Метод исикавы. «Рыбья кость»: простой способ найти решение проблемы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Диаграмма Исикавы представляет собой метод анализа разветвленности определенных процессов, его детализацию.

Иначе Диаграмма Исикавы называется причинно-следственной диаграммой, ёлочной диаграммой, диаграммой рыбьего скелета, 5М. В литературе чаще всего употребляется термин «рыбий скелет», поскольку диаграмма в законченном виде чем-то напоминает скелет рыб.

Диаграмма Исикавы имеет причинно-следственное основание, является ключом к решению появляющихся проблем. Она дает возможность в простой и доступной форме провести систематизацию всех потенциальных причин и следствий рассматриваемых проблем, выделяя самые значительные и проводя уровневый поиск первопричин.

Цель диаграммы Исикавы

Диаграмма Исикавы предназначена для изучения, отображения и обеспечения технологии поиска настоящих причин рассматриваемых проблем с целью их эффективного разрешения. С помощью диаграммы происходит соотнесение причин и результатов (следствий).

Диаграмма Исикавы является наиболее элегантным и широко используемым инструментальным методом контроля качества.

Можно выделить три основных типа диаграммы Исикавы:

  1. Анализ разветвления (детализации) процессов,
  2. Классификация производственных процессов.
  3. Определение причин.

Использование диаграммы

Диаграмма Исикавы используется в процессе разработки и непрерывного совершенствования продукции. Она является инструментом, с помощью которого обеспечивается системный подход определения фактических причин появления определенной проблемы.

В соответствии с диаграммой Исикавы по известным принципам Парето определяются потенциальные причины проблем (следствия), при этом только две-три из них могут являться наиболее значительными. Для их поиска собирают и проводят систематизацию всех причин, которые прямым или косвенным образом влияют на исследуемую проблему. Далее эти причины группируются в соответствии со смысловыми и причинно-следственными блоками, происходит их ранжирование по каждому блоку. В завершении получившаяся картина подвергается анализу.

Особенности диаграммы Исикавы

При построении диаграммы используется 5 блоков, по этой причине диаграмма часто называется 5М (все категории начинаются в английском языке с буквы М): Machine (оборудование), Material (материалы), Method (методы), Man (сотрудники), Milieu (внешняя среда). Иногда в диаграмму добавляется измерительная система (Measurement System) и диаграмма называется тогда 6М.

В процессе построения диаграммы все участники должны определить единое мнение по отношению к формулировке проблемы, которая записывается в правой стороне в середине листа. К ней с левой стороны подходит основная горизонтальная стрелка, далее наносят основные причины первого уровня, заключаемые в рамки и соединенные наклонными стрелками.

Далее необходимо нанести причины второго уровня, оказывающие влияние на главные причины, которые являются следствием причин второго уровня. Причины третьего уровня влияют на причины второго уровня и примыкают к средним причинам и т. д.

Анализ факторов диаграммы

В ходе анализа диаграммы происходит выявление и фиксация всех (даже незначительных) факторов, поскольку целью диаграммы является поиск наиболее правильного пути и эффективных способов решения проблемы. Ранжирование причин (факторов) производят по их значимости с выделением особо важных.

Диаграмма Исикавы должна содержать всю необходимую информацию, включая название диаграммы, наименование изделия, фамилии участников, дату и др. Дополнительной информацией может быть выявление, анализ и объяснение причин, которые являются ключевыми в структурировании проблем и переходе к корректирующим действиям.

При анализе каждой причины исследователь задает вопрос «почему?», с помощью которого определяется первопричина проблемы. Метод рассмотрения проблемы в направлении «почему?» состоит в том, чтобы определять данное направление в виде процесса, который последовательно раскрывает всю цепь связанных между собой причинных факторов.

Графический метод, который получил название диаграммы Исикавы, помогает анализировать и формировать значимые причинно-следственные связи. Такой инструмент анализа систем по внешнему виду несколько напоминает рыбью кость. На схеме непременно присутствует центральная горизонтально расположенная ось и отходящие от нее «ребра».

