Культура общения и ее воспитание. Основные формы культуры общения: поведение, речь, внешний облик, Виды этикета

Общение - неотъемлемая часть человеческой жизни, сопровождающая человека от самого рождения и до его кончины.

Понятие общения

Социальная психология дает общению множество определений, однако, наиболее используемым в фундаментальной науке является следующее:

Общение является процессом установления и поддержания прямого, опосредованного или непосредственного разными средствами контакта между людьми. Говоря о непосредственном общении, мы можем вспомнить свой последний разговор с другом на перемене или с родителями дома.

Упоминая опосредованное - последний телефонный разговор или голубиную почту средних веков, когда общение осуществлялось не только через письменную форму, но и посредством птицы-почтальона.

Составляющие общения

Как и у любого процесса, у общения имеются необходимые составляющие:

1. Контакт (вербальный или невербальный) - т.к. даже зная, что с неким человеком на другом конце страны вы будете говорить на одном языке и на одну тему, но не имея с ним какого-либо контакта, пообщаться вам не удастся.

2. Общий язык (в том числе и жесты) - т.к. если вы, желая пообщаться с иностранцем на злободневные, интересующие вас темы, не сможете найти общий язык, общение не наладится.

3. Общность тезаурусов («сокровище» др. греч.) - т.е. общий запас знаний о мире. Говоря об общности тезаурусов, можно вспомнить попытки общения колонизаторов с народами Африки. Культура, образ жизни и представления о мире у участников общения были совершенно разными и контакт налажен не был.

Формы общения

Кроме трех необходимых составляющих мы можем говорить и о формах общения. Формы общения определяются по характеру и содержанию информации, которой собеседники обмениваются между собой. Таким образом, можно выделить следующие формы общения:

Служебное (деловое). Пример: официальные переговоры о предстоящей сделке
. повседневное (бытовое). Пример: разговор матери и ребенка о том, как прошел его день в школе.
. Убеждающее. Пример: предвыборная речь кандидата в депутаты.
. Ритуальное. Пример: общение между служителями храма во время проведения церемонии.
. межкультурное (межэтническое). Пример: коммуникация представителя восточной цивилизации с представителем западной.

Культура общения

Культурой же общения мы называем социальное явление, которое отличается и характеризуется нормативностью этого самого общения. Социальные нормы - это правила поведения, определяемые социальными группами и ожидаемые в реальном поведении участников этих групп.

При помощи этих правил социум избавляется от тяжелой надобности регулировать схожие случаи поведения в индивидуальном порядке. Подобные эталоны поведения нужны не только самому социуму, но и отдельной личности, более того, их возникновение стало реальным только с приходом осознания человеком своего отношения к остальным людям, к их личности и индивидуальности. Как следствие, социальная жизнь практически не может существовать без норм общения.

Лексика и особенности языка, элементы искусства, ритуалы, правила вежливости и этикет, игры и прочее - все эти социальные явления типизируют общение и формируют различные человеческие, как духовные, так и физические, качества, превращая их в привычки, которые можно назвать массовыми.

Формирование культуры общения

Но как формируется культура общения? Кто помогает нам освоить ее азы? Ответ на этот вопрос двойственен. С одной стороны, главным институтом усвоения социальных норм является семья, то есть взрослые партнеры человека по общению. Именно взрослые дают ребенку основные представления о социальных нормах, табу, социальных ролях, которыми ребенок затем пользуется, входя во взрослую жизнь.

Общение со взрослыми более официально и уважительно, более табуировано, более подвержено нормам вежливости и этикета. В то же время, сверстники, которые принимают в жизни ребенка ощутимое участие, тоже привносят свой вклад в его культуру общения. С друзьями он более открыт, более активно проходит социализацию, сверстники помогают ребенку формировать свою Я-концепцию: представление о самом себе и оценку самого себя, сравнение себя с другими, определение своих слабых и сильных сторон.

Конфликтные ситуации

Однако, даже с учетом культуры общения и многочисленных норм, коммуникация, как правило, не обходится без конфликтов и конфликтных ситуаций.

Конфликтные ситуации - это представления некоего человека Н об имеющемся (реальном или воображаемом) противоречии, о самом себе - Н- о своих мнениях, возможностях и т.п., об оппоненте - его мнениях и возможностях, а также о том, что думает и предполагает оппонент о представлениях человека Н.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Симпатия и антипатия: сотрудничество и соперничество, взаимопонимание
Следующая тема:   Малая группа: многообразие малых групп и групповой эгоизм

Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уваже­ния себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала - эффективные средства самореализации.

Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улы­байтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает лю­дей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе са­мого трудного дела.

Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех си­туациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.

Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если крити­куете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство крити­куемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение ок­ружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, опре­деленными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, яс­ность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней куль­туре, духовном богатстве.

Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сна­чала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.

Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благода­рить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.

Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.



Перечисленные выше правила этикета раскрывают основные его положения, соблюдение которых поможет в бизнесе, однако существует еще много других правил, которые так же необходимо соблюдать:

Речевые и психологические правила. В речевом этикете деловых людей также немаловажное значение имеют комплименты. Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Пользу от комплимента получают все. Но следует помнить, что в комплименте не должно содержаться двусмысленных оборотов, поучений, он должен быть по возможности кратким, строиться на фактической основе, быть искренним и конкретным.

Профессиональное слушание и эмоциональный интеллект. Профессиональное слушание – это особый талант, который проявляется в способности находить в услышанном от партнера ценную информацию, а значит вызывать у него доверительное отношение к себе. Главный прием слушания – отвечать не на свои собственные мысли, а на мысли и высказывания партнера, находится полностью в его вербальном поле. Слушать – это больше, чем только понимать слова, это также способ улавливать интонационный строй речи. Наличие этой способности может обеспечить успех в деловом общении.

Деловой этикет требует особого поведения в общении с клиентами. Здесь требуются хорошие психологические знания, опыт и определенный эмоциональный интеллект, который включает не только понимание самого себя и управление собственными эмоциями, но и умение распознавать эмоции других людей.

Внешний вид и одежда . Среди каналов, по которым человек посылает информацию о себе, немалое значение имеет его внешний вид и одежда. Одежда – своеобразная визитная карточка и оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению. Очень важна манера ношения одежды. Самой подходящей формой деловой одежды для мужчин и женщин был и остается костюм.

Обратим внимание на одежду мужчины. Ему надо иметь пару костюмов и пару пиджаков с брюками, а также около дюжины различных рубашек. Галстук – главный предмет в туалете мужчины. По длине, ширине и цветовой гамме он должен соответствовать моде. Носки подбираются к галстуку, затем к цвету брюк, обуви. Вечерний туалет делового мужчины должен состоять из брюк и пиджака непременно одного цвета и белой рубашки. Важную роль в имидже делового человека играют аксессуары. Это красивые очки, наручные часы, бумажник, деловая папка или портфель, мобильный телефон. В моду снова вошли запонки и булавки для галстука.

