Народное предприятие: характеристика и особенности. Народное предприятие

Народное предприятие – одна из организационно-правовых форм предпринимательства в России, представляет собой разновидность закрытого акционерного общества с нижним ограничением числа участников. Акционерным обществом считается общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций.

Закрытым акционерным обществом является общество, акции которого распространяются лишь среди его учредителей или другого, заранее определенного круга лиц. Закрытое акционерное общество не имеет права проводить свободную подписку на акции, которые оно выпускает, или иным образом предлагать их для приобретения широкому кругу лиц.

Имеются основные положения создания ифункционирования народного предприятия в условиях России.

1. Предприятие создается на добровольной основе, с достаточной численностью работников. Оно может формироваться путем преобразования любой коммерческой организации, основанной на частном капитале.

2. Работникам народного предприятия принадлежит не менее 75 % уставного капитала. Но владельцами паев предприятия может быть лишь ограниченное число работников, как правило, до 10 % от их личного вклада.

3. Вновь принимаемые работники наделяются акциями (паями) обычно соответственно с их личным вкладом.

4. Один работник может владеть ограниченным числом акций. При увольнения он должен продать принадлежащие ему акции (паи) народному предприятию, последнее обязано их купить. При этом возможно провести частичную продажу акций внутри предприятия.

5. В управлении предприятием при принятии решений допускается голосование. Действует принцип: «Один пайщик – один голос», и это не зависит от числа принадлежащих акционеру акций.

6. Размер оплаты труда руководителей строго ограничен. Вместе с тем избранный директор предприятия наделяется широкими полномочиями.

Он вправе быть одновременно и председателем наблюдательного совета предприятия. Считается, что создание народных предприятий улучшает на предприятиях социальный климат. Партнерство заменяет отношения наемного труда и капитала. Вместо выплаты тарифных ставок и окладов работники получают процент от дохода предприятия, который зависит от количества принадлежащих им паев (акций) и трудового вклада. Хотя российским законодательством задерживается правовое оформление народного предприятия, однако на практике по его правилам в конце XX в. в стране работали уже многие коллективы. Например, картонно-бумажный комбинат, образованный в Набережных Челнах, объединение «Микрохирургия глаза», акционерное общество «Хитон», основанное в Казани, и др. Практика подтверждает перспективность и целесообразность создания такого рода предприятий.

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Нормы действующего российского гражданского и корпоративного законодательства, регламентирующие особенности правового статуса закрытых и открытых акционерных обществ, акционерных обществ работников (народных предприятий), производственных кооперативов; правоприменительная практика по вопросам применения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», О Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»; а также взгляды ученых по рассматриваемой проблематике. В работе применялся сравнительно-правовой, логический и описательный метод, а также метод системно-структурного анализа. Как известно, к народным предприятиям применяются правила действующего российского гражданского законодательства о закрытых акционерных обществах. Однако чрезмерная «зарегулированность» многих вопросов и сомнительность, с правовой точки зрения, ряда норм Закона о народных предприятиях вызывают в специальной юридической литературе критику конструкции народного предприятия, что поднимает, в свою очередь, вопросы относительно юридической природы и сущности таких предприятий. Промежуточное положение между акционерным обществом и производственным кооперативом понуждают исследовать данную организационно-правовую форму коммерческой организации и на предмет ее самостоятельности.


Ключевые слова: народное предприятие, акционерное общество, юридическая природа, закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество, самостоятельный тип, акционерное общество работников, тип акционерного общества, кооперативная форма, конструкция юридического лица

10.7256/2305-9699.2014.8.12911


Дата направления в редакцию:

26-08-2014

Дата рецензирования:

27-08-2014

Дата публикации:

29-08-2014

Abstract.

The article concerns norms of current Russian civil and corporate legislation regulating specific features of legal status of open and close joint stock companies and joint stock companies of workers (public enterprises), producing co-operatives, legal practice regarding application of the Federal Law of December 26, 1995 N. 208-FZ "On Joint Stock Companies", Federal Law of July 19, 1998 "On Specific Features of Joint Stock Companies of Workers (Public Enterprises)", as well as the positions of legal scholars on these issues. The article involved comparative legal, logical and descriptive methods, as well as the method of systemic structural analysis. It is well-known that public enterprises are regulated by the current Russian legislation regarding close joint stock companies .However, over-regulated nature of many issues and legal dubiousness of some provisions of the Law on Public Enterprises cause criticism of the legal construction of public enterprise in specialized legal literature, raising the issues of legal nature of these enterprises. The intermediary position between a joint stock company and producing co-operative call for the studies of this organizational legal form of a commercial organizations and questionning of its independence.

Keywords:

Public enterprise, joint stock company, legal nature, close joint stock company, open joint stock company, independent type, joint stock company of workers, type of joint stock company, co-operative form, construction of the legal entity

О понятии и признаках народного предприятия

Особенности создания и правового положения народных предприятий, права и обязанности их акционеров регламентируются, в первую очередь, Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее - Закон о народных предприятиях), направленным на обеспечение защиты прав и интересов акционеров народных предприятий.

Возможность принятия специального закона о народных предприятиях предусмотрена п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах» , где дается указание на «иные федеральные законы», регулирующие деятельность акционерных обществ, имеющих некоторые особенности по сравнению с общими положениями данного Закона.

