Креативное предпринимательство: Как начать свой бизнес. Креативное мышление нужно защищать

Общеизвестно, что в системе рыночной экономики наемный персонал получает минимальный доход. Львиную доли прибыли забирает владелец предприятия. Поэтому миллионы людей сегодня стремятся к открытию собственного бизнеса.

Большинство начинающих предпринимателей сталкивается с типичными проблемами: высокая конкуренция в прибыльных секторах, отсутствие стартового капитала или влиятельной поддержки, коррупция. Решением может стать оригинальная идея, раскрывающая нишу, в которой еще никто раньше не работал. При этом совершенно необязательно вкладывать в старт большие деньги. В США, Европе, Японии и даже России, где предпринимательское мышление пока не так укоренено, можно найти тысячи фирм с миллиардными оборотами, которые начинались с нескольких долларов. История Apple – ярчайший пример.

В статье представлено несколько успешных кейсов бизнесов, которые работают исключительно благодаря нестандартности мышления их создателей. Все они не требуют много вложений и ими можно и нужно пользоваться.

Идея № 1. Пошив женских топов или оригинальных тапочек

Благодаря знаменитостям, мелькающим в топах на экранах и модных фотосетах, этот аксессуар стал невероятно популярным среди прекрасной половины человечества. Особенно у молодых девушек. Проще говоря, у вас миллионы потенциальных клиентов, учитывая, что вы можете продавать готовые изделия через социальные сети.

Для того, чтобы стартовать вам не нужно снимать огромное помещение и офис, покупать кучу инструментов и нанимать персонал. Швейная машина, расходные материалы, немного фантазии и умения – вот все, что нужно. Рентабельность бизнеса может достигать 1000 %, поскольку себестоимость топа сравнительно низкая, а продать его можно в несколько раз дороже. Но, конечно же, здесь нужно иметь определенный навык и опыт.

С тапочками немного другая история. Они нужны всем. Но все сейчас хотят оригинальные тапочки. И здесь вам снова на помощь придет креативность. Разработайте оригинальную идею тапочек и вы заработаете весьма приличные деньги. Затраты на на их производство не больше, чем на женский топ.

Идея № 2. Пошив или принт индивидуальных чехлов для портативной техники

В современном мире все сложнее найти человека, который не являлся бы обладателем какого-нибудь смартфона, ноутбука или планшета. При этом мало кого устраивает их, в общем, однотипный вид. Многие хотели бы выделиться из серой массы. Это можно сделать благодаря оригинальному чехлу, который был бы сшит специально под владельца портативной техники.

Например, на нем могут быть вышиты инициалы или какой-то символ, фраза или узор, отражающий взгляд человека на мир. Кроме этого, чехол – это практично и удобная защита от различных внешних воздействий. Потенциальная аудитория огромна. В нее входят мужчины и женщины разных возрастов независимо от их социального статуса и материального положения.

Все, что нужно — разноцветные нити, ткань, набор ножниц и игл. Себестоимость одного чехла не превышает 100 рублей. Продать его вы сможете за сумму от 300 рублей и выше. Количество произведенной продукции зависит исключительно от вас. Но для успешных продаж очень важно разработать оригинальный стиль ваших чехлов.

Идея № 3. Изготовление мягких игрушек

Если вы умеете хорошо вязать, то, кроме навыка, вам практически ничего не потребуется. Однако в данном бизнесе вложения будут несколько выше, чем при пошиве чехлов или женских топов, поскольку расходных материалы стоят дороже.

Оригинальная мягкая игрушка сегодня – один из самых популярных романтических подарков. Ее цена может достигать нескольких тысяч рублей, при себестоимости примерно в 500 рублей.

Идея № 4. Запуск радиостанции или блога в сети Интернет

Если вы творческий человек, обладаете широкой эрудицией и хотите реализоваться в шоу-бизнесе, то вас, возможно, заинтересует идея открытия собственной радиостанции или личного блога. Развитие высоких технологий позволяет сделать это буквально каждому. Большим плюсом является то, что данный вид деятельности не нужно лицензировать.

Но нужно учитывать, что сегодня в сети огромное число радиостанций, блогов, популярных страниц в социальных сетях. Вам придется конкурировать со звездами и уже раскрученными блогами. Поэтому ваша идея должна быть по-настоящему оригинальной. Обязательно учитывайте целевую аудиторию. И, конечно же, самое главное – материал, с который вы будете предлагать публике. Советуем посидеть в сети, изучить радиостанции и блоги.