Несколько слов о костюме деловой женщины. Универсальная одежда – платье, костюм, брючный костюм или стильные блузка и юбка. Для службы наиболее приемлемо платье – серое в мелкую полоску. Женщину украшает, прежде всего, прическа, затем туфли, сумка и бижутерия. Как и у мужчины, аксессуары женщины должны быть самого высокого качества.

Этикетные церемонии:

Приветствие. Оно представляет собой форму взаимного уважения, и в любой ситуации должно показывать не только нашу вежливость, но и искреннюю расположенность, доброжелательность к партнеру. Здесь уместно пользоваться не только речевыми средствами, но и невербальными жестами: кивком, поклоном, улыбкой. Обращение по имени и отчеству – это обращение к личности, тем самым вы подчеркиваете уважение к человеку, такое приветствие говорит о вашей культуре.

Рукопожатие. Выражает взаимное расположение людей друг к другу и требует особого такта. Все чаще при взаимном приветствии мужчины и женщины инициаторам рукопожатия является она. Исключением из правила является ситуация, когда мужчина намного старше женщины по возрасту или служебному положению, в этом случае он подает руку первым. Не принято обмениваться рукопожатием через порог, стол, через какую-либо преграду.

В самих приемах рукопожатия фиксируется характер отношений людей друг к другу. При этом существуют варианты. Первый вариант: доминирование, когда рука партнера направлена вниз по отношению к вашей руке и вы чувствуете сильное давление, он как бы пытается управлять вами. Во втором случае: человек протягивает руку так, что его ладонь смотрит вверх, дает вам понять, что уступает вам лидерство. И третий – руки движутся параллельно друг другу и вертикально к плоскости пола, что указывает на отношение равенства, партнерства.

Представление. Посредством представления можно установить нужные и полезные связи. Принято представлять младшего по возрасту старшему, холостого – женатому, низшего по статусу – высшему, мужчину – женщине, более молодую женщину – старшей и т.д. Когда мужчину представляют женщине, он встает и слегка кланяется, женщина остается сидеть. Только что прибывшие на встречу не представляются лицам, которые уже покидают его. Не следует представляться в лифтах .

Приемы. В обществе издавна сложились определенные правила организации и проведения различного рода приемов – от дипломатических приемов до домашних вечеринок. Приемы проводятся как в ознаменование важных событий, так и в честь проведения каких-либо официальных мероприятий. Приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

Проведение каждого приема требует тщательной подготовки. Прежде всего, определяется вид приема, который зависит от цели, ради которой он организуется, состава гостей, а также материальных возможностей. Если на приеме присутствуют иностранные гости, то следует учесть их национальные традиции, обычаи. Нужно определить место проведения приема, составить список приглашенных, заблаговременно разослать приглашения, составить меню и план рассадки за столом, если речь идет о завтраке, обеде или ужине.

Презентация. Главная цель презентации – представление: фирмы, товара, услуг, книги и т.д. Презентация дает хорошую возможность пригласить нужных людей, установить деловые контакты. Тщательно продумывается список лиц, которых желательно видеть на этом мероприятии, и заблаговременно рассылаются приглашения. Объявить о презентации можно в средствах массовой информации.

○ Правила общения по телефону. При эффективном использовании телефон становится важнейшим компонентом имиджа фирмы, а умение сотрудников фирмы вести телефонные переговоры определяет ее репутацию и размах ее деловых операций. В японской фирме не будут держать сотрудника, который не решил деловой вопрос за 3 минуты.

Очень важна корректировка общения по телефону. Анализ показывает, что в телефонном разговоре около 40% занимают повторения слов, паузы. Лишняя информация, поэтому к телефонному разговору надо заранее готовиться, подбирать нужный материал, документы, предложения, адреса.

Следует составить план беседы, если телефонный разговор для вас важен, записать вопросы, спрогнозировать вероятные ответы и предложения делового партнера, держать в памяти или на бумаге даты и номера документов, материалов, имеющих отношение к делу.

По окончании телефонного разговора надо проанализировать свои впечатления от стиля разговора, его содержания. Учесть уязвимые места или ошибки свои и делового партнера.

Требования культуры общения по телефону:

1. Краткость (лаконичность), стремление оперативно и быстро решать проблемы, оказывать помощь;

2. Четкость и ясность не только в мыслях, но и в их изложении

3. Компетентность

4. Владение техникой деловой беседы

5. Тактичность

6. Доброжелательность

7. Умеренная эмоциональность

Правила этики общения по телефону:

1. Поздоровайтесь

2. Назовите себя и кратко изложите причину звонка.

3. Уточните, есть время у того, кому Вы звоните, для разговора.

4. Если Вы звоните без предупреждения, в позднее время, звонок на дом - извинитесь за причиняемое неудобство, беспокойство.

5. Грубейшее нарушение - не перезвонить, когда вашего звонка ждут.

6. Если вы звоните человеку, который просил вас позвонить, а его не оказалось на месте или он не может подойти, попросите передать, что вы звонили.

7. Когда разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, когда можно быть уверенным, что у вашего собеседника достаточно времени на беседу.

8. Никогда не говорите с набитым ртом, не жуйте и не пейте во время разговора.

9. Нарушением норм делового этикета считается выдавать себя за личного друга того, кому вы звоните, только для того, чтобы вас скорее с ним соединили.

Если звонит телефон, а вы уже говорите в это время по другому аппарату, постарайтесь закончить первый разговор, а уж потом обстоятельно поговорить со вторым собеседником.

Какой бы номер телефона вы ни набрали, кто бы ни подошел, нужно обязательно поздороваться, если звоните в учреждение, нужно тут же представиться.

Появившиеся автоответчики предназначены для того, чтобы повысить производительность разного рода служб. Однако ими надо правильно пользоваться. Следует включать автоответчик только тогда, когда необходимо уйти с рабочего места. Вернувшись, сразу прослушать запись. Отвечать на звонки следует, не откладывая. Если вы перезваниваете, и вам отвечает автоответчик, нужно назвать себя, задать свой вопрос или что-то сообщить, потом, напомнив свой номер телефона, попросить позвонить вам.

Правила деловой коммуникации:

○ Визитная карточка представляет собой лист не слишком плотного картона небольшого формата, отпечатанную типографским способом. Цвет варьируется, хотя согласно протоколу, они должны быть белыми. Текст набирается черным цветом, но никак ни «серебряным» или «золотым». Обратная сторона карточки должна быть чистой, чтобы делать пометки. Иногда на обратной стороне текст дублируется на иностранном языке.