С позиций Закона о народных предприятиях он является правовым актом, содержащим специальные нормы, которые применительно к регулируемым этим Федеральным законом отношениям имеют приоритет по сравнению с общими нормами Закона «Об акционерных обществах».

Таким образом, народное предприятие - это закрытое акционерное общество, но с определенными, характерными только для народного предприятия, особенностями, отличающими его от обыкновенного закрытого акционерного общества. Эти особенности определены Законом о народных предприятиях. Отсюда, в частности, следует, что правовое положение народного предприятия определяется Законом «Об акционерных обществах» и Законом о народных предприятиях .

В этой связи нельзя не отметить, что признаки закрытого акционерного общества, характеризующие его организационно-правовую форму, определены ст.ст. 96-104 ГК РФ . В частности, общее определение закрытого акционерного общества дается в ст. 97 ГК РФ. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Эти признаки отличают закрытое акционерное общество от открытого. Согласно указанной выше статье ГК РФ акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых Законом и иными правовыми актами. Закон «Об акционерных обществах», в свою очередь, уточняет и дополняет положения ГК РФ, давая более полную их характеристику.

Закон о народных предприятиях предусматривает несколько иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом «Об акционерных обществах» для закрытых акционерных обществ. Вот эти «иные правила» и характеризуют отличительные особенности организационно-правовой формы народного предприятия. В частности, народное предприятие обладает следующими основными свойствами, отличающими его от других типов акционерного общества:

работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала, при этом доля одного работника-акционера не может превышать 5% уставного капитала народного предприятия;

среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека, а число работников, которые не являются акционерами народного предприятия, за отчетный финансовый год не должно превышать 10% численности работников народного предприятия. Число акционеров народного предприятия не должно превышать пяти тысяч.

Мнения ученых о правовой природе народных предприятий

Однако ряд авторов не считают успешным привлекать работников к участию в распределении прибыли хозяйственного общества в условиях действующего гражданского и в том числе акционерного законодательства РФ. В частности, по мнению М.Ю. Тихомирова, правовое регулирование акционерных обществ может осуществляться только нормами ГК РФ и Закона «Об акционерных обществах» . Иные нормативные акты могут определять специфику акционерных обществ (например, законодательство о банках, страховании, инвестиционной деятельности), но лишь в тех случаях, когда их применение предусмотрено Законом «Об акционерных обществах», поскольку именно этот закон, развивая нормы ГК РФ, определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Так как о народных предприятиях прямо не упоминается ни в ГК РФ, ни в Законе «Об акционерных обществах», вряд ли правильно, что Закон о народных предприятиях устанавливает специфику подобных организаций, считает ученый.

М.Ю. Тихомиров приходит к выводу, что народное предприятие является не предусмотренным ГК РФ видом юридического лица и, по сути, тяготеет, скорее, к кооперативной, чем к акционерной форме организации предпринимательской деятельности . В связи с этим применение норм Закона «Об акционерных обществах» к деятельности народных предприятий, с точки зрения автора, представляется не оправданным.

Д.В. Ломакин также ставит под сомнение правомерность утверждений о том, что акционерное общество работников является разновидностью классического акционерного общества . По мнению данного автора, специфика правового регулирования акционерных обществ может быть установлена иными нормативно-правовыми актами, но только в том случае, когда об этом есть указание в Законе «Об акционерных обществах», поскольку именно этот закон в развитие положений ГК РФ определяет статус акционерного общества, а также права и обязанности акционеров. Так, в соответствии со ст. 1 Закона «Об акционерных обществах» особенности создания и правового положения акционерных обществ в отдельных сферах хозяйственной деятельности устанавливаются законами «О банках и банковской деятельности» , «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и др. К народным предприятиям такое отступление от общих правил неприменимо, так как в Законе «Об акционерных обществах» прямо об этом не сказано, да и само понятие «народное предприятие» в нем отсутствует. Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, Д.В. Ломакин делает вывод, что Закон о народных предприятиях не может устанавливать никакой специфики правового положения акционерных обществ, не предусмотренной ГК РФ и Законом «Об акционерных обществах». При этом автор утверждает, что, по существу, Законом о народных предприятиях предусматривается создание новой, не известной ГК РФ, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, новой разновидности коммерческой организации. Налицо явное нарушение требования п. 2 ст. 50 ГК РФ, поскольку ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме указанных в ГК РФ, коммерческие организации существовать не могут .

Д.И. Степанов, называя народные предприятия «мутантами», считает юридические построения, определяемые Законом о народных предприятиях, организационно-правовой формой, размывающей концептуальные устои гражданского законодательства РФ, так как de facto под видом разновидности акционерного общества вводится принципиально новая форма коммерческой организации, не предусмотренная ГК РФ .

Не считает нормы, содержащиеся в Законе о народных предприятиях, входящими в систему гражданского законодательства и, следовательно, не подлежащими применению, и В.А. Белов, который обосновывает свое мнение тем, что ключевое понятие народного предприятия как специфической организационно-правовой формы коммерческой организации, на котором, собственно, и построен Закон о народных предприятиях, противоречит ГК РФ .

