Метод обратной мозговой атаки. Мозговая атака, метод: описание, технология и отзывы

Как известно, развитие систем происходит в результате устранения возникающих внутри них противоречий. Различного рода противоречия могут не проявиться в явном виде и из-за этого могут выпасть из поля зрения проектировщиков новых систем на стадии их создания. Кроме того, ряд противоречий может выявиться только через некоторое время после начала эксплуатации системы. Поэтому при создании новой системы или отдельного изделия решаются две творческие задачи.

1. Выявляются имеющиеся или ожидаемые в ближайшей перспективе противоречия в существующей системе или техническом объекте.

2. Находятся пути устранения этих недостатков во вновь создаваемых системах и объектах.

Первая задача оказывается не менее простой, чем вторая, поскольку методы ее решения должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки. Иначе говоря, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого. Для решения указанной задачи отечественным исследователем Е. А. Александровым был предложен метод обратной мозговой атаки (ОМА), который был в дальнейшем модифицирован Г.Я. Бушем. Этот метод называют иногда диалогом с деструктивной отнесенной оценкой.

Метод обратной мозговой атаки (ОМА) может быть использован при решении, например, следующих вопросов и задач:

Уточнение постановки изобретательских и рационализаторских задач;

Разработка технического задания или технического предложения;

Экспертиза проекта на любой стадии разработки;

Оценка эффективности закупаемых изделий;

Оценка эффективности принятия административных решений.

Эффективность проведения ОМА во многом зависит от четкости формулировки задачи. Формулировка задачи для ОМА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

· Что представляет собой система, которую нужно улучшить?

· Какие известны недостатки системы, связанные с ее производством, функционированием, эксплуатацией, обслуживанием и утилизацией?

· Что требуется получить в результате проведения мозговой атаки?

· На что требуется обратить особое внимание?

Если формулировка задачи содержит очень специальные и не понятные для участников обсуждения термины, то необходимо сделать вторую общедоступную редакцию предварительной формулировки без специальных терминов.

В ряде случаев наиболее эффективным оказывается комбинирование методов прямой и обратной мозговой атак. Такую комбинацию можно использовать, например, для прогнозирования развития процессов. Для этого с помощью обратной мозговой атаки выявляют все недостатки существующего изделия или системы и выделяют среди них главные. Затем проводят прямую мозговую атаку с целью устранения выявленных главных недостатков и намечают пути совершенствования объектов данного класса. Для прогнозирования недостатков технического объекта проводят сначала прямую МА и подготавливают проекты наиболее перспективных решений, а затем проводят ОМА для выявления возможных недостатков этих решений.


Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:

Формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;

Создание группы анализа проблемной ситуации, формирование

исходной изобретательской задачи в общем виде, сообщение задачи вместе с описанием деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;

Генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки» (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);

Систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи, и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;

Деструктурирование идей, т.е. оценка идей на реализуемость в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий на пути к реализации выдвинутых идей;

Оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, и составление окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний и контридей.

Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники мозговой атаки рационально распределяются на следующие три группы: группу генерирования идей, группу анализа проблемной ситуации и оценки идей и группу генерирования контридей.

Этот метод поможет вам найти решения проблем при помощи комбинирования и так называемых обратных техник. Он расширит возможности мозгового штурма и позволит найти еще больше интересных идей.

Чтобы использовать эту технику, используйте два «обратных» вопроса: вместо того, чтобы спросить себя «Как можно решить или избежать возникновение проблемы?» спросите «Как я могу вызвать проблему?». А вместо вопроса «Как я могу достичь этих результатов?», задайте вопрос «Как я могу достичь противоположного эффекта?».

Как использовать технику обратного мозгового штурма

  1. Четко определите проблему, запишите ее.
  2. Переверните проблему и спросите себя «Как вызвать проблему и как вместо ее решения наоборот ухудшить?».
  3. Проведите мозговой штурм и найдите самые разные варианты ухудшения ситуации. Это достаточно веселый и свободный процесс, потому что внутренне вы будете ломать, а не строить. Не отвергайте никакие идеи на данном этапе, сгодится абсолютно все.
  4. Когда составлен список ухудшения проблемы, переверните их.
  5. Оцените свои идеи. Видите ли вы потенциальное решение? Видите ли вы признаки возможного решения?

Эта техника крайне эффективна в том случае, когда вы не видите очевидного решения проблемы.

Пример

Вы работаете в клинике и вам нужно найти способы повышения удовлетворенности ваших пациентов. Возможно, вы уже пытались найти эти способы в прошлом, но все это приводило к скепсису от ваших подчиненных относительно очередного собрания на предмет решения этой проблемы. Команда была перегружена работой, ваши сотрудники старались изо всех сил и теперь они считают, что это все пустая трата времени.

