Методы исследования, как они есть. Основные общенаучные методы

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

Метод Определение Пример
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

Метод Определение Пример
Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Методы исследования, как они есть обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

В словарном запасе практически каждого человека фигурирует несколько тысяч слов. Это количество существенно зависит от его уровня образования, эрудиции и общего развития. Согласно статистическим данным, средний объем словарного запаса взрослого человека находится в пределах десяти-двенадцати тысяч слов.

Характерной особенностью образованных людей можно назвать правильное и уместное использование своего лингвистического резерва. Залогом грамотного оперирования словами и понятиями служит обращение к истокам словообразования, а также поиск достоверной, неискаженной информации.

В данной статье будет рассмотрено происхождение и значение понятия «метод», «система методов», их виды и области применения.

Определение термина

Слово «метод» имеет греческие корни. При буквальном переводе оно означает «путь, следуя по пути». Расширенная трактовка понятия включает комплекс действий, последовательность шагов или совокупность приемов, которые направлены на достижение вполне конкретной задачи. То есть, набор целенаправленных мероприятий и представляет собой метод. Определение может незначительно изменяться при внесении уточнений, касающихся видов и специфики мероприятий, но, в целом, суть остается неизменной.

Разновидности методов

Изучение существующих методик, их вариаций и сфер применения привело к созданию классификации. Учитывая конечную цель, а также особенности предпринимаемых действий, основные методы различают следующим образом:

  1. Аналитические.
  2. Дедуктивные.
  3. Диалектические.
  4. Индуктивные.
  5. Интуитивные.
  6. Научные.
  7. Обобщенные.
  8. Экспериментальные.

Следует различать понятия «методы» и «формы», так как первые характеризуют совокупность мероприятий и действий, а вторые - то, как это происходит. Более иллюстративно разницу можно изобразить на примере процесса обучения. Методов, которыми руководствуются преподаватели, довольно много и они также имеют свою классификацию, но среди основных можно выделить пассивный, активный и интерактивный.

Вместе с тем, форма организации обучения может быть дневной, вечерней, заочной, стационарной.

Аналитический и особенности

Слово «аналитика», от которого происходит название соответствующего метода, означает «искусство анализа». Этот термин предполагает разделение рассматриваемого объекта на составные элементы, их исследование, измерение, изучение. Аналитические методы работы предполагают сбор и обработку информации, поступившей в результате использования других приемов.

Сегодня большинство аналитических операций выполняется с помощью компьютеров. Их возможности одновременной параллельной, а не последовательной обработки исходных данных позволяют совершать аналитические действия со сверхскоростью. Такой подход используют в большинстве сфер научной, экономической, производственной деятельности для достижения различных целей.

Дедукция и дедуктивные методы

Понять, что такое можно при ознакомлении с его определением. Согласно словарю, построения прогнозов, умозаключений или выводов о частных ситуациях или о характеристиках отдельных элементов системы. Дедуктивный метод основан на изучении общих закономерностей какого-либо явления или системы. Другими словами, это изучение общего для познания частного.

Дедуктивные методы применяют:

  • В научной деятельности.
  • В криминалистике.
  • При обучении.
  • В экономике, статистике, бухгалтерском учете.
  • Для ведения юридической практики.
  • Как аспект медицинских исследований, а также во многих других важнейших сферах человеческой деятельности.

Учитывая особенности дедуктивного метода, следует выделить то, что его эффективное применение возможно только при наличии достоверных и проверенных исходных данных. Так как логический вывод основан на анализе предпосылок, их содержание имеет важнейшее значение.

Что такое метод индукции

В противоположность описанному ранее дедуктивному методу, индукция представляет собой генерирование логического вывода, основанного на переходе от частных положений к общим. Индуктивные умозаключения связывают исходные данные с выводом, руководствуясь не только строгими а и с помощью некоторых фактических, психологических или математических представлений. Неотъемлемым компонентом таких методов выступают общие закономерности, присущие всем явлениям в природе.

