Оптимизация транспортной работы. Оптимизация работы отдела закупок

Если оператор нефтяных скважин может еще и водить автомобиль, можно сократить фонд оплаты труда на 17% в год.

Если продать свои комбайны и снегоуборщики и брать в краткосрочную аренду, экономия доходит до 44%. Это примеры оптимизации расходов на транспорт, которые дали нам герои этой статьи.

Вместе с героями мы нашли 8 способов сократить расходы на транспорт. Эти методы будут полезны компаниям, которые владеют транспортом, но не специализируются на грузоперевозках. Транспортным компаниям пригодятся другие инструменты и механизмы.

Структура расходов на транспорт

Основные статьи расходов на транспорт - топливо, ремонт и техобслуживание, мойка, страховка, транспортный налог, штрафы. В случае с корпоративным транспортом прибавляется фонд оплаты труда для водителей и ремонтников и расходы на подрядчиков.

Следить за всеми расходами на транспорт можно с помощью автоматизированных систем, например «Единого мониторинга». Сервис позволяет наблюдать за маршрутами и контролировать расход ГСМ, пробег, нарушения ПДД. Это поможет собственнику увидеть возможности для оптимизации и снижения затрат.

ГСМ -

Горюче-смазочные материалы

ГСМ -

Горюче-смазочные материалы

Перевести транспорт на аутсорсинг

Перенести на подрядчика все проблемы со штрафами, ремонтом и налогами - первый совет, который приходит в голову. По словам Анатолия Малышева из «ТаксовичкоФ», их клиентам аутсорсинг помогает сэкономить 15% средств компании.

Иногда рациональнее отдать функции на подряд частично: например, арендовать стандартные легковые и грузовые автомобили, а комбайны или снегоуборщики приобрести, чтобы в горячий сезон не сражаться с другими предприятиями за возможность аренды.

Для аутсорсинга не обязательно нанимать новую компанию: возможно, помогут деловые партнеры. Об этом рассказал Роман Алехин. Раньше транспортная компания привозила товар на склад его компании «Орто-доктор», а дальше они доставляли товар до каждой точки продаж своими силами. На переговорах представители «Орто-доктор» договорились с транспортной компанией о бесплатной доставке до каждой точки. В результате затраты на перевозки снизились на 20%.

Как проверить гипотезу. Посчитайте, сколько денег вы тратите на содержание транспорта и штата водителей. Разделите эту цифру на количество часов, в которые транспорт задействован в работе компании. Это стоимость одного часа использования собственного автопарка. Сравните с ценами транспортных компаний.

Средств компании может сэкономить аутсорсинг

В отчете можно увидеть, сколько часов за выбранный период автомобиль был в движении

Использовать газ вместо бензина

Газ в два раза дешевле бензина, и его невозможно слить. Поэтому если топливо расходуется слишком интенсивно, стоит задуматься о переоборудовании автомобилей на газ.

Надо учесть, что использование газа на спецтехнике - рискованное решение. Для легкового автомобиля существуют стандартные схемы установки и использования баллонов. Чтобы переоборудовать автокран, придется отдельно выяснять, как закрепить баллон, безопасно ли это и как скажется на работе.

Как проверить гипотезу. Сравните цены на переоборудование автомобилей на газ у нескольких подрядчиков. Убедитесь, что по маршрутам доступны АГЗС. Посчитайте, сколько вы тратите на бензин, сравните с ценой газа при той же интенсивности использования.

Нормы расхода топлива вы задаете сами

Сократить штат

Уменьшить штат сотрудников можно тремя способами: использовать аутстаффинг, переобучить водителей или передать обязанности сотрудникам, которые не связаны с транспортом. Варианты можно комбинировать.

Аутстаффинг - это работа с внештатным персоналом. Если вы арендуете автомобили вместе с водителями - это аутстаффинг. Если вы периодически берете водителя для спецтехники - это тоже способ аутстаффинга. Нанимать внештатных сотрудников полезно тем компаниям, которые используют транспорт редко или только в определенный сезон.