Интересной и в то же время противоречивой является позиция Г.В. Полковникова, считающего, что фактически народные предприятия являются не предусмотренным в ГК РФ видом юридического лица, который, в свою очередь, тяготеет скорее к кооперативной, чем акционерной форме организации предпринимательской деятельности, что может быть подтверждено, например, тем, что для них действуют не присущие акционерным обществам нормы: а) в них голосуют не акции, а лица; б) объем прав участников, владеющих обыкновенными акциями, может различаться в зависимости от наличия трудовых отношений с эмитентом; в) существенно расширены полномочия акционеров контрольной (ревизионной) комиссии, а компетенция наблюдательного совета ограничена по сравнению с компетенцией совета директоров акционерного общества . С другой стороны, Г.В. Полковников полагает, что необходимо обратить внимание на следующее: нельзя при рассмотрении правового статуса акционерного общества работников исходить только из формальных признаков - в конце концов, можно выделить это закрытое акционерное общество в отдельный вид юридического лица.

По мнению О.А. Макаровой, народное предприятие нельзя считать закрытым акционерным обществом, так как оно не отвечает самой сути АО. Народное предприятие - это скорее производственный кооператив, но статус кооперативов определен Федеральным законом «О производственных кооперативах» . Народное предприятие - это некое искусственно созданное соединение акционерного общества и производственного кооператива, которое нельзя рассматривать в качестве самостоятельной организационно-правовой формы коммерческой организации. Нормы Закона о народных предприятиях не соответствуют нормам ГК РФ и Закона «Об акционерных обществах» .

На основе анализа изложенных выше точек зрения необходимо сделать вывод о том, что большинство авторов сходятся во мнении о формировании законодателем новой, доселе неизвестной и не предусмотренной ГК РФ конструкции юридического лица, которую, в свою очередь, следует рассматривать в качестве новой формы коммерческой организации, занимающей промежуточное положение между акционерным обществом и производственным кооперативом. Однако озвученные мнения различных авторов следует признать необоснованными с точки зрения действующего законодательства РФ.

Акционерные общества работников являются специфической разновидностью акционерной формы предпринимательской деятельности. Подтверждением этому выступает наличие отсылочных норм, закрепленных в п.п. 1, 4 ст. 3; п. 12 ст. 6; п. 2 ст. 12 Закона о народных предприятиях. Наконец, по действующему российскому законодательству только акционерные общества вправе выпускать акции, а народные предприятия как раз наделены таким правом.

Нельзя, на наш взгляд, акционерное общество работников (народное предприятие) относить к кооперативной форме организации предпринимательской деятельности, если вспомнить о самой идее и смысле производственной кооперации. Как известно, производственные кооперативы начали создаваться, прежде всего, с целью устранения для малосостоятельных лиц посредничество капиталиста. Такой принцип организации деятельности изначально характеризовался совместным личным трудом участников «за общий их счет и с круговою их порукою», т.е. наступающей при недостатке имущества юридического лица солидарной ответственностью участников своим личным имуществом. Отсюда - распределение полученного дохода между участниками кооператива главным образом по труду, а не пропорционально их имущественному участию. Этим артель и отличается от хозяйственных обществ, в том числе народных предприятий, не предполагающих ответственности участников по долгам обществ. Народное предприятие, в свою очередь, имеет целью не обеспечение личного трудового участия его членов, что имеет место в производственных кооперативах, а пробуждение у работников интереса к участию в управлении делами компании.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод - до вступления в силу Закона о народных предприятиях акционерные общества подразделялись на два типа - открытые и закрытые акционерные общества. С вступлением в силу Закона о народных предприятиях возник еще один тип акционерного общества - акционерное общество работников (народное предприятие) . Сказанное подтверждают положения следующих праворазъяснительных актов: Письма Высшего Арбитражного Суда РФ «О Федеральном законе «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» , Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (абз. 6 п. 23) и др.

А субсидиарное применение норм о закрытых акционерных обществах к народным предприятиям ни в коей мере не влияет на самостоятельность типа данного акционерного общества. Подобная практика регулирования правового положения коммерческих юридических лиц наблюдается применительно к товариществам на вере и обществам с ограниченной ответственностью, когда ГК РФ прямо указывает на то, что на товарищество на вере распространяются правила ГК РФ о полном товариществе постольку, поскольку это не противоречит правилам Кодекса о товариществе на вере (п. 5 ст. 82), и что к обществу с дополнительной ответственностью применяются правила ГК РФ и Закона «Об обществе с ограниченной ответственностью» постольку, поскольку иное не предусмотрено ст. 95 ГК РФ.

Предложения

Сказанное позволяет прийти к выводу о том, что в целях необходимости совершенствования правовых норм, регулирующих правовое положение акционерных обществ работников (народных предприятий) в РФ, необходимо внести следующие изменения и дополнения в действующее российское гражданское законодательство:

во-первых, статью 97 ГК РФ дополнить пунктом 3 в следующей редакции: «Акционерное общество, работникам которого принадлежат акции номинальной стоимостью более 75 процентов его уставного капитала, признается акционерным обществом работников (народным предприятием). Один акционер народного предприятия, являющийся его работником, не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов уставного капитала народного предприятия. Среднесписочная численность работников такого предприятия не может составлять менее 51 человека, в противном случае народное предприятие обязано в течение одного года привести ее в соответствие либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы. Уволившийся работник - акционер обязан продать народному предприятию принадлежащие ему акции народного предприятия по их выкупной стоимости в течение трех месяцев с даты увольнения»;

во-вторых, внести изменения в пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об акционерных обществах», изложив его в следующей редакции: «Общество может быть открытым, закрытым или обществом работников (народным предприятием), что отражается в его уставе и фирменном наименовании».

