Математические журналы. Сибирский журнал индустриальной математики

Хрестоматия по философии. Под ред. Радугина А.А.

М.: Центр, 2001. - 416 с.

Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с “Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений как в историко-философском ключе, так и через фундаментальные философские проблемы.

Формат: doc / zip

Размер: 580Кб

/ Download файл

Содержание
Предисловие
тема 1 Философия: ее смысл и предназначение
1.1. Что такое философия и каков основной круг ее проблем 15
Пифагор 15
Аристотель 15
Н. Кузанский 17
М. Монтень 18
Р. Декарт 19
И. В. Гете 21
Ф. Шлегелъ23
В. С. Соловьев 24
Б. Рассел 27
X. Ортега-и-Гассет 27
1.2. Философия и наука 34
Л. Фейербах 34
А. И. Герцен 35
Н.А. Бердяев 37
Г. Башляр 41
М. Хайдеггер 43
тема 2 Философский плюрализм: истолкование философского творчества и многообразия философских учений, школ, течений и направлений
Ф. Шлегель 48
Г. В. Ф. Гегель 49
Л. Фейербах 54
А. И. Герцен 58
Ф. Энгельс 61
Н. А. Бердяев 62
Ж. Лакруа бЗ
тема 3 Античная философия
3.1. Раннегреческая натурфилософия 66
Фалес 66
Анаксимандр 66
Анаксимен 67
Гераклит Эфесский 67
Пифагор 67
Парменид68
Зенон 69
Анаксагор 69
Левкипп и Демокрит 70
3.2. Софисты: Протагор и Горгий 71
Протагор 71
Горгий 72
3.3. Платон и Аристотель - систематизаторы древнегреческой философии 72
Платон 7 2
Аристотель 79
3 4. Эллинистическая философия: эпикуреизм и стоицизм 82
Эпикур 82
Сенека 85
Марк Аврелий 86
тема 4 Средневековая христианская философия
4.1. Раннехристианская апологетика:
Афиногор, Ипполит, Ириней,
Климент Александрийский,
Тертуллиан 90
4.2. Основные принципы христианского мышления и мировоззрения. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика 96
Августин 96
Иоанн Скот Эриугена 101
Пьер Абеляр 101
Фома Аквинский 104
тема 5 Философия эпохи Возрождения
Н. Кузанский 106
Дж. Бруно 112
тема 6 Разработка метода научного исследования в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза
Ф. Бэкон 115
Р. Декарт 120
Б. Спиноза 124
тема 7 Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века
Ф.М. А. Вольтер 129
Ж.-Ж. Руссо 130
П. А. Гольбах 130
Д. Дидро 131
Ж.О. де Ламетри 132
К. А. Гельвеций 133
тема 8 Эволюция британского эмпиризма конца XVII - середины XVIII в.: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
Д. Локк135
Д. Беркли 136
Д. Юм 137
тема 9 Немецкая классическая философия
И. Кант 141
И. Г. Фихте 145
Ф.В. Шеллинг 147
Г. В. Ф. Гегель 152
Л. Фейербах 156
К. Маркс и Ф. Энгельс 161
тема 10 Русская философия XIX-XX веков
В. Г. Белинский 173
Н. Г. Чернышевский 175
Н. А. Добролюбов 176
К. С. Аксаков 180
А.С. Хомяков 183
В.С. Соловьев 185
Л. И. Шестов 189
С. Н. Булгаков 189
П. А. Флоренский 191
С. Н. Трубецкой 193
С. Л. Франк 194
Н.А. Бердяев 194
тема 11 Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира
11.1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира 200
11.2. Понятие материи. Диалектико-материалистическая картина мироздания 205
11.3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм
П. Тейяра де Шардена 222
тема 12 Природа человека и смысл его существования
12.1. Решение проблем специфики человеческого бытия в философской антропологии 229
Ф. Шлегелъ 229
Ф. Шеллинг 231
Л. Фейербах 232
Н. А. Бердяев 234
Ф. Ницше 235
М. Шелер 236
Э.Фромм 242
М.Хайдеггер247
12.2. Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность 24 9
К. Маркс и Ф. Энгельс 249
Н. А. Бердяев 255
12.3. Смысл и назначение человеческого бытия 259
М.Монтенъ259
Л. Фейербах 260
Л. Толстой 265
тема 13 Познание, его возможности и средства
13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии 268
И. Кант 268
Ф. Шеллинг 271
М.Хайдеггер275
13.2. Диалектико-материалистическая теория познания 276
13.3. Позитивистская и персоналистская концепции познания. Знание и вера 292
Б. Рассел 292
Э. Мунье ЗОО
Ж. Лакруа 300
тема 14 Проблемы научной рациональности в современной “философии науки”
14.1. Неокантианская интерпретация научного познания 302
П.Наторп302
Э. Кассирер 303
В.Виндельбанд305
Г. Риккерт 306
14.2. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме 307
О. Конт 307
Р. Карнап 308
Б. Рассел 310
М. Шлик 311
14.З. Концепция науки в критическом рационализме 311
К. Поппер ЗП
Т. Кун 313
И. Лакатос 315
П. К. Фейерабенд 316
тема 15 Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях
15.1. “Философия жизни” 318
А. Шопенгауэр 318
Ф. Ницше 320
В. Дильтей 324
Г.3иммель 325
А. Бергсон 326
15.2. Психоаналитическая философия 327
З. Фрейд 327
К. Г. Юнг 335
Э. Фромм 337
15.3. Экзистенциализм 340
Э.Мунъе340
С. Кьеркегор 342
Ж.-П. Сартр 344
А. Камю 346
М.Хайдеггер 347
К. Ясперс 353
тема 16 Общество и культура как предмет философского анализа
16.1. Философия истории 355
Г. Ф. В. Гегель 355
К. Маркс 355
Л.Н. Гумилев 358
А. Дж. Тойнби 358
К. Ясперс З61
16.2. Культура и цивилизация 363
О. Шпенглер З6З
П. А. Сорокин 365
Д. С. Лихачев 366
Н.А. Бердяев 366
Н.С. Трубецкой 367
16.3. Запад и Восток в диалоге культур 369
П. Я. Чаадаев 369
Н.Я. Данилевский 372
Н. А. Бердяев 374
тема 17 Глобальные проблемы человечества
К. Лоренц 376
А. Печчеи 379
А. Швейцер 384
Я. Ф. Федоров 387
К. Э. Циолковский 389
Перечень имен (Краткие сведения о философах, фрагменты из работ которых приведены в данной книге) 389