Переобучение персонала заключается в том, что сотрудники компании получают водительские права различных категорий. Например, в нефтегазовой компании сократили штат водителей, а оставшихся научили управлять несколькими видами транспорта. Теперь одни и те же сотрудники управляют легковыми, грузовыми автомобилями и спецтехникой.

Передать водительские обязанности другим сотрудникам - это решение, которым часто пользуются крупные торговые компании. От кандидатов на должности менеджеров по продажам или мерчендайзеров ожидают наличие водительских прав, а часто и собственного транспорта. Так компании экономят на оплате труда и содержании автомобилей.

О том, как внедряется этот метод в нефтегазовой компании, рассказал Кирилл Суетов. Чтобы осматривать и ремонтировать оборудование для скважин, сотрудники каждую неделю ездят по одним и тем же маршрутам. Раньше на осмотры ездили три оператора скважин и водитель. Теперь за рулем один из операторов. В автомобиле остаются два оператора скважин и оператор-водитель, который получает доплату за управление транспортным средством.

Как проверить гипотезу. Изучите штатное расписание водителей и посмотрите, какой водитель закреплен за каждой единицей транспорта. Затем вычислите, сколько часов в неделю, месяц или год это транспортное средство работает.

Штатное расписание: сравните с временем активного использования транспорта

Подобрать экономичный транспорт

В отношении легковых и грузовых автомобилей можно проверить, нет ли на рынке более экономичных вариантов транспорта. Например, в нефтегазовой компании поменяли внедорожники Suzuki, Toyota Highlander и Prado на компактные кроссоверы Renault Duster: они оказались экономичнее на 24%.

На 24%

Эту гипотезу в первую очередь стоит проверять для значительных объемов транспорта. Если у компании 2–3 автомобиля, расходы на продажу старых ТС, покупку новых, учет налогов, переустановку системы трекинга с большой вероятностью не окупятся.

Как проверить гипотезу. Посчитайте, во сколько обошлось содержание вашего автопарка в год за 2–4 последних года. Сравните с ценами на содержание других автомобилей с аналогичными характеристиками - эту информацию можно получить из открытых источников.

На 24%

Новые внедорожники оказались экономичнее

Контролировать работу СТО

Когда человек приезжает на СТО на собственном автомобиле, он дотошно расспрашивает о необходимости каждой процедуры и проверяет детали, чтобы не допустить лишних трат. Когда речь идет о корпоративном транспорте, сотрудник вряд ли станет защищать интересы компании перед автомехаником.

Как проверить гипотезу. Просите автомеханика сдавать замененные детали. Это дает гарантию, что ремонт провели, а не просто вписали в счет. Впоследствии детали можно сдать на металлолом.

Если вы заключили рамочный договор с СТО, пропишите гарантийные обязательства. Попросите бухгалтерию отслеживать гарантийные обязательства при последующих ремонтах.

Если в компании есть механик, он должен присутствовать на СТО во время ремонта. Если механика нет, можно привлечь независимого автоэксперта. Это дополнительные расходы, но эксперты говорят, что они чаще всего окупаются.

Попробуйте сами закупать запчасти и доставлять их на СТО. Если возможно, заключите договор на поставку с ценами ниже розничных.

Отказаться от каско

В нефтегазовой компании, где работает Кирилл Суетов, отказались от каско. Во-первых, автомобили в компании используют вдали от населенных пунктов, поэтому оперативно регистрировать страховые случаи сложно. Во-вторых, на местности нет встречного автомобильного потока и аварии маловероятны.

Как проверить гипотезу. Если вы уже оформили каско, посмотрите, как часто и для каких целей его использовали за последний год. Посчитайте рыночную стоимость аналогичных ремонтов. Сравните показатели. Возможно, получится безболезненно отказаться от страховки.

Если вы планируете оформить страховку, поговорите с 3–4 страховыми компаниями, поторгуйтесь и выберите лучшее предложение.

Купить заправочную станцию

«Это неожиданное решение, но оно позволило снизить цены на ГСМ и холостые пробеги даже в компании с 17 единицами транспорта», - рассказал Кирилл Суетов.

