Напитки викингов. Хотя справедливости ради заметим, что подобное злоупотребление питием и неумеренность в еде были в те времена типичны не только для Севера

Мы мало знаем рецептов эпохи викингов, но зато знаем о ингредиентах, которые викинги имели в своем распоряжении благодаря археологическим раскопкам. Среди которых есть «остатки» пищи в кастрюлях. Исследование кухонных отходов и мусорных свалок эпохи викингов обеспечивает еще более конкретные подсказки. Анализ пыльцы из болот и со дна озер дает нам представление о том, какие виды растений выращивались в Скандинавии времени викингов. Что-то упоминается в трудах этой эпохи – в Эддах и сагах, хотя эта информация скудна и встречается только мимоходом. К сожалению, викинги не писали книг по кулинарии, и самая ранняя книга этой эпохи относится к 1300 г.

Повседневная еда викингов часто состояла из каш, супов и рагу. Мясо использовалось главным образом для торжеств. Викинги имели в рационе молоко, мед и яйца. Они употребляли кислое молоко и делали сыр, варили пиво и медовуху. Пиво было легким, почти без алкоголя и пилось каждый день. Мёд - это мёдовое вино, которое было довольно хмельное предназначалось для особых случаев.

Викинги обычно ели два раза в день. Первая, dagmál или «дневная еда» подавалась утром, примерно через два часа после начала рабочего дня (в районе 7-8 часов или около того), в то время как второй прием пищи náttmál или «вечерний прием пищи» подавался после труда (в районе 19-20 часов или около того). Время подачи еды менялось в зависимости от времени года и количества дневного света.

Источники белка

Конечно же викинги держали фермы, которые снабжали их мясом. В основном это была баранина, говядина, свинина и козлятина. Конина также потреблялась, но в результате христианизации Скандинавии употребление мяса лошади стало идентифицироваться как особая языческая практика.

Свиньи – наиболее распространённые животные викингов, т.к. их было легко прокормить (они ели объедки, лесные дары).

Люди эпохи викингов также держали курицу, гусей и уток как для яиц, так и для мяса.

Сохранение мяса было очень важным, и викинги использовали различные методы консервации, включая сушку, копчение, соление, ферментацию и даже замораживание (в северной Скандинавии). Сушка была, пожалуй, наиболее распространенным методом, поскольку правильно высушенное мясо могло храниться годами.

Викинги охотились на диких животных, таких как зайцы, лоси, олени, медведи и белки (из-за ценности меха).

Абсолютная любовь к рыбе

Еда из моря, рек и озер по оценкам ученых занимала до 25% калорий в скандинавов. Рыба, особенно сельдь, часто была в меню викингов. Как правило это был окунь, лещ, щука, лосось, пикшу… Они ели много рыбы разного приготовления, отварную, запечённую и сушеную. Сухие и холодные зимы позволяли хранить рыбу очень долго.

Рацион викингов

Мясо и рыба

Овощи и злаки

Фрукты и ягоды

Другие продукты

Травы
Говядина

Овца

Свинина

Курица

Козлятина

Конина

Кабанина

Лосятина

Оленина

Зайчатина

Морская рыба

Пресноводная рыба

Домашняя птица (куры, утки, гуси)

Капуста

Горох

Фасоль

Лук

Чеснок

Морковь

Дудник

Крапива

Рожь

Ячмень

Овес

Пшеница

Полба

Малина

Земляника

Клюква

Бузина

Морошка

Черника

Фундук

Яблоки

Груши

Сливы

Черешня

Вишня

Рябина

Шиповник

Молоко

Простокваша

Сметана

Яйца

Сыр

Вино

Мёд

Мёд (напиток)

Пиво
Можжевеловые ягоды

Дудник

Крапива

Бузина

Таволга

Тысячелистник обыкновенный

Семена горчицы

Хмель

Тмин

Тимьян

Орегано

Любисток

Иссоп

Также люди тех времени ели китов и тюленей. Имеется много сведений о разногласиях по поводу китов и костей в те времена. Китобойный промысел существовал на Фарерских островах, Исландии. Жир тюленей так же был стратегически важен, поэтому охота на них была обычным делом.

