Лицензия на международные перевозки. Что необходимо для получения лицензии на международные грузоперевозки

Внимание, некоторые лицензии на грузоперевозку отменены. См. ниже

Юристы компании «ДжиАр ЭлЭс» помогают получить лицензию на грузоперевозки для осуществления внутригородской, междугородной и международной перевозки грузов. Вы можете заказать у нас получение лицензии на перевозку грузов «под ключ». При оформлении разрешения на осуществление грузоперевозок мы полностью берём на себя прохождение всех этапов подготовки документов, которые будут нужны для получения разрешения, и защиту Ваших интересов при рассмотрении заявления на получение лицензии на грузоперевозки автотранспортом.

Хозяйственная деятельность, с помощью которой организуются грузовые перевозки, называется транспортно-экспедиционной деятельностью. Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляет функции, контролирующие грузовые перевозки, включая отправку и получение груза, а также другие операции относящиеся к транспортной экспедиции.

Существует несколько видов лицензий на перевозку грузов:

  • Лицензия для коммерческих перевозок грузов на территории Российской Федерации;
  • Международная лицензия для осуществления перевозок грузов за пределы страны;
  • Ограниченная лицензия для перевозок собственных грузов на некоммерческой основе.

Условно говоря мы выполняем получение следующих видов лицензий на перевозку грузов:

1. Лицензия на перевозку опасных грузов (отменена ); Вместо нее требуется специальное разрешение на перевозку опасных грузов ;

3. Лицензия (отменена ); Вместо нее требуется допуск на международную перевозку грузов ;

4. Лицензия на перевозку грузов автомобильным транспортом (отменена );

5. Лицензия на грузоперевозку ЖД транспортом;

6. Лицензия на перевозку груза воздушным транспортом;

7. Лицензия на грузоперевозку водным транспортом;

8. Лицензия на транспортировку опасных отходов (отменена ); - взамен нее Лицензия ТБО (Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности)

Срочное получение лицензии на перевозку грузов

Профессиональные юристы компании «ДжиАр ЭлЭс» помогут Вам срочно получить лицензию на грузоперевозки, как по России, так и на международную транспортировку грузов. Наши специалисты наработали значительный опыт в оформлении разрешений на перевозку грузов, а налаженные контакты способствуют быстрому получению лицензий в лицензирующих органах на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Процесс получения лицензии на перевозку груза утверждён Законом. Органом, выдающим лицензии на грузоперевозки автомобильным транспортом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Когда лицензия на перевозку грузов не нужна

Пассажирские перевозки – это перевозки людей автобусом или легковым автомобилем.

Подобной деятельностью могут заниматься только лица (физические и юридические), которые имеют лицензию на данный вид транспорта.

Лицензирование – это одна из главных мер по повышению безопасности коммерческих пассажирских перевозок.

Кто должен иметь лицензию

Все юридические и физические лица, управляющие транспортными средствами (автобусы) категории M2 и M3 (имеют помимо места водителя еще 8 мест для сиденья), масса которых не превышает 5 тонн.

При оформлении лицензии нужно обязательно указать вид работы (услуги): коммерческие перевозки или для собственных нужд. Если указан только один пункт, то лицензиат не имеет права заниматься вторым видом деятельности.

Сроки получения лицензии

Документы рассматриваются в течение 45 рабочих дней .

Госпошлина

Госпошлина оплачивается единожды, а не за каждый автобус.

Какие документы необходимы

  1. Заявление на получение лицензии , которое должно быть заполнено по определенной форме. Обязательно указывается тип перевозок.
  2. Копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения
  3. Медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами.
  4. Документы на ТС: свидетельство о регистрации (ПТС не нужно ); документы подтверждающие владение транспортом.

Нотариальное подтверждение не обязательно , но все копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом с указанием даты, подписи и расшифровки подписи.

Срок действия лицензии

Лицензия предоставляется бессрочно, но может быть аннулирована по ряду причин:

  1. Прекращение деятельности самостоятельно
  2. Закрытие ИП
  3. Решение суда.

Административная ответственность и штрафы

Перевозка пассажиров без лицензии регламентирует Статья 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» и Статья 19.10. КоАП РФ «Осуществление деятельности, , без специального разрешения (лицензии)».