Поэтому теперь проблемой становится даже не удовлетворение пациентов, а подчиненных. Вам нужно вовлечь их в процесс совершенно иным способом.

До того, как вы решите собрать свою команду, вы выписываете проблему на лист бумаги: «Как можно повысить ожидания и удовлетворенность пациентов?». Переворачиваем проблему: «Как вызвать у пациентов максимальное недовольство клиникой и ее услугами?». Теперь вы начинаете замечать, как новый взгляд на проблему приводит к появлению самых неожиданных идей.

Согласитесь, сама постановка вопроса вполне способна вызвать живой интерес у членов вашей команды. Каждый в душе ребенок, поэтому на собрании принимается за этот процесс с большой увлеченностью. Они используют свой опыт работы с пациентами и свой личный опыт в виде пациентов вашей или других клиник. Вам нужно донести до своих подчиненных мысль о том, что любая идея может помочь, причем чем экстравагантнее она будет, тем лучше. Это полностью исключает личную ответственность и позволяет относиться к процессу, как к игре.

Пример таких идей:

  • Удвойте количество приемов у специалиста.
  • Уберите стулья из приемной.
  • Когда потенциальный или реальный пациент вам звонит, удерживайте его в режиме ожидания как можно дольше, а то и вовсе забудьте о нем.
  • Пускай пациенты вас ждут не в приемной, а на улице.
  • Обсуждайте проблемы пациентов публично.

В то время, как при мозговом штурме количество идей иссякает, обратный мозговой штурм помогает удвоить или даже утроить количество «решений».

Настало время рассмотреть каждое такое «решение» и и увидеть потенциально реальное решение. При обсуждении возможны такие фразы участников:

  • «Мы не оставляем своих пациентов на улице».
  • «Да, но как насчет утреннего времени, когда наши пациенты ждут на улице и дожидаются времени открытия?».
  • «Это правда. Первые утренние клиенты клиники обычно бывают раздражены именно потому, что проводят время в ожидании приема на улице».
  • «Тогда как насчет того, чтобы открывать приемную на 10 минут раньше? Тогда пациенты смогут присесть, почитать журналы и успокоиться».
  • «Отлично, так и сделаем уже завтра, тем более что некоторые члены клиники находятся в ней всю ночь и могут открыть приемную раньше».

Как видим, мы нашли крайне простое, но эффективное решение, которое поможет снизить раздражительность пациентов. Это притом, что по сути мы взяли только одну «обратную» идею и довели ее до ума. Раздражительность пациентов не является той проблемой, которую не нужно решать. Ведь это приводит к стрессу врачей, которые вследствие этого вполне могут поставить неверный диагноз и назначить неправильное лечение.

Если пациенты вашей клиники находятся в хорошем настроении, это повышает качество работы вашей команды. Поэтому не забывайте о таких простых решениях - они способны творить чудеса.

Применяйте эту технику в любой сфере:

  • Веб-дизайн. Как создать максимально неудобный сайт?
  • Бизнес. Как создать самый ужасный продукт в мире?
  • Искусство. Как снять самый неинтересный фильм?
  • . Как преподавать так, чтобы ничему не научить?
  • . Как так ужасно подать свой материал, чтобы никто ничего не понял? Как заставить людей скучать при этом? Как объяснять простые вещи сложными и непонятными словами?
  • . Как переигрывать и недоигрывать свою роль?

Как видим, дело не только в том, чтобы найти решение, но и в элементе игры. Что может быть лучше, чем придумывать самые худшие способы решения проблемы? Психологически такой способ является наиболее эффективным, потому что убирает ответственность и позволяет вашему творческому мышлению литься свободно. Желаем вам удачи в освоении данной техники!

Метод обратной мозговой атаки

1. Задача «Скрытые свойства объекта».

Какими скрытыми и явными свойствами обладает бумага? Составить список свойств, проанализировать на предмет полноты и оригинальности. Пример: скрытые и явные свойства обычной спички.

Явные свойства — создание пламени, температуры, наличие геометрических размеров. Скрытые свойства — плавучесть, ядовитость, изменение цвета и веса при горении.