Многие ингредиенты были такими же, как и сегодня, но они могли иметь другой статус. Например, конина считалась деликатесом и употреблялась только в особых случаях. Среди бедного населения преобладали такие блюда каша из ячменя, овса и других зерен. Её часто подслащали ягодами или яблоками. У викингов не было сахара.

И верьте этому или нет, но викинги делали бутерброды, сделанные из толстых хлебных ломтиков, намазанных маслом, а сверху клали мясо дикого кабана, оленя, лося или медведя. Мед часто использовался в качестве подсластителей блюд: в супах, если был, то использовали чеснок.

Английские источники ссылаются на викингов как на великих обжор.

Мало кто из нас не слышал о великом норвежском исследователе, ученом и путешественнике Туре Хейердале. Ученый, который развенчивал научные мифы и доказывал самые невероятные гипотезы. Так вот Хейердал утверждает, что первыми казаками были викинги. Кроме того, он утверждал, что легенда о норвежском боге Одине основана на исторической фигуре – человеке, родившемся в степях и прогнавшем викингов в Скандинавию.

Как бы там ни было, доказательства, кто в каком и с кем состоял в родстве - оставим историкам. А сегодня попробуем, опровергнуть, другой устойчивый кулинарный стереотип, что пиво это летний напиток, который обязательно должен быть холодным.

Большинству даже в голову не придет попробовать горячее пиво, хотя в Скандинавских странах этим напитком - напитком времен викингов - принято угощать гостей. Напиток называют не иначе, как «пивной глинтвейн». Позднее, балтийские народы переняли эту привычку и до сих пор в Германии или Польше горячее пиво остается традиционно зимним напитком, заменяющим чай и кофе.

В древние времена употребление горячего пива было не столько забавой, сколько эффективной мерой в борьбе с различными заболеваниями. Наши предки-пивовары считали, что пиво просто необходимо для жизнедеятельности человека, а в XVIII - начале XIX в. лекарства рекомендовалось принимать именно с пивом. К примеру, врачи еще древних шумеров, а потом - и средневековые эскулапы, рекомендовали полоскать рот теплым пивом для лечения зубной боли. А знаменитый врач Парацельс, живший на рубеже XV-XVI вв., исцелял пивом болезни печени и заболевания дыхательных путей, причем для каждого заболевания рекомендовался особый сорт. Он выписывал теплое пиво, которое, по его мнению, превращалось внутри человека в кровь. При кашле рекомендовали пить пиво из шалфея, оно помогало и от гудения в ушах. Также до сих пор многие считают, что теплое пиво в умеренных дозах облегчает недомогания при астме и удушье, а также приносит здоровый и крепкий сон.

Сейчас появилась уже много рецептов горячего пива, и я обязательно приготовлю их для следующих прогулок, ведь, наша южная зима только начинается, а пока смотрите мой фото отчет о прогулки с « классическим рецептом горячего пива» и готовьте напиток для себя.


Классический рецепт горячего пива

пиво (любое) – 1 литр;
сахар – 1-2 столовые ложки;
гвоздика – 3-4 бутона;
корица – 1 щепотка;
желтки – 3 штуки;
лимон – 1 штука.

Вскипятить в кастрюле пиво (светлое или темное) вместе с корицей, гвоздикой и цедрой одного лимона.
Растереть яичные желтки с сахаром до образования пены и медленно влить в кастрюлю с кипящим пивом.
Сбавить огонь, постоянно перемешивать, пока смесь не загустеет.

Очень важно, чтобы горячее пиво повторно не закипело, иначе желтки свернутся!!!
Загустевший напиток снять с плиты, разлить в большие (лучше керамические) стаканы и подать к столу.
При лечении ангины и кашля к горячему пиву советую добавить несколько ложек меда. Больному можно выпивать 1 кружку в день. А здоровому - по принципу «употребление спиртного в малых дозах полезно в любом количестве».