Главный источник прибыли – реклама. Чем больше у вас будет постоянных подписчиков, слушателей, просмотров видео, лайков на фотографиях, тем выше будет ее цена. Рентабельность практически неограниченна при относительно небольших вложениях.

Что вам может понадобится? Видео/фото аппаратура, программное обеспечение для монтажа роликов или обработки изображений или звука. Совершенно необязательно, чтобы оборудование было профессиональным. Практика показывает, что если идея блога или радиостанции оригинальна и пользуется популярностью, то успех проекту обеспечен без него.

Идея № 5. Изготовление матрешек

Отечественные фабрики уже давно наладили массовый выпуск матрешек. Казалось бы, в чем может быть оригинальность? Дело в том, что на заводах производят стандартные виды продукции: генеральные секретари КПСС, президенты США и так далее. Дело в том, что крупные предприятия не могут браться за индивидуальные заказы. Например, изготовление матрешки на юбилей или для какого-то конкретного человека. Это попросту невыгодно.

В том случае, если вы – художник, то вполне можно заняться изготовлением матрешек под индивидуальный заказ. Потребность в этом сейчас достаточно большая. При минимальных затратах вы можете получать стабильно высокий доход.

Идея № 6. Автобусные вечеринки

Современные люди хотят больше развлечений. Разнообразию потребностей нет предела. В последнее время стало крайне популярным устраивать веселые праздники в автобусах. Они устраиваются для компаний от 5 человек и больше.

Рамки задаются только габаритами транспорта. Все, что вам нужно – приобрести автобус и обустроить его таким образом, чтобы люди могли приятно провести время. В салоне должно быть хорошее освещение, громкая музыка. Вы можете предлагать напитки, угощенья.

Не лишними будут услуги профессионального ведущего. Гости сами могут выбирать маршрут, а оплачивается только время. Как правило, люди хотят прокатиться по памятным местам или переезжать в таком веселом автобусе из одного клуба в другой. Цена вечеринки в автобусе колеблется в диапазоне от 1000 до 5000 рублей за час.

Идея № 7. Производство необычной туалетной бумаги

Предметы ежедневной личной гигиены: зубная паста, щетки, мыла, в всегда будут пользоваться большим спросом. Просто потому что без них нельзя обойтись.

Проблема в том, что рынок насыщен. Выиграть можно за счет нестандартности. В случае с туалетной бумагой это сделать проще всего. На ее поверхности можно напечатать анекдоты, интересную информацию, портрет надоевшего начальника.

Таким образом, вы подарите своим клиентам возможность весело проводить время в туалете. Такой бизнес будет популярен, как в больших городах, так и в маленьких. Все, что нужно – сама туалетная бумага и креативная идея.

Идея № 8. Продажа внеземных объектов

Проще говоря, продажа космоса. Сегодня это может сделать кто угодно. На нашей планете все пригодные для жизни (и непригодные тоже) участки суши и моря находятся в чьей-либо собственности. Предъявить свои права на что-то очень сложно. А вот космос остается свободным пространством.

Никакого общепризнанного законодательного регулирования относительно приобретения, например, территорий Плутона или просторов Марса пока нет. Нет, соответственно, никаких лицензий или разрешений. То есть, вы, не опасаясь наказаний со стороны государства, можете со всей ответственностью заявить, что Марс, Венера или даже целая галактика принадлежит вам. Открываете офис и начинаете распродавать свою «собственность».

Кто может купить, в общем, бесполезный участок на Венере? Как правило, сертификаты о праве владения дарят на день рождения или просто в качестве оригинального сюрприза. Есть и те, кто надеются на то, что в будущем нам удастся освоить внеземные пространства и приберегают документы до этого счастливого часа.

Цена не ограничивается ничем. Американский бизнесмен Денис Хоуп смог заработать на этом целое состояние.

Идея №9. Продажа нестандартных и необычных товаров

Америка – настоящий передовик в разработке продуктов такого типа. Подстройка под потребности человека там дошла до такого уровня, что учитывается любая мелочь. Например, температура чая или кофе. Уверены, что вы не один раз выливали свой напиток просто, потому что он слишком горячий (а нужно срочно убегать по делам) или, наоборот, потому что он остыл.

В США были разработаны специальные металлические термо камни, которые позволяют регулировать терморежим жидкости. Или такой очень радостный момент в жизни каждого человека, как рождения ребенка.

Всем хочется оставить в памяти каждое мгновение жизни новорожденного. Один американский предприниматель придумал необычный способ сделать это – слепки с рук и ножек ребенка. Вложения минимальны! Этой бизнес-идеей активно пользуются тамошние студенты.

