На что существуют общественные организации. В чем смысл деятельности общественных организаций по сохранению лесов

Не все коммерческие организации знают понятие членства (участия) в ней. Не может быть членства в общественном фонде, основанном одним лицом-учредите- лем, его нет в автономной некоммерческой организации, научно-исследовательском институте или в государственной корпорации. Однако в подавляющем большинстве некоммерческих организаций, особенно занимающихся общественной деятельностью и наиболее влиятельных в обществе, членство (участие) существует. Российское законодательство не очень строго различает понятия членства и участия. Нередко одно из этих слов в тексте ставится в скобках после другого, уравнивая их. Более определенно говорится о членстве в законодательстве об общественных объединениях: объединение в форме организации всегда основано на членстве. Для других организационно-правовые форм (общественные движения, общественный фонд) этот термин не используется. Более того, в отношении общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности прямо говорится, что они не основаны на членстве. Как говорилось, в таких структурах могут быть лишь совещательные органы, штат служащих, сотрудники учреждения. В тех некоммерческих организациях, где членство есть, учредители при решении вопросов на общих собраниях, съездах находятся, по существу, на правах членов (в отличие, например, от акционерные обществ, где степень влияния акционера зависит от количества принадлежащих ему голосующих акций). В некоммерческих организациях учредители имеют равные права с другими членами, т. е. каждый имеет один голос (иногда на съезде бывают делегаты-представители, которым поручено голосовать за часть или всю местную организацию, но лично они имеют один голос, если устав не предусматривает иного). В соответствии с российским законодательством членами некоммерческой организации (а также ее учредителями, участниками) могут быть граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы, российские общественные и религиозные организации. Из анализа упомянутого Закона от 10 января 2006 г. (внесшего поправки в Закон о некоммерческих организациях) следует, что международные и иностранные некоммерческие неправительственные организации не вправе быть учредителями, членами, участниками российских (национальные) некоммерческих ор ганизаций. Они действуют в России через свои отделения, филиалы, представительства, которые могут быть юридическими лицами, но не членами (участниками) российских некоммерческих общественных организаций. Закон о некоммерческих организациях не содержит общего возрастного требования к их членам (участникам). Такие требования относятся лишь к отдельным видам некоммерческих организаций (например, к некоторым общественным объединениям, о чем сказано ниже). Отсутствие общего возрастного ценза понятно: он не может быть применен к некоторым видам некоммерческих организаций (например, к религиозным объединениям). Для членства в детских организациях установлен возраст с 8 лет, для молодежных - с 15 лет, членом политической партии можно стать с 18 лет. Нет также общего требования к дееспособности физического лица: членом некоммерческого партнерства может считаться малолетний, интересы которого представляют его опекуны или попечители. Нет запрета быть членами организации лицам, не имеющим постоянного места жительства. Запрещается ограничивать членство по признакам расы, пола, происхождения и т. д. Если создана, например, женская организация, то в нее должны приниматься и мужчины, разделяющие цели, зафиксированные в уставе данной организации. Вместе с тем социально-профессиональный признак может учитываться, например, при создании профсоюзов или объединения работодателей. Между некоммерческой организацией и ее членами (участниками), между самими членами (участниками) возникают членские отношения (отношения участия). Для учредителей такие отношения возникают как отношения согласия на начальных этапах создания организации, для членов - с момента принятия их в организацию (иногда просто записываются в члены, иногда установлен жесткий порядок принятия). Членские отношения в некоммерческой организации, ставшей юридическим лицом, частично урегулированы законодательством, которое устанавливает основы этих отношений (кто может и не может быть членом и т. д.), а детально - нормами устава конкретной некоммерческой организации. В первой части (основы) такие отношения являются правоотношениями, имеют государственный характер (закон - мера государственная), во второй - корпоративными отношениями, связанными с членством в конкретной организации. Болгарские авторы считают, что отношения между некоммерческой организацией и ее членами, последними между собой не являются отношениями власти и подчинения1. Такое общее утверждение вряд ли верно, на деле отношения членства (участия) имеют более сложный характер. Во-первых, нужно учитывать, что есть разные виды власти. Существует публичная власть и ее основная разновидность - государственная власть. В той части, где отношения членства регулируются законом, несомненно, имеют место государственно-властные отношения (например, запрет некоторым должностным лицам быть членами коммерческого объединения или политической партии). Часть отношений членства, регулируемых уставом организации, есть проявление корпоративной власти организации по отношению к ее членам (например, обязанность выполнять решения общего собрания, съезда, руководящих органов организации). За невыполнение устава некоммерческой организации, нарушение правил, установленных решениями организации, ее члены могут быть наказаны. Разумеется, такие взыскания имеют моральный характер (например, выговор или самое серьезное наказание - исключение из некоторых организаций). В некоммерческой организации может возникнуть конфликт интересов. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовые отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственный отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимые некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иные действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованные лиц и некоммерческой организации. В связи с этим Закон о некоммерческих организациях требует: заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (п. 2 ст. 27). При этом имеется в виду имущество организации, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или может быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов данного лица и некоммерческой организации в отношении сделки лицо обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки, а сама сделка должна быть одобрена органом управления или надзора. При нарушении этих требований сделка может быть признана судом недействитель ной, а заинтересованное лицо (лица) несет ответственность перед некоммерческой организацией в размере убытков, причиненных им этой организации. Прекращение членства (участия) в некоммерческой организации Закон о некоммерческих организациях не регулирует. Такие положения могут устанавливаться лить самими некоммерческими организациями, и если имеются, то содержатся в их уставах. На практике прекращение членства возможно в результате определенных событий (смерть члена некоммерческой организации или прекращение деятельности организации как юридического лица), выхода члена из данной некоммерческой организации, запрета для данного лица состоять в определенной организации, исключения из нее. В случаях смерти члена некоммерческой организации или ликвидации организации к наследникам в некоторых странах могут переходить имущественные права (если это допускается уставом и только в некоторых организациях), но в России, как говорилось, это по общему правилу не допускается. Не наследуются членские взносы. Предполагается, что они использованы на нужды организации. В любом случае не может наследоваться само членство в некоммерческой организации: оно имеет индивидуальный характер. Если ликвидируется сама некоммерческая организация, одновременно прекращаются все ее правоотношения, в том числе членство в ней. Выход из состава некоммерческой организации - это добровольное индивидуальное прекращение членства (возможен и коллективный выход группы людей, но в отношении каждого из них будет действовать индивидуальное прекращение членства). В тех некоммерческих организациях, где существует коллективное членство (членами являются другие организации, как, например, в Лейбористской партии в Великобритании), возможен выход той или иной организации-члена. Выход может быть оформлен путем подачи заявления членом организации, совершения им