Вручают карточки обязательно обеим руками, или только правой рукой, при знакомстве с партнерами, на приеме, прощании, как знак особого доверия – частному лицу. При деловом знакомстве обмен визитными карточками – обязательная процедура. Существуют этикетные правила для использования визитных карточек. Так, после состоявшегося знакомства первым оставляет свою визитную карточку тот, чей ранг ниже. При равном статусе во внимание принимается возраст – младший по возрасту оставляет карточку первым. После представления женщине мужчина должен не позднее, чем в течение недели, послать свою визитную карточку ей и ее супругу, даже если он не был ему представлен ..

Вывод: Во втором вопросе были рассмотрены правила делового этикета, раскрыли их содержание и применение в жизни. В этом вопросе были раскрыты основные правила поведения как внешний вид и одежда, правила деловой коммуникации, этикетные церемонии, профессиональное слушание и речевые и психологические правила. Успех организации тесно связан с этикетом и культурой поведения. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуются время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки. Тогда реакция на любое действие, любой ход оппонента, развитие ситуации будет соответствовать правилам хорошего тона, делового этикета, требованиям культуры поведения в данной ситуации

Человек - продукт социализации и прежде всего человек становится человеком благодаря общению. Человечество знает немало примеров, когда ребенок, попадая в раннем возрасте в среду животных, выживала, но не становилась человеком в полном смысле этого слова. Причина - отсутствие возможности подражать и, особенно, общаться с людьми. Итак, общение имеет огромное значение как для становления человека, так и для ее дальнейшей жизни в обществе.

Главная особенность общения - взаимодействие. Процесс общения охватывает социальное взаимодействие членов общества - их совместной деятельности, интеракции и собственно коммуникацию. Упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих характер общения в зависимости от его целей и средств. Общаясь, люди должны считаться с социальными нормами, обычаями, традициями, существующими в данном обществе, коллективе.

От того, как люди разговаривают между собой, зависит настроение, состояние нервной системы, благополучия и спокойствие в семьях, коллективах. Наконец, от манеры общения во многом зависит успех в работе.

Обладая нормами культуры общения, человек сможет избежать многих проблем, конфликтов, скорее достигнет жизненных целей.

Культура общения... О ней говорят во все эпохи. И каждая эпоха развития человечества производит свои нормы, традиции, национальное своеобразие культуры коммуникации между людьми.

Культура общения является составной частью культуры человека. Для нее характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в определенном обществе, в конкретной ситуации.

Культура человеческого общения - это часть общей нравственной культуры личности. Отсутствие культуры общения - свидетельство бездуховности человека. Еще мудрый Эзоп доказал, что наше слово - это лучшее, что есть в распоряжении человека, и хуже, чем она обладает.

Сейчас проблема культуры общения приобретает большое значение. Происходит становление Украины как самостоятельного государства, интенсивно развиваются международные и межличностные связи с различными странами мира. Учитывая, это определяющей становится для нашего общества проблема умение общаться как на официальном, деловом, так и на бытовом уровне.

Сейчас важно заложить основы культуры общения в нашем обществе в соответствии со временем, в котором мы живем, к нашей истории, к духовно-творческого потенциала украинского народа.

На наш взгляд, этой проблеме уделяется неоправданно мало внимания как в образовательно-воспитательных заведениях, так и в государстве в целом. Средства массовой информации, имея огромные возможности формировать вкус к настоящей высокой культуры взаимоотношений между людьми, пренебрегают этой возможностью.

Киноэкраны и экраны телевизоров заполонили третьесортные боевики, и на зрителя льются грубые слова, отвратительные выражения. Это не может не беспокоить общество. Ведь если человек - продукт социализации, то огромный смысл для становления личности в том, какой именно опыт (традиции, обычаи, нормы) передает общество своим поколением.

Традиции, обычаи украинского народа высоки и духовно богаты. Однако если не давать надлежащей оценки разгула антикультуры, то она начинает восприниматься как норма. Именно так воспринимается низкая культура общения между людьми в общественных местах, в семьях. Грубость, отсутствие уважения и внимания к человеку нарушает принцип человечности как наиболее желаемой нормы взаимоотношений между людьми, вызывает общий негативизм и разрушает духовную сферу человеческих взаимоотношений.

Если мы хотим построить цивилизованное государство, то должны стремиться к цивилизации, а первым проявлением этого является культура общения.

Семья, учебно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения должны, формируя личность, развивать в ней такие морально-психологические качества:

Человечность;

Внимательность;

Отзывчивость;

Умение видеть моральную сторону своих и чужих действий и поступков;

Выдержка;

Владение собой;

Способность сдерживать негативные эмоции;

Умение слушать другого человека;

Способность предвидеть возможные последствия своих слов, действий, поступков.

Вся система отношений человека к другим людям реализуется в общении. Понятие общения является одним из центральных в системе психологического знания. Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Общаясь, люди могут обмениваться мнениями, опытом, интересами, чувствами и т. В общении человек формируется и самоопределяется, проявляет свои индивидуальные особенности. Результат общения - налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия.

Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы. Общение координирует совместные действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте.

Культура общения в узком смысле - это сумма приобретенных человеком знаний, умений и навыков общаться, которые созданы, приняты и реализуются в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

Культура общения зависит и от личности, ее качеств. Может ли считаться культурной человек, который ведет себя высокомерно, высокомерно, не интересуется мнением других, говорит только сама, не давая возможности высказаться собеседникам, презрительно относится к другим? Конечно нет. Культурный человек должен быть спокойным, уравновешенным, знать что, где и как сказать.

Исследователи считают, что общение - это своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, исполняющий конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его также восприняли как личность. К тому же зритель в обоих случаях является активной стороной.

Чтобы овладеть культурой общения, специалист должен иметь элементарные знания по психологии, стыки общения, уметь применять на практике коммуникативные установки.

Что же такое установка?

Установка - это состояние готовности индивида или группы определенным образом (положительно или отрицательно) реагировать на объекты (или субъекты) и влияние. Разновидностью социальных установок являются коммуникативные установки. Они очень важны для формирования культуры общения, поскольку помогают установить контакт между собеседниками, подготовить их к положительному восприятию информации, преодолеть безразлично негативное отношение к тем или иным идеям, людям, ситуаций.

Установки под влиянием общения с разными людьми возникают, изменяются и исчезают.

Может во время общения друг собеседник повлиять на коммуникативные установки других? Так, может, но он должен показать характер, положительную или отрицательную моральную направленность этих установок. Только после этого можно формировать новые или закреплять те, что есть, их реконструировать.