Видео. ТОП оригинальных бизнес идей

При желании можно придумать сотню креативных идей. Деньги, если их у вас нет, можно собрать на какой-нибудь краудфандинговой площадке. Если ваша идея стоящая, то люди с удовольствием ее поддержат. Рекомендуем просто посвятить этому свое время. Оглянитесь на свой жизненный и профессиональный опыт.

Попробуйте ответить всего на два вопроса. Первый – чем, на самом деле, вы хотели бы заниматься в жизни? Второй – чего людям не хватает и что вы им можете дать дополнительно к тому, что уже есть? Не бойтесь своей фантазии. Любая, даже безумная на первый взгляд идея, можно стать невероятно прибыльным бизнесом.

Видео. Креативные идеи для бизнеса

Откуда появилось название «Шуша»?

«Шуша» — это Саша. Дочь играет в наши конструкторы с раннего детства, они практически ровесники. На профильных выставках мы скупаем самые лучшие образцы, но Саша всё равно продолжает играть в «Шушу», и ей действительно интересно. Первые игрушки, которые появились, были немного другими, чем сейчас, от них ничего не осталось. Саша и знакомые дети были основными цензорами, если им какие-то наши идеи не очень нравились, мы от них отказывались.

Как давно существует ваш проект?

С момента первых идей прошло около шести лет. Проект развивался в несколько этапов. Сначала была довольно длительная стадия обдумывания и эскизов. Потом мы начали производить образцы, полтора года пробовали наладить свою мастерскую, но в последствии отказались от этой затеи. Сейчас уже примерно три года, как игрушки под маркой «Шуша» активно продаются на рынках России и зарубежья.

Как вы выходили на рынок?

Когда только появились первые идеи и чертежи, мы поехали в Нюрнберг на крупнейшую международную выставку игрушек — хотели понять ассортимент на рынке. Сразу поставили высокую планку, чтобы это было не на уровне поделок, а настоящая международная марка, иначе нам было не интересно.

Первую партию мы произвели в собственной мастерской в Москве, купили небольшой станок. В Нюрнберг мы вернулись на следующий год, как участники — весь наш тираж был у нас в чемодане. Замеченные в прошлом году на выставке совпадения наших эскизов с другими игрушками по приезду мы сразу же уничтожили и поехали с абсолютно новыми идеями, которые вызвали интерес.

Сначала мы инвестировали сами, потом появился инвестор, можно сказать, случайно. Книжный магазин Музея современного искусства «Гараж» стал продавать нашу продукцию. Менеджеры музея показали игрушки владельцу, и он решил помочь финансово. Мы относимся к этому как к чуду, хотя многое соткано из таких вот случайностей, которые, конечно, результат постоянной напряженный работы.

Почему вы не производите игрушки в России?

Честно говоря, мы сейчас жалеем, что больше года потеряли, пробуя наладить производство здесь. У нас получился такой бизнес, что можно заработать только на количестве, нужны большие тиражи постоянного качества и продажи без сбоев. И, как ни странно, произвести игрушку из дерева на российском заводе невозможно. Зачастую все они заточены под свою простейшую продукцию: пирамидки или кубики.

За авторский дизайн производители не берутся

В наших конструкторах много цветных деталей разной формы. Если сравнивать с другими игрушками на рынке, то там пятнадцать деталей максимум, а у нас — тридцать, сорок в каждом комплекте. Еще здесь не везде, почему-то, производят из бука и вообще не работают с магнитами. Мы недавно запросили стоимость производства у российской компании. Нам ответили, что не знают, сколько это может стоить, потом посмотрели нашу розничную цену в магазине и сказали, что примерно две трети от нее, т. е. совершенно не понимая ценообразования. А качество при тираже значительно отличается. В Китае мы получаем на таможне готовый к отгрузке товар, который можно сразу же отправлять в любую точку планеты.

Как наладить производство в Китае?

Для того, чтобы запустить хотя бы такую маленькую марку, как наша, надо десять, пятнадцать наименований. Китайцы производят тиражами — минимум тысяча, три тысячи штук одного наименования. Надо понимать, что это очень большое вложение и серьезная заморозка денег, которые ты сможешь вернуть только после продажи.

На данном этапе мы доросли до того, что клиенты сами вкладываются в производство: наши китайские и корейские дистрибьюторы авансируют заказанную партию. В России это не принято, но везде за границей работают именно так. Они подходят на выставке и говорят, что хотят купить столько-то тысяч штук, например, набор «Составь портрет». Мы отвечаем — хорошо, предоплата такая-то.

