Культура общения примеры из жизни. Культура межнационального общения

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, в клубе, кафе, транспорте, библиотеке и т.д. Мы общаемся с друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Получается, что наша жизнь без общения немыслима. Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, – огромна.

Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение выполняет рядфункций в жизни человека:

1. Социальные функции:

– организация совместной деятельности;

– управление поведением и деятельностью.

2. Психологические функции:

– обеспечение психологического комфорта;

– удовлетворение потребности в общении.

По мнению Т.А. Ладыженской, общение отличается от коммуникации прежде всего характером взаимодействия, субъект-субъектными отношениями, ориентированными на диалог, а не на односторонний обмен информацией. Субъект-субъектные отношения подразумевают общение как необходимое; решение конкретных речевых задач в той или иной речевой ситуации выступает как вторичное по отношению к главной – установить, поддержать, улучшить взаимоотношения партнеров. Значима не результативность, а эффективность: важно достичь успеха не только в данной конкретной ситуации, но общаться так, чтобы всем речевым партнерам захотелось продолжить общение в дальнейшем. Такое понимание сущности и задач общения предполагает, что для достижения его эффективности необходимо предпринимать целенаправленные усилия, в том числе и духовного плана.

В определенной коммуникативной ситуации одна из целей общения является ведущей, конкретизируется в основную речевую интенцию, а другие могут рассматриваться как попутные, фоновые (по М.Р. Саввовой). Таким образом, составляющие коммуникативной ситуации аналогичны компонентам речевой ситуации (не случайно эти термины часто употребляются как синонимы или образуют одно сложное слово коммуникативно-речевая ситуация). На наш взгляд, основная особенность речевой ситуации - в интенции, направленной на достижение конкретного практического результата, в то время как ядром коммуникативной ситуации является коммуникативное намерение и практического, и духовного плана.

Речевое событие – это основная единица речевого общения (коммуникации).

Речевое событие – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Школьный урок – тоже речевое событие, как и, например, родительское собрание или классный час, конференция или заседание Думы.

Рассмотрим подробнее важнейшие составляющие речевого события.

Первая составляющая речевого события – это поток речевого поведения – «то, что можно записать на видеомагнитофон» (исследователи речевого поведения так и делают); он складывается из:

1) собственно слов – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение;

2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон);

3) значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это пространственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона).

Звучащее слово – живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события, – в современной лингвистике (и риторике) называют дискурсом.

Итак, первая важнейшая составляющая речевого события – это дискурс, сопровождающийся жестово-мимическим (и пространственным) поведением.

Вторая составляющая речевого события – условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует. Это, так сказать, «сцена действия» и «действующие лица».

Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.

Таким образом, речевое событие – это «дискурс плюс речевая ситуация».

Структура речевой ситуации:

участники, отношения, цели, обстоятельства

Анализируя и описывая речевые ситуации, принято главных участников их называть говорящим и слушающим (адресатом).

Характер речевой ситуации, а следовательно, и речевого события в целом определяется не только «действующими лицами», но и отношениями между ними и, главное, целями каждого главного участника общения.

Кто говорит, кому адресует речь, каковы отношения между участниками речевого события – это существенные элементы речевой ситуации.

Участник речевой ситуации как элемент ее структуры предстает перед нами в курсе риторики как носитель 1 – речевой роли; 2 – отношение к партнеру; 3 – речевых целей (намерений).

Речевой акт (речевой поступок) – это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата (по А.К. Михальской).

Коммуникативная цель – это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт, заключается эта цель в том, чтобы адресат понял смысл сообщения и цели говорящего.

Коммуникативное намерение – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Можно выделить следующиетипы коммуникативного намерения:

· проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;

· убедить склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

· внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав и логические и эмоциональные средства воздействия на личность;

· побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.

Коммуникативная стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

С точки зрения стратегии общения, различают такие его разновидности:

1) открытое – закрытое общение;

2) монологическое – диалогическое общение;

3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение строится на основе желания и умения выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Кроме того, можно описать несколько промежуточных вариантов речевого поведения. «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Коммуникативная тактика – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знанием правил общения.

Успешность речевого общенияэто осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.

Выделяют несколько возможныхпричин коммуникативной неудачи :

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса к собеседнику, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) неверный выбор стратегии и тактики общения;

ж) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

Условия оптимального общения – это повышение собственной культуры, стремление к тому, чтобы быть высококультурным человеком, означает сочетание внешней и внутренней культур. Внешняя культура проявляется в том, что человек поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду или когда об этом его поступке станет известно людям, перед которыми он играет роль культурного человека. Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества.

Особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видами общения . Существуют различные подходы к классификации общения.

По цели общение бывает фатическими информативным.Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата. Фатическое (неинформативное) общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание.

По словесному выражению общение может быть вербальным и невербальным.

Вербальное общение – это общение словесное, т.е. на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной – расположение текста, шрифта, схемы, таблицы, графики и т.д. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, поскольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют друг без друга.

С точки зрения обстановки, сложившихся между собеседниками отношений и содержания выделяют бытовое (неофициальное) и деловое (официальное)общение, т. е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов. Официальное – общение с соблюдением всех правил, формальностей, предусмотренных социальными ролями коммуникантов. Оно выстраивается в соответствии с определенными правилами делового этикета, целенаправленно и предполагает использование в речи клишированных, стереотипных компонентов, обеспечивающих точность передачи и адекватность восприятия информации. Неофициальное – частное, нерегламентированное, не имеющее официального статуса. Неофициальное общение отличается непринужденностью, незапланированностью, неформальным, как правило, дружеским характером взаимодействия партнеров, в котором преобладает разговорная речь. Бесспорно, эти виды общения взаимосвязаны друг с другом. Иногда между ними провести четкую грань невозможно.

Общение межличностное, групповое, публичное и массовое различаются по количеству участников . Общение 2 человек принято определять как межличностное общение. При небольшом количестве общающихся (3-10) их взаимодействие называют групповым , а если участвует 20-50 человек, в этом случае общение становится публичным даже в неофициальной обстановке. Массовое общение возникает, когда аудитория превышает 100 человек.

По положению коммуникантов в пространстве и времени выделяютконтактное и дистантное общение. Контактное общение происходит непосредственно: собеседники рядом – здесь, сейчас. Дистантное – собеседники находятся на расстоянии друг от друга (разговор по телефону – дистанция пространственная) или разделены дистанцией временной (обмен письмами). Ситуативность и гибкость сиюминутного речевого действия – отличительная черта контактного общения; дистантное общение отличается большей запрограммированностью и подготовленностью. Это относится прежде всего к письменным формам профессионального общения.