других действий. Выход из организации может иметь также фактический характер: член объедине ния лишь числится в нем, но никак не проявляет себя как член организации. Исключение - мера, используемая далеко не во всех некоммерческих организациях. Она имеет принудительный характер, применяется против воли лица, которое не желает прекращать членство. В некоторых случаях процедура исключения применяется и тогда, когда член организации сам заявляет о выходе из нее. Эта мера действует в качестве морального порицания такого поступка члена организации и, кроме того, иногда служит средством учета членства. Исключение применяется по решению общего собрания, реже - съезда, иногда исключение осуществляет орган управления некоммерческой организацией, ее руководство. Исключение из состава некоммерческой организации обычно применяется по трем основаниям: 1) противоречие действий, поведения члена организации ее уставу, решениям руководства; 2) систематическое невыполнение решений органа управления организацией; 3) систематическая неуплата членских взносов, предусмотренных уставом организации. Членство в общественном объединении порождает определенные права и обязанности членов, права и обязанности общественного объединения и его органов по отношению к его членам, влечет за собой возникновение определенных отношений между членами объединения, изменяет характер отношений людей, состоящих в одном и том же объединении, а также их отношения к другим объединениям, оценку членами объединения происходящих событий (такая оценка нередко дается с позиций, которые приняты в объединении), взгляды людей на внутреннюю и внешнюю политику государства, международные отношения. Полномочия (права и обязанности) члена некоммерческой организации могут быть юридическими (правовыми), корпоративными и этическими (моральными). Первые устанавливаются Законом о некоммерческих организациях, другими законами и выполняют основополагающую роль, вторые - уставом, учредительными документами и иными решениями конкретной некоммерческой организации. Положения законов могут быть частично инкорпорированы в устав некоммерческой организации, и полномочия становятся смешанными, юридически-корпоративными. Этические полномочия связаны с моральными установками тех или иных членов некоммерческой организации. Они могут быть и являются не совсем одинаковыми, но, поскольку членов организации объединяет общая (по характеру - общественная) цель, в моральные установках ее членов есть нечто общее. Терминология, которую мы употребили выше (юридические, корпоративные и этические полномочия), имеет в значительной мере условный характер. Права и обязанности, связанные с принуждением со стороны публичной власти, это юридические права и обязанности. Они, по существу, часто рассматриваются как подлинные права и обязанности. Однако корпоративные и этические права и обязанности тоже есть, существуют и соответствующие формы принуждения, хотя для них более целесообразно, с нашей точки зрения, подобрать иную терминологию. Пока что она не найдена. Членство в некоммерческой организации предусматривает наличие имущественных и неимущественных правоотношений. Среди неимущественные выделяются правоотношения организационного характера, связанные с тем, что организация должна выступать в отношениях с ее членами и вовне как единый организм. Различие между имущественными и неимущественными (личными) правами в связи с членством в некоммерческой организации состоит в том, что первые (если это предусмотрено уставом, другими документами) могут в определенных случаях частично переходить к наследникам, вторые - нет. Неимущественные права носят персональный характер и в случае смерти члена некоммерческой организации не переходят к другим лицам, а просто прекращаются. Неимущественными правами (в том числе правами организационного характера) членов некоммерческой организации являются право избирать и быть избранными в руководящие органы организации, участвовать в общих собраниях, вносить свои предложения и возражения, свободно голосовать при принятии решения общим собранием (съездом). Любой член организации вправе обращаться к органам управления организацией, ее должностным лицам с вопросами о сведениях, касающихся общих дел данной организации, о выполнении решений общего собрания, о расходовании общего имущества, о финансовых средствах, займах и ссудах, о членском составе организации, по вопросам нехозяйственной деятельности организации (пропаганды целей организации, привлечения новых членов, о формах работы с разными слоями населения, о международной деятельности организации и др.). Любой член организации может потребовать отмены решения общего собрания, органа организации, если такое решение противоречит закону или уставу организации. Член организации вправе выступить также против других решений общего собрания или руководящего органа организации (например, если считает, что такое решение нецелесообразно), но пока такие решения не отменены, он должен их выполнять. Названные права члена некоммерческой организации не зависят от его личной заинтересованности в том или ином решении, он может выступать с возражениями или требованиями отмены решений, исходя из общественного интереса; такие права опираются на право индивидуального и коллективного контроля каждого члена (в рамках устава) в отношении организации, в которой он состоит (подробнее о контроле - ниже). Имущественных прав у члена некоммерческой организации по отношению к ней, по существу, нет: он не может потребовать обратно членские взносы; имущество организации в случае ее ликвидации не делится между ее членами. Лишь отдельные формы некоммерческих организаций предусматривают наличие некоторых имущественных прав у их членов. Например, члены некоммерческого партнерства при выходе из него вправе получить часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, которые не возвращаются. Как и права, обязанности членов некоммерческой организации могут быть юридическими (правовыми), корпоративными и этическими. С точки зрения отношений субъекта и объекта обязанности члена некоммерческой организации делятся на три группы: 1) по отношению к организации; 2) по отношению к ее органам; 3) по отношению к другим членам организации. Корпоративные обязанности члена некоммерческой организации по отношению к организации могут иметь имущественный характер. Это уплата членских взносов, размер которых обычно одинаков для всех членов. Они уплачиваются в разные сроки в соответствии с уставами организаций (например, в политических партиях обычно ежемесячно, в союзе охотников и рыболовов - раз в год). Неравенство в размере членских взносов может быть в случае, если в некоммерческой организации есть индивидуальные и коллективные члены (например, в Лейбористской партии в Великобритании). Для индивидуальных членов сумма взносов иногда тоже неодинакова (она составляет одинаковый процент от заработной платы и других доходов, но доходы людей разные). В некоторых некоммерческих организациях вместо уплаты обязательных периодических членских взносов используется форма нерегулярных пожертвований на нужды организации (такие пожертвования могут делать и нечлены организации, если это не запрещено законом). К имущественным обязанностям членов по отношению к организации относится также забота о сохранении имущества организации, о его приумножении. В некоторых формах некоммерческих организаций (например, в общественных учреждениях) возможна частичная субсидиарная ответственность учредителя (учредителей) по обязательствам организации. Корпоративные обязанности члена некоммерческой организации по отношению к ней имеют также неимущественный характер: участие в работе организации, привлечение новых членов и др. Эти обязанности носят корпоративный характер. Есть и этические обязанности, например, поведение члена организации не должно компрометировать саму организацию. По отношению к органам и другим членам организации у того или иного члена организации обязанностей имущественного характера не имеется. В данном случае обязанности носят неимущественный характер. Это в основном корпоративные и этические обязанности: уважать мнение большинства, защищать права меньшинства, с уважением относиться к другим членам организации и т. д. По отношению к руководящим органам некоммерческой организации ее члены обязаны выполнять решения этих органов (резюмируется, что такие решения соответствуют закону и уставу организации). Если же решение руководящего органа носит преступный характер, его не следует выполнять, а необходимо обратиться в прокуратуру, другие органы государства или муниципального образования.

