Оопт - это особо охраняемые природные территории. Особо охраняемая природная территория

  • Котельничский район
  • Географическая справка
  • Советский район
  • Географическая справка
  • Сунский район
  • Географическая справка
  • Белохолуницкий район
  • Географическая справка
  • Г. Киров
  • Географическая справка
  • Кирово-Чепецкий район
  • Географическая справка
  • Куменский район
  • Географическая справка
  • Слободской район
  • Географическая справка
  • 4? Лечебно-оздоровительный туризм в Кировской области.
  • Наиболее крупные санатории Кировской области
  • Наиболее комфортабельные санатории-профилактории Кировской области: Автиек, Радуга, Сосновый Бор, Молот, Перекоп, Металлург.
  • 5? Развитие культурно-познавательного туризма в Кировской области
  • Дополнительное художественное образование в сфере культуры осуществляют 84 детских школ искусств, детских музыкальных и художественных школ с общим количеством учащихся около 14000 человек.
  • Культурное наследие
  • Технологии въездного туризма
  • Механизм формирования потенциала въездного туризма территории. Мультипликативное воздействие въездного туризма
  • 2. Инкаминг как вид коммерческой деятельности на туристическом рынке
  • 3. Анализ предлагаемых въездных туров
  • 4. Особенности продвижения въездных туров
  • 1.Выбор и изучение зарубежных туристских рынков (сбытовых территорий).
  • 5. Анализ социально-экономических условий развития въездного туризма в России
  • Технологии выездного туризма
  • 1. Международные туристские организации.
  • 2. Туроператор как ключевой элемент рынка выездного туризма.
  • 3. Сотрудничество турооператоров и иностранных партнёров
  • 4. Сотрудничество туроператоров и авиакомпаний. Регулярные и чартерные
  • 5. Продвижение выездных туров. Использование маркетинговых стратегий
  • 1.1. Ситуационный анализ.
  • 1.2. Планирование целей предприятия.
  • 1.4. Выбор и оценка стратегии.
  • 1.5. Разработка программы маркетинга.
  • Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями
  • Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме.
  • 1? Концепции маркетинговой деятельности в туризме
  • 2? Правила и процедуры маркетинговых исследований туристского рынка
  • 3? Система сбора первичной маркетинговой информации
  • 4? Целевой маркетинг.
  • 5?Стратегическая диагностика деятельности туристской фирмы Swot (свот)-анализ(сильные и слабые стороны)
  • Организация средств размещения
  • 1. Услуги средств размещения: особенности и структура. Качество услуг средство размещения.
  • 2. Общее и особенное в системе классификации гостиниц и других средств размещения в рф и европейской классификации средств размещения (вто и euhs)
  • 4. Номерной фонд средств размещения. Классификации номерного фонда средств размещения.
  • 5. Организационная структура средств размещения.
  • Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма.
  • Профессиональная этика и этикет
  • Основные стороны процесса общения и их характеристика
  • Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • Основания для классификации деловой переписки
  • Теория мотивации Фредерика Герцберга
  • Сервисная деятельность.
  • 3. Тенденции развития сферы сервиса в рф.
  • Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристических услуг.
  • 1. Понятие, значение и основные этапы развития стандартизации и сертификации. Нормативно-правовые основы технического регулирования в рф.
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. 4-фз о техническом регулировании" с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007.)
  • 2. Стандартизация в индустрии туризма и гостеприимства рф. Системы классификации в туризме.
  • 3. Система добровольной сертификации услуг в сфере туризма и гостеприимства
  • 5. Управление качеством услуг. Сертификация систем качества.
  • Страноведение.
  • 1. Национальный состав населения
  • 2. Китайско-тибетская семья
  • 4. Уральская семья
  • 5. Северокавказская семья:
  • Конфессиональный состав населения планеты
  • 1.Древний этап (до V в. Н.Э.).
  • 2.Средневековый этап (V – XV- XVI вв.).
  • 3.Новый период (рубеж XV-XVI веков - 1914 год).
  • 4.Новейший этап (с 1914 г. До второй половины 90-х г. XX в.).
  • 3. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития.
  • 4.Типология стран по количественным показателям
  • 5. Заселённость территории мира
  • Изменение плотности населения в Европе и по районам России при движении с запада на восток.
  • 1? Планирование как информационный процесс. (схема в тетради первая лекция)
  • Горизонт планирования - Срок, на который разрабатываются планы, прогнозы.
  • 2? Сущность и содержание государственного регулирования сферы туризма
  • 3? Концепции в территориальном управлении
  • 4? Классификация методов прогнозирования
  • Характеристика видов транспорта, привлекаемого для обслуживания туров
  • 2. Особенности железнодорожного транспортного обслуживания туристов
  • 4. Взаимодействие туроператоров с авиакомпаниями
  • 5. Обслуживание туристов на речных и морских круизных судах.
  • 2. Семейные каюты с видом на океан
  • 3. Каюты с видом на океан
  • 4. Внутренние каюты
  • 5. Каюты с видом на променад (для лайнеров класса «Voyager»)
  • Туризм в природной среде
  • 1. Сущность, особенности, классификация и значение туризма в природной среде
  • 2. Виды и формы туристских мероприятий в природной среде
  • 3. Методика организации и подготовки туристских мероприятий в природной среде (тмпс)
  • 4. Организация туристского быта в природной среде
  • 5. Обеспечение безопасности тпс. Действия в аварийных и экстремальных ситуациях
  • Туристские формальности.
  • 1. Паспортные формальности
  • 2. Визовые формальности.
  • 3. Санитарный и эпидемиологический контроль
  • 4. Туристские формальности для въездного иностранного туризма в рф.
  • 5. Страхование туристов и туристских организаций.
  • 1. Страхование в туризме: понятие, виды и правовое регулирование
  • Туристские ресурсы
  • 1.Классификация тур. Ресурсов (предложена польским экономистом Труаси, 1963 г.)
  • 3.По характеру использования тур. Ресурсы:
  • 2.Природные туристские ресурсы
  • 3.Особо охраняемые природные территории (оопт)
  • 5.Природное и культурное наследие в туризме
  • 3.Основные методы оценки экономической эффективности реальных инвестиций.
  • 4.Туристский спрос.
  • 3.Особо охраняемые природные территории (оопт)

