Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста. Подкормка птиц зимой

Межвидовое взаимодействие. В течение марта и апреля, я наблюдала кормушку каждую неделю по 2 дня, примерно полтора часа. В ходе моих наблюдений, мною были замечены воробьи и галки, сидящие на ветвях деревьев находящихся вблизи, голуби же не подлетали непосредственно к кормушке, а подбирали остатки пищи уже с земли. Погода была хорошей, солнечной. Воробьев было больше всех остальных птиц, они активно подлетали по нескольку раз каждый к корму и долго сидели внутри кормушки. При этом воробьи сообщались друг с другом посредством чириканья и писка, некоторые особи пытались отталкивать и выбивать из кормушки своих собратьев. Другие же, более терпеливые, миролюбиво сидели на ветках кустов и деревьев и ожидали своей очереди к кормушке. В это время они сообщались друг с другом определенным звуковыми сигналами, состоящими из писка и частого чириканья. Также во время ожидания вспыхивали драки за ветки, на которых собиралось много птиц, и более сильные пытались прогнать остальных сидящих и остаться на ветках, находящихся близко к пище в одиночестве. Остальные особи чистили себе перья, окунались в близлежащие неглубокие лужи, при этом громко выражая восторг. Вновь прибывшие воробьи вначале начинали кружить вокруг деревьев и кормушки, затем постепенно опускались ниже, потом начинали перелетать с ветки на ветку, постепенно приближаясь к кормушке. Но им не давали подлетать те птицы, которые еще ждали своей очереди дольше. Опять-таки, вспыхивали кратковременные драки. Когда поднимался сильный ветер со стороны реки, кормушка начинала раскачиваться, и птицы покидали ее, улетая на ветви деревьев, находящиеся высоко. Корм был представлен зернами пшена и мелко накрошенным белым хлебом. Мною было отмечено, что именно воробьи предпочитают из представленной пищи пшено и больше всего хлеб. Влетая в кормушку, некоторые из воробьев быстро хватали себе корм (зерна, но больше хлеб в клюв) и улетали в сторону от объекта наблюдения.

По прошествии сорока минут, мною были замечены появляющиеся у кормушки галки и голуби. Воробьи, господствующие там, поначалу пытались вести себя так, будто ничего не изменилось. Будто бы и было посторонних птиц. Но мною изменения в поведении были замечены сразу же. А именно: воробья сидящие на дальних от кормушки ветках стали улетать по 2-3 особи. Но в эпицентре скопления воробьев пока ничего не менялось, на пришельцев не обращали внимания. Места улетевших воробьев начали занимать галки. Голуби же не садились на деревья и кусты, а начали расхаживать по земле, издавая характерные для них горловые звуки. Галки, начиная чувствовать себя более уверенно, стали делать попытки приблизится к кормушке на более близкое расстояние, а именно стали пытаться согнать воробьев, сидящих на ближних ветвях. Вначале это не увенчалось успехом, так как воробьи смогли дать кратковременный отпор галкам. Особи воробьев, занимающие доминантные позиции, как в самой кормушке, так и на ветках деревьев делали вид, что хотят напасть на галок. Две особи воробьев налетели на особу наглую галку, пытавшуюся прорваться в кормушку и стали бить ее крыльями и лапами. Галка вначале улетела, но потом был замечен факт скопления галок в районе происшествия. Воробьев уже стало меньше, но кормушка была не пуста, и птицы по-прежнему сидели на ветвях. Но галки стали чувствовать себя увереннее, поскольку увеличилось их число, и начали активно подлатать к кормушке и брать в клюв пшено. Хлеб они брали меньше. Поскольку галки крупнее воробьев, то они не задерживались непосредственно в кормушке, как те, а сразу после того как брали корм, или слетали на землю, или улетали на деревья. Хоть количество воробьев и уменьшилось, они по-прежнему сидели в кормушке, но не пытались уже согнать галок, так-так те не сидели там долго. Поведение галок заключалось в быстром принятии корма и слета вниз. Но так повторялось по несколько раз у их особей.

