.
  4. Знания, полученные в рамках обучения и в процессе работы, позволят быстро и эффективно решать свои собственные бытовые проблемы, так как вы будете точно знать, на что нужно обращать внимание в договорах, куда нужно обратиться по той или иной проблеме, какие права у вас имеются.
  5. У многих служащих в работе присутствуют командировки, поэтому вы будете иметь возможность побывать в разных уголках России и не только.
  6. Быть управленцем - это престижно. Служащих относят к современной интеллигенции.

Программа обучения

Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.

Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.

Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.

Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.

В каких вопросах выпускник должен разбираться?

  • Знать Конституцию, основные федеральные и региональные законы.
  • Ориентироваться во властных структурах и системе управления государством.
  • Уметь находить достоверную законную информацию.
  • Знать экономические закономерности, политическую ситуацию в стране, проблемы в социальной сфере.
  • Уметь принимать обдуманные управленческие решения.
  • Владеть различными методами анализирования, прогнозирования, ведения статистики и составления отчетности.
  • Самое главное - понимать после получения специальности государственное и муниципальное управление, кем потом работать.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным управленцем?

  1. Стремиться к знаниям.
  2. Быть пунктуальным.
  3. Обладать терпением и волей.
  4. Уметь исправлять ошибки.
  5. Мыслить на несколько шагов вперед.
  6. Не бояться вносить что-то новое в свою жизнь и работу.

Где можно получить образование?

В России получить данную специальность можно практически повсеместно в крупных городах и областных центрах. Фактически каждый классический и экономический вуз предлагает пройти подготовку и переподготовку по направлению государственное и муниципальное управление. Кем работать после обучения, средняя заработная плата на местах, рынок вакансий в пределах субъекта - данные вопросы можно задать непосредственно приемной комиссии, для того, чтобы однозначно определиться с профилем обучения.

Как правило, данная специальность платная, но есть и исключения. Поступить можно по результатам ЕГЭ, а также по собеседованию в случае, если у вас имеется уже среднее специальное образование.

На данный момент можно отучиться по полной программе бакалавриата, получить дополнительное образование или пройти курсы.

Государственное и муниципальное управление - это возможность получить широкие знания, навыки работы с людьми, узнать основы делопроизводства, кроме того человек со временем будет продвигаться по карьерной лестнице, что для многих важно.

Карьерный рост: с чего начать?

После окончания университета необходимо составить резюме. Далее на официальных сайтах властных структур изучить вакантные предложения и выбрать для себя самые привлекательные.

В государственной службе на должность берут только по конкурсу, поэтому стоит тщательно изучить нормативно-правовую базу соответствующего органа и основные акты, касающиеся государственной службы.

Необходимо заранее сделать весь необходимый пакет документов, который необходимо принести по месту прохождения собеседования. Как правило, замещение должности длится 1-2 месяца.

Таким образом, не стоит бояться поступать на государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, вы точно решите за время обучения, так как во время производственных практик пройдет ознакомление с различными органами непосредственно, и вы выделите, что интереснее: социальная, законотворческая, экономическая, правоохранительная, природоохранная сфера или что-то еще. Даже если придет понимание, что данная профессия не для вас, то с имеющимися квалификацией и компетенциями вы легко найдете другую, более интересную для вас вакансию вне государственной службы.

Эта специальность является одной из самых молодых в Российской Федерации. На текущий момент основные ВУЗы страны определяют это направление как одно из наиболее перспективных и востребованных в недалеком будущем. С 2015 года действует новый федеральный образовательный стандарт, который ориентирует программу обучения по данной специальности потребности рынка труда.

Деятельность будущих выпускников будет связана с работой в качестве представителей гражданской госслужбы как в муниципальных, так и в коммерческих структурах. Но об этом чуть позже. На сегодняшний день также велик спрос на грамотных специалистов в области управления на научно-исследовательском поприще. Специальность «Государственное и муниципальное управление» однозначно может стать в будущем хорошим толчком для достойной карьеры.

Совет. Хотя никто еще не отменял протекцию на госслужбе, не стоит «опускать руки» раньше времени: за последние несколько лет появилась стойкая тенденция к повышению количества успешных управленцев именно за счет знаний, полученных в ходе обучения в ВУЗе.