Еще по теме § 5. Членство (участие) в некоммерческой общественной организации, права и обязанности членов:

  1. § 3. Права и обязанности некоммерческой общественной организации
  2. ЧЛЕНСТВО В КООПЕРАТИВЕ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КООПЕРАТИВА. ПРЕКРАЩЕНИЕ ЧЛЕНСТВА И ПЕРЕХОД ПАЯ
  3. ЧЛЕНСТВО В ПАРТНЕРСТВЕ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ПАРТНЕРСТВА
  4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ТОВАРИЩЕСТВА. ЧЛЕНСТВО В ТОВАРИЩЕСТВЕ
  5. Глава7 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
  6. § 7. Самоуправление в некоммерческой общественной организации
  7. § 6. Деятельность некоммерческой общественной организации и ее имущество
  8. § 2. Создание, прекращение и ликвидация некоммерческой общественной организации
  9. § 4. Организационно-правовые формы некоммерческих общественных организаций
  10. § 8. Некоммерческие общественные организации и органы публичной власти
  11. 5.5. Права общественных и иных некоммерческих экологических объединений
  12. § 1. Понятие некоммерческой общественной организации как юридического лица
  13. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. УЧАСТИЕ В КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
  14. § 60. Сущность договора о сообществе. - Формы римского права и новых законодательств. - Полное и неполное общение. - Участие и соотношение членов.

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право -

Общественные организации занимают очень важное место как в политической системе страны, так и в обеспечении независимости её жителей. Каждый человек в России имеет право основать общественное объединение любого вида, исключением не является и профессиональный союз для защиты интересов.