Библиография

.

Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) / Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 30. – Ст. 3611.

.

Об акционерных обществах / Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 1.

.

Алмаева Ю.О., Токарева К.Г. Юридическая сущность, значение и судьба народных предприятий в России // Академический юридический журнал. – 2013. – № 1. – С. 11.

.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

.

Тихомиров М.Ю. Акционерное общество: основы правового положения. – М. : Изд. Тихомирова М.Ю., 2007. – С. 41.

.

Тихомиров М.Ю. Указ. соч. – С. 43.

.

Ломакин Д.В. Что такое народное предприятие? // Законодательство. – 1998. – № 11. – С. 20.

.

О банках и банковской деятельности / Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. – 1990. – № 27. – Ст. 357.

.

Об организации страхового дела в Российской Федерации / Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 2. – Ст. 56.

.

Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. – М. : Статут, 2005. – С. 103.

.

Степанов Д.И. Проблемы законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. – 2002. – № 10. – С. 44.

.

Белов В.А. Количество, переходящее в качество // Законодательство. – 2000. – № 4. – С. 36.

.

Полковников Г.В. Корпоративное право в странах Западной Европы и России // URL: http://lawlist.narod.ru/library/books_ed/korp_pravo/korp_pravo.htm (дата обращения: 27.08.2014)

.

О производственных кооперативах / Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 20. – Ст. 2321.

.

Макарова О.А. Особенности правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) // Юридическая практика. – 1998. – № 4. – С. 122.

.

Алмаева Ю.О., Токарева К.Г. Особенности народного предприятия как одного из ти-пов акционерного общества // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013. – № 2. – С. 197.

.

О Федеральном законе «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» / Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 августа 1998 г. № С5-7/уз-613 // Текст письма официально опубликован не был.

.

О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» / Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2004. – № 1.

.

Об обществах с ограниченной ответственностью / Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 785

.

Тихонов А.А.. Выбор модели стратегического управления развитием сельскохозяйственных предприятий // Тренды и управление. – 2013. – № 3. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2307-9118.2013.3.9402

.

Болдырев В.А.. Ограничение автономии воли юридических лиц несобственников // Право и политика. – 2013. – № 8. – С. 104-107. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.8.2338

.

Ю.Б. Миндлин. Управление системой качества на предприятии сферы услуг // Тренды и управление. – 2013. – № 1. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2307-9118.2013.01.12

.

Е.В. Бурцева. Основные подходы к совершенствованию методов оценки финансовой устойчивости промышленных предприятий в условиях нестабильности // Тренды и управление. – 2013. – № 1. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2307-9118.2013.01.9

.

Н.С. Киселев. Превентивная защита от рейдерских атак // Национальная безопасность / nota bene. – 2013. – № 1. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.01.18

.

Синдеева И.Ю.. Передача государственного и муниципального имущества в и хозяйственное ведение, и оперативное управление как особый вид административного договора // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 2. – С. 104-107. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.02.12

.

А. Г. Коряков. Факторы экономической устойчивости и развития предприятий // Налоги и налогообложение. – 2012. – № 5. – С. 104-107.

.

Г. Е. Быстров. Понятие кооператива: историко-правовой и сравнительно-правовой анализ // Право и политика. – 2012. – № 3. – С. 104-107

.

Третьякова С.Б. Саморегулируемая организация - особый субъект права // Административное и муниципальное право. - 2013. - 5. - C. 415 - 420. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.05.4.

References (transliterated)

.

Ob osobennostyakh pravovogo polozheniya aktsionernykh obshchestv rabotnikov (narodnykh predpriyatii) / Federal"nyi zakon ot 19 iyulya 1998 g. № 115-FZ // Sobranie zakonodatel"stva RF. – 1998. – № 30. – St. 3611.

.

Ob aktsionernykh obshchestvakh / Federal"nyi zakon ot 26 dekabrya 1995 g. № 208-FZ // Sobranie zakonodatel"stva RF. – 1996. – № 1. – St. 1.

.

Almaeva Yu.O., Tokareva K.G. Yuridicheskaya sushchnost", znachenie i sud"ba narodnykh predpriyatii v Rossii // Akademicheskii yuridicheskii zhurnal. – 2013. – № 1. – S. 11.

Данное явление уже распространено в нашей стране, регулируется специальным законодательным актом. Но, тем не менее, о народном предприятии многие судят весьма обще. Поэтому давайте вместе разберемся, что это такое, в чем особенность данного объединения, чем оно отлично от других.

Что это?

