Общественные органы управления. Ученическое самоуправление как компонент государственно – общественного управления

Управление –

Причины управления:

1. собственность;

2. разделение труда.

Формы собственности:

1. Личная форма собственности – предмет изъят из системы общественного производства и удовлетворяет личную потребность.

2. Частная форма собственности предмет собственности включен в систему общественного производства и может удовлетворять потребности любого члена общества.

3. Общественная форма собственности – предметом владеет и пользуется все общество, а функция распоряжения отсутствует.

4. Государственная форма собственности смешанная форма собственности:

1. сторона – частная: предметом собственности распоряжается отдельное лицо или узкий круг должностных лиц.

2. сторона – общественная: предметом собственности владеет и пользуется все общество.

Собственности нет, есть предмет, который имеет форму собственности.

Уяснение смысла и значения понятия «местное самоуправле­ние» невозможно без соотнесения его с родственными понятиями «управление» и «местное управление».

Управление , являясь общественным отношением, имеет место лишь при наличии взаимосвязи субъекта и объекта, где осуществляет­ся процесс навязывания воли в виде побуждения или принуж­дения.

Понятие «местное управление » обозначает процесс взаимодей­ствия между субъектами и объектами в пределах административно-территориальной единицы, являющейся нижним уровнем гос. системы управления. Термин «местное» фиксирует уровень управления, на котором навязывается воля.

Развитие форм организации: предуправление, управ­ление и поступравление. Формы организации жизни людей до управления, во время управления, после управления будут обозначаться соответственно терминами – само­организация, управление, самоуправление.

Самоорганизация – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация воли биосоциальной целостности (рода, общины и иных архаичных образований).

Управление – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является навязывание воли субъектом объекту.

Самоуправление – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация индивидуальной воли человека.

Местное управление данное понятие имеет смысл лишь в сис­теме гос. управления. Оно осуществляется органами местного управления, которые реализуют гос. власть, подчинены ей и осуществляют властные и управленческие функ­ции. Местное управление имеет историю своего развития в каждом государстве, в России оно обрело свои завершенные формы в совет­ский период. Развитые формы местного управления, по сути, послед­ний этап в развитии централизованного гос. управле­ния и объективная предпосылка местного самоуправления.


Местное управление, осуществляемое в пределах административно-терри­ториальных единиц государства, определяется уровнем развития общества и степенью централизации управления. Так, в советской системе гос.о управления «органами гос. власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соот­ветствующие Советы народных депутатов» (ст. 145 Конституции СССР 1977 г.). К высшим органам гос. власти относились лишь Верховный Совет СССР, Верховные Советы АССР, а все остальные имели статус местных Советов и осуществляли местное управление.

В современной российской системе управления выделены три уровня:

1) федеральный;

2) региональный, которые относятся к госу­дарственному управлению;

3) местное самоуправление (муниципаль­ное управление), где не только сохраняется, но порой и доминирует местное управление.

Самоуправление – это формы самостоятельной организации граждан, обусловленные социально-культурными предпосылками и направленные на развитие гуманистиче­ских начал индивида и общества.

Отличие самоуправления от местного самоуправления заключа­ется в том, что второе имеет элементы управления и самоуправления, а первое исключает управление. В логике движения понятий управле­ния к самоуправлению местное самоуправление есть связующее или переходное звено между ними. Самоуправление как противополож­ность управления, возникает на основании социальных предпосылок и только лишь в тех формах, где управление исчерпало себя, хотя качественное превращение отдельных форм связано с изменениями во всей целостности социального управления. Поэтому местное само­управление - это превращение лишь некоторых управленческих отноше­ний (муниципальных отношений, то есть вопросов местного значения) в свою противоположность.

3. Налоги, их социально-экономическая сущность, функции и виды.

Налог - это экономическая категория, выражающая отношения между субъектами экономической деятельности и государством по поводу перераспределения части вновь созданной стоимости. Налог-это часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств. Они взимаются с организаций и физических лиц, в связи с необходимостью обеспечения функционирования государства. Функции налоговой системы : 1) Фискальная , состоящая в том, что налоги рассматриваются как основной источник доходов бюджетов разных уровней; 2) Стимулирующая , осуществляемая путем установления дифференцированных налоговых ставок и предоставления льгот некоторым хозяйствующим субъектам.

