Общение как социально психологическое явление. Общение как социально-психологический феномен

Социальная психология: конспект лекций Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 8. Общение как социально-психологическое явление

1. Понятие общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.

Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.

Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами.

Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.

Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.

В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу.

В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения ); взаимодействие (интерактивный аспект общения ); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения ).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным .

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение , определяющее социальные коммуникативные процессы.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный .

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик ); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович ); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный ); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко ) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.

В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.

Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

Из книги Психология стихийного массового поведения автора Назаретян Акоп Погосович

Лекция 4-5. Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы – Ой, что деется! Вчерась траншею рыли - Откопали две коньячные струи! – Говорят, шпионы воду отравили самогоном, Ну а хлеб теперь – из рыбной чешуи! B. C. Высоцкий Феномен слухов и его

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 20. Проблемы социально-психологической адаптации Сама по себе проблема «адаптации» по укоренившимся в науке методологическим воззрениям почему-то считается "одной из кардинальных и важнейших задач биологии" , но никак не психологии. И в данном положении, на

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом.Этот феномен получил в социальной психологии

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 21 Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов 1. Понятие реабилитации Процесс психологической реабилитации особенно важен в случаях, когда окончание стационарного лечения не означает, что больной полностью восстановился и

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 13. Межличностное общение в социальной группе Важные условия для формирования социальных групп в общем случае заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и что они работают для достижения общих целей.

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности Общение – это специфическая форма взаимодействия индивида с другими индивидами, как членами общества.Процедура общения состоит из нескольких составляющих:1) потребность в общении –

Из книги Технология ведения тренинга: Теория и практика автора Фопель Клаус

3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее

Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер Свагито

Зов и явление Я - Дух нерожденного.Кто меня зовет?Выбирайте лучшие слова!Вложите в них ваши лучшие чувства!Выбирайте лучшую музыкальность для зова!И все это пошлите мне!Ваш голос с Земли начнет воспитывать меня на Небесах и притягивать к вам.Ну, как?Зовите, зовите,

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ В жизни социально-психологическое обучение происходит по-разному. Оно начинается в семье, продолжается на детских площадках, в школе, в различных образовательных учреждениях и т. п. Оно происходит, как правило, спонтанно или

Из книги автора

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ 4 Общение как коммуникация и взаимодействие Понятие «Общение». Общение как коммуникация.Невербальные средства общения.Вербальные средства общения.Общение как взаимодействие. Формы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что жизнь человека невозможна без его контактов с другими людьми.

Потребность в общении одна из наиболее важных потребностей. Возникает данная потребность с рождением человека. С течением времени потребность в общении меняется как по форме, так и по содержанию. При этом особенно остро потребность в общении со сверстниками проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте занимает главное место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. С тем, как складывается отношением со сверстниками, зависит психологическое, социальное и физическое развитие детей.

Основными критериями общения являются: внимание и интерес к другому, эмоциональное отношение к нему, инициативность и чувствительность. Общение представляет собой эмоциональное отношение человека к человеку. Поэтому общение со сверстниками формирует, развивает и корректирует эмоциональную сферу ребенка.

Неудовлетворенность в общении со сверстниками может привести к повышенной тревожности, агрессии, неуверенности ребенка.

Степень разработанности проблемы. Проблемой общения дошкольников занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н. Галигузова, В.А. Горянина, В.П. Зинченко, М.С. Каган, С.В. Корницкая, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.

Цель исследования состоит в изучении структурно-динамического анализа общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Объектом исследования выступает общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

Предметом исследования является структурно-динамический анализ общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть общение как деятельность.

2. Раскрыть структурно-содержательные характеристики общения.

3. Выявить особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

4. Выявить особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался метод теоретического анализа и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Феномен общения в психологии» - рассмотрено общение как деятельность; раскрыты структурно-содержательные характеристики общения.

Во второй главе «Онтогенетические аспекты общения как ведущего вида деятельности» выявлены особенности общения детей.

ФЕНОМЕН ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Общение как деятельность

Общение представляет собой процесс передачи информации от человека к человеку, сложный процесс установления и развития контактов между людьми или группами людей, который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя три различный процесса: обмен информацией, обмен действиями, а также восприятие и понимание партнера. Человеческая деятельность невозможна без общения.