В подобных ситуациях ученые советуют вести себя так:

Если строишь необходимую установку, будь первым;

Чтобы закрепить эту установку, подавай ее в новой форме или контексте;

Если хочешь реконструировать установки, не действий прямо, а начинай с согласия ".

Высокий уровень культуры общения, по мнению ученых, создают компоненты:

Коммуникативные установки, которые "включают" механизмы общения;

Этические нормы общения, принятые в данном обществе; психология общения (категории, закономерности, механизмы восприятия и понимания друг друга)

Умение применять эти знания с учетом ситуации, в соответствии с нормами морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей.

Схематично культуру общения в широком смысле эти самые исследователи предлагают изобразить так:

где КУ - коммуникативные установки; 3 - знания по этике и психологии общения; В - умение применять эти знания на практике.

Итак, культура общения - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных моральных и психологических компонентов, каждый из которых вносит свое в характеристику целого.

Ученые отмечают, что эта система реализуется в определенных условиях, ведь поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Одни и те же черты характера проявляются по-разному: человек бывает честным в одной ситуации и нечестной в другой (это зависит от внешнего окружения, его воздействия на человека. Это окружение - люди с которыми он живет, учится, отдыхает, работает. Всех их человек отражает в психике, на каждого эмоционально отзывается. В зависимости от того, как ближайшее окружение удовлетворяет потребности человека, оказывается ее реагирования на близких. Иногда вежливая, доброжелательная и терпеливая на работе человек в домашнем окружении есть тираном. А случается и наоборот. Настоящий уровень культуры общения такого человека низкий).

Большое значение для каждого человека имеет процесс приспособления к окружению, в котором придется работать (от адаптации нового человека в коллективе зависит производительность его труда). На западе в компаниях, которых волнует процесс быстрого приспособления человека к новому коллективу, создана специальная служба человеческих отношений и специальные программы профориентации и информации, где говорится о том, как служащие должны общаться между собой и с клиентами, чтобы поддерживать высокий имидж корпорации.

Культура поведения и общения человека зависит от того:

Что происходит в мире;

Законы принимает парламент;

Как повышаются цены на товары и продукты питания и т.д. Растревоженная этими событиями человек может свое недовольство,

раздражение "выливать" на других.

Из истории культуры общения

Наши предки любили общаться. По свидетельствам Геродота (V в. До н. Э.), Они при свете костра "говорили сказку", "баял басню", то есть проводили время, общаясь. Интересно свидетельство того, что уже в древние времена люди могли находить общий язык, решая через вече важные государственные дела («Велесова книга, или" Скрижали бытия украинского народа »). Такие общепринятые сейчас нормы морали как уважение к старшим, взаимопомощь, храбрость, честность берут начало с тех давних времен. О культуре общения писали первый митрополит Киевской Руси Иларион, оратор и мыслитель Кирилл Туровский.

Заботился о культуре общения и этикет князь Владимир Мономах. В своем "Наставлении" он советовал "... иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую, соблюдать слово Господне... при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, немного смеяться, стыдиться старших... вести себя благочестиво, научить... глазами управлению, языке содержанию, ума смирению, телу пидкорянню, мысли чистоту соблюдать, побуждая себя к добрых дел...; не забывайте того Доброго, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь...; одного человека не пропустите, а не поздравив ее и не подарив ей доброе слово... ". "Правильная жизнь" человека, по его мнению, достигается ее "добрыми делами".

В XVII в. в Украине большое влияние на человека и его культуру общения с другими людьми имели центры духовной культуры и духовные лица - мыслители, а также первые центры образования и культуры (Львовская братская школа и Острожская греко-славяно-латинская школа, Киево-Могилянская академия) .

В Киево-Могилянской академии работали выдающиеся воспитатели и мыслители, которые учили учеников культуре общения. По их мнению, путь к успеху в общении лежит через познание себя и другого, из-за использования этических норм и правил, которые свойственны только гуманном обществу.

Феофан Прокопович - ученый, писатель, оратор Киево-Могилянской академии в своем "Духовном регламенте" критиковал "князей церкви" за их злоупотребления и нарушения нравственных основ ритуала. Он считал, что только с помощью этики, искусства слова и искусства общения можно влиять на людей и убеждать их.

В книге "Риторика" (раздел "О чувствах") подчеркивал, что нужно применять этические правила и нормы поведения в сочетании с требованиями психологии и риторики. Особое внимание он обращал на такие чувства, как любовь, радость, гнев, печаль, страх, возмущение в человеческих отношениях. Ф. Прокопович считал, что нужно уметь волновать людей (для этого надо использовать сильные эмоции, величественные способы изложения своих чувств) приносить удовольствие (для этого необходимо принимать красивые способы изложения мысли; ум идти поучать.

Ф. Прокопович следуя античными риторами - Аристотелем, Цицероном, пришел к выводу, что "словесное выражение (еиосигио) заключается в том, чтобы отборных словам и изысканными формами предложений оформить тот материал, который мы талантливо подобрали и рассудительно разместили в определенном порядке", потому что без этого "слабеют чувства, застывают доводы, сухой становится амплификация, тупеют остроты, а не улыбаются тонкости и шутки, вся речь становится ослабели и скучной и как ползает по земле, и, что больше, даже кажется мертвой".

Его мысли о стиле сосредоточены в специальной четвертой книге - "О лингвостилистические оформления речей" и рассеяны по всей большой работе "Риторика".

Ф. Прокопович последовательно и разносторонне скрупулезно формирует учение о стиле, не забывая ни о достоинствах (признаки и преимущества) стиля, ни о его недостатках.

Отметим, что для ораторского мастерства важным является умение оратора придерживаться соответствия между стилем, предметом (темой) и время. Для хорошего стиля существенным признаком должно быть соответствие между словесным выражением, предметом речи, ситуацией, чувствами оратора и настроениями слушателей. Это поможет оратору общаться с аудиторией.

Этот принцип соответствия сформировался еще в античной культуре (как проявление концепции общей и абсолютной красоты).

Главными признаками стиля должны быть правильность и ясность. По мнению Ф. Прокоповича, речи можно составлять и произносить не только на латыни, но и живым народным языком, соблюдая правильности и чистоты, принимая ту живую произношение, которой пользуется большинство и зарождающейся в центре народа, ибо "каждый язык портится от соседства с другими "2.

Феофан Прокопович считал, что несоответствие между содержанием и формой речи порождает недостатки стиля и лишает его чистоты и ясности и тех признаков, которые являются основными для стиля. Ученый считал, что всем, кто выступает перед людьми, общаясь с ними, нужно стараться избегать недостатков стиля, среди которых он выделил несколько, в частности:

Холодный стиль - это тот, в котором нет живого смысла, мнение мертва, а есть многословие, не имеет души.