Представим характеристику народных предприятий (НП), данную словарями:

  • Так называется предприятие, которое находится в коллективном владении своих работников. Собственность при этом не разделяется на доли или паи, а полностью принадлежит всему коллективу. Управление ведется привлеченными менеджерами, а также советом управляющих.
  • Закрытое акционерное общество, где число ценных бумаг у конкретного пайщика зависит от объема вкладываемого им труда.
  • Характерное для России АО работников, которое основано по порядку, предписываемому ФЗ №115. Создание - преобразование коммерческой организации, кроме муниципального и государственного унитарного предприятия, а также акционерных обществ, в которых работники владеют менее чем 49 % от уставного капитала.
  • Предприятие, находящееся в коллективной собственности своих работников, чья прибыль и имущество не могут быть разделены на паи или доли.

От АО к НП

Самая распространенная для российской и мировой практики форма существования хозяйствующих объектов - это АО. Но сегодня уже многим достаточно ясно представляются недостатки таким обществ. Самый существенный - корпоративный конфликт между общностями крупных и мелких акционеров. В результате таких споров легко можно сменить собственника на более "удобного" человека. Никто также не отменяет поглощение одного АО другим в результате подобных козней.

Все вышесказанное характерно и для публичных, и для закрытых АО. На их фоне выделяется другой тип предприятия, свободный от изложенных недостатков, — народный. Хоть законодательством РФ такая форма введена еще в 1998 году, долгое время она не была в широкой известности. Оно и логично - в народном предприятии директорской "верхушке" трудно стать фактическим собственником всего объекта.

Но народные предприятия в России и других странах становятся в наши дни все более и более популярными. В мире уже 10 % служащих и рабочих трудятся на объектах подобного типа. Самые высокие показатели в США - 15 %. И, надо сказать, процесс не думает останавливаться, ведь любому здравомыслящему человеку ясно, что образование НП приведет к демократизации собственности, смягчению неравенства в обществе, социальной стабильности.

Таким образом, будущее - это соединение капитала и труда, переход рабочего класса к уровню жизни среднего с уже приемлемыми условиями жизни.

Суть НП

Так в чем заключены особенности народных предприятий? Приведем несколько знаковых моментов:

  • Именно здесь у работников есть право безвозмездно получить акции своей компании путем распределения ценных бумаг между всеми членами общества.
  • В НП возможен защищенный законодательством полный контроль рабочих над финансовыми потоками своего предприятия.
  • Прибыль после вычета налогов остается в распоряжении НП. Далее она направляется на экономическое стимулирование работников, развитие производства.
  • В отличие от ПАО, ЗАО, народное предприятие - это ежегодное вознаграждение каждого из работников объемом акций, который пропорционален размеру его з/п. Такой факт стимулирует большую производительность труда и снижает текучесть кадров. Ведь человеку гораздо выгоднее продуктивно и долго работать, чтобы при увольнении получить неплохую сумму от отчуждения акций.
  • Таким образом, приватизация проходит периодически, поэтому акционером на следующий год может стать и вновь принятый работник.
  • Устанавливается ограничение на максимальное владение акциями одним участником. Также нормируется и наибольшая зарплата гендиректора.
  • Сторонние акционеры не могут получить большую долю акций - на все их число распределяется только 5 % от всего уставного капитала.

Ключевые преимущества НП

Несомненными плюсами народного предприятия являются следующие факторы:

  • Контрольный пакет акций объекта всегда остается в руках у работников, что не ставит перед ними препятствий вкладывать средства в развитие собственного предприятия.
  • Одна из немногих форм, которая не дает возможности поглощения одной организацией другой.
  • Предполагает "прозрачность" отчетных документов, что делает НП довольно привлекательным для инвесторов.
  • Мощные стимуляторы развития корпоративной культуры, современного корпоративного управления.

Характеристика НП

Приведем ряд пунктов, которые помогут наиболее полно охарактеризовать народное предприятие:

  • Обязательное условие - 75 % уставного капитала всегда принадлежит работникам НП.
  • Абсолютно все сотрудники каждый год совершенно безвозмездно наделяются ценными бумагами предприятия согласно сумме своей годовой зарплаты.
  • Обязанность трудящегося при увольнении - продать принадлежащие ему акции обратно НП. Последнее обязано их выкупить по актуальной на тот день рыночной стоимости. На это отводится до 30 % чистых активов данного предприятия.
  • Вновь принятых работников пропорционально размеру их з/п НП также обязано наделить акциями - не ранее чем через 3 месяца и не позже чем через 2 года после трудоустройства.
  • Акции НП не могут приобрести следующие лица: гендиректор, его помощники и заместители, члены ревизионного совета и наблюдательной комиссии.
  • Число акционеров - не более 5 тысяч. Среднесписочное число работников - не менее 51 человека.
  • Решения на общем собрании принимаются по закону "один голос = один акционер".
  • Число акционеров-работников не может быть больше 10 % от списочной численности.
  • Ведется эмиссия только обыкновенных акций.
  • З/п гендиректора ограничивается коэффициентом от средней оплаты труда рядового работника за год.
  • У одного трудящегося не может быть число акций, превышающее 5 % от уставного капитала.
  • Во время работы можно продать только 20 % своих акций другим сотрудникам или самому НП.

Что может обратиться в НП?

Согласно действующему законодательству, народным предприятием может стать любая коммерческая форма кроме ФГУП и МУП.

Для ПАО при этом одно условие - работники должны владеть не менее чем 49 % всех акций. Для закрытых АО такое условие не выдвигается.