Общение необходимо рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (деятельность это не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. Главная особенность общения как деятельности - это то, что посредством общения человек формирует свои отношения с другими людьми. Общение - условие, без которого человек не может познать действительность. Общение - обязательный компонент тех видов деятельности, которые предусматривают взаимодействие людей. Благодаря устойчивости психологических закономерностей общения, люди разного уровня культурного развития и разного возраст могут общаться.

Некоторые исследователи рассматривают деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, а не как взаимосвязанные процессы. Так, например, Б.Ф. Ломов считает, что общение нельзя определить как вид человеческой деятельности, так как общение связывает субъект с субъектом, а не с другим объектом.

Другие исследователи понимают общение как определенную сторону деятельности: общение включено в любую деятельность, является ее элементом. При этом сама деятельность рассматривается как условие, и как основание общения.

М.С. Каган не сводит всю деятельность человека только к предметной деятельности, в соответствии с этим общение представляет собой разностороннее проявление человеческой активности .

М.С. Каган рассматривает два варианта межсубъектной деятельности. Один вариант не опосредован, а другой опосредован отношением к объекту (Рисунок 1).

Рисунок 1. Варианты межсубъектной деятельности

А.А. Бодалев отмечает, что общение это не только необходимый компонент деятельности людей, но и обязательное условие нормального функционирования их общностей.

Как вид деятельность, общение рассматривал А.А. Леонтьев.

Рассматривая общение как деятельность, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что через общение человек строи свои отношения с другими людьми. В своем труде «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев отмечал, что поведение человека представляет собой общение, практическое взаимодействие с людьми в разных социальных структурах.

Б.Г. Ананьев указывал на то, что являясь обязательным компонентом различных видов деятельности, общение представляет собой условие, без которого познание действительности невозможно.

По мнению М.И. Лисина, «общение» является синонимом коммуникативной деятельности. Данная точка зрения поддерживается Г.А. Андреевой, В.П. Зинченко и С.А. Смирновой.

Общение как деятельность определяется мотивами и целями. Мотив является причиной, которая побуждает человека к определенной деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми. Цели речевой деятельности включают в себя поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.

Исследователи отмечают, что ведущей и единственной самостоятельной деятельностью ребенка в перовом полугодии является общение.

У ребенка развитие общения происходит в несколько этапов. Сначала появляется контактная функция. Цель данной функции установить и поддержать контакт со взрослым. Затем ребенок овладевает информационной функцией. Освоение данной функции предполагает наличие способности устанавливать контакт.

Необходимо отметить, что статус деятельности, общению придает функция усвоения искусственных знаковых средств в онтогенезе.

Как уже отмечалось, в онтогенезе общение первичная форма отношения ребенка к окружающей среде. Вначале эта форма предполагает понимание со стороны другого субъекта (прежде всего, матери), а затем взаимопонимание (ребенок не только выражает свои желания, но и учитывает интересы других, от которых зависит реализация его собственных).

Постепенно общение переходит в предметную деятельность, которая, в свою очередь, реализует отношение ребенка к миру. В предметной деятельности происходит изучение ребенком определенных предметов. С помощью предметной деятельности у ребенка формируется объективное отношение к миру.

Общение представляет собой потребность человека, которая объясняется его социальной природой и включает как материальные формы жизнедеятельности человека, так и духовные.

Потребность человека в общении очень велика и значима. В течение своей жизни человек постоянно взаимодействует с другими людьми, следовательно, и общается.

Люди общаются в процессе совместной деятельности и обмениваются информацией. Общение главное условие формирование личности.

Благодаря общению формируется социальная ориентация человека (представление о своей позиции в группе).

Общение определяется системой общественных отношений, однако, в структуре общения нельзя отделить личное от общественного. Средством общения выступает язык, механизмом проявления которого является речь. Речь формируют слова, которые являются и орудием мыслительной деятельности и средством контакта.

В общении принято выделять три связанных друг с другом стороны:

Коммуникативную.

Интерактивную.

Перцептивную.

Коммуникативная сторона обеспечивает обмен информацией. Интерактивная сторона организует взаимодействие между индивидами в процессе общения (обмен не только знаниями и идеями, но и действиями). Перцептивная сторона помогает партнерам по общению воспринимать друг друга и устанавливать взаимопонимание.