Голуби. Поведение голубей было самым миролюбивым из всех. Хотя прилетели они вместе с галками, но не пытались даже влетать в кормушку или садиться на край и брать корм сразу из нее. Голуби спокойно расхаживали под кормушкой, но поскольку она раскачивалась, то и им доставалась часть корма. Также стоит взять во внимание, что некоторые частицы пшена падали к ним от галок. Галки же тоже иногда опускались на землю под кормушкой, тогда самые смелые особи голубей пытались отнять и съесть первыми то, что удалось добыть галкам. Галки защищали свою еду и налетали на голубей, растопоршивая свои крылья, пытаясь казаться больше. Некоторые голуби поступали хитрее и пытались просто красть у собратьев и галок добычу, вспыхивали кратковременные стычки между голубями и галками. Еще я заметила, что некоторые воробьи также слетали на землю и пытались есть там. Некоторые из них тоже пытались также красть пищу, мгновенно взлетая после этого. Голуби вели себя медлительнее всех, поскольку, когда крошки пшена или хлеба падали вниз, то на них мгновенно слетались птицы всех трех замеченных видов. Воробьи реагировали быстрее всех, галки пытались действовать более скрытно, ворую пищу у других, если не получалось взять с края кормушки. Голуби же подходили к столпотворению птиц медленно и пытались вклиниться в толпу, но их отталкивали и не давали подойти ближе.

Время прилета.

Мои наблюдения проходили в основном в выходные дни. Тогда для птиц наступало оптимальное время, поскольку их не беспокоили своим появлением люди, выходившие из дверей факультета. Но, каждый день, идя на пары, мне приходилось замечать, что птицы чаще всего находятся у кормушки во второй половине утра. Примерно с 11 до 12 часов, и потом - в течение дня. В один из будних дней, мне довелось побыть у кормушки чуть дольше. И мною были сделаны следующие выводы. Первыми у кормушки появлялись воробьи, потом прилетали голуби, затем - галки. В выходные дни птицы были смелее, и в течение всего дня у кормушки могло находиться разное количество птиц. Я наблюдала их по 2 часа, чаще всего с 12 до 14. Время могло варьироваться. За это время у птиц происходило то, что я описывала выше.

Частота появления у кормушки. В ходе наших наблюдений, мною было выявлена зависимость появления птиц около кормушки от различных явлений. В первую очередь оказывала влияние погода. Мы предполагаем, что если имели место быть сильный ветер, либо снегопад, либо же дождь, то у кормушки было бы пусто. Мне довелось провести небольшое наблюдение за птицами во время дождя и сильного ветра. Как у кормушки, так и на соседних деревьях и кустах мною не было замечено ни одной птицы. Однако на следующий день, выпавший днем моего привычного наблюдения, бывший солнечным с достаточно приемлемым климатом, птиц было уже достаточно много, в привычном для меня составе наблюдений. Разумеется, влияли на присутствие у кормушки птиц и люди, изредка проходившие мимо меня. Но, я заметила, что если длительное время находится подле кормушки с птицами и не проявлять к ним враждебности, то они начинают подлетать к ней, когда я стояла не так далеко от объекта наблюдения. То есть птицы, спустя время, переставали видеть во мне объект угроз и привыкли к моему присутствию у кормушки. Благодаря этому мне удалось провести ряд экспериментов с кормушкой, о коих будет более подробно описано далее.

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Цель:

  • дать детям представления о кормушках для птиц;
  • расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся зимовать: воробьи, синицы;
  • развивать умение узнавать птиц по внешнему виду, желание наблюдать за птицами; развивать познавательный интерес к природе; память, внимание, речевую активность;
  • воспитывать любовь и доброе отношение к птицам, желание помогать им в зимний период.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами; чтение рассказов и стихов о птицах; рисование на тему «Корм для птиц»; подвижные игры «Птички летают», «Птички в гнездышках» и др.; беседы о птицах.

Приоритетная ОО: «Познание»

Интеграция ОО: «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Оборудование: Конверт с письмом, посылка, кормушка для птиц, корм для птиц, маски птиц.