Создание народного предприятия

Преобразование в НП ведется по следующему алгоритму:


Сегодня необходимые документы по обращению в НП возможно получить в РСНП (Российском союзе народных предприятий). Переходим к последнему пункту.

Законодательное регулирование

Такие объединения регулирует ФЗ №115, принятый в 1998 году (последняя правка была проведена в 2002-м), - "Об особенностях правового положения народных предприятий (акционерных обществ работников)".

Законодательный акт довольно распространен и подробен - состоит из 16 статей:


Народное предприятие сегодня - одна из самых прогрессивных форм хозяйствования. С уверенностью можно считать, что именно за ней - будущее.

Кроме того, акционерное общество может выпускать сертификаты по акции - ценные бумаги, которые являются свидетельством о владении поименованного в нем лица определенным количеством акций.

С 1 октября 1998 г. в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях правового положения АО работников (народных предприятий)» №111-15 была введена в хозяйственную практику еще одна разновидность АО – народные предприятия.

Особенности:

Предприятие такого рода выпускает только обыкновенные акции, 75% которых (не менее этой цифры) должно принадлежать акционерам, работающим на этом предприятии.

Число работников не акционеров не должно превышать 10%.

Каждый акционер (член трудового коллектива) может владеть пакетом акций не более 5% от уставного капитала.

Величина уставного капитала такого предприятия не менее 1000-кратной суммы МРОТ.

Принцип принятия решений: один акционер – один голос.

Исполнительный орган народного предприятия – генеральный директор, избираемый общим собранием.

Среднесписочная численность работников – не менее 51 человека, число акционеров – не более 5000.

Смысл народного хозяйства – чтобы работники были заинтересованы в производстве, чтобы не отчуждать их от производства, смягчить результаты приватизации.

в) унитарные предприятия:

Государственные

Муниципальные

Унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество.

Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), в том числе и между работниками.

Формой унитарных предприятий функционируют государственные и муниципальные предприятия.

Имущество находится в муниципальной или государственной собственности и принадлежащие унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в соответствии с законом или другими нормативными актами. Данное предприятие отвечают имуществом по своим долгам и не отвечает по долгам государства (собственника). Собственник оставляет за собой право на реорганизацию и ликвидацию предприятия, контролирует сохранность принадлежащего предприятию имущества, помимо этого, имеет право на получение части прибыли от использования имущества. Предприятие не имеет права распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, как и частью прибыли, остающейся после расчетов с собственником. Таким образом, на праве хозяйственного ведения предприятие имеет право распоряжаться движимым имуществом и частью прибыли самостоятельно, но не имеет права распоряжаться недвижимостью без согласия собственника.



Унитарное предприятие на праве оперативного управления:

Предприятия, которые функционируют на праве оперативного управления – казенные предприятия. Для казенных предприятий установлен более жесткий режим распоряжения его имуществом, чем для государственных и муниципальных предприятий. Казенное предприятие может распоряжаться имуществом только с согласия собственника – как движимым, так и недвижимым. Без согласия собственника такое предприятие реализует только произведенную продукцию. Предприятия не имеют право на часть прибыли. Право оперативного управления намного уже, чем право хозяйственного ведения. Орган управления – руководитель, который назначается собственником.

Главный учредительный документ – устав.

В 2002 года введен закон – унитарные предприятия не могут создавать в качестве юридического лица другое унитарное (дочернее) предприятие и передачи ему части имущества. Если такое предприятие существует, в течении 6 месяцев его обязывали прикрепить к материнскому предприятию (ликвидировать). Сделано во избежание отчуждения государственной собственности.

Размер уставного капитала государственного предприятия – не менее 5000 МРОТ, муниципального – не менее 1000 МРОТ на дату государственной регистрации предприятия. У казенных предприятий уставный капитал не формируется.

Казенные предприятия – предприятия на праве оперативного управления.

Ассоциативные формы предпринимательской деятельности:

концерн, консорциум, синдикат, корпорация, холдинг.

Консорциум - временное объединение предприятий, банков, фирм, научных и проектно-конструкторских организаций, государственных органов для совместного проведения крупных мероприятий в сфере производства, финансов, капитального строительства, экологии, науки для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Они объединяют предприятия любой формы собственности.

Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов.

После выполнения задач консорциум прекращает свое существование.

К консорциумам относятся и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных, экологических и других программ.

Одной из ассоциативных форм коллективного предпринимательства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве.

Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, которой члены синдиката должны сдавать по заранее оговоренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продажи. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба.

Основная цель синдиката - расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.

Промышленные узлы - это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и местного территориального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.

В промышленных узлах формируются условия для развития микротерриториальной интеграции, кооперации, специализации производства, более полного использования уникального оборудования, производственных площадей и мощностей по переработке вторичных ресурсов, организации межотраслевых производств, обслуживающего хозяйства.

Холдинговая компания - это компания или организация (корпорация), владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (предприятий).

Контрольный пакет акций - основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании акционеров, пайщиков и органов управления.

Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации. (Диверсификация - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства,

расширение ассортимента производимых изделий.)

Таким образом, холдинговая компания - вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав активов холдинговой компании).

Различают холдинги чистые и смешанные.