В эпоху викингов скандинавские народы славились не только боевыми навыками, но и умением пить. Ни одно застолье не обходилось без алкогольных напитков, при этом самым обычным делом было просиживать за столом всю ночь напролет. Пиры в Скандинавии зачастую назывались “пиво”, поскольку именно этот напиток был “основным блюдом” на любом торжестве. Традиция пить эль в странах Скандинавии существует как минимум с 1500-1300 года до н. э..
Изготовление пива в те времена было распространённым занятием, встречавшимся среди самых разных слоёв общества. Варение пива было своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от поселений – напиток варили в больших котлах на открытом огне. Однако не само изготовление пива играло главную роль, а процесс его распития с гостями. Обычное пиво (ǫl), на основе злаковых, сваренное дома, было каждодневным напитком и не было каким-то особенно вкусным напитком, но имело множество разновидностей, одной из которых был, например, mungát (или «услада уст» – варившееся в не таких больших объёмах пиво, которое пили не для утоления жажды, а для получения удовольствия от его вкуса).
Совсем иное дело - медовое пиво, или мёд, которое варили в усадьбе конунга или ярла. Мёд имел символическое значение: этот напиток считался источником поэтического дара, его распивали в Вальхалле (небесном чертоге в виде гигантского зала), своём раю, эйнхерии – самые доблестные из павших в бою воинов. Мёд был предназначен преимущественно для торжественных случаев, поэтому можно отнести его к напиткам для высших слоёв общества.
Ещё один напиток, который пили скандинавы – брага (bjórr). Слово bjórr означало ферментированный напиток, который делался из фруктового сока, подслащённого мёдом, некое подобие нынешнего сидра. Этот напиток был крепче мёда (mjǫðr, медового напитка) и пива (ǫl) и был вторым по престижности после вина.
Пиво (ǫl), мёд (mjǫðr) или брага (bjórr) в эпоху викингов являлись частью языческой религии. Еда и питье всегда посвящались какому-либо богу - Одину, Тору или Фрейру.
Напитки северяне изготавливали из местных ингредиентов: мед, клюква с болот, брусника, болотный мирт, тысячелистник, можжевельник, березовый сок, злаки и иногда виноградное вино, импортируемое из Южной или Центральной Европы. Пиво преимущественно изготавливалось из ячменного солода, как и сегодня. Могли использоваться и другие злаки, но именно в ячмене, среди скандинавских злаковых, было высокое содержание крахмала, а его выращивание не было трудоёмким. Зерно вначале могли обжаривать на огне, а затем заливать водой.
Зачастую пиво, мёд и брагу употребляли сразу после приготовления, поэтому оно могло подаваться тёплым, в виде свежесваренного сусла, или выдержанным в ёмкостях, в которых происходило брожение. Существуют гипотезы, что древние скандинавы подавали пиво не только тёплым, но и замораживали его для того, чтобы повысить содержание алкоголя. Пиво хранилось в бочонках или в больших сосудах, из которых его потом разливали в рога и чаши.
Откуда же викинги брали дрожжи? Как правило, использовались семейства диких дрожжей, которые попадали в посуду для пива воздушным путём либо из осадка в неочищенных бочках, поскольку для ферментации использовались одни и те же бочки, в которых оставались осадки и примеси с высоким содержанием дрожжей. Об этом свидетельствует также одно из выражений, которым на древнескандинавском обозначались дрожжи – dregg, так как у этого слова было также ещё одно значение, «осадок на дне».
На пирах неизбежно возникали ссоры и вооружённые стычки - выпив, люди теряли контроль над собой. Здесь и кроется одно из главных отличий пива и мёда викингов от современного. Сегодня пиво считается «мирным» напитком - выпив несколько литров пива, человек становится весёлым, слегка сонным и ленивым. Но в «древний» скандинавский эль, долгое время не добавлялся хмель, дающий «снотворно-наркотический» эффект. Для обогащения вкуса солода древние скандинавы использовали иные ароматические растения, например, пижму бальзамическую, кошачью мяту, мирт болотный и тысячелистник. Такое пиво являлось простой ячменной брагой, как часто оно и называется в сагах. Соответственно, выпивший его в непомерном для современного человека количестве, викинг вёл себя иначе.
Самый близкий по составу к древнему эль сейчас делают на острове Готланд в Балтийском море, его можно попробовать на местных фермах. Этой зимой на пивоварне Dogfish Head Craft Brewery в штате Делавэр, США, под руководством д-ра Макговерна стали варить свою версию древнего скандинавского напитка. Это смесь пива из ячменя и озимой пшеницы, вина из брусники и болотной клюквы и медовухи, все сдобрено травами (болотная мирта, тысячелистник, клевер) и березовым сиропом. Напиток назвали по имени героя германо-скандинавской мифологии Квасира. Квасир обладал недюжинной мудростью, и, когда он был убит гномами, из его крови они приготовили напиток. Каждый, кто хотя бы раз его пробовал, становился искусным поэтом, за что напиток назвали «мед поэзии». Другую версию эля - Arketyp можно попробовать в шведском городе Нюнесхамн в пивоварне Nynäshamns Ångbryggeri или купить в сети магазинов алкогольной продукции Systembolaget по всей Швеции.

