Метод цепных подстановок применим в случае когда. Метод абсолютных и относительных разниц

Проанализировать влияние на прирост объема товарной продукции изменения численности работников и производительности труда одного среднесписочного работника (табл. 43).

Находим недостающие показатели - абсолютное и относительное отклонения фактических значений от плановых показателей и заполняем табл. 44.

Построим модель результативного показателя (объем товарной продукции):

Вывод. Объем товарной продукции увеличился на 249 тыс. грн. На этот прирост повлияли два фактора: увеличение отработанного времени на 50 чел.- дней способствовало приросту объема выпуска продукции на 60 тыс. грн, увеличение производительности труда среднесписочного работника на 0,18 тыс. грн дало прирост объема выпуска продукции на 189 тыс. грн (по расчету, проведенному методом цепной подстановки и методом разниц).

При использовании интегрального метода не учитывались особенности влияния количественных и качественных факторов; действия факторов считались равноценными, поэтому есть отклонения в результатах расчетов по факторам по сравнению с расчетами, выполненными методом цепных подстановок и методом разниц.

Задача 2

Рассчитать влияние на изменение дохода от реализации товаров следующих факторов: численности работников; количества отработанных ими дней и объема выработки, приходящегося на одного среднесписочного работника (табл. 45).

Находим недостающие показатели - абсолютное и относительное отклонения фактических значений от плановых показателей и заполняем табл. 46.

Построим модель результативного показателя (дохода от реализации товаров):

Решим задачу факторного анализа интегральным методом и методом разниц:

Вывод. В общем доход от реализации товаров увеличился на 3430,4 тыс. грн. На это увеличение повлияли следующие факторы: несоответствие фактической численности запланированному количеству на 10 чел. п ривело к потере дохода на 912 тыс. грн; дополнительно отработанные 4 дня привели к росту выручки на 708 тыс. грн; увеличение объема выработки одного среднесписочного работника всего на 20 грн в день дало прирост выручки на 3634,4 тыс. грн.

При использовании интегрального метода не учитывалось влияние количественных и качественных факторов; действия факторов считались равноценными, поэтому есть отклонения в результатах расчетов по факторам по сравнению с расчетами методом цепных подстановок и методом разниц.

Задача 3

Главный менеджер туристической фирмы “САМ” поручил менеджеру отдела внутреннего туризма рассчитать, как повлияют на доход фирмы от реализации путевок следующие факторы: средняя стоимость одной реализованной путевки; среднее количество путевок, реализованных за один день; количество отработанных дней в анализируемом периоде (табл. 47).

Находим недостающие показатели - абсолютное и относительное отклонения фактических значений от плановых показателей и заполняем табл. 48.

Построим модель результативного показателя:х = аbс.

Используя метод цепных подстановок, получаем

Решим задачу факторного анализа интегральным методом:

В общем доход от реализации путевок увеличился на 642,4 тыс. грн. На это увеличение повлияли следующие факторы: увеличение среднего количества путевок, проданных за один день, на 3 путевки дало прирост объема продаж на 501,6 тыс. грн; дополнительно отработанные 4 дня дали прирост объема продаж путевок на 17,6 тыс. грн; с ростом средней стоимости путевки на 50 грн выручка увеличилась на 123,2 тыс. грн.

При использовании интегрального метода не учитывалось влияние количественных и качественных факторов; действия факторов считались равноценными, поэтому есть отклонения в результатах расчетов по факторам по сравнению с расчетами, осуществленными методом цепных подстановок и методом разниц.

Задача 4

Построим модель результативного показателя:

Решим задачу методом абсолютных разниц:

Вывод. Прибыль от реализации в отчетном периоде увеличилась по сравнению с базисным на 14000 грн. На это увеличение повлияли три фактора:

за счет роста объема реализации продукции на 2000 грн прибыль увеличилась на 14000 грн;

с ростом цены единицы продукции с 25 до 26 грн прибыль увеличилась на 32000 грн;

увеличение себестоимости единицы продукции на 1 грн привело к потере прибыли на 32000 грн.

Задача 5

Рассчитать, как изменится выручка от реализации товаров с учетом изменения факторов, связанных с использованием материально-технической базы: количества рабочих мест, рабочих смен, отработанных дней в году, объема выработки на одном рабочем месте за смену. При расчетах использовать способ корректирующего коэффициента (табл. 50).

Находим недостающие показатели - абсолютное и относительное отклонения фактических значений от плановых показателей и заполняем табл. 51.

Построим модель результативного показателя (объем розничного товарооборота):

Рассчитаем объем выручки от реализации товаров по плану и фактически, данные внесем в табл. 51:

0,242 + 0,689 + 0,329 + 3,333 = 4,593.