Ход НОД:

Воспитатель. — Ребята, я сегодня шла на работу и увидела в почтовом ящике нашего детского сада письмо. Оно адресовано нашей группе, здесь так и написано, группе № 3 «Гномики». Давайте его откроем и прочитаем, от кого же это письмо.

«Здравствуйте, милые дети. Когда я был у вас на празднике Елки, вы мне очень понравились. Вы веселые, добрые, знаете много стихов и песен, и я решил сделать вам подарок. А какой, вы узнаете, когда выйдете на прогулку. Подарок ждет вас на вашем игровом участке. Когда вы пойдете гулять, то обязательно его найдете. Всего вам самого хорошего, до свидания. Ваш … , а подписи нет, есть загадка. Отгадаем загадку, ребята, и узнаем, кто же нам сделал подарок?

Кто на праздник, Новый год

Нам подарки раздает?

У него есть красный нос,

Дети. — Дедушка Мороз.

Воспитатель. — Верно, ребята, это Дедушка Мороз решил нам преподнести подарок, вы ему очень понравились. Ну что, хотите увидеть подарок? (ответы детей)

— Тогда давайте быстренько одеваться и на прогулку, на улицу, искать подарок, который где-то спрятал Дедушка Мороз.

(Дети одеваются и выходят на улицу)

Воспитатель. — Вот мы и пришли на свою площадку. Давайте внимательно посмотрим вокруг и поищем наш сюрприз, наш подарок от Деда Мороза.

(Дети вместе с воспитателем ходят по участку и, вдруг, находят кормушку, которая висит на дереве. Воспитатель хвалит детей, которые первыми ее заметили, за внимание. Снимает кормушку с дерева).

Воспитатель. — Ребята, а что же это за предмет такой интересный? (ответы детей)

— Верно, это кормушка. А для кого она? (ответы детей)

— Правильно, это кормушка для птиц. А зачем птицам нужна зимой кормушка? (ответы детей, если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет)

— Ребята, зимой, когда очень холодно и много снега, птицам трудно найти себе корм, поэтому люди помогают птицам, развешивают для них кормушки в разных местах, в парках, лесах, во дворах, в детских садах, просто за окнами домов и насыпают в эти кормушки корм для птиц. Птицы прилетают к кормушкам и питаются. Поэтому часто кормушки называют еще столовыми для птиц. А как вы думаете, чем можно кормить птиц? (ответы детей)

— Верно, можно насыпать хлебных крошек, семечек, ягод рябины и калины, а для синичек можно положить в кормушку еще и сало, они его очень любят.

— Ребята, а из чего сделана наша кормушка? (ответы детей)

— Да, наша кормушка из дерева, ну ее можно сделать из любого материала. У кормушки есть дно или пол, куда насыпается корм и есть крыша, чтобы снег или дождь не намочил птичий корм. Ребята, а зачем нужно вешать кормушку высоко на дерево? (ответы детей)

— Птички летают высоко, садятся на деревья и вверху им легче увидеть корм. А еще, на дереве им никто не помешает клевать зернышки, ни кошка, ни собака птичек не достанет.

Давайте насыплем корм, который я взяла, в нашу кормушку – это семечки — и повесим ее на дерево. Вот так. (Дети берут семечки и насыпают в кормушку)

— Теперь давайте отойдем и будем играть. Пока мы будем играть, может быть, к нашей столовой прилетят птички и мы понаблюдаем за тем, как они лакомятся нашим кормом. А завтра, когда мы снова выйдем на прогулку, проверим, склевали ли птички наше угощение и насыплем им еще. Большое спасибо Дедушке Морозу за такой подарок, теперь и мы можем заботиться зимой о птицах, верно, ребята? (ответы детей)

Подвижная игра «Воробушки и кот».

(Воспитатель с детьми отходят от кормушки и играют, продолжают прогулку. Если во время прогулки на кормушку прилетят птицы, воспитатель обращает внимание детей на это и все вместе наблюдают за птицами).

Наблюдение.

Воспитатель.- Ребята, посмотрите, к нашей кормушке прилетела птичка. А кто мне скажет, как она называется? (ответы детей)

— Это синичка. У нее желтое брюшко.