2. Задача «Юный аналитик

Дана ситуация и нереальная идея, поданная на этапе генерации. Ситуация. Для приготовления бумаги нужна деревянная щепа. Чтобы ее приготовить, берут дерево, отделяют нижнюю часть ствола и с этой части на специальных станках снимают кору. Древесину потом измельчают. Конечно, экономнее было бы использовать для приготовления щепы не нижнюю часть ствола, а верхнюю, где сучья и ветки. Но сучья и ветки — кривые, неровные, а машины, которые могли бы сдирать с них кору, пока не существует. Необходимо предложить новый, универсальный принцип очистки коры от древесины. Идея. Предложено воздействовать на микроорганизмы, живущие между корой и древесиной, реагентами, вызывающими их усиленный рост. Увеличение объема микроорганизмов позволит отделить кору от древесины изнутри. Необходимо проанализировать предложенную идею и найти в ней рациональную основу.

Важная черта новатора, изобретателя — видение окружающего мира в ключе его совершенствования, отрешение от «привыкания» к недостаткам. Этому способствует рассматриваемый метод, привлекающий при поиске оптимальных решений анализ и синтез.

Суть метода обратной МА: поиск недостатков — ключ к совершенству. То есть цель метода заключается в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.

Разновидность обратной МА — «диверсионный» метод, который помогает обнаружить скрытые задачи.

Вот новая машина. Допустим, мы не можем ее улучшить. А ухудшить можно? Давайте представим, как ее сломать. Что нужно испортить при изготовлении, чтобы получился брак? Или как испортить ее, чтобы никто этого не заметил, чтобы она сломалась уже на объекте, а к нам нельзя было предъявить никаких претензий? Если такое диверсионное задание можно выполнить, значит, нужно найти контрмеры: как предотвратить поломку машины, навсегда избавиться от дефекта.

Пример. Американцы при создании новой военной техники организуют так называемые группы противодействия. Такая группа, составленная из лучших специалистов, получает все данные по новому оружию, и ее задача — придумать, как с ним бороться, как защищаться. Результаты работы группы противодействия передают разработчикам нового оружия, чтобы сразу принять меры. Потом цикл повторяется.

Теперь становится очевидным, что обратная МА преследует цель поиска и устранения возможных недостатков. Если выразить смысл метода в шутливой форме, то нужно, чтобы большая группа людей с «мухоморным» характером да еще в плохом расположении духа пыталась доказать, что в машине, процессе, конструкции есть недостатки, слабые узлы, звенья.

Метод имеет, однако, ограниченные возможности применения. Обратная МА исключает управление поиском. Метод помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знание об объекте), сдвинуть мысль с «мертвой точки».

Психологическая инерция проявляется в том, что человек выдвигает тривиальные, стереотипные (заученные на память) варианты решения. Действие психологической инерции, с одной стороны), тормозит появление наиболее оригинальных неожиданных идей во время решения сложных задач или же направляет исследователя в иную сторону поиска. С другой стороны, инерция в мышлении и действиях человека помогает реагировать быстро, не раздумывая. Например, когда видим красный свет светофора, то, как правило, останавливаемся - это пример положительного действия психологической инерции.

Практическая часть

Несколько простых тренировочных задач. Решая эти задачи, можно увидеть проявление действия психологической инерции мышления и примерно оценить её уровень. Обязательное маленькое условие, необходимое для чистоты эксперимента — решения надо предлагать сразу, без долгих раздумий и анализа. Запишите первое, что пришло вам в голову в первые 2-3 секунды.

Задача 1

На двух руках 10 пальцев? А сколько на десяти руках?

Задача 2

Сколько будет два в квадрате?

А четыре в квадрате?

А угол в квадрате?..

Задача 3

Всем хорошо известно, что в поездах стоп-кран ярко-красного цвета. А какого цвета в самолете? Ярко-голубого как небо? Синего? Зеленого?
Оранжевого?

Задача 4

Глухонемой зашел в магазин, чтобы купить молоток. На витрине
молотков нет. Как он объяснит продавцу, что ему нужен молоток? Сделает движение, имитирующее забивание гвоздя молотком? Правильно. Следом за ним в магазин заходит слепой, чтобы купить ножницы. Как ему объяснить продавцу, что ему нужны ножницы?..

Задача 5

К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег, если имеется только одна маленькая одноместная лодка? Река глубокая и вода в реке очень холодная, если вплавь — смертельно простудишься.

Примечание: бревен и досок на берегу нет, лес не растет — "степь да степь кругом..."

Задача 6

Есть две комнаты, в одной три лампочки, а в другой три выключателя, по одному для каждой лампочки. Человек находится в комнате с выключателями. Какие действия нужно произвести с выключателями, чтобы потом зайти в комнату с лампочками и точно сказать, какой выключатель управляет каждой из лампочек? Перейти из комнаты в комнату можно только один раз.

МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ.
Рубрика (тематическая категория) Изобретательство

Область применения метода. Метод обратной МА ориентирован на реше­ние первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА состоит в составлении

1. В случае если есть новички в творческой группе, ведущий в самом начале пред­ставляет всœех участников, давая им короткую лестную характеристику. Далее из­лагают правила для участников сеанса МА.

2. Ведущий четко и эмоционально излагает формулировку задачи как. в спе­циальном, так и в общедоступном изложении. При этом заставляет участников воспринимать задачу как свою главную проблему, усиливая постановку, к примеру такими замечаниями:

Представьте себя на месте того-то.

Что бы вы. сделали, в случае если бы сами отвечали за это дело?

3. Ведущий должен уметь обеспечить соблюденное участниками всœех пра­вил проведения МА, не пользуясь при этом приказаниями и критическими заме­чаниями. Его роль подобна функциям судьи на футбольном, поле.

4. Ведущий должен обеспечивать непрерывность высказывания идей, за­полнять паузу поощрительными репликами.

5. Ведущий должен следить, чтобы обсуждение не шло в чересчур уз­ком и чересчур практическом направлении, своими идеями или репликами расши­рять сферу поиска.

6. Ведущий, должен следить за регламентом работы. Говорить, сколько вре­мени осталось до конца сеанса. Тактично останавливать участника, который вы­сказывает свою идею более полминуты, интенсифицировать работу последних минут, к примеру, такими восклицаниями:

Неужели ничего не найдем в последние три минуты?!

Неужели мы не забьем гол в последнюю минуту?! .

МА - это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс, как ост­роигровой хоккейный матч. По этой причине не должна быть единой постоянной схемы проведения МА. Каждый ведущий должен искать свои индивидуальные пути по­вышения результативности сеанса МА. К примеру, создатель метода А. Осборн как бывший моряк во время сеанса употреблял крепкие соленые выражения, сообра­зуясь, конечно, с составом участников.

Организация проведения МА. Приглашать на совещание (сеанс МА) же­лательно за 2-3 дня с изложением сути задачи, чтобы участники могли подумать и настроиться. Иногда бывает целœесообразно заранее сообщить постановку задачи только части участников.

Полная продолжительность совещания (сеанса МА) составляет 1,5-2 ч. Со­вещание имеет следующий порядок проведения и соответствующие затраты вре­мени на отдельные мероприятия:

представление участников совещания друг другу и ознакомление их с пра­вилами проведения сеанса МА (5-10 мин);

постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин);

проведение МА (20-30 мин);

перерыв (10 минут);

составление отредактированного списка идей (30- 45 мин).

Творческая группа - это дружная сыгранная команда, члены которой вза­имно дополняют друг друга.

Правила для участников сеанса МА. Их можно сформулировать следующим образом,

1. Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпоч­тение количеству, а не качеству идей, Свои идеи высказывайте короткими пред­ложениями.

2. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика предложенных, идей. Запрещаются также неодобрительные замечания, иронические реплики, консерва­тивные мысли, ядовитые шутки. К примеру:

Так еще никогда не делали!

А что скажет директор?

Для практики это не годится!

Это же чепуха и бред сивой кобылы!

Запрет критики создает благоприятный творческий микроклимат.

3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте всœе идеи, даже заведомо не­практичные и, казалось бы, глупые. Оказывайте предпочтение не систематическо­му логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях.

4. Весьма способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.

5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

6. Обеспечивайте между участниками МА свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения. Никто после сеанса не будет зло шу­тить над неудачными идеями других.

Настоящий сеанс МА - это особое психологическое состояние людей, ко­гда думается без волевых усилий и принимается во внимание ʼʼвсœе, что придет в головуʼʼ. Именно такое состояние оказывается наиболее продуктивным, поскольку позволяет в наибольшей мере использовать подсознание человека - самый мощный аппарат творческого мышления.

Обязанности ведущего (руководителя) в сеансе МА, Успех и результа­тивность МА в очень большой мере зависит от председателя совещания (ведуще­го), который осуществляет оперативное управление. МА/ Ведущим чаще всœего бывает руководитель творческой группы. Ведущий должен руководствоваться правилами для участников МА и поддерживать непринужденную обстановку и чувство юмора. Вместе с тем, на ведущего возлагаются следующие обязанности.

КОМБИНИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МОЗГОВОЙ АТАКИ

Изложенные методы прямой и обратной МА бывают совместно исполь­зованы в различных комбинациях. Приведем некоторые схемы таких комбинаций, оправдавшие себя на практике.

Двоимая прямая мозговая атака. Двойная МА начала практиковаться в СССР. Суть ее состоит по сути в том, что после проведения прямой МА делается пе­рерыв от двух часов до двух-трех дней и еще раз повторяется прямая МА.