Рассчитаем корректирующий коэффициент (К):

Используя корректирующий коэффициент, рассчитаем полное влияние факторов на результативный показатель. Предполагаем, что все факторы влияют на результативный показатель одинаково, т. е. при расчете не надо соблюдать последовательность замены факторов.

Так как условное влияние факторов не равно отклонению результативного показателя (объема розничного товарооборота), необходимо рассчитать их полное влияние на изучаемый показатель.

Находим полное влияние факторов на результативный показатель с учетом корректирующего коэффициента:

Вывод. Запланированный объем выручки от реализации товаров перевыполнен на 4,64 %. Сверх плана продано товаров на 2540,4 тыс. грн. На это увеличение повлияли четыре фактора:

с ростом количества рабочих мест на одно место выручка увеличилась на 133,588 тыс. грн;

увеличение количества рабочих смен на 0,01 дало прирост выручки на 381,419 тыс. грн;

увеличение отработанного времени на один день дало прирост выручки на 181,927 тыс. грн;

с ростом объема выработки на одном рабочем месте в день на 0,01 тыс. грн выручка увеличилась на 1843,526 тыс. грн.

Задача 6

Находим недостающие показатели - абсолютное и относительное отклонения фактических значений от плановых показателей и заполняем табл. 53.

Рассчитаем среднюю базисную цену товара:

по плану:

Вывод. Средняя плановая цена за 1 кг реализуемого товара составила 81,7 коп., а фактическая - 84,8 коп., т. е. увеличилась на 3,1 коп. Влияние изменения структуры товарооборота:

средней цены за 1 кг товара обусловлено изменением структуры товарооборота.

Задача 7

Определить объем реализации товаров за анализируемый период, используя данные табл. 54.

Для определения объема реализации товаров за период используем формулу товарно-сырьевого баланса:

где У - уценка.

Модель результативного показателя (Р) - аддитивная. В данном случае уценки товаров не происходит.

С помощью этой формулы найдем реализацию товаров за базисный и отчетный периоды и заполним табл. 55:

Вывод. Для решения задачи построена аддитивная модель на базе формулы товарно-сырьевого баланса. Для определения влияния факторов на результативный показатель использован метод цепных подстановок.

Расчетами установлено: недовыполнение плана по объему реализации товаров на 527 тыс. грн обусловлено действием следующих факторов:

увеличение запасов товаров на начало периода на 9 тыс. грн и уменьшение их на конец периода на 34 тыс. грн привели к увеличению объема реализации на 43 тыс. грн;

уменьшение поступления товаров за период на 560 тыс. грн и рост их выбытия на 10 тыс. грн привели к уменьшению объема реализации на 570 тыс. грн.

Эту задачу можно решить также методом прямого счета (по абсолютному отклонению факторов товарного баланса с учетом аддитивной модели и знаков в ней).

Задача 8

Метод процентных чисел

Менеджеру экономического отдела магазина “SONY” было поручено рассчитать, как за анализируемый период на среднюю частоту завоза бытовой техники влияют частота завоза по отдельным видам техники и структура их завоза. Исходные данные для расчета приведены в табл. 56.

Определим объем завоза бытовой техники в магазин “SONY” соответственно по плану и фактически:

3200 + 4200 + 1800 + 1890 + 2150 + 450 = 13690; 3500 + 3800 + 2150 + 1500 + 2600 + 300 = 13850.

фактически: 20 · 25 = 500; 25 · 27 = 675; 10 · 16 = 160;

· 19 = 247; 10 · 2 = 20;

по промежуточному расчету: 22 · 25 = 550; 30 · 27 = 810;

· 16 = 224; 16 · 11 = 176; 25 · 19 = 475;

Полученные суммы процентных чисел разделим на 100 и получим среднюю частоту завоза бытовой техники в магазин (результативный показатель):

по плану: 2287: 100 = 22,87; фактически: 1734: 100 = 17,34; при плановой частоте завоза и фактической структуре завоза:

2265: 100 = 22,65. 4. Рассчитаем влияние факторов на изменение средней частоты завоза:

17,34 - 22,87 = -5,53, в том числе за счет изменения факторов структуры завоза бытовой техники:

22,65 - 22,87 = -0,22, за счет изменения факторов частоты завоза по отдельным видам бытовой техники:

17,34 - 22,65 = -5,31. Результаты расчетов занесем в табл. 57.

Вывод. Расчеты менеджера магазина “SONY” показали, что средняя частота завоза бытовой техники увеличилась на 5,53 дней (с 22,87 до 17,34). Это изменение результативного показателя (средней частоты завоза) обусловлено действием следующих факторов:

Изменение частоты завоза по отдельным видам бытовой привело к увеличению средней частоты завоза на 5,31 дней (17,34 - 22,65);

За счет изменения структуры завоза бытовой техники в магазин результативный показатель увеличился на 0,22 дня (22,65 - 22,87).