— Посмотрите, ребята, а это кто прилетел? (ответы детей)

— Это воробей, маленький мальчишка, в сером армячишке. Вы ведете себя тихо, молодцы, и птички не боятся подлетать к кормушке. Сейчас птички, которые первыми прилетели к нам на кормушку, полетят и расскажут другим птичкам о своей новой столовой и уже прилетит много, много птичек.

— Ребята, обратите внимание, как птички клюют корм. Синичка прилетит, клюнет, возьмет в клюв зернышко и улетит, а воробышек сидит на месте и клюет, клюет. Давайте тихонько постоим в сторонке и понаблюдаем за птицами.

(Если у детей возникнут какие-либо вопросы, воспитатель отвечает на них и хвалит детей за наблюдательность)

— Ребята, когда вы придете домой, обязательно расскажите мамам и папам о подарке от Деда Мороза и попросите пап, чтобы они тоже сделали столовые для птиц. Вы их принесете в детский сад и мы развесим кормушки по всей территории. Птички нам будут очень благодарны и весной подарят нам свое веселое громкое пение.

Среди родителей детей был проведен конкурс на изготовление кормушек для птиц.

Предлагаю посмотреть наши работы.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

3 слайд

Описание слайда:

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин

4 слайд

Описание слайда:

Самое страшное время года для птиц – зима. В это время года многие птицы погибают от нехватки корма. Поэтому в нашей школе была создана группа учащихся, готовых помочь маленьким пернатым друзьям. Состав группы: Батомункуева Айна (исследователь) Парыгина Татьяна (исследователь) Косякова Елизавета (исследователь) Соловьев Степан (фотограф - исследователь) Кроме того в изготовлении кормушек помогли учащиеся первого, четвертого, пятого и шестого классов. Собрать корм помогли ученики третьего и шестого классов.

5 слайд

Описание слайда:

Место проведения наблюдения: пришкольный участок МБОУ «СОШ №15» Объект наблюдения: зимующие птицы Время наблюдения: декабрь 2014 г. – январь 2014 г Цель: Изготовить кормушки для птиц Собрать разнообразный корм для птиц Подкармливать птиц, прилетающих на территорию школы Изучить видовой состав птиц Провести наблюдение за особенностями поведения птиц у кормушки Изучить пищевые предпочтения птиц Изучить, какие кормушки больше посещают птицы Составить дневник наблюдений за птицами Составить рекомендации, с использованием результатов наблюдения

6 слайд

Описание слайда:

ДЕКАБРЬ План работы: Изготовить кормушки. Разместить кормушки на пришкольном участке, наполнить кормом. Провести наблюдение за птицами. - Изучить виды птиц, посещающих кормушки. - Изучить пищевые предпочтения птиц

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Парыгина Таня и Батомункуева Айна изготовили кормушки из пятилитровых бутылок, в которых были вырезаны отверстия - вход, а также были продеты прутья, для того чтобы нанизывать сало для синиц. Затем кормушки были раскрашены краской.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

После того как кормушки были развешаны мы заполнили их кормом. В состав корма входили: пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. На некоторые кормушки (с прутиками) были нанизаны кусочки несоленого сала. После этого мы начали своё наблюдение. Лиза насыпает корм в кормушки

11 слайд

Описание слайда:

Дневник наблюдения Дата Погода Корм Птицы, посещающие кормушку Что наблюдали 9.12 -10, ясно, ветер ю-з пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 3 Воробьи прилетают к кормушке из литровой бутылки, но быстро улетают, долго не задерживаются. Бояться людей 10.12 -16, ясно, ветер ю пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 5 Также к кормушке из бутылки подлетают воробьи. Сало остаётся нетронутым. 11.12 -15, малооблачно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синица - 1 На пришкольный участок прилетели стайка свиристелей (примерно 32-36приц). К кормушкам не подлетали. Улетели в сторону пятиэтажных домов. К кормушке прилетела синица. Она брала семечки подсолнуха в клюв, улетала подальше от кормушек и там уже поедала корм. 12.12 -17, ясно, ветер с пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -7, синицы - 2 Синицы начали охотно поедать кусочки сала, корм едят, улетая на расстояние примерно 2 метра от кормушки. В кормушке меньше стало проса, семечек, крошек. Почти не тронут рис. Воробьи активно поедают пшено с листков с кормом. 13.12 -18, ясно штиль пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -9, синицы - 3 Сала практически не осталось. Птицы стали активно поедать корм со всех кормушек, но все же корм значительно уменьшился в кормушках из пластиковых бутылок. Птицы плохо поедают рис. 14.12 -14, ясно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синицы - 3 Сало съедено синицами. Птицы активные, чирикают, охотно поедают корм. Человека бояться. Если близко подходишь, улетают. 16.12 -20, небольшая облачность пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. Воробьи – 8, синицы - 2 Корм во многих кормушках закончился. Птицы ожидают на ветках новой порции. Птицы съели даже рис.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Вывод о проделанной работе 1. В декабре на территории школы были замечены птицы: воробьи, синицы, свиристели. 2. Кормушки посещают воробьи и синицы. Воробьи по численности преобладают. Синицы предпочитают поедать несоленое сало, семечки подсолнуха, воробьи просо, пшено, хлебные крошки. Плохо поедают рис.

16 слайд

Описание слайда:

Январь План работы: 1. Продолжить наблюдения за птицами. 2. Изучить виды кормушек, которые предпочитают посещать птицы. 3. Изучить поведение птиц в зависимости от погодных условий.

17 слайд

Описание слайда:

Учащимися начальной школы были изготовлены разнообразные кормушки из пластиковых бутылок, из дерева, из картонных коробок. В течение недели проводились наблюдения за тем, какие кормушки предпочитают посещать птицы. В ходе наблюдения мы увидели, что птицы предпочитают кормушки просто устроенные, без лишних украшений. Очень часто посещают кормушки из пластиковых бутылок и деревянные кормушки. Кормушки из коробок легкие и на ветру сильно раскачиваются корм высыпается, поэтому такую кормушку нужно закреплять

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Дата Погода Птицы/ количество Наблюдения 02.01 -19, ветер ю-з, малооблачно Воробьи – 8, Синицы - 2 Воробьи с утра сидят на ветках недалеко от кормушек, чирикают. Корм поедают активно. Из кормушек посещают практически все. Синицы уже поедают корм в кормушке, а не как в декабре, улетая скормом. 03.01 -22, ветер зап. небольшой снег, малооблачно Воробьи –12, Синицы – 3 Голуби -4 После снега воробьи громко чирикали. На территории школы были голуби, но к кормушкам они не подлетали, а искали корм на земле. 04.01 -25, ветер вост., малооблачно Воробьи – 10, Синицы - 2 Воробьи не очень активные, сидят нахохлившись. Синицы активные, прыгают по веткам, подлетают к кормушкам. У двух кормушек птицы не были замечены. Отдают предпочтение кормушкам из бутылок, деревянным. Корм в кормушках заканчивается быстро. 05.01 -22, штиль, ясно Воробьи – 11, Синицы - 3 Воробьи громко чирикают, реже подлетают к кормушкам. 06.01 -20, з, малооблачно Воробьи – 7, Синицы - 2 Птицы активно перелетают с дерева на дерево. Близко к себе по- прежнему не подпускают, сразу улетают. Активно поедают корм. 07.01 -20,облачно,з, Воробьи –26, Ястреб -1 В этот день произошло событие. Ястреб поймал воробья и со своей добычей присел на тополь перед школой и стал его поедать. Остальные воробьи, а их налетело в этот день около30птиц, присели на соседний тополь, а затем стали потихоньку подлетать к ястребу. Среди воробье, оказывается есть самый смелый, который первым подлетает к опасности, а затем следуют и другие за ним. Так они практически окружили ястреба, но он не обращал на них внимание и продолжал поедать свою добычу. Затем он доел воробья и стал отдыхать на ветке, а воробьи продолжали сидеть рядом. Но ястреб так и не схватил больше никого из них и улетел. 08.01 -15,з, ясно На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. 10.01 -17,с-в, облачно Воробьи – 13 Синицы - 3 Обычное поведение воробьев. 12.01 -18,штиль, ясно Воробьи – 8, Синицы – 1 Сорока - 1 На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. В ясный день воробьи меньше подлетают к кормушкам.

