Конкурентная позиция продукта. Стратегический анализ конкурентной позиции фирмы

В России к осени 1991 г. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас значительно уменьшился. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода.

В такой ситуации было два пути:

Вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием;

Укрепить экономику через радикальные реформы (что и было сделано).

Правительство, сформированное Ельциным в 1991 г., состояло из молодых реформаторов во главе с Егором Гайдаром, сторонником рыночных преобразований. Радикальная экономическая реформа, проводимая Гайдаром, получила название «шоковая терапия ».

Этапы реформы :

Началом реформы в 1992 г. стала либерализация цен , - отказ от их государственного регулирования. Цены возросли в десятки и сотни раз. Прилавки магазинов наполнились товарами. Но купить их гражданам было не на что, поскольку сбережения граждан были быстро израсходованы, а рост зарплаты искусственно сдерживался.

Была разрешена свобода торговли, введена внутренняя конвертация рубля, появилась легальная возможность обмена на иностранную валюту. На рынок хлынул поток импортных товаров, что ухудшило положение отечественных товаропроизводителей.

Не оправдались надежды, связанные с вступлением России в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ), многомиллиардные кредиты от Запада не были получены, большинство западных инвесторов предпочитало не рисковать на российском рынке.

Процесс падения производства затронул практически все сферы промышленности и сельского хозяйства. Экономика держалась за счет топливно-добывающей и металлургической отраслей, а также увеличения экспорта их продукции.

Реформы в аграрном секторе . Были созданы правовые основы для частной фермерской деятельности . Приходилось преобразовывать колхозы и совхозы в фермерские хозяйства. До сих пор этот процесс так и не удалось успешно завершить. Современные частные и кооперативные агрохозяйства с трудом конкурируют с импортными товаропроизводителями. Кризисные явления в аграрной сфере продолжаются.

Важным этапом реформы стала приватизация - разгосударствление собственности (переход собственности в частные руки). Приватизация началась с выдачи ваучеров в конце 1992 г. Ваучер - ценная бумага номиналом 10 тысяч рублей, - можно было в приватизируемые предприятия и инвестиционные фонды (стать акционером, пайщиком). Предполагалось, что будет создан слой собственников - основа для формирования среднего класса страны. Но началась скупка ваучеров коммерческими банками, отдельными состоятельными людьми, мафиозными структурами. Ваучерная приватизация ничего не дала простым российским гражданам.


Последствия шоковой терапии:

Одним из последствий реформ стал непрерывный рост инфляции (обесценивание денег). Увеличение выпуска бумажных денег без банковского обеспечения привело к падению курса рубля. Для борьбы с инфляцией была проведена денежная реформа (1 января 1998 г.) - российский рубль был деноминирован в 1000 раз. К этому времени расходы на выплату внешнего долга составляли 30% государственного бюджета. Правительство оказалось не в состоянии платить по внутренним и внешним долгам.

17 августа 1998 г. произошел дефолт - обвал национальной валюты. Начался неконтролируемый рост цен. За две недели стоимость отечественных товаров подскочила на 20%, а импортных - на 80%. В России пополнилось число людей находящихся за чертой бедности.

Преодолению этого острейшего финансового кризиса способствовал рост мировых цен на энергоносители. В 1999-2007 гг. нефть принесла значительные прибыли частным российским кампаниям и пополнила золотовалютные резервы Центробанка России.

Августовский дефолт возродил к жизни отечественную промышленность и сельское хозяйство, поскольку сократился избыточный импорт.

Показатели на 2000 г.:

Инфляция снизилась до 20% (по сравнению с 36 % в 1998 г.);

Реальные доходы населения возросли только на 6 %;

- ВВП (валовой внутренний продукт) начал прирастать в среднем на 6% в год;

Развитие рынка в России, как и везде в мире, происходит при обстоятельствах, которые люди свободно не выбирают, а которые даны им и перешли из прошлого.