    ООПТ и туризм. Государственные природные заповедники. Национальные и природные парки. Государственные природные заказники. Памятники природы. Дендрологические парки и ботанические сады. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Экологический туризм.

    Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    К особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся: природные заказники, памятники природы, заповедные участки леса, национальные парки, заповедники. Основное назначение этих территорий – охрана ценных природных объектов: ботанических, зоологических, гидрологических, геологических, комплексных, ландшафтных.

    По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.

    Особо охраняемые природные территории имеют важное значение в природном рекреационном потенциале России. С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

    § государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

    § национальные парки;

    § природные парки;

    § государственные природные заказники;

    § памятники природы;

    § дендрологические парки и ботанические сады;

    § лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение . ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

    Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

    Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

    На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

    Заповедники – природоохранные учреждения, территория или акватория которых включает природные комплексы и объекты, представляющие уникальную экологическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, научных и научно-просветительских целях.

    В отличие от национальных парков заповедники имеют очень ограниченное рекреационное использование, в основном только просветительское. Это отражено в функциональном зонировании территории заповедников. В частности, выделяются 4 основные зоны:

    · зона заповедного режима, в которой животный и растительный мир развивается без вмешательства человека;

    · зона научного мониторинга, в которой научные сотрудники заповедника ведут наблюдения за состоянием и развитием охраняемых природных объектов;

    · зона экологического просвещения, где обычно размещается музей природы заповедника и проложены строго регламентированные тропы, по которым проводят группы туристов для ознакомления с природными особенностями комплекса;

    · зона хозяйственно-административная.

    Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и регулируемого туризма.

    За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

    Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.

    Следовательно, в самом условном варианте на территории любого национального парка выделяются 4 функциональные зоны:

    · зона заповедного режима, в пределах которой запрещена всякая рекреационная и хозяйственная деятельность;

    · зона заказного режима – сохранение природных объектов при строго регламентированном рекреационном использовании;

    · зона познавательного туризма – организация экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;

    · зона рекреационного использования, включающая территории для отдыха, спортивной и любительской охоты и рыболовства.

    Природные парки регионального значения – относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

    Одной из наиболее «массовых» категорий особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заказники, которые имеются практически во всех регионах Российской Федерации. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

    Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

    Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) – сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические – сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) – сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические – сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

    Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты.

    Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

    В российском законодательстве выделена еще одна категория охраняемых природных территорий – дендрологические парки и ботанические сады. Это преимущественно городские и пригородные объекты, созданные для выполнения образовательных, научных и лишь частично рекреационных целей.

    Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

    Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

    С видами и формами рекреационного использования особо охраняемых природных территорий можно подробно ознакомиться, изучив представленные ниже хрестоматийные выдержки из статей, затрагивающих данную проблематику.

    ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ - особо охраняемые природные объекты, к которым в соответствии с ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия).КУРОРТ - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.).

    Различаются К. местного значения (находятся в ведении органов местного самоуправления), К. регионального значения (в ведении органа государственной власти субъекта РФ) и К. федерального значения (в ведении федеральных органов гос. власти).

    Типы учреждений : санатории, дома отдыха, пансионаты, курортные поликлиники, курорт. гостиницы, леч. гостиницы.

    Основные типы курортов:

      Бальнеотерапевтические (мин. воды)

      Грязевые (леч. грязи)

      Климатические (лесные, приморские, горные, климатокумысо – лечебные)

    !!!Таблицу с курортами смотрите в тетради по тур. ресурсам в семинарах!!!

    Экологический туризм (в особенности, в форме биосферного экотуризма) является самым экологически безопасным видом природопользования. В его рамках познание может идти в русле либо образовательного процесса, либо просто ознакомления. Отличие первого типа познания от второго в том, что образовательный процесс связан с целенаправленным и тематическим получением сведений об элементах экосистемы, а ознакомительный – с непрофессиональным наблюдением за природой. Ознакомление может проходить в пассивной (стационарное нахождение в природной среде), активной (связанной с переходами туриста от одного интересующего природного объекта к другому) и спортивной (преодоление естественных препятствий при прохождении маршрутов) формах.

    Поэтому необходимо определить экологический туризм как деятельность, в основе которой лежат следующие принципы:

    Ø Путешествие в природу, причем главное содержание таких путешествий – знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой.

    Ø Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.

    Ø Содействие охране природы и местной социокультурной среды.

    Ø Экологическое образование и просвещение.

    Ø Участие местных жителей и получение ими доходов от туристской деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.

    Ø Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.

    Эти признаки указывают в качестве основополагающих для экологического туризма признанные авторитеты в этой области – Н.В. Моралева и Е.Ю. Ледовских, участники Фонда развития экотуризма "Дерсу Узала".

    4.Культурно-исторические туристские ресурсы.

    Понятие, сущность. Материальные и духовные культурно-исторические объекты.

      материальные - все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;

      духовные - достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

    В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

    Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

    ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ . К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.

    ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ . Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

    ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ . Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

    ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА. К ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

    ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ . Это акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

    К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

    Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы - движимые и недвижимые.

      Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.

      Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.

    Следующим, более важным этапом оценки культурно-исторических объектов, является их типология по рекреационной значимости.

    За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность (внешняя привлекательность).

    Информативность культурно-исторических объектов для рекреационных целей может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра.

    Можно выбрать 2 классификационных признака:

      степень организации объекта для показа

      место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

    По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа.

    Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

    По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на

      интерьерные (внутренний осмотр объекта)

      экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).

    ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ

    Памятники культовой архитектуры . Памятники культовой архитектуры - наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных конфессий (религий): православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.

    Сейчас, в период возрождения религиозности, паломничества становятся очень актуальными. Путешествия к культовым комплексам могут осуществляться разными группами с разными целями. Различают несколько форм таких путешествий.

    Памятники светской архитектуры . Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку - гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возродились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов. К промышленной архитектуре относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения. Загородная архитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими как, например, Петродворец и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга, Архангельское и другие в Подмосковье.

    Археологические памятники . К археологическим памятникам относят селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также останки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. Археологические памятники представляют интерес для специалистов - историков и археологов. Туристов в основном привлекают наскальные рисунки, осмотр вскрытых археологических пластов, а также археологические экспозиции.

    Этнографические памятники . Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

    Этнографические памятники относят к культурному наследию по следующим критериям: уникальность и своеобразие этнокультурных и социокультурных условий; компактное проживание малочисленных народов и старожильческого населения, где традиционные уклады, обычаи и формы природопользования сохранены наиболее полно.

    ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ

    Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.

    Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории.

    Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

    В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

    Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

    1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;

    2) необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

    Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

    Надежность культурных комплексов обусловливаются двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

    Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

    Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Санкт-Петербурга и пр.).

    Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

    Электронные услуги

    Полное название услуги

    Выдача разрешения на строительство (кроме ООПТ и ОКН)

    Условия получения услуги на сайте

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителей могут выступать застройщики - физические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

      Юридические лица

      В качестве заявителей могут выступать застройщики - юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

      Индивидуальный предприниматель

      В качестве заявителей могут выступать застройщики - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Заявление о выдаче (продлении) разрешения на строительство (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Заявление заполняется в исключительно электронном виде посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму при обращении на официальный портал Мэра и Правительства Москвы (www.сайт).

      Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный

      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя.

      Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются в случае, если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок отсутствуют в в Едином государственном реестре недвижимости, а также в случае отсутствия указанных документов и сведений в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

      Соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, и правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено соглашение (при наличии соглашения) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Предоставляется в случае реконструкции объекта капитального строительства, за исключением предусмотренных в пункте 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаев реконструкции многоквартирного дома. Документ составляется в свободной форме.

      Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Предоставляется применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса (в случае проведения негосударственной экспертизы проектной документации и отсутствия указанных сведений в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.

      Заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Предоставляется в случае отсутствия данных сведений в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.

      Решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Предоставляется в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме. Документ составляется в свободной форме.

      Соглашение о проведении реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного объекту при осуществлении реконструкции (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Предоставляется в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества.

      Схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Предоставляется при обращении за выдачей разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в случае, если необходимые сведения ранее не были переданы застройщиком в ИАИС ОГД.

      Договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве. (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Предоставляется в случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

      С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте в разделе "Нормативные акты" (копия, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
    • Сроки предоставления услуги

      7 рабочих дней

      Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Разрешение на строительство (оригинал, 1 шт.)

      Происходит:

      • выдача разрешения
    • Формы получения

      Через законного представителя

      На WEB сайте

    Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц и государственных гражданских служащих при предоставлении государственной услуги.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Административным регламентом утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 года N 145-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы "Выдача разрешения на строительство" и "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения (действия, бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) указанного органа исполнительной власти.

    Жалобы на решения (действия, бездействие) руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, подаются заявителем в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

    Жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо государственных гражданских служащих при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Кодекса, в части нарушения установленных сроков предоставления государственной услуги, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, может быть подана такими лицами в порядке, установленном настоящим разделом, либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, в антимонопольный орган.

    5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием Портала (в случае предоставления государственной услуги Комитетом государственного строительного надзора города Москвы).

    5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    5.5. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    5.6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организации, многофункционального центра предоставления государственных услуг либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений, в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. При поступлении в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решения об удовлетворении жалобы и отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    17(1). Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    19. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    19.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    19.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    20. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    1.2. Несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта).

    1.3. Не предоставление заявителем документов, предусмотренных административным регламентом оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

    1.4. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

    1.5. Обращение заявителя за предоставлением государственной услуги в отношении объектов капитального строительства - многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;

    1.6. Несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

    1.7. Несоответствие проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

    2. При продлении срока действия разрешения на строительство в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство.

    Основания для отказа в приеме документов

    1. Обращение заявителя за государственной услугой, предоставление которой не осуществляется органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу.

    2. Представление заявителем документов, не соответствующих установленным требованиям.

    3. Представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных пунктами 2.8, 2.9 Регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

    4. Представление заявителем документов, содержащих недостоверныеи противоречивые сведения.

    5. Обращение заявителя за предоставлением государственной услуги с нарушением требований пункта 1.3 Регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

    6. Некорректное (неполное либо неправильное) заполнение обязательных полей в форме интерактивного заявления.

    8. Представление документов, утративших силу.

    9. Подача заявления от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

    10. Заявление и (или) иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представленные в электронной форме, подписаны с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю, представителю заявителя или иному лицу, уполномоченному в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Ведомство:

    (Мосгосстройнадзор)

    Особо охраняемые природные территории своими руками:
    как добиться охранного статуса
    для ценных природных участков и объектов

    Защищать свое право на благоприятную окружающую среду можно не только обороняясь от разрушительных бизнес-проектов, но и работая «на упреждение» - добиваясь, например, придания охранного статуса для природных объектов или даже целых территорий, которые представляют собой ценные экосистемы и ландшафты и значимы для местных сообществ (например, это могут быть уникальные природные объекты, ставшие «визитной карточкой» той или иной местности и т.д.).
    Попробуем разобраться, как инициировать создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ), с чего начать, куда и к кому обращаться и что в итоге должно появиться на выходе.

    ЧТО ТАКОЕ ООПТ?