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц – 50 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей;
  • на юридических лиц – 400 000 рублей.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли , без лицензии влечет предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на ЮЛ — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Центральный федеральный округ

  • Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Центральное МУГАДН)
  • Юго-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Восточное МУГАДН ЦФО) (г. Воронеж)
  • Юго-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (г. Брянск)
  • Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Восточное МУГАДН) (г. Рязань)
  • Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа (Западное МУГАДН) (г. Смоленск)

Северо-Западный федеральный округ

  • Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Северо-Западное МУГАДН) (г. Санкт-Петербург)
  • Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Северное МУГАДН) (г.Архангельск)
  • Северо-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Северо-Восточное МУГАДН) (г.Великий Новгород)

Южный федеральный округ

  • Южное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Южное МУГАДН) (г.Ростов-на-Дону)
  • Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) (г. Краснодар)
  • Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Волжское МУГАДН) (г. Астрахань)
  • Крымское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Крымское МУГАДН Ространснадзора) (г. Симферополь)

Приволжский федеральный округ

  • Приволжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Приволжское МУГАДН) (г. Нижний Новгород)
  • Западно-Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Западно-Уральское МУГАДН) (г.Уфа)
  • Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Средне-Волжское МУГАДН)
  • Нижне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта(Нижне-Волжское МУГАДН)

Уральский федеральный округ

  • Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Уральское МУГАДН)
  • Северо-Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Северо-Уральское МУГАДН) (г. Тюмень)

Сибирский федеральный округ

  • Западно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Новосибирск)
  • Байкальское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (Байкальское МУГАДН) (г. Улан-Удэ)
  • Южно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (Южно-Сибирское МУГАДН) (г. Барнаул)
  • Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Сибирское МУГАДН)

Дальневосточный федеральный округ

  • Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) (г. Хабаровск)
  • Восточно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Восточно-Сибирское МУГАДН)

Северо-Кавказский федеральный округ

  • Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СКФО) (г. Нальчик)

Центральный федеральный округ

  • Центральное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Центральное УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) (г. Москва)

Северо-Западный федеральный округ

  • Северо-Западное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Северо-Западное УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)

Южный федеральный округ

  • Южное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Южное УГЖДН Ространснадзора) (г. Ростов-на-Дону)

Приволжский федеральный округ

  • Приволжское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Приволжское УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) (г. Нижний Новгород)

Уральский федеральный округ

  • Уральское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Уральское УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) (г. Екатеринбург)

Сибирский федеральный округ

  • Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Сибирское УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) (г. Новосибирск)

Дальневосточный федеральный округ

  • Дальневосточное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Дальневосточное УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) (г. Хабаровск)

Северо-Кавказский федеральный округ

  • Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СКФО) (г. Нальчик)

Центральный федеральный округ

  • Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора) (г. Люберцы)

Северо-Западный федеральный округ

  • Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) (г. Санкт-Петербург)

Южный федеральный округ

  • Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора) (г. Ростов-на-Дону)

Приволжский федеральный округ

  • Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) (г. Самара)

Уральский федеральный округ

  • Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ УФО Ространснадзора) (г. Екатеринбург)

Сибирский федеральный округ

  • Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) (г. Новосибирск)

Дальневосточный федеральный округ

  • Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) (г. Хабаровск)

Северо-Кавказский федеральный округ

  • Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СКФО) (г. Нальчик)

Допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок

В целях обеспечения методами нетарифного регулирования проведения единой государственной внешнеторговой политики в сфере осуществления международных автомобильных перевозок, защиты экономических интересов РФ, создания условий для эффективной интеграции российских перевозчиков в мировой рынок транспортных услуг и определения порядка допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок разработано «Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» , утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 №730.

К международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно - правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров.

Под некоммерческими перевозками понимаются перевозки российскими перевозчиками своих грузов за собственный счет для производственных нужд или своих работников (на автобусах вместимостью более 9 человек, включая водителя) на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок производит Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальные органы. В Тверской области допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок осуществляет УГАДН по Тверской области.

Условиями допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам являются:

Наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;

Соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;

Устойчивое финансовое положение российского перевозчика (наличие в собственности имущества стоимостью не менее 300 тыс. рублей при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и не менее 170 тыс. рублей в расчете на каждое дополнительное транспортное средство);

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Решение о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам принимается уполномоченным органом в течение 30 дней с даты получения заявления.