Это право установлено в Конституции РФ, статья 30. Россия - страна, имеющая демократический государственный режим, поэтому свобода общественных организаций и союзов гарантирована. Никто не вправе заставлять человека вступать в организацию, это происходит исключительно по воле самого гражданина.

Создавая общественные организации, люди могут не ждать согласия органов государственной власти. Такие организации можно регистрировать, в этом случае они получат статус юридического лица. Однако процесс государственной регистрации не обязателен, объединения могут существовать и без него.

Выделяют различные виды общественных организаций: спортивные объединения, массовые движения, профсоюзы, политические партии, научные ассоциации, союзы молодёжи и инвалидов, творческие объединения и др. Для начала нужно разобраться в понятии «общественная организация».

Что такое общественное объединение?

Данный термин означает добровольное некоммерческое формирование, основанное по инициативе людей, которые объединились для достижения общих целей. На данный момент деятельность такого рода организаций координирует Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года.

Другими словами, общественная организация - это союз людей, созданный на основе их интересов и на принципе добровольного членства. У такого рода организаций есть свои ограничения:

  • нельзя организовывать вооружённые объединения;
  • необходимо соблюдать законодательство РФ;
  • не нарушать территориальное единство государства.

К признакам объединений можно отнести добровольность, действие строго в соответствии с уставом и некоммерческий характер. В современных условиях получил большую популярность такой союз, как общественная организация. очень интересны историкам и политикам.

Организационно-правовые формы общественных объединений

Согласно одной из статей Федерального закона «Об общественных объединениях» выделяют следующие типы таких организаций, которые могут основываться согласно правовым формам:

  • общественное движение - объединение, основанное для достижения политических и социальных целей. Участники общественного движения не имеют членства;
  • общественный фонд - один из типов некоммерческих объединений, участники которого не имеют членства. Основной целью данного объединения является создание имущества, основывающееся на добровольных взносах и других поступлениях, не противоречащих законодательству страны;
  • общественное учреждение - союз, также не имеющий членства, основной его целью выделяют предоставление определённых услуг;
  • орган общественной самодеятельности - ассоциация, участники которой не имеют членства. Основной целью органа является решение определённого рода проблем, которые возникают у людей по месту жительства и учёбы;
  • политическая партия - участвующая в формировании органов власти и выражающая политическую волю членов общественная организация.

Классификация общественных объединений

Помимо союзов, которые отличаются правовой формой, есть ещё и другие особенности их классификации. Основные виды общественных организаций были указаны выше. Сейчас будут рассмотрены иные типы и формы такого рода организаций. Виды общественных организаций, объединений в соответствии со степенью участия в борьбе за власть:

  • имеющие неполитическую направленность, т. е. не ставят цель являться участником борьбы за власть и не пытаются внести изменения в в стране;
  • имеющие политическую направленность, т. е. те объединения, которые являются активными участниками борьбы за власть и используют для этого определённые средства.

В соответствии отношения объединений к настоящему строю:

  • консервативные;
  • реформистские;
  • революционные;
  • контрреволюционные.

Виды общественных организаций РФ по методам действия:

  • легальные;
  • нелегальные;
  • формальные;
  • неформальные.

И, наконец, по масштабам деятельности выделяют следующие объединения:

  • международные;
  • региональные;
  • локального характера.

Обязанности и функции общественных организаций

Чем должны заниматься общественные организации? Виды, функции данных объединений, несмотря на кажущуюся простоту, не раз вызывали сомнения и споры. Обязанности и функции - это немного разные понятия. Для начала нужно рассмотреть обязанности общественных организаций:

  • основной является следование законодательству РФ, а также общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • ежегодно отдавать в публикацию отчёт об имуществе или предоставлять доступ к нему;
  • каждый год информировать государственные органы о намерении продолжить свою деятельность, здесь необходимо указать учредителей объединения, а также адрес постоянного нахождения;
  • предоставлять органам власти право ознакомления с уставом организации;
  • сообщать о получении и использовании денежных средств от иностранных организаций.

Теперь нужно перейти к рассмотрению функций общественных организаций:

  • ориентация человека на конкретные цели, то есть социализация и мобилизация;
  • включение людей в систему политики путём сотрудничества или конфликта;
  • создание новых нетрадиционных политических структур;
  • представительство социальных интересов.

Основные виды деятельности общественной организации

Как уже было отмечено, в общественное объединение вступают на добровольной основе, и, исходя из этого факта, можно сделать вывод, что деятельность организаций направлена на их совершенствование и процветание. Руководящие органы основываются здесь с помощью выборов. Деятельность общественной организации может быть полезна не только для своих участников, но и для других людей, которые не являются членами организации.

Виды общественных организаций играют основную роль в постановке задач объединений. Есть несколько типов задач, которые определяют направленность организации. Общественные ассоциации могут служить интересам предпринимателей и коммерческих организаций, работников и служащих, а также продвигать идеи религиозных, политических и прочих организаций.

Виды деятельности общественных организаций выделяют в зависимости от типа объединения. К деятельности предпринимательских и профессиональных организаций можно отнести работу по продвижению интересов как членов коммерческих объединений, так и обычных сотрудников.