К этой видовой паре близко примыкает общение непосредственное / опосредованное, выделяющееся с точки зрения использования специальных средств . Опосредованное общение – это получение информации через различные опосредующие аппараты: радиоприемник, магнитофон, телевизор, компьютер. Следует отметить асимметричность информационной активности участников опосредованного общения. Опосредующий аппарат выполняет функцию отправителя информации (адресант), полученная адресатом информация не возвращается к отправителю, он не видит реакции получателя информации. При непосредственном общении используется только естественный речевой аппарат человека: голос, зрение, слух.

С точки зрения формы существования языка общение бывает устное и письменное. Для устного общения характеры словесные импровизации и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных предложений, повторы, незаконченность мысли), повторы, уточнения, пояснения. Огромную роль играет интонация, которая является важным средством формирования высказывания и его смысла. Письменное общение обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего собеседника, а может лишь его мысленно представить. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, возвращаться к нему, исправлять его.

Монологическим и диалогическимназывают виды общения, различающиеся по постоянной / переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего. Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Для оптимизации и регулирования общения, а иногда и для его осуществления необходимы такие нормы, соблюдение которых помогало бы преодолевать все барьеры общения. Эти нормы зависят от уровней общения. В.П. Третьякова и Ю.С. Крижанская выделяют три уровня общения:

1. Ритуальный – это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок». Маска – это совокупность знаков, подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе (Р. Якобсон). Ритуальный уровень общения почти целиком регулируется речевым этикетом. Это уровень формального фатического общения.

2. Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъектно-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели. О манипулятивном уровне говорят, когда для коммуникантов главное – достичь результата любой ценой. Очень часто партнер ощущается как соперник в игре. Цель такого общения – выигрыш, если не материальный, то психологический. Общий принцип манипулятивного общения заключается в скрытом воздействии на собеседника, в игнорировании его воли.

3. Дружеский уровень общения. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большей долей фатического общения, поскольку главное в таком общении – понимание и принятие человека как личности. Дружеский уровень – это уровень, при котором можно не заботиться о «технике речепроизводства», т.е. идет глубинное понимание речи: не на уровне отдельных слов, а понимание на уровне всей личности. Для того чтобы общаться на этом уровне, нужно прежде все быть внимательными к партнерам, развивать умение общаться.

Культура общения совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказывания на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.

Культура общения предполагает соблюдение определенных правил, норм. Выделяют три вида норм общения – этические, коммуникативные и речевые. Это виды норм разного уровня.

Этические нормы – нормы, относящиеся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения, – это доброжелательность, принятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Их можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.

Коммуникативные нормы – нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предметов речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения – к тактике.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса – сложной системы принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде постулатов корректного речевого поведения .

Постулаты общения – это закономерности общения, которыми бессознательно руководствуются все говорящие, независимо от языка общения. Обычно в качестве таких постулатов приводят принципы общения Г.П. Грайса и Дж.Н. Лича. Г.П. Грайсу принадлежит принцип кооперации : «Добивайся взаимопонимания с собеседником». Этот принцип конкретизируется в постулатах:

1) постулат информативности («Твое высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется»);

2) постулат ясности («Избегай непонятных выражений, неоднозначности, многословия, будь организован»);

3) постулат связности («Не отклоняйся от темы»);

4) постулат истинности или искренности («Не говори того, что считаешь ложным, и того, для чего у тебя нет достаточных оснований»).

Дж.Н. Лич описал принцип вежливости , представляющий собой совокупность ряда максим (правил):

1) максима такта («Соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личной сферы»);

2) максима великодушия («Не затрудняй других обещаниями и пр.»);

3) максима одобрения («Не осуждай других»);

4) максима скромности («Не принимай похвалы в свой адрес»);

5) максима согласия («Избегай возражений, конфликтов»);

6) максима симпатии («Выражай доброжелательность»).

Нарушение постулатов общения часто приводит к коммуникативной неудаче. Преднамеренное нарушение постулатов общения служит одним из средств создания комического, на этих нарушениях часто строятся анекдоты, речевые игры.

Приведенные принципы проявляются в основном в процессе создания речи. Можно также выделить правила, эффективные при ее восприятии (правила слушания ):

· выяснение, уточнение (постановка вопросов: «Вы хотите сказать, что…?»),

· перефразирование (пересказ услышанного своими словами),

· резюмирование, краткое обобщение содержания речи партнера («Итак, Вы считаете…»)

· проговаривание чувств собеседника по отношению к сказанному (воспринятых невербально или понятых из подтекста): «Значит, Вы удивлены, что…?»;

· использование реплик – показателей внимания (да, ага и пр.);

· невербальное сопровождение слушания (взгляд, направленный на собеседника, кивание головой).

Таким образом, к условиям успешного общения можноотнести следующие:

1. Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.

2. Настроенность на мир собеседника.

3. Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) говорящего.

4. Соответствие стратегий и тактик речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия.

5. Учет внешних обстоятельств: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние.

6. Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события (говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также к адресату).

7. Знание говорящим норм этикетного речевого общения.


Культура общения.

План:

Общие понятия культуры общения. 1

Внешний вид. 7

Одежда делового человека. 7

Жесты и движения 9

Деловая переписка, культура речи. 10

Деловое письмо 10

Телефонные переговоры. 13

Нормы поведения в ресторане 13

Культура общения за столом. 13

Беседа за столом. 15

Культура еды. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Использованная литература: 19

Общие понятия культуры общения.

Культура общения - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Общение, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл общения делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией общения является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, общение представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам общение – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Общение является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается общение, теряют очень многое. Там, где присутствует общение, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны . Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается общение. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что общение в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что общение помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам общения то, что раньше мы никогда не делали.

Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.

В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов.

Причина возникновения конфликта - непреодоленные смысловые барьеры в общении.

Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.

Структура конфликта:

1. Носители противоречий - оппоненты;

2. Возможности их определяются рангом:

Первый ранг - представляет себя и свой цели в конфликте;

Второй ранг - группы и групповые цели;

Высший ранг - человек защищающий законы государства.

В акт общения входит сами коммуниканты (>2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта:

К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент].

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:

1. Обмен информацией между участниками.

2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.

3. Восприятие общающихся людей друг другом.

Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) - формы содержания сообщения. Распознается при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.