Модульную АЗС можно установить, если гараж расположен за городом. Цены на ГСМ снижаются примерно на 10% за счет оптовой закупки бензина. Кроме того, можно вернуть НДС на всю оптовую поставку.

На 10%

Дешевле покупать бензин оптом

Как проверить гипотезу. Сравните розничные и оптовые цены на бензин, найдите разницу в стоимости на 1–2 года. Посмотрите НДС на топливные расходы. Посчитайте, сколько стоит мобильная модульная АЗС, и определите срок окупаемости.

Как известно транспортная составляющая в логистической системе любого предприятия занимает центральную позицию, поскольку именно транспорт связывает все звенья логистической системы, повышая тем самым ее устойчивость, гибкость и усиливая единство элементов, входящих в ее состав. На предприятии основную роль в транспортной логистической подсистеме выполняют непосредственно транспортные цеха и подразделения, главной задачей которых является обеспечение слаженного перевозочного процесса.

Именно данные подразделения являются местом возникновения и аккумулирования транспортных логистических затрат. В целом классификация логистических затрат по местам возникновения является одним из наиболее распространенных классификационных признаков, встречающихся у многих авторов. Наряду с данным признаком классификации логистических затрат можно выделить также классификацию по фазам логистического процесса и основным компонентам логистических процессов.

При проведении анализа отечественной и зарубежной литературы, касающейся вопроса изучения транспортных затрат, выявлено относительное единство среди ученых по отношению к трактовке данной экономической категории. Многие авторы сходятся во мнении, что транспортные затраты (издержки) – это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Транспортные издержки являются дополнительными затратами, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Оптимизация- совершенствование системы для улучшения её эффективности. Под оптимизацией принято понимать выбор из всех возможных вариантов наилучшего. Таким образом, оптимизация транспортных операций подразумевает выбор наиболее эффективного способа осуществления данных операций, выполнение которых принесут наибольший экономический эффект для предприятия. Затрагивая тему оптимизации такой категории издержек, как транспортные, необходимо, прежде всего, изучить их структуру.

В отечественной и зарубежной экономической литературе существует множество различных подходов к отображению состава либо структуры транспортных затрат. Для более четкого понимания состава транспортных логистических затрат предлагается рассмотреть ряд подходов к изучению структуры данного вида затрат.

Ю.М. Едельштейн выделяет в общих затратах на реализацию логистических функций в качестве транспортных издержек – затраты на транспортировку грузов и расходы по страхованию.

Затраты, связанные с транспортировкой, рассматриваются как эксплуатационные расходы транспортных подразделений предприятий или транспортных компаний, занятых перевозками. Сумма этих расходов включает в себя: заработную плату рабочих, занятых выполнением работ; начисления на заработную плату; амортизационные отчисления по зданиям, сооружениям, оборудованию; расходы на ремонт зданий, сооружений, оборудование; расходы на энергию и топливо; расходы на вспомогательные материалы; расходы, связанные с эксплуатацией оборудования; накладные расходы.

Как отмечает Ю.М. Едельштейн, в случае, если предприятие привлекает для перевозки продукции внешние транспортные организации, расходы на транспортировку трансформируются в транспортные тарифы.

Транспортные затраты возникают у предприятий, выполняющих перевозку грузов самостоятельно, тарифы же являются формой расходов за транспортировку у предприятий, нанимающих сторонние организации для оказания транспортных услуг. В общем смысле под транспортными тарифами принято понимать стоимость услуг по перемещению материальных ценностей в пространстве.

В.П. Москвитина предлагает иной подход к рассмотрению транспортных затрат. Транспортные издержки, по мнению автора, характеризуют вид затрат в зависимости от вида логистических операций, в результате выполнения которых и образуются рассматриваемые издержки. Транспортные затраты, в зависимости от логистических операций подразделяются на: затраты на транспорт, затраты на упаковку, затраты на погрузочно-разгрузочные работы, затраты на страховку.

Таким образом, анализируя предложенные подходы к изучению структуры транспортных затрат, предлагаю рассмотреть следующую структуру транспортных издержек, в которой издержки сгруппированы в зависимости от стадии перевозочного процесса (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Структуру транспортных издержек в зависимости от стадии перевозочного процесса.

