Музей военной техники НТЦ ВАЗа (г. Тольятти)

Технический музей ВАЗа Тольятти является одной из главных достопримечательностей города. Он был основан в 1998 году по инициативе К.Г. Сахарова, который в те времена являлся вице-президентом "АвтоВАЗа". Впоследствии, после смерти отца-основателя, музей был переименован в его честь.

Описание

На территории общей площадью в 38 гектаров нашли своё пристанище многие "ветераны" прошлых столетий. Некоторые из них датируются временами Первой мировой войны, другие же пополнили ряды экспонатов совсем недавно. Основная часть музея находится под открытым небом и содержит более 500 единиц различной большой техники и более 2000 мелкой. Технический музей ВАЗа содержит многие образцы старых военных и гражданских машин. Самолёты, вертолёты, танки, бронепоезда, радиолокационная и сельскохозяйственная техника - всё это лишь краткое описание того, что находится здесь.

Все экспонаты в этом музее поделены на группы. В одной части тольяттинский технический музей представляет посетителям вертолёты и самолёты, некогда бороздившие воздушные просторы. В другой находятся памятники и артиллериям, которые в своё время одним своим видом могли заставить капитулировать целые деревни, а теперь вынуждены обгорать на солнце и собирать капли дождя. Также здесь есть поезда и бронепоезда, на которых путешествовал обычный народ. Радиолокационные антенны, и даже марсоходы - со всем этим можно познакомиться в этом месте. Но особое место технический музей Тольятти уделяет именно военной технике. Действительно, побывав в этом парке, прочувствовав на себе эхо войны, глядя на изъеденную временем технику, невозможно остаться равнодушным.

Военная техника

Подготовка к её транспортировке из Кронштадта в Тольятти заняла целых 4 года. С лодки сняли всё вооружение и плотно ее загерметизировали. На специальных буксирах её транспортировали через множество водных объектов - Финский залив, Ладожское, Белое и И тогда она, наконец, достигла Волги ещё через несколько водохранилищ, до специально отстроенного причала в посёлке Приморский. По земле её транспортировали специально отозванные для этого из своих частей военные тягачи.

В технический музей АвтоВАЗа эта лодка попала как раз в канун 60-летия Великой Победы. При её размерах довольно сложно представить, как выглядела её транспортировка по земле. Однако тот факт, что она действительно несла в своё время боевое дежурство в составе нашего флота, придаёт этому экспонату особое значение.

Кроме этой подлодки, присутствуют многочисленные артиллерийские, зенитные орудия, которые устанавливались на корабли. И кроме всего этого, также представлены торпедные системы и некоторые виды подводных мин.


Инженерная техника

Технический музей ВАЗа Тольятти содержит в себе ещё один очень интересный участок, который отведён для всевозможной инженерной техники. Тут есть и машины для отрытия котлованов, и разные транспортёры (в том числе "амфибии"), и техника для разминирования или разбора завалов.

Присутствует даже такая специфическая машина, как станция АДС-50, которая предназначалась для добычи жидкого и газообразного азота в полевых условиях. Разнообразие форм и размеров здешней техники просто зашкаливает. Здесь присутствует прототип робота СТР-1, который участвовал в сборе высокоактивных веществ с крыши 4-го энергоблока на Чернобыльской АЭС. Стоит сказать, что в музее присутствует лишь прототип, ни одна из представленных машин не участвовала ни в устранении Чернобыльской аварии, ни в любой другой техногенной катастрофе - все экспонаты абсолютно безопасны.

Железнодорожная техника

Одним из самых интересных объектов на этом участке является трофейный паровоз ТЭ-4844. Не изменившиеся с тех пор немецкие инвентарные номера говорят о том, что этот паровоз был построен на Берлинском заводе. Кроме ещё нескольких и локомотивов, присутствуют вагоны боевого железнодорожного ракетного комплекса. С виду они ничем не выделяются, похожи на типичные рефрижераторные вагоны. В составе поезда находилось около десяти вагонов, три из которых были вооружены ракетами РТ-23, которые могли быть выпущены непосредственно из поезда. Отличительным признаком "вооружённых" вагонов являлось удвоенное количество колесных пар - обычные вагоны по четыре колесные пары, с ракетами - по восемь.