В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска , а такжекарточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки.

Для получения допуска к международным автомобильным перевозкам российский перевозчик представляет в уполномоченный орган по месту регистрации следующие документы:

1. Заявление, в котором указываются:

Для юридического лица - наименование и местонахождение заявителя, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц;

Для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Сведения о транспортных средствах (тип, марка и модель транспортного средства, государственный регистрационный знак автомобиля, прицепа и полуприцепа, дата изготовления транспортного средства);

Сведения об ответственных специалистах (фамилия, имя и отчество, занимаемая должность);

Срок, на который оформляется допуск;

2. Копии следующих документов:

Документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию транспортных средств и их государственную регистрацию;

Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

Документы, подтверждающие профессиональную компетентность ответственного специалиста.

Удостоверение выдается:

На 1 год - российским перевозчикам, впервые подавшим заявление;

На 5 лет (если в заявлении не указан меньший срок) - российским перевозчикам, подавшим заявление о выдаче нового удостоверения по окончании срока действия ранее выданного удостоверения.

Срок действия удостоверения, выданного на 5 лет, может быть продлен по заявлению его владельца, но не более 2 раз. Срок действия удостоверения, выданного на 1 год, не продлевается. Продление срока действия удостоверения осуществляется в течение 30 дней с даты получения соответствующего заявления российского перевозчика.

При увеличении парка транспортных средств владелец удостоверения может получить в органе транспортного контроля и надзора карточку допуска на каждое вновь приобретенное транспортное средство.

Для получения карточки допуска российский перевозчик представляет в орган транспортного контроля и надзора по месту регистрации следующие документы:

Заявление о выдаче карточки допуска с указанием номера удостоверения;

Документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию вновь приобретенных транспортных средств и их государственную регистрацию;

Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на каждое предполагаемое к использованию вновь приобретенное транспортное средство.

Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого иностранного государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год).

Рассмотрение заявления о допуске к международным автомобильным перевозкам, выдача, продление и переоформление удостоверения и карточек допуска осуществляются безвозмездно .

В случае если ответственный специалист прекратил выполнение своих функций, владелец удостоверения имеет право продолжить осуществление международных автомобильных перевозок при условии, что в течение 30 дней в уполномоченный орган будут направлены документы на другого ответственного специалиста, который имеет необходимую квалификацию и на которого возлагается ответственность за выполнение этих функций.

В выдаче или в продлении срока действия удостоверения может быть отказано в случае:

Наличия в документах, представленных российским перевозчиком, недостоверной или искаженной информации;

Несоответствия российского перевозчика условиям допуска к международным автомобильным перевозкам;

Аннулирования удостоверения, с момента которого прошло менее 1 года.

Владелец удостоверения обязан:

Соблюдать законодательство РФ, требования международных договоров РФ и Положения;

Обеспечивать наличие у водителя транспортного средства карточки допуска при осуществлении международных автомобильных перевозок;

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или местонахождения либо изменения имени или местожительства индивидуального предпринимателя не позднее 15 дней подать заявление о переоформлении удостоверения и карточек допуска с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. До переоформления указанных документов международные автомобильные перевозки могут осуществляться на основании ранее выданных документов, на которых органом транспортного контроля и надзора проставляется отметка о принятии заявления об их переоформлении;

В случае приостановления действия удостоверения или его аннулирования возвратить удостоверение и карточки допуска в уполномоченный орган.

Передача удостоверения другому российскому перевозчику, а также карточек допуска для использования транспортного средства, не принадлежащего владельцу указанного удостоверения либо переданного им во владение другому лицу, запрещается .

УГАДН по Тверской области в пределах своих полномочий осуществляет государственный контроль за соблюдением владельцами удостоверений требований законодательства РФ, международных договоров РФ и Положения. Управление при выявлении нарушений владельцем удостоверения требований законодательства РФ, международных договоров РФ и Положения вправе:

Выносить предупреждения;

Приостанавливать действие удостоверения на срок не более 6 месяцев;

Аннулировать удостоверение.

Владелец удостоверения обязан уведомить в письменной форме уполномоченный орган об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия удостоверения. После получения соответствующего уведомления уполномоченный орган при необходимости осуществляет проверку устранения владельцем удостоверения нарушений, повлекших за собой приостановление действия удостоверения, принимает решение о возобновлении его действия и возврате удостоверения и карточек допуска и сообщает об этом в письменной форме владельцу удостоверения в течение 7 дней.