Московский государственный университет


тонких химических технологий
им. М.В. Ломоносова

Кафедра философии

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
Часть 1
классическая философия
(от Античности до Просвещения)

Москва – 2014

© МИТХТ
УДК-929

ББК-72.6


Рецензент: проф., д.полит.н Барис В.В.

Хрестоматия по философии. Ч. 1. (от Античности до Просвещения) . Учебное пособие. / Под ред. проф. д.филос.н. Ивановой А.А. – М: ИПЦ МИТХТ, 2014. – 195 С.
Авторы-составители:

проф., д.филос.н. Иванова А.А.

проф., д.филос.н. Ледников Е.Е.

доц., к.филос.н. Вольнякова О.А.

доц., к.филос.н. Арапова Э.А.

доц., к.филос.н. Арапов О.Г.

преп. Зубец Г.П.

доц., к.филос.н. Криволапова Ю.К.

доц., к.филос.н. Солодухин Д.В.

ст.преп. Степнов И.С.


Учебное пособие представляет собой сборник специально подобранных текстов из произведений философов Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения.

Хрестоматия составлена преподавателями кафедры философии МИТХТ им. М.В. Ломоносова и, в основном, предназначено для студентов, изучающих философию.

Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ им М.В. Ломоносова в качестве учебно-методического пособия