В раннем средневековье северные моря бороздили морские волки, которых мы знаем как викингов, варягов или норманнов. Это было мужественное время полное путешествий и приключений. Северные войны избороздили десятки морей, их корабли причаливали к берегам, недоступных ещё другим европейцам. Их культура и мифология уникальна. Средневековые саги сохранили в себе историю жизни скандинавских народов. Сегодня только ленивый может не восхищаться той эпохой и жизнью викингов! Какое же место занимало пиво в жизни викингов? Разберёмся.

Легенды гласят так:
Во времена великих странствий по морям, отважные викинги брали с собой воду. Драккары под предводительством воинственного Эрика Рыжего, открывателя Гренландии и основателя там первого поселения, плыли так долго, что вода протухла. Согласно легенде, в ячменную похлёбку, совсем случайно попал хмель. В результате получилось пиво, от которого «веселило душу, согревало тело, и к тому же лечило расстройство желудка, вызванное протухшей водой».
В итоге открыв для себя пиво, викинги под руководством Лейфа Эрикссона, сына Эрика Рыжего, открыли Северную Америку, назвав её «Винланд». Так пиво было завезено в Америку
У исландцев на этот счёт своя точка зрения. По их старинной и красивой легенде давным-давно жил один парень. Звали его Брайан. Так вот, видел Брайан, что у людей нет такого напитка, который бы помогал им в трудную минуту, если мрачные мысли придут – отгонял бы их, если замерз человек – согрел бы его. Думал Брайан, думал и решил он пойти к лесной фее за советом, где бы такой напиток добыть? Та рассказала Брайану, что на большой поляне в глубине Клэрьерского леса эльфы варят чудодейственный напиток. Можно подкрасться к этому месту и подсмотреть, из чего его эльфы варят. Брайан так и сделал. Вернулся Брайан к людям и передал им рецепт сего напитка. С тех пор и варят в Ирландии добрый эль.