К видам деятельности профсоюзов относятся:

  • деятельность по защите интересов работников и членов объединения;
  • деятельность организаций, члены которой заинтересованы в защите своих интересов по проблемам заработной платы и условий труда;
  • другие действия профсоюзов различных организаций, которые созданы по отраслевому или структурному признаку.

Деятельность прочих объединений включает в себя действия всех организаций (помимо предпринимательских и профсоюзов), которые защищают интересы участников. Виды деятельности общественных организаций, включённых в такую группу, представлены ниже:

  • деятельность религиозных объединений, которая состоит в распространении веры и совместного её исповедания;
  • действия политических партий, движений, объединений, основной целью которых является формирование мнения людей путём распространения информации;
  • деятельность неполитических организаций, которые также формируют мнения людей, но с помощью просветительских действий, сбора необходимых средств и т. д.;
  • действия групп творческого направления, например, клубы книголюбов, исторические кружки, музыкальные и художественные объединения;
  • деятельность различных союзов автолюбителей, потребителей, знакомств;
  • деятельность патриотических объединений, союзов по защите социальных групп.

Некоммерческие организации

Такого рода объединение может быть создано для решения проблем образования, здравоохранения, науки и культуры. Некоммерческая организация - это объединение, участники которого не имеют членства, основанная на добровольных взносах граждан и юридических лиц. Разнообразных типов таких организаций огромное количество, здесь будут рассмотрены самые основные. Виды некоммерческих общественных организаций:

  1. Фонд. Это наиболее распространённая форма некоммерческого объединения. Его цель состоит в решении социальных, культурных или других проблем путём сбора имущественных взносов. Фонд имеет свои особенности, которые отличают его от других организаций такого типа. Здесь нет членства, а значит, участники данной организации не могут управлять фондом. Это объединение является собственником своего имущества, а его руководящие органы не несут ответственности по его задолженностям.
  2. Благотворительный фонд. Это организация, созданная с целью сбора имущественных взносов для осуществления благотворительности. Такого рода фонд имеет устав, регламентирующий его деятельность. Как правило, благотворительный фонд находит спонсора, и он становится его учредителем. Это может быть как государство или предприятие, так и любое физическое лицо. Если такого спонсора нет, фонд сам зарабатывает деньги различными способами.
  3. Союз некоммерческая организация, основанная путём объединения нескольких юридических лиц. Согласно законодательству РФ, союз исключает одновременное нахождение коммерческих и некоммерческих организаций. Ассоциации создаются для представления интересов компаний и для координации их деятельности.
  4. Потребительский кооператив. Он представляет собой ассоциацию граждан и (или) юридических лиц на добровольной основе, главной целью которой является удовлетворение различных потребностей своих пайщиков. Пайщиками называют людей, которые сделали и являются участниками объединения. В качестве пайщиков потребительского кооператива могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица.
  5. союз людей, который был основан с целью совместного вероисповедания и его распространения. К признакам религиозного объединения можно отнести обучение своих последователей, совершение богослужения, вероисповедание. Участниками такого союза могут являться только физические лица.

Общественное объединение труда

Эта кооперация представляет собой союз людей, которые объединились для получения необходимого продукта производства с помощью совместных усилий. Чаще всего общественная организация труда имеет два направления: правовое и техническое. Право призвано регулировать общественные отношения в процессе труда. Техническое направление состоит в правилах работы над необходимым продуктом.

В настоящее время почти не встречаются различные виды такой организации в чистом виде, так как все типы объединений труда относятся к истории. Виды общественной организации труда:

  • первобытно-общинный;
  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • капиталистический;
  • социалистический.

Как уже было отмечено, эти все типы являются формальными и практически не встречаются в современном мире.

Физкультурно-спортивные организации

Данные объединения могут относиться как к типу некоммерческих организаций, так и к типу коммерческих. Эти организации призваны развивать физкультуру и спорт среди различных групп людей, создавать все необходимые условия для укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, обеспечивать принадлежностями, которые необходимы для тренировок.

Из-за ухудшения здоровья граждан в последнее время физкультурно-спортивные организации стали очень популярны. Они смогут поднять уровень физической культуры людей, а вместе с ним и здоровье.

Коммерческие объединения такого типа выделяют в качестве основной цели получение прибыли и могут создаваться в товариществ, унитарных предприятий и т. д.

Некоммерческие объединения не ставят цель поучения прибыли. Прежде всего, они призваны для удовлетворения потребностей граждан. Доход, который имеет такая организация, не распределяется между её членами, а идёт на выполнение необходимых задач.

Виды общественных спортивных организаций достаточно разнообразны. Среди них:

  • спортивные клубы, которые функционируют на самостоятельной основе в различных учреждениях;
  • детские спортивные школы, находящиеся в ведении государственных органов;
  • научные объединения в области физкультуры и спорта;
  • общероссийские физкультурно-спортивные организации;
  • Олимпийский комитет страны.

Общественно-политические организации

Особенностью таких объединений является то, что они не относятся к государственным организациям, но в той или иной степени принадлежат к политической системе страны. Это могут быть как организации, оказывающее прямое влияние на политические решения в стране, так и объединения, не имеющие строгой организованности и структуры.