Задача 9

Кратная модель

На основе приведенных в табл. 58 данных, которые характеризуют использование предметов труда на предприятии, выполнить следующее:

Проанализировать полученные показатели, используя метод цепных подстановок и метод разниц, определить влияние на изменение выпуска продукции в отчетном периоде по сравнению с плановым и предыдущим периодом следующих факторов:

изменение количества предметов труда, использованных на производстве;

изменение материалоемкости.

Сделать выводы.

Находим недостающие показатели (материалоемкость - затраты предметов труда на одну гривню товарной продукции в копейках; абсолютное и относительное отклонения фактических значений от значений предыдущего периода и плановых показателей. Заполним обобщенную табл. 59.

Построим модель результативного показателя (материалоемкость):

где В - затраты предметов труда на производство продукции; А - товарная продукция.

Как видим, наша модель кратная, т. е. зависимость результативного показателя от факторов выражается в виде частного деления.

Проведем факторный анализ изменения результативного показателя путем сравнения фактических данных за отчетный период с данными предыдущего периода, используя метод цепной постановки;

- изменение материалоемкости за счет фактора В;

Увеличение затрат предметов труда на производство товарной продукции за счет фактора А;

Проведем факторный анализ изменения результативного показателя путем сравнения фактических данных за отчетный период с плановыми данными, используя метод цепной постановки:

изменение результативного показателя за счет фактора В;

Изменение результативного показателя за счет фактора А;

Фактическая материалоемкость за отчетный период относитель но предыдущего возросла на 2,37 коп. (с 62,952664 до 65,3266 коп.). Это свидетельствует об увеличении затрат предметов труда на производство товарной продукции за отчетный период. Это увеличение обусловлено влиянием двух факторов:

затраты предметов труда на производство товарной продукции возросли на 340 грн (с 2260 до 2600 грн), или на 15 %. Увеличение затрат дало прирост материалоемкости на 9,47075 коп.;

увеличение выпуска товарной продукции на 390 грн (с 3590 до 3980 грн), или на 10 %, снизило материалоемкость на 7,09676 коп.

Фактическая материалоемкость в отчетном периоде уменьшилась на 0,349 коп. о тносительно плановых показателей (с 65,67 до 65,3266 коп.). Уменьшение доли затрат в произведенной продукции обусловлено действием двух факторов:

Затраты предметов труда на производство товарной продукции увеличились на 170 грн (с 2430 запланированных до 2600 грн фактически полученных). Из-за увеличения затрат материалоемкость увеличилась на 4,94364 коп. в одной гривне, затрачен ной на производство продукции;

Увеличение производства товарной продукции на 240 грн (с 3700 до 3980 грн) привело к снижению доли материалоемкости в произведенной продукции на 4,5946 коп.

Задача 10

Метод Дельфи

Выполнить комплексную оценку совокупности изучаемых объектов и сравнительный анализ хозяйственной деятельности с использованием метода Дельфи.

Найдем максимальное значение по каждому изучаемому показателю и выделим его в матрице исходных данных (табл. 60).

Значение каждого показателя из матрицы исходных данных разделим на максимальное значение изучаемого показателя. Например, по степени выполнения плана товарооборота 102,5: 113 = 0,907 и т. д.

Результаты полученных расчетов внесем в матрицу координат (табл. 61).

Значение каждого показателя в матрице координат возведем в квадрат и полученные данные внесем в матрицу квадратов (табл. 62).

Возведенные в квадрат данные по каждому показателю просуммируем по строке, т. е. по каждому изучаемому предприятию. Например, по предприятию А: 0,823 + 0,542 + 0,781+ 1,0 + 0,859 = 4,005 и т. д.

В матрице квадратов (табл. 62) по сумме баллов присвоено призовое место каждому предприятию, однако здесь не учитывалась значимость используемых оценочных показателей (все они считались равнозначными).

Для уточнения результатов присуждения призового места воспользуемся экспертной оценкой значимости каждого взятого для расчетов показателя и заполним табл. 63.

Справка. Для оценки значимости показателя эксперты используют пятибалльную шкалу:

Доход от реализации товаров 4,5

Чистая прибыль 5

Производительность труда работников 4 Фондоотдача основных фондов 2

Оборачиваемость оборотных средств 3

Взвесим данные из матрицы квадратов по балльной оценке каждого показателя и просуммируем полученные данные по каждому изучаемому предприятию (по строке). Например, по предприятию А: 0,823 ⋅ 4,5 + 0,542 ⋅ 5 + 0,781 ⋅ 4 + 1 ⋅ 2 + 0,859 ⋅ 3 = 14,115 и т. д.

Сравним призовые места, рассчитанные без экспертной оценки показателей, с призовыми местами, рассчитанными с учетом эксперной оценки, и заполним табл. 64.

Вывод. Для проведения сравнительной оценки семи предприятий использовано пять оценочных показателей. Расчеты, проведенные с использованием метода математического анализа, показали, что более точное распределение мест дал метод Дельфи, где учтена значимость показателей, используемых для сравнительной оценки предприятий.