Срок действия удостоверения на время его приостановления не продлевается.

В случае если в установленный срок владелец удостоверения не устранил выявленные нарушения, удостоверение аннулируется.

Решение о вынесении предупреждения, приостановлении действия или об аннулировании удостоверения может быть принято также на основании информации таможенных органов РФ или компетентного органа иностранного государства соответственно о нарушении владельцем удостоверения таможенных правил или налогового законодательства РФ либо порядка выполнения международных автомобильных перевозок на территории иностранного государства.

Подача заявлений о выдаче допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок, продлении срока действия удостоверения и карточек допуска на транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки, переоформлении удостоверения, и прилагаемых к ним документов, а также уведомления об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия удостоверения, осуществляется заявителем в письменной форме, в том числе посредством почтового отправления, либо в электронной форме с использованием электронной подписи в порядке, установленном Правительством РФ, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

О ходе рассмотрения указанных заявлений и уведомления заявитель получает информацию в письменной форме, в том числе посредством почтового отправления, а в случае подачи таких документов в электронной форме - с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Выдача удостоверения и (или) карточек допуска осуществляется при личном обращении заявителя в орган транспортного контроля и надзора по месту его регистрации, а в случае подачи заявления в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» - также с представлением копий документов, направленных в электронном виде.

Удостоверение и карточки допуска теряют юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Решения и действия органа транспортного контроля и надзора могут быть обжалованы в Министерство транспорта РФ или в суд.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международное лицензирование

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях торговля изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами, моделями и товарными знаками на внешнем рынке имеет огромное значение для экономического развития любого государства.

Международное лицензирование является основной формой научно-технического обмена между странами.

Развитию экспорта технологии на основе лицензионных соглашений способствует и строительство за рубежом комплексных предприятий. Одной из причин быстрого развития лицензионной торговли является существенное повышение ее доходности. Расширилась практика продажи лицензий на побочные технологические процессы и на отдельные изобретения при сохранении монополии на технологию изготовления готового продукта. В результате бурного роста международной торговли лицензиями и патентами и нелицензионными "ноу-хау" сформировался специфический рынок со своими особенностями и закономерностями.

Международная торговля лицензиями и "ноу-хау" стала важной составной частью современной мировой торговли, фактором ускорения международного товарооборота.

Объект исследования - Международная торговля лицензиями.

Цель контрольной работы рассмотреть международное лицензирование и его специфику в России.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть характеристику международных лицензий.

2. Рассмотреть международное лицензирование в России.

3. Рассмотреть развитие франчайзинга в России.

Характ еристика международных лицензий

"Лицензия" - разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются: запатентованные изобретения; промышленные образцы; товарные знаки, ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной. экспорт франчайзинг лицензия

Лицензирование - это контрактная форма деловых взаимоотношений между лицензиаром, который разрешает использовать принадлежащий ему патент, торговую марку, авторское право или какую-либо другую форму интеллектуальной собственности за компенсацию, и лицензиатом.

Несмотря на то, что лицензионные соглашения, как правило, имеют свои специфические особенности в каждом конкретном случае, существует устоявшаяся и широко применяемая в международной торговле классификация видов лицензий.

1. Простая лицензия.

При продаже простой лицензии лицензиар предоставляет разрешение лицензиату использовать в течение определенного срока права на объект лицензии, внося на счет лицензиара оговоренные платежи. При этом продавец простой лицензии оставляет за собой право использовать непосредственно объект лицензии самостоятельно и продавать схожие лицензии третьим лицам. Продажа подобного вида лицензий характерна в сфере массового производства. В таком случае, продукция, выпускаемая по лицензии под одной торговой маркой на разных предприятиях, нередко находящихся в одном регионе, пользуется таким спросом, что не возникает столкновения интересов между лицензиатами.

2. Исключительная лицензия.

Продажа исключительных лицензий является наиболее распространенной формой лицензирования в международной торговле. При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право использовать объект лицензии в течение сроков и в рамках территории, оговоренных в договоре.