Выделяются различные виды общения.

1. Возрастные.

2. Половые.

3. Профессиональные.

4. Общекультурные.

5. Образовательные.

Важный признак - уровень сформированности культуры общения.

Типы и виды коммуникативных актов.

Производственные;

Практико-бытовые;

Межличностно-семейные;

Научно-теоретические;

Научно-практические;

2. По форме контактирования:

Опосредованные (переписка].

3. По типу связи:

Двунаправленные (письмо];

Однонаправленные (книги].

4. По степени взаимодействия коммуникантов:

Высокая;

Удовлетворительная;

Незначительная;

Неудовлетворительная;

Отрицательная.

При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.

5. По результатам:

Негативный, совершенно превратно понят;

Нулевой, никак не можем понять друг друга;

Позитивный.

Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности.

Коммуникабельная - хотеть и уметь говорить, быть инициативным в общении, уметь склонять к общению, экстраверт.

Некоммуникабельный - интроверт.

Психологический климат коллектива.

Коллектив - группа людей с межличностными отношениями и занимающаяся совместной деятельностью.

Интеграция - психологическое единство данной общности. Коллективистическое самоопределение - это первый феномен коллектива, обеспечивающий эту интеграцию. Это преобладающий способ реакции личности на групповое давление, выступает как особое качество межличностных отношений.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Показатели сплоченности коллектива:

1. Ценностно-ориентационное единство - это сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

2. Адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности - носят в основном объективный характер - вклад каждого члена коллектива в общее дело в независимости от конечного успеха или неудачи совместной деятельности.

Правила культурного общения.

1. При общении с тугодумами надо не ругаться, не выходить из себя, повторяя самое главное, излагать свою мысль, проверяя что уже усвоено, а что - нет.

2. Если коммуниканты замечают, что они истолковывают реплики друг друга неверно, то у них доминируют собственные установки.

3. Начиная разговор, подумайте, уместно ли говорить то, что вам хочется, т.е. начинайте с ориентировки в ситуации общения.

4. Искусство подлинного общения всегда предполагает умение четко и ясно в подходящем стиле и грамотно обмениваться информацией (интересной и достоверной].

5. Написав письмо, внимательно прочитайте его.

6. Не говорите много - раздражает.

7. Умение контролировать себя в общении свойственно людям искренним и прямолинейным.

Как склонить человека к своей точке зрения.

1. Одержать верх в споре - уклониться от него.

2. Уважайте мнение собеседника, не говорите о его неправоте.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что главная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям другого.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавая их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Чтобы избежать этих ошибок или сделать их минимальными, необходимо следовать социально-психологическим требованиям:

Иметь заранее подготовленный план беседы, а также достаточно знаний о проф. требованиях к конкретному рабочему месту и имеющихся данных о кандидате;

Снять напряжение с работника, расположить к откровенной доверительной беседе;

Стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать пришедшему работнику высказаться;

Говорить с человеком языком, понятным для него, избегать задавать прямые вопросы, использовать наводящие;

Стараться не отклоняться от основного направления беседы;

Оценивать работника только после окончания беседы, учитывая при этом свои возможные убеждения.

Стадии подготовки к беседе.

    Планирование времени для предстоящей встречи (ознакомление с анкетными данными, время для разговора, время для обдумывания и принятия решения] - 1 - 1,5 ч.

2. В каких условиях будет проходить беседа. При этом следует учесть:

Обеспечение конфиденциальности, чтобы человек мог говорить свободно и откровенно;

Исключение всех факторов, отвлекающих от беседы (тел. Звонки, появление сотрудников и т.д.].

3. Обеспечение наиболее благоприятной для собеседника обстановки (удобное место, доброжелательность и вежливость в общении].

При подготовке к беседе и составлении ее вопросника, который не должен быть большим, необходимо четко сформулировать основные вопросы. Руководитель должен подумать, как установить взаимное доверие при собеседовании, если человек сильно нервничает, переживает, особенно, если на одну должность существуют несколько претендентов.

Три способа психологического воздействия при публичном общении.

1. Заражение. Представляет собой бессознательную психологическую подверженность людей определенным состояниям (паника].

2. Внушение. Представляет собой эмоциональное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении осуществляется передача информации, основанная на ее некритическом восприятии. Решающим условием внушения является авторитет. общения . Культура общения официанта с гостем проявляется... установка официанта на высокую культуру общения с посетителями. Культура общения с посетителем подразумевает...

  • Культура общения часть общечеловеческой культуры

    Контрольная работа >> Иностранный язык

    Курсу «Русский язык и культура речи» Культура общения – часть общечеловеческой культуры Выполнил студент II курса... : 6-76-94 Бакал 2007 Содержание: Культура общения ……………………………………………………………3 Особенности межнационального делового этикета……………………….12 ...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Оглавление

    Введение

    3. Речевой этикет

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Общение как коммуникативная деятельность включает многогранный мир человеческих отношений, когда одновременно происходит обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями, а также обращение человека к собственной душе, своим воспоминаниям, мечтаниям, совести. Без общения невозможно полноценное развитие человека как личности. Общение является формой творческой активности, которая помогает засвидетельствовать разные грани человеческого таланта. Отсутствие полноценного общения приносит большие потери человеку, вызывает значительные деформации внутреннего мира и психического состояния. Каждый человек больно переносит состояние одиночества и изолированности от окружающих. А. де Сент-Экзюпери считал общение высшей ценностью, самой желанной «роскошью».

    Вступая в общение, люди, так или иначе «настраиваются» на взаимодействие друг с другом. Каждый хотя бы приблизительно представляет, что и как он скажет или сделает, какая будет реакция других на это, его собственная реакция на эту реакцию и тому подобное. Представление такого рода образуют индивидуальный сценарий общения. В основе индивидуальных сценариев лежат отдельные типичные культурные сценарии общения. Среди них есть и сценарии, которые определяют способы, задачи, формы общения, введенные в какой-то группе или культуре, и сценарии более общего типа, отраженные в общекультурных нормах и правилах общения. Такого рода общекультурные сценарии представляют собой то, что называют культурой общения.

    Культура общения - неотъемлемая часть поведения в обществе, любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-то сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными. Основной элемент общения - язык, именно от того, насколько культурна наша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с нами. С помощью слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику. Общение невозможно без учета норм речевого этикета. Это наиболее употребительные слова и выражения, которыми люди обращаются друг к другу, проявляя вежливость, уважение, сдержанность, такт. Нам по несколько раз в день приходится здороваться, прощаться с людьми, желать успеха, просить прощения, сочувствовать кому-то, советовать, просить, приглашать. Речевая этика является той совокупностью языковых средств, регулирующих наше поведение в процессе общения. Как видим, в культуре общения наших граждан следует выделить и культуру речи.