23 слайд

Описание слайда:

Вывод: 1. На территории школы в зимний период к кормушкам прилетают воробьи и синицы, голуби питаются с земли. 2. Предпочтение отдают: воробьи – пшену, просу, семенам подсолнечника, хлебным крошкам; синицы – семечкам и несоленому салу. 3. Поведение птиц зависти от погоды. 4. Предпочитают кормушки из бутылок и деревянные. Рекомендации: 1. Необходимо в следующем году составить смесь кормов исходя из пищевых предпочтений птиц. 2. Необходимо кормить и заботиться о птицах, не только зимой, но и в другие времена года. 3. Изготавливать кормушки.

Зимние наблюдения за птицами
(декабрь - февраль)

Мы наблюдали зимой за птицами. Каждая птица отыскивает и поедает корм по-своему, и зимой все такие особенности можно изучить легче, чем летом, так как птицы не могут спрятаться в листве деревьев и вообще менее осторожны.

Короткое светлое время суток целиком идет на добывание пищи, так как расход сил и тепла в морозы очень велик. Поэтому, естественно, что зимние кочующие стаи или птицы-одиночки держатся постоянно близ своих пищевых источников, перелетают с одной кормежки на другую. На этих-то кормежках, кормовых стациях, и велись зимние наблюдения над жизнью птиц.

Многих мелких зимних птиц мы наблюдали даже в городе, на его окраине, в садах и парках. Тяготение к жилью особенно ясно выражено зимой у овсянок и больших синиц. Первые, вместе с воробьями, копошатся в конском навозе (достают из него непереваренные семена овса), а вторые, вероятно, уже знакомы многим как аккуратные посетители кухонных сеней и помойных ящиков.

В городских садах и в более мелких населенных местах зимой мы наблюдать и других зимних птиц. Особенно удобным местом являются парки, а также кладбища с большими деревьями и кустами. Здесь, помимо самых обыкновенных у нас представителей семейства вороньих, можно наблюдать различных мелких синиц - гаек хохлатых, лазоревок, иногда более редких московок. На стволах деревьев мы замечали пищух; по голым ветвям лип или оградам шмыгали вертлявые поползни. На различных кустах с ягодами мы наблюдать снегирей, иногда даже свиристелей. На вершинах деревьев останавливаются большие стаи чечеток. Какие же биологические явления мы наблюдали у них? На первом месте стоят, конечно, наблюдения над зимним питанием. Изучая зимнее питание птиц, мы затрагиваем целый ряд вопросов, касающихся не только биологических особенностей той или иной птицы, но особенности строения различных органов, влияющих на различные повадки.

Зимние наблюдения лишь около жилья скудны и однообразны. Большинство птиц здесь очень неразборчиво в пище. Исключение составляют, может быть, лишь наблюдения над синицами, но только проведенные в садах, а не на помойных ямах. Мы наблюдали, что в садах синицы зимой осматривают все трещины и щели заборов и строений, отыскивая в них пауков, насекомых и их куколок. Эта пища для них чрезвычайно характерна. Но синицы, особенно синица большая (Parus major L.), кормятся зимой очень разнообразной пищей, из-за недостатка насекомых не пренебрегая и семенами и поедая около жилья все, что только можно съесть.

Первая задача, которую мы поставили перед собой в зимних наблюдениях над птицами, может заключаться в том, чтобы выяснить, что делает птица, прежде чем съест найденную добычу. Терпеливо выслеживали и наблюдали что у каждой есть своя ухватка, свой способ. Мы увидели, как синицы долбят какой-нибудь кусочек или семечко, зажав его цепкими пальчиками лапок. Частые удары их клювиков иногда очень звучно раздаются в морозном воздухе. Если же кусочек мягкий, то синица прижимает его к ветке лапкой и отщипывает по маленьким частям.