Космическая техника

Технический музей ВАЗа предлагает своим посетителям возможность увидеть не только "земную" технику. В нём также присутствует участок, посвящённый всевозможным космическим аппаратам и луноходам. Большинство из представленных экспонатов были изобретены ВНИИ "ТрансМаш" и проходили всевозможные испытания. Многие из идей, предложенных этим институтом, впоследствии нашли применение в разработках современных луно- и марсоходов. Конечно, если смотреть на всю эту технику сейчас, то она будет выглядеть довольно примитивной. Однако современные машины, которые конструируются для различных космических задач, не смогли бы появиться без исследований с этими их "предками".

Технический музей Тольятти: режим работы

Музей работает ежедневно с 9:00 до 17:00. Экскурсии проводят только для групп от 12 человек и лишь при предварительной записи. В дополнительные услуги входит возможность фото- или видеосъёмки - 40 и 60 рублей соответственно. Взрослый билет будет стоить 60 рублей без экскурсовода и 80 рублей с ним. Для школьников, студентов, инвалидов или военнослужащих - 30 или 40 рублей.

Заключение

Технический музей Тольятти предлагает возможность полюбоваться не только техникой и вооружением прошлых времён, но и различными фотоаппаратами, печатными и швейными машинками, всевозможными патефонами, граммофонами и многим другим. В основном это всё приносят в музей сами жители города. Кроме того, на территории музея проводятся различные исторические реконструкции и фестивали. Огромная территория, покрытая всевозможной техникой, фестивали, реконструкции и интересные экскурсии делают этот музей отличным местом, где можно приятно и полезно провести свой досуг.

В музее Тольятти появится гигантский экспонат.
Сергей ИШКОВ, Самара

Уже следующим летом жители Самарской области смогут увидеть в Техническом музее
"АвтоВАЗа" новый экспонат. Это подводная лодка Б-307 (проект 641), самая
большая дизельная подлодка в составе ВМФ РФ. Уникальность музейного экземпляра
в том, что в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями,
тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не
разрезая судно на части.

Б-307 была построена на горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего
таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. Длина судна - 91
метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном
плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24
торпеды.

Руководство Тольяттинского технического музея еще в 1998 году просило
командование Балтийского флота продать какую-нибудь списанную подлодку. Как раз
в это время готовилась к списанию Б-307, около 20 лет прослужившая морякам
верой и правдой. В 2001 году субмарина была оформлена, как музейный экспонат.

..
Перед перегоном лодку освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в
354 тонны и "посадили" на понтоны. Hа этих понтонах, прикрепленных к лодке с
обеих сторон, два буксира и доставили субмарину в Тольятти. Hа перегон из
Санкт-Петербурга в Автоград ушел месяц. В конце ноября 2003 года будущий
экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в
поселок Приморский, где для Б-307 был специально сооружен причал.

Сейчас субмарину вытаскивают из воды на сушу. Это очень сложная операция, к
которой готовились целый год. Тольяттинские инженеры специально ездили в
Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для
ремонта. В настоящий момент Б-307 показалась из воды уже на треть.

После того как субмарину полностью извлекут на сушу, ее по специально
расчищенной дороге длиной 4, 5 километра потянут в музей. Делать это его
сотрудники намереваются по льду, поэтому транспортировка подлодки к месту будет
возможна только в конце января начале февраля, когда грянут настоящие морозы.
Тогда-то Б-307 и покатится по ледяной трассе прямо к отведенной для нее
музейной площадке.

Hадо сказать, что до сих пор самым большим экспонатом в техническом музее
являлся бомбардировщик Ту-16. Hо, когда установят субмарину, по сравнению с
гигантской подлодкой бомбардировщик покажется просто игрушкой.

Сотрудники Технического музея уверены, что прийти посмотреть на настоящую
подводную лодку захотят тысячи людей. Тем более что именно эта субмарина в 1998
году участвовала в съемках всенародно любимого фильма "Особенности национальной
рыбалки".