Цели налогового регулирования: создание приемлемых для государства и участников рынка и физ.лиц условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального и др. секторов экономики и рост доходов населения путем оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей, реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ликвидация необоснованных налоговых и таможенных льгот.

Государство может оказывать косвенное воздействие на динамику нац.экономики посредством изменения налоговых ставок и сумм налоговых изъятий.

Понижение налогов увеличивает располагаемый доход, однако прирост совокупных расходов в этом случае оказывается меньшим, чем при увеличении государственных расходов. Величина прироста совокупных расходов = только той части прироста дохода, которая направляется на текущее потребление. Поэтому мультипликационный эффект от изменения налогов меньше, чем от изменения государственных расходов. (Мультипликационный эффект состоит в том, что при изменении любого компонента расходов на какую-либо величину происходит многократное изменения объема нац.выпуска).

Налоговое бремя – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислениями средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на 2 принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например, налог в дорожный фонд платят владельцы транспортных средств и б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы, тем большим у него должен быть налог.

Переложение налогового бремени – перенесение на определенных налогоплательщиков части или всего налогового бремени путем взимания с них более высоких цен или снижения уровня предоставленных им выплат. Например, налог на добавленную стоимость, налог с продаж переносится на покупателя.

Перспективы государственно – общественного управления в школе.

Кравченко Ирина Игоревна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»

– это такое управление школой, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, а именно обучающиеся, их родители, работники образовательного учреждения и общественность.

Одной из форм государственно - общественного управления является ученическое самоуправление. Достойное образование наших детей - главная задача каждого из нас. Актуальным является развитие и поддержка лидеров в школе. Во многих образовательных учреждениях успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, которое способствует более успешной социализации выпускников, так как наши школьники осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться.

В настоящее время большинство учреждений находится на этапе мотивационно - ценностного осознания необходимости создания органа государственно-общественного управления в школе. Обойти этот этап нельзя, он логичен в череде действий, ведущих к созданию и эффективному функционированию Управляющего совета.

В течение последующих лет идея государственно-общественного управления переходила из одного нормативно-правового документа в другой и достаточно полно отражена в современных законодательных и нормативных документах и локальных актах. Так, в ныне действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» демократический, государственно-общественный характер управления образованием определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения, что должно придать управлению образовательными учреждениями государственно-общественный характер, демократизировать его.

В «Концепции государственно-общественного управления школой» , разработанной лабораторией государственно-общественного управления образованием Института управления образованием РАО под руководством В. Бочкарева дается определение понятия ГОУО:

Государственно-общественное управление – это такое управление школой, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.

Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Система государственно-общественного управления образованием включает в себя :

    всех участников образовательного процесса,

    органы управления образовательного процесса

    органы государственного управления образованием;

    нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;

    процедуры и механизмы их взаимодействия.

«Главная задача государственно-общественного управления образованием – помочь школе организовать достойный уклад жизни».

Современная образовательная политика нацеливает школу на выстраивание партнерских отношений с родителями и сообществом с целью максимального включения всех участников образовательного процесса в деятельность по управлению образовательным учреждением.

По словам министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «Российское образование вышло на новый уровень, и теперь важно добиться, чтобы заложенный потенциал проявился в полной мере: образование стало открытым для общества».

Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета.

Мы понимаем – без общественного участия жизнь и развитие нашей системы образования будут весьма проблематичными. Более того, все чаще мы говорим о необходимости открытости (прозрачности) всех институтов общества.

Можно говорить о двух направлениях развития государственно – общественного управления:

Первое – его организация в каждом образовательном учреждении с помощью профессионального сообщества и ученического самоуправления.
Второе – взаимодействие с внешними заинтересованными структурами (или окружающей средой) – это представители родителей, общественные организации (объединения), шефы, фонды, ассоциации выпускников, средства массовой информации и другие.

На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая. Подтверждением сказанному являются педагогические советы, методические объединения, творческие группы – эти формы государственно-общественного управления учреждением действуют вполне эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты.