Что касается типов общения, то их различают четыре типа, в зависимости от уровня взаимодействия:

Первый тип - уровень манипулирования (один субъект рассматривает другого субъекта как средство или помеху относительно проекта своей деятельности, своего замысла).

Второй тип - уровень рефлексивной игры (субъект, стремится к выигрышу, путем реализации своего проекта и блокированию чужого).

Третий тип - уровень правообщения (субъекты общения признают право существования проектов деятельности друг друга, а также принимают проект взаимной ответственности).

Четвертый уровень - уровень нравственного общения (высший уровень, на котором субъекты принимают проект совместной деятельности, в результате добровольного согласования).

Итак, общение рассматривается как взаимодействие двух или более лиц путем обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Путем общения осуществляется организация совместной деятельности.

Объектом психологического изучения выступает человек, как субъект деятельности, так как в деятельности формируются такие психические свойства личности как: характер, эмоции, установки, отношения. Первым отечественным психологом, который стал изучать деятельность, был В.С. Выготский, который считал, что деятельность представляет собой механизм познания психики человека, формирования у него высших психических функций.

Изучение индивидуальной деятельности происходит в системе общественных отношений. Развитие видов человеческой деятельности происходит в тесной связи с развитием потребностей. Отношение мотив цель способ действия играет ведущую роль в организации деятельности.

В психологии принято выделять три вида деятельности:

1. Игра. Представляет собой первый вид деятельности, в которую включается ребенок. В игре формируются и проявляются потребности ребенка.

2. Учение. Представляет собой деятельность, объектом которой является человек, овладевающий знаниями, умениями и навыками.

3. Труд. Представляет собой сознательную целенаправленную деятельность, которая определяется продуктивностью.

Таким образом, деятельность является специфическим видом активности человека, которая направлена на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.

Деятельность и общение взаимосвязанные явления. В процессе общения формируется совместная деятельность, осуществляется взаимный обмен информацией и коррекция действий. Общение определяет выбор цели, и выступает как фактор организации совместной деятельности.

Слайд 2

Понятие общения

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Виды общения: невербальное (бессловесное) общение - общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

Слайд 3

Уровни общения

Внутриличностное - мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д. Межличностное - общение между двумя и более людьми. Общественное - общение человека с большой аудиторией.

Слайд 4

Стороны общения

Первая - коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения (интерактивная) - взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения (перцептивная) - восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Слайд 5

Невербальное общение

Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

Слайд 6

Общение как межличностное взаимодействие

Общение выступает как межличностное взаимодействие. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая чтото, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал.

Слайд 7

Общение как понимание людьми друг друга

За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Слайд 8

Слайд 9

Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства.

Слайд 10

Причинное объяснение поступков другого человека

Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции или причинной интерпретации. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно - либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому человеку тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации.

Слайд 11

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

Слайд 12

Элементы общения

1.отправитель (тот, кто передает информацию); 2. сообщение (посылаемая информация); 3. канал - форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод, то есть мимика, жесты, поза, письменная речь); 4. получатель (тот, кому посылается сообщение); 5. подтверждение (способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено).

Слайд 13

Каналы общения

Устная речь - получатель ее слышит. Неречевое сообщение - это мимика, жесты, позы, какие-то действия, которые получатель видит. Письменное сообщение - слова и символы, которые получатель прочитывает.

Слайд 14

Этапы процесса общения

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в общение. 2. Ориентировка в целях общения, во внешней ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания общения. Человек представляет себе, что именно он скажет.

Слайд 15

5. Сознательно или бессознательно человек выбирает конкретные средства общения, речевые фразы, которыми будет пользоваться. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника. Контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.

Слайд 16

Правила эффективного общения

Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Стоит попытаться понять достоинства другого человека Постараться понять других людей Стараться быть доброжелательным и приветливым

Слайд 17

Обращаться к человеку по имени, отчеству Учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника Быть хорошим слушателем Уважение к мнениям другого, избегать говорить человеку, что он не прав

Слайд 18

Вопросы могут быть

закрытые (общие), на которые ответ может быть односложным - «да» или «нет»; открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Слайд 19

Цель контактов между медицинским работником и пациентом

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент.