Вступительные экзамены и программа обучения в ВУЗах

Стандартный курс обучения в ВУЗе для получения диплома специалиста составляет четыре года. Чтобы поступить на данную специальность необходимо сдать несколько вступительных экзаменов по следующим дисциплинам:

Студенты получают знания в области права, предпринимательства, финансов, делопроизводства, менеджмента и многих других сферах. Кроме того, будущие специалисты в области управления научатся:

  • организовывать работу должностных лиц, находящихся на государственной службе (подготовка документов, прием электронных сообщений и звонков, формирование календаря встреч и т.д.);
  • разрабатывать проекты нормативно-правовой базы для организации;
  • устранять либо предотвращать конфликты на службе;
  • быть полноценным участником бюджетного планирования;
  • грамотно вести делопроизводство и документооборот;
  • создавать и продвигать качественный положительный имидж предприятия, государственной структуры;
  • полноценно работать с информационными базами данных для принятия грамотных решений в качестве управленца;
  • налаживать и укреплять связи с общественностью и СМИ в государственных органах;
  • создавать эффективные программы развития на местном и региональном уровне в социальной и экономической сферах;
  • выполнять функцию консультанта для различных структур (как муниципальных, так и коммерческих);
  • направлять работу предприятия во внешней среде в нужное русло;
  • делать грамотный анализ экономических рисков предприятия;
  • выявлять и правильно диагностировать нарушения в работе организации;
  • свободно общаться на иностранном языке, выбранном во время обучения.

Направления будущей работы

Закончив обучение лишь единицы понимают, с чего стоит начинать и «куда податься». Многие ошибочно полагают, что работа бухгалтером или экономистом - это предел мечтаний выпускников. Но на деле это совершенно не так. Получив о полном высшем, вы можете рассчитывать на 3 направления развития своей карьеры:

  • В государственной структуре. Если вы остановитесь на этом варианте, то должны полностью осознать, что фактически вы являетесь связующим звеном между народом и властью. Имея лишь диплом на руках, можно рассчитывать лишь на должность специалиста 2-й категории. Но это нормально, в принципе, для выпускника с любой другой специальностью.

Совет. На первых порах вы, скорее всего, будете получать предложения о работе лишь в качестве делопроизводителя. Но не стоит «рубить сгоряча», как это делает большинство, мотивируя свой отказ маленьким окладом, огромной ответственностью и отсутствием перспектив. Никто не заставляет вас застревать на одном месте. Просто это может хорошим опытом для начала для вашей карьеры.

  • В коммерческой структуре. Невероятно, но факт: имея специальность по государственному управлению, можно работать в негосударственной структуре. В каждой солидной компании есть свой отдел, который занимается связями с государственными структурами. Оклад в таких организациях очень привлекателен для молодых специалистов. Но стоит учитывать, что максимумом в такой структуре может быть лишь должность начальника отдела.
  • В независимой исследовательской структуре. Работа в такой организации не сулит вам ни огромного оклада, ни власти. Но если вам интересен прогноз и все, что с ним связано, то при упорном труде и качественном выполнении своих функций можно через пару создать себе имя в определенной среде и стать маститым специалистом. Вот тогда речь уже пойдет о совершенно других деньгах.

Мы ознакомили вас с основной информацией о довольно «молодой» специальности «Государственное и муниципальное управление». Теперь вы знаете, что вам потребуется для того, чтобы поступить в ВУЗ и чему вас будут обучать, а также, что можно извлечь в будущем из профессии государственного управленца.

Специальность Государственное и муниципальное управление: видео

I. Вопросы кафедры государственного и муниципального управления

Понятие и свойства системы. Большие и сложные системы.

Система - это совокупность взаимосвязанных частей.

Понятие системы раскрывается через свойства, учитываются те свойства, которые необходимы для решения проблемы.

Свойства:

· Статические – «мгновенное фото», то, чем обладает система в любой, но фиксированный момент времени:

- целостность – система выступает, как некое обособленное единое целое, позволяет разделить мир на 2 части: система и окружающая среда.

-открытость – «модель черного ящика», совокупность входов и выходов, связь с окружающей средой.

- неоднородность – различимость частей, «модель состава» - список частей данной системы

- структурированность – «модель структуры» - совокупность связей внутри системы

· Динамические – изменение системы со временем:

- функциональность – все системы функциональны, выполняют какую либо функцию.

- стимулированность – воздействие на систему извне называется стимулами. Стимулов много, наиболее распространенные это управляемые и неуправляемые мной входы

- измененчивость системы со временем – система со временем меняется: компоненты, структура

- нахождение в постоянно меняющейся окружающей среде – все системы со временем меняются, следствие окружающая среда тоже меняется

· Синтетические свойства – взаимодействие системы с окружающей средой

- эмерджентность – у каждой системы есть какие-то свойства которые не могут быть у ее составляющих частей, за новый свойств отвечает структура.