После окончания гражданской войны в 20-е годы рыночные отношения получили широкое развитие. Но на рубеже 20-х и 30-х годов рынок вырубили до основания: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. Установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные меры

Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:

  • а) государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров;
  • б) оно выполняло роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

В итоге абсолютная монополия в сфере товарно-денежных отношений стала полной противоположностью конкурентному рынку.

Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положительная роль в развитии экономики практически не проявлялась. Отсюда вытекают заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, так как акты купли-продажи существовали, что признавали и признают отдельные экономисты России и Запада (например, В. Ойкен и др.). Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не смог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.

Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы:

  • 1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
  • 2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности);
  • 3) крайне высокая степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие легального частного сектора при расширявшейся «теневой» экономики;
  • 4) сверхмонополизация производства, что в условиях либерализации экономики вело к раскручиванию инфляции;
  • 5) деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду;
  • 6) крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
  • 7) неконкурентоспособность преобладающей части производств, отягченная затяжным структурным кризисом в сельском хозяйстве.

В 90-е годы были предприняты экономические преобразования, которые были направлены на переход от административно-командной системы к рыночной системе. Однако для перехода к рыночной экономике приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом - абсолютной рыночной монополией и финишем - развитым рынком дистанция огромного размера. Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:

  • 1) наличие в экономике свободных форм собственности и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции;
  • 2) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, способность свободно распоряжаться частью своих доходов, отсутствие жесткого административного товарного распределения, т.е. свободная купля-продажа;
  • 3) формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены;
  • 4) полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;
  • 5) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;
  • 6) свободное маневрирование ресурсами;
  • 7) сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;
  • 8) последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей
  • 9) обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам.

Специфика вхождения России в систему социально-ориентируемого рыночного хозяйствования определяется следующим:

относительно низким уровнем развитием производительных сил по сравнению с развитыми странами;

ослабленностью мирохозяйственных связей;

сохраняющимся засильем элементов административно-командной системы;

глубоко монополизированной структурой экономики и основных рынков;

оторванностью от человека;

необходимостью сочетания общефедеральных и республиканско-региональных интересов.

Переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях российской экономики.

Для России характерна относительная зрелость рынка потребительских товаров. По сравнению с социалистическим временем бросаются в глаза несравнимо большая его насыщенность, резкое расширение ассортимента, снятие проблемы дефицита и очередей, а также достаточно активная конкуренция продавцов.

К недостаткам современного состояния рынка потребительских товаров в России можно отнести преобладание импортных товаров, что ведет к экономической зависимости.

Рынок инвестиционных товаров находится в сложном и противоречивом положении. Значительная часть сырьевых ресурсов экспортируется за границу. В условиях экономического кризиса спрос на инвестиционные товары в целом низкий. А в той части, в какой он существует, спрос направлен на импортные товары.

Рынок труда страдает от серьезных структурных перекосов как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Структурная перестройка экономики требует изменений в области занятости населения. Закрытие шахт, оборонных предприятий и т.п., ведет к безработице и одновременной к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы. Серьезным недостатком является также отсутствие полноценной информации о предложении рабочих мест.

Развивается рынок недвижимости (фактор земля): активно продаются и арендуются производственные, офисные, жилые помещения. Земельные участки пока практически не могут быть объектом купли-продажи. В данной сфере широкое распространение получила аренда.

Вплоть до кризиса 1998 г. наиболее быстро развивалась кредитно- финансовая сфера: коммерческие банки, инвестиционные институты, валютные и фондовые биржи, а также соответствующие экономические инструменты (кредит, ипотека, ценные бумаги - облигации, акции). Однако экономическая мощь коммерческих кредитно-финансовых учреждений пока невелика. Недостаточность объемов кредитования в целом, невозможность инвестировать в сферу производства - важнейшие недостатки деятельности коммерческих банков. Именно они привели банковскую систему страны на грань полного развала летом 1998 г. Отказ государства платить по своим обязательствам (так называемый ГКО) привел к фактическому банкротству большинства банков, не имевших более прочной основы для своего бизнеса.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в отдельных регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, где сосредоточены основные банки и другие финансовые учреждения, получило широкое распространение частное предпринимательство. Напротив, в отдаленных регионах и в сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному партенализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентноспособность обрабатывающих отраслей (за исключением военно-промышленного комплекса), неэффективность сельского хозяйства. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции рынка. Поэтому программа экономических реформ должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику и следующие этапные задачи формирования рыночной экономики в России:

  • 1)разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства;
  • 2) формирование рынка и его инфраструктуры;
  • 3) демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующей развитию рынка;
  • 4) постепенное ограничение государственного контроля над ценами;
  • 5) осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;
  • 6) осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации. Таким образом, экономические реформы в России должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности.

К середине 80-х годов экономика СССР оказалась в состоянии кризиса. Сложившаяся в 30-е годы административно-бюрократичес­кая система управления не соответствовала уровню развития про­изводительных сил. Шло снижение темпов роста производства во всех отраслях.

В феврале - марте 1986 г. партийно-государственное руководство выдвинуло кон­цепцию ускорения социально-экономического развития страны - концепцию утопическую, полностью оторванную от реалий жизни. Она исходила из того, что причина всех бед в экономике - распы­ленность капиталовложений. Достаточно изменить инвестиционную политику, сконцентрировать капиталовложения на ключевых направ­лениях, определяющих технический прогресс, и мы получим ускоре­ние темпов социально-экономического развития страны. Предусмат­ривалось резкое (в 1,8 раза) увеличение капиталовложений в раз­витие машиностроения, в строительство новых и реконструкцию ста­рых машиностроительных заводов и на этой основе обновление всей промышленности. По существу, речь шла о второй индустриализации. Планировалось в кратчайшие сроки осуществить компьютеризацию, освоение новых, передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих.

Программа ускорения социально-экономического развития страны потребовала гигантских капиталовложений в промышленное строительство и реконструкцию предприятий. Эти капиталовложения должны были дать отдачу через 5-10 лет. Рабочие получали зарплату, а товарной массой эта зарплата не обеспечивалась. Росли объемы незавершенного строительства, а министерства и ве­домства продолжали наращивать объемы строительных работ. Изме­нилось направление внешнеэкономической деятельности. Резко уве­личился импорт оборудования, технологий и сократился импорт предметов потребления, продуктов, лекарств. При слабом развитии легкой промышленности страны это еще более увеличило дефицит товаров. Во второй половине 80-х годов произошло снижение цен на нефть, составлявшую основную статью нашего экспорта.

В результате этих процессов на руках у населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. Начались неконтролируемые инфляционные процессы. Были предприняты попытки частичного реформирования адми­нистративно-бюрократической системы, приспособление ее к ры­ночным отношениям. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), несколько расширяющий права предприятий и предусматривающий введение хозрасчета. Теперь составле­ние планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы должны были включать обязательный госзаказ и прямые дого­воры с другими предприятиями и торговыми организациями. Однако в условиях государственной собственности на средства произ­водства и монополизма производителей расширение прав предприя­тий привело к росту цен. Предприятия стали отказываться произ­водить «невыгодную» продукцию, диктовать свою волю потребителю. Начался разрыв экономических связей.

С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный ха­рактер. Дефицит государственного бюджета составил в 1989 г. 120 млрд.р.. то есть расходы государства значительно превышали до­ходы, а разница перекрывалась печатанием денег, не обеспеченных товарами.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, стали вклады­вать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношении друг с другом начали переходить к безденежному товарообмену. Все большее раз­витие стали получать бартерные сделки с зарубежными фирмами. В условиях полного обесценения рубля предприятия стремились про­дать продукцию за рубеж по любой цене.