    Между обывательскими представлениями об особо охраняемых природных территориях и положениями закона есть существенные расхождения. Например, далеко не всегда популярные природные уголки, обладающие высокими эстетическими качествами или привлекательные с точки зрения рекреации имеют статус особо охраняемых территорий, а с другой стороны - далеко не все ООПТ обладают привлекательными с точки зрения обывателя качествами. Попадать под охрану могут, например, «неэстетичные» болота или степные участки, которые неспециалистам могут показаться не стоящими какой-либо охраны.

    Итак, особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значени е , которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» №33 ФЗ от 14.03.1995).

    Законом установлено шесть категорий ООПТ:

    • Государственные природные заповедники, в том числе биосферные
    • Национальные парки
    • Природные парки
    • Государственные природные заказники
    • Памятники природы
    • Дендрологические парки и ботанические сады

    Заповедники и национальные парки – территории, которые могут быть только федерального значения , а природные парки, напротив, могут быть только регионального значения . Что касается остальных категорий, то они могут быть как федерального, так и регионального значения. Кроме того, закон допускает, что органы местного самоуправления тоже могут создавать в своих муниципалитетах особо охраняемые природные территории (в этом случае они считаются ООПТ местного значения). Но для этого законом субъекта РФ должны быть установлены категории местных ООПТ.
    Важно отметить, что региональные власти своим законом вправе устанавливать и иные категории ООПТ. Например, в Московской области есть семь категорий «своих» ООПТ - например, природные микрозаповедники и особо охраняемые водные объекты. То же самое и в Краснодарском крае, где, например, местные власти установили такую категорию, как «природная достопримечательность» - специально для охраны важных для развития туризма природных объектов и участков, обладающих высокими эстетическими качествами.

    Система управления ООПТ в общих чертах представлена на схеме и выглядит следующим образом. За охраняемее территории федерального значения отвечает Минприроды России, за территории регионального уровня отвечают соответствующие подразделения администраций регионов (министерства, департаменты, управления). Территориями местного значения управляют администрации муниципальных образований.

    Теперь посмотрим на отличия ООПТ разных категорий друг от друга.

    Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.
    На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого- просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

    Задачи заповедников:

    Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов
    - Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы
    - Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    - Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды
    - Экологическое просвещение и развитие познавательного туризма

    Национальные парки являются природоохранными, эколого- просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

    Особенностью нацпарков и их главным отличием от заповедников является наличие зонирования территории. В составе национального парка могут выделять следующие зоны (участки с разным режимом охраны):
    - заповедная зона (где действует режим, близкий к режиму заповедников)
    - особо охраняемая зона (допускаются экскурсии и познавательный туризм)
    - рекреационная зона (предназначенная для экологического и познавательного туризма)
    - зона охраны объектов культурного наследия
    - зона хозяйственного назначения
    - зона традиционного экстенсивного природопользования.

    В задачи национальных парков входят: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление государственного экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

    Природные парки - «младшие братья» национальных. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения (только), в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

    Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

    Заказники могут быть следующих видов:

    Комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
    - биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
    - палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
    - гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
    - геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

    Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются положением о нем, утверждаемым соответствующим госорганом.

    На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
    К примеру, если заказник создан для охраны какого-то вида животных, то может быть ограничена охота на этот вид, ухудшение условий обитания – рубки леса, нарушение почвенного покрова и т.п.
    Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

    Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Как правило, это сравнительно небольшие по площади объекты или участки природных территорий (например, отдельно стоящий скальный останец, ущелье, дерево-старожил, уникальный участок леса (например, представленные нетипичными для того или иного региона видами) и так далее. Но памятниками природы также могут быть достаточно большие по площади территории (например, это может быть целый горный хребет или долина реки).
    На территориях, на которых образованы памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязаны соблюдать режим особой охраны памятников природы. Классический пример: если участок гослефонда, на котором есть памятники природы, берет в аренду лесозаготовительная фирма, то она будет обязана соблюдать все те ограничения (включая запрет на добычу древесины), которые прописаны в паспортах памятников природы.

    ООПТ местного значения

    Что касается ООПТ местного значения , то органы местного самоуправления могут создавать их только на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» №33 ФЗ от 14.03.1995).

    Какие документы следует изучить, инициируя создание ООПТ?