Группа издержек

Структура транспортных издержек

    Издержки, определяемые на начальной/конечной стадии перевозки

Расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, упаковка)

Расходы на погрузку продукции на транспортные средства

Расходы по выгрузке груза в пункте назначения

Расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения

    Издержки, связанные с организацией и осуществлением непосредственно самой перевозки

Расходы, связанные с содержанием транспортных средств (эксплуатация, ремонт)

Расходы на топливо

Расходы на оплату заработной платы водителей, экпедиторов

Оплата страхования груза при доставке

Оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт

Оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом

Оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы

Расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки

Создание оптимизированных маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов со снабженческо-сбытовых предприятий, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под загрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем планирование перевозок позволяет повысить производительность автомобилей при одновременном снижении количества подвижного состава, поступающего на предприятие притом же объеме перевозок.

Если созданы оптимальные маршруты и соблюдаются сроки поставки, то производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5-2 раза, снижая тем самым затраты на складирование. Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем, что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов перевозок.

Таким образом, разработка эффективных маршрутов и проектов планов перевозок способствует своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции и эффективному взаимодействию организаций-поставщиков, организаций-получателей и автотранспортных организаций. Подводя итог вышесказанному можно с уверенностью сказать, что задача оптимизации маршрутизации транспортных средств становится особо актуальной в условиях данной экономической ситуации.

Цель оптимизации транспортных перевозок. Так как имеется большое количество объектов доставки, то необходимо оптимизировать маршруты перевозок и оперативно реагировать на все изменения. Следовательно, можно определить цель оптимизации транспортных перевозок:

Разработать алгоритм оптимизации грузоперевозок с учетом временных окон и грузоподъемности транспортных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

Сформулировать математическую постановку задачи маршрутизации транспорта с условием ограничений;

Выбрать (разработать) критерии оптимизации;

Разработать модифицированный генетический алгоритм оптимизации грузоперевозок с учетом временных окон и грузоподъемности транспортных средств;

Экспериментально проверить эффективность работы алгоритма.

Для оптимизации маршрутов применяется ряд методов.

Метод Кларка-Райта. Был разработан двумя британскими учеными Г. Кларком (G. Clarke) и Дж.В. Райтом (J.W. Wright). Несмотря на давность разработки, он до сих пор остается одним из самых популярных методов для решения данной задачи, о чем свидетельствует практика его применения. Метод Кларка-Райта относится к числу приближенных, итерационных методов и предназначается для компьютерного решения задачи развозки. Этот алгоритм использует понятие выигрышей, чтобы оценить операции слияния между маршрутами. Выигрыш - мера сокращения стоимости, полученная комбинированием двух маленьких маршрутов в один больший маршрут. Достоинствами метода являются его простота, надежность и гибкость. Погрешность решения не превосходит в среднем 5-10%. Однако, учитывая жадный характер алгоритма Кларка-Райта, полученные решения имеют часто недостаточное качество относительно более сложных подходов. Необходимо также учесть, что после первых нескольких итераций в задачах со многими ограничениями вероятность слияний маршрута может решительно уменьшиться, мы не имеем возможности контролировать количество маршрутов.

Эвристические методы вставок. Наилучшее решение для конкретных исходных данных может быть найдено путем последовательного применения различных эвристических методов, используя для сравнительной оценки качества приближения длину полученного маршрута. Рассмотрим 3 наиболее популярных эвристических алгоритма:

Метод ближайшего соседа;

Метод ближайшего города;

Метод самого дешевого включения.

В методе ближайшего соседа, пункты плана последовательно включаются в маршрут, причем, каждый очередной включаемый пункт должен быть ближайшим к последнему выбранному пункту среди всех остальных, еще не включенных в состав маршрута.

Метод ближайшего города на каждом шаге алгоритма строит допустимый маршрут по текущему подмножеству пунктов уже включенных в маршрут, добавляя к нему новый пункт из числа еще не включенных в маршрут, для которого найдется ближайший сосед из числа пунктов уже принадлежащих маршруту.