Практика показала, что при проведении второй МА по одной и той же зада­че часто выявляются наиболее ценные практически полезные идеи или удачное развитие идей первого совещания, т. е. во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач - подсознание человека, синтези­рующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратная и прямая мозговые атаки (прогнозирования и развития тех­ники). Как уже отмечалось во введении, развитие ТО представляет собой повто­ряющийся цикл: существующее изделие - выявление недостатков - устранение недостатков в новой серии изделий. Эту закономерность можно использовать для мысленного моделирования и прогнозирования развития интересующего класса, изделий. Для этого сначала с помощью обратной МА выявляют всœе недостатки существующего изделия и выделяют среди них главные. Далее проводят прямую МА для устранения выявленных главных недостатков; и разрабатывают эскиз но­вого технического решения, в котором по возможности устранены или учтены эти недостатки.

Для увеличения времени прогнозирования данный цикл имеет смысл повто­рить, чтобы посмотреть развитие объекта на два шага вперед.

Прямая и обратная мозговые атаки (прогнозирование недостатков тех­нического объекта). Указанную в предыдущем параграфе закономерность разви­тия техники можно также использовать для прогнозирования недостатков интере­сующего класса изделий. Для этого сначала проводят прямую МА и делают эски­зы наиболее перспективных технических решений, затем обратную МА и выяв­ляют возможные недостатки этих технических решений.

В целях увеличения времени прогнозирования данный цикл имеет смысл еще раз повторить, т. е. опять провести прямую МА для устранения выявленных бу­дущих недостатков и разработки соответствующих эскизов технических решений, по отношению, к которым еще раз выполняется обратная МА.

МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ." 2017, 2018.


Метод решения творческих задач С О Д Е Р Ж А Н И Е 1.Цель и суть метода. 2."Диверсионный" метод. Пример. 3.Шутливая характеристика метода. 4.Этапы поиска решения. 5.План действий по методу. 6.Значение метода. 7.Чему учит метод. 8.Направления использования метода. Метод преодоления психологической инерции мышления


Методы решения творческих задач Метод решения творческих задач поиск недостатков – ключ к совершенству. недостатков выявление всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Цель метода: Суть метода:


Методы решения творческих задач Автор метода Диверсионный метод "Диверсионный" метод Метод решения творческих задач Метод помогает обнаружить скрытые задачи. Вот проектируется новая машина. Допустим, мы не можем улучшить ее. А ухудшить можно? Представим, как ее сломать, разбить, смять. Или что надо испортить при изготовлении, чтоб получился брак? Или как испортить ее, чтоб никто этого не заметил, чтоб она сломалась уже на объекте, а к нам нельзя было предъявить никаких претензий? Т.е. предложите диверсию. И решив эти задачи, тут же примем меры – как брак не допустить, навсегда избавиться от дефекта.


Американцы при создании военной техники организуют "группы противодействия". Группа лучших специалистов получает все данные по новому оружию. Ее задача – придумать, как с ним бороться, как защищаться. Результаты работы группы противодействия передают разработчикам оружия, чтоб сразу принять меры. Потом цикл повторяется. Пример Метод решения творческих задач


"Группа людей с "мухоморным характером" да еще в плохом расположении духа, пытается доказать, что ей не нравится в машине, процессе, конструкции и т.д." Шутливая характеристика метода: Метод решения творческих задач


Этапы поиска решения методом обратной МА Этап 1 Этап 1: выявляются все недостатки совершенствуемого объекта. На основании недостатков формулируются задачи. Этапы 2, 3 Этапы 2, 3: этапы "мозговой атаки" (выработка идей, их анализ). Так, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию. Совершенствуемый объект Выявление недостатков Оценка недостатковПричины Следствия Постановка задач Этап 1 Идеи устранения недостатков Банк идей Анализ идей Рабочие варианты идей Этапы 2, 3 Метод решения творческих задач


План действий по методу обратной МА Метод решения творческих задач 1. Организовать совещание специалистов, знающих особенности изделия. 2. Ознакомить участников с правилами совещания. 3. Составить полный список недостатков. 4. Провести анализ и оценку недостатков. 5. Сформулировать задачи. Этап 2 – "Идей". Коллективная выработка идей мозговым штурмом. Этап 3 – "Анализ". Анализ наработанных идей, отбор лучших. Этап 1 – "Недостатки".




Метод решения творческих задач Направления использования метода разработки технического задания или технического предложения; уточнения постановки изобретательских и рационализаторских задач; экспертизы проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки; оценка эффективности закупаемых изделий и пр.