    В настоящее время формирование культуры общения - одна из краеугольных проблем современного общества, что и обусловило актуальность темы.

    Цель работы - рассмотреть культуру общения.

    Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Изучить понятие и особенности культуры общения.

    2. Исследовать культуру речи как составляющую культуры общения.

    3. Выяснить особенности речевого этикета.

    1. Понятие и особенности культуры общения

    Общаясь, люди вместе обрабатывают землю, строят государство, создают свою историю, духовные ценности, формируют культуру, частью которой является культура общения. Однако, почему же иногда после общения портится настроение, даже ухудшается физическое состояние? Почему же тогда будто на ровном месте возникает конфликт, мы становимся возбужденными, нервными, даже агрессивными? Потому что общение происходит на низком уровне, многим не хватает его культуры.

    Если мы осознаем, что культура общения имеет личную и государственную значимость, то и будем заботиться о том, чтобы ее повысить. Обратим, прежде всего, внимание на себя, а затем поможем в этом другим.

    Все разнообразие культурных проявлений, несмотря на время их исторического возникновения и относительную самостоятельность, создает целостную систему. В ней важное место занимает культура общения. Благодаря ей происходит развитие общества, идет процесс очеловечивания человека. На бытовом уровне люди нередко отождествляют понятия «культура поведения» и «культура общения», а последнее не могут разграничить с понятием «культура речи».

    Культура общения является составной частью культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, включает сумму знаний об общении. Для культуры общения характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в том или ином обществе, в той или иной ситуации. Нормы, как правило, определяются состоянием общества, его историей, традициями, национальным своеобразием, общечеловеческими ценностями. Каждая эпоха в развитии человечества характеризуется определенной культурой общения, которая неотделима от этого своеобразия и соответствует общечеловеческим ценностям. Поэтому и важно сейчас заложить основы такой культуры общения общества, которая отвечала бы современности, нашей истории и духовно-творческому потенциалу народа.

    Безусловно, сами знания не обеспечат культуру общения, если они не будут использоваться. Для того, чтобы общение было успешным, нужно иметь необходимые умения. Они приобретаются опытом, с помощью психологических способов, определенных упражнений.

    Таким образом, культура общения в узком смысле слова - это сумма знаний и степень овладения человеком умениями и навыками общения, созданных и принятых в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

    Во многом особенности культуры общения зависят от общающихся и их качеств. Один ведет себя гордо как всезнайка, его не интересует мнение собеседника. Второй говорит только сам и не дает возможности другим вставить даже слово. Третий играет роль важного человека и презрительно относится к чужому мнению. Четвертый, наоборот, является человеком спокойным и терпеливым, которому всегда есть что сказать. То есть общение выступает как своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, выполняет конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его тоже воспринимали как интересную личность. Причем зритель в первом, и во втором случае является активной стороной.

    Для того, чтобы контакт был действительно глубоким, необходимо, чтобы говорящий, кроме знаний об общении, определенных навыков и умений, имел еще и соответствующую коммуникативную установку на общение. Причем не просто установку на установление контакта, а на человека как на общечеловеческую ценность. Тогда этот контакт станет очеловеченным и общение будет происходить на высоком уровне.

    Выделим компоненты, которые создают высокий уровень культуры общения: 1) коммуникативные установки, которые «включают» механизмы общения; 2) знания: а) норм общения, принятых в данном обществе; б) психологии общения (категорий, закономерностей, механизмов); в) психологии восприятия и понимания друг друга; 3) умение применять эти знания в соответствии с ситуацией, норм морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей .

    Овладеть культурой общения - это, значит, ориентироваться на высокие нравственные ценности, овладеть высокой психологической и нравственной культурой, освоить «технику» общения: если какое-либо из этих «звеньев» отсутствует, то такое общение нельзя считать культурным. Человек, ориентирующийся на высокие нравственные ценности, но не овладевший элементарной «техникой» общения, этикетом общения, словом, не умеющий общаться, не владеет высокой культурой общения. И, наоборот, бездушный манипулятор, владеющий «техникой» общения и, как правило, использующий свои навыки в корыстных, эгоистических интересах, ориентируется порой на безнравственные цели и ценности, не может быть назван человеком высокой культуры.

    Таким образом, уровень культуры общения зависит от многих факторов. Чтобы достичь высокого уровня культуры общения, необходимо хорошо разбираться в психологии общения и в индивидуально-психологических особенностях людей, адекватно эмоционально и интеллектуально реагировать на их поведение и психическое состояние, подбирать для каждого человека в соответствующей ситуации такой способ общения, который бы не вступал в противоречие с общечеловеческими ценностями, моралью общества, гуманностью и вместе с тем отвечал бы индивидуальным особенностям конкретного человека.

    2. Культура речи как составляющая культуры общения

    Неотъемлемым признаком образованного, всесторонне развитого человека является высокая речевая культура, то есть умение активно использовать как орудие общения современный литературный язык со всеми богатствами выразительных средств и присущими литературному языку нормами.

    Основой речи является слово - одно из самых мощных коммуникационных орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и непреодолимым, действенным и привлекательным, если сказано умело, искренне, своевременно и уместно. А именно так - целенаправленно, своевременно, убедительно, выразительно - должен пользоваться словом каждый человек в любой сфере и при любых условиях общения. Недаром народная мудрость учит: говори не так, чтобы тебя поняли, а говори так, чтобы тебя не могли не понять. Это особенно важно для людей, которые постоянно общаются с большой аудиторией, выполняют административные, государственные обязанности, и призваны активно влиять на собеседника . Следовательно, необходимо глубокое знание литературного языка и умение пользоваться им.

    Язык кажется нам чем-то привычным и очень простым, а на самом деле этот странный человеческий феномен чрезвычайно сложный. Именно поэтому люди часто забывают: знать язык - еще не означает владеть им. Таким образом, культурой речи считаются правила литературной речи и умение ими пользоваться. Каждый образованный человек должен стремиться к овладению культурой речи и в общении с другими демонстрировать умение пользоваться речью.

    По мнению большинства людей, речь - это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет - это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

    Обязательным участником общения, кроме говорящего, является слушатель, реальный или воображаемый. По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать свое мнение - очень некрасиво, это еще и неэффективно. Данная манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнера, и тогда разговор в лучшем случае просто не сложится.

