Коммерческая сфера социально-культурной деятельности и маркетинг. Структура социальной сферы

Изучение материалов данной главы позволяет приобрести следующие компетенции:

  • - определять и анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в бюджетном и рыночном секторах социальной сферы, в области государственной социальной политики, и прогнозировать их возможное развитие в будущем;
  • - уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о развитии бюджетного и платного секторов социальной сферы, выявлять тенденции их развития;
  • - обладать способностью учитывать последствия управленческих решений и действий в различных секторах социальной сферы и в области государственной социальной политики;
  • - владеть пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования сектора платных услуг.

3.1. Принципы разграничения бюджетного и рыночного секторов в сфере социальных услуг

В современной экономической литературе общепризнанным стало разграничение экономического пространства на рыночный и нерыночный секторы на основе концепций общественного и частного блага, внешнего эффекта, информационной асимметрии и естественной монополии. Они применимы для отнесения социальных услуг к рыночной или нерыночной сфере, а также для выделения смешанной сферы.

Как известно, экономические блага могут быть подразделены на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные общественные блага. Следовательно, социальные услуги как экономические блага могут быть классифицированы следующим образом:

  • - общественные услуги в чистом виде;
  • - частные услуги в чистом виде;
  • - услуги смешанного характера.

Чистые общественные услуги относятся к общественному (государственному или муниципальному) сектору, где принципы рынка и платности не действуют.

Производство социальных услуг такого рода осуществляется с помощью финансово-налоговой политики (через государственный бюджет и общественные взносы) и избирательной системы (через так называемый механизм общественного выбора). Общественные услуги в чистом виде предоставляются населению бесплатно, но это не значит, что они являются даровыми благами, подобно дарам природы: воздуху, солнечному свету и т. д. Они относятся к экономическим благам, их производство требует немалых затрат общественного труда и финансируется за счет налогообложения. Отделение во времени и пространстве бесплатного предоставления населению таких услуг от источников их финансирования через госбюджет и налоговую систему может создавать фискальную иллюзию у людей, что чистые общественные услуги - это дар природы.

На практике такой отрыв непосредственного оказания услуг от их финансового обеспечения приводит к тому, что население охотно поддерживает все программы по развитию чистых общественных услуг, но оно решительно выступает против повышения налогов, которое необходимо для расширения производства такого рода благ.

Социальные услуги как чистое общественное благо (чистые общественные услуги) характеризуются следующими свойствами:

  • - совместный характер их потребления, неделимость и неизбирательность;
  • - объективная техническая или экономическая невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага, не оплачивая их;
  • -отсутствие конкурентности и перегружаемое™ (уменьшения потребления с появлением новых лиц).

Все указанные свойства чистых общественных услуг взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: совместный характер потребления, неделимость и неизбирательность услуг тесно связаны с неисключаемостью из потребления одних лиц по отношению к другим. Чистые общественные услуги дают значительный внешний эффект, но трансакционные издержки по учету и частному присвоению такого эффекта велики. Экономически невозможно с помощью института частной собственности (через реализацию исключительного права частного присвоения вещи) и с помощью включения внешнего эффекта в цену исключить такие услуги из потребления других лиц и сделать их объектами только индивидуального пользования. Неисключаемость из потребления таких услуг по техническим или экономическим соображениям порождает для индивидов возможность потреблять эти услуги, не оплачивая их.

Возникает проблема “безбилетного пассажира”. Естественно, в этих условиях отсутствует заинтересованность частных лиц производить чистые общественные услуги, так как выгоды от их предоставления могут получить не только непосредственные участники сделки, но и третьи, посторонние лица, которые не несут никаких издержек по производству такого рода услуг.

Совместный характер потребления и неисключаемость сопряжены с таким свойством, как неконкурентность, поскольку отсутствует свобода выбора, и чистые общественные услуги предлагаются в одинаковом объеме всем потребителям независимо от их индивидуального предпочтения. Они не перегружаемы. Следовательно, неконкурентность чистых общественных услуг не приводит к тому, что улучшение положения одного участника отношений осуществляется за счет ухудшения положения другого, как это происходит в условиях конкуренции и достижения экономического оптимума на рынке частных благ.

Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попытки перевести его на принцип платности были бы искусственными, это не дало бы желаемого эффекта.

К чистым общественным услугам относятся услуги государственного и муниципального управления, услуги по обеспечению внешней и внутренней безопасности. Они формируют нерыночный сектор услуг. Его отличительными признаками является финансирование за счет бюджетных средств и некоммерческая деятельность, т. е. деятельность, ориентированная не на получение прибыли, а на осуществление социальной миссии, характеризующаяся активным использованием политического механизма и административных ресурсов. Эффект от некоммерческой деятельности носит комплексный характер и необязательно имеет денежное выражение.

Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают, в отличие от чистых общественных услуг, следующими свойствами:

  • - индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
  • - исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).

Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения . Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.

К рыночному сектору социальных услуг относятся услуги розничной торговли, общественного питания и ресторанного бизнеса, бытовое обслуживание населения, деловые услуги, услуги финансово-кредитных структур гражданам и личные страховые услуги, а также услуги связи, предоставляемые населению, пассажирского транспорта, шоу-бизнеса, профессионального спорта.

Предприятия рыночного сектора социальных услуг являются коммерческими организациями. Они функционируют на принципах коммерческого расчета. Их отличительной особенностью является предпринимательская самостоятельность в принятии экономических решений. Деятельность таких организаций нацелена на получение прибыли и, как правило, сопряжена с хозяйственным риском. Для минимизации рисков используются такие рыночные инструменты, как коммерческая тайна и страхование. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий состоят из собственных источников (прибыли и амортизации), средств, мобилизуемых на финансовом рынке (продажа собственных акций и облигаций, кредитные ресурсы), и денег, поступающих от финансовой банковской системы в порядке перераспределения (дивиденды и проценты по ценным бумагам, страховые поступления). В составе денежных средств, поступающих предприятиям рыночного сектора услуг в порядке перераспределения, могут быть бюджетные субсидии.

Ведущую роль в формировании собственных финансовых ресурсов коммерческих организаций играют прибыль и амортизация. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятий, ее значительная часть через налоговую систему поступает государству, являясь источником формирования доходной части бюджетов разного уровня. Бюджетные средства в финансировании предприятий рыночного сектора услуг составляют небольшую долю.

С усилением общественной значимости отдельных видов экономической деятельности в сфере рыночных социальных услуг их бюджетная составляющая в финансовом обеспечении возрастает. Так, за счет бюджетных субсидий осуществляется организация льготного питания учащихся, транспортное обслуживание льготных категорий населения по социальной карте, предоставление ритуальных услуг, лекарственное обеспечение льготников.

Немало социальных услуг занимают промежуточное положение между нерыночным и рыночным секторами услуг. Они характеризуются сложной диалектикой сочетания общественных, коллективных и индивидуальных начал. Переход к рыночной экономике в России в условиях ограниченности бюджетных средств сопровождался тенденцией к неоправданно высокой коммерциализации и приватизации многих предприятий, оказывавших социальные услуги. Возник рынок таких услуг, который стал интенсивно развиваться. Даже в таких социальных отраслях, как образование и здравоохранение, которые традиционно были отраслями бюджетной сферы, финансируемыми исключительно за счет бюджетных средств, был создан негосударственный сектор, широко использующий внебюджетные средства, а в государственных профессиональных учебных заведениях и медицинских учреждениях открылись платные отделения. В сфере культуры, особенно в ее аудиовизуальных подотраслях, получил широкое развитие коммерческий сектор. Весьма продвинутыми в развитии рыночных отношений являются такие отрасли социальной сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, физическая культура и спорт, санаторно-курортное обслуживание. Здесь рыночный сектор занял доминирующее положение, а социальному сектору, финансируемому за счет бюджетных средств и ориентированному преимущественно на обслуживание социально уязвимых и низкодоходных групп населения, отведено скромное место.