..
6 декабря 2004 г.
Русский курьер

Слух об этом быстро разлетелся по городу, но увидеть субмарину мало кому удавалось. Поначалу её прятали у причальной стенки грузового порта, затем она была отбуксирована вверх по течению и была пришвартована у безлюдного берега.

К месту швартовки никого не подпускали. Даже, когда в начале года в город приехала съёмочная группа программы "Человек и закон" и попыталась снять лодку, "весёлые" ребята из охраны не дали этого сделать и проводили журналистов до самого трапа самолёта.

Интересно какие секреты хранит в себе этот "монстр"?

Скоро стало известно, что лодка прибыла с Балтийского моря, где проходила службу и была списана. Затем субмарину выкупил ЛОГОВАЗ для "Музея техники ВАЗа". А последняя швартовка обусловлена тем, что от берега до самого музея прорыта дорога и по ней, её волоком доставят в музей.

Снега ждали всю зиму, но достаточного количества так и не нападало. И вот 3-го апреля субмарина, была отнесена от берега на расстояние более километра. Через несколько часов она оказалась зажата льдом и медленно дрейфовала по направлению к ГЭС.

На помощь "беглянке" было направлено два буксира - Шлюзовой-4 и Рейдовый-3. Медленно проходя через лед толщиной 25-40 см, буксиры смогли добраться до субмарины. Вслед за ними был направлен буксир ледокольного типа "Капитан Соловьев", который был задействован в транспортировке "Сома", как классифицируют лодку у нас, (TANGO - в классификации НАТО). Вот и "станцевал" наш "Сом" "танго" во льдах!

Лодку, освобожденную из ледяного плена, отбуксировали в речной порт. Попытавшись узнать судьбу "экспоната" пришлось повозиться с сообщениями в прессе (ведь факт буксировки такой махины по мирной российской территории не должен был остаться незамеченным). И вот удача - сообщение НТВ из Ст.Петербурга:

Неву в центре Санкт-Петербурга очищают от мазута

04.11.2003 15:23

Чрезвычайное происшествие в Санкт-Петербурге. В Неву попало дизельное топливо. Авария произошла при буксировке через Северную столицу списанной подводной лодки. Сейчас предпринимаются попытки удалить нефтяное пятно с поверхности реки, сообщает телекомпания НТВ. Обычно буксировку в акваторию Невы субмарины никто не анонсирует. Нынешняя стала известна благодаря нештатной ситуации - вылитого в него небольшого количества дизельного топлива.

Специалисты по очистке еще накануне определили, что источником загрязнения стала некая подлодка. Субмарина в центре города столкнулась с подводным препятствием. Как удалось выяснить из разных источников, подводный корабль "Б-307" построен более 20 лет назад. Служил в составе Балтийского флота, сейчас принадлежит ЛОГОВАЗу. Подлодку должны были отбуксировать в Тольятти...

Пока не сообщается, для каких целей ЛОГОВАЗ приобрел субмарину. Известно, что в мире именно лодки проекта "641" чрезвычайно популярны в качестве музейных экспонатов, правда, используют их и как развлекательные центры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оказывается наша "беглянка" ещё в начале своего пути успела немало "насолить" своим провожатым. Никак не хотелось уходить ей на заслуженный отдых.

Так что же это за лодка!!?

Продолжительные поиски всё же увенчались успехом.

Наша лодка - это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

проект 641Б "Сом"(в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307

Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный

Глубина погружения, м рабочая - 240 предельная - 300

Автономность, сут - 80

Дальность плавания, мили подводная-450, при РДП -14000

Экипаж (в т ч офицеров), чел -78(17)

Энергетическая установка тип - ДЭУ, кол-во (тип) х N ДД, л с - 3 (2Д42) х 1900

Аккумуляторная установка кол-во групп (тип) АБ х элем в гр - 4 (60СУ) х 112

Скорость хода наибольшая, уз надводная - 13.0, подводная - 15.0

Вооружение торпедное: кол-во х калибр НТА, мм - 6 х 533, боезапас (тип) торпед - 24 (ТЭСТ-71М и 53-65М или 53-65К), ПУГС - "Ленинград"

Радиоэлектронное: БИУС -"Узел", НК - "Мост-641Б", РЛК - "Каскад", ГАК - "Рубикон", СОРС -МРГТ-25.