    Если собеседник мало того, что не слушаете своего визави, да еще и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, этим он демонстрирует отсутствие у себя культуры речи, проявляет неуважение к личности собеседника, что характеризует его отнюдь не с положительной стороны.

    Умение слушать - непременная составляющая культуры общения. Если человек проявляет неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорит, если искренне уважает мнение своего визави, то можно быть уверенным в том, что он хороший собеседник и людям приятно с ним общаться. Умение слушать является залогом успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

    В процессе общения речь делится на отрезки, которые имеют определенную протяженность и членятся на более-менее завершенные (самостоятельные) части. Такая речь называется связной. Это высказывание, связанное одной темой, основной мыслью и структурой текста. Результатом процесса говорения является устный или письменный текст, который образуется на основе законов, правил данного языка, составляющих его норм. Совершенное владение языком, его нормы в процессе речевой деятельности человека определяет его культуру речи.

    Речи высокой культуры свойственны богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная, выразительность, логическая стройность. В письменном оформлении языка соблюдают нормы орфографии и пунктуации. культура общение речь ценность

    Наука, изучающая нормативность речи, ее соответствие тем требованиям, которые ставятся перед языком в обществе, называется культурой речи. Она разрабатывает правила произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений и требует от говорящих их соблюдения. Культурой речи считаются правила литературного языка и умение ими пользоваться. Каждый образованный человек должен стремиться к овладению культурой речи и в общении с другими демонстрировать умение пользоваться языком.

    3. Речевой этикет

    В понятие культуры речи входит и поведение говорящего, или речевой этикет. То, что называют речевым этикетом, используется ежедневно в речи каждого человека. Это наиболее употребляемые слова и выражения, с которыми люди обращаются друг к другу, проявляя вежливость, уважение, сдержанность, такт. Нам по несколько раз в день приходится здороваться, прощаться с людьми, желать успеха и извиняться, сочувствовать кому-то, радоваться, просить, приглашать. Речевой этикет является той совокупностью языковых средств, которые регулируют ют наше поведение в процессе вещания.

    Речевое поведение человека должно проявлять его глубокое, подлинное уважение к другим людям. Речевой этикет делает общение человека с другими приятным, желанным. Большинство людей общаются для обмена информацией, новыми знаниями. Однако общение имеет и бытовой характер, общения для общения. Во всех случаях общения действует речевой этикет, правила, нормы которого должен знать каждый человек. И общество выработало эти правила. Язык обладает целой системой словесных формул, с помощью которых люди налаживают контакт между собой, поддерживают доброжелательную тональность речи.

    Речевой этикет - это речевые формулы приветствия, прощания, обращения, высказывания сомнения, подтверждения, согласия, несогласия и др. Систему речевого этикета нации составляет совокупность всех возможных этикетных формул. Структуру же его определяют следующие основные элементы коммуникативных ситуаций: обращение, приветствие, прощание, извинение, благодарность, пожелания, просьбы, знакомство, поздравления, приглашения, предложение, совет, согласие, отказ, сочувствие, комплимент, присяга, похвала и т.д. Между ними выделяются те, что используются при выяснении контакта между говорящими - формулы обращений и приветствий; при поддержании контакта - формулы извинения, просьбы, благодарности и др.; при прекращении контакта - формулы прощания, пожелания .

    С точки зрения национальной специфики речевого этикета стоит сказать, что структура его сложилась у каждой нации на ее собственной народной основе под влиянием разного рода психологических, социально - политических, культурологических факторов.

    Считается, что речевой этикет является одной из важных характеристик поведения человека. Ибо без знания принятых в обществе форм этикета, без вербальных форм выражения вежливых отношений между людьми, индивид не может эффективно, с пользой для себя и окружающих осуществлять процесс общения.

    Следовательно, речевой этикет тесно связан с культурой речи и является выразителем общей культуры. Встречаясь с коллегами, с руководителем, мы здороваемся: утром - «Доброе утро» уже стало традиционным; днем - «Добрый день»; «Здравствуйте»; вечером «Добрый вечер». Во всех словосочетаниях присутствует корень добр-. Употребляя форму именительного падежа, мы констатируем факт относительно утра, дня или вечера. Приветствие дополняется обращением, которое может содержать имя или имя и отчество.

    Каждый разговор имеет свой завязку: «Как дела?», «Как здоровье?» - Особый тип речи, где простой обмен обычными фразами наталкивает собеседников вести деловую или дружескую беседу, психологически подводит их к сути дела.

    В речи есть много формул этикета, еще больше бывает ситуаций, в которых их нужно использовать, поэтому нельзя их все предусмотреть. Знание основных средств речевого этикета, внутренний такт, общая культура помогут подобрать эффективный и самый подходящий способ выражения отношения к личности, к действиям, к поступкам. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

    Таким образом, культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

    Заключение

    Таким образом, исследовав тему работы, согласно поставленным задачам, можно сделать следующие выводы:

    Люди общаются между собой с помощью речи. Обмен мыслями, жизненным опытом осуществляется в процессе общения. Культура общения является составной частью культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, включает сумму знаний об общении. Для культуры общения характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в том или ином обществе, в той или иной ситуации.

    Высокий уровень культуры общения обеспечивается: умением организовать процесс общения, учитывая ситуацию, мотив и цель общения, правильно понимая партнера; умением вызывать и поддерживать интерес к общению, постепенно достигая своей цели; знанием норм общения, принятых в данном обществе, психологии общения (категорий, закономерностей, механизмов), психологии восприятия и понимания друг друга.

    Неотъемлемым признаком образованного, всесторонне развитого человека является высокая речевая культура. Культура речи - это соблюдение устоявшихся речевых норм письменного и литературного языка, а также целенаправленное и сознательное использование языково-выразительных средств, которые зависят от обстоятельств общения и его цели. Грамотность является основой культуры речи. То есть это соблюдение общепринятых литературных норм использования фонетических, стилистических, синтаксических, лексических и морфологических средств языка.

    Культура общения предполагает, что в коммуникации участвуют два умных и культурных человека, которые прекрасно понимают рамки дозволенного и не позволяют их себе нарушать.

    Список литературы

    1 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 12-е изд., стер. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 538 с.

    2 Петрова Ю. А. Культура и стиль делового общения / Ю. А. Петрова. М.: ГроссМедиа, 2012. 256 с.

