Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток. Знакомство с хохломской росписью

Надежда Викторовна Суюрова

Недавно мы с детьми побеседовали о том, в каких изделиях народного и современного искусства встречаются завитки . Вспомнили различные элементы украшения.

Для этого использовала фрагменты декоративной росписи , где присутствуют различные завитки .

Предложила детям самим нарисовать гуашью изогнутую веточку - завиток , украсить её завитками , цветами, ягодами, листочками.

Перед началом работы показала детям приём рисования основного завитка и боковых веточек - завитков .

Раздав детям заготовки из цветной бумаги красного цвета, предложила подумать какого цвета краски будут хорошо с ней сочетаться (жёлтого, чёрного, зелёного цвета) .

Напомнила, что рисовать нужно крупно , во весь лист заготовки.




Дети очень старались и красиво расписали декоративные заготовки .

Ветка плавно изогнулась

Рядом с листиком трёхпалым

Вот такая красота

Получилась у ребят!

Публикации по теме:

Как-то раз мы с ребятами прочитали серию рассказов Геннадия Снегирёва "Про пингвинов". В ходе беседы выяснили, что пингвины - это не летающие.

Перед началом работы мы рассмотрели образец цыплёнка, сделанного воспитателем. Далее предложила ребятам смастерить цыплёнку друзей, чтобы.

На одном из занятий по аппликации мы с детьми учились вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Тем самым развивали.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №139» Принято на педагогическом совете Утверждена: Протокол.

Продолжая знакомство с дымковской росписью, ребятам было предложено расписать шаблон дымковской барышни. Перед тем, как начать расписывать.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Декоративное рисование. Снежинка» Изобразительная деятельность. Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Декоративное рисование. Снежинка». Виды детской деятельности:.

На одном из занятий мы с детьми побеседовали о городских птицах - голубях. Выяснили, какие они бывают по цвету, где живут, чем питаются.

Автор: Грищенко С. А. воспитатель МБДОУ №31 г. Армавир.
Цель занятия:
Составление узора из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками.
Задачи:
Образовательная:
Продолжать знакомить с искусством Хохломы
Развивающая:
Продолжать учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки)
Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра). Развивать творческие способности детей.
Воспитательная:
Воспитать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы.

Демонстрационный материал:
Мультимедиа, магнитофон, предметы с хохломской росписью, кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра,
Предварительная работа:
Экскурсия в музей, знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.
Ход занятия.
Все за парты дружно сели, на меня все посмотрели, чтобы занятие получилось интересным, творческим начинаем занятие с хорошего настроения.
Показать детям демонстрационный материал с хохломским узором. Посмотрите на экран слайд № 1, № 2.
Что это за предмет?
Дети: это тарелка, это миска, ложки,
Какими узорами украшена тарелка?
Дети: хохломским.
Сегодня мы с Вами будем учиться рисовать хохломским узором мелкую тарелку. Посмотрите внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски, повторяющие формы предмета. Слайд № 3 это кайма.
Из чего состоит узор на миске? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки). Слайд № 4.
Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.
Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.
Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.
Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.
Какая ветка? (Изогнутая). Как расположены на ветке ягоды и листики? Где расположены завитки и травка? Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узоров. Слайд № 5.
А теперь давайте подробно поговорим о способах нанесения элементов хохломской росписи. Слайд № 6. Порядок рисования элементов узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травка.
Физминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по — прежнему цветут.

Продолжаем рисовать. Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях — прожилки (черные). Завитки и травку рисовать кончиком кисти.
Вывод
Небольшой просмотр выполненных работ. Правильность выполнения. Аккуратность исполнения. Выбираем наиболее удачно выполненные работы.
Анализ ошибок. Заключение. Презентация. Небольшой опрос на определение видов хохломского орнамента.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 30th Май, 2015
Вы находитесь:

Галина Довгалева
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись»

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование

в подготовительной к школе группе

Тема : «Хохломская роспись »

Воспитатель МБДОУ д/с №4 «Золушка»

Довгалёва Галина Васильевна

г. Стародуб 2014 г.