Популярность этого вида лицензии основана на том, что лицензиат не рискует столкнуться с другим лицензиатом, оперирующем в том или ином регионе, что избавляет его от нежелательной конкуренции. Лицензиар, в свою очередь, не теряет возможности продавать лицензии и использовать интеллектуальную собственность в других регионах.

Территория, на которой действует исключительная лицензия, может сильно различаться, в зависимости от условий соглашения. Это может быть город, штат, страна и даже континент.

3. Полная лицензия

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается прав на самостоятельное использование объекта лицензии и на продажу лицензии третьим лицам на срок, предусмотренный в соглашении. Продажа такого вида лицензий практикуется небольшими фирмами.

Не смотря на многочисленные преимущества международного лицензирования, оно вне сомнения связано с определенным риском, как для лицензиара, так и для лицензиата. Основной риск для продавца лицензии заключается в том, что партнер, с которым было заключено соглашение, может не выполнить свои обязанности или будет выполнять их плохо. В связи с этим, фирма, которая продает лицензию, проводит ряд исследований. Потенциальные рынки тщательно изучаются с точки зрения их объемов, оцениваются преимущества и недостатки лицензирования в данных условиях, составляется реестр действующих фирм, оценивается их доля на рынках и т. д. Компания не сможет заключить выгодное лицензионное соглашение без соответствующих исследований, проведенных надежной организацией или непосредственно сотрудниками фирмы. Во многих случаях, лицензиар предварительно проводит консультации с юристами, специализирующимися в области интеллектуальной собственности и другими фирмами или лицами, знатоками в этой области. Многие и многие факторы учитываются при выборе лицензиата.

Если раньше непосредственно продажа лицензии являлась основной целью разработчика продукта или технологии, где роли были четко разграничены: лицензиар занимается разработкой идеи или прототипа продукции, а лицензиат организовывает коммерческое производство и продвижение товара, то сейчас подход к этой проблеме изменился. "В современном мире фирмы рассматривают лицензионное соглашение не как завершение транзакции, а как начало новых отношений". Такой подход позволяет фирмам использовать лицензиата в качестве дополнительного ресурса. Лицензиар все чаще стремиться позиционировать себя как члена команды лицензиата, поэтому выбор партнера очень важен.

В последнее время, лицензиар старается предоставить условия лицензиату, при которых он сможет внести определенные улучшения в продукт. Наряду с этим, продавец лицензии впоследствии направляет усилия на разработку таких идеи и продуктов, которые будут соответствовать требованиям клиентов лицензиата. То есть, современные фирмы стремятся сделать лицензиата зависимым от их услуг, не ущемляя ни в коем случае его прав. Лицензиар, работающий в сегодняшних условиях, пытается вместе с продажей лицензии осуществить поддержку лицензиата, так как осознает то, что заключение лицензионного соглашения не конец, а начало совместной деятельности.

Международное лицензирование в России

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются: доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП; расходы на НИОКР на душу населения; доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета; численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны); количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции; доля данной страны на мировом рынке высоких технологий. Однако по многим показателям Россия отстает от мировых лидеров.

В России инвестиции увеличились с 9 (2006 г.) до 20 млрд. долларов (2014 г.). Однако развивающиеся страны показывают еще большие цифры. Например, валовые внутренние издержки Китая на НИОКР (в 2009-2014 гг.) в реальном выражении ежегодно росли примерно на 19% и достигли 86,8 млрд. долларов (2014 г.). Еще большего добилась Индия - 23,7 млрд. долларов (2012).

Многие страны - члены ОЭСР (куда входит 30 экономически развитых держав мира) увеличили государственные расходы на НИОКР. Этому не помешало даже происходившее в некоторых из них общее сокращение финансирования из национального бюджета. Тем самым эти страны выразили политическую поддержку поощрению инвестиций в научные исследования и инновации. К тому же многие члены ОЭСР (как и некоторые не входящие туда государства) в последние годы приняли национальные программы, нацеленные на развитие и продвижение своей науки и передовых технологий.

В России же доля расходов на НИОКР в 2014-м составила 1,08% в сравнении с 1,28% тремя годами ранее. И по-прежнему подпитывает сектор в основном госказна (примерно 70%). С человеческими ресурсами обстоит гораздо лучше. Сфера науки и технологий в России по абсолютному количеству занятых в ней занимает четвертое место в мире (после США, Китая и Японии). И даже если взглянуть на это в относительном разрезе - на 1000 человек населения, показатель окажется выше, чем во многих развитых странах. А по доле граждан с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет России до сих пор нет равных в мире (55% населения).