Чистый (финансовый) холдинг – когда компания получает доходы через систему участия в акционерном капитале других компаний. Как правило, такая холдинговая компания возглавляется крупным банком. Он не участвует в деятельности холдинга, а лишь получает доходы.

Смешанный холдинг предполагает осуществление головной компанией предпринимательской деятельности. Как правило, во главе такого холдинга находится крупное производственное объединение.

г) производственные кооперативы

Производственный кооператив (артель) добровольное объединение граждан на основе членства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Учредительным документом кооператива является устав.

Количество членов не должно быть менее 5 человек. Допускается участие юридических лиц.

В производственном кооперативе может использоваться наемный труд, но количество наемных работников ограничено (не более 30% от членов кооператива).

Кроме того, возможно участие лиц, оплативших паевой взнос, но не принимающих трудовое участие в деятельности кооператива. Таких лиц должно быть не более 25% от общего количества лиц, участвующих в трудовой деятельности.

Источниками образования имущества кооператива являются:

Взносы его членов (как в денежной, так и в материальной формах);

Продукция кооператива и доход, получаемый от ее реализации.

Высшим органом управления является общее собрание. Исполнительные органы представлены правлением кооператива.

Принцип управления: каждый член кооператива имеет голос независимо от размера его имущественного взноса, внесенного или в уставный капитал.

Индивидуальные заработки членов кооператива определяются их трудовым вкладом в деятельность кооператива и размером дохода, который идет на оплату труда.

Производственные кооперативы – не только объединение капиталов, но и рабочей силы.

Преимущества:

Прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу, что создает добросовестное отношение к труду;

Законодательство не ограничивает число членов кооператива (кроме нижней границы – 5 человек);

Равенство прав. Все члены кооператива имеют равные права, т.е. в независимости от размера вклада каждый член кооператива имеет право голова.

Недостатки:

Число членов кооператива не может быть менее пяти, ограничение возможности по созданию;

Каждый член кооператива несет ограниченную ответственность по долгам кооператива;

Кооперативы получили распространение в сельском хозяйстве, в сфере услуг, в добыче полезных ископаемых, в научно-исследовательских работах.

2) Некоммерческие

Благотворительные фонды

Религиозные организации (объединения)

Потребительские кооперативы

Объединение юридических лиц (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства)

Типы предприятий.

Предприятия могут быть сгруппированы по различным критериям, в частности:

1. по размеру:

Средние;

Крупные.

Cамый важный критерий – численность персонала. Малые – до 100 человек включительно (до 15 человек – микропредприятия), средние – от 101 до 250 включительно, крупные – 251 и выше.

Для юридических лиц суммарная доля участия в их уставном капитале РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%

(С 2010 года) выручка от реализации товара (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать пределов, установленных Правительством РФ.

2. по степени специализации:

Узкоспециализированные;

Универсальные;

Комбинированные.

К узкоспециализированным относят те предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства.

К универсальным относят предприятия, выпускающие продукцию широкого ассортимента и широкого потребления. Чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве.

Комбинированные (чаще всего – химическое, текстильное, металлургическое, промышленное производство): всего один вид сырья или готовой продукции последовательно или параллельно на одном и том же предприятии превращаются в другой, а затем и в третий.

3. по характеру выпускаемой продукции:

Выпускающие средства производства;

Производящие предметы потребления.

4. по типу производительных процессов:

Массового производства;

Серийного производства;

Индивидуального производства.

Массовое производство опирается на поточный принцип организации производства, характеризующийся расчленением производственного процесса на отдельные относительно короткие операции, выполняемые на поточных линиях, состоящих из специально оборудованных последовательно расположенных рабочих мест.

Серийное производство предполагает выпуск продукции сериями, отдельными партиями, в значительном, но не массовом количестве.

Индивидуальное производство характеризуется выпуском продукции, разнообразной и не поставленной на номенклатуру, небольшими партиями.

Организация признается юридическим лицом в том случае, когда она обладает следующими характеристиками:

Имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

Отвечает этим имуществом по своим обязательствам;

Может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

Может быть истцом и ответчиком в суде;

Несет обязанности;

Должно иметь самостоятельный баланс или систему.

Индивидуальный предприниматель (ИП) осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

5. по организационно-правовой форме

6. по сфере производства:

Промышленная/сельскохозяйственная/строительная;

Услуги, зарплата;

Посредничество, инновации;

Сдача в пользование имущества.

Разновидностью закрытых акционерных обществ являются так называемые народные предприятия или акционерные общества работников. Функционирование этих предприятий осуществляется на основании специального Закона о народных предприятиях. Принятие данного Закона было обусловлено причинами скорее общественно-политического, чем экономического характера. Идея состоит в привлечении работников предприятия к участию в управлении и распределении прибыли. В зарубежном законодательстве и практике уже имеется подобный опыт. Так, особенно широкое распространение и известность получила американская программа ESOP ("план развития акционерной собственности рабочих и служащих"). В рамках этой программы работники наделяются акциями корпорации и в период наличия трудовых отношений могут принимать участие в управлении ею. При увольнении такие работники, как правило, обязаны осуществить отчуждение акций в пользу других работников или самого общества. Наличие у работника определенного пакета акций рассматривается как мотивирующий фактор в повышении производительности труда, качества выпускаемой продукции.