Работа по созданию системы государственно-общественного управления образованием в школе ведется с 2005 года.

Наша школа активно взаимодействует с различными социальными институтами: учреждениями дополнительного образования, советом ветеранов центрального района, психологическими центрами, постоянное сотрудничество осуществляется с детскими садами, которые являются залогом успешных первоклассников на начальном этапе и социально адаптированных выпускников на завершающем.

Хотелось бы подробней остановиться на таком государственно - общественном органе управления как ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Кроме того, для любой школы одной из важных задач является вырастить социально адаптированного гражданина.

Альберт Эйнштейн заметил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».

Сегодня важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для того чтобы он мог адаптироваться в социуме, быть успешным, ему необходимы определенные знания и умения, с помощью которых он сможет определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи. Актуальность развития ученического самоуправления на сегодняшний день бесспорна. Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с пунктом 4 статьи 50 закона РФ «Об образовании». Администрация и педагогический коллектив нашей школы делает ставку на воспитание лидеров, в процессе воспитательной деятельности происходит формирование социальной компетентности школьников, именно поэтому мы встали на ступень формирования ученического самоуправления.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности, ее организации, анализе работы, подведении итогов и принятии соответствующих решений. Участие в этом процессе, исходя из опыта других школ, развивает в детях инициативу и творчество, лидерские и организаторские качества, поддерживает постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое, интересное, улучшающее его существование. В практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как ученическое самоуправление должно стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемого в общеобразовательном учреждении. Оно открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Во многих образовательных учреждениях успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

В нашей школе ведется работа над выбором модели ученического самоуправления, где единоначалие, сочетающееся с самоуправлением всех участников образовательного процесса, обеспечивает государственно-общественный характер управления им. Мы рассматриваем самоорганизацию как организацию себя (какого-либо коллектива, команды) на решение жизненных задач, стоящих перед коллективом. Самоорганизация играет важное значение в школьном ученическом самоуправлении - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл нашего ученического самоуправления в обучении ребят управлять собой, своей жизнью в обществе; в обучении детей основам демократических отношений в обществе.

Главной целью в развитии мы считаем создание условий для ученического самоуправления в классе и школе как фактора формирования инициативной, самостоятельной, творческой личности с активной гражданской позицией.

Роль ученического самоуправления как фактора рождения инициативы и развития лидерских качеств в государственно-общественном управлении заключается в том, что часть коллектива занимает активные позиции, руководит остальными, организовывает процесс и устанавливает отношения, тогда как некоторые ребята оказываются в подчиненной роли, иногда это происходит вследствие каких-то личностных качеств или отсутствия ниши востребованности. Поэтому важно, чтобы почти каждый смог побывать в роли лидера, успешно возглавить, организовать какое-либо дело. Самоуправление является частью создаваемого гражданского общества, которое способствует более успешной социализации выпускников, так как наши школьники осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться.

Нашему обществу нужны грамотные, инициативные люди - лидеры, которые могут в дальнейшем построить демократическое общество, а для ребят, прошедших школу лидера, необходим успех. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы». Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, ощущениях ими своего роста и движения вперед, овладении социальной компетентностью, связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.

Можно сказать, что в настоящее время большинство учреждений находится на этапе мотивационно-ценностного осознания необходимости создания органа государственно-общественного управления в школе. Обойти этот этап нельзя, он логичен в череде действий, ведущих к созданию и эффективному функционированию Управляющего совета. Вспомним строки из книги «Фрунзенская коммуна», книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанной ими самими: «Самоуправление нельзя «дать», нельзя «взять», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать».

Список использованной литературы

1. Вестник образования. - 2001. - № 5. - С. 14-32.

2. Герасимова Е.В. Школьная демократическая республика «Мир» // Классный руководитель. 2008. № 4.

3. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером! (Детское общественное движение «Ученическое самоуправление»). Вып. № 2. – Нижний Новгород, 2002.