Реформа управления промышленностью носила косметический характер - это была попытка несколько ограничить администриро­вание. Ее осуществление еще более обострило ситуацию в экономи­ке. К концу 80-х годов стало ясно, что политика ускорения по­терпела крах. СССР встал перед необходимостью резко ограничить производственное строительство, перераспределить ресурсы на вы­пуск и закупку потребительских товаров (программа академика Л.И.Абалкина).

Однако трудности стремительно нарастали. В связи с эконо­мическим кризисом резко возросли сепаратистские тенденции. Рес­публики и отдельные области начали вводить ограничения и запрет на вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания. Установились таможенные барьеры, стали рушиться эконо­мические связи. Началось массовое недовольство народа отсутс­твием товаров - стачки, забастовки. Это еще более обострило си­туацию.

В этих условиях стало ясно, что частичными изменениями не обойтись. Необходимо в корне менять систему управления, перехо­дить от административных методов руководства к рыночным эконо­мическим отношениям.

Программа перехода к рынку (программа «500 дней») была разработана группой академика С.Шаталина осенью 1990 г. Она предусматривала последовательное осуществление приватизации, разгосударствление экономики; либерализацию цен, переход к сво­бодному ценообразованию; жесткую дефляционную политику, ограни­чивающую количество денег в обращении. Однако в обществе нарас­тала инфляция, шел распад единого экономического пространства. Время для реформы было упущено. Перед страной встала угроза го­лода, развала энергосистемы, разрухи на транспорте.

Попытка выйти из создавшейся экономической ситуации путем возвращения к чрезвычайным методам руководства (события 19 ав­густа 1991 г.) привела к распаду СССР, окончательному разрыву экономических связей. В этих условиях у правительства России не осталось иного выхода, кроме как форсировать переход к рынку, не имея стратегии реформ, согласованной со всеми республиками бывшего СССР.

Первым шагом реформ стала либерализация цен. В январе 1992 г. были введены свободные цены на большинство товаров. Целью этой меры должна была стать стабилизация рубля. Развал денежной системы вел к параличу всего народного хозяйства. Необ­ходимо было создать механизм финансового регулирования экономи­ки.

Либерализация цен была осуществлена прежде, чем приватизация предприятий. Это привело к резкому скачку цен. В отсутствие конкуренции производителей, при сохранении сверхмонополизации экономики цены уже в первые месяцы реформ выросли в 100 - 150 раз, в то время как зарплата увеличилась лишь в 10 - 15 раз. Прилавки магазинов мгновенно наполнились товарами, но достигну­то это было за счет снижения платежеспособного спроса населения. Огромные денежные сбережения в момент обесценились, но это позволило снять давление денежной массы на рынок. Цена реформ оказалась крайне высока: свыше 30% населения оказались за чер­той бедности.

Освобождение цен на сырье, электроэнергию привело к тому, что значительная часть предприятий сразу же стали нерентабель­ными. Сокращение спроса на их продукцию привело к росту взаим­ных неплатежей и падению производства. Правительство Е.Т.Гайда­ра считало, что рынок сам все поставит на место - нерентабель­ные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, наладят выпуск дешевой и качественной продукции. Когда угроза банкротства нависла над большинством предприятий, Гайдар вынуж­ден был подать в отставку. Однако новое правительство В.С.Чер­номырдина продолжало ту же политику.

Следующим этапом реформ, начавшимся летом 1992 г., стала приватизация госпредприятий. Концепция приватизации была разра­ботана Госкомимуществом во главе с А.Б.Чубайсом. Проводилось акционирование предприятий. 51% акций распределялся между ра­ботниками предприятий, остальные поступили в открытую продажу. Каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер) сто­имостью в 10 тыс.р. На ваучер можно было приобрести акции любо­го предприятия, ставшего открытым акционерным обществом. Для помощи гражданам были созданы приватизационные фонды. Целью приватизации провозглашалось создание класса собственников. Фактически же выгоду получили люди, осуществлявшие приватиза­цию: чиновники, директора предприятий, представители номенкла­туры. Они практически за бесценок приобрели значительную часть бывшей государственной собственности. Основная же масса населе­ния осталась ни с чем. Резко активизировался процесс разделения общества на богатых и бедных.