    Вы обнаружили, что в окрестностях вашего района имеется, скажем, какой-нибудь интересный геологический объект, который не имеет защитного статуса и может, например, со временем быть пущен под размещение карьера по добыче инертных материалов.
    Первое, на что стоит взглянуть, – это на Схему размещения и развития ООПТ или схему территориального планирования вашего региона (как правило, это карта с нанесенными на нее ООПТ, а также перечень существующих и планируемых к созданию охраняемых территорий). Искать такую схему можно на сайтах региональных управлений архитектуры и градостроительства, органов ответственных за управление ООПТ, либо же можно направить запрос в соответствующий орган власти о предоставлении такой схемы в печатном виде.
    Также все они опубликованы на сайте fgis.economy.gov.ru .
    Если по результатам изучения схемы обнаруживается, что интересующий вас природный объект (территория) уже значится там, то это уже половина дела: в этом случае остается лишь сподвигнуть местных чиновников начать процесс создания ООПТ: по крайней мере, можно вынудить их обозначить конкретный сроки.

    Резервирование земель - способ защитить ценные территории до придания статуса ООПТ.

    Более того, можно требовать зарезервировать земельный участок под будущую ООПТ, воспользовавшись нормами земельного законодательства:
    - статьей 70.1 Земельного кодекса РФ , которая гласит, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе, при создании особо охраняемых природных территорий;
    - статьей 95 Земельного кодекса РФ , согласно которой «в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, и об ограничении на них хозяйственной деятельности».
    При этом, надо помнить, что для создания ООПТ можно резервировать только государственные или муниципальные земли, не предоставленные в собственность или аренду.

    Экспертная поддержка и работа с местными властями

    В том случае, если территория, где вы хотели бы создать ООПТ, не значится в Схеме, первый шаг, который нужно сделать – инициировать ее включение туда. Дело в том, что Схемы размещения и развития ООПТ (Схемы территориального планирования) периодически обновляются (обычно раз в три-четыре года или чаще) - пополняется перечень уже созданных ООПТ, а также в нее включаются территории, в отношении которых поступили предложения о придании им охранного статуса*.

    *Формально, для создания ООПТ предварительное включение ее в Схему территориального планирования необязательно. Однако, в большинстве регионов власти требуют это делать.

    В этом случае обращение необходимо направлять в орган власти, уполномоченный инициировать внесение изменений в Схему (например, региональное Минприроды). На этом этапе очень важно заручиться экспертной поддержкой – поискать вузы, профильные НИИ или ученых (в конце концов, можно даже обратиться в местный краеведческий музей), которые готовы написать экспертное заключение о том, что рассматриваемая природная территория обладает уникальными экологическими характеристиками, представляет собой редкий ландшафт или экосистему или же является, например, местом обитания видов, занесенных в Красную книгу.
    Очень полезно сослаться как на федеральный закон об ООПТ, так и на соответствующее региональное законодательство, где дается определение особо охраняемых природных территории и перечисляются их признаки и характеристики – можно указать, что рассматриваемая территория соответствует всем или части этих критериев.
    Чем полнее и убедительнее будут ваши доводы, тем выше шансы на то, что предложения будут восприняты. Выступая с инициативой о создании ООПТ, желательно сразу определить наиболее подходящую категорию (см. выше), которая максимально соответствует целям сохранения территории.
    Впрочем, даже если ваши усилия увенчаются успехом и потенциальная охраняемая территория найдет отражение в Схеме размещения и развития ООПТ (Схеме территориального планирования), вовсе не факт, что в ближайшие годы власти инициируют проектные работы. Здесь уже все зависит от вашей настойчивости, желания и умения вести нужную лоббистскую работу, используя подходящий для конкретного случая набор инструментов – от кабинетных переговоров до широкой публичной кампании с петициями, массовыми акциями, привлечением СМИ и так далее.
    Поскольку власти любят пользоваться отговоркой о том, что на создание новых ООПТ в бюджете нет денег, то как вариант – можно попробовать найти частное финансирование на подготовку комплексного экологического обследования (КЭО) территории с целью придания ей статуса ООПТ. Так, например, солидные деньги на подготовку КЭО для создания ООПТ в России тратит Всемирный фонд дикой природы (WWF), есть также ряд российских фондов, финансирующих подобные проекты.
    Можно также попробовать поискать поддержку среди местного бизнеса – не исключено, что в вашем регионе есть фирмы, готовые финансировать экологические инициативы для создания своего положительного имиджа.