С хозяином фабрики, которая сейчас для нас производит, мы познакомились на выставке. Он просто к нам подошел, заинтересовался и пригласил к себе. Фабрики тоже ищут клиентов — это индустрия. Переговоры ведём на английском, у меня, в отличие от Василия, было плохо с ним, но сейчас деваться некуда, приходится всем терпеть. У китайцев тоже не очень с языком.

Существуют ли аналоги, у вас есть патент?

Мы оформили торговую марку и являемся членами Российского авторского общества, но патент получить не можем, потому что это не совсем изобретение, достаточно чуть-чуть поменять, и доказать ничего не получится. Дизайн и расширение линейки — наши единственные козыри. Очень важно, что мы смогли создать цельный и узнаваемый бренд.

Большие компании всегда воруют у маленьких

До появления «Шушы» подобных аналогов игрушек мы не встречали, но теперь нас уже копировали итальянцы и французы. Как мы выяснили, большие компании всегда воруют у маленьких. Djeco — и те не брезгуют вводить в свой ассортимент подсмотренные новинки, при этом у них гораздо больше каналы сбыта, и из-за объемов они могут позволить себе цену ниже. Остается только делать и делать.

Василий, как формируется цена?

У нас цена строится из расчета затрат стоимости производства, доставки, рекламных и накладных расходов. Потом мы обязательно должны закладывать заработок дистрибьюторов, которые поставляют продукцию в магазины, далее магазины цену обычно удваивают. Мы используем качественное сырье: бук и березовую фанеру, а не МДФ или мягкую китайскую фанеру.

Стоимость получается, таким образом, высокая, мы это осознаем, и все же, она — честная. Такие игрушки действительно произвести дороже, чем кубики или каталку с ручкой. В то же время, с очередной каталкой на рынок не выйти — это уже не интересно, и слишком большая конкуренция. Сейчас мы расширили ассортимент ценовой линейки и заодно возрастной категории — появились настольные игры из картона.

Сейчас все наши доходы идут на содержание и развитие компании

Считается, что цены у среднего российского производителя завышенные. Я думаю, что это не совсем так. Дело в том, что, как правило, их тиражи исчисляются десятками, если не единицами. Понятно, что каждую ткань, например, они не могут купить тысячами квадратных метров, а вынуждены брать по два-пять метров, да ещё везти ее из-за границы, так как отечественных аналогов нет, а также платить швее за полный рабочий день, даже если она не полностью загружена.

В прошлом году мы впервые вышли в ноль — смогли оплатить производственные расходы, аренду, заработную плату себе и сотрудникам. Оборот составил пятнадцать миллионов рублей, деньги крутятся в компании, абсолютно все процессы происходят «в белую». На это ушло пять лет. Если судить по уже заключенным контрактам, в будущем году планируется рост в два раза — это позволит вкладывать в бизнес и масштабировать его.

Кроме ассортимента под маркой «Шуша», у вас есть другие проекты?

Сейчас у нас двадцать позиций: десять наборов из дерева и десять настольных игр, которые вот-вот приедут с производства. Ещё мы работаем как дизайн-студия, например, с Цирком Никулина или с Департаментом культуры Москвы и другими клиентами. Мы им делаем дизайн и производим, они получают готовый продукт. Это одна из возможностей проинвестировать бизнес, заработать, не вкладывая свои средства.

Вы стали предпринимателями, удается ли остаться при этом дизайнерами?

Мы понимаем, что дизайнер и предприниматель очень близкие, на самом деле, профессии. Современный дизайнер должен уметь быть менеджером, а он, как правило, не умеет или боится. В институтах нас этому не учили, а студентов надо натаскивать, чтобы участвовали в выставках, пробовали продавать. Мы всё осваивали по ходу, Василий учился в бизнес-школе в Сколково, но большую часть мы усвоили через собственные ошибки.

Мы — творческие предприниматели. Дизайн — это основа нашего бизнеса, он весь построен на наших идеях, без них никак, мы ими живем. Наш интерес в игре не менее важен. Есть игры, в которые Саша хочет со мной поиграть, а я не могу, мне скучно. Нам хочется создавать такие игры, чтобы было увлекательно и ребенку, и родителям.

Много получилось, много не получается

В Нюрнберге мы уже дважды оказывались в trendzone, где экспонируются тренды индустрии следующего года, участников отбирают сами организаторы. В конкурсах мы тоже участвуем, но в большей степени предпринимательских. Даже прошли в отборочный тур международного конкурса британской компании Ernst & Young «Предприниматель года» в России.