Правовое положение народного предприятия в российском законодательстве можно охарактеризовать следующим образом: -

народное предприятие может быть создано только путем преобразования уже существующей коммерческой организации и только с согласия большинства работников; -

число работников народного предприятия не может быть менее 51 и более 5 тысяч; -

учредительным документом народного предприятия является учредительный договор, подписываемый каждым работником; -

более 75% акций народного предприятия должно принадлежать его работникам, при этом доля одного работника - акционера не может превышать 5%; -

число работников, которые не являются акционерами, не должно превышать 10% от общей численности работников; -

количество акций, которые может иметь в собственности работник народного предприятия, зависит от размера его заработной платы; -

акционеры - не работники могут приобретать только акции, продаваемые другими акционерами, в отличие от акционеров, состоящих в трудовых отношениях с предприятием; кроме того, они имеют право на приобретение дополнительных акций, которые распределяются между ними пропорционально размеру оплаты труда; -

при увольнении работник должен продать принадлежащие ему акции обществу, т.е. акционерные правоотношения прекращаются одновременно с трудовыми; -

право акционера - работника на продажу акций существенно ограничено: он может продать по договорной цене не более 20% принадлежащих ему на дату окончания отчетного финансового года акций в течение следующего финансового года (количество акций, разрешенных к продаже, устанавливает общее собрание); акционеры - не работники более свободны в распоряжении акциями: они могут продать их в любое время по договорной цене, но только лицам, указанным в п. 9 ст. 6 Закона о народных предприятиях; -

компетенция общего собрания народного предприятия значительно расширена в сравнении с обычным акционерным обществом; -

органом внутреннего контроля является контрольная комиссия, имеющая более широкие полномочия, чем ревизионная комиссия в АО.

Народные предприятия не получили в России широкого распространения. Наибольшим "эффектом" от их создания стали негативные оценки специалистов и сложности в правоприменительной практике, связанные с непониманием места этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в системе юридических лиц. С одной стороны, как это следует из самого Закона о народных предприятиях (п. 2 ст. 1), они являются разновидностью ЗАО, т.е. как бы "подтипом" акционерного общества, поскольку нормы Закона об АО применяются к ним субсидиарно. С другой стороны, акции, выпускаемые народными предприятиями, по своей правовой природе далеко не тождественны акциям обычных акционерных обществ, предоставляющих их владельцам равный объем прав и не связывающих статус акционера с наличием трудовых отношений с организацией.

Наличие многочисленных особенностей народного предприятия в организации акционерных отношений и управления позволили специалистам усомниться в определении правового статуса народного предприятия как особой разновидности закрытых акционерных обществ.

Ломакин пишет: "По существу, значительное число отличительных признаков народного предприятия переходит в новое качество, в результате чего акционерное общество работников фактически можно охарактеризовать в качестве новой, не известной ГК, организационно-правовой формы коммерческой организации. Но такое положение вещей нельзя признать допустимым, поскольку в данном случае грубо нарушается положение об исчерпывающем перечне организационно-правовых форм коммерческих организаций (п. 2 ст. 50 ГК)" . Хочется надеяться, что реформа корпоративного законодательства затронет и народные предприятия.

Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. С. 59.

Наряду с классификацией акционерных обществ на типы действующее законодательство в зависимости от сферы деятельности общества и порядка его создания различает виды акционерных обществ.

По критерию области деятельности выделяются акционерные общества в банковской, инвестиционной и страховой сферах (п. 3 ст. 1 Закона об АО).

По критерию способа создания - акционерные общества, образованные при приватизации государственных и муниципальных предприятий (п. 5 ст. 1 Закона об АО). Смешанный критерий (по области деятельности и по способу образования) лежит в основе выделения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (п. 4 ст. 1 Закона об АО).

Следует отметить, что на перечисленные выше акционерные общества Закон об АО распространяется субсидиарно - в части, не противоречащей специальному законодательству. При этом сфера применения этого специального законодательства очерчена в самом Законе об АО.

Так, в отношении акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности специальными федеральными законами определяются только особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения. На другие правоотношения, связанные с организацией и деятельностью таких акционерных обществ, например в сфере гарантий и способов защиты прав акционеров, порядка проведения общих собраний, формирования органов общества, эти особенности не распространяются, и в полном объеме подлежит применению Закон об АО. Исключение из правила установлено только для функционирующих в форме акционерных обществ кредитных организаций: согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ права и обязанности акционеров таких обществ могут определяться специальными законами, регулирующими их деятельность.

Особенности создания акционерных обществ в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются не только Федеральным законом, но и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие в Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), устанавливаются Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Таким образом, при применении законов и иных нормативных актов к определенным видам акционерных обществ следует быть внимательными с определением сферы и оснований распространения на них специального правового регулирования. При этом, как определено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19, перечень видов акционерных обществ, имеющих особенности правового режима, установленного ст. 1 Закона об АО, не является исчерпывающим. Например, федеральными законами могут быть предусмотрены особенности создания акционерных обществ с иностранными инвестициями.

Еще по теме Народное предприятие:

  1. 4. Участие работников в управлении внутренними делами народных предприятий
  2. Понятие, виды и административно-правовойстатус предприятий по ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях», органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.