Медитации для детей. Чтобы поддержать здоровое эмоциональное развитие

Мария Запысова
Медитация для дошкольников

Медитация .

1. «Я – Солнышко» .

Дети становятся лицом на восток. Ноги на ширине плеч, руки свободно опущены (вдоль туловища) ; не сутулясь, держа спину прямо (позвоночник должен быть прямым, ровным, не скрюченным, чтобы не мешать глубокому дыханию и усиленному потоку энергии, дети закрывают глаза. Следует расслабиться, устремить взгляд под закрытыми веками к бровям, и как можно ярче, образней представить себе «Солнышко» и себя счастливым, довольным всем и всему. Затем спокойно, медленно открывают глаза. Дыхание должно быть глубоким, спокойным. Эту медитацию можно выполнять и лёжа на ковре, на кровати, сидя на стуле.

Я – Свет ночи!

Я – Пламя звёзд!

Я – огонь Свечи!

Я – Солнышко! Я – несу Свет!

Я – Солнышко! Я – несу тепло!

Я – Солнышко! Я – грею Землю!

Я – Солнышко, сияющее всем Планетам, согревающее всех, кто нуждается в этом!

Я – Солнце, сияющее красным светом!

Я исцеляю всех, кто нуждается в этом!

Медитация : «ОМ!»

Воспитатель :

Желательно выбрать место, уединённое от шума. Можно проводить медитацию и лёжа , и стоя, и сидя. Но, главное, чтоб спина была прямой. И если сеанс проводится стоя или сидя, желательно, повернуться лицом на восток. Ушки дети закрывают средним пальчиком, и, набрав, полную грудь воздуха, делают глубокий вдох носом, и, медленно, певуче – протяжно произносят слог : «О…М.» : «О-о-о-о-м-м-м-м!» - на выдохе. (Повторить 3 раза) .

При правильном произношении звука, переходящего в слог «Ом» , зарождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией и постепенно поднимается до ноздрей, где звучит как носовой звук : «М» . Громкость звучания «Ом» должна соответствовать громкости обычного разговора между близко стоящими людьми (детьми) . После завершения звучания «Ом» , необходимо взять паузу, до тех пор, пока снова не захочется выполнить глубокий вдох. После полного вдоха снова повторяется – поётся слог – звук «Ом» .

При этом надо представлять себя ярким, могучим, исцеляющим всех Солнцем, рассеивающим вокруг себя ярко – белые лучи. Чем меньше посторонних мыслей и глубже воплощение в образ Солнца, тем лучше эффект. Проводить данную медитацию можно проводить , как с детьми, так и с взрослыми.

Признаками правильного проведения медитаций является : теплота в теле, и даже интенсивное потение (особенно вдоль позвоночника) .

Начинать надо с 3 – 5 минут, и постепенно, изо дня в день, прибавлять понемногу. Взрослые могут довести до 20 – 30 минут утром и вечером.

2. «Исцели Себя!»

«Силы небесные! Силы Матушки Вселенной!

Дайте Здоровья и душевного тепла!

Дети воодушевлённо, с вдохом, смотря вперёд, поднимают ручки вверх, - к Небу, руки разводят в стороны, на медленном выдохе, произнося соответствующие слова; дети, опускают ручки и голову вниз, и стоят в таком положении 1 – 2минуты. Первоначальные движения повторяются.

«Солнце ясное, подари мне лучик жаркий!

Подари тепла и света!

Наполни Силой, Энергией мои ручки, ножки, сердечко!

Дай Здоровья мне, друзьям и всей моей родне!

3. «Я люблю Вас!»

Воспитатель, произнося слова, протягивает свои руки к детям. Дети, соответственно, выполняют те же движения, относительно воспитателя. А затем прикладывают ручки к сердечку. Соблюдается правильное (глубокое, медленное) дыхание : Вдох – выдох.

Воспитатель :

Я люблю Вас, Дети!

Я дарю Вам всем здоровые Сердечки!

А, ну – ка, скажите словечко :

Как стучит Ваше Сердечко?

Дети :

Слышим Сердца тихий стук :

Тихо, тихо : тук – тук – тук!

Воспитатель :

Я Вас очень всех люблю!

Дети произносят гласный звук : «У…»

Вам здесь нравится, в саду?.

Дети берутся за руки, образуя круг.

Мы за ручки взялись дружно,

Потому что все мы дружим!

От ладошки к ладошке идёт тепло понемножку.

Держишься ты, держусь и я,

Потому что мы – Семья!

Выполняется дыхательная гимнастика. На слове : «Ты!» - дети показывают указательный палец; На слове : «Мы!» - обе ручки вытягивают вперёд ладошками вверх ; «Я!» - обе руки к груди ладошками внутрь .

Дыхательное упражнение :

«Ты!» «Мы!» «Я!» - дружная Семья!

В слове : «Мы!» - сто тысяч «Я!» .

5. «Волшебник – ОМ» .

Выполняется данная медитация перед сном детей . Дети, соблюдая правильное дыхание, на вдохе - поднимают руки, на выдохе, со словом : «ОМ!» дети руки опускают.

В спальню к нам явился Гном : - вдох – выдох : «О…М.»

Все в кроватки мы пойдём?. О…М!.

Спим спокойно крепким сном. О…М.

5. «Исцели сам себя!»

Силы небесные,

Облака чудесные,

Вы, словно, Птицы в небе летите,

Просим Вас, Здоровьем нас наделите!

Дайте тепла,

Чтоб Я (Мы) по жизни здоровая, сильная шла!

Дети за Воспитателем выполняют соответствующие движения, соблюдая правильное дыхание.

Солнышко ясное, нас обогрей,

Лучиков для нас своих не пожалей!

Взор детей направлен на Небо. Выполняются движения руками.

Матушка – Земелюшка,

Здоровье укрепи!

Своей силой, энергией нас надели!

Ветер, Ветер, поиграй, (Руки подняты над головой, покачивание руками.)

Освежи нас, Ветер, силы дай! (Руки вперёд, в стороны, к груди.)

7. «Прочь болезни изгони!»

Дети плавно, нежно проводят по своему торсу сверху - вниз, как бы, стряхивая с себя отрицательную энергию, негатив, и произносят слова – обереги :

Прочь, Болезни, уходите!

Быть здоровой, помогите!

Болезни прочь изгоним в ночь,

Быть сильными Мы себе должны помочь!

Проблемы все ушли в болото,

И ждёт сегодня нас работа!

Болезни все ушли во тьму, -

Здоровьем, Силой Я дышу!

8. «Волшебник ОМ!»

Невозможно не согласиться с тем, что регулярная медитация : снижает количество заболеваний сердечно – сосудистой системы, онкологических, нервно – психических заболеваний, респираторных и прочих заболеваний. Из мантра – йоги взяты священные слоги ОМ. На первый взгляд произношение их и текстов с ними довольно – таки, наивны. Но, как раз, в этой простоте и заключается их сила. Эти «хрустальные» дары и есть кладезь силы, могущества, мудрости и радости, а так же, любви к себе, к жизни.

Воспитатель и Дети :

Волшебник Ом пришёл в наш дом… ОМ! Ом! Ом!

Хорошо Мы с ним поём… ОМ!

Дружно, слаженно живём. ОМ!

ОМ и Мы в саду живём. ОМ!

То летим на аэродром. ОМ!

Утром, вечером и днём. ОМ!

Мы играем и поём. ОМ!

Спим, устав, Мы крепким сном. ОМ!

Дети проговаривают слог «ОМ!» , соблюдая правильный вдох и выдох.

9. «Наш друг – ОМ!»

Проводится после дневного сна.

Наш прекрасный, светлый дом. ОМ!

Славно всем живётся в нём. ОМ!

Мы простились все со сном. ОМ!

Мы здоровье бережём. ОМ!

Помогает в этом ОМ. ОМ!

10. Медитация : «Солнышки» .

Вы, Дети, Солнышки! – Яркие и красивые!

Вначале дети называют цвета спектра, т. е радужные цвета. Каждый ребёнок выбирает себе определённый цвет. Глазки у детей широко открыты. Они, с воодушевлением, произносят предложения, используя выбранный для себя цвет, представляя себя Солнышками. Затем те же слова произносят с закрытыми глазами, и вновь с открытыми глазами (3 раза) . Обязательно соблюдать правильное дыхание.

1. - Я - Солнышко Красного цвета!

Я – Солнышко оранжевого цвета!

Я – Солнышко зелёного цвета! (Жёлтого, голубого, синего, фиолетового, белого и др.)

2. Дети закрывают пальцами ушки. При вдохе носом набирают полную грудь воздуха, медленно, протяжно, певуче, при выдохе, произнести слог «ОМ» . - 3 раза.

11. «Хорошее настроение!»

В садик утром мы идём. ОМ!

Даже, если под зонтом. ОМ!

Улыбаемся, идём?. ОМ!

А снег кружится за окном?. ОМ!

А чудес и сказок ждём?. ОМ!

С хорошим настроением в саду Мы все живём?. ОМ!

Сейчас Мы скажем громко ОМ. ОМ!

Ещё Мы можем тихо ОМ. ОМ!

12. «Исцели себя!»

Солнышко - Малышка!

Солнышко – Жалейка!

Обогрей нас, пожалей – ка!

Обогрей, освети, подари свои Лучи!

Лучик мне забрался в грудь,

Ну, и ладно, ну, и пусть!

Пусть прогонит злость и грусть!

Мы откроем свету путь!

Матушка – Земелюшка,

Тихонько мне шепни :

Чтобы крепкими росли недели целые и дни!

Ветер, нежный Ветерок,

Дай нам свежести глоток!

А ты, Водица, освежи нам лица!

Чтоб были Мы красивы и нежны!

13. «Добрый волшебник Гном по имени ОМ!»

К нам пришёл волшебник ОМ. ОМ!

Наш весёлый добрый Гном. ОМ!

Спал в лесу Он крепким сном. ОМ!

Сон прошёл, пришёл в наш дом. ОМ!

Потянулись! Всех Мы ждём. ОМ!

А сейчас все дружно, вместе, вдох глубокий, -

Все на месте! Выдох – просто и легко,

Повторим – ка Мы ещё!

А ещё волшебник Гном попросил сказать нам : ОМ!

14. «Сонятка - ОМ!»

Тишина пришла в наш дом. ОМ!

Засыпаем крепким сном… ОМ!

На подушке вашей ОН –

Маленький, воздушный Сон!

Засыпает с вами Он,

Угомон поёт канон!

15. «Просыпалочка – встречалочка!»

«Просыпалочка» молчком забралась к ребятам в дом!

А потом и под кровать, начала всех поднимать!

К Вам пришёл волшебник ОМ. ОМ!

Ждал Вас долго под окном,. ОМ!

Вам давно пора вставать -

«Просыпалку» забавлять!

Дружно Мы в саду живём. ОМ!

Учимся, играем, спим волшебным сном. ОМ!

Приходи к нам чаще в дом… ОМ!

Славный слог волшебник ОМ. ОМ!

16. «Здоровейка

Здравствуй, Солнце ясное, Лучик золотой,

Очень – очень здорово,

Что встретились с тобой!

Дай – ка, нам скорей тепла,

Будет жизнь всегда светла!

Там под полом есть фундамент,

А под ним живёт Земля!

Здравствуй, милая Земелька,

Дай Здоровья нам капельку,

Дай нам хлеба и тепла…

Благодарны Мы Земельке,

Оттого и хороша!

Кланяемся низко Матушке Земле :

Спасибо за Здоровье, что подарила мне!

17. «Дружок – Ветерок!»

Ветер, Ветер, Вихровей. Эй! Эй! Эй!

Ты подуй на нас смелей. Эй! Эй! Эй!

Дети хором отвечают Воспитателю, не забывая про глубокий вдох и медленный выдох. Дети махают руками, как веером.

Ветер буйный, волевой. Ой! Ой! Ой!

Повтори – ка всё за мной. Ой.

Эй. Эй. Ой. Ой.

Подружись ка ты со мной!

18. «Вода – водица, Святая Кореница!»

Дети лежат на ковре, руки в стороны, ноги произвольно разведены. Махи руками вверх – вниз, не поднимая от пола. (Упражнение «Полёт птиц» )

Водица всех нас освежила,

Осветила и умыла!

Силу, здоровье вернула, вселила!

Дети встают, продолжая выполнять мхи руками, Стоя, - глубокий вдох, руки через стороны поднимают вверх и опускают вниз.

Водица, Водица, летишь, словно, птица!

Водица, Водица, Святая Кореница!

Освежи и умой, я рядом с тобой!

Дети продолжают выполнять махи руками, но перед собой, а так же, - массаж : потирание лица, рук, ног.

Дай нам радость и покой,

Две минуты так постой!

17. «Сила Небес!»

Сила небесная, всем своей властью известная!

Матушка Вселенная, ты неизменная!

Дайте нам Силу, Здоровье, Энергию,

Забери боль, простуду и слабость,

Подари нам Жизнь и великую радость!

18. «Владыка Земля!»

Ты, Владыка Земля. Я.

Я живу с тобой всегда. Да.

Кто накормит, напоит меня, Земля?. Я.

Мы, Земля, тебе благодарны всегда. Да.

Низкий поклон тебе, Владыка - Земля. Да!

19. Я – разная!»

Я – Тучка голубая, - воздушная такая!

А я – Цветочек аленький, -

Красивый, очень маленький!

Я – Птичка невесомая, -

Но Вам я всем знакомая!

Я – ягодка лесная, -

Вся красная такая!

А я, ребята – Мотылёк, и совершаю свой полёт!

Я – Солнце Жёлтое!

Я – Солнце оранжевое!

А я – Солнце Розовое!

А я – Радуга! (дети называют цвета радуги)

Как хорошо, когда есть краски!

Они приносят радость, ласку!

Хорошо, когда всё в цвете, -0

Вспоминаем Мы о Лете!

20. Медитация : «В лесу!»

Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты, тело расслаблено. Звучит музыка. Глаза полуоткрыты, прищурены, медленно, спокойно помаргивают.

Солнце светит нам в глаза. За.

Ветер дует нам в лицо. Цо.

Махи руками перед собой.

Лес шумит, поёт листва,

Шуршит под ногами трава. Ва.

Тихо травка шелестит. Ит. Ит.

Дети спокойно встают, выполняют движения «Ходьба» ,

В лес пришли Мы подышать. Ать.

Дышим воздухом и ветром,

Дышим свежестью и Летом!

Позовём сейчас Сову,

Крикнем, дети, ей «Ау!»

Скажем Лесу Мы «Спасибо!»

Дети кланяются Лесу. Тянут руки вперёд и говорят :

Подари нам свежесть Леса,

Теплоту Небес и Лета!

Надели здоровьем нас,

Просим Вас, вот здесь, сейчас!

Ты прости, Природа, нас, -

Отдаём поклон для Вас!

21. «Цветок» .

Дети группируются в комочек, постепенно, меняя свои положения.

Я – Цветочек, - тихо сплю! (Руки под щёчкой)

А польёшь меня, -я - прорасту! (Один ребёнок изображает, что поливает цветы, подходит к каждому «Цветочку» )

Дети «Цветочки» медленно разводят ладошки , поднимают голову, тянут ручки вверх, постепенно встают, кулачки разжимают, Глаза широко открыты, на лице улыбка.

Прорасту я стебельком,

Стану сочным я ростком!

Лепесток за лепестком, -

Распускаюсь я потом! (Показываются пальчики на руках один за другим)

Там – листок, здесь – лепесток,

Вот и вырос наш цветок!

22. «Мои друзья!»

У меня есть добрый Слон. Он.

У меня живёт Питон. Он.

У меня цветёт Пион. Он.

К нам приходит добрый Гном. ОМ.

Громко в небе слышен Гром. ОМ.

В сказке правил Царь Дадон?. Он.

Лужи есть перед Окном?. ОМ.

Ты гулять пойдёшь потом?. ОМ.

Солнце светит тебе в Дом?. ОМ.

Спать ложимся Мы потом?. ОМ.

Угомон приходит в Дом. ОМ.

23. «Я и моя Семья!»

Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами.

Я мечтаю, – Я летаю!

Может, просто, отдыхаю.

Сон уходит прочь от нас, -

Просыпаюсь я сейчас!

Я и Мама – мы – семья,

Есть сестрёнка меня!

Папа сильный! –

Это вся моя семья!

Мы – Сильные!

Мы – Смелые!

Мы – Добрые и Верные!

Мы - Важные, Умелые!

Мир и радость всем нам и другим существам!

Счастья и Здоровья и Вам и нам!

Мир и радость существам!

И благополучия всем Нам!

Кто Здоровье всем желает,

Тот во благе вырастает!

Многие родители, познавшие все прелести йоги, все чаще задаются вопросом: можно ли приобщать к практике своих детей? Как сделать это мягко и максимально безопасно? Стоит ли вообще брать инициативу в свои руки или лучше дождаться, когда ребенок вырастет и примет решение самостоятельно?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к Йога-сутрам Патанджали, а именно, к третьей главе «Вибхути-пада», в которой говорится о том, что суть медитации – пребывание в глубокой концентрации, которое переносит человека из состояния растерянности в состояние осознанности, покоя и внимания.

С одной стороны, дети – маленькие непоседы, настолько очаровательны в своих шалостях и беззаботности, что приводить их к состоянию какой-то концентрации кажется нелепым. Но с другой, согласитесь, зачастую бывает просто необходимо достучаться до ребенка и попросить его выполнить ту или иную работу, которая ему, возможно, не по душе. И тут доводы рассудка – не лучший способ, чтобы обращаться к ребенку, потому что он их не воспринимает.

А вот периодически медитировать вместе – отличная идея, ведь так ребенок учится контролировать свои эмоции, изучает свое тело и внутренний мир, улучшает свое самочувствие и делает много других полезных вещей. Так что аргументы в пользу медитации имеются, и они вполне себе основательны.

Теперь о простых способах, как помочь ребенку медитировать.

Медитация

Медитация начинается с осознанности. Сядьте перед своим ребенком и вместе закройте глаза. Мягко помассируйте свои уши, мочки и расслабьтесь. После чего попросите ребенка прислушаться к своему дыханию. Пусть он опишет его – оно долгое или быстрое, ровное или беспокойное, мягкое или «жужжащее» и тому подобное. Продолжайте сидеть с закрытыми глазами и медленно досчитайте вслух до десяти –сначала громко, затем совсем тихо.

Мантры

Дети обожают издавать различные звуки, так что вы можете начать повторять мантры. Мантра – это сакральное слово или звук, которое обладает удивительными целительными свойствами. Пение мантр делает дыхание равномерным, увеличивает выдохи, улучшает внимание.

«Ом Шанти» – мантра покоя, которая отлично подойдет для ребенка, которому необходимо восстановить силы после активного времяпровождения. Спросите его, что для него значит мир и покой. Затем пропойте мантру и попросите ребенка повторить за вами. С каждым повтором изменяйте интонацию, либо увеличивайте скорость, чтобы он оставался сосредоточенным. Не забывайте хлопать в ладоши и потопывать ногами – это отлично развивает координацию между дыханием и движениями, а также улучшает концентрацию. Изменяйте скорость ваших хлопков, манеру пения, громкость голоса для того, чтобы максимально направить внимание ребенка вовнутрь.

Вместо мантры можете повторять выражение «Я спокоен», если желаете.

Янтры

Янтра – это древний геометрический узор, который может представлять из себя набор простых линий, или же сложный узор, состоящий из точек, треугольников, гексаграмм, который оберегает от неприятностей, обеспечивает здоровье и процветание человеку.

С помощью цветной бумаги и собственного воображения, придумайте свою собственную янтру вместе с ребенком. Поставьте крупную точку в центре листа бумаги, выберите цвета для своей янтры (обычно это красный, оранжевый или желтый) и разместите их вокруг точки, используя все свое творчество. Придумайте, что эта янтра будет означать: любовь, отвагу, спокойствие?

После того, как янтра будет готова, сядьте вдвоем перед ней и сосредоточьтесь на ее центре, постепенно продвигаясь вниманием к ее краям. Если это удалось, сосредоточьтесь на всей фигуре, а затем закройте глаза и визуализируйте ее как можно более ярко и четко в воображении.

Мандалы

Мандала – также символ, который часто используется в медитации. Обычно это рисунок яркого цвета со сложной геометрией. Для того, чтобы нарисовать мандалу самостоятельно, предложите ребенку черпать вдохновение в природе и во всем, что он любит. Это может быть солнце, цветы, блинчики или колесо велосипеда. С помощью фломастеров и карандашей перенесите приятные образы на бумагу и попросите ребенка смотреть на свое творение каждый раз, когда он теряет контроль или чувствует гнев, обиду или раздражение.

Чтение

Ну и конечно читайте деткам книжки! Тогда дети становятся спокойными, внимательными, сконцентрированными – а это очень похоже на медитацию.

Периодически практикуя медитацию в повседневности, вы научите ребенка справляться с негативными или чрезмерными эмоциями, подготовите его к непростому этапу взросления, научите правильно воспринимать мир и себя в нем.

14 медитаций в игровой форме, которые помогут маленьким детям успокоиться и придти в равновесие.

Для детей неестественно медитировать. Они страстно исследуют и испытывают окружающий мир всеми возможными способами. Спокойствие, может показаться, им совершенно чуждо.

Но и у детей в жизни бывает стресс (чаще всего потому, что стресс у нас, у ролевых образцов, так что на самом деле больше медитировать нужно взрослым), и медитация может научить их не забывать наслаждаться маленькими радостями и чувствовать миг счастья как оно есть.

Медитация – не достижение
Наше общество всегда формулирует цели, но давайте попробуем думать о медитации не как о способе достичь внутреннего покоя, а скорее как о возможности насладиться путешествием и открыть глаза на прекрасный мир вокруг нас - и внутри. Просто, чтобы позволить себе быть.

Вот 14 медитаций для маленьких детей, которые можно попробовать.

1. Третий глаз
Уложите ребенка на пол и положите ему на лоб маленький камешек, стекляшку или кристалл. Попросите подумать о нем, вообразить его цвет или многоцветие, почувствовать тепло или прохладу, его вес и другие качества.
Волшебный камень поможет тебе быть более спокойным и расслабленным… Дыши, и пусть его магия медленно проникает в твое тело и заполняет всего тебя до кончиков пальцев.

Если лежать надоело, попробуйте попринимать разные позы, не роняя камень и не прекращая его осознавать. Можно попробовать встать в полумостик, сделать «березку» или закинуть ноги за голову.

2. Остановись и послушай
Для этой игры вам понадобится тибетская поющая чаша или колокольчик, звон которого длится достаточно долго. Пусть дети свободно перемещаются по комнате, но как только звучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и закрыть глаза. Пусть слушают звук очень внимательно, и только тогда, когда он окончательно иссякнет, начинают двигаться снова.

3. Немой колокольчик
Сядьте с детьми в тесный круг и пустите по кругу колокольчик (или несколько). Пусть каждый ребенок звонит в колокольчик, если захочет, и слушает звук. Затем постарайтесь передавать колокольчик, чтобы он не зазвонил. Покажите детям, как это сделать очень бережно и тихо. Это волшебным образом утихомиривает детей и приуготовляет их к расслаблению. Можно делать это вдвоем, передавая друг другу.

Дети есть дети, так что может быть, вам придется несколько раз повторить игру, прежде чем они поймут, что звонить не нужно. Если игра становится слишком простой, передавайте колокольчик тому, кто сидит дальше от вас - для этого будет нужно встать и подойти, по-прежнему не нарушая тишину.

4. Передай огонь
Такое же упражнение можно проделывать со свечкой и двигаться плавно и медленно. Таким образом, чтобы огонек не погас.

5. Круг колокольчика
Сядьте в круг и закройте глаза. Пусть один ребенок держит колокольчик и медленно обходит круг снаружи - так, чтобы не зазвонить. Затем, подойдя к кому-нибудь, кого выберет, тихонько звонит ему над ухом, отдает колокольчик и садится на его место.

Игра продолжается так несколько минут, пока вы не разрешите детям открыть глаза и увидеть – все поменялись местами, но круг остался целым.

И бесшумно ходить вокруг, и сидеть тихо в кружке ожидая колокольчика над ухом, - очень сосредоточивает и успокаивает детей.

6. Зоо-рай
Хорошая детская игра, чтобы попробовать и запомнить позы всевозможных животных. Она приносит спокойствие, любовь к тишине и самоконтроль. Для нее вам тоже будет нужна тибетская чаша или долго звучащий колокольчик.
Назначьте йогическое животное, или пусть дети по очереди выбирают сами, - и пусть они двигаются по комнате, изображая движения и звуки этого животного. Когда дети слышат звук, они должны замереть в этой животной позе и оставаться неподвижными, пока чаша не перестанет петь.

7. Как тихо
В этой игре детям нужно оставаться без движения необычайно долго. Что очень хорошо сказывается на способности слушать и концентрироваться. Вам понадобится тибетская поющая чаша и повязки на глаза.
Попросите детей лечь на пол, руки вытянуть по бокам, на глаза надеть повязки (или выключить свет). Скажите, что чаша будет петь, а они должны слушать очень внимательно. Когда чаша остановится, им будет нужно осторожно положить руки на живот. Когда все это сделают, чаша снова запоет, а после остановки им снова нужно будет вытянуть руки. Вот какой у вас мирный и тихий класс детей! Пока они не разбегутся, разумеется.

8. Спящие эльфы и феи
Поставьте расслабляющую музыку и вооружитесь пыльцой фей. Пусть все дети отдыхают в позе Ребенка (колени под себя, расслабленные руки вытянуты вдоль тела к ногам). Каждый из них - фея или эльф. Ходите вокруг и легко касайтесь их спин кончиками пальцев, покрывая их магической пыльцой фей. Она даст им волшебную силу оставаться настолько неподвижным, насколько можно. Кто продержится дольше?

9. Спокойная вода
Все лежат на полу неподвижно. Если кто-то двинется, ему придется отойти в сторонку. В этой игре мы не то, что говорим «не двигаться», а скорее приглашаем вовлечься в неподвижное лежание - так будет душевнее.

10. Я вижу красоту
Ходите по классу, по комнате, по улице или в парке. Позвольте детям останавливаться тогда, когда им самим покажется верным, и оглянуться вокруг в поисках красивого:

Поищи красивое перед тобой и тихонько скажи «Я вижу красоту передо мной».
Оглянись назад, найди что-то красивое и тихо скажи «Я вижу красоту за спиной».

Продолжайте так - направо, налево, наверх и вниз.

11. Идем по небу
Эту игру-медитацию безопаснее выполнять в парах на улице. Пусть один из детей держит под глазами маленькое зеркало, развернутое наверх к небу, а второй его ведет. Когда идешь с зеркалом у глаз – и правда выглядит, словно идешь по облакам: у тебя совершенно иная перспектива и открываются глаза на целый новый мир.

12. Дыхание океана
Сядьте прямо или лягте. Закройте уши, чтобы снаружи ничего не было слышно. Теперь дышите глубоко и внимательно слушайте. Вы услышите в своем дыхании звучанье океана.

Слушайте, как волны накатывают и отходят, и позвольте себе совершенно расслабиться.

13. Найти центр
Можно делать сидя или лежа. Наклонитесь немножко направо, немножко налево, вперед и назад - пока не отыщите свой центр, положение, в котором вы чувствуете баланс. Теперь закройте глаза и представьте, как этот центр распространяется от ступней ног наверх, по позвоночнику, до макушки головы. Вдохните в этот центр и поглядим, что получится.

14. Доска Будды
Это специальная доска, на которой можно рисовать или писать водой. Вода испаряется с поверхности примерно через минуту, слова или картинка исчезают. Они продаются готовые, но в принципе можно делать это на сухом асфальте мокрой кисточкой, на школьной доске, на столе.

Будда учил, что ничто не постоянно, что вещи не длятся вечно, и доска на практике это иллюстрирует. Каждый ребенок может что-то нарисовать на доске, но сначала предыдущее творение должно испариться и уступить место.
Практикуя подобные игры-медитации, мы можем легче вовлечь детей в состояние осознанности.

Экспериментируйте, но не воспринимайте всё это слишком серьезно, не пытайтесь достичь каких-то особенных состояний ума. Жизнь прекрасна и полна такая, какая она есть, и медитация, возможно, просто способ снова обратить на это наше внимание.

Медитация для детей «Волшебный остров»

Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Представьте волшебный необыкновенный остров. Может быть вы раньше видели его на картинке, или же это то место, где когда-то отдыхали с мамой и папой и вам хочется в него возвращаться снова и снова.
Это необитаемый остров и ты на нем совершенно один. На нем живут лишь звери и птицы. Много цветов и удивительных растений. Прислушайся, какие звуки ты услышишь? Почувствуй необыкновенный запах экзотических растений. Вдохни глубоко. Тебе приятно?
Совсем рядом слышны волны. Море удивительно теплое, ласковое. Окунись в него и поплавай. Оглянись и заметь какая погода на острове?
Как ты чувствуешь себя на этом волшебном острове? Ведь ты совершенно один! Сохрани это чувство и вернись в свою комнату. Представляй себе свой остров тогда, когда захочешь. Помни, ты всегда можешь отправиться в свой райский уголок.

Медитация для детей «Достань звезду»

Ты знаком с выражением «Достать с неба звезду»? Что оно обозначает? (Если ребенку не знакомо значение выражения, то можно пояснить смысл: сделать что-то особенное, реализовать мечту, добиться успеха).
А теперь закрывай глаза и отправляйся в лес на поляну. Над тобой — темное-претемное небо, которое просто усыпано необыкновенными звездами. Их яркий свет притягивает тебя, кажется, что они совсем рядом.
Многие считаю, что когда звезда падает, то можно загадать желание. Оно непременно сбудется! А ее говорят, что звезду нельзя достать. Давай попробуем!
Отыщи взглядом самую привлекательную, самую яркую звездочку и загадай желание. Представь, что же тебе хочется больше всего?
Открой глаза, вдохни и задержи дыхание. Изо всех сил постарайся дотянуться до звезды. Тянись, тянись… Старайся, напряги руки, можешь встать на носочки. Еще чуть-чуть, почти-почти… Уффф, молодчина, достал свою звезду. Выдохни, расслабься.
Твое счастье в твоих руках. Можешь сохранить свою звезду в потайной коробочке. Радуйся, глядя на нее.
Ты отлично потрудился, теперь давай отдохнем. Вновь закроем глаза и представим, что твоя мечта сбылась.

Медитация для детей «Малыш».

Малыш который только-только родился очень беззащитен. Он не успел ни в чем провиниться. Его все любят просто за то, что он есть на этом белом свете.
Закрой глаза и представь себя крошкой. Ты лежишь в колясочке или детской кроватке. Рядом находится мамочка и другие родные тебе люди. Тебя нежно гладят, носят на ручках, ласково обнимают и прижимают к груди. Ты чувствуешь себя в безопасности и очень надежно.
Ты совсем еще ничего не можешь делать сам. Тебя пеленает мама, дает соску, укладывает спать. Тебе тепло и уютно. А вот принесли бутылочку, чтобы покормить. Потяни ручки с маме, улыбнись ей. Тебе хорошо, спокойно. Ты всем доверяешь, ведь все вокруг заботятся о тебе. Тебя все любят.
Запомни и сохрани эти ощущения.
Постепенно открывай глаза.

Желает приятных занятий!

Интересное

Здравствуйте, мои любимые читатели!

Уже много раз я получала письма с вопросами, касающимися медитации для детей. Полезно ли детям медитировать. Как медитация влияет на поведение и самочувствие ребенка? Не вредит ли медитация детской психике? Какие виды медитации рекомендуется предлагать детям. И многое другое.

Сегодня я готова ответить на ваши вопросы, основываясь на результатах исследований и своем личном опыте.

Результаты исследований о пользе медитации для детей

В исследовании, проведенном в пяти средних школах Бельгии, с участием около 400 студентов (13-20 лет), профессор Филип Раес пришел к выводу, что ученики, которые регулярно посещали уроки медитации осознанности, уже по истечению шести месяцев показали более низкий уровень подверженности депрессии, тревоге и стрессу.

Шонет Райхль и Лоулер провели исследование эффективности медитации осознанности для школьников, в рамках которого участники медитировали три раза в течении дня. В целом, наблюдалось значительное улучшение позитивного настроя и снижение уровня агрессии у детей.

34 подростка с диагнозом «трудности в обучении» участвовали в 5-недельной программе по медитации осознанности. В результате участники, которые завершили программу, показали значительное снижение тревожности, улучшение коммуникативных навыков и академической успеваемости.

Польза медитации для детей

В целом медитация для детей приносит такую же пользу для юных практикующих, как и для взрослых:

  • Оказывает положительное влияние на успеваемость;
  • Помогает детям дольше удерживать внимание в настоящем моменте;
  • Улучшает концентрацию внимания и память;
  • Способствует расслаблению, обретению внутреннего мира и спокойствия;
  • Развивает такие чувства, как счастье, радость, любовь, сострадание;
  • Снижает уровень тревожности, беспокойства, стресса;
  • Помогает избавиться от агрессии и гнева или снизить их уровень;
  • Способствует принятию себя и развитию самоконтроля;
  • Повышает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

О пользе медитации для взрослых вы можете прочитать .

Виды медитации, подходящие детям

Для детей разных возрастных групп подходят разные виды медитации. Это связано с особенностями возрастного развития ребенка. Я предлагаю вам попробовать следующие техники медитации, взятые мною из книги «Медитация для детей» автора Лама Тенчой. Полное содержание книги вы найдете по ссылке http://abhidharma.ru/A/Raznoe/0018.pdf .

Дети от 4 до 7 лет

Сеансы медитации для этой группы очень короткие. Не более 5-7 минут. В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие и обучение через получение непосредствен­ нового опыта. Аналитические медитации, включающие в себя логические умозаключения, им не подходят.

Осознанное дыхание

Примите удобную сидячую позу. Позвольте своему уму обратиться внутрь. Сфокусируйтесь на собственном дыхании. Дышите мягко и естественно.

Вы знаете, где находится ваш живот? Положите вашу руку на живот. Вот так. Учитель кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать. Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под рукой, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.

Сидите спокойно и расслабленно, с умом, обращенным глубоко внутрь себя, просто ощущая, как ваш живот увеличивается с каждым вдохом и уменьшается с каждым выдохом. Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.

А теперь откройте ваши глаза и немного потянитесь. Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Посидите спокойно еще немного, оглядитесь вокруг себя и при­ слушайтесь к звукам окружающего мира.

Пробуждение сердца

Начните с тихого и ровного дыхания. Вы чувствуете ритм вашего дыхания, ощущаете, как воздух входит внутрь и покидает ваше тело?

Представьте, что вокруг вас находятся члены вашей семьи, ваши друзья. Все они сейчас присутствуют здесь. Сделайте вдох и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Теперь представьте, что вас окружает все больше и больше людей и животных, от крупных до самых маленьких. Вдохните и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Все они становятся счастливы, улыбаются, ощущают прилив сил и спокойствие.

Почувствуйте, как ваше сердце становится большим и теплым, любящим и открытым.

Дети от 8 до 12 лет

В этом возрасте дети уже используют логическое мышление, однако их логика оперирует на предметном, ограниченном уровне.

Чистота ума

Представьте, что вы лежите на вершине горы и смотрите прямо в небо, на котором нет ни одного облака, небо чистое и ясное. Куда бы вы ни посмотрели, повсюду будет это чистое и ясное небо. Сконцентрируйтесь на этом огромном пустом пространстве.

Представьте, что это огромное ясное пространство неба проникает в вас и во все, что вас окружает. Ваше тело и все что, вас окружает, растворяется в этом пространстве пустоты. Нет ничего, кроме ясного, пустого пространства, подобного небу. Сохраняйте свой ум в спокойном и ясном состоянии. Почувствуйте, что ваш ум чист и сияет подобно чистому, открыты­ тому пространству. Ваш ум ясный и пустотный, как небо. Оставайтесь в этом ощущении так долго, как вы можете.

Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Сохраняя ощущение огромного пространства неба, почувствуйте свое тело как часть всего, что окружает вас. Вы спокойны и счастливы. В вашем уме ощущается ясность.

Осознанная ходьба

Для начала давайте постоим спокойно, без движения. Постарайтесь держать руки вместе, вот так. Соедините руки на уровне пупка. Закройте глаза. Расслабьте ваше тело, дышите спокойно. Вдыхайте и выдыхайте свободно и легко, позвольте вашему телу по-настоящему расслабиться и ощутить комфорт. С каждым выдохом почувствуйте, что вы становитесь свободнее и раскованнее.

Проверьте, как вы себя чувствуйте в настоящий момент. Если в вас присутствует ощущение, которое вам не нравится, по­звольте ему стать мягким и текучим и покинуть ваше тело. Как только это происходит, почувствуйте, как ваше тело тотчас рас­слабляется. Продолжая стоять без движения, ощутите, как ваши ступни каса­ются пола. Ощутите ваши пальцы на ногах, кожу подошв и другие части ва­ших ступней, соприкасающиеся с полом.

Начинаем медленно двигаться вместе, делая осторожные мягкие шаги. Поднимите сначала одну ногу и, двигаясь вперед, медленно и осторожно опустите ее. Затем поднимите другую ногу, и, двигаясь вперед, также медленно и осторожно опустите ее. Следите за тем, как с каждым движением меняются ощущения в ваших ступнях. Обратите внимание на изменение ощущений в разных частях ступни, по мере их соприкосновения с полом.

Если вы начинаете думать о чем-либо еще, просто замечайте, как появляются мысли, и по-прежнему возвращайтесь к своим ощущениям в ступнях. Просто наблюдайте за своими мыслями со стороны и позво­ляйте им уйти. Так мы будем медленно прогуливаться несколько минут, обращая внимание на ощущения в ступнях.

Дети от 13 до 15 лет

Дети этого возраста способны успешно оперировать более сложным языком и понятиями, и могут концентрироваться и сидеть спокойно в течение более продолжительного времени.

Медитация Света

Сядьте удобно и дышите естественно. Затем, когда ваш ум станет спокойным и ясным, представьте, что вы находитесь на берегу прекрасной реки, озера или океана, над которым светит яркое солнце. Солнечный свет, отражаясь в волнах, сверкает и разбегается мно­жеством ослепительных лучей.

Думайте о том, что этот свет - это все самое хорошее, наполнен­ное силой, именно там содержатся ответы на все вопросы, кото­рые вас волнуют. Свет окружает вас со всех сторон и накрывает, переполняя ваше тело великой радостью, проникая внутрь через самые крошечные части вашего тела. Ваше тело превращается в чистый белый свет. Сконцентрируйтесь на этом.

Думайте о том, что все ваши пробле­мы и трудности полностью растворяются в этом сияющем белом свете, до тех пор, пока последние из них не исчезнут, оставив одно лишь белое сияние. Ваше тело становится телом белого света. Все ваши мысли растворяются в свете вашего тела. Почувствуйте, как вещи по-настоящему меняются, что все ваши страдания полностью исчезают. Почувствуйте, как вам становится лучше.

Сохраняйте это ощущение силы так долго, как сможете.

Разделение на возрастные группы достаточно условно, если вы считаете, что ваш ребенок готов к выбранной вами медитации, попробуйте провести ее с ним. Если ваш ребенок с удовольствием будет ее выполнять, то вы можете в дальнейшем снова обращаться к данной технике.

Самое главное, по-моему мнению, это вызвать у вашего ребенка желание медитировать, чтобы медитация не воспринималась им, как нудная обязанность, а выполнялась с радостью и удовольствием.

Мой опыт проведения медитации для детей

Я веду йогу и медитацию для детей от 4 до 12 лет, основной возраст 6-9 лет. Как правило, я провожу медитацию с детьми в конце класса. Скорее это даже не медитация как таковая, а некоторое медитативное расслабление. Оно способствует физическому и ментальному расслаблению детей, позитивному настрою, развитию таких чувств, как радость и спокойствие.

Дети ложатся в шавасану, я прошу их закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании. При этом я не прекращаю монолога: «сделайте глубокий вдох, а затем медленно выдохните, дышите через нос, ровно и спокойно». Затем я прошу их расслабить части тела, называя их и давая некоторое время на расслабление.

Когда дети успокоились, расслабились, дышать ровно и спокойно, я предлагаю им представить, что они находятся на море, в лесу, на солнечной поляне, на цветочном поле, в своем самом любимом месте на земле или парят в облаках. Каждый раз это разное место, но всегда очень приятное, позитивное, безопасное.

Затем я спрашиваю, что они там видят, но призываю их не отвечать вслух, а только представлять и наблюдать. И помогаю им, перечисляя предметы, которые гипотетически могут быть в этом месте. Например, на море дети могут увидеть песок, пальмы, волны, корабль, дельфина, черепаху и т.д. Затем я спрашиваю, что они чувствуют, и снова перечисляю. Например, как теплый песок касается их стоп, ласковое солнышко согревает кожу, дует легкий ветерок и трепет волосы. Я стараюсь задействовать различные органы чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

На мой взгляд, медитация для детей в первую очередь должна научить их расслабляться, концентрироваться на своих чувствах и ощущениях, и создавать состояния спокойствия и радости.

Еще мы иногда поем мантру ОМ. Для этого мы садимся в круг в позе лотоса, закрываем глаза, иногда беремся за руки. И затем я предлагаю сделать глубокий вдох, а на выдохе пропеть ОМ. Это хорошо помогает развивать легкие и также немного успокаивает детей, если они сильно возбуждены и неуправляемы после какой-нибудь активной игры.

Я также отношу такой вид активности, как раскрашивание мандалы, к медитации. И иногда даю деткам такое задание буквально на 15 минут.

Выводы

На сегодняшний день появляется все больше информации о клинических исследованиях позитивного влияния медитации на психическое и физическое здоровье детей. Во многих школах США и Европы уже реализуются проекты внедрения йоги и медитации в методические программы. И уже получены хорошие результаты.

В целом, дети, которые регулярно практикуют йогу и медитацию в школе, способны лучше регулировать свои эмоции, справляться со стрессом, показывают лучшую успеваемость.

Узнать больше о йоге для детей вы можете, прочитав статьи моего бога: как организовать занятия йогой для детей , занятия йогой для детей разных возрастных групп , составляем план занятия йогой для детей , видеоуроки семейной йоги с Юлией Шелковиной.

С искренней симпатией, Олеся.