Чрезмерный (надутый, высокопарный) - стиль, в котором накоплен излишне средств образности.

Лженаслидувальний стиль - неуместно подражания (подобная чьей речи форма, а содержание другой) или чрезмерное подражание (до мелочей).

Поэтический стиль является недостатком практической, консультационной речи, но он уместен в творчестве и в близких отношениях между людьми, в общении с Богом.

Сухой стиль, простой стиль становится недостатком речи, когда говорит о бедности мыслей, содержания предмета, мыслей оратора, неумение и отсутствие подготовки, однако он уместен в официальных деловых отношениях.

Шаткий, неуверенный, неорганизованный стиль свидетельствует либо о низкой культуре оратора, или о равнодушии, невнимание.

Школьный стиль характеризуется соблюдением всех требований школьной риторики. Он может восприниматься как недостаток в устах опытного, искусного оратора, от которого ждут оригинального, авторского стиля.

Хлоп рыбий стиль - это неуместно, без необходимости использования привлекательных средств с целью похвастаться.

Эмоциональный стиль (парентирс) как недостаток воспринимают тогда, когда он касается незначительных, не стоящих таких эмоций тем.

На самом же деле эмоциям и чувствам и способам возбуждения их у слушателей Ф. Прокопович придавал большое значение. Он разделил все эмоции и чувства на те, которые связаны со стремлением человека к чему-то, и те, которые связаны с предотвращением чего-то. К первым относятся приятные: любовь, желание, надежда, радость, радость, удовольствие, уверенность, тревога, беспокойство; ко вторым - неприятные: ненависть, страх, гнев, возмущение, отчаяние, грусть, стыд, сочувствие.

Описывая природу каждого из чувств, насколько позволяла тогдашняя наука о человеке, Ф. Прокопович рассуждал, как эти чувства и эмоции можно вызвать и как можно их сдержать, подавить.

Умение шутить - это природный дар оратора и его иронический тип рассуждения. Оказывается он через языковые средства. Следовательно, на них надо обратить внимание. Ф. Прокопович советует использовать такие языковые источники шуток: полисемию (использовать переносные значения слов, противопоставлять их) паронимия (употреблять близкие по звучанию слова, остроумно подменять их) этимологию (раскрывать смешные этимологии, особенно имен) сравнения (для сравнения несравнимое) персонификацию (оживлять то, что таковым не может восприниматься) гиперболу (значительно преувеличивать) аллюзию (делать намеки) сочинения (фиктивное, но правдоподобное) и др.

В общении люди должны использовать, по мнению Ф. Прокоповича, слова волшебные, благозвучные, приятные, образные и весомы. Волшебные и образные слова - это слова с переносным значением, они освежает зрение и мысль, потому что берут свое значение от хороших вещей: света, солнца, звезд, хорошей погоды, блеска, украшений и т. Легкие, приятные, благозвучные слова - это те, что состоят из удачного сочетания хороших звуков, их звучание напоминает шум воды "всплывает ласково по склонам". Весомые слова - это те, что выделяются и убедительно впечатляют.

Общаясь, надо избегать:

а) совпадения одинаковых гласных и согласных на границе слов;

б) повторений одних и тех же слов;

в) одинаковых падежных окончаний;

г) слишком длинных и однотипных предложений; г) скопление равносложным слов;

д) стихосложения в прозе, так ритм прозы должен быть свой, а не виршовий2.

Феофан Прокопович разработал эпистолярия, сам был большим мастером этого жанра. Он разделял письма по родам и жанрам на совещательные (советы, поощрения, просьбы, утешения), судебные (обвинение, оправдание, защита, жалоба с угрозой, иск с обвинением) и показательные (сообщения, оповещения, шуточные и остроумные письма). Он рекомендовал писать краткое введение к письму, четкое изложение и выводы. Стиль письма, по его мнению, должны быть не ораторский, а исторический, следовательно, спокойный, рассудительный.

Ф. Прокопович описал все виды судебных, совещательных, похвальных речей, которые были распространены и актуальны в тогдашнем обществе, все его рекомендации и риторические советы направлены на достижение эффективности речей. Для Ф. Прокоповича основным критерием их оценки была эффективность.

Критически оценивал и М. Сумцов достижения риторов академий, считая, что они учили учеников формы, а не содержания, учили заискивания, тщеславия и высокомерия.

Многие идеи и конкретных разработок Ф. Прокоповича безымянно воплотились следующими учеными, но многие из них еще ждут своих исследователей и последователей великого ритора Украины.

Григорий Сковорода - философ и поэт читал курс "христианской благотворительности" (христианский этикет). Ритуальные нормы и правила, по его убеждению, приносят пользу обществу и человеку тогда, когда они опираются на добродетель. Общаясь с другими, каждый человек сможет реализовать свои природные дарования в новом обществе, которое можно построить только с помощью образования и самопознания, культуры.

По показаниям Георгия Канского (книга "История Русов") 1, Богдан Хмельницкий праздник оберегал нравственные ценности: права, культуру и народные обычаи. Это было для гетмана святым.

Этикет существовал в школе во времена М. Драгоманова. В своих воспоминаниях "Два учителя" он описывает правила поведения и общения учащихся между собой и с учителем. Особым уважением пользовались учителя, гуманно относились к ученикам, способствовали развитию их интеллекта и культуры.

Общение как феномен фундаментально не исследовался вплоть до начала XX века, изучались отдельные составляющие этого феномена.

Роль общения исследованы Д. Карнеги ", который разработал практические советы о том, как улучшать общение и завоевывать себе друзей. Эти советы и сегодня помогают деловым людям наладить отношения с другими коммуникантами. Но они, по мнению многих ученых не раскрывают этической и психологической структуры общения, приводят к манипулированию людьми, а это противоречит требованиям гуманистической этики и психологии.

Э.Шостром считает, что на самом деле на высоком уровне культуры общаются актуал и пробки - люди, которые имеют гуманные мотивы общения и относятся к партнерам как к равным себе.

В 20-30-е годы XX века ученые подчеркивали, что нравственные ценности и нормы общения формируются под влиянием высших, в том числе религиозных, ценностей или отвечают традициям, обычаям и ритуалам своего общества.

В это время школа "человеческих отношений", созданная на Западе, активно изучала человеческие отношения, поведение человека в той или иной ситуации.