4. Колышкина Л.П., Солдатенко Е.Н. Что дает государственно-общественное управление образовательному учреждению и местному сообществу? / Информационно-методический журнал «Национальный проект «Образование». - №5. 2007. – с. 37 – 38

5. Оськина С. Ученическое самоуправление: от теории к практике // Воспитание школьников. 2009. № 5.Белокуриха»)

Становление городского государственного и

История государственного управления России

дои административной власти, полиции, которая пресекала бы любые проявления недовольства, народные выступления, огра­дила империю от западной революционной «инфекции», кон­ституции, представительных, парламентских учреждений, по­добия правового государства и гражданского общества.

До 1775 г. города, имея 4 процента населения империи, на­ходились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, ко­мендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейскими функциями. В городах действо­вали магистраты, городничие, ведущие функциональную родо­словную от городских приказчиков.

Обозначилось несоответствие качества управления городами начавшемуся формированию нового социально-экономического уклада, усилившейся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, проведенным властью мерам по стиму­лированию экономики, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную царскую администрацию, наделен огромной властью, выполнял в городе функции уездного капитан-исправника, обеспечивал порядок, возглавлял полицию, сосредоточил адми­нистративные, полицейские и другие функции. В столичных го­родах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Под контролем администрации действовали выбор­ные органы городского общественного управления.

Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бур­мистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функция­ми суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. В лице магистратов, сове­стных и сиротских судов, ратуш формировалось городское обще­ственное самоуправление, которое функционировало под посто­янным и строгим контролем губернаторства, городничества, ор­ганов государственного управления.

Жизнь же городов усложнялась, они разрастались и станови­лись крупнее, возникали новые отрасли хозяйства. Множилась социальная структура жителей городов, которые именовались собирательно «городовые обыватели», «мещане».



Управление городами не имело своего самостоятельного ста­туса, единообразия, что сопровождалось произволом руководи­телей местной администрации, тормозило развитие городов, их устройство. Возрастание роли городов в жизни империи требова­ло адекватного городского управления.

В значительной степени эта потребность зафиксирована «Гра­мотой на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г., которая стала первым в истории управления раз­вернутым законом организации городского управления и сопро­вождалась позднее целой серией городовых положений об уст­ройстве городской жизни. Закон сохранил государственное го­родское управление, определил юридический статус городского населения; предусмотрел общественное городское управление, организацию ремесленного, цехового устройства, подчиненность городского самоуправления царской администрации.

Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, действующее на правовой государственной основе, представленное: а) градским обществом, б) общей городской ду­мой, в) шестигласной думой, г) городским головой.

Высшим органом являлось градское общество, на собраниях которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладав­шие недвижимым имуществом, довольно богатым состоянием, капиталом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имуще­ственный ценз постоянно повышался, особенно в крупных горо­дах. «Мещанин бескапитальный голоса не имеет», - такое уста­новлено цензовое право общественного управления. Лишены права голоса в городском собрании были жившие в городах люди на­емного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого иму­щества и капитала.

По имущественному состоянию и роду занятий «городовые обыватели» подразделялись на шесть сословных разрядов, регистрировались в специальных «обывательских книгах» избираемы­ми обществом старостами и депутатами соответственно в одной из шести частей книги по алфавиту и определенной форме из семи показателей.

Градское общество имело право юридического лица, собствен­ность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, добровольные дополнительные скидки (взносы), общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив и др.

Собрания общества проводились по каждому из шести разря­дов «городских обывателей» с дозволения губернатора; по его при­казанию раз в три года выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в ма­гистрат, старост, судей словесных судов, заседателей.

Общая городская дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шести­гласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы.

Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, ког­да «нужда и польза городская потребует».

Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обыва­тельскими книгами» и другими учетными делами.

Кроме общегородских, функционировали разрядно-сословные органы управления. В крупных городах имелись особые купечес­кие общества, избиравшие свои исполнительные управы и стар­шин. Ремесленные цеховые сходы избирали в каждой городской части цеховые управы в составе старшины и двух его товарищей (заместителей) для решения таких узко-цеховых интересов, как учет мастеров, подмастерьев, учеников, забота о нуждах данного ремесла, разрешение споров, экзамены на мастеров и подмасте­рьев. Подмастерья были наделены правом объединяться по профессиям, избирать свои подмастерные управы с ограниченными функциями. Цеховые, подмастерные управы города выбирали на собрании ремесленного голову, который входил в шестигласную думу как гласный от цеховых.