Существует понятие полной и неполной индукции. В первом случае, установления причинной связи предполагает обработку конечного числа частных предпосылок или случаев. Для обоснованного вывода необходимо, чтобы рассматриваемые случаи охватывали все возможные аспекты явления.

Понятие «неполная индукция» заключается в выдвижении предположения или гипотезы на основании изучения (наблюдения) избранных частных случаев. Естественно, такие гипотезы нуждаются в подтверждении.

Наиболее часто для их доказательства применяют метод математической индукции. С его помощью становится возможным осуществление полной индукции для бесконечного счетного множества объектов.

Какой метод называют диалектическим

Обобщая несколько определений, можно сказать, что диалектический метод - это способ, используемый для доказательства какого-либо положения или утверждения при рассмотрении и сопоставлении двух кардинально противоположных взглядов. Изучение диаметрально разных точек зрения позволяет получить истинное представление о целом.

Понимание того, что такое метод диалектики, помогает восстановить последовательность событий в криминалистике, юриспруденции и психотерапии. Широкое применение диалектика также находит в научной и хозяйственной сферах деятельности. В экономике этот метод предполагает изучение хозяйственных процессов, а также их закономерностей во время развития и движения. Подобный подход позволяет установить взаимообусловленность явлений экономического характера, а также особенности их взаимодействия. Диалектический метод является эффективным для выявления существующих противоречий и несоответствий. Также он незаменим при поиске компромиссных решений для удовлетворения потребностей противоборствующих сторон.

Роль интуитивных методов в процессе человеческой деятельности

Полной противоположностью аналитическим способам принятия решений и формированию логических выводов является интуиция. Согласно определению, интуитивные методы решения задач представляют собой психическую деятельность человека, направленную на подсознательную обработку исходных данных и выдачу быстрого результата. Как правило, на процесс генерации вывода оказывают влияние предшествующий опыт, проницательность, «чутье», эмпатия и воображение человека.

Интуитивные методы не являются какими-нибудь сверхъестественными, сверхразумными или идущими в обход ощущений, мышления и представлений. По большому счету, они являются результатом своеобразного типа мышления. Формирование метода происходит, когда обработка данных и отдельные этапы процесса анализа выполняются практически бессознательно, но итог оказывается предельно ясен. Зачастую, результат интуитивных методов оказывается более успешным, чем при случайном наборе действий, но менее эффективным, чем при использовании аналитических и научных методик.

Научный метод и его специфика

Научным методом называют комплекс способов, используемых для приобретения новых знаний и разработки алгоритмов для решения научных задач. Он представляет собой совокупность приемов, применяемых для изучения феноменов, упорядочивания, систематизации и корректировки полученных или уже имеющихся знаний. Формирование умозаключений и выводов происходит при использовании фактических данных, полученных в результате эмпирических исследований. Основная база, которую применяют для добычи данных, включает:

  • Эксперименты.
  • Измерения.
  • Наблюдения.

На их почве строят теории и выдвигают гипотетические предположения, которые становятся основой для построения математического описания (модели исследуемого объекта).

Научный метод характеризуется объективностью и полным исключением субъективного толкования результатов. Это условие обязательно для методов, применяемых в каждой науке. Категорически неприемлемо принятие на веру каких-либо утверждений, даже исходящих от признанных авторитетов в данной области. Существует понятие независимой проверки. Ее проведение было бы невозможным без документирования наблюдений, а также доступности исходных материалов, промежуточных и конечных результатов для ознакомления другими учеными.

Такой подход гарантирует получение дополнительного подтверждения при успешном воспроизведении экспериментов или критической оценки степени адекватности эксперимента и результата относительно теории, которую проверяют.

Понятие «обобщенный метод»

Использование обобщенных методов позволяет применять некоторые системы, разработанные для достижения конкретной цели, в других сферах.

Обобщенные методы могут иметь различное происхождение (чаще всего они относятся к аналитическим или научным), но посредством логических операций после исключения видовых признаков они приобретают новое значение. Эти методы имеют более широкий объем и менее конкретное содержание.