Но развитие пива, напрямую связанно не с легендами, а с развитием земледелия. К сожалению викинги не оставили нам своих поваренных книг, и всё что мы знаем об их пище дошло к нам с археологических раскопок, скандинавских саг и «Эдды». Климат, образ жизни, изолированность в значительной степени сформировали скандинавскую кухню. Выживание зимой в первую очередь зависело от запасов продовольствия, сохраненных в течение короткого сельскохозяйственного сезона. Различные области, в которых жили скандинавы в эпоху викингов, настолько отличаются по климату и почве, что практически невозможно полностью рассказать здесь обо всех существовавших у них технических приемах в земледелии и скотоводстве. Грубо говоря, можно сказать, что во многих областях Дании, в юго-восточной Швеции и во многих юго-западных долинах Норвегии широко практиковалось выращивание зерновых и скотоводство. Чем дальше на север, тем большую роль играло скотоводство, хотя зерновые можно было выращивать даже в Исландии. Прослеживается определенное соответствие и в характере поселений: в южных районах, особенно в Дании, хозяйства были сгруппированы в настоящие деревни, видимо, с системой чересполосицы и общих выгонов, подобно той, что была в средневековой Англии. Однако там, где преобладало скотоводство, каждая ферма должна была иметь свои собственные обширные выгоны, так что хозяйства были расположены как можно дальше друг от друга - так далеко, как только позволяла численность населения. Эта тенденция достигла своего полного развития в Исландии, где деревни и совместное выполнение сельскохозяйственных работ были практически неизвестны. Однако сравнительно скудные земли заставляли викингов постоянно совершать набеги и разбои. Обычно весной или осенью начинались «викингования» откуда они возвращались с добычей. Будучи очень крепкими и сильными войнами, жители деревень от викингов чаще откупались, чем вступали в войну. Трофеями, кроме всего прочего был и мёд.
Основными продуктами были мясо, рыба и зерна злаков. Мясо и рыбу обычно варили, реже жарили. Для хранения эти продукты сушили и солили. Из злаков использовали рожь, овес, ячмень и несколько видов пшеницы. Зерно возили в житницы и там обмолачивали, потом мололи муку (исключительное занятие служанок) и сушили проращенное зерно для солода. Из муки варили кашу и пекли хлебы, из солода приготовляли пиво и, с прибавкой сотов, делали мед, пенный напиток, пользовавшийся особенным уважением на пирах. Упоминается в сагах род меда, приправленного разными травами: он так и назывался травный мед, был очень хмелен и крепок. Из напитков потребляли молоко, пиво, ферментированный медовый напиток, а в высших классах общества – импортное вино. Викинги держали домашнюю птицу, которая обеспечивала свежими яйцами и свежим мясом в течение всего года.
Среди ягод и фруктов можно назвать терновую ягоду, сливы, яблоки, ежевику, чернику. Кроме того, малина, ягоды бузины, боярышник, вишня, земляника, рябина. Их ели свежими, сушеными, сохраненными в меду.
Викинги знали много грибов и овощей, которые собирали в дикой природе и выращивали на огородах. Морковь, пастернак, репа, сельдерей, шпинат, капуста, редька, бобы фава и горох. Свекла, лук-порей, репчатый лук, грибы и съедобные морские водоросли. Производили растительные масла: льняное масло, конопляное масло, подсолнечное масло.
Пиво для викингов было не новым напитком. Около 330-320 гг. до н.э. греческий путешественник и географ Пифей из Массалии совершил поход по Северной Европе и Прибалтике, оставив некоторые сведения о посещённых землях. Основной его труд «Об океане» до наших дней не дошёл, однако на него ссылаются Страбон, Полибий, Плинйи Старший и другие. По мнению некоторых учёных, страна, названная Пифеем самой северной, краем земли (Ultima Thule), - это Норвегия, средняя её часть у Тронхеймского фьорда. Однако высказывались предположения, что это один из Шетландских островов, Исландия или даже Гренландия. Среди народов Севера Пифей называет ингевонов, гутонов, тевтонов (жили в совр. Ютландии) и др. По его сообщению, северные народы изготовляли перебродивший напиток из зерна и мёда. Неизвестно точно о каких землях идёт речь и кто эти народы - кельты или германцы. Ясно одно - народам Северной Европы с давних времён известна медовая брага - предшественник пива.
Римский историк Тацит в 98 г. н.э. в сочинении «О происхождении германцев» писал: «Их напиток - ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина; живущие близ реки (Рейна. - Л. В.) покупают и вино». В старогерманском языке пиво (ныне Bier) называлось Реаг (bior, рiего). Это название, по мнению одних исследователей, восходит к старогерманскому названию ячменя bere, других - к среднелатинскому biber, или biberis, то есть «пить» точно также как и в современном русском языке – «пиво» от слова «пить». Близко название и в современном румынском языке - bere. Другое старогерманское название пива Alu (ale, ealo) удержалось в английском языке (Ale). Солод у древних германцев назывался Bratse, отсюда выводят французское слово Braser («варить пиво»). Пиво, употреблявшееся германскими и галльскими народами, отличалось кисловатым вкусом. От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию.
Основное внимание пиву отводилось в повседневной жизни и на пирах. Пирам в Скандинавии всегда отводилось отдельное место. Поводов выпить находилось столько, что пир мог затянуться на несколько дней. Сама скандинавская мифология поощряет пиры, ведь все лучшие павшие войны (эйнхерии), живущие в Вальхалле пьют мёд козы Хейдрун и закусывают мясом вепря Сехримнир-а, ожидая дня великой схватки Рагнарок. Обязательным ритуалом после победных битв – был пир, в котором часто устраивались жертвоприношения в виде пролитого на землю пива или вина в честь верховных скандинавских божеств: Одина, Тора, Тюра, Хеймдалля, Вали, Ньёрда и других. При морских путешествиях обязательным ритуалом было вылить бочонок пива в море, чтобы Боги способствовали ветру и хорошему путешествию.
Праздников в календаре у викингов было предостаточно. Бонды (владельцы хуторов), хевдинги (høfðing), ярлы (jarl) их дружины и гости-викинги собирались вместе, чтобы отметить день зимнего солнцестояния, приход весны, сбор урожая и другие важные события года. Во времена викингов самым обычным делом было просиживать за пиршественным столом ночь напролет. В Исландии на такие «посиделки» было обязательным приглашать всех родичей, а в Норвегии - ещё и соседей из близлежащих хуторов.
Пиво (ølu, öl), мёд (mjöd, mjöl) или брага (brugg, brygg) в эпоху викингов являлись частью языческой религии. Пенный напиток был даже не «украшением» обрядов, а предметом самого настоящего культа. Еда и питье всегда посвящались какому-либо богу - Одину, Тору или Фрейру (после принятия христианства - Иисусу Христу, Деве Марии или святому Олафу).
В древней Исландии жертвенный пир был важнейшим культовым действом, сплачивавшим общину (herað). Такие жертвенные действа периодически устраивал жрец - годи (goði). В Норвегии такой пир мог даваться «с руки» (af hendi) конунга (konungr) - военного вождя. Первоначально главенствовал именно сакральный смысл такого собрания, а не «кормление» дружины конунга.
С течением времени, вошло в традицию подавать пиво на всех пирах, уже не имевших культового и ритуального значения. На подобных сборищах германцев потреблялось невиданное количество пива. Тацит пишет, что у германских народов не считается зазорным пить день и ночь напролёт. Такие серьезные дела как покупка и продажа усадьбы, помолвка и обсуждение приданого, выбор конунга и выплата виры обсуждались за пиршественным столом. Тацит писал о том, что германцы теряют разум, когда пьют, и обретают его, когда трезвеют, а в конце пира в споре побеждал тот, кто лучше владел оружием. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 922 году имел возможность наблюдать группу скандинавских купцов и воинов в Булгаре при дворе булгарского царя: «они (скандинавы), всецело предаваясь набиду (пиво, брага), пьют его ночью и днём, так что иногда кто-либо из них умирает, держа чашу в своей руке».
Из письменных свидетельств более позднего времени можно узнать много интересного об употреблении пива в Исландии и Норвегии. Учитывая, что вряд ли эти обычаи не были типичны для шведов и данов, и могли особенно сильно измениться со времен викингов, можно сделать соответствующие выводы о месте пива в жизни викинга.