В «Грамоту» включено «Ремесленное положение», чем надле­жало руководствоваться и магистратам, и цеховым органам.

По функциям, предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не мог­ли справиться. «Грамота» предписывала администрации, город­ской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Функции городской думы ограничены, что являлось характерной чертой самодержавного управления, допускавшего децентрализацию в строго ограничен­ных рамках. Дума не обладала широкими правами и самостоя­тельностью, опекалась пристально губернатором, который конт­ролировал ее бюджет, доходы, расходы по отчетам шестигласной думы, представляемых обязательно и губернатору, и казен­ной палате. Думе разрешено обращаться к губернатору «со свои­ми общественными нуждами и пользами». Жалобами же на город­скую думу занимался губернский магистрат. Вся власть была в руках губернатора, городничего, органов государственного управ­ления.

Деятельность городского общественного управления ограни­чена и узостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов, обыва­тельских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчис­лений от казенной питейной продажи, дополнялся различными специальными сборами с обывателей и всегда был дефицитным.

Становление городского общественного управления проходило сложно, медленно. Оно формировалось в аспекте распорядитель­ного назначения в городском хозяйстве, являлось тогда «слабо действующим». Заботы царской власти о городах «не дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые, «городские обыватели» не имели возможности сложиться в одно «общество градское» и раз­вить свое самоуправление». Городское общественное управление сохранило феодальную корпоративную структуру в виде гильдий, цехов, посадских общин и многих других социальных раз­рядов.

Городскому управлению были приданы полицейские черты. «Уставом благочиния или полицейским» 8 апреля 1782 г. опреде­лена законодательно полицейская регламентация городской жиз­ни, полиции дано право вмешиваться в общественную и частную жизнь горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало управы бла­гочиния» содержало нравственные афоризмы, нормы и для по­лиции, и для жителей городов.

По-новому строился городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочи­ния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы. В губернских городах созданы управы благочиния во главе с по­лицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах - упра­вы в составе городничих, приставов, двух ратманов.

Во всех городах учреждены полицейские округа - «части» по 200-700 дворов во главе с частным приставом. Части делились на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуще­ствляли квартальный надзиратель и его помощник - кварталь­ный порутчик.

Управы благочиния, канцелярии частного пристава, называв­шиеся частным или съезжим домом, просто частью являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположен­ных в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопасность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресто­ранами, другими общественными учреждениями, тушили пожа­ры, исполняли судебные решения по мелким уголовным делам, гражданским тяжбам.

В городском управлении во второй половине XVIII в. усили­лись бюрократическая централизация, полицеизация, обществен­ные начала.

Изменение сословного дворянского, церковного,

Понятия: «самоорганизация», «управление», «местное самоуправление», «самоуправление»; самоорганизация в ранних человеческих обществах; закономерности развития управления, МСУ и самоуправление; причины возникновения МСУ и тенденции развития; Европейская хартия местного самоуправления; место современного МСУ в системе социального управления.

Существует три вида форм организации коллективной жизни людей:

Самоорганизация - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация воли биосоциальной целостности (рода, община)

Управление - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является навязывание воли субъектом объекту.

Самоуправление - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация индивидуальной воли человека.

Категория «МСУ» (местное самоуправление) представляет собой один из этапов становления самоуправления, характеризующийся участием индивидов местного сообщества в решение вопросов местного значения. МСУ имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это - власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных Конституцией и законом, публичная негосударственная власть. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры).

Самоорганизация в ранних человеческих обществах: самоорганизация общества на самых ранних стадиях своего развития реализовывалась в форме МСУ на основе принципов, близких к современным его моделям, т.е. МСУ было одной из первых форм самоорганизации общества задолго до образования государства. Примитивные формы самоуправления сформировались в результате выделения общественных полезных дел, которые было выгоднее и эффективнее решать не всем членам сообщества: племенем, родом, общиной, - а доверить их решение отдельным членам сообщества. Вследствие усложнения общественной жизни стали образовываться государства. Наиболее общая причина возникновения и гос., и муниципального управления - необходимость регулирования отношений в коллективе: выполнение «общих дел» и преодоление конфликтов. На определенной стадии общественного развития прежняя социальная родоплеменная организация перестала удовлетворять потребности общества в способах решения «общих дел» и преодоления конфликтов. В результате перехода к оседлому способу жизни появились общины. В них были выборные старейшины и другие «управленцы». Они образовали зачатки муниципальной организации на местах.