Метод самого дешевого включения на каждом шаге алгоритма проводит допустимый маршрут по текущему подмножеству пунктов, уже включенных в маршрут, добавляя к нему новый пункт, включение которого между некоторыми смежными пунктами приводит к минимальному увеличению стоимости (длины) маршрута.

Однако любой эвристический метод базируется на формально не обоснованных соображениях, поэтому невозможно доказать, что эвристический алгоритм для любых исходных данных находит решения близкие к оптимальному.

Табу-поиск. Основоположником эвристического алгоритма табу поиска является Ф. Гловер, который предложил принципиально новую схему локального поиска. Табу поиск является мета-эвристическим алгоритмом, который ведет местный поиск, чтобы уберечь его от попадания в ловушку преждевременных местных оптимумов, запрещая те перемещения, которые возвращают поиск к предыдущим решениям и приводят к циклической работе. Основным механизмом, позволяющим алгоритму избегать локальный оптимум, является табу список, который обновляется в конце каждой итерации. Выбор лучшего решения в окрестности происходит таким образом, что он не принимает ни одного из запрещённых атрибутов. Алгоритм табу поиска является довольно перспективным, однако введение штрафов на нарушение всех видов ограничений в целевую функцию не дает гарантий нахождения допустимых решений.

Роль транспорта в повышении эффективности деятельности компаний по продвижению грузов наглядно продемонстрировала технология "точно вовремя". При ее применении не требуется содержания большого складского хозяйства, ускоряется оборачиваемость капитала. Эта технология предусматривает доставку грузов "точно вовремя" по заранее разработанным и согласованным между участниками логистической цепи графикам поставок.

Доставка товара по жесткому графику требует четкой работы управленческого персонала по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. Ведь при возникновении нарушения поставок участники логистической цепи несут значительные финансовые потери.

Затраты на транспортировку могут составлять 40% и более процентов в общей стоимости товаров. Применение логистики считается успешным, если транспортные расходы составляют около 10% от расходов на закупку этих товаров.

В зависимости от стратегии и задач логистической системы осуществляется выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитываются размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.

К основным задачам транспортной логистики относятся:

Выбор транспортно-технологической системы доставки;

Выбор перевозчика (определение вида транспорта, посредника транспортировки и типа транспортного средства);

Согласование транспортного процесса с работой склада;

Размещение груза внутри транспортного средства;

Маршрутизация перевозок и контроль движения груза в пути;

Обеспечение сохранности груза при транспортировке.

Очень часто при организации перевозок решается задача разработки альтернативных вариантов между пунктами отправления и назначения. Объем перевозимых грузов известен (заказ на поставку составлен потребителем товара).

Организация перевозок - это подготовка транспортного процесса, выбор подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов, выбор рациональной формы взаимодействия транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, выбор маршрута движения.

Организация перевозок включает:

Планирование;

Оперативное управление;

Учет и контроль;

Установление порядка документооборота;

Расчеты за перевозки.

Критериями выбора способа доставки в логистике могут выступать:

Минимум затрат на перевозки (минимальная себестоимость перевозки или минимальные тарифы);

Минимум времени товара в пути (минимальное время доставки);

Минимум риска несвоевременной доставки (надежность перевозки);

Максимум провозной способности транспорта (возможность перевезти требуемые объемы груза);

Готовность к перевозке в любой момент времени и обеспечение ее в различных условиях (доступность услуг, их независимость от погодных условий и т.д.);

Минимум потерь груза при транспортировке (сохранность товара, его защищенность от потерь, порчи, повреждений и хищений).

Особая роль отводится автомобильному транспорту, как самому гибкому и мобильному в составе транспортного комплекса. Без автомобильного транспорта невозможна реализация современных логистических технологий (таких как "точно вовремя"; "от двери до двери" - DDT - сервис) в системах снабжения и сбыта товаропроизводителей. Расчеты за транспортные услуги осуществляются с помощью транспортных тарифов. Эти тарифы включают:

Плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

Правила исчисления плат и сборов.

Известно, что в условиях конкуренции неизбежна борьба за клиента, в том числе и при оказании транспортных услуг. Это вносит коррективы в транспортные тарифы.