Широко разрабатываются проблемы общения: отношения человека с другими людьми, общечеловеческое начало в морали, добро, честь, долг, вина, стыд и т.д. - качества, присущие всем людям; человек как абсолютная ценность, психологические аспекты общения, проблемы семьи, предотвращения конфликтов и решения их, проведения переговоров и улучшения межличностных отношений, общения во взаимосвязи с различными видами деятельности, деловое общение. Все исследования направлены на то, чтобы достичь эффективности в профессиональной деятельности.

80-е годы XX века ознаменованы тем, что многие зарубежные теоретики свои исследования посвятили культуре общения - важной составляющей в борьбе за успех в бизнесе. Ли Якокка в работе "Карьера менеджера" отмечает, что общение - - это лучший способ направить энергию людей на достижение поставленной цели.

В конце 60-х - начале 70-х годов ученые изучали изменения поведения людей в зависимости от ситуаций, анализировали вербальные и невербальные средства общения, как целенаправленное воздействие рассматривали прикладные аспекты общения.

Как комплексный феномен изучают культуру общения сейчас. Актуальными для ученых есть проблемы средств коммуникации, особенности контакта, коммуникативные действия, технологии взаимодействия в конфликтных ситуациях и во время переговоров, коммуникативные технологии в деятельности имиджмейкеров, кризисникив, пресс-секретарей, рекламистов, специалистов (Г. Почепцов), проблемы коммуникативной этики (нем. философ Апель).

В последние годы исследования проблемы культуры общения приобретает принципиально новых признаков. Изучение этих феноменов становится системным.

В Украине за последние десятилетия XX века проведено исследование различных аспектов общения, в частности:

Общение как система (теоретические исследования общения и практическое обучение формам и методам повышения уровня культуры общения);

Этические и психологические компоненты общения, их влияние на развитие психики и формирования личности;

Трудности, мешающие людям понимать друг друга, действовать сообща;

Влияние принятых в обществе моральных норм и правил на общение и поведение людей;

Средства общения;

Способы влияния людей как во время совместной деятельности, так и в межличностных отношениях;

Особенности монологической и диалогического общения;

Проблемы делового общения в Украине (середина 70-х лет);

Культура общения (80-е годы)

Каждый человек должен стремиться, самоудосконалюючись, повышать свою культуру, культурно общаться с другими людьми. Этим самым она приумножать добытое многими поколениями наших предков.

Вопросы и Задания для (шюконт ^ оль

Задание 1. Запишите высказывания известных ученых о культуре общения. Как вы понимаете их слова?

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Что влияет на характер общения?

2. Как вы понимаете понятие культура человеческого общения?

3. Что, по вашему мнению, влияет на выработку навыков культуры общения у студентов?

4. Какие морально-психологические качества должны воспитывать у ребенка семья, школа, вуз? Почему?

5. Что означает понятие культура общения в широком и узком смыслах?

6. Объясните, как вы понимаете выражение "уметь применять на практике коммуникативные установки".

7. Как можно закрепить ту или иную коммуникативную установку?

8. Какие компоненты создают высокий уровень культуры? Почему?

Задание 3. Запишите, как схематично обозначают культуру общения. Объясните запись.

Задание 4. Расскажите об истории формирования культуры общения.

Задача 5. Ответьте на вопросы.

1. От чего зависит культура поведения и общения человека?

2. Как заботился о культуре общения князь Владимир Мономах? Назовите его труда.

3. Какие советы Феофана Прокоповича по общению вам запомнились?

4. Почему Сковорода отстаивал ритуальные нормы и правила?

5. Как относился к моральным ценностям Богдан Хмельницкий?

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, в клубе, кафе, транспорте, библиотеке и т.д. Мы общаемся с друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Получается, что наша жизнь без общения немыслима. Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, – огромна.

Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение выполняет рядфункций в жизни человека:

1. Социальные функции:

– организация совместной деятельности;

– управление поведением и деятельностью.

2. Психологические функции:

– обеспечение психологического комфорта;

– удовлетворение потребности в общении.

По мнению Т.А. Ладыженской, общение отличается от коммуникации прежде всего характером взаимодействия, субъект-субъектными отношениями, ориентированными на диалог, а не на односторонний обмен информацией. Субъект-субъектные отношения подразумевают общение как необходимое; решение конкретных речевых задач в той или иной речевой ситуации выступает как вторичное по отношению к главной – установить, поддержать, улучшить взаимоотношения партнеров. Значима не результативность, а эффективность: важно достичь успеха не только в данной конкретной ситуации, но общаться так, чтобы всем речевым партнерам захотелось продолжить общение в дальнейшем. Такое понимание сущности и задач общения предполагает, что для достижения его эффективности необходимо предпринимать целенаправленные усилия, в том числе и духовного плана.

В определенной коммуникативной ситуации одна из целей общения является ведущей, конкретизируется в основную речевую интенцию, а другие могут рассматриваться как попутные, фоновые (по М.Р. Саввовой). Таким образом, составляющие коммуникативной ситуации аналогичны компонентам речевой ситуации (не случайно эти термины часто употребляются как синонимы или образуют одно сложное слово коммуникативно-речевая ситуация). На наш взгляд, основная особенность речевой ситуации - в интенции, направленной на достижение конкретного практического результата, в то время как ядром коммуникативной ситуации является коммуникативное намерение и практического, и духовного плана.

Речевое событие – это основная единица речевого общения (коммуникации).

Речевое событие – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Школьный урок – тоже речевое событие, как и, например, родительское собрание или классный час, конференция или заседание Думы.

Рассмотрим подробнее важнейшие составляющие речевого события.

Первая составляющая речевого события – это поток речевого поведения – «то, что можно записать на видеомагнитофон» (исследователи речевого поведения так и делают); он складывается из:

1) собственно слов – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение;

2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон);

3) значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это пространственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона).

Звучащее слово – живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события, – в современной лингвистике (и риторике) называют дискурсом.

Итак, первая важнейшая составляющая речевого события – это дискурс, сопровождающийся жестово-мимическим (и пространственным) поведением.

Вторая составляющая речевого события – условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует. Это, так сказать, «сцена действия» и «действующие лица».

Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.

Таким образом, речевое событие – это «дискурс плюс речевая ситуация».

Структура речевой ситуации:

участники, отношения, цели, обстоятельства

Анализируя и описывая речевые ситуации, принято главных участников их называть говорящим и слушающим (адресатом).

Характер речевой ситуации, а следовательно, и речевого события в целом определяется не только «действующими лицами», но и отношениями между ними и, главное, целями каждого главного участника общения.

Кто говорит, кому адресует речь, каковы отношения между участниками речевого события – это существенные элементы речевой ситуации.

Участник речевой ситуации как элемент ее структуры предстает перед нами в курсе риторики как носитель 1 – речевой роли; 2 – отношение к партнеру; 3 – речевых целей (намерений).