Анастасия, сколько человек работает в вашей компании, кто за что отвечает?

Сейчас в команде семь человек. Есть менеджеры по продажам, российским и зарубежным. Семьдесят процентов наших игрушек поставляются в Азию. Дизайн, в основном, разрабатываю я, и доверить это кому-то со стороны пока не готова. Василий также отвечает за ассортимент, но больше за бизнес: придумывает, как произвести, привезти, сертифицировать. Производством я тоже занимаюсь. Ну и самое главное, мы вместе очень много думаем, как это всё продать.

Здорово, что мы сработались — это не у всех выходит

Нам немного проще, потому что мы — семья, оба «художники» в пятом поколении. В плане дизайна, родные нам помогают. Моя мама по образованию промышленный график, а папа — скульптор, как и я, оба окончили МГХПА им. С. Г. Строганова. Родители Василия — искусствоведы, он сам учился в МАРХИ. Наши папы работали вместе и нас познакомили.

У «Шуши» минималистичный дизайн, а какой интерьер у вас дома?

Мы живем в сталинском доме, было бы глупо делать там минимализм. Окружение, атмосфера диктуют нам решения. Мебель мы давно не покупали, но когда делали ремонт, пытались сохранить исторический облик: купили у соседей огромную хрустальную люстру пятидесятых годов. Отчасти мы, конечно, барахольщики, любим собирать предметы. Это может быть антикварная лампа или шкаф, но какие-то современные вещи довольно трудно интегрировать в свой быт. Например, итальянские роскошные белые диваны будут странно смотреться в нашем доме, и вообще, в нашем климате, в Москве. У нас Икеа тоже есть, мне кажется, она, во многом, приучила наших людей обращать внимание на дизайн, раньше такое было не принято.

Вы следите за отечественным дизайном?

Следим, отчасти потому, что наши знакомые этим занимаются, например, мебелью. Но, на наш взгляд, бизнес-сообщество более открытое. Недавно в один день мы побывали на двух мероприятиях, сначала на форуме, посвященном дизайну, который организовывал Московский музей дизайна в МГХПА им. С. Г. Строганова, а вечером поехали в Ernst & Young, где были владельцы крупных корпораций, например лаборатории Касперского. Это был заметный контраст: последние показались нам более романтичными, свежими, значительно более творческими, чем дизайнеры, которые варятся в своем замкнутом мире. Но мы очень рады, что сейчас всё-таки стала появляться какая-то жизнь. Надеемся, что и завод по производству игрушек появится.

Проводите ли вы лекции, мастер-классы для начинающих предпринимателей?

Когда нас зовут, мы соглашаемся, но особых секретов нет, это все результат большого труда. В одиночку гораздо сложнее, кто-то сдается. Многие привыкли искать виноватых, говорят, государство должно помогать дизайнерам, помогать малому бизнесу… Мы пробовали программы поддержки, но поняли, что на это уходит очень много времени, и решили сконцентрироваться на продажах и ассортименте. Никто пока не воспринимает дизайн, как основу постиндустриальной экономики, для государства мы скорее поставщики китайской продукции. Мы планируем развивать марку и, возможно, в будущем займемся чем-то кроме дизайна игрушек — создадим сеть магазинов или центров.

Весь ассортимент можно увидеть на сайте «Шуша» . Следите за новостями в

Мария Сташенко

  • креативный предприниматель
  • партнер лаборатории Wonderfull
  • куратор курса "Дизайн-менеджмент" Британской высшей школы дизайна

14 июня состоится уникальный по своему формату и содержанию воркшоп «Как стать креативным предпринимателем?» .

Воркшопы команды Wonderfull, которую возглавляет Мария, уже практически стали легендой среди людей творческих профессий — настолько они эффективны и полезны.

Но прежде чем определиться, идти мне на это мероприятие или нет (все-таки суббота), я решил задать Марии несколько вопросов, чтобы лучше понять: кто же такой креативный предприниматель, чем он отличается от любого другого бизнесмена и как может использовать в своей работе мастерство презентации.

______________________________________________________________________________

Маша, скажи, вот как бы ты объяснила пятилетнему ребенку, чем ты занимаешься по жизни? Так, чтобы он понял и смог объяснить это другим.

Как-то мою дочку Алису спросили (ей как раз 5 лет скоро): «А чем твоя мама занимается?», — Она ответила: «Моя мама – учительница. Она строгая и очень умная, поэтому её все слушают и начинают жить лучше». Исчерпывающее объяснение, я считаю.