Главной целью таких объединений является воздействие на власть, однако, как правило, общественно-политическая организация власти, как таковой, не добивается. Основными принципами общественно-политического объединения являются добровольность и солидарность членов. Существует огромная классификация таких объединений. Здесь будут рассмотрены основные виды общественно-политических организаций.

В соответствии с отношением к существующему строю:

  • консервативные;
  • либеральные;
  • революционные.

По степени организации:

  • слабоорганизованные;
  • высокоорганизованные;
  • стихийные;
  • разрозненные.

По масштабам действия:

  • международные;
  • региональные;
  • республиканские;
  • местные.

Государственные общественные организации

Такие объединения не являются самыми популярными и существуют в малом количестве. Виды государственных общественных организаций представлены ниже.

Организация, которая не имеет членства, и создаётся Российской Федерацией на основании имущественного взноса. Целью является выполнение общественно полезных функций. Государственная корпорация создаётся в соответствии с Федеральным законом, и всё имущество находится в её собственности. Эта организация использует своё имущество в благих целях, определённых законом.

Бюджетное учреждение - организация, основанная органами государственной власти для достижения социально-культурных, научно-технических и иных целей. Деятельность данной организации финансируется из соответствующего бюджета.

Заключение

Виды общественных организаций включают в себя огромное количество различных объединений, и каждое из них имеет свои какие-то особенности, преимущества и недостатки. Но все организации имеют одинаковые принципы создания, среди которых выделяют: добровольность, равенство перед законом, легальность, общедоступность информации, гласность деятельности, самоуправление.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Свободное объединение для защиты своих законных интересов является одним из прав человека и гражданина, указанных в Основном законе государства. Конечно, не всякое коллективное образование подпадает под действие этой нормы. Только действующая на постоянной основе, созданная и внесённая в государственный реестр группа может быть признана общественным объединением и подпадать под защиту ст. 13 Конституции РФ.

Определение общественного объединения

Указанное право граждан реализуется как в форме непосредственного объединения в коллектив, так и через зарегистрированные организации - общественные объединения. Последний вариант более предпочтителен для тех, кто нацелен на достижение конкретных результатов (общественный контроль, законотворческая инициатива), а не просто выражение своей активной позиции. Зарегистрированное общественное объединение защищено со стороны государства, имеет возможность отстаивать свои права и интересы, участвовать в выборах и референдумах (если она ставит перед собой такую цель и указывает на это в уставе), а также защищать интересы свои или своих членов в суде.

Статья 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ определяет общественные объединения как созданные на добровольной основе, некоммерческие, самоуправляемые формирования имеющих общие интересы граждан, объединившихся для достижения общих целей.

Условия создания объединения

Перед тем как создать общественную организацию следует убедиться, что формирование отвечает следующим условиям:

  1. Добровольный характер создания - объединение учреждается по инициативе граждан или юридических лиц, пожелавших стать его основателями. Предварительных разрешений (согласований) для этого процесса не требуется, а учредители должны быть связаны общим интересом.
  2. Самоуправляемость - инициативное и независимое принятие участниками всех решений по управлению объединением, включая определение структуры, управленческих и финансово-ревизионных органов.
  3. Некоммерческий характер - объединения не ведут деятельность, связанную с регулярным получением прибыли, которую в последующем и распределяют между участниками.

Это принципиальное отличие, отделяющее такие формирования от коммерческих юридических лиц.

Организационные типы объединений

Формы общественной организации - это установленная в действующем законодательстве совокупность условий и признаков, характерных для определённой категории общественных объединений, состоящая из характеристики целей создания, порядка взаимоотношений между участниками и сторонними лицами, а также порядок управления имуществом и доходами.

Выбор формы создаваемого объединения – это прерогатива его учредителей.

  1. Общественная организация. Распространённая форма организационно-правового устройства, признаками которой являются обязательное членство (подтверждаемое документально) и совместная деятельность для достижения поставленных целей. Например, общественными организациями являются профессиональные союзы, потребительские общества, товарищества собственников жилья.
  2. Общественное движение. Для этой формы характерны массовость, с отсутствием зарегистрированного членства и без необходимости поддерживать постоянную связь и деятельность. Она направлена на удовлетворение нематериальных интересов и желаний граждан (благотворительность, культура, образование, экология, защита животных и т. д.). Общественные движения могут объединять большое количество людей разного возраста и положения, что, соответственно, позволяет организовывать многолюдные мероприятия.
  3. Общественный фонд. Деятельность таких объединений достаточно специфична, так как она состоит в формировании и управлении имуществом, которое в дальнейшем направляется на уставные цели. Источниками благосостояния фондов являются добровольные взносы, пожертвования и иные незапрещённые поступления. При этом передача имущества учредителям недопустима.
  4. Общественное учреждение. Здесь также отсутствует зарегистрированное членство, но его деятельность ограничена сферой оказания услуг определённого вида, направленных на достижение уставных целей.
  5. Орган общественной самодеятельности. Такие общественные объединения возникают по месту проживания, работы или учёбы и направлены на разрешение социальных проблем тех, кто входит в само формирование. К органам самодеятельности относятся народные дружины, родительские комитеты, добровольные пожарные команды, библиотечные советы и пр.
  6. Политическая партия. Эта форма общественного объединения ставит целью вовлечение граждан РФ в политическую жизнь общества в виде формирования их убеждения и позиции, участия в акциях (митинги, шествия, пикеты, демонстрации), в выборах разного уровня и референдумах, а также для представления интересов.