Для каждого конкретного случая доставки разрабатывается транспортно-технологическая схема перевозок, определяющая последовательность выполнения операций. Решение технологических вопросов тесно связано с организацией перевозок.

В некоторых случаях это может быть один, самый важный для грузовладельца критерий.

Решая задачу выбора вида транспорта, важно все просчитать и не допустить подмены критериев, что может привести к неверному решению.

Стоимостная оценка необходима для всех критериев, а не только для расчета затрат на транспортировку. Так, необходимо оценивать ущерб из-за прогнозируемых потерь груза при перевозке, из-за недостаточной доступности транспортных услуг или недостаточной провозной мощности и т.д. При таком подходе главным критерием является показатель затрат, связанных с доставкой товара. На уровень затрат влияет множество факторов, которые необходимо учитывать в соответствии с концепцией полной стоимости. При осуществлении такого логистического подхода работа отдельных звеньев логистической цепи настраивается на получение главного результата - продвижение материального потока с минимальными затратами. Низкая надежность перевозки - это не только срыв времени доставки и связанные с этим затраты, но и доставка товара позже конкурентов т. е. срыв выгодного контракта и т.д.

На практике не всегда проводится детальный расчет значения приведенных критериев для анализируемых вариантов. Нередко для принятия решения достаточно качественных оценок типа "дороже - дешевле", "лучше-хуже" и т.д.

К числу факторов, влияющих на выбор способа транспортного обеспечения, можно отнести такие; как:

Наличие дополнительных услуг по экспедированию, комплектации, доставке груза;

Гибкость маршрута;

Возможность переадресации в пути;

Регулярность работы транспорта;

Квалификация персонала перевозчика;

Контроль движения груза в пути при помощи средств связи;

Гибкость тарифных схем перевозок;

Порядок подачи заявки на перевозку;

Качество транспортных услуг;

Экономичность транспортных средств.

Перечень факторов, которые учитываются при транспортировке товара конкретным предприятием, может существенно меняться и насчитывать еще более нескольких десятков позиций, но главным при рыночной экономике остается показатель затрат.

Часто при выборе вида транспортного средства используется экспертная оценка значимости различных факторов. Главными в этом случае являются: надежность соблюдения графика доставки, время доставки, стоимость перевозки.

Тарифы являются формой цены на услуги транспорта. Построение тарифов должно обеспечивать:

Транспортному предприятию - возмещение расходов на транспортировку, а также возможность получения прибыли;

Покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

Стоимость перевозки - один из главных факторов, влияющих на выбор транспортного средства.

Известно, что в условиях конкуренции неизбежна борьба за клиента, в том числе и при оказании транспортных услуг. Это вносит коррективы в транспортные тарифы.

Проведенные исследования управление транспортной системы позволяет сделать ряд выводов.

1. Транспортная система является одним из элементов повышения эффективности предприятия.

2. Для оптимизации транспортной системы применяют методы: "Точно в срок", Кларка-Райта, эвристические методы вставок, Табу-поиск.

3. Критериями оценки эффективности функционирования транспортной системы являются: скорость движения, минимальные затраты на перевозку груза, соблюдения графика доставки груза, гибкость маршрута,- возможность переадресации в пути, контроль движения груза в пути при помощи средств связи, качество транспортных услуг, экономичность транспортных средств.

В кризисный период актуальным становится снижени затрат компании за счет сокращения логистических издержек.

Уменьшение затрат на логистику примерно на 1% способно увеличить прибыль компании на 10%.

В связи с этим, ОАО «Промприбор» разработан и уже успешно внедрен в некоторые складские системы перечень мероприятий по оптимизации логистических издержек.

В эти мероприятия входит:

  • - выбор рациональной технологии хранения и обработки товаров с учетом характера и величины случайных и сезонных отклонений объемов, номенклатуры товаров, характеристики товарных единиц, специфических условий хранения;
  • - оптимизированное сочетание логистических и промышленных мощностей;
  • - разработка решений по оптимизации размещения и загрузке оборудования с учетом производственных операций и технологического ритма;
  • - эффективное управление цепями поставок, вызванное необходимостью сокращения товарного запаса;
  • - определение реальных потребностей в складах с использованием современных технологий SCM, а также вариантов реконцепции складских мощностей;
  • - подготовка решений по сопряжению автоматизированных складских комплексов с автоматизированным производством.