Закономерности развития управления, МСУ, и самоуправления: с возникновением господства социальных взаимосвязей возникает управление, которое прежде всего является навязыванием воли. Основными причинами возникновения управления являются разделение труда, появление собственности. Управление обществом при его развитии проходит определенный цикл и обнаруживает свою ограниченность в связи с увеличением многогранности социокультурных взаимосвязей и развитием человека.

В современных условиях необходимость в государственном и муниципальном управлении не только сохраняется, без этого невозможно современное общество. В связи с усложнением проблем общественной жизни, разрастанием сферы «общих дел» (в том числе на местах) роль управленческого труда возрастает, его специализация становится разностороннее, нередко публичное управление проникает и в те сферы, которые ранее считались исключительно частным делом (некоторые вопросы семейной жизни, духовная сфера личности). Гос. и муниципальный аппарат растет, он увеличивается в пропорции к численности населения, занятого другим трудом.

Продолжает действовать и вторая причина - социальная асимметрия общества и связанные с нею конфликты, приобретающие публичное значение (есть и конфликты, не имеющие общественно значимого характера). Хотя в условиях современного общества происходит улучшение качества жизни всех слоев населения, но социальное неравенство существует, а иногда и углубляется. Есть множество других различий в обществе, связанных с разновидностями труда, профессиями, возрастными, половыми и другими особенностями различных групп людей. Различия порождают противоречия, становятся формой противоречий. Их необходимо регулировать, не позволяя дойти до крайней черты. Можно считать, что государства вырастали из самоуправляемых сообществ путем их объединения и преобразований. Другими словами, примитивная форма самоорганизации, основанная на общественном характере регулирования социальных и хозяйственных процессов, уже на ранней стадии несла в себе признаки современной гос. структуры. Из этого следует очевидный вывод: эволюция примитивных форм территориального самоуправления в результате усложнения общественных отношений объективно должна привести к образованию государств, в которых властные институты уравновешенны общественными. В современном обществе всегда будет нужен какой-то регулятивный институт, действующий от имени общества, для решения «общих дел» и урегулирования общественно значимых конфликтов. По традиции он, видимо, будет называться гос-вом, хотя сфера и методы его деятельности могут принципиально измениться. Сохранится и муниципальное управление для регулирования отношений в территориальном коллективе. Его организация и способы деятельности также могут стать иными. С использованием новой техники, информатики государственное и муниципальное управление будет становиться все ближе к населению, приобретать непосредственный характер. Однако они вряд ли будут заменены простым голосованием населения по каждому случаю принятия решений.

Причины возникновения МСУ и тенденции развития: МСУ возникает на основе последовательно существующих причин: 1) развитости человека, т.е. при определенном уровне его культуры; 2) исчерпанности форм управления в связи с усложнением и многократным увеличением количества вопросов местного значения; 3) наличие тенденции устранения разделения труда в формах организации коллективной жизни внепроизводственной сферы; 4) наличие общественной формы собственности.

Место современного МСУ в системе социального управления: концепция МСУ исходит из того, что существуют разные виды публичной власти. Государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства, государственная власть субъекта РФ - на его территорию. МСУ имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это - власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных Конституцией и законом. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры и др.). МСУ - это один из видов управления определенными (установленными законом) общественными делами локального сообщества людей. Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. МСУ организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов гос. власти и не подчинены иерархически друг другу.

Ученическое самоуправление

как компонент государственно – общественного управления

КГКП «Электротехнический колледж »

Республика Казахстан, г. Семей

Проблемы современного образования обусловлены внешними факторами, которые связаны с социально – экономическими проблемами , социальной дизодаптацией человека к изменившимся условиям и внутренними факторами – элементами самой системы колледжа: субъектно - объектными отношениями учителя и учащихся, процессом обучения. Увлечение фактологией вытеснило знание о методах познания, имеется отставание в правовом, экологическом и экономическом образовании. К негативным фактором и другие относят потерю идеалов, снижение роли ученических организации. Вещизм, наркоманию и др.