Заключение

Общая информация о том, что такое метод, позволяет лучше ориентироваться при чтении специализированной литературы, изучении инструкций и рекомендаций. Особенное значение знакомство с этим понятием имеет для участников образовательного процесса.

В зависимости от этапов и элементов процесса управления можно выделить следующие методы управления:
воздействия на управляемые объекты;
организации самой управляющей системы;
информационного обеспечения управления;
выработки и принятия решений;
контроля, оценки, анализа и др.

В рамках этой классификации существуют и специфические методы управления:
проблемно-организующие;
функциональные;
программно-целевые;
организационнного анализа;
организационного регламентирования;
организационнного нормирования;
организационнного проектирования и др.

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:
методы управления функциональными подсистемами;
методы выполнения функций управления;
методы принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т. д. Так, например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как:
диагностика трудовых, материальных и иных ресурсов данной организации;
построение сценариев их изменения в ближайшем или более отдаленном будущем;
анализ деятельности;
контроль качества продукции, материалов;
программирование, планирование, контроль процессов производства и др.

Методы выполнения функций управления связаны с решением задач, стоящих перед субъектом управления в процессе его воздействия на объект на пути движения к намеченной цели. Среди них отметим специфические способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.

Так, например, группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов, включает в себя методы экстраполяции, регрессивного анализа, мозговой атаки, экспертных оценок, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и др. Экспертная оценка, или метод Делфи – один из самых распространенных методов управлении – подразумевает вовлечение в процесс прогнозирования группы людей, выполняющих роль экспертов. Этот метод основан на достижении согласия между ними. Обычно эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него коррективы. Процедура повторяется три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Основное преимущество данного метода в том, что прогноз составляется в предельно короткие сроки и содержит в себе широкий спектр мнений по спорным вопросам, а также отражает внутреннюю оценку стороннего наблюдателя. К его недостаткам можно отнести возможно высокую стоимость услуг экспертов, кроме того, субъективное мнение иногда может быть ошибочным, даже если его высказывает эксперт.

Одной и распространенных разновидностей этого метода является «мозговая атака» – коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Экспертам предлагается для обсуждения сложная проблема, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по ее решению. Условием обсуждения идей является запрет на их критику, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей. Так же, как и при использовании метода Делфи, целью «мозговой атаки» является выработка коллективных согласованных предложений.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой.

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, анализа, аналогии, моделирования и др.

Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации; кроме того, на этом этапе активно применяются информационные технологии в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия решений.

На этапе выбора решения применяются другие методы. Среди них, прежде всего, используется метод оптимизации.

На этапе организации выполнения решения наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение и т. п.) применяются и косвенные методы управления – материальное и моральное стимулирование, формирование социально-психологической готовности работников к реализации заданий.

На этапе контроля используются такие специфические методы, как диагностический, корректирующий и др.

КОРОЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Общий психологический практикум»

На тему: «Метод, методика, методология:

соотношение этих понятий»

Выполнила Вербенко Альмира

ПЗВ-1

Проверила Лапшинова Кира Викторовна

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОНЯТИЕ МЕТОДА, МЕТОДИКИ И МЕТОДОЛОГИИ 3

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

ЛИТЕРАТУРА 13

ВВЕДЕНИЕ

Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. Методологию не следует путать с методикой науки, т.е. совокупностью конкретных приемов организации и проведения исследований, сбора, обработки и анализа полученной в них информации.

Методология и методика - тесно взаимодействующие атрибуты науки. При этом первая определяет содержание и характер второй, а не наоборот. Образно говоря, методика - служанка методологии. Выбор и использование тех или иных методик в научном исследовании определяется тем, какими методологическими установками руководствуется исследователь.