Слайд 20

Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Слайд 21

Умение медработника понять больного человека

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента. Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля.

Слайд 22

Соматогении и психогении

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии.

Первое - каждый человек выполняет те или иные социальные, в том числе и профессиональные ролевые функции (учителя, врача, юриста, руководителя, матери, отца, ученика и т.п.), вступая при этом во взаимодействие с другими людьми, включаясь в различные формы и виды социальных связей и отношений. Все многообразие этих связей и отношений людей можно свести, к шести основным формам: взаимное содействие, несодействие, противодействие и одностороннее содействие, несодействие, противодействие. Очевидно, что наиболее приемлемой формой является взаимное содействие людей при решении ими профессиональных и других социальных задач. Что же касается взаимного несодействия, то это наиболее приемлемая форма взаимодействия людей в общественных местах их пребывания (общественный транспорт, зрелищные мероприятия и т.п.).

Второе обстоятельство состоит в том, что в ходе социального взаимодействия между людьми могут возникать различные; межличностные отношения как позитивного, так и негативного характера: взаимного (или одностороннего) уважения, доверия, симпатии, сотрудничества и т.п. либо, наоборот, отношения неприязни, недоверия, предвзятости и т.п. Это так называемая психологическая сторона социального взаимодействия людей, которая и является предметом социальной психологии.

Особенности межличностных отношений, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевых функций.

Частным случаем социального взаимодействия людей и формой его проявления выступает общение как целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общ правила, тактика и стратегия поведения. Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуально-личностных целей. При этом общение может быть ориентировано на решек деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни деятельности людей: профессионально-деловой, общественной культурной (социально-бытовой, политической, религиозной, области искусства и т.п.), в сфере личностных отношений.

В психологии принято выделять следующие закономерности общения :

наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;

отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способности ее реализации;

развитие, наращивание, совершенствование. Если этого происходит, то общение затухает и разрушается;

позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так как понимание идущей от такого партнера информации.

Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляют его психологическую структуру:

  • 1) восприятие людьми друг друга;
  • 2) понимание людьми друг друга;
  • 3) отношения людей друг к другу;

В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении:

коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);

перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);

интерактивную (взаимовлияние партнеров).

Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют:

профессионально-деловую;

познавательно-диагностическую;

педагогическую;

информационную;

управленческую (мобилизующе-побудительную);

обратной связи;

самоутверждения личности;

реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком;

решение других задач.

Очень важно, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности реализовывался весь комплекс его функциональных задач.

Выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей.

  • 1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение.
  • 2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта: педагогическое общение.
  • 3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение.
  • 4. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию: управленческое общение.
  • 5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпатийное общение.

Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы.

Различают и другие виды общения. Так, в зависимости от уровня его развития:

примитивное , субъект-объектное общение, когда партнер общению рассматривается лишь как средство решения тех и иных задач.

манипулятивное , при котором субъект по общению ставит или иные условия для партнера по общению и последний с га соглашается и потому действует соответствующим образом. Общий смысл такого общения может быть представлен следующим образом: если сделаешь, то получишь награду (либо наказана это общение может быть представлено схематически: субъек стимул-объект;

паритетное общение , как субъект-субъектное общение, кот, в партнере по общению человек видит личность, имеющую права на свою позицию, точку зрения. На основе такого общения возникает «педагогика сотрудничества».

В общении широко используются различные средства, знаков системы общения. Все их многообразие можно свести в три групп

  • 1) вербальные (слово, речь);
  • 2) невербальные (неречевые средства);
  • 3) смешанные (сочетание вербальных и невербальных среде общения, что обычно и бывает при вербальном общении).

При изучении данной проблемы необходимо обратить внимание на своеобразие общения с помощью устной и письменно речи.