По-прежнему хорошо выглядит и соотношение диссертаций, защищаемых по техническим направлениям, с общим числом новоиспеченных обладателей ученых степеней. Но вот практические результаты смотрятся скромнее. Например, за 10 лет (с 2004 по 2014) мировая доля публикаций научных статей специалистов из России упала с 3,3 до 2%. Национальный вклад в глобальное число триадических семейств патентов (т.е. зарегистрированных для защиты одного и того же изобретения сразу в США, Японии и ЕС) составил 0,1%.

Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке в 2014 г. составил 2,3 трлн. долл. Из этого объема на долю США приходится 39 %, Японии - 30, Германии - 16, России - менее 1 %. Низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере.

Россия находится на одном уровне с европейскими странами по уровню ввоза новых технологий, машин и оборудования. По способности потреблять мы вровень с Западом, а вот по способности производить - по-прежнему далеко позади.

Собственные производительные силы практически не развиваются - на НИОКР в России идет лишь 10% всего объема инвестиций, тогда как в Германии - более 50%, в Финляндии - около 70%, во Франции - более 90% всех инвестиций на инновации. Обратная же ситуация с инвестициями организационно-маркетингового характера - их доля в среднем в 2,5-3 раза выше чем в Европе.

В перспективе ОЭСР пророчит России обострение проблем. Рекомендации же, конечно, носят общий характер: перераспределить обязанности внутри инновационной системы, чтобы она больше соответствовала современной - динамичной и открытой - рыночной экономике; стимулировать инвестиции частного бизнеса; улучшать инфраструктуру для коммерциализации разработок; усилить интеграцию науки и учреждений высшего образования и т. п.

А для начала не помешало бы наладить более четкую статистику. Сегодня показатели, основанные на исследованиях инноваций, являют собой лишь усредненные величины, которые пригодны для обобщенных сопоставлений, но не для ориентиров при выработке политики. Между тем такая усредненность не позволяет оценить и использовать многообразие инновационных схем в конкретных отраслях и на предприятиях. Поэтому надо вводить более сложные показатели, основанные на микроданных.

К примеру, в России для оценки инновационной активности отраслей промышленности употребляется такой показатель, как доля предприятий (в общем их количестве в данной отрасли), осуществлявших на протяжении последних трех лет инновационную деятельность. Однако этот индикатор, широко используемый в статистических и аналитических исследованиях, не позволяет судить о масштабах инновационной деятельности на предприятиях отрасли, так как рассчитывается без учета объемов производства и инновационной активности предприятий.

Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и внутреннем рынках наукоемкой продукции и связанного с этим обвального снижения инвестиций в науку явилось отсутствие государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий.

Российская Федерация по-прежнему сохраняет уникальный научно-технический и образовательный потенциал, однако эффективность его практического использования явно низка, так как формирование национальной инновационной системы в условиях рыночной экономики находится в начальной стадии развития.

Проводимая государством политика в этой сфере фрагментарна и не системна, целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности не сформирована, роль государства в этих процессах не определена, эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором не созданы.

Ежегодно в России регистрируют около 23 тыс. патентов, однако более 90% отечественных изобретений, ноу-хау остаются без патентов. Многие незапатентованные идеи берут на вооружение зарубежные производители и создают на их основе современные технологии, которые потом продают в Россию, т.е. происходит экспорт "сырых знаний".

Эту негативную тенденцию можно преодолеть, переняв опыт Китая, который стал третьей в мире страной после США и Японии в сфере инновационных технологий.

Для преодоления негативных тенденций в развитии инноваций нужна инвентаризация интеллектуальной собственности, изменение законодательства в пользу авторов научных и технических разработок.

Развитие франчайзинга в России

История франчайзинга в России связана именно с сектором розничной продажи нефтепродуктов, и в конце 90-х годов основная информация о развитии франчайзинга поступала именно от нефтяных компаний. Именно в этот период времени многие рассматривали франчайзинг как интеграцию крупного и малого бизнеса, что конечно имеет место быть в некоторых секторах экономики (например, продажа нефтепродуктов, осуществление пассажирских перевозок, продажа электроэнергии) и в определенной экономической ситуации, но само по себе не является приоритетом франчайзинга.