Свою диаграмму японский профессор Исикава придумал в середине прошлого века, когда усиленно искал способы для выявления причин проблем, возникавших в научных и прикладных исследованиях. Ученому хотелось разработать пригодный для употребления метод системного анализа, который был бы наглядным представлением проблем, имеющихся в системе.

Методика, предложенная Исикавой, дает возможность разделить причины того или иного явления на несколько групп. К примеру, в рассмотрение последовательно включаются машины и механизмы, методы производства, материалы, внешняя среда. Любая из этих групп может содержать причины возникновения нежелательных эффектов. Каждую из таких причин можно при желании разложить на более мелкие системные элементы, углубив анализ.

Области применения диаграммы Исикавы

Методика Исикавы почти сразу после опубликования нашла широкое применение в производственном , где стала использоваться качества продукции и решения сложных производственных проблем. Сегодня диаграмму Исикавы широко используют во всем мире, в том числе и в теории изобретательства, где с ее помощью выявляют причины возникновения технических противоречий.

Основная сфера применения метода Исикавы – системный анализ с целью выявления непосредственных причин возникновения существующей проблемы. Диаграмма с успехом может использоваться для поэлементного анализа производственных и маркетинговых процессов на предприятии, их систематизации и структурирования. В последнее время методика находит все более широкое применение при проведении «мозгового штурма».

Как построить диаграмму Исикавы

Вначале исследователь проясняет для себя проблему, ее сущность и сложность. После этого строится исходный пункт анализа, который имеет вид горизонтальной стрелки, направленной вправо. На острие стрелки находится четко очерченная и ясно сформулированная проблема.

К осевой линии под некоторым углом пририсовываются дополнительные стрелки, каждая из которых обозначает одну из возможных причин, вызвавших появление проблемы. Если в ходе анализа выясняется, что причины в свою очередь обусловлены более глубокими факторами, каждая из стрелок может разветвляться.

Построив развернутое графическое отображение причинно-следственных связей, можно наглядно представить себе всю систему в динамике причин и следствий, влияющих, к примеру, на результат производственной деятельности или на менеджмент предприятия. Очень часто такой инструмент визуализации помогает выявить значимые факторы, которые при ином способе анализа ускользают от внимания.

Осевое время – термин, лежащий в основе всего культурологического мировоззрения немецкого философа Карла Ясперса. Он обозначил осевым временем тот период в истории человечества, когда мифологические воззрения людей уступили место рациональному, философскому мышлению, которое и стало дальнейшей основой развития современного человека.

Исследования Ясперса говорят о том, что все учения, возникавшие в период осевого времени, отличает высокая степень рационализма и стремлением человека переосмыслить все основы своего предыдущего существования, изменить обычаи и традиции. Те же цивилизации, которые оказались не способны переосмыслить свое в свете эпохи осевого времени попросту прекратили (например, ассиро-вавилонская цивилизация).Ясперс , что осевое время - это период между 800 и 200 годами до нашей эры. Данные последних исследований также подтверждают, что период 800-200 гг. до н.э. имел особое значение в развитии системы. За указанный период произошел резкий скачок в развитии мировой урбанизации, вырос уровень грамотности населения. В течение эпохи осевого времени система трансформировалась в качественно новое для себя состояние.В ключевых очагах мировой культуры в этот промежуток времени развиваются абсолютно непохожие на все, что было раньше, религиозно-этические учения, в основу которых были заложены принципиально иные ценности. Ценности эти были глубокими и универсальными, что позволило этим учениям, хотя и в несколько измененном виде, дожить до наших дней (конфуцианство, буддизм, даосизм).Осевое время переломный момент в восприятии самого себя, это время , когда человек впервые начинает воспринимать свою сущность и анализировать собственное . Попытка самопознания лежит в основе всех кардинальных изменений того времени. Именно в ходе попыток осознать свое существование, определить ключевые моральные понятия: добра и зла, смысла и смерти, и зародилась новая культурная .Таким образом, понятие осевого времени подразумевает определенный отрезок в развитии мировой культуры, в ходе которого принципиально меняются тенденции развития и культурные ценности человечества, что приводит к началу новой эпохи в развитии мировой системы. Так, Ясперс считает, что современные культуры впереди ждет новый виток осевого времени, итогом которого станет единая в планетарном масштабе.