Основной задачей системы образования на современнном этапе является организация воспитательно – образовательного процесса с развитием отношений в русле сотрудничества, с переходом от авторитарного стиля управления к самоуправлению. Самоуправление, по мнению, делегирование многих полномочий и ответственности за результаты учебы и труда самим участникам педагогического процесса.

Необходимым условием развития ответственности и нравственности является самоуправление, как возможность накопления личного опыта выбора способов поведения. Нельзя не согласиться, что «человек чувствует себя ответственным только за те процессы и действия, в которых он принимает более или менее активное участие и имеет возможность выбора. Единственный способ повысить чувство социальной ответственности – расширение реальной, действенной демократии и самоуправления». И, конечно же, управлять колледжем, делами колледжа только тогда, когда человек способен управлять собой.

На всех этапах развития система ученического самоуправления формируется под руководством членов педагогического коллектива на основании следующих принципов: каждому коллективу учащихся - свой орган самоуправления; самоуправлению колледжа - систему исполнительных органов; каждому направлению работы орган - самоуправления; каждому делу - свой организатор; каждому учащемуся - конкретное поручение; всем членам исполнительных органов - действенные права и обязанности; всем активистам - школу организаторов; всем органам самоуправления - единство действий и взаимодействие.

С целью координации деятельности органов самоуправления и обеспечения их более тесного взаимодействия разработана структура самоуправления:

Учебной группы;

- отделения;

Все структурные компоненты системы самоуправления выполняют следующие функции:

1. Контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся.

4. Информирование, идейно-воспитательная и идеологическая работа среди учащихся.

Культмассовый сектор планирует, помогает в организации и проведении общих мероприятий колледжа. Творческая группа ищет материалы для сценариев мероприятий, оказывает содействие в проведении репетиций; организационная группа составляет графики проведения мероприятий, дежурств на мероприятиях, курирует проведение мероприятий.

Информационно-пропагандисткий сектор обеспечивает информационную поддержку всех секторов.

· Редакционная группа освещает деятельность колледжа через печатные издания.

· Выпускает стенные газеты к праздникам, вывешивает объявления о предстоящих мероприятиях.

· Работают в пресс-центре, издают газету «Вестник ЭКО», организуют акции «Милосердия»

Правовой сектор призван способствовать разрешению конфликтов между учащимися и преподавателями, между учащимися и родителями, между учащимися. Сектор способствует правовому всеобучу. В колледже организован отряд «Сақшы». Работа с сотрудниками Затонского ОП УВД г. Семей и правоохранительными органами г. Семей.

Сектор спорта п омогает в организаций спортивных мероприятий, способствует пропаганде ЗОЖ, вовлекает в спортивные секции.

Трудовой сектор помогает в организации дежурства, субботников, уборки территории, способствует сохранности имущества колледжа.

Сектор по связям с общественостью п омогает в профориентационной работе и работе с молодежными организациями города, работа с ОО «Исток», «Жасыл ел», «Салауат», «Ассамблеей народов Казахстана», Музеем боевой славы, краеведческим музеем, музеем Абая, дом-музеем Достоевского, музеем имени семьи Невзоровых

Таким образом, небольшой опыт работы колледжа по формированию навыков самоуправления у учащихся показывает, что:

1. Самоуправление - необходимый компонент современного воспитания.

2. Самоуправление - радикальное средство, обеспечивающее условие для совершенствования идеологической и идейно-воспитательной работы по всем направлениям.

3. Самоуправление - условие, способствующее социализации будущих специалистов.

4. Самоуправление - средство выражение личностных, творческих задатков.

5. Самоуправление - фактор, обеспечивающий развитие профессионально-педагогических качеств личности

Структура Совета учащихся


Список литературы:

2. Быкова, материалы к анализу и планированию работы в учебных заведениях среднего профессионального уровня. // завуч, № 1, 2001.

3. Гершунский диагностика. Киев, 1986.

4. Никитина ценностного сознания учителя. Педагогика,