В секторе "нового" предпринимательства в описываемый период времени также появлялись концепции, имеющие ряд общих признаков с франчайзингом, но экономически выстраиваемых на лизинговых отношениях, например, "Дока-пицца". Ряд зарубежных концепций, появившиеся на российском рынке испытывали серьезные затруднения, связанные с правовыми, экономическими и психологическими факторами и к настоящему времени устояли на рынке только две компании "Сабвей" и "Баскин Роббинс" (общественное питание).

Преимущества совместного развития стимулируют возрастание интереса в России к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга.

Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга возросло с 85 в 2007 г. до 1350 в 2014 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. В России, впрочем, как и в других странах мира нет официальной статистики по франчайзингу. О развитии этого сектора можно судить только по той информации, которая представлена участниками рынка в СМИ и среде Интернет. Наибольшее количество франшиз в 2014 г. наблюдалось в секторе розничной торговли - 53%, далее следует сфера услуг, на которую приходится 24%, 12% в общественном питании и 8% в прочих сферах деятельности.

Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации.

При этом в каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли, в общем, влияет на общую структуру франчайзинга. В качестве примера можно привести структуру франшизных рынков России, Европы и США. Понятно, что в региональном разрезе на территории России структура будет отличаться от общероссийской, аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов.

Таблица 1 - Структура рынка франшиз, 2014 г. (% занимаемой доли рынка)

Таким образом, сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, по продаже чая, кофе, выпечки, сыров, замороженных продуктов и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и реальным перераспределением в 2014 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли.

В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзинговм понимают три основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли.

При всех положительных тенденциях, в настоящее время участники франшизных отношений, присутствующие на российском рынке серьезно рискуют. Административные барьеры, изменение рыночной ситуации, отсутствие единого понимания франчайзинга, достаточно большой уровень недоверия, недобросовестность партнеров, ложные обещания, слабая защита прав на объекты интеллектуальной собственности и незаконное их использование прав, пренебрежение со стороны партнеров интересами системы, финансовые риски и другие коммерческие риски, а также в ряде случаев неумение управлять ростом сети сдерживают развитие. По вполне понятным причинам это не добавляет стабильности и экономического роста на территории их присутствия. Например, несоответствие системы франчайзера характеру рынка приводит к неоправданным потребительским ожиданиям и последующему недоверию к другим игрокам рынка. В некоторых случаях достаточно велика вероятность ограничения конкуренции в некоторых секторах экономики, при этом доминирующее положение на рынке является "скрытым", поскольку все участники сети являются независимыми юридическими лицами. В таком варианте серьезно повышается риск при выходе на рынок новых организаций, не являющихся участниками сети. В случае жесткой привязки франчайзи к поставщикам франчайзера вероятно ограничение возможностей местных производителей.

Много проблем сохраняется и в отношениях "франчайзер-франчайзи", которые большей частью являются следствием неподготовленности сторон (или одной из сторон) к отношениям в форме франчайзинга и неисполнением условий договоров. В настоящее время также нельзя отрицать, что договорные конструкции франчайзинга в ряде случаев используются для выхода на региональные рынки и впоследствии предприятия франчайзи поглощаются франчайзером, но это более относится к издержкам правового регулирования и этики делового поведения, чем к признакам франчайзинга.

Дальнейшее развитие ситуации в секторе франчайзинга в основном будет определяться деловой активностью непосредственных участников рынка, профессиональной позицией специалистов в этой области, позицией некоммерческих организаций и государственных органов власти. Важным фактором в формировании цивилизованной системы является поддержка федеральными и региональными органами власти развивающихся отношений и проведение экспериментов локального уровня. На основе поиска и отработки системы связей новые отношения несомненно докажут свои преимущества.

Заключение

На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Важным средством проникновения на труднодоступные рынки является продажа лицензий с целью расширения инвестиций и приобретения участий в создаваемых или уже действующих заграничных предприятиях, особенно в тех странах, где из-за политики правительства не представляется возможным создание чисто иностранные компаний. Учитывая это, многие фирмы обязательным условием продажи лицензии ставят участие в капитале предприятия, где будет осуществляться производство товаров по продаваемой лицензии. В финансовом отношении оно оформляется либо путем покупки акций предприятия, либо поставками технологического оборудования для налаживания производства товаров по лицензии, либо путем получения акций в качестве вознаграждения за лицензию.

