Nikon 105 2.8 тесты отзывы. Неделя с экспертом: портретные объективы Nikon

Большой, тяжёлый, железный, дорогой. Nikkor 105mm DC – это техника для профессионалов, точнее, для тех, кто снимает портреты. Это один из самых резких объективов вообще, он для тех, кто в погоне за резкостью. У него есть старший брат – Nikkor 135mm f/2 DC, он ещё дороже и ещё немного лучше. Разница только в фокусных расстояниях. Всё, что справедливо для 105мм DC, справедливо и для 135мм DC.

Металл и стекло, никакого пластика, даже резиновое кольцо фокусировки грубое на ощупь с большими угловатыми пупырышками. Холодный металл в руках пытается вас обмануть, как будто не объектив это вовсе, а оружие. На объективе есть встроенная металлическая бленда, которая не снимается, а только выдвигается и задвигается обратно.

Конечно, взяв в руки портретный объектив, мне традиционно сразу стало интересно, а что ещё можно им снимать, в каких ситуациях им можно пользоваться. Выяснилось, что это отличная линза для архитектуры:

Единственный минус – отходить приходится подальше из-за довольно большого фокусного расстояния, но для FX-камеры из-за большего угла обзора это не критично. А если отбежать ещё дальше, то можно получить пейзаж с такой резкостью, что вам покажется, что у вас что-то зазвенело (как кажется некоторым фотографам, когда они видят правильно сделанную фотографию с нормальной резкостью):

Выдержки у вас будут достаточно короткие из-за светосилы, однако, спорт фотографировать довольно проблематично оказалось. Автофокус срабатывает быстро, но почему-то не до конца, и часто он как бы доводится, что занимает какое-то время. Но когда вы видите подтверждение автофокуса после доводки, то будьте уверены, никаких сюрпризов с резкостью объекта у вас не будет. В общем, спорт тоже можно фотографировать, но при условии, что вы заранее сфокусировались:

А если заранее сфокусироваться никак нельзя, то поймать резкий кадр на чём-то движущемся – большая удача:

Кстати об автофокусе, должен расстроить владельцев бюджетных камер, этот танк фокусируется “отвёрткой “.

Это не AF-S объектив, поэтому сначала разберитесь, что у вас за камера, прежде чем спускать кучу денег на такое стекло. Без автофокуса снимать можно, у вас будет подтверждение фокуса зелёной точкой в углу видоискателя, но это не очень удобно и быстро надоедает, тем более, за такие деньги.

Все почему-то называют портретными объективами всё, что угодно, даже универсальный 50mm f/1.8D , но только не объективы, специально разработанные для портретов. В далёкие девяностые инженеры Никон придумали специальную штуку, которой больше ни у кого нет – управление боке, или Defocus Image Control (DC в названии объектива). Это дополнительное колесо, которое позволяет управлять боке, то есть, размытием фона:

Работает это просто: вы устанавливаете DC на значение диафрагмы, которая в данный момент у вас установлена. F – если вы хотите размыть передний план, пожертвовав задним, который размоется слабее (за всё надо платить).

R – если вы хотите сильнее размыть фон. В этом случае вы получаете самое прекрасное боке на Земле, фон просто растворяется, даже если на нём присутствуют контрастные детали:

Если DC оставить в нулевом положении, то у вас просто очень резкий объектив, как будто Defocus Control у вас нет. А если кольцо управления боке повернуть до упора в сторону R, то вы получите эффект софт-фокуса:

Некоторые любят снимать портреты с софт-фокусом, но лично я не поклонник этого эффекта.

Да, кстати, портреты тоже можно снимать этим объективом:

Спасибо за внимание.

Последним участником нашего большого теста топовой портретной оптики Nikon будет AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED , который вышел относительно недавно, но уже успел завоевать доверие у многих фотографов. Он был создан для воплощения всех задумок в области художественной фотографии.