    3 Сафьянов В. И. Этика общения. М.: Мир книги, 2011. 192 с.

    4 Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений / Г. Н. Смирнов. М.: Проспект, 2011. 192 с.

    5 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. / Н.И. Формановская. М.: Книга по Требованию, 2013. 159 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие культуры делового общения. Умение общаться в деловом мире, профессиональной сфере. Формирование культуры делового общения. Качество деловых отношений. Внешний облик и поведение специалиста. Оценка делового общения в организации ООО "Capex".

      реферат , добавлен 25.06.2015

      Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения. Деловая культура современного российского общества. Построение делового общения. Умение вести себя с людьми. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции.

      контрольная работа , добавлен 21.05.2013

      Разговорная речь и ее важнейшие признаки. Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи. Стили общения и причины коммуникативных неудач. Характеристика жанров речевого общения. Правила этики общения.

      реферат , добавлен 20.08.2009

      доклад , добавлен 10.06.2010

      Сущность дистанционного общения. Этические нормы телефонного разговора. Виды корпоративной культуры делового общения. Манипуляции как метод воздействия на партнера. Правила их нейтрализации. Приемы, стимулирующие создание доверительных отношений.

      реферат , добавлен 08.03.2016

      Понятие и значение общения как одного из основных факторов взаимопонимания между людьми, отличительные особенности и анализ. История культуры речи, сущность и содержание данного понятия, этические принципы и регулирование в психологической сфере.

      контрольная работа , добавлен 11.03.2015

      Психология делового общения и управления. Публичная речь как форма деловых и общественных отношений. Виды и типы устной публичной речи. Ораторская речь, специфика общения, цель и идеи выступления, построение выступления. Успех ораторского искусства.

      контрольная работа , добавлен 22.04.2011

      Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии, правила и принципы. Значение культуры речи в воспитании. Закономерности речевого поведения в массовой коммуникации как средства утверждения социального статуса; стиль, формы обращения.

      реферат , добавлен 02.05.2009

      Понятие речевого этикета и вежливости. Формы общения на "ты" и на "Вы". Официальность и неофициальность обстановки общения. Равенство и неравенство статусно-ролевых позиций партнёров. Называние другого и самого себя. Обращение к незнакомому и знакомому.

      реферат , добавлен 20.05.2011

      Понятие и специфика общения, его функции: информационно-коммуникативная, регуляционная, аффектная. Типичные формы межличностного общения: анонимное; функционально-ролевое; неформальное и интимно-семейное общение. Культура поведения делового человека.

    Культура общения

    Для установления оптимальных взаимоотношений между людьми, особенно в трудовой деятельности и быту, большое значение имеет культура общения. Мы часто в повседневной жизни связываем те или иные поступки, привычки людей с их характером, а поскольку характер личности формируется в процессе ее деятельности, общения с другими людьми, то многое здесь зависит от уровня культуры общения.

    Культура общения предполагает наличие таких черт характера, как терпимость, доброжелательность, уважение к людям, тактичность и вежливость. Эти черты характера воспитываются в человеке с детства. Моральные качества человека, уровень его культуры оцениваются поступками в отношении других людей.

    О культуре общения можно судить на основе умения владеть своими эмоциями, сдерживать их. В общении человек благодаря эмоциям регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей. Способность соотносить свое поведение с конкретными условиями, наличие чувства меры во взаимоотношениях, тактичность - залог нормальных взаимоотношений.

    В деятельности врачей особенно большое значение в процессе общения с больным имеет умение сопереживать и сочувствовать, добавлять ему оптимизма, веры в собственные силы, в выздоровление. Абсолютно недопустимым в общении с больным человеком есть проявление равнодушия. С настоящей культурой общения несовместим проявление таких черт, как эгоизм, зависть, тщеславие.

    В любом окружении существует стандартный образ человека как представителя определенной национальной, социальной, профессиональной и других групп. Важной чертой культуры человека является умение вступать в общение с другими людьми без предвзятости.

    Мы постоянно оцениваем себя и других людей. У каждого из нас складываются свои убеждения в том, каким должен быть человек. Но тот, кто обладает культурой общения, не навязывает своих привычек, вкусов другом.

    На характер взаимоотношений между людьми влияют умения и навыки общения, особенно способность человека изменить свои первые впечатления о собеседника, которые иногда формируются по внешним данным (манера поведения, культура речи, одежда, прическа). Первое впечатление может оказаться ошибочным, так как информация ограничена только тем, какой вид имеет человек.

    Для культуры общения большое значение имеют воспитанность человека, его деликатность, такт, умение учитывать чувства и настроения других, приветливость и доброжелательность.

    Культура общения людей в разных ситуациях основывается на соблюдении определенных правил, которые производило человечество на протяжении тысячелетий. Эти правила определяют формы общения, регламентированные обществом, и имеют название этикет. Он содержит как технические аспекты общения, то есть правила, что касаются лишь внешней стороны поведения, так и принципы, невыполнение которых влечет за собой порицание и даже наказание. Многие правила этикета стали неотъемлемыми элементами культуры общения.

    Внешний сторона деловых отношений регламентирует служебный этикет. Так, составляющими медицинского этикета являются: соблюдение правил хорошего тона, правил благопристойности, соответствующего внешнего вида (чистота одежды, белый, хорошо выглажен халат и шапочка).

    Человек, который обладает настоящей культурой общения, выявляет ее везде: на работе, на отдыхе, в семейном кругу и общественных местах. Умение людей передавать свои мысли и чувства другим людям, умение не только говорить, но и слушать, проявлять понимание и доброжелательность, сочувствие и внимание составляют культуру повседневного общения.

    Дейл Карнеги в книге "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей" дает такие рекомендации: "Старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы; будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе; ведите разговор в круге интересов вашего собеседника".

    Настоящую культуру межличностных отношений определяют этические нормы поведения личности В повседневных отношениях с другими людьми в процессе общения большую роль играют самооценка личности, концентрация внимания, способность человека стать на позиции партнера.

    Одной из важных характеристик является самооценка, то есть умение оценить себя, свою деятельность, свое место в группе и свое отношение к другим. Самооценка дает возможность человеку анализировать свои действия и поступки. Она зависит от воспитанности и культуры.

    Общение людей начинается с восприятия друг друга. Общение будет развиваться эффективно, если первое впечатление вызывает чувство симпатии. В случае антипатии могут возникнуть психологические барьеры в общении. В любом случае общение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и личностных черт тех, кто общается.