Я думаю, что творческий предприниматель — это такой «учитель» по жизни, который вдохновляет людей своим примером, идёт немного впереди, создаёт команду вокруг и постоянно экспериментирует с новыми форматами общения и деятельности.

В чём ключевые отличия креативного предпринимательства от традиционного/классического/обычного предпринимательства?

Творческий предприниматель — это создатель интеллектуального продукта, который требует много временных, интеллектуальных, личных, энергетических и психологических усилий.

Важно, что, как правило, сам творческий предприниматель и является главным «генератором» этой творческой энергии и создателем интеллектуального продукта.

А если так, то и условия творческого предпринимательства должны серьёзно отличаться от классического предпринимательства, которое не обязательно сопряжено с «интеллектуальной собственностью» напрямую.

Поэтому разница между творческим и нетворческий — в условиях организации процесса создания интеллектуального продукта. У творчество — и это совершенно точно — он более тонкий и сложный.

Стоит ли классическому предпринимателю пробовать себя в творческом предпринимательстве, и наоборот, поможет ли успешному креативному предпринимателю его креативный опыт, если он решится делать «обычный » бизнес?

Не знаю, как с творческим предпринимателем, который вдруг отправится в мир «обычного» бизнеса... Мне кажется, что творческий предприниматель — это уже диагноз и точка невозврата. Вернуться нельзя Развиваться. Поставьте запятую в нужном месте.

А вот граница между переходом из обычного бизнеса в творческий серьезно стирается в последние лет 15-20, в мире — точно! Сейчас многие предприниматели классических отраслей остро нуждаются в глотке свежего креативного коктейля, чтобы немного заглянуть за горизонт и увидеть будущее. Поэтому методики творческого мышления, дизайн-мышления, так популярны сейчас в мире классического «нетворческого» бизнеса.

Кому ни в коем случае не стоит заниматься креативным предпринимательством, вот просто противопоказанно? Кто это?

Креативное предпринимательство — это гомеопатическая таблетка. Можно всем, противопоказаний не выявлено. Одна тысячная капля креатива в одном обычном деловом дне уже начинает медленно, но верно менять человека и его практику к лучшему.

Какова роль мастерства презентации в развитии и продвижении креативного бизнеса, например по шкале от 0 до 10, и почему?

Тут недавно в группе

О том, как разбудить свои творческие способности, чтобы придумывать бизнес-идеи. Рассмотрим 10 особенностей креативного мышления.

1.Креативное мышление очень социально

Как в области искусства, так и в сфере бизнеса человек может придумать замечательную идею сам. Однако креативность, особенно в бизнесе, всегда требует взаимодействия с другими людьми. Реализация идеи в большинстве случаев потребует сотрудничества, и не просто с кем-нибудь. Вам нужны люди, которые думают так же, как вы: обладают тем же умом, воображением и в особенности мотивацией.

Но для того чтобы разговор был плодотворным, а идея успешно реализовалась, они должны играть другие роли и иметь другую подготовку. Идеи существуют для того, чтобы их обсуждали и оспаривали, особенно в небольших группах. Не имеет смысла сидеть дома в одиночестве и ходить по кругу. Вам нужны люди, с которыми вы могли бы обсудить ваши идеи, люди, которые покажут вам все в другом ракурсе, которые хотят сотрудничать и объединять усилия и способности.

2. Для креативного мышления нужно правильное пространство

Правильное окружение способствует креативности. Оно должно подпитывать вашу душу. Только вы можете решить, где это место. Подумайте, например, о вашем домашнем офисе, месте, где вам комфортно наедине с вашими книгами, вашим любимым креслом, вашей музыкой и где достаточно места для ваших заметок с идеями.

Хорошие компании создают для сотрудников креативное пространство, в котором комфортно находиться. Иногда люди путешествуют или переезжают в креативные города, например в Лондон, Шанхай, Амстердам, Буэнос-Айрес, и таким образом они ищут то, что Ричард Флорида в своей книге Cities and the Creative Class назвал местом, где ты находишь «хороший воздух, связи, мощности для исследования, инвестиции венчурного капитала и целое созвездие различных производителей», которые взращивают креативный класс и его представителей.

3. Для креативного мышления нужно время

Многие люди разделяют убеждение Кельвина (героя мультика «Кельвин и Хоббс»): «Ты не можешь просто включить креативность. Нужно быть в правильном настроении. Что это за настроение? Паника последней минуты!»

Некоторые виды давления и паника последней минуты иногда могут помочь, но поиск решений «требует времени».