Этот объектив не подведёт ни в студии, ни на открытой локации. Вне зависимости от освещения объектив обеспечит изящное боке и прорисовку мельчайших деталей даже на предельно открытой диафрагме.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Конструкция и дизайн

Корпус этого «гиганта» (вес - 985 г, размер фильтра - 82 мм), как и у большинства из линейки топовых объективов, оснащён влагозащитой, так что можно смело снимать при любых погодных условиях.

Инновационная оптическая конструкция AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED действительно впечатляет и ещё раз доказывает, что инженеры компании Nikon потрудились на славу. Схема объектива состоит из 14 элементов в 9 группах и включает 3 элемента со сверхнизкой дисперсией, о чём нам напоминают 2 буквы «ED» на самом корпусе объектива.

Инженеры также внедрили в объектив новый электромагнитный механизм управления диафрагмой. Это особенно актуально при высокоскоростной серийной съёмке. Сама диафрагма состоит из 9 скруглённых лепестков. Минимальная дистанция фокусировки - 1 метр.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 1000, F1.4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Опыт и использование

Первое, на что обращаешь внимание при работе с ним, - это быстрый автофокус. 105mm f/1.4E ED не делает пустых прогонов и не долго «сосредотачивается» на нужном объекте. Это очень помогает при съёмке крупноплановых портретов или beauty-съёмке.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 250, F4.5, 1/100 с, 105.0 мм экв.

Работая с этим объективом, я столкнулся с проблемой отсутствия системы стабилизации, что меня очень сильно расстроило и прибавило проблем при съёмке в условиях плохой освещённости. При съёмке на выдержках 1/100–1/125 очень тяжело сделать картинку без смаза, дрожание изображения гарантировано. Для комфортной работы с этим объективом нужно ставить выдержку в 2 раза больше критической, то есть 1/250. При такой выдержке смазы при съёмке сводятся к минимуму. Но если у вас крепкие руки или вы снимаете при хорошем освещении, то можно использовать критическую выдержку 1/125. Впрочем, для обладателей многомегапиксельных зеркалок это вряд ли будет открытием. Но мы лучше напомним читателям об этой особенности.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 900, F4, 1/200 с, 105.0 мм экв.

Фокусное расстояние объектива может потребовать привыкания. Да, оно классическое для портретника, но всё же часто требует отходить сравнительно далеко от модели. В то же время для сверхкрупноплановой бьюти-съёмки масштаб может оказаться маловат из-за сравнительно большой дистанции фокусировки в 1 метр. В этом случае придётся плотнее кадрировать снимок уже на этапе обработки.

Достоинства:

Объектив по фокусному расстоянию находится между 85mm и 135mm. Соответственно не так сильно сжимает перспективу как 135mm и при этом имеет более объемную картинку чем 85mm (с учетом относительного отверстия 1,4). По сравнению с AF-S Nikkor 85mm F/1.4G новый 105mm f/1.4E выигрывает абсолютно по всем параметрам. То же, но еще в большей степени справедливо и для легендарного художественного AF DC-Nikkor 135mm F/2D. Хотя суть DC135mm F/2D в другом. Расписывать конкретную разницу между указанными объективами нет смысла - проще увидеть глазами. В двух словах основные моменты о модели AF-S Nikkor 105mm F/1.4E ED 1) Удивительная способность изолировать объект съемки даже с небольших расстояний от фона. 2) Присутствует уникальная эстетическая атмосфера в фотографии, та самая "воздушность" от которой приходят в восторг любители немецкой оптики. 3) Качество и эстетика размытия (боке) как на переднем плане так и на заднем - на высоте. Размытие равномерное, гладкое. Хотя и дело вкуса. 4) Пластичный. Изображение наделено огромным количеством полутонов и оттенков. 5) Очень точная цветопередача. Каждый цвет и оттенок на своем месте - если конечно изначально не намудрили с балансом белого. 6) Отличная резкость по всему полю кадра. На апертуре 1,4 картинка контрастная, без сильной хроматики, с прекрасной проработкой деталей. 7) Скорость автофокуса довольно приличная - учитывая размеры и вес линзоблока. Ожидал более медленный автофокус. Недостатки:

1) Вес. В профессиональной технике тяжесть за недостатки никогда не считал. Ибо в этом классе все рассчитано на максимальное качество и наивысшие характеристики - отсюда и вес. Это техника узкоспециализированная, не для любителей "легкого и удобного". 2) Пластиковый корпус (рядом с байонетом отчетливо слышно пластик при щелчке пальцем) - вероятно в угоду меньшему весу и удешевлению. Магний конечно легкий материал, но все же тяжелее и дороже использованной пластмассы. Nikon не уточняет какой именно материал использован - но ничего не скрепит, люфта нет. 3) Нет стабилизатора (VR). С одной стороны это действительно можно записать в недостаток. С другой стороны VR портит картинку (боке) и это не домыслы. Ни у одной компании нет в портретных объективах стабилизатора изображения - исключение новая серия Tamron, но там и картинка не такая изысканная. Для тех, то умеет держать камеру в руках - отсутствие VR не проблема. Уверен, что в будущем инженеры смогут совместить технологию оптической стабилизации изображения с шикарной картинкой. 4) У объектива минимальная дистанция фокусировки 1 метр. Немного далековато, хотя и в пределах нормы, учитывая фокусное расстояние. А хочется чтобы оно было около 80 см. Иногда необходимо подойти еще ближе к субъекту/объекту съемки - соответственно это техническое ограничение в некоторых случаях так же ограничивает и возможности фотографа. 5) Размер под светофильтр 82mm. Есть фильтры которые сами по себе редкие и производители не балуют ими. А найти такие фильтры под размер 82mm на порядок сложнее. Квадратные фильтры с навесными держателями-слотами (например от Cokin) вам в помощь. 6) Крупный размер ограничивает удобство использования на небольших профессиональных камерах (например Nikon Df / D750) и резко сокращает полезный объем в вашем кофре.

Уникальный объектив формата FX с фиксированным фокусным расстоянием 105 мм и большой светосилой f/1,4. Этот превосходный объектив с уникальным характером создан, чтобы вдохновлять на достижение новых вершин в области художественной портретной фотографии.

Этот особенный портретный объектив воплощает традиции безупречного качества, восходящие к знаменитому объективу NIKKOR с фокусным расстоянием 105 мм и светосилой f/2,5. Инновационная оптическая конструкция, созданная для идеального воспроизведения малейших нюансов, гарантирует превосходные показатели резкости, контраста и разрешения по всему кадру. Объектив обеспечивает исключительно плавное боке и резкую прорисовку объектов даже при съемке с максимальной диафрагмой f/1,4. Независимо от того, снимаете вы при естественном освещении или в студии, полученные изображения впечатляют глубиной и объемом.

Особенный характер: максимальная диафрагма f/1,4 и фокусное расстояние 105 мм

Этот объектив формата FX с фиксированным фокусным расстоянием отвечает самым высоким эстетическим требованиям. Фокусное расстояние 105 мм в сочетании с минимальным расстоянием фокусировки 1 м позволяет создавать портреты крупным планом без необходимости кадрирования. Уникальная оптическая конструкция позволяет точно воспроизвести на снимке каждую деталь сюжета: даже при съемке с полностью открытой диафрагмой можно передать красоту текстуры тончайших тканей. А девятилепестковая диафрагма со скругленным отверстием не только создает великолепное боке, но и обеспечивает точную регулировку глубины резко изображаемого пространства.