Помимо организационных форм существует и множество иных критериев для классификаций. Например, в зависимости от того, в чью защиту действует объединение, выделяют детские и молодёжные общественные организации, общества защиты инвалидов, участников ВОВ, общество слепых и прочее.

Ассоциации и союзы общественных объединений

Общественные организации разных форм для достижения лучших результатов в работе могут образовываться в союзы и ассоциации. Члены такого коллективного объединения участвуют в его управлении через своих представителей.

При этом формирующим признаком ассоциаций является однотипность всех участников (единообразие форм объединений), а для союзов - общность целей, ради которых он создаётся. Также возможна ситуация, когда членом союза становится ассоциация, которую можно назвать первичным коллективным общественным объединением.

Союз общественных организаций, как и ассоциация, в своей работе ориентируется главным образом на координацию работы своих членов и повышение уровня ее эффективности. Достигаются эти цели за счёт проведения совместных мероприятий, обмена информацией и привлечения материальных средств.

Для достижения эффективного результата, коллективные объединения регистрируют в качестве юридических лиц. Тогда ассоциация и союз получают возможность не только совещаться и вырабатывать общую стратегию деятельности, но и формировать финансовые и материальные средства для реализации разнообразных проектов, программ и мероприятий.

Создание ассоциации или союза с учётом того, что в качестве учредителей выступают юридические лица, проходит аналогично процедуре регистрации любого общественного объединения. Однако объём учредительного договора значительно выше, так как в его содержании следует подробно описать отношения сторон (членов союза или ассоциации) на неопределённый период, установить права и обязательства, ответственность и порядок взаимодействия.

Имущество коллективного объединения формируется за счёт регулярных поступлений участников. Размер и порядок внесения взносов должен быть определён в учредительном договоре и уставе. Активы ассоциации или союза могут создаваться из следующих источников:

  • регулярные или единовременные членские взносы;
  • пожертвования (в том числе целевые);
  • выручка от продажи продукции, выполнения заказов и оказания услуг;
  • дивиденды и прочие доходы (проценты по акциям, ценным бумагам, вкладам);
  • доход от собственности (арендная плата и пр.).

Территориальные уровни объединений

Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:

  • Общероссийская общественная организация - имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
  • Межрегиональная общественная организация - имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
  • Региональная общественная организация - осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
  • Местная общественная организация - проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.

Детские и молодёжные объединения

Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами - Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Детские общественные организации имеют позитивную социальную и нравственную направленность и рассматриваются как значимый фактор в развитии очередного поколения общества. Право участвовать в работе и статус действительного участника детского общественного объединения получают малолетние граждане, достигшие возраста 8 лет. Однако они не могут быть учредителями и участвовать в управлении, так как не обладают достаточной гражданской правоспособностью.

Молодёжные общественные организации имеют право включать в уставные документы ограничения по возрасту для участников. Таким образом, возрастная категория членов будет демонстрировать, что общественное формирование принадлежит к молодёжным объединениям.

Документы для регистрации объединения

Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не со дня государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления.

Процедура регистрации объединений осуществляется по нормам ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и состоит из 2 этапов: принятие решения и внесение записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ. С момента совершения последнего, общественное объединение приобретает свою правоспособность.

Перечень документов для регистрации общественного объединения определён в п. 28 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455. В него входят:

  1. Заявление о регистрации. Используется форма заявления Р11001, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. В соответствующих графах этого заявления указываются информация об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.
  2. Устав объединения или ассоциации (союза) общественных объединений в 3 экземплярах, прошитый и пронумерованный.
  3. Учредительный договор (соглашение) либо выписка из протокола учредительной конференции (съезда, собрания, совещания). Последняя должна содержать информацию о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих и ревизионных органов.
  4. Документ об уплате государственной пошлины, размер которой определяется в п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 4 000 рублей. Оплата производится от имени заявителя, как физического лица.
  5. Протоколы учредительных собраний (конференций, съездов) структурных подразделений для общероссийских, межрегиональных и международных объединений. Региональная общественная организация дополнительных документов не предоставляет, даже если имеет филиалы и отделения в пределах субъекта.
  6. В случае использования в наименовании (символике, девизе) личного имени или защищённого авторскими правами знака, к пакету документов прилагается разрешение на его использование.

Комплект документов подаётся на регистрацию не позднее 3-х месяцев со дня проведения учредительного собрания. Сам процесс внесения объединения в реестр в качестве юридического лица должен длиться не более 17 дней. Это в 3 раза дольше, чем для коммерческих объединений и обусловлено спецификой статуса.