Креативность не работает с девяти до пяти.

Идеи приходят и уходят, и нужно время, чтобы посидеть и подумать. Время наедине. Время, чтобы поиграть. Время, чтобы поэкспериментировать. Время, чтобы почитать. Время, чтобы подумать. Время, чтобы поговорить с другими. Идея - это нечто живое, ей нужно вырасти, и это подразумевает, что вы потратите на это время.

Google, например, подстегивает креативность: сотрудники компании тратят до 20% рабочего времени на проекты по собственному выбору.

Многие компании до сих пор сохраняют странную привычку выбирать для работы кандидатов с одинаковыми резюме, то же самое происходит в бизнес-школах и школах дизайна. Чего вы ожидаете от группы одинаковых людей? Одинаковых ответов.


Поэтому разнообразие - основа креативности. Нужно видеть скрытые в разнообразии возможности. Мультикультурализм - это ответ, а не проблема. Команды, участники которых принадлежат к разным культурам, при условии правильного управления обладают наибольшим потенциалом создания и внедрения инноваций, при этом в таких группах гораздо выше обучаемость и, кстати, больше веселья.

5. Креативное мышления требует разноплановых ресурсов

Наблюдение, исследование и визуализация - важные навыки. Собирайте статьи, объявления, картинки, предметы, фильмы, музыку, частички и кусочки повседневной жизни. Читайте разные газеты и журналы по дизайну. Посетите музей истории или дизайна, что вам больше нравится. Станьте детективом в области дизайна - заходите в магазины по всему миру. Это будет тот материал, который позволит вам создать доску настроения. «Доска настроения» - это наглядная иллюстрация, инструмент, позволяющий изобразить атмосферу или ощущение, которое вызывает идея. Это помогает вдохновить вас и вашу команду и задать импульс.

6. Креативное мышление включает три этапа

Это основной процесс и базовая цепочка создания ценности для новых идей. Сначала в вашем сознании, потом - на бумаге или на цифровых носителях, и наконец - в реальности. Вам нужно уметь создавать проект, представлять его себе и оценивать. Как вы оцениваете? Положите на стол перед собой три разных продукта. Как они воздействуют на пять ваших основных чувств? Положительно или отрицательно? Спросите себя почему. Определите критерии, помните о цели и всегда думайте о потребителе. Оценивайте.

Идея - это не одиночное явление. Важно иметь много идей. Сначала количество, потом качество, пытаемся отфильтровать ненужное, чтобы найти правильную идею. Запишите идеи на стикерах и приклейте на стены. Если идея задерживается у вас в мыслях дольше, чем на несколько недель, значит, в ней что-то есть. Следуйте своим инстинктам.

8. Креативному мышлению нужны стимулы

Стимулы могут принадлежать к разным областям: это могут быть другие формы искусства, беседы, исследования, чтение, опыт. Помните, что разочарование тоже может вдохновлять. Как часто вы расстраивались из-за товаров или услуг? Почему бы не усовершенствовать их вместо того, чтобы винить производителя? Придайте своему раздражению правильное направление. Попробуйте усовершенствовать продукт, который вам не нравится, сделайте набросок и отправьте его производителю.

9. Креативное мышление нужно защищать

Самые творческие люди работают как креативные предприниматели, они сами себе начальники по большей части потому, что любят свободу. Как человеку, который живет за счет создания творческих идей, имеющих экономическую ценность, вам следует разбираться в правовых вопросах. Можно узнать больше об интеллектуальной собственности в интернете, есть также справочники по интеллектуальной собственности, в которых описаны наиболее общие ее виды, указаны ваши права и обозначено, где и как вы можете их защитить.

Один из ключевых методов анализа модели креативного бизнеса - это анализ цепочки создания ценности. Он помогает понять последовательность добавления стоимости вашей идее, продукту или услуге. От (a) создания первоначальной идеи к (б) производству и воспроизводству, затем к (в) маркетингу и сбыту, до той стадии, на которой клиент (г) потребляет ваш продукт.


Например, съемки фильма - процесс с самой сложной цепочкой создания стоимости, которая только может быть. Он сложен из-за сроков, стоимости и организации взаимодействия множества людей на всех четырех ступенях создания ценностной цепочки. Эта цепочка начинается со сценариста, потом идет выпускающая компания, далее - режиссер, маркетинг и выпуск фильма в прокат в кинотеатрах, на телевидении, на DVD и т. д. Гораздо проще, когда вы как графический дизайнер разрабатываете корпоративный стиль для стартапа и работаете напрямую с владельцем или продаете свои фотографии через собственный сайт клиентам без каких-либо посредников.