Теоретико-методологические предпосылки исследования общения.
Человек не может жить, работать, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. Исторически и в процессе индивидуального развития общения является необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов ее социального развития. Будучи существенным аспектом многих разновидностей человеческой активности, общения отражает объективную потребность людей в объединении, сотрудничестве друг с другом, а также является условием развития самобытности, целостности, индивидуальности человека.
Понятие «общение» употребляется в психологической литературе в разных значениях: как обмен мыслями, чувствами, переживаниями (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), как одна из разновидностей человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев, Н. С. Каган, И. С. Кон, А. А. Леонтьев), как специфическая социальная форма информационной связи (А. Д. Урсул, Л. А. Резников) и др.
Такая разноплановость в определении этого понятия объясняется недостаточной разработанности проблемы сущности данного явления, а также сложностями выделения общения как специфического явления из других сфер общественной жизни - производственной, политической, культурной. Указывая на сложность и многогранность общения, Б. Д. Парыгин не без оснований замечает, что оно может быть одновременно информационным процессом и взаимодействием людей друг с другом, процессом их сопереживание, взаимного понимания и влияния одного человека на другого.
Многогранность общения оказывается даже в тех словосочетаниях, которые очень часто употребляются как в научном, так и в обыденном понимании: «духовное», «материальное», «межличностное», «массовая», «интимное» и прочее общение. И это неудивительно, ведь большинство разновидностей человеческой деятельности (труд, игра, учение, война, торговля, любовь, туризм, воспитания, руководство, управление и т.п.) оказываются тесно связанными с общением с другими людьми. Даже в том случае, когда человек находится наедине с собой, она часто действует так, будто включена в какой человеческого сообщества и общается с ее членами.

Человеческое общение развивается и формируется на основе совместной трудовой деятельности. В процессе труда люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга, они не могут что-то производить, не объединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена продуктами своей деятельности. В связи с этим история является системой связанных друг с другом форм общения. Эта система взаимодействий и взаимных влияний является тем социальным процессом, суть которого, в отличие от работы как производства вещей («обработки природы людьми»), составляет производство отношений («обработки людей людьми»).
В широком смысле общения - это та сторона человеческого существования, что указывает на связь и взаимодействие людей в процессе материального и духовного производства, способ реализации социальных отношений, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые лица и группы людей вступают в процессе их социальной жизнедеятельности. Именно через общение люди и социальные группы вступают в материальные, политические, религиозные и другие отношения друг с другом. Можно сказать, что общение - это в ключевой механизм бытия человеческого общества, который проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми.

Общение - это процесс информационной и предметной взаимодействия между людьми, в котором формируются и реализуются их межличностные отношения. Проявляются при непосредственных контактах, эти отношения определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, а также интересами личностей и социальных групп при осуществлении ими своих социальных функций. Это некий «срез» общественных отношений, представлен на эмпирическом уровне, своего рода их личностное выражение.
Явление общения и психология общения предполагает установление прямых контактов между теми, кто общается («контакт лицом к лицу»), позволяет непосредственно реагировать и влиять на действия и высказывания другого, воспринимать друг друга как уникальных личностей. Эта разновидность общения развивается, прежде всего, в малых социальных группах. Базовая, главная типичная ситуация межличностного общения - диада, парный социально-психологическая связь (в малой социальной группе каждый общается с каждым, без посредников). Совокупность парных взаимодействий образует систему межличностных связей как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового общения. Однако, поскольку человек не может одновременно находиться в непосредственном общении с большим количеством людей, то связи между группами, особенно крупными, происходят из их отдельных представителей.
Выделяют материальное и духовное, прямое (непосредственное) и массовое (опосредованное) общения.
Материальное общение - это взаимоотношения и взаимодействие людей в ходе материально-практической деятельности, прежде всего в процессе труда и производства, а также их поведение в различных сферах общественной жизни. Духовное общение выступает как обмен разнообразной интеллектуально-эмоциональной информацией посредством живой естественной человеческой речи, средств массовой коммуникации и невербальных средств.
Общение - это такая разновидность взаимодействия людей, в котором последние выступают друг относительно друга одновременно (или последовательно) и объектами, и субъектами. Именно благодаря общению поступок лица А становится обстоятельством жизни лиц В, С, D и т.д., а их поступки, экспрессивные действия, в свою очередь, становятся обстоятельствами жизни А. Поэтому значительную роль играют в общении индивидуальные психологические качества человека, на что указывает и Б Г. Ананьев, подчеркивая, что практически невозможно отделить в структуре и динамике общения личное от общественного, провести между ними четкую границу. Поэтому есть все основания утверждать, что общение является социальным явлением, в котором чрезвычайно ярко проявляются индивидуальные особенности лиц - его участников.