Источники:

  • www.terme.ru

Современные технологии управления производством и менеджмента качества позволяют крайне эффективно анализировать производственные процессы. Один из таких методов: диаграмма Исикавы – успешно используется на многих предприятиях по всему миру.

Диаграмма состояний напоминает блок схему и представляет собой процесс изменения объекта в результате переходов. Это понятие было введено несколько десятков лет назад и постоянно совершенствовалось с развитием вычислительных технологий.

Основные понятия

Диаграмма состояний является абстрактным представлением какого-либо процесса. Она часто используется для моделирования потока языков программирования. Также она может помочь аналитикам создать карту бизнес-процессов. Элементы диаграммы системы обычно называются объектами, которые могут претерпеть изменения в состоянии. Наиболее популярным языком написания диаграмм состояния является Unified Modeling Language или UML. Этот язык позволяет отслеживать процесс на протяжении всего построения. Обычно он используется для описания поведения системы в целом. Диаграмма состояний помогает отслеживать объекты, используя различные символы. Она обычно не описывает взаимодействие объектов.

Особенности создания диаграммы состояний

UML диаграммы обычно показывают, как объект ведет себя в различных вариантах развития событий и несколько символов часто используются для идентификации различных элементов. Диаграмма состояний очень похожа на блок-схему. Как правило, она имеет большую точку в верхней части, которая представляет начальное состояние объекта. Изменения в состоянии могут быть показаны в виде окружностей, с названием объекта, переменных и действий, разделенных между собой. Горизонтальные линии, как правило, используются для разделения каждого из них.

Прямые линии на состояний могут соединять элементы. Линии обычно определяют переходы. Очень часто эти линии имеют стрелки на одном конце, чтобы показать пути перехода из одного состояния в другое. В нижней части диаграммы находится большая точка в круге. Вся может описывать сложную цепь событий и условия, при которых они происходят. Таких условий может быть больше, чем одно.

Процесс, изображенный на диаграмме состояний, обычно определяется изменениями, которые происходят. Некоторые состояния объекта могут быть маловероятными. Иногда несколько переходов приводят к изначальному состоянию, что может привести к путанице. В этом случае одна диаграмма может быть заключена в другой. Тогда это называется суперсостоянием. Такой формат делает диаграмму состояний легко читаемой, если события и переходы в системе сложны.

Заключение

Диаграмма состояний может представлять результаты машинных операций или работу многих механизмов в производственной системе. Она также может помочь преподавателю продумать свои учебные программы на основе материала, который есть в наличии. Семантика
или правила часто применяются к диаграммам состояний. Существуют альтернативные правила и даже варианты моделей, которые могут быть использованы в зависимости от задачи. Например, производственный процесс для электронного устройства, как секундомер или контроллер.

Видео по теме

В процессе работы или обучения нередко приходится сталкиваться с определенными графическими схемами, к примеру, с диаграммами. Это часто употребляемая схема, используемая для отображения долей, процентного соотношения чего-либо. И знания о построении таких диаграмм окажутся довольно полезными.

Инструкция

Для построения воспользуйтесь программой Microsoft Excel. Конечно, в Microsoft Excel есть функция создания автоматических диаграмм. Но вряд ли это устроит , который хочет, чтоб его была уникальной и именно такой, какой он ее и задумывал. Если приложить немного усилий, можно собственную диаграмму в Excel, используя при этом все те же функции.