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.

2. Формировать умение в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (ягод, осочек, листиков) .

3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал :

Демонстрационный : Хохломская посуда , образцы элементов хохломской росписи , лист бумаги для показа способа рисования "завитка"

Раздаточный : Гуашь 4 цветов (на каждый стол, бумажные силуэты посуды, затонированые в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм, листы бумаги для тренировки рисования "завитков", беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки, стаканчики с водой (на каждого) .

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы .

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

В.:Ребята, скажите, какое сейчас время года?

В.: А какие времена года вы еще знаете?

Д. Осень, весна, лето.

В. Дети! Посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает!

Д. Узор на этой посуде напоминает осень!

В. А почему вы так считаете?

Д. Потому, что эта посуда яркая, красочная, точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья надевают красочные наряды, много желтых, красных, оранжевых листьев, ягод. Осень называют золотой и Хохлому , тоже называют золотой.

В.: Правильно. Смотришь на неё и вспоминаешь такие строки :

"Золотая осень, алых ягод россыпь,

Рощи - перелески, шёлковые всплески,

Солнечно - медовая красота листвы.

В. Посмотрите, вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?

Д. Нет, не вся! Еще есть и не расписанная!

В. Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду! Поможем им закончить работу, распишем посуду?

Д. Да, поможем!

В.: Но прежде, чем мы с вами начнём рисовать , скажите, чем, же отличается хохломской узор от других ?

На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?

Д.: На жёлтый, красный и чёрный фон.

В.: А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать ?

Д.: "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»

В.: А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".

Смотрите внимательно.

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Сначала начинаем рисовать концом кисти , протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти, чтобы получилась тоненькая полосочка. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.

(После моего показа, показ и объяснение ребенком)

А теперь попробуйте на своих листочках, потренируйтесь рисовать "завиток"(дети упражняются) .

А сейчас мы с вами немножко отдохнём и подготовим наши пальчики к основной работе.

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни : (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)

и работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

В.: Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.

Пройдите к столу и выберете себе заготовку (дети выбирают и садятся за столы) . Давайте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

1. Сначала рисуем завитки.

2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод : на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды)

3. Чтобы узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить? (рисуем листочки)

4. Рисуется кайма.

Дети рисуют.

Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.

В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, подойдите ко мне и посмотрите, какие же работы у вас получились?

В конце анализ детских работ.

У кого получились самые круглые "завитки",

У всех ли правильно подобран цвет ягод?

У кого получился самый настоящий хохломской узор ?

В.: Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда , которая так радует глаз.

А когда ваши работы высохнут, мы устроим выставку, пусть все полюбуются.

Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

В : Наша деятельность закончена. Скажем гостям до свидания. Наведем порядок на столах.

Публикации по теме:

"За грибами в лес" Развиваем познавательный интерес в работе с таким занятием как (аппликация). Учимся совершенствовать умение, создавать.

Конспект НОД «Художественно – эстетическое развитие» Тема «Мастерская маленьких дизайнеров» Цели: развитие творческих способностей каждого.

Конспект НОД по рисованию «Платье для лета» Конспект НОД по ОО художественно – эстетическое развитие (рисование, для детей старшей группы «Платье для лета» Цель: Создать условия.

Конспект НОД по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное Задачи: Образовательная областьпознавательное развитие 1. Продолжать учить детей заботится о своем здоровье 2. Развивать познавательный.

Конспект ННОД по знакомству с техникой квиллинга в подготовительной к школе группе «Русская матрёшка» Задачи: 1. Образовательные: - Познакомить с техникой «Квиллинг». - Учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль,.

Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

«Завиток»

Программное содержание: продолжать развивать у детей художественный вкус, знакомить их с (дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписью).
Развивать эстетические чувства: цвета, композиции.
Закреплять умение свободно и всей кистью, по всему листу бумаги, но не выходя за ее границы. Учить детей оценивать выполненные работы, выделяя средства выразительности.