Речевой акт (речевой поступок) – это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата (по А.К. Михальской).

Коммуникативная цель – это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт, заключается эта цель в том, чтобы адресат понял смысл сообщения и цели говорящего.

Коммуникативное намерение – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Можно выделить следующиетипы коммуникативного намерения:

· проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;

· убедить склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

· внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав и логические и эмоциональные средства воздействия на личность;

· побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.

Коммуникативная стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

С точки зрения стратегии общения, различают такие его разновидности:

1) открытое – закрытое общение;

2) монологическое – диалогическое общение;

3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение строится на основе желания и умения выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Кроме того, можно описать несколько промежуточных вариантов речевого поведения. «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Коммуникативная тактика – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знанием правил общения.

Успешность речевого общенияэто осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.

Выделяют несколько возможныхпричин коммуникативной неудачи :

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса к собеседнику, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) неверный выбор стратегии и тактики общения;

ж) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

Условия оптимального общения – это повышение собственной культуры, стремление к тому, чтобы быть высококультурным человеком, означает сочетание внешней и внутренней культур. Внешняя культура проявляется в том, что человек поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду или когда об этом его поступке станет известно людям, перед которыми он играет роль культурного человека. Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества.

Особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видами общения . Существуют различные подходы к классификации общения.

По цели общение бывает фатическими информативным.Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата. Фатическое (неинформативное) общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание.

По словесному выражению общение может быть вербальным и невербальным.

Вербальное общение – это общение словесное, т.е. на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной – расположение текста, шрифта, схемы, таблицы, графики и т.д. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, поскольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют друг без друга.

С точки зрения обстановки, сложившихся между собеседниками отношений и содержания выделяют бытовое (неофициальное) и деловое (официальное)общение, т. е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов. Официальное – общение с соблюдением всех правил, формальностей, предусмотренных социальными ролями коммуникантов. Оно выстраивается в соответствии с определенными правилами делового этикета, целенаправленно и предполагает использование в речи клишированных, стереотипных компонентов, обеспечивающих точность передачи и адекватность восприятия информации. Неофициальное – частное, нерегламентированное, не имеющее официального статуса. Неофициальное общение отличается непринужденностью, незапланированностью, неформальным, как правило, дружеским характером взаимодействия партнеров, в котором преобладает разговорная речь. Бесспорно, эти виды общения взаимосвязаны друг с другом. Иногда между ними провести четкую грань невозможно.

Общение межличностное, групповое, публичное и массовое различаются по количеству участников . Общение 2 человек принято определять как межличностное общение. При небольшом количестве общающихся (3-10) их взаимодействие называют групповым , а если участвует 20-50 человек, в этом случае общение становится публичным даже в неофициальной обстановке. Массовое общение возникает, когда аудитория превышает 100 человек.

По положению коммуникантов в пространстве и времени выделяютконтактное и дистантное общение. Контактное общение происходит непосредственно: собеседники рядом – здесь, сейчас. Дистантное – собеседники находятся на расстоянии друг от друга (разговор по телефону – дистанция пространственная) или разделены дистанцией временной (обмен письмами). Ситуативность и гибкость сиюминутного речевого действия – отличительная черта контактного общения; дистантное общение отличается большей запрограммированностью и подготовленностью. Это относится прежде всего к письменным формам профессионального общения.

К этой видовой паре близко примыкает общение непосредственное / опосредованное, выделяющееся с точки зрения использования специальных средств . Опосредованное общение – это получение информации через различные опосредующие аппараты: радиоприемник, магнитофон, телевизор, компьютер. Следует отметить асимметричность информационной активности участников опосредованного общения. Опосредующий аппарат выполняет функцию отправителя информации (адресант), полученная адресатом информация не возвращается к отправителю, он не видит реакции получателя информации. При непосредственном общении используется только естественный речевой аппарат человека: голос, зрение, слух.

С точки зрения формы существования языка общение бывает устное и письменное. Для устного общения характеры словесные импровизации и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных предложений, повторы, незаконченность мысли), повторы, уточнения, пояснения. Огромную роль играет интонация, которая является важным средством формирования высказывания и его смысла. Письменное общение обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего собеседника, а может лишь его мысленно представить. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, возвращаться к нему, исправлять его.

Монологическим и диалогическимназывают виды общения, различающиеся по постоянной / переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего. Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Для оптимизации и регулирования общения, а иногда и для его осуществления необходимы такие нормы, соблюдение которых помогало бы преодолевать все барьеры общения. Эти нормы зависят от уровней общения. В.П. Третьякова и Ю.С. Крижанская выделяют три уровня общения:

1. Ритуальный – это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок». Маска – это совокупность знаков, подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе (Р. Якобсон). Ритуальный уровень общения почти целиком регулируется речевым этикетом. Это уровень формального фатического общения.

2. Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъектно-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели. О манипулятивном уровне говорят, когда для коммуникантов главное – достичь результата любой ценой. Очень часто партнер ощущается как соперник в игре. Цель такого общения – выигрыш, если не материальный, то психологический. Общий принцип манипулятивного общения заключается в скрытом воздействии на собеседника, в игнорировании его воли.

3. Дружеский уровень общения. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большей долей фатического общения, поскольку главное в таком общении – понимание и принятие человека как личности. Дружеский уровень – это уровень, при котором можно не заботиться о «технике речепроизводства», т.е. идет глубинное понимание речи: не на уровне отдельных слов, а понимание на уровне всей личности. Для того чтобы общаться на этом уровне, нужно прежде все быть внимательными к партнерам, развивать умение общаться.

Культура общения совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказывания на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.

Культура общения предполагает соблюдение определенных правил, норм. Выделяют три вида норм общения – этические, коммуникативные и речевые. Это виды норм разного уровня.

Этические нормы – нормы, относящиеся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения, – это доброжелательность, принятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Их можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.

Коммуникативные нормы – нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предметов речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения – к тактике.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса – сложной системы принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде постулатов корректного речевого поведения .

Постулаты общения – это закономерности общения, которыми бессознательно руководствуются все говорящие, независимо от языка общения. Обычно в качестве таких постулатов приводят принципы общения Г.П. Грайса и Дж.Н. Лича. Г.П. Грайсу принадлежит принцип кооперации : «Добивайся взаимопонимания с собеседником». Этот принцип конкретизируется в постулатах:

1) постулат информативности («Твое высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется»);

2) постулат ясности («Избегай непонятных выражений, неоднозначности, многословия, будь организован»);

3) постулат связности («Не отклоняйся от темы»);

4) постулат истинности или искренности («Не говори того, что считаешь ложным, и того, для чего у тебя нет достаточных оснований»).