Создайте новую диаграмму и избавьтесь в ней от всего ненужного. Она должна быть простой для восприятия. Вам следует использовать всего два цвета. Например, сделать серым фон и темно- столбцы, отображающие показатели. Эти два цвета наиболее приятны для глаз и не создают контраст между собой. Информация будет разборчива и понятна. Также вам нужно будет отмечать возрастающий рост параметров.

Если вы создали две диаграммы, которые тесно связаны между собой, и показатели которых вам надо объединить, то вам следует сделать одну цельную диаграмму, скрестив в ней две малые. Просто закрасьте разные параметры разными цветами для . Вы должны умело обращаться со столбцами, не размещая в один из них слишком много информации. Так она будет непонятна зрителю. Удобнее будет разделить один столбец на два поменьше. Так вы сможете более четко преподнести информацию.

Чтобы облегчить визуальное восприятие, им следует придать разные цвета на ваш вкус. Но не стоит перебарщивать со столбцами, иначе это может привести к тому, что все смешается в кучу. Вам нужно ясно представлять функцию и расположение столбца. От того, диаграмма, зависит то, как ее воспримут. И неважно, какая в ней будет заключена , если она визуально не привлекательна, то не будет иметь успех. Расположите основную шкалу, которая отображает результаты или соотношений, вертикально. А столбцы же направьте вбок. Это все нужно, чтобы, несмотря на большой объем информации, диаграмма не смотрелась неуклюже и громоздко.

Длинные числа также следует расположить горизонтально. Справа от пропишите числа, которые будут помогать соотнести показатели диаграммы. Но и обычную вертикальную диаграмму можно сделать привлекательной. Для этого столбцы одних показателей должны быть над общей шкалой всех чисел, а столбцы других - под шкалой. Таким образом, данные будут отделены друг от друга, но не потеряют свой смысл и значение.

Видео по теме

Учеными установлено, что графическая информация в 2-3 раза лучше усваивается мозгом человека, чем цифровая. Почему бы не использовать этот факт в своих работах? Использование диаграмм сделает вашу текстовую работу намного более интересной и информативной.

Вам понадобится

  • Табличный редактор Excel

Инструкция

Для того, чтобы создать диаграмму в табличном процессоре Excel, сперва расположить все имеющиеся данные на новом . Не забывайте о том, что числовые данные можно импортировать из таких приложений MS Office, как Word, Access и PowerPoint.

Когда с данными готова, приступаем к созданию . Вызываем "Мастер Диаграмм" на панели инструментов. Дальше нас просят выбрать тип диаграммы. Наиболее распространенные: круговые диаграммы, графики и гистограммы. Несколько раз нажимаем "ОК", затем жмем кнопку "Готово".

Видео по теме

Полезный совет

Тип диаграммы нужно выбирать в зависимости от того документа, в который ее собираетесь вставлять. Если это текстовый документ - подойдет гистограмма, для газет и журналов лучше выбрать круговую диаграмму; для научных работ точечную (график).

Диаграммы – неотъемлемый элемент разнообразных презентаций, слайд-шоу, деловых программ и финансовых отчетов. С помощью диаграммы можно визуально отобразить, как изменялся с годами тот или иной аспект работы фирмы, или показать процентное соотношение самых разных параметров. Красивая и понятная диаграмма будет более понятна читателю и зрителю, нежели неясный чертеж, поэтому очень важно научиться рисовать красивые, четкие и очевидные для понимания диаграммы, которые помогут вам в вашей деятельности.

Инструкция

В Microsoft Excel можно, указав свои параметры, создать автоматическую диаграмму из шаблонов программы, но эти диаграммы не отличаются ни ясностью, ни эстетичностью. Исходя из готовой диаграммы в Excel, вы можете создать собственную диаграмму , более наглядную, лаконичную и стильную, с использованием тех же параметров.