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, - это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
  2. Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
  3. Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
  4. Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
  5. Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Устав общественного объединения

Подробности структуры, будущей деятельности, особенностей отношений между участниками и прочие положения описываются в уставе, который является учредительным документом объединения. Содержание этого документа, в общих чертах, состоит из следующего:

  1. Общие сведения о создаваемом общественном объединении - наименование (полное, сокращённое), адрес, организационная форма и территория, в пределах которой осуществляется деятельность.
  2. Цели объединения, под которым понимают предполагаемый результат его существования. Следует учитывать, что декларируемые в уставе намерения не могут быть связаны с предпринимательской деятельностью, то есть извлечением прибыли. Общественная организация России должна стремиться к достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных и научных целей, а также целей охраны здоровья, удовлетворения духовных и прочих нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов, мирного разрешения конфликтов, оказания помощи (психологической, юридической, материальной). Перечень благих намерений очень велик и всегда составляется с учётом объединения.
  3. Подробное описание структуры объединения, управляющих и финансово-ревизионных органов с описанием их полномочий, порядка формирования и работы. Права общественных организаций по определению компетенции, формирования и срока полномочий руководящих органов очень широки. В качестве них могут выступать периодические конференции, общие собрания, правление, совет объединения, попечительский совет (для фондов). В целом, все управленческие структуры делятся на высшие, определяющие направление и принцип работ, и исполнительные, отвечающие за текущее руководство. Ревизионные органы, в свою очередь, осуществляют контроль за финансовой деятельностью общественного объединения, направляя аккумулированное имущество для исполнения уставных целей.
  4. Положение о сменяемости и переформировании руководящих и контрольно-финансовых органов по завершении срока, определенного учредителями.
  5. Условия получения и утраты членства, а равно порядок вступления и исключения из объединения.
  6. Перечень прав и обязанностей членов (участников) общественного объединения. Так как в основе создания формирования лежит добровольность, то устав не должен обязывать их совершать что-либо ради эффективной деятельности организации. В основном, обязанности участников касаются своевременной уплаты взносов, участия в управлении, выполнения решений руководящих и ревизионных органов, недопустимости нанесения ущерба. Перечень прав членов объединений, помимо закреплённых в законе, может включать возможность получения информации о работе организации в целом и его органов в частности, получение помощи, консультаций, участия в проводимых мероприятиях, получение льгот и привилегий.
  7. Символы общественного объединения имеют огромное значение для его деятельности и потому их описание (в том числе графические изображения) приводится в содержании устава.

Требованиями устава общественного объединения должно руководствоваться и само объединение как юридическое лицо, и его учредители (участники). Другие участники правоотношений с конкретным общественным объединением также должны учитывать положения устава общественного объединения-партнера, поскольку обмен копиями учредительных документов является общепринятой практикой при заключении любого типа договоров.

Предпринимательская деятельность объединений

Учредители нередко задумываются над вопросом, как создать общественную организацию, чтобы иметь возможность осуществлять деятельность с извлечением прибыли, которая покроет, полностью или частично, расходы объединения. Согласно п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ любые некоммерческие объединения вправе осуществлять приносящую прибыль деятельность, если это предусмотрено их Уставом. Однако норма содержит и ограничение - доход должен быть направлен на достижение целей объединений и не может перераспределяться между его участниками (членами).

Общественные организации могут получать прибыль из следующих источников:

  • использование имущества, в том числе сдача его в аренду;
  • производство товаров и оказание услуг;
  • размещение денежных средств на депозитных счетах;
  • приобретение и оборот акций и ценных бумаг;
  • участие в хозяйственных обществах в качестве вкладчика.

Стоит принять к сведению позицию Высшего Арбитражного Суда, который в Постановлении № 1441/97 от 08 июля 1997 г. не признал доходом проценты, полученные жилищно-строительным кооперативом от размещения средств на депозитном счете в Сбербанке России. Суд указал, что деятельность кооператива не является предпринимательской, поскольку реализуется не самой некоммерческой организацией, а её представителем (банком).

Однако, если прибыль поступает систематически, составляет большую часть его доходов и направляется на нужды самого формирования, такая деятельность общественных организаций уже является предпринимательской.

Создание общественного объединения без регистрации

Информация о процедуре и требованиях к регистрации общественных организаций находится в открытом доступе. Но далеко не все могут понять, как создать общественную организацию без формальной регистрации.

Подобное формирование возникает как обычное объединение граждан, и право на его создание предусмотрено в ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Требования и порядок создания объединения не отличаются от предусмотренных для общественных организаций, выступающих в качестве юридического лица. Однако перечень документов ограничивается уставом и учредительным договором, остающимся на хранении в руководящем органе.

Среди преимуществ неформальных объединений выделяют возможность не вести бухгалтерскую и налоговую документацию, не тратить средства и время на регистрацию и составление отчётности в Министерство юстиции. Но с другой стороны объединение без получения статуса юридического лица не может быть участником гражданского оборота, иметь собственные средства и открывать счета в банках, выступать в качестве представителя интересов, управлять имуществом. Таким образом, оно может использовать только совещательные возможности и обмениваться информацией.

это основанное на членстве общественное объединение, созданное для совместной деятельности объединившихся граждан для защиты их общих интересов и достижения целей, стоящих перед организацией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами О.о. в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено ФЗ "Об общественных объединениях" и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом О.о. является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом О.о. является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации О.о. ее постоянно действующий руководящий орган, осуществляет права юридического лица от имени О.о. и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.