Материалы: бумага разного цвета и формы в соответствии с формами того или иного вида декоративного искусства. Предметы, украшенные дымковской, городецкой, хохломской росписью, игрушка-Незнайка.

Подготовка к занятию: перед занятием провести знакомство с декоративно-прикладным народным и современным искусством (ткани, платки, посуда и др.), рассматривание альбомов, открыток, диафильмов по теме.

Ход занятия:

Вводная часть: стук в дверь. Дети давайте посмотри, кто там пришел к нам в гости. Это же Незнайка.
А почему ты такой грустный?
Н: посмотрите сколько у меня разных предметов, а что на них нарисовано и как они называются и зачем нужны я не знаю.
Дети поможем Незнайке ответить на его вопросы. (Спросить у детей, какие изделия народного декоративного искусства они знают).
Показать приготовленные предметы, уточнить, как они выглядят, как украшены.

Давайте мы с вами научим Незнайку рисовать узор, который называется Завиток.

Предложить детям нарисовать узор по мотивам одного из рассмотренных видов росписи, передавая его характерные особенности.
Предложить выбрать по своему желанию бумагу разной формы, подумать и выбрать краски которые понадобятся при рисовании.
Сказать детям, что рисуем узор во весь лист.

Исполнительская часть:
Помогаю тем детям, которые испытывают затруднения при выполнении работы, даю указания, словесную инструкцию, поощряю детей по ходу работы.
Предлагаю детям на время отложить свои работы и встать и вместе с Незнайкой поиграть.

Физминутка.
Незнайка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.

Заключительная часть:
Мы сегодня с вами,
Узоры рисовали.
А узоры не простые,
Расписные да как радуга цветные.
Мы узор на весь листочек нарисовали,
И завитком его назвали.
Завитки, то вон какие,
Мы на выставке их разместили.
И теперь они висят
И всем взрослым и детям
Радуют глаз.

Дети вам понравилось наше занятие?
А кто к нам приходил?
А чем мы с вами занимались?
А кто помнит, какие виды декоративной росписи существуют?
Какой узор мы с вами сегодня рисовали?

Все работы получают положительную оценку педагога.
Предложить детям выбрать самые красивые узоры и объяснить, почему именно эту работу они выбрали.
Предложить детям оформить выставку, посвященную декоративно-прикладному искусству в группе.

Дети прощаются с Незнайкой, а он их благодарит за помощь и вручает сладкие гостинцы.

Название: Конспект НОД в младшей группе по рисованию «Завиток»

Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область, Россия

Конспект занятия по декоративному рисованию в

подготовительной группе МДОУ «Родничок»

Воспитатель ИЗО I категории

«Композиция в уральской росписи»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.

2. Продолжать развивать у детей навыки составления узора.

3. Упражнять детей в известных приемах росписи красками («оживки»).

Обогащение словаря: схема, композиция.

Материалы и пособия:

v Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.

v Фоновые карты.

v Круглые кисти №2.

v Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, панно и др.).

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моем столе появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает схемы, показывает их детям.) Какие-то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривает схемы, сопоставляет их. Находит сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)

Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и вот на этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)



Вы правильно подметили: цветы в росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны . Этот рисунок называется схемой росписи, т. е. рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и располагаются другие элементы росписи.

У каждого узора элементы по-разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по-другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).



Давайте поиграем: кто быстрее найдет к этой схеме одинаковые по расположению элементы росписи (воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией).

Молодцы, такая роспись на круглом панно.

https://pandia.ru/text/78/627/images/image006_16.jpg" alt="scan0004" align="left" width="349" height="475">А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе» или «Куст»).

Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем они похожи?

Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определенном порядке (по кругу, в виде куста) называется композицией . Такое слово используют художники.

А сейчас немножко отдохнем.

Физкульминутка «Алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол).

https://pandia.ru/text/78/627/images/image008_6.gif" width="192" height="187">Ребята, у вас на столах есть фоновые карты-листы и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов).