Одноэтажная америка времен начала второй мировой. "одноэтажная америка" в фото - история в фотографиях


Американские фотографии: ДОРОГА.

ИЛЬЯ ИЛЬФ И ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ

Поездка Ильфа и Петрова была также темой финала главного совместного проекта «Одноэтажная Америка». Благодаря автомобильной поездке по Соединенным Штатам книга была дополнена некоторыми из актуальных тем, впервые показанными в «Американских фотографиях». Первое её издание должно было содержать фотографии Ильфа, но по причинам, которые остаются неизвестными, книга была опубликована без иллюстраций. Учитывая политическую обстановку в Советском Союзе в 1937 году, начало террора, удивительно, что даже неиллюстрированная версия книги, которая «любовно» высмеивает США, была опубликована. К сожалению, оба автора умерли в течение следующего десятилетия. Во время поездки Ильф страдал первыми симптомами туберкулеза; он ушел в тот же год, когда первое издание книги появилось в печати, в 1937 году. Петров погиб в авиакатастрофе во время работы в качестве военного корреспондента в 1942 году.

На пятый день путешествия через Атлантический океан мы увидели гигантские здания Нью-Йорка. Перед нами была Америка. Но когда мы пробыли в Нью-Йорке неделю и, как нам казалось, начали понимать Америку, нам весьма неожиданно сообщили, что Нью-Йорк вовсе не Америка. Нам сказали, что Нью-Йорк является мостом между Европой и Америкой и что мы по-прежнему находимся на мосту. Затем мы отправились в Вашингтон, будучи твердо убежденными, что столица Соединенных Штатов, бесспорно, является Америкой. Мы провели день, а к вечеру нам удалось влюбиться в этот чисто американский город. Однако в тот же вечер нам сказали, что Вашингтон ни при каких обстоятельствах не был Америкой. Сообщили, что это город правительственных чиновников и что Америка совсем другое. Озадаченные, мы поехали в Хартфорд, город в штате Коннектикут, где великий американский писатель Марк Твен провел свои зрелые годы. К нашему ужасу, местные жители в унисон твердили, что Хартфорд также не является подлинной Америкой. Одни заявляли, что подлинной Америкой были южные штаты, в то время как другие убеждали, что - западные. Некоторые ничего не говорили, но неопределенно тыкали пальцем в место на карте. Тогда мы решили работать в соответствии с планом: ездить по всей стране на автомобиле, чтобы пересечь её от Атлантического океана до Тихого и вернуться по другому маршруту - вдоль Мексиканского залива, рассчитывая, что в самом деле где-нибудь мы будем уверены, что нашли Америку. Мы вернулись в Нью-Йорк, купили «Ford» (перемещение в собственном автомобиле является самым дешевым средством передвижения в Соединенных Штатах), застраховали его и себя, и холодным ноябрьским утром мы покинули Нью-Йорк на пути к Америке.

В течение двух месяцев перед глазами были дороги из белого бетона, черного асфальта или серого зернистого гравия, насыщенного необработанной нефтью.

Сначала мы были восхищены этими великолепными дорогами, потом привыкли к ним, а затем даже сердились, если иногда, в связи с ремонтом пути, нам приходилось делать небольшой крюк по слегка ухабистой, немного старой, пятнистой дороге.

Дороги являются одним из самых великолепных феноменов американской жизни. В декабре прошлого года в США насчитывалось полтора миллиона так называемых «highways» - крупных дорог, по которым автобусы ездят днем и ночью в соответствии с установленными графиками.

На востоке страны, где автомобильное движение особенно тяжело, преобладают трехполосные железобетонные дороги, тысячи километров дорог, исключительно с толстыми белыми линиями. Две полосы для потокового движения, средняя полоса для спокойного движения.

Иногда, особенно в горах и национальных парках, мы восхищались неожиданно новыми пейзажами, появляющимися внезапно. Каждый поворот дороги услужливо открывал нам все новые и новые перспективы красивого вида. Дорога, кроме того, переводила нас из одного пейзажа в другой. Она словно демонстрировала природу для путешественника с мастерством художника, показывающего картины для посетителей выставки.

Данный тип дороги имеет свое особое обозначение «scenic road» - живописная дорога. Такие дороги проложены со специальной целью: показать природу путешественнику, так чтоб ему не пришлось карабкаться по скалам в поисках подходящей точки наблюдения, так чтоб необходимое количество эмоций можно было получить, не покидая автомобиль.

Не выходя из автомобиля, путешественник может также получить необходимое количество бензина на заправочных станциях, которые тысячами стоят вдоль американских дорог. Бак полон. Можно спокойно ехать дальше. Однако джентльмен в полосатой фуражке и кожаной бабочке не отпускает путешественника. Начинается знаменитый американский сервис. Человек с заправочной станции открывает капот автомобиля, проверяет масло и воду. Затем он проверяет давление воздуха в шинах. Тем не менее, он не считает, что его миссия на этом законченна. Он протирает лобовое стекло автомобиля тряпкой. Если стекло сильно загрязнено, вытирает его специальным порошком. И тогда всё в порядке. Но теперь, смягченный сервисом, сам путешественник не хочет уезжать. Ему кажется, что люк автомобиля захлопывается при закрытии недостаточно плотно.

Доброжелательно улыбаясь, джентльмен извлекает из заднего кармана инструмент, и через две минуты дверь в порядке! Можно ехать. Но путешественник не хочет. Он хочет «service» чуть больше этого удивительного и, что особенно важно, бесплатного «service». Путешественник спрашивает о наилучшем пути, чтобы добраться до ближайшего города. В ответ на это он получает первоклассную карту штата, на которой человек с АЗС рисует дальнейшие пути автомобилиста. На обратной стороне карты наименования гостиниц и туристических домов. Также перечислены места, на которые следует обратить внимание по дороге. И все это бесплатный бонус за покупку бензина. С сожалением путешественник покидает гостеприимного обслуживающего станции, утешая себя лишь тем, что после 100 км бензин начнет заканчиваться, и в ту самую минуту, когда он закончится окончательно, на дороге обязательно появится новая АЗС, где он встретит гостеприимного человека с полосатой фуражкой и кожаной бабочкой.

После каждой тысячи миль надо менять масло в двигателе и смазывать его. Это стоит $ 1,50 доллара. Болезненный момент!

«Похоже, что мы давно не меняли масло», - говорит путешественник с грустью.

Как обычно, джентльмен с кожаной бабочкой поднимает автомобиль на специальной площадке, предполагая, что путешественник захочет прогуляться по городу. Ровно через час автомобиль снова возвращают на землю, вернее, на асфальт. Теперь можно спокойно проехать еще тысячу миль.

Иностранец, не владеющий английским, может со спокойной душой отправляться на американскую дорогу. Он не рискует заблудиться. По этим дорогам даже ребенок или глухонемой может ездить самостоятельно.

Дороги тщательно пронумерованы. Цифры встречаются так часто, что заблудиться на маршруте просто невозможно.

Иногда две дороги сходятся на время в одну. Тогда появляются две цифры на опоре - номер федеральной дороги выше, а номер государственной дороги под ним.

Иногда пять, семь или даже десять дорог сходятся вместе. Тогда количество номеров растет вместе с опорой, к которой они крепятся.

На дороге много различных знаков. Расположены они близко к земле, на правой стороне, так что они всегда попадают в поле зрения водителя. Никогда знаки не бывают предварительными и не требуют расшифровки. В Америке вы никогда не столкнетесь ни с чем подобным таинственному синему треугольнику в красном квадрате, с таким знаком, над которым можно часами ломать голову, пытаясь выяснить смысл.

Стрелка, изображенная на фотографии, означает поворот налево. Она оснащена небольшими круглыми зеркалами, которые отражают свет автомобильных фар в ночное время. Таким образом, знак самоосвещающийся. Большая черная надпись на желтом фоне (это самые заметные цвета) означает «Медленно». В подобной манере, просто и ясно, выполнены дорожные знаки «Территория школы», «Стоп», «Опасно», «Узкий мост», «Ограничение скорости 15 миль», или «Выбоины в 300 футов». Вы можете быть уверены, что выбоина будет точно 300 футов. Тем не менее, такие уведомления появляются так же редко, как и выбоины.

На пересечениях дорог стоят колонны с толстыми деревянными стрелками, которые указывают направления. На них названия городов и количество миль до них.

"
Книга "Одноэтажная Америка", написанная советскими писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым, была издана в СССР в 1937 году. Книга рассказывает о впечатлениях авторов от поездки в США в 1935-36 годах, по сути, это путевые заметки. Фактически работа над «Одноэтажной Америкой» началась ещё в США. Очерк «Нормандия», открывающий книгу, был написан Ильфом и Петровым вскоре после приезда в Америку. Под заголовком «Дорога в Нью-Йорк» он с незначительными сокращениями появился в «Правде» 24 ноября 1935 года. Во время пребывания писателей в Америке «Правда» также напечатала их очерк «Американские встречи» (5 января 1936 года), который в книге заключает 25-ю главу «Пустыня».
Первые краткие заметки о поездке Ильф и Петров опубликовали в 1936 году в журнале «Огонёк» под названием «Американские фотографии». Текст сопровождали около 150 американских фотоснимков Ильфа, которые запечатлели облик страны и портреты людей, с которыми писатели познакомились в Америке.
Книга получилась очень живой, интересной. Лично я считаю "Одноэтажную Америку" лучшей книгой из тех, что написано у нас о США

"Утром, проснувшись на своем двадцать седьмом этаже и выглянув в окно, мы увидели Нью-Йорк в прозрачном утреннем тумане."


"О, это замечательное зрелище, когда автомобили выходят на прогулку в Сентрал-Парк! Нельзя отделаться от мысли, что этот громадный парк, расположенный посредине Нью-Йорка, устроен для того, чтобы автомобили могли подышать там свежим воздухом. В парке есть только автомобильные дороги, пешеходам места оставили очень мало. Нью-Йорк захвачен в плен автомобилями, и автомобили ведут себя в городе как настоящие оккупанты - убивают и калечат коренных жителей, обращаются с ними строго, не дают пикнуть. Люди отказываются от многого, лишь бы напоить своих угнетателей бензином, утолить их вечную жажду маслом и водой."

"Мы купили новый «форд». Автомобиль был совершенно новый, благородного мышиного цвета, выглядел, как дорогой, а стоил дешево. Чего еще можно желать от автомобиля?"

"На дорогах есть множество различных знаков, но - замечательная особенность! - среди них нет ни одного, который отвлекал бы внимание водителя."

"Под светофорами висели плакаты: «40 смертей в результате автомобильных катастроф в Сан-Антонио за истекший год. Правьте осторожнее!»"

"Так называемый «эксидент»: c нами произошло первое автомобильное происшествие. Мы чуть не угодили в канаву. Автомобиль, однако, не перевернулся. Сильно накренившись, он остановился на самом краю."

"О, эта дорога! В течение двух месяцев она бежала нам навстречу - бетонная, асфальтовая или зернистая, сделанная из щебня и пропитанная тяжелым маслом. /…/ Мы катились по ней с такой легкостью и бесшумностью, с какой дождевая капля пролетает по стеклу"

"Что можно тут делать, в обыкновенном городишке с несколькими газолиновыми станциями, с двумя или тремя аптеками, с продуктовым магазином, где все продается уже готовое? Что тут люди могут делать, если не сходить с ума?"

"Зайон-кэньон. Еще вчера нам казалось, что на свете не может быть ничего более величественного, чем Грэнд-кэньон. Но прошел всего лишь один день, и мы увидели нечто если и не такое громадное, то неизмеримо более сложное и фантастическое ."

Евгений Петров в индейской деревушке

Купленный в кредит в Нью-Йорке «форд», на котором писатели объехали всю Америку. Фотография Ильи Ильфа.

​19 сентября 1935 года Илья Ильф и Евгений Петров в качестве корреспондентов газеты «Правда» отправились в четырехмесячное путешествие по Америке. На купленном в Нью-Йорке «форде» писатели пересекли всю страну, побывали на заводах Генри Форда и родине Марка Твена, в индейских деревнях Санта-Фе и Таоса, осмотрели строительство знаменитой плотины Боулдэр-Дам, проехали Разноцветную пустыню Аризоны, посетили строительство знаменитого моста в Сан-Франциско, провели две недели в Голливуде и через южные штаты вер­ну­лись обратно в Нью-Йорк. Ильф записывал свои впечатления в дневнике, ежедневно отправлял жене Марии подробные длинные письма, короткие открытки, телеграммы и пачки фотографий. Вернувшись в Москву, писатели издали свои путевые заметки под названием «Одноэтажная Америка». Пере­веденная на английский язык, книга имела большой успех в Америке, а затем и в других странах.


Конверт Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года



Из семейного архива Ильи Ильфа


Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа


Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Илья Ильф пишет на специальной бумаге с логотипом лайнера, которая в изобилии имелась в специальной комнате для написания и отправки писем. Путешествие в каюте первого класса «Нормандии» Ильф и Петров подробно описали в книге «Одноэтажная Америка».

«Вообще удобства здесь громадные, если к вибрации относиться спо­койно. Каюта у нас громадная (так как нам везет, то в Париже, когда мы меняли шипс-карты на билеты, нам дали каюту не туристскую, а первого класса. Они это делают потому, что сезон уже кончился, чтобы первый класс не пустовал безобразно), обшитая светлым дере­вом, потолок как в метро, роскошный, стоят две широкие деревянные кровати, шкафы, кресла, свой умывальник, душ, уборная. Вообще пароход громаден и очень красив. Но в области искусства здесь явно неблагополучно. Модерн вообще штука немножко противная, а на „Нормандии“ это еще усиливается золотом и бездарностью».


Илья Ильф на палубе «Нормандии». Снимок сделал радиоконструктор Александр Шорин на фотоаппарат Ильфа
Из семейного архива Ильи Ильфа

«На „Нормандии“ едет группа наших инженеров с радиоконструктором Шориным. Все легли костьми, показались сегодня на минуту и снова укрылись в свои каюты. Один я хожу, безумный адмирал, нечувстви­тель­ный к морской болезни».
Из письма жене 4 октября 1935 года



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Нью-Йорка. 9 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

В Нью-Йорк Ильф и Петров приехали 7 октября 1935 года и провели там почти месяц. Они повидали множество людей - от Эрнеста Хемингуэя до Давида Бурлюка, побывали на большой выставке Ван Гога, на одном из первых пред­ставлений оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», видели боксерский поединок в Медисон-сквер-гарден и темные уголки тюрьмы Синг-Синг.

«Дорогая дочка вчера послал Вам письмо. В здании на обороте я живу. Сегодня вечером буду Вам еще писать. Поцелуйте нашу милую Сашень­ку,
Ваш Иля»


Илья Ильф у окна своего номера на 27-м этаже отеля «Шелтон» в Нью-Йорке. Снимок сделал Евгений Петров
Российский государственный архив литературы и искусства

«Утром, проснувшись на своем двадцать седьмом этаже и выглянув в окно, мы увидели Нью-Йорк в прозрачном утреннем тумане».
«Одноэтажная Америка»


Вид из окна номера на 27-м этаже отеля «Шелтон». Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

«Это была, что называется, мирная деревенская картинка. Несколько белых дымков подымались в небо, а к шпилю небольшой двадцати­этажной избушки был даже прикреплен идиллический цельнометал­лический петушок. Шестидесятиэтажные небоскребы, которые вчера вечером казались такими близкими, были отделены от нас по крайней мере десятком красных железных крыш и сотней высоких труб и слу­ховых окон, среди которых висело белье и бродили обыкновенные коты».
«Одноэтажная Америка»


Соломон Абрамович Трон. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

Соломон Трон (1872–1969) - инженер-электрик, часто бывал в Советском Союзе, работал на Днепрострое, Челябинске и в других местах. Вместе с женой Флоренс живой, энергичный, любопытный и очень общительный Соломон Трон сопровождал писателей в их поездке по Америке.


Конверт из Дирборна. 14 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из Дирборна. 14 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Главными впечатлениями Ильфа и Петрова на пути из Нью-Йорка в Голли­вуд стали заводы Генри Форда в Дирборне, Чикаго и реклама, особенно световая.

«Это был мистер Генри Форд. У него замечательные глаза, искря­щиеся, похожие, как видно, на толстовские, мужицкие. Очень по­движ­ный человек. Он тоже сел. Все время двигал ногами. То упирал их в стол, то закладывал одну за другую, то снова ставил на пол. Говорили мы, что называется, „за жизнь“. Свидание продолжалось минут 15 или 20. Конечно, такой человек, как Форд, уже не думает только о заработках. Он говорил, что служит обществу и что жизнь вещь более широкая, чем автомобиль. В письме, жалко, трудно рассказать, дочка моя. В общем, я видел замечательного человека, который в громадной степени повлиял на жизнь людей. Он сам, надо думать, не очень доволен господством машин над человеком, потому что говорил о том, что хочет делать маленькие заводы, где люди будут и работать, и в то же время заниматься сельским хозяйством».


Конверт из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

В дневнике Илья Ильф жаловался, что в Чикаго невозможно снимать:

«15 ноября
Брильянтовый свет машин. Набережная и трущобы. В отеле „Стивенс“ три тысячи комнат. Покровительство одиноким путе­ше­ствующим женщинам, а рядом Гери. Все у них ясно, как в медном тазу.
Это хорошо бы снять, но день ужасный, темный, ничего нельзя сделать, безобразие».



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Альбукерке. 25 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

«Дорогой Марусик, если индеец имеет квартиру на третьем ярусе дома, то он перелезает по этим лестницам с крыши на крышу. Собаки тоже ходят по этим лестницам. До свиданья, дочка моя.
Твой Иля».

Собаки, гуляющие по крышам индейских жилищ, появились затем и в «Одно­этажной Америке»:

«Собаки бежали по своим домам, не трогая нас, расторопно подымались по лестницам и исчезали в дверях».



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Навахо-Бридж. 28 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Огромное впечатление на Ильфа произвела пустыня - он много снимал в Аризоне и отправил жене несколько открыток из Гранд-Каньона.

«Дорогой Марусик, утром уехал из Грэнд-Кеньона и целый день ехал по горной пустыне. Так хорошо в этой разноцветной пустыне, как нигде. Лучшего не видел еще никогда.
Твой и Сашенькин Иля».

Перед Голливудом писатели на несколько дней заехали в Сан-Франциско («город туманов, очень легких и светлых») - посмотреть на строительство моста, на ворота, погулять по городу, сходить на американский футбол и отдохнуть от бесконечной дороги.

«Милая, нежная дочка, я уже очень заскучал. Ни тебя нет очень долго, ни нашего Пига маленького. Дети мои родные, мне кажется, что я никогда больше с вами не расстанусь. Без вас мне скучно.
Вот ходят по улицам индусы, японцы, голландцы, кто угодно, и Ти­хий океан тут, и весь город на падающих склонах, на обрывах, а мне уже чересчур много, мне нужно вместе с тобой посмотреть, как наша де­воч­ка спит в кровати».



Российский государственный архив литературы и искусства


Сан-Франциско. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

Описания этих фотографий попали в книгу «Одноэтажная Америка»:

«Непонятно, как и почему мы попали в „Тропикал Свиминг Пул“, то есть зимний бассейн. Мы постояли, не снимая пальто, в огромном, довольно старом деревянном помещении, где был тяжелый оранже­рейный воздух, торчали какие-то бамбуковые жерди и висели пор­тьеры, полюбовались на молоденькую парочку в купальных костюмах, деловито игравшую в пинг-понг, и на толстяка, который барахтался в большом ящике, наполненном водой...»


Конверт из Голливуда. 15 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из Голливуда. 15 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

9 декабря 1935 года Ильф и Петров прибыли в Голливуд. Две жаркие недели писатели ходили по киностудиям, встречались с актерами и режиссерами и вели светскую жизнь.


Евгений Петров (слева) и режиссер Льюис Майлстоун. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

В Голливуде Ильф и Петров посмотрели фильм Майлстоуна «Сенсация» («Front Page», 1931), который был трижды номинирован на «Оскар». Майлстоун предложил писателям сделать сценарий по «12 стуль­ям». За написанный в течение пяти дней текст Ильф и Петров получили аванс в 600 долларов и выкупили «форд», который должны были вернуть перед отъездом в Москву.



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Голливуда. 16 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Форт-Стоктона. 30 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

23 декабря 1935 года писатели выехали из Голливуда и через южные штаты отправились обратно в Нью-Йорк.

«Дорогой Марусик, сегодня мы чуть отклонились от прямого пути на Сан-Антонио и поехали смотреть Карлсбадские пещеры в штате Нью-Мексико. Ну, это чудо. Расскажу тебе в письме. Обнимаю вас обоих, дети мои.
Ваш Иля».


Реклама Карлсбадских пещер. Слева - «форд» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства


Справка об уплате пошлины за транспортировку «форда» Ильи Ильфа и Евгения Петрова из Америки в Москву. 20 января 1936 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка с борта «Маджестика». 27 января 1936 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

«Дорогой Марусик, завтра я буду в Шербурге и вечером в Париже. Приеду домой числа 2-го или 3-го. Целую вас, мои дети.
Ваш Иля».

Подготовила Мария Котова

В 1937 году в СССР вышла книга Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Одноэтажная Америка», в которой знаменитые сатирики описали своё путешествие по США в 1935-1936 гг. 72 года спустя в 2008 году Владимир Познер, Иван Ургант и Брайан Кан повторили «книжный» маршрут, в результате чего на экраны вышел замечательный 16-серийный документальный фильм с одноимённым названием «Одноэтажная Америка».

Фильм как я уже сказал замечательный, а кроме этого содержательный и необычный по своей компоновке и целеполаганию. Не могу удержаться, чтобы не обозначить свои впечатления о фильме в блоге.

Начинается всё в Нью-Йорке

В первой серии было много интересных фактов про крупнейший город США Нью-Йорк. В общем-то путешествие и начинается с Нью-Йорка, куда Ургант и Познер вроде как прибыли на катере, как бы пародируя прибытие Ильфа и Петрова в 1935 году на океанском лайнере «Нормандия». Нью-Йорк, Нью-Йорк… Вот я всегда удивлялся, обычно самым известным городом страны является его столица, но бывают исключения. Как в Бразилии знают в первую очередь Рио-де-Жанейро, а не столицу Бразилиа, так и в США в первую очередь знают Нью-Йорк, а не Вашингтон.

Образец мирового значения: кливлендская клиника

Во второй серии авторы выехали из Нью-Йорка и очень быстро окунулись в прелести настоящей американской глубинки. Заглавная тема второй серии «Посещение Кливлендской клиники». Стоит сказать, что инфраструктура, организационная часть Кливлендского госпиталя впечатляют, в чём-то шокируют («шокируют» в терминологии русского языка, примерно так говорят, когда хотят выразить максимально удовлетворение — «ужасно красивый»). 🙂

Центробежная организация инфраструктурных проектов в США безусловно вызывает уважение. Очень разумно, когда ведущие организации, университеты, больницы размещают в периферийных городах, тем самым кардинально стимулируя их развитие.

Газ-тормоз: американский автомобиль

Детройт — столица американского машиностроения, которое переживает не лучшие времена. В общем-то этой теме была уделена значительная часть третьей серии. Авторы рассказали о культе автомобиля в США, причём культе массового автомобиля, для реализации которого в своё время Генри Форд (про нег также много говорили) сделал очень много. И строил он свою империю именно в Детройте.

Рассказ об американском автомобилестроении получился занимательным и содержательным. К слову, в этой серии к Владимиру Познеру и Ивану Урганту присоединился американский журналист и общественный деятель Брайан Кан.

Пиф-паф: немного о мафии

Ещё один всемирно известный город США — Чикаго. Город знают по фильмам и книгам, как столицу американской мафии, гангстеров. Но правда гангстерской теме в этой серии уделено не так много времени…

Зато очень интересный аналитический материал получился про проблему ожирения в США. Цифры, которые были озвучены в фильме, ужасные (и в этот раз уже в самом прямом смысле ужасные). Но как сказать, может лучше много есть, чем много пить…

Что интересно, оказывается до конца не ясно в чём-причина «ожирения в Америке». Говорят виноват фаст-фуд. Возможно, но как по мне виновата не еда, а её количество… А также диван, телевизор и упаковка пива каждый вечер. Двигаться надо! И это главное.

Почти фантатсика: сервис на дороге

В самом начале пятой серии был показан большой эпизод о придорожном сервисе в США. В общем и целом охарактеризовать представленные примеры можно кратко — «Впечатляет». И вообще пятая серия посвящена дорогам и всему, что связано с дорогами — дальнобойщикам, дорожной полиции и пр…

Наш придорожный сервис пока далёк от американского, хотя в последние годы он сделал существенный скачок вперёд. На всех заправках появились магазинчики, можно выпить кофе, закусить чебуреком… Кофе, кстати, как правило вкусное и горячее.

Это здорово, но пока придорожный сервис не поспевает за развитием дорожной сети. Связано это скорее всего с ограниченной автомобилизацией общества, хотя скептики скажут: «Ну, как же? Почти в каждой семье автомобиль». Вот в том-то и дело, что «почти», а кроме этого — не развит автомобильный внутренний туризм, практически нет благоустроенных автокемпингов, да и просторы нашей синеокой не так велики, чтобы бесконечно рассекать по ней в поисках туристических впечатлений.

О легендах: по дороге № 66

В 6 серии авторы выехали на мифологизированную дорогу №66… А в целом основной темой 6 серии стал разговор про американских индейцев. Путешественники посетили настоящую индейскую резервацию, которые («О, ужас!») по сей день существуют в США.

Серия интересная и жуткая. Жутко осознавать, что от традиционной культуры коренного населения Северной Америки не осталось практически ничего, а от 4 (или 2)-миллионного (точно не известно 2 или 4 млн.) индейского населения континента уже к началу XX века осталось чуть больше 200 000.

О службе в армии и про каньон

Ещё про один архетип США обсудили авторы фильма в седьмой серии. Речь шла о ковбоях и традиционном скотоводстве. Для меня показался забавным факт, что по сей день в США живут люди, которые считают себя настоящими ковбоями. Правда оговариваются, что класс их вымирающий, а с упадком традиционного скотоводства и ковбои в США пропадут.

Но заглавной темой серии стало посещение Военно-воздушной академии США. Познер, Ургант и Кан подробно и обстоятельно рассказали про организацию быта и устройства в армии США. Однозначно, можно сказать, что кормят там неплохо, но как и у нас новички имеют меньше прав перед старослужащими.

И ещё… Великий каньон нужно постараться посетить. Такие уникальные природные явления желательно увидеть своими глазами.

О женитьбе и замужестве

Лас-Вегас… Действительно необычный город. Больше всего меня впечатлило как в этом городе поставлены на коммерческие рельсы все вопросы связанные со вступлением в брак. Только было бы желание, и максимум через сутки заветный штамп вполне может появиться в твоём паспорте. Причём сделать это можно даже на колёсах — примерно как купить гамбургер и картофель фри не выходя из машины.

В Голливуде

В этой серии многочисленные интервью с голливудскими звёздами, и в целом разговор шёл про феномен американского кинематографа. Что же, американским фильмам действительно удалось завоевать мир, так же как и поп-корну, фаст-фуду и кока-коле. Понятие эти в общем и целом одинаковые и являются просто элементами массовой культуры. В целом скучной и пресной, хотя и бывают шедевральные исключения….

P.S.

На этом, пожалуй, остановлюсь. Подумал, что кто-то может заинтересоваться фильмом, и мои «псевдоаналитические» заметки могут немного поубавить интригу, а это дело неприятное. Поэтому остановимся.

16 серий выкладывать на этой странице громоздко, да и видеохостинги бывает «ругаются» на заливку контента такого плана. Тем более весь фильм уютно расположился на официальном сайте Владимира Познера www.pozneronline.ru . Уверен, что это наиболее надёжное место для просмотра этого документального фильма.

И ещё интересный факт — Познер, Ургант и Брайан Кан были не первыми, кто решили повторить знаменитый маршрут Ильфа и Петрова. До них в 1955 году писатель Борис Полевой проехал почти по следам Ильфа и Петрова, по итогам поездки была написана книга «Американские дневники». А в 1969 году советские журналиста Борис Стрельников и Илья Шатуновский также повторили маршрут 1935 года, результатом стала книга «Америка справа и слева». Этой книгой известные публицисты не ограничились — в 1975 году Борис Стрельников, но уже в соавторстве с Василием Песковым выпустили книгу «Земля за океаном», сюжет которой схож с изданием 1969 года, но более благожелательный.

Путешествие как результат вдохновения… Почему бы и нет. Только вдохновляйтесь чем-нибудь достойным - интересными книгами, фильмами. Роль первооткрывателя вам точно не светит, а вот последователя - попробуйте. Возьмите на вооружение путешествие по Южной Америке по маршруту Ильфа и Петрова. Есть в этом и авантюризм, и интрига, и даже сюжет. Сверхзадача только будет совсем иная: не показывать идеологическую пропасть между двумя сверхдержавами (США и СССР), а просто наслаждаться отдыхом.



Ильф и Петров «Одноэтажная Америка»

В далеком 1935 году знаменитые писатели и журналисты Илья Ильф и Евгений Петров совершили путешествие по городкам и весям . Не ради праздного любопытства. Редакция газеты «Правда» удумала организовать культурную разведку. Вылилось все это в интереснейшую книгу «Одноэтажная Америка», которой зачитываются до сих пор. А представьте, каким прорывом она стала в 30-е годы! Задачу авторы поставили перед собой непростую: рассказать не только о том, что посмотреть в Штатах , а и подробно раскрыть обычную жизнь американцев. Герои Ильфа и Петрова (а это они сами и супружеская пара Адамс из Нью-Йорка) на новеньком «Форде» пересекли от Атлантики до Тихого океана и обратно в течение двух месяцев. Делали они это настолько увлекательно, что получилась подробная инструкция - как надо путешествовать, на что смотреть, с кем разговаривать, что фотографировать.



Не известно, сколько людей повторили маршрут путешествия по Америке , каким проложили его Ильф и Петров. Но одна попытка, и очень удачная, вошла в историю. Другой облик современной Америки показали известные телеведущие Владимир Познер, Иван Ургант и американский писатель Брайан Кан. В 2006 году они отправились по стопам авторов знаменитой книги «Одноэтажная Америка». В сопровождении съемочной группы ведущие 60 дней колесили по Америке на «Форде» по прозвищу «Генриетта» (в честь Генри Форда), проехав 17 тысяч километров, побывав в 25 штатах и 50 городах. Начали путешествие в и вернулись по мексиканской границе через Вашингтон. А потом показали все это по телевизору в 16-ти сериях грандиозного проекта «Одноэтажная Америка». Читатели вряд ли пропустили такое телепутешествие. Но все же восторгаться таким квестом лучше не сидя на диване, а за рулем своего авто на дорогах Америки.



Соревноваться в описательной прозе, емких оценках и таком заманчивом субъективизме мастеров слова не стал. Книги Ильфа и Петрова - это признанные литературные шедевры. Пошаговую инструкцию путешествия ищите на страницах их бессмертного произведения. А вот очертить маршруты по Южной Америке, чтобы можно было поставить отметки на карте - это пожалуйста.



Маршрут путешествия по одноэтажной Америке

(штат Нью-Йорк) - Кливленд (штат Огайо) - Детройт (штат Мичиган) - Чикаго и Пеория (оба: штат Иллинойс) - Гэллап и Санта-Фе (оба: штат Нью-Мексико) - Колорадо-Спрингс и Гранд-Каньон (в штате Колорадо) - Лас Вегас (штат Невада) - Сан-Франциско и Лос-Анджелес (оба: штат Калифорния) - Эль-Пасо и Хьюстон (оба: штат Техас) - Новый Орлеан (штат Луизиана) - Мемфис (штат Теннеси) - Вашингтон (округ Колумбия) - Нью-Йорк (штат Нью-Йорк).