Современное состояние психологии характеризуется решенностью многих методологических и методических проблем, вызывавших ранее острые споры. Однако и сейчас по ряду вопросов нет полной ясности. Наибольшую значимость для дальнейшего развития психологии имеют, естественно, методологические вопросы. Главный из них - вопрос об основном методе психологии, который можно конкретизировать так: Есть ли у психологии такой лишь ей присущий метод познания, который обеспечивает изучение всей ее предметной области?

Научные картины мира и способы познания определяют основания, угол зрения на проблематику, формулировку объекта и предмета психологии как науки, осмысление ею жизненных сил человека и общества, их жизненного пространства. Это во многом задает фундамент формирования различных психологических парадигм. Методология психологии так же отличается от "методологии человека", методологии любого направления человековедения - если, конечно, таковая существует, - как отличается от нее методология физиологии, антропологии, социологии экономики и остальных наук.

ПОНЯТИЕ МЕТОДА, МЕТОДИКИ И МЕТОДОЛОГИИ

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.

Метод психологии - это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов:

1.Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированное™ ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.

3. Методы обработки данных . К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Метод конкретизируется в методике.

Методика - это с овокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Наука о методах обучения.

Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

Для предварительной ориентировки в вариациях трактовки понятия «методология» приведем несколько ее характерных определений из разных источников:

Методология - учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология психологии - отрасль психологии как науки, лежащая на ее пересечении с философией, предмет которой - соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) требованиям диалектического материализма.

Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Понятие "методология" имеет два основных значения:

а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Методология:

учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат;

исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания;

выявляет законы функционирования и изменения знания;

изучает объяснительные схемы науки и т.п.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК

Пример. Рассмотрим "треугольник" взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований на примере отечественной психологии и гуманистической психологии.

В советский период развития отечественной педагогической психологии, как и психологии в целом, был обусловлен превалированием диалектико-материалистического подхода к пониманию сущности явлений действительности.

Суть его выражалась:

в представлении о первичности материи и вторичности сознания;

представлении о движущих силах развития окружающей действительности и психики;

понимании единства внешней, материальной деятельности и внутренней, психической;

осознании социальной обусловленности развития психики человека.

Следовательно, одним из важнейших методов исследования в области психологии, в частности педагогической психологии, был метод эксперимента.

С помощью этого метода проверяются гипотезы каузального, т.е. причинно-следственного, характера. Особую популярность получила в то время такая разновидность эксперимента как формирующий эксперимент. Поэтому активно разрабатывались различные программы формирующего эксперимента, коррекционно-развивающие учебные программы и т.п..
Основу гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) составляет гуманитарная парадигма. Эта парадигма в науке предполагает собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит "человеческое измерение" во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичный случай не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Поэтому одним из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание.

Понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Поэтому среди основных методов познания превалируют методы практической психологии (психологическая консультация, психотерапия, психотренинг, транзактный анализ и др.).

В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.
Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности "
Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если он правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
В свою очередь, методы педагогической психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачами психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в педагогической психологии воплощен в методиках изучения инт еллекта, воли, личности учащегося и других сторон психической реальности.

На основе методологических принципов строится любое психологическое исследование. Выбор и применение методов и различных методик исследовательской работы предопределяются и вытекают и из природы изучаемого явления, и из задач, которые ставит перед собой исследователь. Методы мышления своими корнями уходят в почву практических действий. В истории науки методы возникали как результаты открытий, создания новых теорий. Искусство открытия, по словам Ф. Бэкона, росло вместе с самим открытием. Формируясь в практике прошлого исследования, метод выступает как исходный пункт последующих исследований, как объединяющее начало практики и теории.

Метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом. Неразрывная связь метода и теории находит свое выражение в методологической роли научных законов. Любой закон науки, отражая то, что есть в действительности, вместе с тем указывает и на то, как нужно мыслить о соответствующей ее сфере. Так, закон сохранения материи и энергии - это в то же время и методологический принцип, соблюдение которого необходимо; рефлекторная теория высшей нервной деятельности служит вместе с тем одним из методов исследования поведения животных и человека.