В предыдущих диаграммах избавьтесь от всего лишнего. Ваша диаграмма должна напоминать легкий и понятный , освобожденный от лишних деталей, прозрачный и эстетичный. Для того, чтобы график был понятным, не используйте в нем более двух цветов. Красный, черный и оттенки этих цветов будут оптимальным вариантом для любой диаграммы. Это позволит легко считывать информацию по каждой шкале. Обязательно отражайте в

  • 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро­ ванию бизнес-модели предприятия:
  • 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
  • Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
  • 2.1. Эволюция организации бизнеса
  • 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
  • 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
  • 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
  • Ключевые факторы успеха (кфу)
  • 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
  • Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
  • 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
  • 3.2. Нотации создания бизнес процессов
  • 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
  • Бизнес-процессов
  • Методология sadt
  • Методология idef3
  • 2. Выберите предметные области моделирования:
  • Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
  • 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
  • Система «канбан»
  • Система «5s»
  • Система «три»
  • Система «кружкикачества»
  • Цикл pdca
  • Цикла Шухарта-Деминга
  • Система «шесть сигм»
  • В концепции Six Sigma
  • Система «кайдзен»
  • 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
  • Гистограмма
  • Контрольные карты
  • Стра тификация
  • Диаграмма исикавы
  • Диаграмма парето
  • 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
  • 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
  • 18. Выберите последовательность действий при использова­ нии колеса Деминга:
  • 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
  • Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
  • 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
  • 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
  • 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
  • 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
  • 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
  • Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
  • 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
  • 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
  • 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
  • 6.4. Облачные вычисления - бизнес платформа XXI века
  • 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
  • 11. Что представляет собой информационная индустрия?
  • Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
  • 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
  • 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
  • Матрица приоритетов
  • 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
  • 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
  • 1. Что понимают под матричной мо­делью?
  • 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
  • 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер­ шенствованию.
  • Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
  • 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
  • Компетенциями
  • 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
  • Приложение д
  • Предприятия
  • Диаграмма исикавы

    Диаграмма Исикавы (альтернативные названия: причинно-следственная диаграмма, диаграмма Исикавы, ёлочная диаграмма, диаграмма рыбьего скелета, 5М) - это метод анализа разветвленно-сти (детализации) процесса. Она известна в литературе как диаграм­ма Исикавы и «рыбий скелет» (так как законченная диаграмма напо­минает рыбий скелет).

    Суть метода

    Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению воз­никающих проблем.

    Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизи­ровать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выде­лить самые существенные и провести поуровневый поиск первопри­чины.

    Цель метода

    Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разреше­ния, т.е. соотнести причины с результатами (следствиями). Это один из наиболее элегантных и широко используемых инструментальных методов контроля качества.

    Существуют три основных типа диаграмм причина-результат:

      Анализ разветвленное™ (детализации) процесса.

      Классификация производственного процесса.

      Перечисление причин.

    Назначение метода. Применяется при разработке и непрерыв­ном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инстру­мент, обеспечивающий системный подход к к определению фактиче­ских причин возникновения проблем.

    План действий

    В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порож­дающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее зна­чимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществ­ляется:

    Сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно вли­яющих на исследуемую проблему;

      группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

      ранжирование их внутри каждого блока;

    Анализ получившейся картины. Особенности метода

    На рис. 4.11 показан основной вид диаграммы.

    Оборудование (Machine)

      Материалы (Material) . Методы (Method)

      Персонал (Man)

      Окружающая среда (Milieu)

    Иногда добавляют измерительную систему (Measurement Sys­ tem)

    Общие правила построения

      Все участники должны прийти к единому мнению относи­тельно формулировки проблемы.

      Изучаемая проблема записывается с правой стороны в сере­дине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).

      Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - «большие кости». Они заключаются в рамки и со­единяются наклонными стрелками с «хребтом».

    4 Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), орые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в вою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», при­мыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).

      При анализе должны выявляться и фиксироваться все фак­торы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный спо­соб решения проблемы.

      Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их зна­чимости, выделяя особо важные, которые предположительно ока­зывают наибольшее влияние на показатель качества.

      В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

    Дополнительная информация:

      Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректи­рующим действиям.

      Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», мож­но определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).

      Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса посте­пенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему ка­чества.

    Достоинства метода Диаграмма Исикавы позволяет:

    Стимулировать творческое мышление;

    Представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность. Недостатки метода

    Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ве­ дущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в об­ ратном направлении от первопричины к результатам.

    Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

    Ожидаемый результат

    Получение информации, необходимой для принятия управляю­щих решений.

    Цель работы : построение причинно-следственной диаграммы Каору Исикавы для конкретной продукции или услуги.

    Теоретическая часть

    Причинно-следственная диаграмма (Cause and effect diagram) применяется, как правило, при анализе дефектов, приводящих к наибольшим потерям.

    Она позволяет выявить причины таких дефектов и сосредоточиться на устранении этих причин. При этом анализируются четыре основных причинных фактора: человек, машина (оборудование), материал и метод работ.

    При анализе факторов выявляются вторичные, а может быть и третичные причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению. Поэтому для анализа дефектов и построения диаграммы необходимо определить максимальное число причин, которые могут иметь отношение к допущенным дефектам.

    Она состоит из показателя качества, характеризующего результат и факторных показателей (рис.1).

    Рис.1. Структура диаграммы причин и результатов

    Такую диаграмму в виде «рыбьего скелета» предложил японский ученый К. Исикава. Ее называют также «ветвистой схемой характерных факторов», а иногда диаграммой «четыре М» - по составу четырех основных факторов: Man, Method, Material, Machine. Диаграмма выявляет отношение между показателями и воздействующими на них факторами. Сначала формулируется проблема или дефект качества. Это «голова рыбы». Четыре основных фактора анализа – это «большие кости скелета». Для каждого фактора на диаграмму наносят вероятные причины дефектов – это «ребра», т.е. «средние» и «мелкие кости рыбьего скелета» (рис.2).

    Рис.2. Диаграмма Исикавы.

    Построение диаграмм включает следующие этапы:

    Этап 1. Определяется показатель качества, т.е. тот результат, которого нужно достичь.

    Этап 2. Выбранный показатель качества помещается в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проводится прямая линия («хребет»), а показатель заключается в прямоугольник. Далее пишутся главные причины, которые влияют на показатель качества. Они заключаются в прямоугольники и соединяются с «хребтом» стрелками в виде «больших костей хребта» (главных причин).

    Этап 3. Пишутся (вторичные) причины, влияющие на главные причины («большие кости»). Они располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Записываются причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины. Их располагают в виде «мелких костей», примыкающих к «средним».

    Этап 4. Причины (факторы) ранжируются по их значимости, используя для этого диаграмму Парето. Выделяются особо важные причины, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

    Этап 5. На диаграмму наносится вся необходимая информация: название; наименование изделия, процесса или группы процессов; имена участников процесса; дата и т.д.

    Принцип построения диаграммы показан на рис. 3.

    Рис. 3. Принцип построения диаграммы Исикавы.

    При структурировании схемы на уровне первичных стрелок факторов во многих реальных ситуациях можно воспользоваться предложенным самим Исикавой правилом «пяти М». Оно состоит в том, что в общем случае существуют следующие пять возможных причин тех или иных результатов: материалы, машины, технология (методы), измерения, люди. Все эти слова по-английски начинаются с буквы «М»: Material, Machine, Method, Measurement, Man, откуда и пошло название данного правила. На рис. 4 показан результат определения группой из 5 человек относительной значимости факторов, вызывающих несоответствие стандарту качества динамика акустической колонки.

    Рис. 4. Схема Исикавы с оценками значимости факторов.

    Из диаграммы следуют наиболее значимые факторы в соответствии с числом концентрических колец на стрелках-факторах. Ими являются: консистенция клея (4 кольца), деформация демпфера (3 кольца) и невнимательность (небрежность) исполнителей-сборщиков (3 кольца).

    На рис. 5 приведены для примера важнейшие возможные причины, влияющие на результат неудовлетворенности потребителя (следствия).

    Рис.5. Причинно-следственная диаграмма для выявления причин неудовлетворенности потребителя.

    В качестве примеров на рис. 6 и 7 приведены диаграммы Исикавы для контроля качества продукции и качества подготовки специалистов.

    Рис. 6. Факторы, влияющие на качество продукции.

    Систему факторов качественного обучения в вузе можно представить с помощью диаграммы Исикавы (рис.7).

    Рис.7. Факторы, в наибольшей степени влияющие на качество подготовки специалистов

    Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram) - это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей, инструментальное средство в форме рыбьей кости для систематического определения причин проблемы и последующего графического представления. Диаграмма причины-следствия разработана в начале 1950-х годов химиком Каорой Исикавой и названа позже его именем. Эта техника первоначально применялась в рамках менеджмента качества для анализа проблем качества и их причин. Сегодня она нашла всемирное распространение и применяется в других проблемных областях. Является одним из инструментов бережливого производства (подробнее о бережливом производстве ), где используется в групповой работе для поиска проблем и их причины.

    При этом методе возможные причины дифференцированно разделяются по своему влиянию на 5 основных причин: человек, машина, методы, материал, окружающая среда. Каждая из этих пяти основных причин может быть в свою очередь разделена на более подробные причины, которые соответственно могут разбиваться на еще более мелкие (см. схему 1).

    Схема 1. Принцип метода диаграммы Исикавы.

    Области применения Диаграммы Исикавы

    • Для систематического и полного определения причин возникновения проблемы;
    • Для анализа и структурирования процессов на предприятии;
    • Если необходимо визуализировать и оценивать соотношения причинно-следственных связей;
    • Для обсуждения проблем в рамках групповой (командной) работы при "мозговой атаке".

    Преимущества метода:

    1. помогает группе сосредоточиться на содержании проблемы;
    2. хорошая основа для дискуссии по разнообразным причинам проблемы;
    3. позволяет группировать причины в самостоятельные категории;
    4. сосредотачивает группу на поиске причин, а не признаков,
    5. хорошо применим при групповом обсуждении, создает результат коллективного знания;
    6. является легко осваиваемым и применимым.

    Недостатки:

    • для анализа комплексных проблем является слишком нечетким и объемным;
    • нельзя представить причинно-следственные связи в соединении друг с другом;
    • нет охвата причин в их взаимодействии и временной зависимости.

    Последовательность построения диаграммы Исикавы

    1. Проясняют и оговаривают следствие или проблему. Рисуют диаграмму и вносят основные величины влияния: исходный пункт - это горизонтальная стрелка вправо, Исходный пункт - это горизонтальная стрелка вправо, в острие которой ставят ясно сформулированную проблему. К линии под наклоном стыкуют стрелки основных причин влияния на проблему.

    2. Отрабатывают более подробно по каждой основной причине возможные более подробные величины влияния и вносят под наклоном к основной стрелке. Если устанавливают, что в основе этих причин лежат другие, то боковая стрелка снова может разветвляться; таким образом получают более мелкое разветвление.

    3. Проверяют полноту: действительно ли учтены все возможные причины. Посредством визуализации могут легко обнаружиться еще и другие причины.

    4. Выбирают более реалистичные высказывания о причинах. Потенциальные причины оцениваются в отношении их степени влияния на проблему. Затем устанавливается перечень причин с наибольшей реальной степенью влияния.

    5. Проверяют установленные самые вероятные причины на достоверность: посредством опроса специалистов в заключении анализируется, обнаружились ли действительно правильные причины проблемы.

    Схема 2. Диаграмма Исикавы проблемы «дефект соединительного шланга»