Описание презентации отмена крепостного права в россии урок-презентация по истории по слайдам.

Отмена крепостного права Учитель истории и обществознания школы № 334 Петербурга Вагу Мария Викторовна

Причины отмены крепостного права

Почему реформу 19 февраля 1961 года называют Великой? Гусиное перо, которым Александр II Подписал Манифест об Отмене крепостного права в России «Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю - Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России - крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха - трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…

«Существующий порядок владения не может быть неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу» Александр II Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости На что намекал Александр II ?

Количество земли у крестьян до реформы Отрезано земли у крестьян после реформы Обезземеливание крестьянства 15 нечернозёмных губерний 21 чернозёмная губерния 45500 1437 (9,9%) 14619 3825 (26,2%)

Карикатура на крестьянскую реформу Почему карикатура на крестьянскую реформу была запрещена цензурой? «Я господа, в особенности люблю вас, потому что я сам помещик вашей губернии, и я первый дворянин в государстве…» Из речей Его императорского величества

Скрытая надбавка за выкуп крестьянами своей личности Ценность земли по продажам 1854-1858 гг. Черноземные губернии Нечерноземные губернии Выкупные платежи по реформе 1861 года

Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других вместе с оными изданных Положениях в Правилах.

Помещики,сохраняя права собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения им быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основании указанных в местных Положениях. «…» Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах

Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею, на основании местных Положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы ни было сверх того количеством земли. Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах

Почему путь приспособления старых хозяйств к новым общественным условиям считался путем медленного отмирания гниющих частей, тяжелым и мучительным для народа? Всего по 43 губерниям Европейской России

«Переход из крепостного состояния во временно обязанных(т.е. в омут) В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такая оценка реформы 1861 года: «…Распалась цепь великая. Распалась и ударила. Одним концом по барину, другим-по мужику» . Объясните эти слова

Разгадайте зашифрованное в ребусе слово и продолжите фразу по смыслу? , И 1,2=Ф За правильный ответ - 3 балла

Ответ: « Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной неволи»

Разгадайте зашифрованное в ребусе слово и продолжите фразу по смыслу ПО, За правильный ответ - 3 балла

Ответ: « Положение о крестьянах, вышедших из крепостной неволи»

Историческая викторина Вопрос 1: Какое произведение убедило Александра II в необходимости отмена крепостного права? За правильный ответ - 1 балл

Историческая викторина Вопрос 2: Какое прозвище получил Александр II в народе? За правильный ответ - 1 балл

Историческая викторина Вопрос 3 Где и перед кем Александр II лично зачитал Манифест? : За правильный ответ - 1 балл В Михайловском манеже

Вопрос 4 Кем был в период реформы Л.Н.Толстой? Историческая викторина За правильный ответ - 1 балл

Историческая викторина Вопрос 6 Назовите автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо», характеризующий период отмены крепостного права в России? За правильный ответ 1 балл

Задача До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. Какова будет выкупная сумма? За правильный ответ - 3 балла

Выполнение расчётов После освобождения крестьянина помещик перестал получать оброк. 12 рублей х 100% За выкупаемую землю крестьянин должен заплатить столько, чтобы положив эти в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль, равную сумме Х (сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин). Х = 6% В то время деньги можно было поместить в банк под 6% годовых. : 6% = 200 рублей

Критерии оценки: 15 баллов – «5» 12 – 14 баллов – «4» 8 – 11 баллов - «3» 7 и менее баллов - «2»

Использованные источники http://festival.1september.ru/articles/512440/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E5%F1%F2%FC%FF%ED%F1%EA%E0%FF_%F0%E5%F4%EE%F0%EC%E0_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8 http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/ist_otech/kreppravo.htm

Слайд 2

Крестьянская реформа 1861 года

2 План урока: I. Введение. II. Основная часть урока: характеристика личности императора Александра II; предыстория отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; подготовка крестьянской реформы; её основные положения; значение отмены крепостного права. III. Заключительная часть урока. IV. Домашнее задание.

Слайд 3

18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей.

Слайд 4

4 «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» - говорил, умирая, Николай I.

Слайд 5

5 Какие проблемы оставилАлександру II его отец?

Слайд 6

Мария Александровна супруга Александра II

  • Слайд 7

    7 Александр Николаевич родился 17 апреля 1818г. и получил блестящее воспитание. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды.