Великолепное боке: глубина и объем

Благодаря своей уникальной оптической конструкции этот объектив отличается восхитительно плавным боке и при прорисовке объектов создает удивительное ощущение глубины. Степень смазывания изображения плавно изменяется с увеличением расстояния от резко изображенного объекта, поэтому боке получается без грубых переходов. Кроме того, постепенный переход боке от точки фокусировки к фону позволяет создавать изображения с невероятным ощущением естественной глубины. Усовершенствования коснулись и видеороликов: при изменении дистанции фокусировки боке меняется невероятно плавно, предоставляя уникальные возможности передачи настроения во время съемки.

Рисование светом: непревзойденное качество результатов при съемке с максимальной диафрагмой

Объектив AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED позволяет вывести фотографию на высочайший художественный уровень. Идеально четкая прорисовка объектов обеспечивается даже при съемке с максимально открытой диафрагмой f/1,4. Объектив эффективно устраняет сагиттальные коматические засветки - точечные источники света будут выглядеть точками круглой формы даже по краям изображения. Объектив не уменьшает освещенность на периферии, обеспечивая яркость по всему кадру, а объекты, расположенные на краях кадра, оказываются резкими и четкими даже при съемке с максимальной диафрагмой и установкой фокусировки на бесконечность.

Легендарное качество оптики NIKKOR

Девять скругленных лепестков диафрагмы снижают дифракцию, обеспечивая реалистичное воспроизведение деталей сюжета. Благодаря использованию электромагнитного механизма управления диафрагмой, встроенного в корпус объектива, достигается исключительно надежное управление автоматической экспозицией (АЭ) даже при высокоскоростной серийной съемке. Нанокристаллическое покрытие Nano Crystal Coat эффективно устраняет двоение изображения и блики, а использование бесшумного ультразвукового мотора (SWM) от компании Nikon обеспечивает плавную, тихую и быструю автофокусировку. Три элемента из стекла со сверхнизким рассеиванием (ED) сводят к минимуму продольную хроматическую аберрацию. Фторсодержащее покрытие от компании Nikon обеспечивает не только защиту переднего и заднего элементов объектива, но и легкость их очистки, поскольку эффективно отталкивает пыль, грязь, воду и жир.

Мои любимые объективы относятся к категории макро. Самое удивительно в том, что непосредственно макро я снимаю довольно редко. Меня всегда подкупала невероятно маленькая глубина резкости при съемке с небольших дистанций, полное отсутствие искажений и аккуратная проработка деталей в портретах при правильном выборе освещения. Здесь решения лучше макрообъектива с его уникальными особенностями зачастую просто не найти. Мои убеждения в очередной раз подтвердил Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR. Впрочем, я уделю в тесте достойное место его родному жанру фотографии - съемке макро.

Конструктив Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR вызывает исключительно положительные эмоции. Металл и минимум пластика. Надежная сборка и пыле-бызго защита. Широкое кольцо фокусировки с плавным ходом и, ура, стабилизатор, который ой как нужен объективу с большим фокусным расстоянием и глубиной резкости уже на “портретной” дистанции (30-40 сантиметров от объекта съемки) всего в несколько миллиметров.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Тогда как один глаз остается в резкости, второй уже вне фокуса. Такое во многих ситуациях недоступно большинству любимых в народе “портретников” с фокусным расстоянием 50 мм и высокой светосилой - не хватает дистанции фокусировки. А с макрообъективом это - не проблема. Или еще один пример, как из ГРИП выходит даже маленькая и тонкая стекляшка. Вот в резкости фон, а вот уже только часть украшения:

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F18, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Конечно же, для столь малой глубины резкости нужна стабильность, и система VR здесь как нельзя кстати: она позволяет удлинять выдержки в любой ситуации, даже когда, казалось бы, стабилизатор совершенно не нужен. Стабилизатор отрабатывает свою стоимость полностью. Можно с рук снимать на выдержках до 1/30 секунды даже на макро-дистанциях (менее 50 см), не опасаясь получить смаз.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/320 с, 105.0 мм экв.