Подводные лодки проекта 641Б строились в период с 1972 по 1982 год и предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от ПЛ противника.

Они несли боевую вахту в различных районах мирового океана. В период с 1973 г по 1982 г. ВМФ СССР передали 18 кораблей пр 641Б. Все они были построены на ССЗ "Красное Сормово" в г. Горьком. Из боевого состава флота ПЛ были выведены до 2001 года, в основном, в 1995-1996 гг.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Весной 2004 года начался подъём субмарины на берег. Была окончательно расчищена и подготовлена дорога к месту будущей стоянки. Благодаря усилиям сотен людей лодка, наконец, встала к своему "последнему причалу".

И ещё один интересный факт из жизни "нашей" ПЛ. Оказывается на ней проходили съёмки фильма "Особенности национальной рыбалки". И исполняла она роль сверхмалой секретной подводной лодки, которую"поили" водкой Кузьмич с Лёвой.

Сейчас лодка занимает самое почётное место в музее техники ОАО АвтоВАЗ. Хочется сказать огромное спасибо всем тем людям, кто "затеял" столь грандиозный прект, тем, кто принимал участие в подготовке лодки к транспортировке и экспонированию в музее, и всем тем, кто поддерживает её (да и все экспонаты) в великолепном состоянии! Можно гордиться людьми, которые вкладывают душу, силы и средства в память о нашем прошлом! Достойном прошлом!

Перебирая старые фотографии, нашел историю прибытия в наш город подводной лодки Б-307. 23 ноября 2003 года этот экспонат Технического музея АВТОВАЗа без лишнего шума прибыл в речной порт Комсомольского района.
(автор всех фото этого поста - Артем Долгов)

Выпущенная в 1979 году на горьковском судостроительном заводе и отслужившая морякам 20 лет, была списана и в 2001 году оформлена как музейный экспонат. Железная громадина преодолела долгий путь от Кронштадта до Тольятти и стала жемчужиной музейной коллекции. Россиянам эта субмарина стала известна задолго до появления ее в музее ВАЗа, ведь в 1998 году, она участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки».

Лодка проекта 641Б "Сом" (в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307. В настоящее время - экспонат в Техническом музее ВАЗа. Русские дизель-электрические подводные лодки типа "Tango" строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин типа "Foxtrot". Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.

Длина судна - 91 метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды.

Подводные лодки проекта 641Б предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от субмарин противника.

В пути от Кронштадта до Тольятти предстояло пройти 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. И это при том, что ширина самой лодки вместе с понтонами составила 15 с лишним метров. Восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге таили свои опасности, на Онеге метеослужбы прогнозировали сильный шторм. Тем не менее все прошло на удивление легко. Онежский шторм переждали, питерские мосты прошли всего за одну ночь, шлюзы не пострадали, лодка не повреждена.

Понтоны, поддерживающие лодку, сильно замедляли движение. Два буксира очень медленно, с огромным трудом заводили субмарину в порт.

Мы люди отзывчивые, всегда готовые помочь хорошему делу. Поэтому, засучив рукава, взялись за трос. И выдернули репку... тьфу, ты - потянули лодку))).

Сейчас в музее лодка выглядит более импозантно. Но в этих потертостях и ржавчине чувствовалась какая-то правда, реальность жизни. Так и хотелось представить, что лодка возвращается из трудного похода с победой.

Поначалу создалось впечатление, что лодку пришвартуют прямо к пассажирскому причалу, где все горожане смогут на нее посмотреть (совершенно бесплатно, между прочим). Но оказалось, что капитан первого буксира решил заранее начать разворот, не доходя до грузовой части гавани. Да еще и поворачивать решил вдоль пассажирской стенки.