Дж.Н. Лич описал принцип вежливости , представляющий собой совокупность ряда максим (правил):

1) максима такта («Соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личной сферы»);

2) максима великодушия («Не затрудняй других обещаниями и пр.»);

3) максима одобрения («Не осуждай других»);

4) максима скромности («Не принимай похвалы в свой адрес»);

5) максима согласия («Избегай возражений, конфликтов»);

6) максима симпатии («Выражай доброжелательность»).

Нарушение постулатов общения часто приводит к коммуникативной неудаче. Преднамеренное нарушение постулатов общения служит одним из средств создания комического, на этих нарушениях часто строятся анекдоты, речевые игры.

Приведенные принципы проявляются в основном в процессе создания речи. Можно также выделить правила, эффективные при ее восприятии (правила слушания ):

· выяснение, уточнение (постановка вопросов: «Вы хотите сказать, что…?»),

· перефразирование (пересказ услышанного своими словами),

· резюмирование, краткое обобщение содержания речи партнера («Итак, Вы считаете…»)

· проговаривание чувств собеседника по отношению к сказанному (воспринятых невербально или понятых из подтекста): «Значит, Вы удивлены, что…?»;

· использование реплик – показателей внимания (да, ага и пр.);

· невербальное сопровождение слушания (взгляд, направленный на собеседника, кивание головой).

Таким образом, к условиям успешного общения можноотнести следующие:

1. Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.

2. Настроенность на мир собеседника.

3. Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) говорящего.

4. Соответствие стратегий и тактик речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия.

5. Учет внешних обстоятельств: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние.

6. Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события (говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также к адресату).

7. Знание говорящим норм этикетного речевого общения.

Дата обновления: 24.10.2017

В сущности, об общей культуре человека уже можно судить по тому, как он говорит и пишет. Еще лет 100 назад по культурной манере общаться можно было отличить аристократа от простолюдина - разница была слишком огромной. Социальный статус можно было легко определить. Но с развитием всеобщей грамотности в 20-е годы ХХ века огромное количество людей приобщилось к книгам и смогло вырваться за рамки своего социального слоя. Именно благодаря образованию, развитию навыков чтения и письма можно было в то время подняться из низов и выбиться в люди.

Но и в наше время в плане требования к качеству речи не изменились. Возможно, в обществе планка притязаний несколько упала, но это ни в коей мере не значит, что нормы этикета устарели. Для людей высокой культуры красивая развитая речь без словесного мусора так и осталась стандартом, ниже которого они никогда не опустятся.

Культуру речи можно считать самым главным показателем культуры вообще. Поэтому совершенству речи и манер нет пределов. Мало научиться избегать речевых ошибок, надо постоянно расширять словарный запас, уметь слышать оппонента, понимать его, уважать его мнение, освоить навык правильно подбирать слова к каждой ситуации.

Культура общения

По тому, можно судить о характере личности. Общая манера общения создает определенное впечатление о нас. Хорошо, если она притягательна. Но речью можно и оттолкнуть собеседника. Поэтому понятие культуры общения более многогранно, чем просто красивая речь. Сюда входит еще умение слушать и соблюдение правил этикета.

Умение слушать

Часто, будучи увлеченными беседой, мы забываем о хороших манерах. Спешим навязать свое понимание вопроса, не вникаем в доводы нашего визави, не слышим, не следим за своими словами.


Правилами этикета категорически запрещено давить на собеседника. А навязывать свое мнение не только некрасиво, но и не имеет эффекта. Скорее всего, ваш партнер начнет защищаться, и разговора не получится.

А если собеседника не слушать и все время перебивать, - это говорит о неуважении к его личности, отсутствии . Хороший собеседник проявляет искреннее внимание к говорящему, уважает чужое мнение, слушает внимательно. Такое умение можно наработать и стать веьма приятной высококультурной личностью, которую хорошо принимают в любом обществе.

Может случиться и наоборот - когда вас не слушают и перебивают, навязывают свое мнение. Тогда начните разговор с распространенного клише «Вам не кажется, что…».

Если завязался спор и вы оказались не правы, то как культурный человек, признайте свою ошибку, не доводя спор до конфликта.

Речевая культура


Многие думают, что речь - это просто мысли, высказанные словами. На самом деле речь и связанный с ней этикет - сложный инструмент, помогающий наладить общение, установить контакт (особенно в деловых кругах), повысить продуктивность беседы, привлечь на свою сторону массовую аудиторию во вемя публичного выступления.

Культура речи непосредственно связана с поведением говорящего. Выбор слов и манеры говорить настраивают собеседника на необходимый лад и строят наше поведение. Бывает, что нужно следить за каждым сказанным словом и взвешивать их перед тем, как произнести.

По речи собеседника будут судить не только о нем самом, но и о компании, которую он представляет. Поэтому речевой этикет в таких ситуациях либо поможет сделать карьеру, либо разрушит ее.

Публичное выступление - правила:

  • Подготовьте заранее план своего выступления и набросайте тезисы.
  • Избегайте поучительного тона.
  • Говорите эмоционально, но не чересчур. Речь должна быть простой, грамотной, с правильной интонацией.
  • Пользуйтесь данными сравнительной статистики - вы будете более убедительными.
  • Не пользуйтесь избитыми штампами - это усыпляет аудиторию.
  • Завершайте выступление повторным акцентированием внимания на проблеме, которую вы озвучивали вначале - это сделает ваше выступление очень эффектным.
  • Будьте краткими по возможности, чтобы не запутать собеседника лишними словами. Говорите точно, понятно и кратко.
  • Еще до начала разговора определитесь - с какой целью вы вступаете в беседу.
  • Будьте разнообразны в своей речи, рассказывая одну и ту же историю разным людям с учетом подхода к ним. Вот где нужен расширенный словарный запас! Это способствует пониманию и налаживанию контактов, нахождению общего языка в разными людьми.
  • Грубость лучше проигнорировать, чем отвечать на нее. Человек культурный не унизится до того, чтобы ответить в такой же грубой манере, не опустится до уровня собеседника. Когда намеренно не отвечают на вопрос - тоже считается нарушением речевого этикета.
  • Самообладание и самоконтроль очень нужны в разговоре и при публичном выступлении, чтобы эмоции не вышли из-под контроля, не доминировали над разумом.
  • Культура речи не имеет ничего общего с нецензурными выражениями.
  • Если вам с собеседником, старайтесь не перенимать его манеру, сохраняйте свои положительные речевые привычки. Люди, которые подражают речи оппонента, теряют свою индивидуальность.