В описываемые в первоисточниках времена - пиво варили для важных и праздничных событий, каковыми являлись Jól (позже наименование этого фестиваля было перенесено на Рождество), свадьбы и рождения детей, поминки, праздник середины лета. Пиво подавали в качестве особого приветственного напитка. Пиво, к тому же, было необходимой составной частью питания. Варка пива была своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от напитка. Надо, истины ради, заметить, что обычное пиво, сваренное дома не было каким-то особенно вкусным напитком. Совсем иное дело - медовое пиво, или мёд, которое варили в усадьбе конунга или ярла.
Одним из «великих» искусств во времена викингов было умение пить. В знаменитой древнеисландской «Саге об Эгиле» говорится, что Эгиль Скаллагримсон был первым во всём - в том числе и на пиру. О слепом короле Ререке сообщается, что мог он на пиру перепить любого и спаивал всех, кто сидел подле него. В «Саге об Олаве Тихом» из «Круга Земного» о конунге Олаве: «Все говорят, что не было мужа более красивого или видного, чем он. У него были красивые и золотистые, как шелк, волосы, пышущее здоровьем тело, очень красивые глаза и соразмерное сложение. Он был обычно немногословен и не любил говорить на тингах, но был не прочь попировать и пивом был разговорчив и приветлив». Одним из признаков помешательства Сигурда в древнеисландской «Саге о Сигурде» считается его поведения во время питья пива: «Говорится, что конунг Сигурд бывал неразговорчив, когда пил пиво, и тяжкая нападала на него немочь. Не слушал он, что говорят ему люди...».
Во времена викингов рога и чаши, как мечи, копья, щиты и другие предметы, имели своё собственное имя - по имени своего владельца или изготовителя, а чаще оригинальное прозвище, связанное с особенными свойствами, которыми обладали. По верху рога часто шла надпись из рун. Эти магические знаки имели охранительную силу и должны были защищать от порчи и яда. Такие руны назывались «рунами пива». Вот как об этом говорится в речах валькирии Сигрдривы: «Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен! Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд - на ногте. Рог освяти, опасайся коварства, лук брось во влагу; тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят».
Гости за столом пили из рогов столько, сколько хотели. Однако часто случалось, что двое гостей (или несколько пар) пили одинаковое количество пива, чтобы узнать, кто кого перепьет. Также было принято, что все гости осушали чаши до дна, из-за чего часто возникали споры и даже смертоубийства. Один из дружинников Харальда Прекрасноволосого - Торир Англичанин, когда стал стар, пришел к конунгу и сказал ему, что не может более поспеть в осушении рогов и чаш за молодыми воинами, и попросил отпустить его домой, ибо сила его пошла на убыль. На что конунг отвечал, что Торир может остаться в дружине и не пить больше, чем ему самому захочется. Эта была большая честь для старика.
В «Законе Гулатинга» (сборник правовых обычаев юго-западной Норвегии к. 11-нач. 12 века) говорится, что человек находится в своей силе и может считаться здоровым до тех пор, пока может пить пиво на пирах, держаться в седле и вести разумные речи. Если он не может делать вышеперечисленного, то тогда наследники вправе требовать передачи его имущества им под опеку.
Для увеселения пирующих существовал «рог опоздавшего», когда опоздавшие на пир гости должны были сразу по прибытии осушить специальный громадный рог с пивом. Громадные чаши с пивом и мёдом неизменно выставлялись на Йоль (Рождество), и лишь больные могли отказаться от рога на таких празднованиях. Любили хозяева в качестве шутки подстроить так, что гости опаздывали и приходилось им пить «рог опоздавшего».