Предоставляя лицензию совместной компании, иностранные фирмы вместе с тем стремятся сохранить за собой наиболее важные производственные секреты, противятся организации завершенного технологического процесса, строго определяют стандарты и номенклатуру выпускаемых изделий, чтобы не допустить производственной самостоятельности совместной компании.

Международное лицензирование выступает также средством преодоления торгово-политических барьеров в иностранных государствах, поскольку продукция, выпускаемая по лицензии в другой стране, обладает на рынке этой страны большей конкурентоспособностью, чем иностранные товары, причем местный производитель, всегда лучше может учесть специфику рынка.

Важным фактором развития международной торговли лицензиями является коммерческая заинтересованность в осуществлении этих операций со стороны, как лицензиара, так и лицензиата.

Список используемых источников

1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристъ, 2014. - 452с.

2. Буглай, В.Б. Международные экономические отношения: учебник / В.Б. Буглай. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 360с.

3. Жуков, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие / Е.Ф. Жуков. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 490с.

4. Кирчеев, А.П. Международная экономика: учебник / А.П. Кирчеев. - М.: Инфра-М, 2012. - 365с.

5. Киселева, Е.А. Мировая экономика: учебник / Е.А. Киселева. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 291с.

6. Миклашевская, Н.А., Холопов, А.В. Международная экономика: учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов. - М.: Дело и сервис, 2012. - 385с.

7. Семенов, К.А. Международные экономические отношения: учебное пособие / К.А. Семенов. - М.: Инфра-М, 2015.- 345с.

8. Спиридонов, И.А. Мировая экономика: учебник / И.А. Спиридонов. - М.: Юнити-Дана, 2014.- 289с.

9. Стровский, Л.Е. Международные экономические отношения: учебник /Л.Е. Стровский. - М.: Инфра-М, 2015. - 284с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность лицензирования. Порядок получения лицензии на осуществление хозяйственной деятельности. Лицензирование при осуществлении экспортно-импортных операций, лицензирование экспорта, импорта специфически важных товаров, работ, услуг.

    реферат , добавлен 27.10.2002

    Формы и методы обмена технологией. Основные понятия лицензионной деятельности. Защита интеллектуальной собственности. Особенности лицензионной деятельности корпорации Microsoft. Типы пакетов и лицензий. Уровни лицензирования.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2002

    Механизм формирования внешнеторговой политики и выявление направлений развития внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь. Развитие экспорта как одна из мер обеспечения экономической безопасности страны. Формы и методы стимулирования экспорта.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Международное право как самостоятельная и особая система права, ее основные черты. Историческое развитие международного права. Проблема утверждения термина "Международное право". Классификация и иерархия норм международного права, вопросы правотворчества.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2010

    Характеристика сущности и исторических особенностей развития франчайзинга. Организационно-экономические методы внедрения франчайзинговых систем. Особенности регулирования франчайзинга в развитых странах мира. Перспективы развития франчайзинга в Украине.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2010

    История международных инвестиционных соглашений. Соглашение по ТРИМс. Развитие инвестиционных соглашений. Изменение характера прямых иностранных инвестиций. Характер прямых иностранных инвестиций, их польза для решения задач человеческого развития.

    реферат , добавлен 22.03.2012

    Социально-экономическое развитие Индии. Структура валового внутреннего продукта. Обзор основных секторов экономики. Внешняя торговля Индии товарами и услугами. Географическое распределение индийского экспорта. Торгово-экономические отношения Индии и РФ.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2013

    Зарубежные методы моделирования взаимодействия предприятий на основе франчайзинга. Конфигурация развитой франчайзинговой системы. Принципы формирования предпринимательских сетей. Система поддержки развития франчайзинга в рамках развития малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Становление, развитие и особенности современной системы мирохозяйственных отношений. Анализ неравномерности экономического развития стран и открытости экономики. Сущность международного разделения труда и теория сравнительных издержек производства.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Роль и место экономики Ирана в мировой экономике. Характеристика и оценка современного состояния экономики Республики Таджикистана. Влияние внешнего сектора на развитие экономики Согдийской области. Товарная и региональная структура экспорта и импорта.