    Взаимоотношения становятся богаче, содержательнее, если люди овладевают навыками и придерживаются норм и принципов культурного общения. Проявление уважения человеческого достоинства и индивидуальности личности дает возможность совершенствовать отношения между людьми. "Поступай с другими так, как бы ты желал бы, чтобы они поступали с тобой" - основное правило нравственности, которое должно быть жизненным кредо врача.

    Средства коммуникативного процесса

    Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) представляет собой смысловой аспект социального взаимодействия. Она предусматривает обмен представлениями, ценностными ориентациями, идеями, эмоциями, чувствами. Когда люди обмениваются сообщениями, то они стремятся к взаимопониманию. В общении между людьми может возникнуть полное взаимопонимание и, наоборот, полное непонимание.

    Люди общаются с помощью вербальной и невербальной коммуникации. Средством вербальной коммуникации являются слова с их значениями - вещания.

    В общение людей всегда включаются, кроме передачи информации, эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, смех, слезы.

    Они образуют знаковую систему, которая дополняет, усиливает или даже заменяет слова. Родственнику умершего больного врач сообщает о смерти, выражая свое сочувствие словами, которые он сопровождает знаками невербальной коммуникации: понижением голоса, печальным выражением лица, дружеским жестом, особым вниманием (посадит, поддерживая за плечи, подаст воды и тому подобное).

    приятное Общение партнеров, когда, обмениваясь информацией, они видят реакцию собеседника: мимику, жесты. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лице партнера, особенно на глазах. Это объясняется тем, что в области лица и головы размещены основные дистантрецептори, которые играют главную роль в общении. Сокращение мимических мышц изменяет выражение лица, и по ним можно предугадать действия партнера в процессе общения.

    Об этом следует помнить, потому что, слушая собеседника с непроницаемым выражением лица, можно вызвать у него растерянность и подозрение в безразличии. Это особенно надо учитывать врачам. Больной ловит каждое движение врача при общении, пристально следит за выражением его лица, глаз. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров общения людей, когда реакция на сообщения имеет большое значение для человека, в данном случае больной.

    Поэтому очень важно уметь управлять средствами невербальной коммуникации, правильно ими пользоваться. Особенно важна умеренность. Человек, который слишком ярко сопровождает слова средствами невербальной коммуникации, производит неприятное впечатление. Например, человек сообщает другому о какую-то мелкую неприятность и начинает сообщение с страхаючим выражением лица и словами: "Ты только не волнуйся, я имею сказать тебе нечто очень важное и неприятное". В это время в воображении партнера по общению возникают страшные картины (смерть близких, пожар, катастрофа). Сообщение же заканчивается словами: "Твой отпуск перенесен на неделю".

    Очень неприятное впечатление во время общения производит человек, сообщения которого сопровождается неуместными средствами невербальной коммуникации. Например, один человек говорит другому: "Я слышал, что у тебя угнали машину", - и сопровождает слова легкой улыбкой. В данном случае отсутствие культуры общения может вызвать уверенность в том, что человек радуется чужому горю.

    Соответствие средств невербальной коммуникации содержанию словесной информации является одним из важнейших элементов культуры общения.

    Первое впечатление формируется достаточно быстро, хватает пары минут. Многие люди моментально вызывают симпатию или антипатию. Зависит это вовсе не от одежды или внешности, а от того, как человек говорит. Культура общения, хорошие манеры и знание правил этикета выходят на первый план при оценивании личности.

    Хорошие манеры не даются от рождения, как и многому другому, им нужно учиться. Основу закладывают родители, которые дают первые представления о правильном поведении в обществе. Человек совершенствует в себе эти знания и умения на протяжении всей жизни. И, задавшись такой целью, можно помочь себе облегчить общение с другими людьми, производить приятное впечатление и быстрее добиваться успеха.

    Важность этикета

    Речь – вовсе не простое формирование мыслей в слова и предложения, это сложнейший механизм в налаживании и установлении социальных связей. Культура общения влияет не только на собеседника, но и на самого человека. Подбор правильных выражений и корректные манеры формируют особый настрой ваших оппонентов.

    Особенно ярко видна необходимость владеть этикетом общения в деловой сфере. При соблюдении всех правил хорошего тона сотрудник формирует у окружающих благоприятное мнение не только о себе, но и о компании, которую он представляет. Поэтому при желании достичь определенных вершин, нужно хорошо владеть своей речью.

    Правила этикета и общения

    Этика общения заключается не только в манере правильно говорить. Важными аспектами являются также интонация, язык, дистанция и поведение индивида. Правильно себя подать может помочь изучение общепринятых правил культуры общения.

    На что стоит обратить внимание при коммуникации:

    • Расстояние между собеседниками

    Культура общения диктует свои нормы. Например, для незнакомых или малознакомых людей оптимальной дистанцией принято считать расстояние в 2 вытянутые руки. Помимо соображений личного пространства и комфорта это имеет и практическое значение для этикета общения – любой собеседник может спокойно уйти, никто никому не загораживает проход и не держит за пуговицы.

    • Путаница

    Если в ходе общения вы перепутали имя или забыли его, достаточно извиниться один раз. Коротко попросить прощения можно и в том случае, если вы споткнулись или затянули паузу в разговоре.

    • Сплетни

    Особый дискомфорт приносят сплетники на мероприятиях. Для того чтобы не попасть в дурную или щекотливую ситуацию, не стоит обсуждать никого из присутствующих. Это является признаком дурного тона и не одобряется этикетом общения.

    • Тема разговора

    Правильно подобранная тема беседы – залог успеха. В культуре общения считается недопустимым долгая акцентуация разговора на своих снах, воспоминаниях, детях или супруге, привычках, болезнях, сплетнях, вкусовых или сексуальных предпочтениях.

    Религия и политика вообще не должны затрагиваться, так как аспекты мировоззрения являются очень смущающими для большинства людей.

    В том случае, если собеседник выражает яркие признаки раздражения от выбранной темы, стоит извиниться и перевести разговор в более нейтральную.

    • Тактичность

    Этика общения накладывает однозначный запрет на использования языка, незнакомого для окружающих вас людей. Даже если вы говорите со своим давним знакомым в компании других. Это вопиющая бестактность!

    Следует избегать жаргонных словечек и профессиональной терминологии. При знакомстве с представителем какой-либо профессии (строителем, врачом или юристом), не принято просить у них совет. При возникновении такой необходимости стоит договориться о личной встрече в другое время. Таким образом, этикет общения будет соблюден.