На пирах неизбежно возникали ссоры и вооружённые стычки - выпив, люди теряли контроль над собой. Сегодня пиво, не в пример вину и особенно водке, считается «мирным» напитком - выпив несколько литров пива, человек становится весёлым, слегка сонным и вполне ленивым до буйств. Но в «древнее» скандинавское пиво (по сути приготовления и по «родному» названию - эль), долгое время не добавлялся хмель, дающий «снотворный» эффект. Да и градус его был выше, чем у современного. Таким образом, такое пиво являлось простой ячменной брагой, так часто оно и называется в сагах. Соответственно, выпивший его, в непомерном для современного человека количестве, викинг вёл себя иначе.
Вот к чему привело неправильное распределение мёда и пива между гостями и дружинниками, как о том рассказывается в «Саге о Сверрире»:
«Магнус конунг собирался провести Рождество в Бьергюне. Дружинники должны были пировать в большой дружинной палате, а гости - в палате Сунневы. Гости были недовольны тем, что дружинники пьют мёд, а они пиво. На пятый день Рождества, когда гости перепились, они взялись за оружие, пошли к палате конунга и хотели взломать дверь. Поняв, что происходит, конунг бросился к двери, чтобы остановить их. Но Бард Щит, его раб, опередив его, выбежал в сени и был сразу же убит. После этого конунг вернулся назад, и дружинники захлопнули дверь. Но гости взломали её. Тогда бросились к двери те, кто в тот день стоял на страже, так как только у них было оружие. Некоторые брали печные камни и бросали их в сени. Когда горожане и работники Магнуса конунга и лендрманнов поняли, что происходит, они схватились за оружие и пошли к дружинной палате. Тут гости отступили. Но многие были ранены».