Другие комплексные мероприятия по снижению затрат на логистику разрабатываются индивидуально в зависимости от специфики и преспектив развития бизнеса Заказчика.

Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации следующиее:

  • - уменьшение объема поддерживаемых запасов, т.е. за счет ускорения их оборота;
  • - рационализация транспортных связей вследствие оптимизации выбора транспортных средств и маршрутов;
  • - механизация и автоматизация манипуляционных и складских процессов;
  • - совершенствование управления логистическими процессами; это также позволяет снизить издержки как из-за старения запасов, так и из-за исчерпания;
  • - применение современных информационных систем, повышающих эффективность управления потоками.

Источники снижения себестоимости представляют собой элементы затраты за счет экономия которых могут быть снижены издержки производства. К основным источникам снижения себестоимости относят:

  • - снижения расходов материала, сырья, топлива, энергии;
  • - снижение амортизационных отчислений;
  • - сокращение заработной платы;
  • - снижение административно-управленческих расходов.

Факторы снижения себестоимости:

  • 1. Внутрипроизводственные - технико-экономические факторы, на которые предприятие может оказывать воздействие в процессе управления (повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства и труда на предприятии, изменение объема производства)
  • 2. Внепроизводственные - те факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние (цены на сырье, материалы; ставки налогов и отчисления в бюджет).

Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Применение современных интегрированных технологий, которыми располагают некоторые российские предприятия, позволяют обеспечить феномен снижения затрат в условиях тотальной ограниченности ресурсов. В условиях новых экономических реалий система хозяйственных связей «поставщик-производитель-потребитель» преобразуется в интегрированные логистические цепочки, которые образуют «горизонтальные корпорации» и альянсы. Они снижают расходы на взаимодействие участников цепочки между собой и с конечными потребителями

Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы ЛС, что иллюстрируется рис. 8.3.

Рис. 6

При повышении качества работы ЛС до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13%.

Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается: во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат);

во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу ПР.

Любая ЛС функционирует в условиях постоянных изменений как внешней среды (рынки, экономические условия, конкуренты, технологии и т.д.), так и внутри ЛС (сотрудники, цели деятельности, продукты, планы, процессы, затраты, заказчики, поставщики и т.д.). Изменения - это нормальная часть бизнеса, и если организация не будет на них адекватно реагировать, то неизбежно отстанет от более динамичных конкурентов. Неслучайно к трем важным качествам логистики относят отсутствие «жира» («тощая» логистика), интегрированность и динамизм. К сожалению, переход к новому способу организации работы зачастую сложен и может проходить несколько этапов:

  • 1. Отрицание сотрудниками необходимости перемен как таковых.
  • 2. Защита. Сотрудники оправдывают существующие подходы к решению проблем и критикуют предлагаемые новые.
  • 3. Начало перехода от старых способов к новым.
  • 4. Адаптация. Использование новых способов и признание их выгодности.
  • 5. Полная реализация предложенных усовершенствований и уверенность в их эффективности.

При внедрении логистического управления на предприятии возникают трудности, связанные с сопротивлением, как рядовых сотрудников функциональных подразделений, так и их руководителей. Развитие логистики на предприятии требует серьезного подхода к мотивации персонала. Мотивация является необходимым условием успешного формирования и развития ЛС. Большинство людей не любят изменений, т.к. для их осуществления требуются большие усилия, отказ от старых и привычных приемов; овладение новой квалификацией, изучение новых способов действий, отработка незнакомых ранее процедур, формирование новых отношений. Сотрудники функциональных подразделений сопротивляются изменениям, которые лишают их чувства собственной безопасности, например, когда они: не ориентируются в направленности изменений; вынуждены принимать риск на себя; опасаются оказаться в результате изменений ненужными;считают, что не справятся с новыми обязанностями; не способны и (или) не желают обучаться новым навыкам и новому поведению.