Процесс научного исследования осуществляется всегда на основе исторически выработанных методов. Никто и никогда не ловил истину “голыми руками”. Конечно, ученый действует и посредством проб и ошибок. Бывает и так, что в поисках одного он находит совсем другое.

В науке метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он образно сказал: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем: не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы. В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой области. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы исследования общественных явлений определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, сущностью.

Поскольку любой метод опирается на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов), постольку “методология” представляет собой учение о методах и принципах познания и практики. Это сложная, целостная система знаний. В свою очередь, поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология, естественно, делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и практики и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания и практики анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые социолог опирается в процессе познания и преобразования действительности. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования.

Поэтому под методикой следует понимать совокупность методов и приемов для реализации целей и задач социологического исследования (например, методика изучения профессиональной ориентации, методика социального анализа деятельности предприятия и др.). Методика включает в себя технику.

Техника - совокупность технических (простейших) и организационных приемов эффективного использования того или иного метода (например, техника опроса, техника составления вопросника, техника кодирования и обработки информации и др.). Иногда под методикой понимают совокупность технических разновидностей метода с указанием правил их применения в конкретных исследовательских ситуациях (например, методика опроса, использующая технику почтового анкетирования по месту жительства и технику закрытых и открытых опросов).

На практике очень часто методика сводится к чисто техническому организационному фактору, а ее связь с исходными теоретико-методологическими основами исследования становится туманной и расплывчатой, подобно субъективистской позиции желаемого и нежелаемого, доброй или злой воли социолога. На самом деле методика должна способствовать получению истинного знания об объекте, позволяющего сделать не только частные, но и общетеоретические выводы. Поэтому правильнее определить методику как реализацию метода или совокупность методов в соответствии с логикой и теоретическим аппаратом данного исследования. Ясно, что выбор того или иного метода обусловлен природой изучаемого объекта и ее отражением в теории.

Чтобы воспользоваться методикой или даже полученными с ее помощью фактами, надо овладеть некоторым минимумом соответствующих методологических принципов, а это уже “приложение” определенных теоретических знаний, концепций. Если теория, отражающая объект, истинна и метод, построенный на ее основе, правилен, то на практике мы получаем результат, который предсказывала теория.

Именно через применение методологических принципов в методике происходит реализация методологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы методологического обоснования научных исследований занимали значительное место на различных этапах развития науки, поскольку развитие любой науки может осуществляться лишь в том случае, если она пополняется новыми фактами, накопление и интерпретация которых обеспечивается применением научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования зависит от совокупности теоретических принципов, составляющих основу исследования.

Познание любого явления окружающей действительности предполагает наличие инструмента познания. В качестве такого инструмента выступает методология, определяющая основные направления процесса познания.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует соподчинение. Философский уровень методологии выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. Система взглядов и убеждений исследователя определяет его позицию по отношению к окружающей действительности, к миру и служит основой осуществления познания, выдвижения теоретических положений, и в конечном итоге, - деятельности по преобразованию окружающей действительности. Общенаучный уровень методологии, включающий общенаучные концепции, вооружает исследователя знаниями, необходимыми для общего анализа изучаемого явления, формирует основу теоретической и практической деятельности. Конкретно-научный уровень методологии позволяет конкретизировать проблему с точки зрения определенной науки, сформулировать принципы и выделить методы исследования, характерные для данной научной области. Технологический уровень методологии определяет, каким образом можно получить достоверный эмпирический материал обеспечивает получение с помощью определенных процедур, свойственных данной науке.

Как показывает анализ определений методологии, данное понятие находится в тесной взаимосвязи с понятиями «метод», «методика».

В современной научной литературе метод определяется как «путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи»

Конкретное воплощение избранных исследователем приемов и операций, составляющих метод исследования, характеризуют методику исследования. Т.е. методика исследования обеспечивает познание педагогических явлений и процессов посредством применения в конкретном исследовании процедур, совокупности методов и приемов в соответствии с целью исследования.