    Общая схема основных этапов создания ООПТ выглядит следующим образом:

    • Подготовка материалов комплексного экологического обследования (МКЭО) территории с целью придания ей статуса ООПТ (включая материалы оценки воздействия создания ООПТ на окружающую среду), подготовка проекта положения (паспорта).
    • Согласование с местной администрацией (муниципалитетом).
    • Проведение общественных обсуждений, организованных органами местного самоуправления.
    • Проведение государственной экологической экспертизы МКЭО.
    • Принятие решения ОМС (для местных ООПТ), направление материалов в Правительство субъекта РФ (для региональных).
    • Согласование с Минприроды России, принятие постановления губернатора.

    Один из самых сложных этапов – попытаться убедить местные власти в том, что создаваемая ООПТ не навредит экономическому развитию муниципалитета и региона и попытаться найти с ними разумный компромисс. По возможности, лучше не вступать в открытую конфронтацию, ибо позиция местных властей часто играет решающую роль, когда обсуждается вопрос о создании ООПТ. Кроме того, местные органы власти отвечают и за организацию общественных слушаний по материалам КЭО: местным чиновникам ничего не стоит настроить местное население против создаваемой ООПТ и тем самым сильно усложнить и без того непростой процесс (в ответ на вашу публичную кампанию за создание ООПТ может возникнуть и кампания с противоположенными требованиями).
    Опять же могут помочь авторитетные эксперты : можно подготовит и направить на имя муниципального главы развернутое письмо с разъяснениями и экономическими расчетами, если, например, чиновники безосновательно опасаются падения доходов местного бюджета.

    Порядок проведения общественных обсуждений

    Проведение общественных обсуждений материалов КЭО регламентировано Положением об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372). Так, пункт 4.3 . данного Положения гласит, что и информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком.
    Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

    Пункт 4.8. Положения устанавливает, что информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
    Заказчик (в данном случае - КЭО) также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
    Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
    Пункт 4.10 Положения регламентирует, что представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
    Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
    Важно, однако, понимать, что создание особо охраняемой природной территории – это вовсе не панацея, и добившись желаемого результата нельзя умывать руки с чувством выполненного долга – чтобы ООПТ была реальной, а не «бумажной», нужно заниматься организацией общественного контроля за соблюдением ее режима, необходимо мониторить любые действия местных властей, направленных на изменение границ, режима или зонирования охраняемой территории. Важно также добиться постановки ООПТ на кадастровый учет – это устранит всякие разночтения относительно ее границ и конфигурации.

    Автор инструкции - Дмитрий Шевченко, заместитель координатора «Экологической Вахты по Северному Кавказу» (инструкция подготовлена по материалам вебинара «ООПТ руками граждан», проведенного Михаилом Крейндлиным, руководителем программы по ООПТ Гринпис России).

    На территории РФ все природные земли подлежат охране, независимо от их назначения. Но существуют территории, которые охраняются особо тщательно.

    К ним относят:

    1. Земельные участки, на которых находится культурное, природное или историческое наследие особо охраняемых территорий (ООТ).
    2. Земли и животный мир особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

    В чем разница?

    ООТ - это земли, имеющие какую-либо ценность, будь то историческая, культурная или природная.

    Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) являются, по сути, видом ООТ. Это недра, несущие богатую природную ценность.

    Зачем выделять ЗООПТ

    Ввиду того что существуют природные зоны, где произрастает множество редких растений или водятся уникальные животные, было принято решение взять их под особый контроль.

    Из-за угрозы массового уничтожения растительности или животных на таких местах запрещена охота, занятия агрокультурной деятельностью и уж тем более вырубка леса и возведение жилых зданий. Понятие особо охраняемых природных территорий вмещает в себя не только земли, но и водоемы, и воздушное пространство.

    Заповедная природная земля: описание

    Особо охраняемая природная территория - это не только земля, но и водоемы, и даже воздушное пространство над ними, где находятся уникальные природные объекты, нуждающиеся в защите.

    Такие местности являются общенациональным достоянием и не могут быть проданы частному лицу или сданы в аренду.

    Вся деятельность на данных землях, за исключением изучения, сохранения и приумножения находящихся там экземпляров, запрещена. Для нормального функционирования жизнедеятельности особо охраняемая природная территория предполагает отсутствие, даже в пределах досягаемости, вредных выбросов, запрет на постройку промышленных заводов. Вся деятельность, которая негативно влияет на природные объекты охраняемых территорий, запрещена.

    Границы охраняемых земель обязательно обозначаются специальными знаками.

    Виды особо охраняемых природных территорий

    С различными особенностями природных объектов, их статусом и наличием на территории возведенных построек охраняемые территории подразделяются на определенные виды и категории.