В связи с большим разнообразием кормовых запасов, в лиственных участках (особенно по их опушкам) зимой держится и более разнообразное население. Стайки чечеток, чижей, щеглов пролетают по вершинам, спускаются на сухие травянистые стебли на опушках и даже на снег.

Щеглов можно наблюдать на зарослях репейника, на сечах-пустырях и по заброшенным местам. Семена репейника - излюбленный корм щеглов. Целые стайки этих пестроокрашенных птичек ловко потрошат головки, торчащие из-под снега.

В более глухих, удаленных от жилья участках леса держатся тетерева, рябчики, питающиеся в это время преимущественно древесными побегами и почками. Они ведут скрытый образ жизни, мало перелетают в течение дня и закапываются на ночевку в снег. Из хищных можно изредка встретить ястреба-тетеревятника, мохноногого канюка или некоторых сов (неясыть, белую сову).

Большую ценность имеют тщательные фенологичекие наблюдения, т. е. выяснение связи различных биологических явлений у птиц с метеорологическими факторами (температурой, осадками, барометрическим давлением и т. п.). В различную погоду поведение птиц неодинаково, и даже места кормежки иногда меняются. Кроме того, зимние метеорологические условия всегда влияют на ход весны, и своевременный учет их позволяет иногда даже предвидеть сроки наступления некоторых весенних явлений. Зимой следует учитывать состояние снежного покрова, глубину его в различных местах (в лесу, на опушках, полях). Важно отмечать снегопады, направление и силу ветров, колебания температуры (не только в воздухе, но и на поверхности снега). В конце зимы следует вести учет оттепелей, а также и возврат холодов. Все это отражается на поведении зимующих птиц. В зависимости от развития снежного покрова в южных районах (например, в степной Украине) остаются зимовать различные жаворонки, дрофы и другие птицы. Северные границы зимовок некоторых водоплавающих птиц (например, утки-кряквы) тесно связаны с незамерзающими водоемами.

Таковы наиболее доступные для начала зимние наблюдения. Конечно, в своей работе каждый наблюдатель их углубит, расширит и пополнит новыми (например, местными) данными, представляющими биологический интерес, а иногда и практическую ценность. Опыт будет расти с каждой экскурсией.

Наблюдая стайку чечеток или чижей на опушке, по березам или ольхам, следя, как эти птички, чирикая, ловко привешиваются к ветвям и общипывают семена или наблюдая за работой клестов на еловых шишках, мы имеем перед собою яркую, легко запоминающуюся картину зимнего образа жизни того или другого вида. Иногда удается наблюдать интересные отдельные моменты, связанные с добыванием пищи и ее родом и имеющие даже научную ценность. Приведу один маленький пример.

Мы идем по дороге вдоль опушки леса, поросшей небольшими ольхами. Впереди кто-то копошится внизу на ольховых ветвях. Теперь уже слышны тонкие «пикающие» возгласы «ци-ци-ци...» и короткая трелька «крю-крю-крю...». Маленькие синицы-пухляки или гаички перепархивают по ольшаннику. Их тут целая стайка: штук 8-10. Спускаясь к сугробу, они прыгают в рыхлый снег и, повозившись там, взлетают на ветку. Здесь и там слышатся частые удары их слабых клювиков - они что-то долбят, доставая со снега.

Все эти мелкие детали зимних наблюдений за птицами очень многочисленны и разнообразны. В экскурсионном отношении главная их ценность в том, что они чрезвычайно конкретизируют представление о той или иной птице. Но некоторые факты по питанию птиц ценны и в научном отношении, а также для выяснения пользы или вреда разных видов. Зимой школьное лесничество «Зеленая планета» кроме наблюдений за птицами проводит и подкормку птиц.