    • Терпение

    Не всегда тема разговора может быть вам интересна. Если собеседник посчитал нужным донести какую-то информацию, его необходимо выслушать. Если она неприятна, можно незаметно перевести разговор в другое русло. Прерывать собеседника на полуслове – признак дурного тона. Также как и демонстрировать явное раздражение, нетерпение и злость.

    Делать замечания не считается корректным и допускается лишь в исключительных случаях. Этими случаями, как гласит этикет общения, является грубость в отношении вас или ваших близких, сплетни, затрагивание личных вопросов без разрешения, критика.

    • Проявление интереса

    Пристально и непрерывно рассматривать человека нельзя. Особенно смущающим является взгляд на другого во время еды.

    Иногда возникает желание разрядить обстановку или подкрепить свои слова чем-то приятным или яркой шуткой. Любые анекдоты, забавные истории, стишки уместны в небольших дозах и только в соответствии с конкретной темой.

    • Демонстрация своего превосходства

    Никому не нравится ощущать себя глупее своего собеседника. Поэтому подавлять своего собеседника эрудицией – не лучший вариант. Переоценивание и восхваление своих возможностей тоже вряд ли найдет своих поклонников.

    В случае, если вы в чем-то не разбираетесь, не надо стесняться. Согласно этике общения это можно озвучить и попросить объяснить. Люди любят проявление интереса к ним, а также возможность открыть что-то новое для своего собеседника.

    • Искренность

    Этика общения предполагает уважительное отношение к собеседнику. В том случае, если случилась беда или недоразумение, очень важны слова поддержки. Но использовать стереотипные фразы и всем известные мудрые советы – признак дурного тона. Попытайтесь войти в ситуацию, найти искренние слова поддержки для человека. Это показывает ваше уважение к нему, заинтересованность в его личности и благодарность за открытость.

    • Правильное обращение

    Этика общения подразумевает правильное обращение к другому человеку, ведь именно с него начинается коммуникация. Очень важно учитывать возрастные, половые и статусные особенности в таком тонком деле. Иначе есть риск начать общение с неприятной ноты.

    • «Вы» и «ты»

    Этические нормы общения предполагают обращение на «ты» только к самым близким людям и детям младше 12 лет., а со всеми остальными использовать формулировку «Вы». Даже в том случае, если человек одного с вами возраста.

    • Демонстрация родства

    В обществе не всегда приветствуется чрезмерное акцентирование на близких отношениях двух или более людей. Для того чтобы не привлекать внимание, в обществе посторонних людей, близких друзей или родственников называют по имени.

    • Переход к неофициальному общению

    Совершать переход с «Вы» на «ты» необходимо медленно и очень тактично. Как гласит речевой этикет и культура общения, лучше, если инициатива будет исходить от женщины или человека, старшего по возрасту или социальному положению.

    Как правильно отказывать

    Иногда случается, что возникает неловкая ситуация, где вам необходимо отказаться от того или иного предложения. Сделать это можно, используя разные тактики. Выбирается форма отказа, исходя из возможности оказать или не оказать помощь, близости общения с человеком, личного отношения к собеседнику, виде просьбы.

    Речевые тонкости отказа:

    • Решительное «нет»

    Если ситуация предполагает незамедлительный ответ, не стоит тянуть с отказом. Дрожь в голосе и бегающие глаза дадут понять собеседнику, что вы не уверены в себе. Как следствие, это открывает горизонты для повторного манипулирования.

    • Аргументы

    При обосновании своего отказа повторная просьба или упреки не приемлемы по этике общения. Если такое и возникает, то это свидетельство уровня культуры общения у другого человека, и вы имеете право уйти. Но отказать, не объяснив причину, недопустимо.

    • Защитная поза

    Подкреплять свой словесный отказ психологическим блоком в виде скрещенных рук или ног, отдаляться от человека не нужно. Таким поведением можно оскорбить собеседника.

    • Упреки в сторону просителя

    Ни в коем случае нельзя стыдить или обвинять в наглости другого человека за попытку попросить о чем-то. Его право попросить, ваше – отказать. Чаще всего в такой ситуации нотации не нужны. А вот оказать хотя бы моральную поддержку можно.

    Общение с незнакомцами

    Порой трудности возникают при обращении в транспорте или на улице к незнакомым людям. Привычно использовать слова: женщина, мужчина, мальчик, дедушка. Однако такое обращение недопустимо. Согласно этике общения нужно использовать обезличенные фразы: подскажите, пожалуйста, извините.

    Согласно этике общения, первым должен приветствовать мужчина женщину, младший старшего (по возрасту или рангу), опоздавший ожидающего, вошедший уже присутствующих.

    В зависимости от обстоятельств, выделяют такие виды обращения:

    1. Официальное (мадам, гражданин, господин);
    2. неофициальное (по имени или на «ты»);
    3. обезличенное.

    Этика при публичных выступлениях

    В течение своей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью публичных выступлений. Это может быть защита дипломной работы, презентация своей книги, проведение конференции или провозглашение тоста на свадьбе. Одним из ключевых аспектов является получение расположения аудитории и правильное общение с ней.

    Для этого нужно знать основные правила этики при публичных выступлениях:

    • Подготовка плана выступления должна происходить заранее

    Сформировать основные тезисы, сделать презентацию и желательно отрепетировать несколько раз. Так можно избежать непредвиденных ситуаций. Позитивным моментом станет и использование статистики, которая будет являться весомым аргументом в ключе рассматриваемой проблемы.

    • «Нет» поучительному тону

    Публика должна чувствовать вашу эмоциональную причастность к рассматриваемой ситуации. Грамотно подобранные слова и фразы, обращение на равных создаст явное преимущество в их глазах.

    • Краткость и четкая цель

    Следует избегать употребления заезженных фраз, они делают ваши слова неубедительными, создавая впечатление некомпетентности. Длительное вступление тоже не сыграет на руку.

    • Вежливость

    Не все люди могут одобрять вашу позицию. Даже в том случае, если вам отвечают грубо или резко, нужно быть сдержанным и отвечать вежливо, несмотря на бурлящие внутри эмоции. Иначе это будет нарушение этикета общения. Использовать нецензурные выражения так же недопустимо. Соблюдая эти правила, будет легче добиться поставленной цели.

    Таким образом, следование элементарным нормам общения поможет избежать множества неприятных ситуаций, а также сложить максимально приятное мнение о своей личности. Этика общения многогранна, что открывает перед каждым внушительные возможности признания и влияния.