Третьим этапом реформ стала денежная приватизация, начав­шаяся в 1993 г. Ее осуществление должно было дать доход госу­дарству и обеспечить инвестиции в экономику.

В целом итоги первых пяти лет реформ оказались неутеши­тельными. Объем промышленного производства в 1997 г. составил 48,5% от уровня 1990 г., производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 1/3. Население России ежегодно убывает на 70 тыс. человек.

Усугубил положение экономический кризис, разразившийся в августе 1998 г. Он вызвал резкое (практически в 3 раза) падение курса рубля, скачок цен на импортную продукцию, на газ, электроэнергию и т.д. Стало ясно, что в курс реформ необходимо внести определенные коррективы: усилить роль государства в регулировании экономики, принять меры в поддержку отечественного производства.

Переход к эффективной рыночной экономике, таким образом, в России не завершился и экономический кризис продолжает углубляться.

Первый этап (1985 -1987). В середине 80 -х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества. В это время начался период «перестройки». на этом этапе ХХVII съезд КПСС в экономической сфере утвердил концепцию «ускорение социально-экономического развития страны». Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс. Но реформы в экономике натолкнулись на инерцию системы. Перевод на двух-, трехсменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений и поэтому не был осуществлен в крупных масштабах. Меры по укреплению дисциплины оказались непродуманными. Только ущерб от антиалкогольной кампании составил 40 млрд. руб. в первые два года.

Второй этап (1987-1988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии». В экономике процесс реформирования административно-бюрократической системы был связан с реализацией Закона о государственном предприятии. Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой целью составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы составляли на основе государственных заказов в прямых договоров с другими предприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Остальные средства оставались в распоряжении заводов и фабрик.

Третий этап (1989-1990 гг.) продолжалось реформирование промышленности и сельского хозяйства. Оно носило половинчатый, непоследовательный характер. Это был не переход к экономическим методам управления, а лишь некоторое ограничение администрирования. В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей оно привело лишь к росту цен и отказу от производства «невыгодной» продукции.

Правительство решало проблему денежного оборота самым простым путем - путем печатания новых денег. Попытки насытить рынок за счет развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы, вросли в нее.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа. Все большее развитие стали получать бартерные сделки. Сверхплановую продукцию продавали не внутри страны, а стремились по любой цене отправить за рубеж.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия. Становилось ясно, что надо идти к рыночной экономике, но неизвестно, каким путем и в какие сроки, какими методами реализовывать закон стоимости и создавать рынок.

На состоявшемся в конце октября 1991 г. V Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики. План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.

Вместе с тем рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо увеличения их в 3-5 раз в течение одного года цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и наука, системы здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу.

После начала радикальных преобразований в российском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По данным Российской Академии наук к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднеобеспеченных - 13-15 %, бедных - 40 %, живших за чертой бедности - 40 %. Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. указ «О свободе торговли», предоставлял права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническая деятельность, с другой - вели к резкому расслоению общества и как следствие к росту социальной напряженности.

В 1993-1996 гг. социально-экономическая ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Продолжался спад промышленного производства. Высокой была инфляция, сопровождавшаяся быстрым ростом цен. Для большинства россиян, не имевших навыков жизни в условиях экономических и политических свобод, качество жизни почти во всех компонентах ухудшилось. Увеличилась доля людей работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Уровень преступности за это же время вырос в полтора раза. Произошло резкое расслоение населения по уровню достатка.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, заинтересовать производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки. Каждый гражданин через чеки становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получал свою долю. Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбирать для себя схему реализации чека: использовать его при закрытой подписке на акции предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ), либо продать.

На практике приватизационные чеки, оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФ, рассчитывая на получение в будущем дивидендов. Реальная стоимость чеков быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, в значительной мере у администрации предприятий, чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы - все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.