Подводя итог анализа сущности и взаимосвязи понятий «методология», «метод», «методика», необходимо отметить следующее. Методология, составляя основу исследования, определяет методы изучения и преобразования действительности, реализация которых предполагает применение определенных процедур, приемов (методики), включает в себя понятия метода и методики. Т.е. понятия «методология», «метод», «методика» соотносятся как целое и части.

ЛИТЕРАТУРА

http://www.i-u.ru/biblio

http://www.ippolitova.info

М.В. Гамезо, Общая психология

Практикум по общей психологии, Глуханюк Н. С.

  • 2.21 МБ
  • добавлен 03.09.2010

Херсон., ОМУРЧ «Украина» ХФ, - 2010., - 213 стр. Преподаватели: Голев С. В., Голева О. С.

Материалы 11–ти лекций для самостоятельного изучения студентам.

Методология и методика научного исследования (Учебные вопросы: Наука как система знаний. Методология научного поиска. Методы научного исследования. М...

    шпаргалки

  • 683.5 КБ
  • добавлен 11.01.2011

МГУ им. Ломоносова, факультет психологии. Примерные ответы к экзамену по курсу Методология психологии. Лектор - Асмолов А. Г, 2006 г.

В зависимости от этапов и элементов процесса управления можно выделить следующие методы управления:

Воздействия на управляемые объекты;

Организации самой управляющей системы;

Информационного обеспечения управления;

Выработки и принятия решений;

Контроля, оценки, анализа и др.

В рамках этой классификации существуют и специфические методы управления:

Проблемно-организующие;

Функциональные;

Программно-целевые;

Организационнного анализа;

Организационного регламентирования;

Организационнного нормирования;

Организационнного проектирования и др.

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:

Методы управления функциональными подсистемами;

Методы выполнения функций управления;

Методы принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т. д. Так, например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как:

Диагностика трудовых, материальных и иных ресурсов данной организации;

Построение сценариев их изменения в ближайшем или более отдаленном будущем;

Анализ деятельности;

Контроль качества продукции, материалов;

Программирование, планирование, контроль процессов производства и др.

Методы выполнения функций управления связаны с решением задач, стоящих перед субъектом управления в процессе его воздействия на объект на пути движения к намеченной цели. Среди них отметим специфические способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.

Так, например, группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов, включает в себя методы экстраполяции, регрессивного анализа, мозговой атаки, экспертных оценок, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и др. Экспертная оценка, или метод Делфи – один из самых распространенных методов управлении – подразумевает вовлечение в процесс прогнозирования группы людей, выполняющих роль экспертов. Этот метод основан на достижении согласия между ними. Обычно эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него коррективы. Процедура повторяется три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Основное преимущество данного метода в том, что прогноз составляется в предельно короткие сроки и содержит в себе широкий спектр мнений по спорным вопросам, а также отражает внутреннюю оценку стороннего наблюдателя. К его недостаткам можно отнести возможно высокую стоимость услуг экспертов, кроме того, субъективное мнение иногда может быть ошибочным, даже если его высказывает эксперт.

Одной и распространенных разновидностей этого метода является «мозговая атака» – коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Экспертам предлагается для обсуждения сложная проблема, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по ее решению. Условием обсуждения идей является запрет на их критику, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей. Так же, как и при использовании метода Делфи, целью «мозговой атаки» является выработка коллективных согласованных предложений.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой.

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, анализа, аналогии, моделирования и др.

Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации; кроме того, на этом этапе активно применяются информационные технологии в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия решений.

На этапе выбора решения применяются другие методы. Среди них, прежде всего, используется метод оптимизации.

На этапе организации выполнения решения наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение и т. п.) применяются и косвенные методы управления – материальное и моральное стимулирование, формирование социально-психологической готовности работников к реализации заданий.

На этапе контроля используются такие специфические методы, как диагностический, корректирующий и др.