Однако, совершенно неверно утверждение, что в те времена пиво в усадьбах было обычным и привычным напитком каждого дня. Несомненно, что в средние века пиво играло более важную роль, чем в наши дни, но вряд ли его значение было столь велико, как мы это иногда себе представляем. Саги почти ничего не сообщают нам о «простой» жизни. Речь в них идёт, прежде всего, о знатных и родовитых людях, о пирах и празднествах, об особенно важных событиях и битвах. События каждого дня были известны всем, и упоминать о них не имело смысла.
В исторических источниках упоминаются сочетания «рыба и молоко», «мясо и пиво». Мясо редко подалось свежим, его чаще всего ели солёным или сушеным. В богатых и знатных домах угощали «птицей и вином». Остальным же приходилось довольствоваться молоком, а пиво пить только по праздникам. И когда англы рассказывали своему епископу Вильяму, что в Норвегии никому из них не удалось получить иного напитка, нежели смешанного с водой пива, они были ближе к истине, чем скальд, что сочинил вису о «струях пенного пива, что ласково горло щекочут».
Насколько опасно злоупотребление пивом и мёдом. Достаточно вспомнить строфы из «Речей Высокого», одной из песен «Старшей Эдды». В христианские времена излишняя любовь к пиву и мёду стала порицаться. В законах появляются наказания, которым подвергаются пьяницы, но пиры по-прежнему продолжаются по всей Норвегии.
По предложению епископа Эйнстейна и с согласия ярлов и хевдингов, был принят закон, по которому надлежало «являться на тинг в трезвом состоянии и поститься во все время тинга. Кто же нарушит этот закон и будет уделять еде и питью более внимания, чем происходящему на тинге, дело того в этом году разбираться не будет... Кроме того, на тинг запрещается привозить пиво как для собственных нужд, так и для продажи». Но что характерно и весьма забавно: «если же пиво всё-таки будет привезено на тинг, то выливать его не следует, а следует разделить между всеми собравшимися».
Так, христианами были разрушены исторические пивные традиции норманнов, так прекратились романтические времена, о которых мы читаем в сагах.

Часть материала взято с ресурса

В статье Змеевик самогонного аппарата мы рассказывали о простейшем самогонном аппарате без змеевика.

Однако, это не единственный вариант. История сохранила для нас описание изготовления зимнего эля викингов. Фактически – это приготовление самогона без использования самогонного аппарата вообще.

Викинги на пирах предпочитали употреблять эль – разновидность пива. Варили его женщины викингов по осени, после сборки урожая. Хранился эль в деревянных бочках, а на пиру его черпали кружками прямо из бочек.

Пивные дрожжи перестают работать при достижении крепости более 5,4 % алкоголя, так что эль викингов содержал от 3 до 5% алкоголя. Таким элем можно было пировать всю ночь и к утру оставаться на ногах.

Однако, столь малое содержание алкоголя в напитке не удовлетворяло суровых воинов.

Зимой температура в неотапливаемых бытовках, где викинги складировали свои запасы была -10 и ниже и эль начинал замерзать. Как известно, вода замораживается при нуле градусов Цельсия, если любой алкоголесодержащий напиток оставить при температуре -1 градус, то через некоторое время вода в нем начнет замерзать. Остается только вылавливать лед и тем самым повышать градус напитка.

Как сделать зимний эль викингов

При домашнем изготовлении зимнего эля вам необходимо взять эль или темное пиво, перелить его в сосуд с широким горлышком и закрыв сосуд поставить в морозилку.

Через некоторое время достаньте сосуд и выньте из него замороженную в лед воду. При необходимости можно повторить процедуру и увеличить градус зимнего эля викингов. Главное – не переусердствуйте с заморозкой, а то при -10 градусах в морозилке все пиво превратится в лед.

Таким образом, не используя самогонный аппарат можно получить достаточно крепкий спиртной напиток.

Вкус зимнего эля викингов зависит от того, какое пиво вы возьмете за исходный продукт. По своему опыту скажу, что желательно брать темные сорта. Всякая дешевая Балтика 3 и тому подобные напитки после процедуры вымораживания не улучшают свой вкус, а если учесть еще и частичную потерю газа в пиве, то вкусовые качества оказываются весьма спорными.

Конечно, в современном мире можно добиться повышения количества спирта с помощью перегонки, например с помощью