Прикормка может быть самая разнообразная и в зависимости от ее рода и посетители будут разные. Поэтому мы сделать несколько столиков на некотором расстоянии один от другого. Выкладывали ягоды клюквы или рябины, мы привлекали снегирей, свиристелей. За зернами конопли, проса, овса прилетали овсянки, щеглы, большие синицы, поползни (а также и снегири). Так как наша цель прикормки, помимо постановки наблюдений над птицами, чисто практическая, то особое внимание следует обратить на прикормку синиц. Лучший корм для больших синиц - конопля. Хороши и семена подсолнухов, но скорлупа у них очень крепка и поэтому давали только мятыми.

Едят синицы и семена тыквы. Свежее (только не соленое) сало - тоже подходящий корм для них. Свиной шпиг привязывали к веткам кусочками, а говяжье и баранье сало давали в виде особой смеси, приготовленной следующим образом: в 1 килограмм расплавленного сала всыпали 300 граммов цельной и мятой конопли, немного подсолнухов, дробленого овса, сухих ягод (бузины, черемухи), мелкие кусочки вареного мяса. Эту смесь в горячем виде наливали в небольшие корытечки или на особые дощечки с круглыми углублениями.

Кормушки вешали на деревья.

Регулярно выставляли прикормку, так как перебои в ней плохо действуют на привлечение. Не найдя корма на месте, птицы исчезают иногда на несколько дней. Ежедневная, регулярная прикормка очень приучает птиц, и с каждой неделей их становится все больше и больше. Часто появляются и не совсем желательные посетители - воробьи. Если их много, то они могут испортить все дело, так как прогоняют других, даже более крупных птиц. Лишь специальная синичья прикормка остается большой частью нетронутой. Иногда воробьев приходится даже отпугивать каким-нибудь предметом около столика,

приводимым в движение привязанной к нему тонкой бечевкой от

наблюдателя. Вороны, сороки, сойки также нередко мешают подкормке.

Все наблюдения на кормовых столиках записывали. Записи распределяли таким образом: во-первых, сделали тетрадочку-дневник для записи наблюдений над каждым видом птиц, регулярно прилетающих на столик. Там в хронологическом порядке вы записываете подробно все замеченное, а также час наблюдения, погоду и т. д. Во-вторых, сделали общую табличку для каждого столика или кормушки, куда заносить род прикормки и всех замеченных птиц (с приблизительным их количеством).

Табличку заполнили следующим образом:


Дата

Погода

Прикормка

Птицы, прилетевшие в течение дня

Примечание

5 февраля

-2..-1

Тихий морозный снежный день


Семена подсолнуха, сало

одновременно

наблюд см. запись в тетради видов, стр.5

6 февраля

-1..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки (2), щеглы(3), большие синицы(5), поползни(3)

7 февраля

0..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки(4), щеглы()4, большие синицы(10), поползни(2)

8 февраля

0..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки (3), щеглы(3), большие синицы(2), поползни(5)

9 февраля

0..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки(1), щеглы(2), большие синицы(8), поползни (2)

10февраля

0..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки(4), щеглы(3), большие синицы(4), поползни (2)

11февраля

-1...0

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (7-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

12февраля

-2..-1

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (8-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

13февраля

-2.. 0

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (8-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

14февраля

-1…0

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (8-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

15февраля

-3..-1

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (8-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

Эта табличка представляет статистическую сторону нашей работы. При накоплении материала (в конце зимы) мы сможем, сделав выборки, ясно представить себе (или даже изложить в виде статьи) всю картину прикормки за зиму, а также обнаружить упущения и недостатки, которые можно устранить на следующий год.

На кормовых столиках проводили много наблюдений над повадками различных птиц.

С первых же дней на столик обычно прилетали воробьи - в большинстве случаев домовые, или городские, но среди них попадаются и деревенские, или полевые. Они показывают «дорогу» остальным, но являются совсем нежелательными посетителями. Вскоре же мы заметили быстрых и вертлявых больших синиц, воровато таскающих со столика зерна и кусочки на соседний куст и энергично раздалбливающих их, зажимая лапками. На столик непременно заглядывал поползень. Он пронырливо порхнет к корму, вытянув голову, пригнувшись, схватит несколько зерен и с звучным «сит-сит...» улетит есть добычу куда-нибудь в дальний угол двора. После зимних наблюдений мы продолжаем наблюдать за птицами весной.