Технический музей ВАЗа Тольятти является одной из главных достопримечательностей города. Он был основан в 1998 году по инициативе К.Г. Сахарова, который в те времена являлся вице-президентом "АвтоВАЗа". Впоследствии, после смерти отца-основателя, музей был переименован в его честь. Это пожалуй одна из главных достопримечательностей города Тольятти. В музее находится более 460 различных экспонатов, демонстрирующих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения. Совершим фотопрогулку по этому музею под открытым небом. А там есть что посмотреть.


В музей представлены образцы военной и гражданской техники, с начала двадцатого века по нынешнее время.

территория действительно огромна - 38 гектаров! На фото- 122-мм гаубица образца 1910/30 годов

Вся техника расположена по группам - пушки, танки, инженерная техника, бронетехника, вертолеты, самолеты и прочее. На фото- 203-мм гаубица Б-4М

неспеша можно проходить пол-дня.

Гордостью музея является настоящая подводная лодка Б-307 прокта 641Б "Сом" (1980 год выпуска)

Она имеет высоту 12 метров и длину более 90. Отстроена она была в 1980 году и заступила на службу в ряды ВМФ СССР уже через семь месяцев. Прослужила долгих 18 лет, до 1998 года, после этого лодку списали. За время своей службы она успела посетить Атлантику, Баренцево, Средиземное и Норвежское море. Подготовка к её транспортировке из Кронштадта в Тольятти заняла целых 4 года. С лодки сняли всё вооружение и плотно ее загерметизировали. На специальных буксирах её транспортировали через множество водных объектов - Финский залив, Ладожское, Белое и Онежские озёра. И тогда она, наконец, достигла Волги ещё через несколько водохранилищ, до специально отстроенного причала в посёлке Приморский. По земле её транспортировали специально отозванные для этого из своих частей военные тягачи.

В технический музей АвтоВАЗа эта лодка попала как раз в канун 60-летия Великой Победы. При её размерах довольно сложно представить, как выглядела её транспортировка по земле. Однако тот факт, что она действительно несла в своё время боевое дежурство в составе нашего флота, придаёт этому экспонату особое значение.

Все экспонаты в этом музее поделены на группы. В одной части тольяттинский технический музей представляет посетителям вертолёты и самолёты, некогда бороздившие воздушные просторы. В другой находятся памятники ракетным установкам и артиллериям, которые в своё время одним своим видом могли заставить капитулировать целые деревни, а теперь вынуждены обгорать на солнце и собирать капли дождя. Также здесь есть поезда и бронепоезда.

Радиолокационные антенны, космические аппараты и даже марсоходы - со всем этим можно познакомиться в этом месте.

Но особое место технический музей Тольятти уделяет именно военной технике. Действительно, побывав в этом парке, прочувствовав на себе эхо войны, глядя на изъеденную временем технику, невозможно остаться равнодушным.

Немецкий легкий танк чешского производства Panzer 38(t)

Средний танк Т-34-85

Радость каждого поклонника WOT ИС-3

Т-80У с минным тралом

Трактор "Универсал"

27. Суровый челябинский трактор "Сталинец" 1954 года выпуска.

(слева направо) Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ; боевая машина 9П122 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-2 (1969 год выпуска), боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на базе БРДМ-2 (1970 год выпуска)

Слева: Тропосферная станция Р-410-7,5 - один из автомобилей комплекса. Справа: подвижный радиовысотометр ПРВ-9

Подвижный радиовысотомер ПРВ-17 (1РЛ141), на заднем фоне гостиница-общежитие 15Т118 на шасси МАЗ-543М

Бронетранспортёр БТР-152В1

БМ-31 "Андрюша" на базе ЗИС-151

Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26

Зенитная установка C-60

100-мм зенитная пушка КС-19

37 мм пушка 1939 года.

ЗРК С-125

Зенитно-ракетный комплекс 2К11 "Круг"

300 мм реактивная система залпового огня БМ9А52-2 "Смерчь"

Макет всего музея.

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-C»

Видео прогулка по музею.