© МИТХТ им. М.В. Ломоносова

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 5

Милетская школа 5

ФАЛЕС (ок. 625-547 до н.э.) 5

АНАКСИМАНДР (ок. 610 – 546 до н.э.) 8

АНАКСИМЕН (585 – 524 до н.э.) 10

Элейская школа 12

КСЕНОФАН (ОК. 570 – ПОСЛЕ 478 ДО Н.Э.) 12

ПАРМЕНИД (540-470 до н.э.) 15

ЗЕНОН (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) 19

ГЕРАКЛИТ (VI-V вв. до н.э.) 23

ПИФАГОР (ок. 580 – 500 до н.э.) 25

АНАКСАГОР (ок. 500 – 428 до н.э.) 28

ДЕМОКРИТ
(род. ок. 470/460 до н.э. – ок. 370 до н.э.) 33

ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ 36

СОФИСТЫ 36

СОКРАТ (469-399 до н.э.) 37

ПЛАТОН (427-347 до н.э.) 44

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) 60

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА 68

ЭПИКУРЕИЗМ 68

ЭПИКУР (341-270 до н.э.) 68

ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (ок. 99-55 до н.э.) 74

СТОИЦИЗМ 79

СЕНЕКА (ок. 4-65 н.э.) 79

МАРК АВРЕЛИЙ (121-180) 87

СКЕПТИЦИЗМ 89

СЕКСТ-ЭМПИРИК (2-я пол. II в. – нач. III в.) 89

НЕОПЛАТОНИЗМ 93

ПЛОТИН (ок. 203-269 н.э.) 93

Философия Средних веков 97

Патристика 97

КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНТ ТЕРТУЛЛИАН (155 (65?) – 220 (40?)) 97

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 340-394) 99

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
(354-430) 102

Схоластика 106

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
(1034-1109) 106

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225-1274) 110

УИЛЬЯМ ОККАМ
(1280-1349) 115

Философия эпохи Возрождения 118

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
(1401-1464) 118

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
(1469-1527) 129

МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ МОНТЕНЬ
(1533-1592) 133

ДЖОРДАНО БРУНО
(1548-1600) 137

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
(1568-1639) 141

Философия Нового времени 145

ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626) 145

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) 149

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677) 154

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) 163

ТОМАС ГОББС (1588-1679) 168

ДЖОН ЛОКК (1632-1704) 173

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1665-1753) 181

ДАВИД ЮМ (1711-1776) 185

Французское Просвещение XVIII в. 187

ШАРЛЬ МОНТЕСКЬЕ (1689-1755) 187

ФРАНСУА МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР (1695-1778) 189

ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ЛАМЕТРИ (1709-1751) 194

ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778) 196

ДЕНИ ДИДРО (1713-1784) 202

КЛОД-АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715-1771) 205

ПОЛЬ-АНРИ ГОЛЬБАХ (1723-1789) 206

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Милетская школа

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: [В комментируемом пассаже «Физики» Аристотель устанавливает искусственную дихотомическую классификацию всех мыслимых учений о физических принципах или началах: начало (архе) либо одно, либо их много, и если одно – то либо движущееся, либо неподвижное , и если движущееся – то либо ко­нечное, либо бесконечное и т.д.]: Из тех, кто полагает одно движущееся начало (их [Аристотель] называет физиками в собственном смысле слова), одни считают его конечным, как, например , Фалес...

ОН ЖЕ. Комм. к «Физике» [Платон и пифагорейцы рассматривают беско­нечное как субстанцию, «а все физики всегда полагают субстратом бесконечного ка­кую-нибудь другую субстанцию из числа так называемых элементов, как-то: воду, воз­дух или среднее между ними»]: «Физиками» Аристотель имеет обыкновение называть тех, кто занимается физическим разделом философии, в особенности же тех из них, кто пользуется одним только материальным началом или преимущественно им. Указанные физики, приняв в качестве субстрата становящихся вещей материю и рас­сматривая ее бесконечность, очевидным образом полагали бесконечное уже не как субстанцию, а как акциденцию. Одни из них, приняв один какой-нибудь элемент, по­лагали его бесконечным по величине, как, например, Фалес – воду, Анаксимен и Дио­ген – воздух, Анаксимандр – среднее [между водой и воздухом]... (Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. – М.: Наука, 1989. С.110.)

ФАЛЕС (ок. 625-547 до н.э.)

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ. Гермипп в «Жизнеописаниях» приписывает Фалесу то, что некоторые рассказывают о Сократе: дескать, он не раз говаривал, что благодарен судьбе за три вещи: «Во-первых, за то, что родился я человеком, а не зверем; во-вторых, за то, что мужчиной, а не женщиной; в-третьих – что эллином, а не варваром». Рассказы­вают, что старуха служанка вывела его как-то из дому созерцать звезды, а он упал в яму, и в ответ на его громкие стенания старуха оказала: «Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?». Как астронома его знает и Тимон , который хвалит его в «Силлах» такими словами: ... И сколь мудр среди семи мудрецов Фалес в наблюдении звезд!

Фалес первым был назван мудрецом и первым сказал, что душа бессмертна, а также постиг затмения и равноденствия. Изречений его очень много, в том числе и пресловутое «Знай себя». (Фрагменты... С. 102-104.)

АРИСТОТЕЛЬ. Никомахова этика: Из сказанного ясно, что мудрость (софия) есть знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей. Поэтому Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрыми, но не умными, видя, что они игнорируют собственную выгоду, и говорят, что они знают нечто исключительное, изумительное, трудное и божественное, во бесполезное, ибо они ищут не человеческих благ.

ПЛУТАРХ. Солон: По всей вероятности , в те времена [во времена Солона] мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя «мудрецов» за свою политическую доблесть. (Фрагменты... С. 107.)

О начале

АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика: Большинство первых философов полагали начала, относящиеся к разряду материи, единственными началами всех вещей: из чего все сущие [вещи] состоят, из чего, как из первого, они возникают и во что, как в по­следнее, они уничтожаются... это они полагают элементом и это – началом сущих [вещей].

ТАМ ЖЕ. Однако количество и вид (эйдос) такого начала (архе) не все определяют одинаково. Так, Фалес, родоначальник такого рода философии, считает [материальное начало] водой (поэтому он и утверждал, что земля – на воде). Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех [существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а «то, из чего [все] возникает», – это, [по определению], и есть начало всех [вещей]. Вот почему он принял это воззрение, а также потому, что сперма всех [живых существ] имеет влажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу [существ] – вода.

Все из воды, говорит он , и в воду все разлагается. Заключает он [об этом], во-первых, из того, что начало (архе) всех жи­вотных – сперма, а она влажная; так и все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. По этой же причине и Гомер высказы­вает о воде такое суждение: «Океан, который всем прародитель».

ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей: Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной – вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [~ замерзания], а также испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетря­сения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: «То, у чего нет ни начала , ни конца». (Фрагменты... С. 109.)

Теология

Мнения философов, (Стобей): [«Что есть бог?»] Фалес полагает, что бог – это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение.

АПОНИЙ. Толкование на «Песнь песней»: Фалес в своем учении объявил воду началом всех вещей и источником, из которого все сотворено Незримым и Великим; причина же движения, по его утверждению, дух (пневма), гнездящейся в воде. А также благодаря проницательному уму он первым открыл геометрическое искусство, через которое догадался о едином Творце всех вещей.

ПЛУТАРХ. Пир семи мудрецов: «Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела» и т.д. (Фрагменты... С.114-115.)

О душе

АРИСТОТЕЛЬ. О душе: Некоторые говорят , что душа размешана во Вселенной. Вероятно, исходя из этого воззрения, Фалес полагал что все полно богов.

Мнения философов: Фалес первым объявил душу вечно движущейся или самодвижущейся субстанцией. (Там же. 114.)

Космология

СИМПЛИКИЙ. [Аристотель] излагает [мнение] Фалеса Милетского, полагающего, что Земля плавает как дерево на воде или какое-нибудь другое [вещество], которому по природе свойственно держаться на плаву в воде. (Фрагменты... С.111.)

ЦИЦЕРОН. В те времена это была новая и неизвестная теория – о том, что затмения Солнца происходят вследствие покрытия его Луной. Говорят, что впервые это понял Фалес Милетский. (Фрагменты... С. 112.)

Геометрия

ПРОКЛ. Комм. к Евклиду: То, что круг делится диаметром пополам, говорят впервые доказал знаменитый Фалес.

Древнему Фалесу мы обязаны открытием многих теорем, в том числе и следующей теоремы. Как сообщают, он первым установил и сказал [=сформулировал], что-де во всяком равнобедренном треугольнике углы при основании равны, причем равные углы он на архаический манер назвал «подобными».

Таким образом, эта теорема доказывает, что при пересечении двух прямых вертикальные углы равны. Как говорит Евдем, она была впервые открыта Фалесом. (Фрагменты... С. 113.)

Фалесу приписывают следующие изречения:

Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего – мир, ибо он сотворение бога.

Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все.

Быстрее всего – ум, ибо он обегает все.

Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем.

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

Его спросили, что на свете трудно? – «Познать себя».

Что легко? – «Советовать другому».

Что приятнее всего? – «Удача».

Что божественно? – «То, что не имеет ни начала , ни конца».

Что он видел небывалого? – «Тирана в старости».

Когда легче всего сносить несчастье? – «Когда видишь, что врагам еще хуже».

Какая жизнь самая лучшая? – «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».

Кто счастлив? – «Тот, кто здоров телом, восприимчив ду­шою и податлив на воспитание»

(Диоген Лаэртий. О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов. – М., 1979. С.74.)

АНАКСИМАНДР (ок. 610 – 546 до н.э.)

Свидетельства о жизни и учении.

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ. Анаксимандр, сын Праксиада , Милетец. Он утверждал, что начало и элемент – бесконечное (апейрон), не определяя [это беско­нечное] как «воздух», «воду» или какой-нибудь другой определенный [элемент]; что части изменяются, а Целое [=универсум] неизменно; что Земля покоится посредине [космоса], занимая центральное местоположение {в силу шарообразности, а также что Луна сияет ложным светом и освещается Солнцем, а Солнце [по величине] не меньше Земли и есть чистейший огонь}. (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. С. 103.)

ГЕРМИЙ. Осмеяние языческих философов: Согражданин его [Фалеса] Анаксимандр говорит, что вечное движение – начало, обладающее старшинством над влагой и что от него одно рождается, другое уничтожается.

ЦИЦЕРОН. Учения Академиков: Источником, из которого вое рождается , он [Анаксимандр] объявил бесконечность природы. (Фрагменты... С. 119.)

О начале

ИРИНЕЙ. Против ересей: Анаксимандр принял на начало неизмеримое, семенообразно содержащее в себе самом рождение всех вещей; из него, как он утверждает, состоят неисчислимые миры.

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Из полагаю­щих одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное (апейрон), первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры], и находящиеся в них космосы. «А из каких [начал] вещам рожденье... назначенный срок времени», как он сам говорит об этом довольно поэтическими словами. Ясно, что, подметив взаимопревращение четырех элементов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за суб­страт [остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отличное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [=качественным превращением] первоэлемента, но выделением противоположностей вследствие вечного движения. (Фрагменты... С. 117.)

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Из полагающих одно движущееся начало Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, принял за начало некую бесконечную природу (физис апейрон), отличную от четырех элементов, вечное движение которой он считал причиной рождения небосводов [=миров]. (Фрагменты... С. 118.)

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Одни из них [первых философов] считали сущее единым и невозникшим, другие – многим, но говорили, что [многое] содержится-в-наличии и «выделяется», тем самым упраздняя возникнове­ние, подобно Анаксимандру и Анаксагору.

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «О небе»: Анаксимандр, согражданин и ученик Фалеса... первым признал [первоэлемент] бесконечным, чтобы можно было восполь­зоваться его изобилием для [объяснения] возникновении. Как считают, он принимал бесконечные [по числу] космосы и каждый из космосов, до его мнению, [возникает] на такого бесконечного элемента.

Мнения философов: Анаксимандр утверждал, что бесконечные небосводы [миры] суть боги.

ЦИЦЕРОН. О природе богов: По мнению Анаксимандра, боги рождены: они возникают и погибают через долгие промежутки времени и при этом суть бесчисленные миры. (Фрагменты... С. 123-124.)

Космогония

ПСЕВДО-ПЛУТАРХ. Строматы: После него [Фалеса] Анаксимандр, товарищ Фалеса, сказал, что абсолютная причина возникновения и уничтожения Все­ленной–бесконечное, из которого, по его словам , выделились небосводы и вообще все бесконечные космосы. Он утверждал, что совершается гибель [миров-небосводов], а намного раньше – [их] рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется-по-круту все одно и то же. Он говорит, что Земля по форме цилиндрообразна, высота же ее составляет треть ширины. Он говорит, что при возникновении этого космоса из вечного [?] выделилось нечто чреватое горячим и холодным, а затем сфера пламени обросла вокруг окружающего Землю аэра [холодного тумана] словно кора вокруг дерева. Когда же она оторвалась и была заключена внутрь неких кругов, возникли Солнце, Луна и звезды. Еще он говорит, что вначале человек родился от животных другого вида, основываясь на том, что остальные животные скоро начи­нают кормиться самостоятельно и лишь один человек нуждается в долговременном вынянчивании, поэтому он и вначале ни за что бы не выжил, будучи таким [беспомощным]. (Фрагменты... С. 118.)

О происхождении людей

ЦЕНЗОРИН. О дне рождения: По мнению Анаксимандра Милетского, из на­гретой воды о землей возникли то ли рыбы, то ли чрезвычайно похожие на рыб животные; в них сложились люди, причем [человеческие] детеныши удерживались внутри [утробы рыбоподобных существ] вплоть до [достижения] зрелости: лишь тогда те лопнули, и мужчины и женщины, уже способные прокормить себя, вышли наружу. (Фрагменты... С. 118.)

Фрагменты

«А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые в гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [=ущерба] в назначенный срок времени».

Все, что возникает из каких-либо [элементов], в них же и разлагается при уничтожении, как если бы природа взыскивала под конец те долги, которые она ссудила в начале. (Фрагменты... С. 127.)

АНАКСИМЕН (585 – 524 до н.э.)

Свидетельства о жизни и учении

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ. Анаксимен, сын Эвристрата , Милетец, был слуша­телем Анаксимандра (некоторые говорят, что он слушал и Парменида). Он считал началом воздух и бесконечное (апейрон). Светила, по его мнению, движутся не под Землей, но вокруг Земли. (Диоген Лаэртский... С. 104.)

О начале

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Анаксимен, сын Эвристрата, милетец, который был учеником Анаксимандра, так же, как и он, полагает, что субстратная естественная субстанция одна и бесконечна, но в отличие от него [считает ее] не неопределенной, а [конкретно-] определенной, полагая ее воздухом. Сущностные различия он свел к разреженности и плот­ности. Разрежаясь, [воздух] становится огнем, сгущаясь – ветром, потом облаком, [сгустившись] еще больше – водой, потом землей , потом камнями, а из них – все остальное. Движение он, так же [как и Анаксимандр], полагает вечным и считает его причиной изменения. (Фрагменты... С.129.)

ЦИЦЕРОН. О природе богов: Затем Анаксимен полагал, что воздух – бог, что он рождается, неизмерим и бесконечен и всегда в движении.

АВГУСТИН. О Граде Божием: Сей [Анаксимандр] оставил в качестве ученика и преемника Анаксимена, который все причины вещей видел в бесконечном воздухе, но и богов не отрицал и не замалчивал; только он полагал, что не ими сотворен воздух, но сами они возникли из воздуха. (Фрагменты... С.131.)

ПСЕВДО-ПЛУТАРХ. Строматы: Сообщают, что Анаксимен полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разреже­ния воздуха. Что касается движения , то оно существует испокон веку. Он го­ворит, что в процессе «валяния» [из] воздуха первой возникла Земля, весьма плоеная, а потому вполне естественно, что она плавает по воздуху. И Солнце, и Луна, и прочие звезды берут начало и происходят из Земли. Так, он утверждает, что Солнце – это Земля, но только от стремительного движения она еще и преизрядно нагрелась. (Фрагменты... С. 130.)

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Один космос, и причем возникший и уничтожимый, полагают те, кто говорят, что космос есть всегда, но не всегда один и тот же, а через определенные периоды времени стано­вящийся то таким, то другим , как [полагали] Анаксимен, Гераклит, Диоген и впослед­ствии стоики. (Фрагменты... С. 131.)

Мнения философов (Стобей) («О субстанции звезд, блуждающих и неподвижных»): Анаксимен: звезды огненной природы, но включают также и некоторое число земляных тел, которые круговращаются вместе с ними, [оставаясь] невидимыми.

Мнения философов. («О движении звезд»): По мнению Анаксимена, звезды вращаются не под Землей, а вокруг нее.

Мнения философов. (Стобей) («О субстанции Солнца»): Анаксимен утверждал, что Солнце – из огня.

Там же. («О форме Солнца»): Анаксимен: Солнце плоское, как лист.

Там же. («О солнцеворотах»): Анаксимен: светила совершают повороты, отбрасываемые вспять сжатым и сопротивляющимся воздухом.

Мнения философов. (Стобей) («О субстанции Луны»): Анаксимен: Луна – из огня.

Мнения философов. (Псевдо-Плутарх) («О форме Земли»): Анаксимен: [Земля] столообразна. (Фрагменты... С 132–133.)

О человеке и душе

ГАЛЕН. Комм. к «О природе человека» Гиппократа: Ибо я вовсе не считаю ни того, что человек – воздух, как [полагает] Анаксимен...

ФИЛОПОН. Комм. к «О душе» Аристотеля: Другие [полагают душу] воздушной , как, например, Анаксимен и кое-кто из стоиков.

Мнения философов. (Стобей): Анаксимен, Анаксагор, Архелай, Диоген: [душа] воздухообразна.

Мнения философов. («О началах»): Анаксимен, сын Эвристрата, милетец, утверждал, что начало сущих – воздух, ибо из него вое рождается и в него вновь разлагается. «Как душа наша, – говорит он, – сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» («воздух» и «дыхание» [здесь] употребляются синонимически). (Фрагменты... С. 134.)