    1. Природные государственные парки.
    2. Природные нетронутые заповедники.
    3. Памятники живой природы.
    4. Национальные парки.
    5. Дендрарии и ботанические сады.
    6. Лечебные и оздоровительные курорты.

    В определенной местности указы местного самоуправления могут установить и другие категории особо охраняемых природных территорий - это своего рода подвид основой территории, отличающийся определенными признаками.

    Независимо от статуса земли (общероссийский или местного значения), правила пользования ею не отличаются.

    Особо охраняемые природные территории России подлежат сохранности и приумножению. Вся деятельность, проводимая на данных землях, разрешена только с учетом данного требования.

    Первозданный заповедник

    Заповедник - особо охраняемая природная территория, которая отличается первозданностью природы. Здесь все не тронуто рукой человека и находится в таком состоянии, как создала Матушка-природа.

    Чтобы земля стала природным заповедником, она должна отвечать ряду требований:

    • Быть как можно меньше затронута цивилизацией.
    • Иметь на своей территории уникальные растения и редкие виды животных.
    • Земли обладают саморегуляцией и не подвержены самоуничтожению.
    • Имеют редкий ландшафт.

    Именно заповедники являются традиционным видом и выделены в особо охраняемые природные территории России как образец нетронутости и самобытности.

    На момент 2000-го года в РФ было выделено 99 заповедных зон. На их территории проводят научные исследования, просветительскую и экологическую работу.

    Памятники природы

    Это уникальные природные объекты, которые невозможно воссоздать с помощью человеческих усилий.

    Такие природные объекты могут быть в федеральном ведении или же региональном. Все зависит от ценности природного памятника.

    Как правило, такие объекты относят к региональному достоянию. Они являются по сути гордостью того края, где находятся.

    На сегодняшний день таких своеобразных уголков природы федерального значения насчитывается 28, они занимают площадь более 19 тысяч гектар.

    Региональных уникальных природных уголков значительно больше, и они подразделяются на виды:

    1. Биологические, включающие интересные растения и животных.
    2. Гидрологические - это своеобразные водоемы и редкие водные растения и животные.
    3. Геологические - включают в себя уникальные земли.
    4. Комплексные - уголки природы, сочетающие в себе два и более вида редких природных объектов.

    Природные заказники

    Природные заказники - особо охраняемая природная территория, где подлежат сохранности и восстановлению исчезающие растения и животные.

    Бывает, что землю объявляют природным заказником, а она принадлежит на правах аренды частному лицу. В этом случае решается вопрос об изъятии или оставлении аренды с учетом того, какая деятельность ведется владельцем на данной территории.

    Заказники как особо охраняемые природные территории значение имеют различное:

    1. Ландшафтные - созданы для восстановления
    2. Биологические - на их территориях ученые-биологи пытаются сохранить и приумножить исчезающих животных и растения.
    3. Палеонтологические - здесь особо охраняются ископаемые объекты.
    4. Гидрологические - основаны на сохранении водоемов, озер и водных объектов.

    Национальные парки

    В это значение вкладывается понятие земель с особой природной, эстетической или культурной ценностью. используют для научных наблюдений, а также организуют культурный отдых людей.

    Всем мировым сообществом признана огромная польза от создания таких природоохранных земель.

    В РФ есть три национальных парка, включенных во Всемирное культурное наследие. Два из них - Забайкальский и Прибайкальский - входят также в особую охраняемую зону озера Байкал.

    Дендрарии и ботанические сады

    В последнее время дендрарии активно увеличиваются и расширяются. Связано это с развитием курортных мест и появлением все большего числа оздоровительных учреждений, работающих в экологически чистых условиях.

    Ботанические сады призваны к сохранению редчайших и находящихся на грани исчезновения видов растений. К тому же там проводят различные эксперименты, направленные на защиту вымирающих видов.

    Дендрарии используются в просветительских целях. На их территории проводят познавательные экскурсии, рассказывая и показывая людям всевозможные диковинные деревья, кустарники и травы.

    Помимо просветительских задач, дендрарии преследуют своей целью разведение и сохранение всей красоты русской природы, которую только можно запечатлеть в данной местности.

    Как видно, охраняемых земель много, все имеют разные названия, но цели особо охраняемых природных территорий практически одинаковы - сохранение и приумножение природных объектов, наблюдение за естественным ходом событий, научная и просветительская деятельность.