    Слайд 8

    8 Михаил Михайлович Сперанский преподавал Александру право.

    Слайд 9

    Егор Францевич Канкрин - экономику.

  • Слайд 10

    10 Как воспитание Александра IIповлияло на его характер? Как личные качества царя отразились на ходе последующих исторических событий?

    Слайд 11

    Предыстория отмены крепостного права

    11 XVIII в. - А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». 1797 г. - Указ Павла I о трёхдневной барщине 1803 г. - Указ Александра I о «вольных хлебопашцах» 1816-1819 гг.- Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях(Эстляндии, Курляндии, Лифляндии). 1842 г. - Закон Николая I об «обязанных крестьянах» (реформа Киселёва). 1847 г. - Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца.

    Слайд 12

    Предпосылки отмены крепостного права

    12 Поражение в Крымской войне. Массовое крестьянское движение. Военно-техническое отставание России от европейских государств. Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой. Общественное мнение

    Слайд 13

    Причины отмены крепостного права

  • Слайд 14

    Подготовка к отмене крепостного права

    14 3.01.1857 г. - образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Октябрь 1857г. - виленский генерал-губернатор В.Н. Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землёй. 20.11.1857 г. - Александр II издаёт рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. Февраль 1858г. - Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич. Март 1859 г. - учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И. Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян.

    Слайд 15

    Варианты освобождения крестьян; слои общества, поддерживающие их.

    15 1 вариант Освобождение крестьян без земли. (Дворяне в губернских комитетах) 2 вариант Освобождение крестьян с землёй за выкуп. (Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранение помещичьего землевладения.) 3 вариант Освобождение крестьян с землёй без выкупа. (Революционно настроенная часть общества.)

    Слайд 16

    16 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». В документе было записано: «Крепостное право на крестьян, водворённых в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».

    Слайд 17

    Основные положения манифеста

    17 Пункт 2 Порядок личного освобождения Крестьяне: лично свободны; наделены общегражданскими и имущественными правами. НО! сохранилось: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины

    Слайд 18

    Пункт 6Порядок наделения землёй

    18 Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землёй, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин. Лично свободные крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного её выкупа.

    Слайд 19

    Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными. Размер надела, оброка(барщины)определялся Уставной грамотой..Срок её подписания - 2 года. Выкупная операция:25% стоимости земли крестьянин платит помещику;75% стоимости земли помещику возмещает государство;государство выдаёт крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.После этого отказаться от выкупной операции нельзя!

    Слайд 20

    Пункт 17Порядок управления крестьянской общиной

    20 Государство проводило расчёт за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.

    Слайд 21

    Значение отмены крепостного права

    21 Отмена крепостного права нанесла удар прежней системе крепостного произвола и создала условия для свободных договорных отношений. Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России. В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Какие из перечисленных явлений имели место в России в первой половине XIX в.? барщина оброк 3) самодержавие 4) выкупные платежи 5) временнообязянное состояние 6) «отрезки» А) 123 Б) 345 В) 456 Г) 236 2. Отметьте причину отмены крепостного права А) церковь осуждала подневольный труд людей Б) недовольство большинства дворян крепостным трудом В) буржуазия требовала увеличить численность пролетариата Г) правительство осознало тормозящее влияние крепостного права на экономику страны

    Слайд 2

    Отмена крепостного права

    Слайд 3

    Подготовка реформы
    1856 г. « … лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу»

    Слайд 4

    Подготовка реформы
    1857 г. – создан Секретный комитет по подготовке реформы С 1858 г. началось открытое обсуждение планов реформы 1858 г. – создан Главный комитет (выработка правительственного проекта) и местные 46 губернских комитетов 1859 г. – учреждены Редакционные комиссии (сбор и обобщение всех проектов, разработанных в губернских комитетах)

    Слайд 5

    Реформаторы
    Товарищ министра внутренних дел Н.А. Милютин
    Глава Редакционных комиссий Я.И.Ростовцев

    Слайд 6

    Август 1859 г. – правительственный проект реформы был подготовлен? В чем будет принципиальное различие мнений помещиков черноземных и нечерноземных губерний по вопросу о размере крестьянских наделах и выкупе за землю

    Слайд 7

    Слайд 8

    Основные положения крестьянской реформы
    Крестьяне стали лично свободными и получили общегражданские права Сохранялась община и общинная собственность на землю Деятельность сельского общества и урегулирование споров крестьян с помещиками было под контролем мировых посредников Наделение крестьян землей на определенных условиях Временнообязанное состояние крестьян – выполнение феодальных повинностей (барщины и оброка) за пользование землей до ее выкупа (20-25% от стоимости земли), отменено в 1881 г. Выкупные платежи (75-80% от стоимости надела крестьяне выплачивали 49 лет + 6% годовых), отменены в 1906 г. Отрезки - часть земли крестьян, перешедшая к помещикам в ходе крестьянской реформы Александра II

    Слайд 9

    Крестьянские волнения в 1861 г.

    Слайд 10

    Значение реформы 1861 г.
    Положительные стороны Недостатки реформы

    Слайд 11

    Отметьте права, которые приобрели крестьяне по «Положению» от 19.02.1861г.
    1. Помещик не имел право распоряжаться крестьянами
    2. Крестьяне получили право собственности на землю (общинная собственность)
    3. Крестьяне могли переходить в другие сословия. 4. Крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика 5. Крестьяне могли избирать парламент и избираться в него 6. Право поступать в учебные заведения

    Слайд 12

    Слайд 13

    Оцените суждения: 1) В черноземных губерниях помещики согласны были освободить крестьян без земли 2) В ходе обсуждения реформы ее главные разработчики поняли, что она не может осуществляться на одинаковых условиях по всей стране А) верно только 1 Б) верно только 2 В) оба суждения верны Г) оба суждения неверны 2. Выполнение феодальных повинностей крестьянами за пользование землей до ее выкупа – это: А) отработочная система Б) временнообязанное состояние В) выкупные платежи Г) издольщина С крестьянской реформой связано возникновение понятия А) вольноотпущенные крестьяне Б) выкупные платежи В) хутора Г) отруба 3. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате отмены крепостного права, назывался А) отрубом Б) наделом В) имением Г) вотчиной 4. Оцените суждения: 1.В нечерноземных губерниях помещики соглашались на передачу земли крестьянам за выкуп 2.Поскольку правительство опасалось волнений, публикация манифеста об освобождении крестьян была отложена на две недели А) верно только 1 Б) верно только 2 В) оба суждения верны Г) оба суждения неверны

    ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ПОНИМАНИЮ УЧАЩИМИСЯ ПРИЧИН И СУЩНОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

    • задачи:
    • 1. На основе анализа материалов учебника, сообщений, документов, презентации учащиеся должны систематизировать свои знания по теме.
    • 2. Продолжение формирования умений работы с учебным материалом: сравнение, обобщение, анализ, выделение главного.
    • 3. Продолжение формирования умения давать объективную оценку события, формирование уважительного и осознанного отношения к участникам и деятелям отечественной истории.
    ПЛАН
    • Краткая предыстория Великой реформы.
    • 19 февраля 1861 года. Воля.
    • Выкупные платежи. Временно-обязанное состояние.
    • Реакция крестьян на отмену крепостного права.
    • Значение Реформы
    • Рефлексия и контроль.
    ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ О ПРИВЕДЕННЫХ ОЦЕНКАХ РЕФОРМЫ
    • Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.
    1. Краткая предыстория Великой реформы. ЗАДАНИЕ : 1. Кратко раскрой объективные причины Великой реформы 2. Сделай в тетради краткие (тезисные) записи о личностях повлиявших на реформу Павел I
    • В 1797 году император Павел I издал указ о трех-дневной барщине, правда формулировки закона оста-вались неясными, то ли закон не позволяет, то ли просто не рекомендует ис-пользовать крестьянский труд на барщине более трех дней в неделю
    • Александр I, как-то сказал: «Если бы образо-ванность была на более высокой ступени, я унич-тожил бы рабство, если бы даже это стоило мне жизни».
    • В 1803 году появил-ся указ «О вольных хле-бопашцах». Согласно это-му закону, помещики по-лучали право отпускать своих крестьян на волю в том случае, если это будет выгодно обеим сторонам.
    • Николай I в 1842 году издал Указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому крестьян разреша-лось освобождать без земли, предос-тавляя ее за вы-полнение опреде-ленных повинно-стей.
    ИТОГИ:
    • Указ Павла I помещики практически не исполняли.
    • За 59 лет действия закона Александра I помещиками было отпущено на свободу лишь 111.829 крестьян (по другим данным – 47000).
    • В результате действия указа Николая I в разряд обязанных крестьян перешло 27 тысяч человек.
    • Т.о. проблема крепостного права решена не была.
    • На повестке дня встал вопрос об освобождении с землею более 20 миллионов помещичьих крестьян.
    Александр II (1855 -1881)
    • Александр II создает Сек-ретный комитет «для об-суждения мер по уст-ройству быта помещичьих крестьян» под его личным председательством.
    • Комитет провел первое заседание 3 января 1857 года.
    С.С.Ланской,
    • Члены комитета согла-шались в том, что кре-постное право необходи-мо отменить, но предосте-регали от принятия ради-кальных решений (т.е. фактически предлагали ничего не менять).
    • Только Ланской, Блудов, Ростовцев и Бутков выска-зались за действитель-ное освобождение кре-стьян;
    Великий князь Константин Николаевич
    • Император ввел в состав комитета своего брата, великого князя Кон-стантина Николаевича, ко-торый был убежден в необходимости отмены крепостного права. Великий князь был личностью неординарной и благодаря его деятельному влиянию, комитет начал разработку мер. В частности, были созданы губернские комитеты.
    • С помощью гласности (кстати, это слово вошло в обиход именно в то время), дело сдвинулось с мертвой точки. В стране впервые открыто заговорили о проблеме отмены крепостного права. Секретный комитет перестал являться таковым, и в начале 1858 года был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. А к концу года комитеты уже работали во всех губерниях.
    Я.И.Ростовцев
    • В конце 1858 года стали наконец-то поступать отзы-вы из губернских комите-тов. Для изучения их пред-ложений и выработки об-щих и местных положений реформы были образованы две редакционные комис-сии, председателем кото-рых император назначил главного начальника воен-но-учебных заведений Я.И. Ростовцева.
    Н.А. Милютин
    • Генерал Ростовцев сочувст-венно относился к делу ос-вобождения крестьян. У него установились вполне довери-тельные отношения с Н.А. Милютиным, который по просьбе председателя прив-лек к деятельности комиссий либерально настроенных чи-новников и общественных деятелей, убежденных сто-ронников осуществления ре-формы Ю.Ф.Самарина, князя Черкас-ского, Я.А.Соловьева и других.
    • Им противостояли являв-шиеся противниками ре-формы члены комиссий, среди которых выделялись граф П.П.Шувалов, В.В. Апраксин и генерал-адъю-тант князь И.Ф.Паскевич. Они настаивали на сохра-нении за помещиками права собственности на землю, отвергали возможность пре-доставления крестьянам земли за выкуп, кроме слу-чаев обоюдного согласия, и требовали предоставления помещикам полноты власти в их имениях.
    • И.Ф.Паскевич
    • Уже первые заседания проходили в достаточно напряженной обстановке.
    • Заседание Редакционной комиссии
    Граф В. Н. Панин
    • Со смертью Ростовцева на его место был назначен граф Панин, что многими было воспринято, как свертывание деятельности по освобождению крестьян.
    • В. Н. Панин действит-ельно пытался исподволь, очень осторожно проводить уступки землевладельцам, ко-торые могли повлечь зна-чительные искажения проек-та.