На корпусе объектива есть три переключателя. Кроме традиционного переключателя режима фокусировки и выключателя стабилизатора есть здесь еще и лимитер, позволяющий немного ускорить работу автофокуса вне макродистанций, например, если снимаешь репортаж, и у тебя перед камерой легенда Формулы 1 Жан Алези. Согласитесь, упускать такой кадр нельзя, и я решил активировать лимитер, чтобы не терять время на то, пока автофокус пройдет весь путь от МДФ до нужной дистанции. В таком режиме объектив фокусируется быстро и точно, превращаясь в настоящий светосильный репортажный телевик.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3, 1/100 с, 105.0 мм экв.

При фокусировке габариты объектива не изменяются, а передний элемент не вращается. Это полезно, если вы используете фильтры, да и насекомое спугнуть шансов гораздо меньше. SWM двигатель быстро и бесшумно перемещает фокусировочную группу внутри объектива: скорости автофокуса достаточно, чтобы на макрообъектив в репортажном режиме иметь возможность сфотографировать болид Формулы 1!

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/640 с, 105.0 мм экв.

Но вернемся все же к съемке макро. Максимальный масштаб съемки, доступный для Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR, составляет 1:1. Десятирублевая монета, снятая с таким масштабом на полнокадровую камеру, поражает своими размерами. На камерах с матрицей APS-C крупность плана будет еще больше.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/160 с, 105.0 мм экв.

У привода диафрагмы есть особенность. На некоторых дистанциях весь диапазон диафрагменных чисел недоступен. Диафрагма закрывается до F/3 и даже F/4.8. Случается такое при съемке с короткой дистанции. Камера показывает реальное падение светосилы, свойственное любому макрообъективу. Обычно большинство макрообъективов при работе на коротких дистанциях пропускают несколько меньше света по сравнению с фокусировкой на бесконечности. А в характеристиках всегда указывается светосила объектива именно для гиперфокального расстояния. Расхождения обычно довольно существенны - до двух ступеней экспозиции. В то время как объективы и камеры других производителей скромно об этом умалчивают, Nikon честно выводит реальную экспопару - по крайней мере Nikon D800.

На примере ниже фото, сделанные в одно и то же время в режиме A на разной дистанции фокусировки. Диафрагма разная.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1000 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.8, 1/320 с, 105.0 мм экв.

Картинка Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR мне понравилась. Цветопередача не уходит в какой то оттенок, оставаясь нейтральной, а боке мягкое и равномерное. Это здорово при съемке портретов!

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/160 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/1000 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 400, F3, 1/125 с, 105.0 мм экв.

Насчет детализации можно сказать тольк одно: она зашкаливает - особенно на Nikon D800! На женском портрете видно все, и даже то, чего видно быть не должно ни в коем случае. Можно даже рассмотреть структуру косметики на коже. Хорошо всем известная резкость Nikon во всей красе! С другой же стороны - именно с такой резкостью и хочется снимать бьюти-портреты, рекламу и конечно же - макро. Для съемок воды и природы объективу пригодится его надежная пыле-брызго защита.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 50, F51, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Бликозащищенность у Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR находится на очень высоком высоком для макрообъектива уровне. Бленда, нанокристаллическое покрытие и малый (62 мм) диаметр передней линзы гарантируют надежнейшую защиту от бликов и засветок. Даже если солнце попадает непосредственно в кадр, падение контраста минимально, бликов практически не возникает.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/2000 с, 105.0 мм экв.

Что касается резкости на разных значениях диафрагмы, можно с уверенностью говорить, что резкость есть по всему полю кадра на любой диафрагме - это еще одна особенность макро объективов. При разработке объективов с пометкой Micro инженеры руководствуются в первую очередь соображениями коммерческого качества картинки, и такие проблемы как хроматические аберрации или проблемы с геометрией решают в первую очередь. На кадрах с Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR подобных искажений вы не найдете.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1600 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/1000 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/640 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/400 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/250 с, 105.0 мм экв.