Друзья, по моим наблюдениям скоро в Россию вслед за Америкой и Европой придет термин “креативное предпринимательство”. А вместе с ним появятся и “креативные предприниматели”. Сейчас о “креативном классе” говорят только с иронией, но лишь потому, что мало кто понимает, о чем идет речь. Формально мой бизнес является типичными креативными предприятием. А мой блог создан для креативных предпринимателей. Давайте разберемся, что скрывается за этими понятиями.

Начнем с определения.

Креативное предпринимательство – это работа на себя или создание бизнеса в какой-либо творческой сфере. Креативный предприниматель отличается от типичного предпринимателя тем, что занимается созданием или эксплуатацией творческого или интеллектуального капитала. По сути, креативные предприниматели инвестируют в развитие талантов, своих собственных или других людей.

Как известно, все познается в сравнении. Поэтому, чтобы лучше понять силу креативного предпринимателя, я предлагаю сравнить его с другими участниками бизнеса. Я в своей любимой манере разложу все по полочкам с нарастанием степени творчества.

Инвестор – наименее креативная роль в бизнесе. Инвестор вкладывает деньги в бизнес, который создан другими и другими же управляется. Поэтому инвестор может рассчитывать только на невысокую прибыль по отношению к вложенным средствам. Инвестора интересует надежность, рентабельность и возврат инвестиций. Сам бизнес ему мало интересен. У него другая работа. Это не плохо. Нам всем не помешает быть инвесторами в надежных бизнесах кроме нашего. За счет этого можно хорошо диверсифицировать свои финансовые риски.

Бизнесмен – более креативная роль. Задача бизнесмена – развивать существующий бизнес или создавать новый бизнес, следуя четким и отработанным правилам. Настоящие бизнесмен – это не тот, кто придумал гениальную идею, а тот, кто смог построить на этой идее сильную компанию и захватить рынок. Бизнесмены часто приходят в растущие ниши, внедряют эффективные схемы и выдавливают мелких конкурентов. Доходы бизнесменов значительно выше, чем доходы инвесторов. Кстати, когда нам говорят о состоянии какого-нибудь бизнесмена, то имеют в виду не его деньги на счету в банке, а оценку его бизнеса с точки зрения инвесторов.

Предприниматель – это настоящий творец. Он придумывает новые продукты, открывает новые ниши, знает, как заработать там, где другие проходят мимо. Предпринимательству нельзя научиться в школах менеджмента, а тем более в экономических вузах. Это такой же талант, как и талант художника или музыканта. И как любой талант его можно и нужно развивать. Предприниматели часто фонтанируют идеями о том, как можно заработать деньги. Но без участия бизнесменов или инвесторов их предприятия часто останавливаются в развитии. Они умеют работать с высокой рентабельностью, но только на маленьких суммах. Когда дело доходит до рутинной и методичной работы, которая необходима для развития, то предприниматель теряет к ней интерес. В теории доходность предпринимательства стремится к бесконечности, поскольку предприниматели часто создают бизнес без стартового капитала или с минимальными вложениями. Оно и понятно: инвесторы дают деньги только бизнесменам, поскольку они гарантируют работу по схеме с предсказуемым результатом. Предпринимателей инвестируют только венчурные капиталисты.

Креативный предприниматель – это человек, который одержим своими творческими идеями. Его уникальность в том, что он сочетает в своем деле талант и деньги. Он рождает продукты или открывает ниши, которые не дают спать по ночам инвесторам и бизнесменам. Он заставляет капитал плясать под дудку таланта (по меткому выражению двух шведских музыкантов Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале, авторов книги “Бизнес в стиле фанк”). Творческие предприниматели, вопреки законам экономики, не стремятся максимизировать прибыль. Как истинные художники они стремятся к независимости. Главные ценности творческих предпринимателей – это свобода и время. За счет этих главных активов они компенсируют непредсказуемость реальной экономики и готовы в любой момент открыть новый бизнес. С точки зрения внешнего наблюдателя, доходы креативных предпринимателей появляются из воздуха. Когда обыватели слышат о двадцатилетних миллионерах или школьниках, которые зарабатывают больше, чем их родители, то легче просто не верить, чем разобраться, в чем же дело.

Я не буду обманываться тем, что являюсь креативным предпринимателем. По своей природе я все же бизнесмен. Но я бизнесмен, который заражен вирусом креативного предпринимательства. По этой причине я обычно называю свое дело более скромно – творческий бизнес.