- ингеренстность – степень согласования с окружающей средой и степень эффективности выполнения функций системы в этой окружающей среде

- неразделимость на части – если хотим сохранить свойства системы, удалять из неё ничего нельзя.

- целесообразность – система создается для достижения каких-либо целей, система есть средство для достижения цели. Субъективная цель – желаемое будущее состояние системы, объективная – цель есть будущее реальное состояние системы.

Большие системы – модель истинная, но неадекватная, но не хватает ресурсов для достижения цели в нужный момент времени. 2 способа управления: упростить модель (для получения вовремя результата), или привлечь дополнительные ресурсы.

Сложные системы – модель этой системы неадекватна (нам что-то неизвестно), следовательно на выходе мы не получаем цель. Чтобы упростить систему 2 способа: пополнять модель необходимой информацией пока на выходе не получим цель, либо упрощать саму систему (Из сложной в простую – знаем как ей управлять). Но для одних субъектов она будет простой, а для других сложной.

Основные принципы организации системы гос. и мун. управления.

СГиМУ можно назвать одной из важнейших дисциплин управленческого цикла. Предметом СГиМУ являются территориальные образования. В роли территориального образования может выступать любое территориальное поселение, у которого есть свои административные границы, который является основной частью региона и наделен возможностью самоуправления. Система управления разделена вертикально и горизонтально. Вертикальное разделение – это разделение на уровни власти, а горизонтальное – на ветви власти.
Уровни власти – разделение властей в соответствии с наделением их определенных полномочий – от высших звеньев управления к низшим. Уровни власти задают способ разделения административной ответственности.
Ветви власти – вертикальное разделение властей для поддержания демократического режима в стране. Вертикальное упорядочивание управленческой деятельности. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную. Разделение СГиМУ на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обеспечить более рациональное и эффективное управление в стране.
СГиМУ содержит два вида управления: Государственное и муниципальное. Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивать защиту государства как целостности и его институтов. Управление в этой области ведется «сверху – вниз», поэтому государство берет на себя право реализации общественного интереса. Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри страны. Направлено на защиту интересов страны, ее институтов и интересов проживающих в ней граждан. Государственное управление осуществляется с помощью государственной власти, которую можно назвать органом законного принуждения в интересах большинства, при соблюдении интересов государства. В качестве системы ГУ реализует некоторые функции:

Институциональная: создает определенные институты для решения государственных вопросов
- регулятивная: регулирует поведение субъектов через систему норм и правил
- целеполагающая: выбирает самые приоритетные пути развития страны
- функциональная: поддерживает все хозяйственные инфраструктуры страны
- идеологическая: формирует общенациональную идею, чтобы объединить людей внутри государства.
МУ напротив, осуществляется «снизу-вверх», для того, чтобы адаптировать муниципальный интерес к государственному. Смысл такой адаптации состоит в том, чтобы обустроить среду обитания людей, наладить связь между территориями. Вся работа МУ направлена на решение вопросов местного значения. Это обоснованно тем, что вопросы такого характера могут понять и решить только люди, непосредственно проживающие на этой территории. Основные принципы формирования СГУ: - принцип разделения властей. Данный принцип введен Монтескье. Как раз этот ученый предложил разделить власть на три составляющие – законодательную, исполнительную и судебную. Это разделение должно привести к повышению эффективности контроля за работой государственных органов власти.
- принцип комплементарности. Обеспечивает непрерывность в системе власти. Равномерное распределение властных функций. Выделение властных полномочий как сверху, так и снизу.
- принцип субсидиарности. Определяет, как будут распределяться и перераспределяться полномочия между управленческими уровнями государственной власти. Определяет, как органы должны исполнять свои полномочия и какую ответственность они несут перед населением. Этот принцип имеет два измерения. Вертикальное – как властные полномочия распределяются между уровнями власти, от местной власти к государственной. Горизонтальное распределение власти характеризуется распределением полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях.

Принцип суверенности. Предполагает наличие независимости. То есть суверенность должна способствовать тому, чтобы государство в международных рамках было независимым.
- принцип демократизма. Говорит о том, что население должно принимать непосредственное активное участие в ГиМУ. Т.е. должны принимать участие при избрании органов власти.
- принцип гомогенности. Преимущество федерального права над региональным. Этот принцип говорит о том, что региональное законодательство должно находиться в отношении соподчинения в отношении федерального.