    В небольшом по численности сотрудни-ков Главном комитете образовалось несколько групп, ни одна из которых не могла набрать явного большинства.
    • В небольшом по численности сотрудни-ков Главном комитете образовалось несколько групп, ни одна из которых не могла набрать явного большинства.
    • Министр финансов А.М.Княжевич, М.Н. Муравьев стремились уменьшить нор-мы земельных наделов.
    • Князь П.П.Гагарин, настаивал на освобо-ждении крестьян без земли.
    • В конечном счете образовалось абсолютное большинство сто-ронников проекта - пятеро чле-нов Главного комитета против четырех. Осталось утвердить его в Государственном совете.
    • М.Н.Муравьев
    Александр II
    • В Государственном совете утверждение проекта прохо-дило непросто. Только при поддержке императора ре-шение меньшинства полу-чало силу закона.
    • 19 февраля 1861 года, в ше-стую годовщину своего вос-шествия на Александр II под-писал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.
    2. 19 февраля 1861 года. Воля. 5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквах после обедни
    • Б.Кустодиев.
    • Освобождение крестьян.
    Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу. Задание: Используя текст «Положения…», объясните, что понимается под «личной свободой» МАНИФЕСТ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ПРЕДОСТАВЛЯЛ КРЕСТЬЯНАМ ЛИЧНУЮ СВОБОДУ.
    • Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения.
    3. Выкупные платежи. Временно-обязанное состояние. Задание: Используя документ, попробуй заполнить вторую колонку таблицы
    • Содержание
    • Сущность
    • Личная свобода крестьян
    • Ликвидация крепостного права
    • Отрезки
    • Часть крестьянского земельного надела (20-40%) переходил к помещику
    • Выкупные платежи
    • За оставшуюся землю
    • крестьяне вносили выкуп:
    • 20% от стоимости земли – сразу;
    • 80% - в рассрочку на 49 лет
    • “Временнообязанное” состояние
    • (существовало до 1881г.)
    • До внесения суммы выкупа крестьяне продолжали выполнять повинности (барщина, оброк) в пользу помещиков
    • Сохранялись феодальные пережитки:
    • помещичье землевладение
    • сельская крестьянская община
    • Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.
    Покажи районы в которых положение крестьян стало наихудшим. Почему?
    • 4. Реакция крестьян на отмену крепостного права.
    Задание: найдите объяснение приведенным ниже данным.
    • 1. В апреле 1861 г. взбунтовались крестьяне Чембарского и Керенского уездов Пензенской губернии. Центр, "самый корень бунта", ло словам губернатора, был в деревне Кандеевка.
    • Бунт охватил до 14 тыс. бывших крепостных и вошел в историю под названием "Кандеевское восстание" как самый громкий протест крестьян против реформы 1861 г.
    • 2. Одновременно с Кандеевским разгорелось другое восстание крестьян - в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.
    • Здесь тоже выдвинулся авторитетный вожак, своеобразный идеолог восстания - молодой бездненский крестьянин Антон Петрович Сидоров, вошедший в историю как Антон Петров.
    • Казанское дворянство, напуганное восстанием, объявило Антона Петрова "вторым Пугачевым" и требовало от Апраксина решительных мер. Апраксин пустил в ход оружие. Больше 350 крестьян были убиты и ранены. Антон Петров вышел к солдатам с текстом "Положений 19 февраля" над головой.
    • Александр II на донесении Апраксина о расстреле бездненских крестьян пометил: "Не могу не одобрить действий гр. Апраксина".
    • 3. 1861 год дал невиданное в России число крестьянских протестов. Но и в 1862-1863 гг. борьба крестьян развертывалась с огромной силой, хотя и меньшей, чем в 1861 г. Вот сравнительные данные о количестве крестьянских волнений:
    • 1861 г. - 1859 1862 г. - 844 1863 г. - 509
    • Показательно, что до объявления реформы, с 1 января по 5 марта 1861 г., было всего 11 волнений, а с 5 марта до конца года - 1848
    • 4. К лету 1861 г. правительству с помощью крупных воинских сил, путем расстрелов и массовых сечений розгами удалось отбить волну крестьянского протеста.
    • Достаточно сказать, что на подавление крестьянских волнений было брошено 64 пехотных и 16 кавалерийских полков и 7 отдельных батальонов.
    • 5. Значение Реформы
    Значение Реформы задание: объясните понятия выделенные фиолетовым цветом.
    • Итоги крестьянской реформы
    • Открывала путь
    • к развитию
    • буржуазных отношений
    • в России
    • Стала основой для развития революционного движения из-за незавершенности преобразований
    Развитие буржуазных отношений Указ Александра II об отмене крепостного права в 1861 году вызвал целый всплеск народовольческого движения, закончившийся покушением на самого императора.
    • 6. Рефлексия и контроль.
    Устно: 1.Назовите деятелей принимавших участие в решении крестьянского вопроса. 2. В чем на ваш взгляд заключалась проблема отмены крепостного права? 3. На каких условиях была проведена реформа? ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ (ПИСЬМЕННО) О ПРИВЕДЕННЫХ ОЦЕНКАХ РЕФОРМЫ
    • 1. Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.
    • 2. Правительство приготовило мерзость
    • 3. Все, что можно было сделать для сохранения интересов дворянства - сделано
    Спасибо за внимание