Задача 11

Метод комплексной оценки деятельности предприятий. Метод суммы мест и метод расстояний

В табл. 65 приведены исходные данные, характеризующие хозяйственную деятельность предприятий. Используя эти показатели, рассчитать интегральный показатель комплексной оценки деятельности предприятия. На основе этой информации проранжировать предприятия и выбрать лучшее.

Проранжируем предприятия и заполним табл. 66. Например, по объему валового дохода первое место займет предприятие 4 с максимальной динамикой роста дохода (115,2 %); по показателю динамики уровня издержек обращения первое место займет предприятие 3, у которого наблюдается динамика снижения уровня (93 %).

Первое место поделили предприятия 4 и 5, которые набрали равное количество баллов (по 21 баллу), второе место заняло предприятие 6 (24 балла) и т. д.

Используя цифровые значения показателей, приведенные в табл. 65, решим задачу методом расстояния до эталона для предприятия 1:

Аналогично рассчитаем расстояние до эталона для остальных пяти предприятий и заполним табл. 67.

Вывод. Наименьшее отклонение показателей предприятий от эталона имеет предприятие 4, которое по праву заняло первое место.

Способы факторного экономического анализа.

1.Способы цепных подстановок.

3.Способ абсолютных разниц.

4.Способ относительных разниц.

5.Интегральный способ.

Важнейшим методологическим вопросом в экономическом анализе являются определения влияния факторов на прирост или снижение результативных показателей.

Способ цепных подстановок является самым распространенным и универсальным, так как он используется во всех типах факторных моделей и прост в применении. Этот способ позволяет определить величину влияния отдельных факторов на результат путем постепенной цепной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на факторную величину факторных показателей в отчетном периоде. С этой целью рассчитывают ряд показателей, которые учитывают влияние одного, двух, трех … факторов, допуская что остальные факторы в данный момент неизменны. Количество условных показателей всегда должно быть на единицу меньше чем количество факторов модели. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня фактора позволяет элиминироваться от влияния других факторов и определить величину влияния исследуемого фактора на изменение результата.

Способ цепных подстановок в мультипликативных моделях:

Способ цепных подстановок в аддитивных моделях:

Способ цепных подстановок в моделях кратного типа:

Способ цепных подстановок в моделях смешанного типа:

Индексный способ основан на относительных показателях динамики, построенных сравнений, определения степени выполнения плана. Эти соотношения определяются делением показателя отчетного периода к определенной базе сравнения. С помощью индексов можно исследовать мультипликативные и кратные модели. Индексный способ отличается тем, что в результате расчетов получают относительные отклонения результативных и факторных показателей.

Индексный способ в мультипликативных моделях:

Индексный способ в моделях кратного типа

Если из числителя названных формул вычесть знаменатель, то получим результаты способа цепных подстановок.

Способ абсолютных разниц является одной из модификаций элиминирования. Применение данного способа эффективно, когда исходные данные уже содержат абсолютные отклонения факторного показателя. Как и способ цепных подстановок способ абсолютных разниц применен для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя. В детерминированных моделях однако применение этого способа ограничивает мультипликативными моделями и реже смешанными модели типа y=a(b+c). Благодаря своей простоте способ нашел широкое применение в экономическом анализе. При его использовании величина влияния факторов рассчитываются умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые стоят справа от исследуемого и на фактическую величину отчетного периода факторов, которые стоят слева от исследуемого в исходной модели.


Способ абсолютных разниц в моделях мультипликативного типа:

Двухфакторная модель

Четырехфакторная модель

Способ абсолютных разниц дает те же результаты, что и способ цепных подстановок.

Способ относительных разниц применяется в тех же моделях, что способ абсолютных разниц. Его использование эффективно в тех случаях, когда исходные данные содержат относительные отклонения факторных показателей в коэффициентах. Согласно данному способу для расчета влияния 1-го фактора необходимо базисную величину результативного показателя умножить на относительный прирост 1-го фактора. Для расчета влияния 2-го фактора нужно к базисной величине результативного показателя прибавить результативного показателя прибавить отклонение результативного показателя за 1-го фактора, а затем полученную сумму умножить на относительное отклонение 2-го фактора.

Способ относительных разниц в моделях мультипликативного типа:

Двухфакторная модель

Четырехфакторная модель

Результаты расчета должны быть такие же как и при применении способа цепных подстановок и способа абсолютных разниц. Способ относительных разниц чаще всего применяется в тех случаях, когда требуется рассчитать влияния большого количества факторов, так как сокращается количество вычислений.

Интегральный способ позволяет определить однозначные и научно-обоснованные оценки влияния факторов на результат, в отличие от тех способов которые основаны на эллеминирование. Интегральный способ дает результаты вычисления независимо от местоположения факторов в модели, а дополнительный прирост результативных показателей, которые образуются от взаимодействия факторов рассчитываются между факторами пропорционально их воздействию на результативный показатель. Такие расчеты требуют знания основного математического анализа и проведение значительного объема вычисления. Поэтому в практических расчетах целесообразно находить величины влияния факторов на изменение результативных показателей по специально рабочим формулам. Интегральный способ используется во всех типах детерминированных факторных моделях.

Интегральный способ в моделях мультипликативного типа

Задача : определить влияние факторов процесса производительности труда на изменение стоимости валовой продукции предприятия.

Анализ – способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Таким образом, анализ заключается в определении сущности процесса или явления на основе изучения всех его составляющих частей и выявления закономерностей его развития.

Экономический анализ зародился в рамках политэкономии, история которой уходит в древние и средние века (Ксенофонт, Платон, Аристотель и др.; У. Петти, Д. Рикардо, С. Сисмонди и др.).

АХД

АХД изучает хозяйственную деятельность предприятия, экономические явления и процессы, протекающие на предприятии.

Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов на предприятии (т.е. до балансовой планки); хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.

Объектами анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности, такие как производство и реализация продукции, себестоимость, использование различных факторов производства, финансовое состояние и результаты, прибыль и т.д.

Метод АХД- это системное комплексное изучение, измерение и обощение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специализированными способами, системы показателей плана, учета, отчетности и др. источников информации.

Задачи АХД вытекают из её функций. Основные функции экономического анализа :

Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

Научное обоснование текущих и перспективных планов;

Контроль за выполнением планов и управленческих решений;

Оценка эффективности использования экономических ресурсов;

Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики и использованию имеющихся возможностей;

Разработка мероприятий по использованию выявленных в ходе анализа резервов и т.д.

    Сущность экономического анализа и диагностики ХД.

Экономический анализ как наука является результатом развития производительных сил и производственных отношений. В условиях расширения масштабов производства и создания сложных производственных систем постоянно повышается роль экономического анализа в процессе принятия управленческого решения.

АХД комплексное изучение работы предприятия, его структурных подразделений с целью объективной оценки результатов деятельности и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности.

Различают :

1. общетеоретический экономический анали з (макроэкономический), который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики;

2. экономический анализ на уровне хозяйствующего субъекта (микроэкономический) для изучения экономики отдельных предприятий.

Экономический анализ – система специальных знаний, направленных на анализ и диагностику, прогнозирование ФХД. Носит прикладной характер.

Принципы АХД:

    Соответствие результатов и методик анализа госуд. –эном., политической, социальной, международной политики и законодательству.

    Научный характер исследований

    Комплексность анализа

    Системный подход в изучение объектов анализа

    Объективность, конкретность и точность анализа

    Эффективность анализа

    Оперативность и плановость

    Широкий круг работников должен принимать участие в анализе и использовать его результаты

Диагностика – распознавание состояния изучаемого объекта по косвенным признакам.

Экономическая диагностика – оценка состояния эк объектов с целью выявления проблем и пути их дальнейшего развития.

Диагностика деятельности предприятия состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние хоз-го субъекта для предсказания отклонений от устойчивых средних и стандартных значений и предотвращении нарушений нормального хода работы.

Применение диагностики предполагает :

1) Определение показателей, характеризующий объект исследования

2) Установление группы факторов

3) Установление формы взаимосвязи этих факторов

4) Оценка системы показателей

5)Выбор методов

Сущность диагностики – изучить и установить признаки, отражающие состояние объекта для предсказания возможных отклонений от норм.

    Виды анализа, классификация.

Классификация АХД имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач и производится по ряду признаков :

1) по отраслевому признаку :

- отраслевой - методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики, таких как промышленность, с/х, строительство, торговля и т.д.;

- межотраслевой - представляет собой методическую и методологическую основу экономического анализа.

2) по признаку времени :

- предварительный (перспективный) - необходим для обоснования управленческих решений, плановых заданий, прогноза ожидаемых результатов;

- последующий (ретроспективный) – необходим для контроля выполнения плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценке результатов деятельности предприятия;

ретроспективный анализ делится на :

Оперативный (текущий), который производится сразу после завершения хозяйственных операций или изменений за короткие промежутки времени (смена, сутки и т.д.);

Итоговый (заключительный) за отчетный период времени (месяц, квартал, год).

3) по пространственному признаку :

- внутрихозяйственный - изучающий деятельность только исследуемого предприятия;

- межхозяйственный - для сравнения результатов деятельности двух или более предприятий.

4) по объектам управления :

- технико - экономический анализ , изучающий взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на результаты деятельности;

- финансово - экономический , основное внимание которого сосредоточено на финансовых аспектах и результатах;

- аудиторский (бухгалтерский ) анализ экспертная оценка и диагностика финансового состояния и устойчивости;

- социально - экономический анализ , который изучает взаимосвязь социальных экономических процессов, их влияние на результативность деятельности предприятия;

- экономико - статистический анализ – для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях;

- экономико - экологический анализ ;

- маркетинговый анализ . (анализ рынков и внешней среды)

5) по методике изучения :

Сравнительный;

Диагностический (экспресс-анализ);

Факторный (изучение влияния факторов на результирующий показатель);

Маргинальный (основанный на причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также делении затрат на постоянные и переменные);

Экономико-математический анализ (оптимизационные методы);

Стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный);

Функционально-стоимостной анализ (метод выявления резервов) и т.д.

6) по охвату изучаемого объекта :

Сплошной;

Выборочный.

7) по содержанию программы :

Комплексный;

Тематический.

Возможны также другие виды классификации АХД по различным признакам.

    Понятие метода анализа, классификация методов.

Метод АХД - это системное комплексное изучение, измерение и обощение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специализированными способами, системы показателей плана, учета, отчетности и др. источников информации.

Метод экономического анализа - подход к изучению хозяйственных процессов в их развитии.

Особенность - комплексный подход к изучению, использования системы взаимосвязанных показателей, выявления причин изменения показателей, выявления взаимосвязи м/у показателями, обобщение результатов.

1. Сравнение – научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.

Различают следующие виды сравнительного анализа :

Горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня;

Вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;

Трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года;

Одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;

Многомерный – для сопоставления результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей.

2. Метод относительных и средних величин :

В иды относительных величин :

Планового задания – отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет;

Выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя;

Динамики – деление величин показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (темпы роста или прироста), которые бывают базисными и цепными;

Структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем;

Координации – соотношение частей целого между собой;

Интенсивности – характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде;

Эффективности – соотношение эффекта с ресурсами или затратами.

Средние величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Средние величины бывают : среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические.

3. Балансовый метод

Балансовый метод служит

Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования. Каждую составляющую баланса можно выразить через алгебраическую сумму других, при этом в анализе необходимо учитывать экономический смысл показателей.

4. Графический метод

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур).

Основные формы графиков – это диаграммы .

По своей форме они бывают : столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают диаграммы : сравнения, структурные, динамические, графики связи (линейный график), контроля.

5. Метод группировки - деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Группировки используются для

В анализе используются следующие виды :

1) типологические;

6. Способы приведения показателей в сопоставимый вид

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей , предполагающая :

    единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

    единство периодов времени, за которые производится сравнение;

    сопоставимость условий производства;

    сопоставимость методики исчисления показателей.

Способами приведения показателей в сопоставимый вид являются: нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

5. Метод цепных подстановок, область использования.

Метод цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений результативного показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании.Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.

Предполагается, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a0, b0, c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 - фактические значения факторов;

ya, yb, - промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b соответственно.

Общее изменение Δу=у1–у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Применяется во всех типах детерминированных факторных моделей.

Используя способ цепной подстановки необходимо придерживаться следующей последованности расчетов: нужно учитывать изменение кол-ых, затем нормативных, а затем качественных показателей.

Если имеется несколько количественных или качественных показателей, то сначала следует изменять величину факторов 1-го порядка, а затем более низкого.

    Индексный метод, область использования.

Индексный метод - основан на относительных показателей, позволяет определить изменения уровня данного явления по сравнению с прошлым периодом, с планом, а также влияет изменения частных показателей на изменение результативного признака.

Индексным методом можно выявить влияние, на изучаемый совокупный показатель, количественных и качественных факторов. Он используется в мультиплик. и кратных, и кратно-аддитивных моделях.

Виды индексов : индивидуальные (без учета его связи с другими признаками), агрегатные (состоящие из двух компонентов, собственно идексируемого признака и весового признака), средние или сводные (если берется в связи с другими признаками).

1.хар-т взаимосвязь индексов переменного и постоянного веса

2.хар-т взаимосвязь индексов переменного состава и индексов структурных сдвигов.

1.Yрд=
,

Ypg=Yp*Yg-индекс стоимости продукции

Yp=
,%-ин.цены постоянного веса

P=-ин.физ.объема

Yg=,%-общее изменение стоимости продукции

=-

Ан.позволяет перейти от относит. в стоимостной

2. Yp=Yp*Yp*Yстр.сдвигов-инд.средней цены

С помощью индексного метода в анализе решаются следующие задачи: оценка изменения уровня явления; выявление роли отдельных факторов в изменеии регультирующего показателя; оценка влияния структуру сов-ти на динамику среднего уровня анализ-го показателя.

Значение индекса показывает на сколько процентов изменилась величина рез-го показателя, благодаря изменению исследуемого показателя.

Разность между числителем и знаменателем позволяет оценить на сколько рублей изменился рез-ий показатель. благодаря изменению исследуемого показателя.

    Балансовый метод, метод группировки.

Балансовый метод

Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно.

Метод группировки - деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Группировки используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

В анализе используются следующие виды :

1) типологические;

2) структурные – для изучения внутреннего строения показателей, соотношения в нем отдельных частей;

3) аналитические (причинно-следственные) – для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

В случае, когда действия всех факторов однонаправлены, можно использовать круговую диаграмму . Влияние каждого из факторов изображается в виде сектора круга. Сумма всех секторов (площадь круга) – совместное влияние всех факторов на изменение результативного показателя. Доля площади сектора в площади круга характеризует удельный вес влияния изменения фактора на изменения показателя.

В случае разнонаправленного влияния факторов на динамику результативного показателя рекомендуется векторная диаграмма . Величина изменения результативного показателя под воздействием изменения конкретного фактора указывается в виде вектора. Длина вектора равна величине изменения результативного показателя.

    Метод абсолютных и относительных разниц.

Метод абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется как произведение абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые находятся справа от него и отчетную величину факторов, расположенных слева от него в модели. Применяется в моделях мультипликативного или мул.-аддитивного типа.

Метод относительных разниц также является одной из модификацией способа цепной подстановки. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у = а * в * с методика анализа следующая :

1. находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

2. определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора.

Для расчта влияния первого фактора небходимо базисную величину рез-го показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженный в виде десятичной дроби. Чтобы рассчитать изменениевлияние второго фактора небходимо к его планой величине прибавить изменение за счет первого фактора, а полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора и т.д. применяется при больших моделях 8 и юолее факторах, позволяет сократить расчеты.

    Метод удельных весов.

Метод удельных весов - заключается в определение рядов факторов общей сумме их прироста и определение влияния каждого фактора на изменения результативного показателя. Этот метод используется в сложных моделях, который проводится в несколько этапов. На 1-ом этапе строится мультипликативные модели, которые ан-ся методом абсолютных разниц, на 2-ом этапе ан-ся показатели входа в модель1-го уровня и представляют обычную сумму вход. факторов.

Алгоритм:

1.опр.отклонение резул. показ. модели 1-го уровня от базисного значения: ФЗП= ФЗП1- ФЗП0;

2.м.абс.разниц опр. влияние изменения частных показ, вход. в модель1-го уровня, на вел-ну результативного признака.

ФЗП R =R*З0;

ФЗП З =З*R1

3.строится модель 2-го уровня и опр.абс.отклон:

З=Зтар+Пприм+Здоп;

З=З 1 -З 0 ; Зтар=Зтар1-Зтар0;

ЗПр=ЗПр1-ЗПр0;

ЗДоп=Здоп1-Здоп0

4.опр.уд.вес и доля прироста частного показ при росте результативного показ. модели 2-го уровня.

Уд.в Зтар =Зтар/З*100;

Уд.в Пр =Пр/З*100;

Уд.в Здоп =Здоп/З*100

5.опр.влияние изменения показ.моделей 2-го уровня на вел-ну рез. показ.моделей 1-го уровня.

ФЗП З ∙Уд.вЗтар/100=ФЗП Зтар,

ФЗП Пр =ФЗП З *Уд,в Пр /100,

ФЗП ЗДоп ==ФЗП З * Уд.в Здоп /100.

    Факторный анализ, цель.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Факторный анализ - методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Существуют следующие типы факторного анализа :

1. Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

2. Стохастический (корреляционный) – связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной.

3. Прямой (дедуктивный) – от общего к частному.

4. Обратный (индуктивный) – от частного к общему.

5. Одноступенчатый и многоступенчатый.

6. Статический и динамический.

7. Ретроспективный и перспективный.

Этапы факторного анализа :

1 этап. Отбор факторов.

2 этап. Классификация и систематизация факторов.

3 этап. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

4 этап. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

5 этап. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

    Классификация факторов.

Классификация факторов по признакам:

1. по своей природе :

Основные;

Второстепенные;

2. по степени воздействия на результаты :

Основные

Второстепенные;

3. по отношению к объекту исследования :

Внутренние;

Внешние;

4. по зависимости от коллектива :

Объективные;

Субъективные;

5. по степени распространенности :

Специфические;

6. по времени действия :

Постоянные;

Переменные;

7. по характеру действия :

Экстенсивные;

Интенсивные;

8. по свойствам отражаемых явлений :

Количественные;

Качественные;

9. по своему составу :

Сложные;

Простые;

10. по уровню соподчиненности :

Первого порядка;

Второго порядка;

11. по возможности измерения влияния :

Измеримые;

Неизмеримые.

Системный подход в АХД вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности, что достигается с помощью их систематизации (создание факторной системы).

    Факторные модели анализа и диагностики.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу :

Построение детерминированной модели путем логического анализа;

Наличие полной (жесткой) связи между показателями;

Невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;

Изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Моделирование - процесс представления исследуемого показателя с факторами, которое передается в форме конкретного математического уравнения.

Различают четыре типа детерминированных моделей .

1. Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид (показатели себестоимости): У=∑х i

2. Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой (двухфакторная модель объема производства продукции): У=Х 1 Х 2 …Х i

3. Кратные модели (показатель срока оборачиваемости товаров (в днях)): У=Х 1 /Х 2

4. Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений (показатели затрат на 1 руб. тов продукции, показатели рентабельности и др).

Детализация в факторном анализе во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы :

Место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;

Модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;

При написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Метод цепных подстановок является наиболее универсалыным из методов элиминирования. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивные, мультипликативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т. д. В первом расчете все величины плановые, в последнем – фактические. В случае трехфакторной мультипликативной модели алгоритм расчета следующий:

Y 0= а 0*Ь 0*С 0;

Y усл.1= а 1*Ь 0*С 0 ; У а= Y усл.1 – У 0;

Y усл.2= а 1*Ь 1*С 0; Y Ь= Y усл.2– Y усл.1;

Y ф= а 1*Ь 1*С 1; Y с= Y ф– Y усл.2и т. д.

Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:

Y а+ Y ь+ Y с= Y ф– Y 0.

Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.

Отсюда вытекает правило, заключающееся в том, что число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы.

При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, т. к. ее произвольное изменение может привести к неправильным результатам. В практике анализа в первую очередь выявляется влияние количественных показателей, а потом – качественных. Так, если требуется определить степень влияния численности работников и производительности труда на размер выпуска промышленной продукции, то прежде устанавливают влияние количественного показателя численности работников, а потом качественного производительности труда. Если выясняется влияние факторов количества и цен на объем реализованной промышленной продукции, то вначале исчисляется влияние количества, а потом влияние оптовых цен. Прежде чем приступить к расчетам, необходимо, во-первых, выявить четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями, во-вторых, разграничить количественные и качественные показатели, в-третьих, правильно определить последовательность подстановки в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей (основных и производных, первичных и вторичных). Таким образом, применение способа цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать.

Произвольное изменение последовательности подстановки меняет количественную весомость того или иного показателя. Чем значительнее отклонение фактических показателей от плановых, тем больше и различий в оценке факторов, исчисленных при разной последовательности подстановки.

Метод цепной подстановки обладает существенным недостатком, суть которого сводится к возникновению неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора. Этим объясняется разница в расчетах при изменении последовательности подстановки. Отмеченный недостаток устраняется при использовании в аналитических расчетах более сложного интегрального метода.

Метод цепных подстановок является наиболее универсальным из методов элиминирования. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивные, мультипликативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т. д. В первом расчете все величины плановые, в последнем – фактические. В случае трехфакторной мультипликативной модели алгоритм расчета следующий:

Y 0 = а 0 ⋅Ь 0 ⋅С 0 ;

Y усл.1 = а 1 ⋅Ь 0 ⋅С 0 ; У а = Y усл.1 – У 0 ;

Y усл.2 = а 1 ⋅Ь 1 ⋅С 0 ; Y Ь = Y усл.2 – Y усл.1 ;

Y ф = а 1 ⋅Ь 1 ⋅С 1 ; Y с = Y ф – Y усл.2 и т. д.

Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:

Y а + Y ь + Y с = Y ф – Y 0 .

Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.

Отсюда вытекает правило, заключающееся в том, что число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы.

При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, т. к. ее произвольное изменение может привести к неправильным результатам. В практике анализа в первую очередь выявляется влияние количественных показателей, а потом – качественных. Так, если требуется определить степень влияния численности работников и производительности труда на размер выпуска промышленной продукции, то прежде устанавливают влияние количественного показателя численности работников, а потом качественного производительности труда. Если выясняется влияние факторов количества и цен на объем реализованной промышленной продукции, то вначале исчисляется влияние количества, а потом влияние оптовых цен. Прежде чем приступить к расчетам, необходимо, во-первых, выявить четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями, во-вторых, разграничить количественные и качественные показатели, в-третьих, правильно определить последовательность подстановки в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей (основных и производных, первичных и вторичных). Таким образом, применение способа цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать.


Произвольное изменение последовательности подстановки меняет количественную весомость того или иного показателя. Чем значительнее отклонение фактических показателей от плановых, тем больше и различий в оценке факторов, исчисленных при разной последовательности подстановки.

Метод цепной подстановки обладает существенным недостатком, суть которого сводится к возникновению неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора. Этим объясняется разница в расчетах при изменении последовательности подстановки. Отмеченный недостаток устраняется при использовании в аналитических расчетах более сложного интегрального метода.