Соотношение рыночного и нерыночных секторов услуг не является постоянным. Следовательно, уровень развития рынка социальных услуг и его масштабы меняются в зависимости от действия разных факторов.

Во-первых, на соотношение рыночных и нерыночных начал в сфере социальных услуг влияет изменение технологий и технических условий производства. Так, в связи с появлением мобильной коммуникационной технологии и технической реализации принципа обратной связи “производитель *-» «-> клиент” стало возможным сузить и ограничить естественную монополию и расширить тем самым сферу действия принципов исключаемости и конкурентности услуг.

Во-вторых, рост материального благосостояния и платежеспособного спроса населения при одновременном повышении социальной ответственности членов общества приводит к тому, что становится возможным постепенно снимать нагрузку расходов на смешанные услуги с государственного бюджета и перекладывать их финансирование на семейный бюджет. Иными словами, происходит процесс приватизации сферы общественного финансирования, и соответственно с этим идет процесс становления и расширения рынка новых видов платных услуг, которые ранее относились к общественному сектору социальных услуг. Так, в 80-е гг. прошлого века в ряде стран Западной Европы была осуществлена приватизация муниципального сектора жилья, и за счет этого произошло расширение рынка жилищно-коммунальных услуг. Приватизация затронула ряд услуг транспорта, связи и коммуникации. В России, где в советский период огосударствление охватило почти всю сферу услуг и многие смешанные услуги рассматривались как социально значимые (например, услуги службы быта, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, культурно-рекреационные услуги и т. д.), структурные сдвиги в сфере социальных услуг в сторону расширения платного сектора в связи с приватизацией были еще более существенными.

В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой интенсивно идет процесс трансформации собственности под воздействием двух взаимодействующих тенденций - развития ассоциативных, корпоративных форм собственности, включая транснациональные формы, и расщепления собственности на пучок правомочий. Усложнение взаимодействия этих правомочий идет с одновременным возрастанием финансово-денежного фактора в отношениях собственности. Финансы превратились в ключевое звено управленческого воздействия на все сферы жизни общества, в том числе на сферу услуг, финансовые институты выполняют функции заказчика и контролера сервисной деятельности. Ныне получили широкое распространение различные формы контрактных отношений участников сервисной деятельности с активным использованием разных правомочий собственника и института доверительного управления, доверительной собственности. Но при этом действует принцип “кто платит, тот и заказывает музыку”. Контрактные отношения дали возможность широко внедрить как реальные, так и квазирыночные отношения, т. е. отношения “внутреннего рынка” в сфере чисто общественных и социально значимых услуг. Так, например, институт государственных заказов и государственных закупок допускает существование в сфере обороны частного сектора по производству военной техники и военного обмундирования, исполнение государственных военно-строительных программ частными компаниями и т. д. В области социально значимых смешанных услуг в результате широкого развития контрактных отношений стало возможным отделить производство услуги от ее финансирования, т. е. стало возможным организовать производство услуг на основе привлечения негосударственных и частных структур, а представлять и финансировать интересы потребителей от имени государственных и муниципальных органов социальной сферы. При этом допускается финансирование таких некоммерческих организаций, работающих в условиях рынка, не только за счет государственных, но и негосударственных источников.

В-четвертых, на соотношение рыночных и государственных начал в социальной сфере оказывают сильное влияние конкретно-исторические условия развития страны, в том числе история развития государственности, продолжительность и глубина переживаемых страной общественных катаклизмов: войн, финансово-экономических кризисов, революций и т. д.

Развитие рыночных отношений в сфере услуг подвержено также влиянию политического фактора.

Так, во многих странах Европы в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы народное хозяйство имело много черт мобилизационной экономики, и, соответственно, многие смешанные социально значимые услуги (транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение) находились в сфере государственного управления и государственного финансирования. Действие рынка было сильно ограничено. В первые годы после войны сказались ограниченность платежеспособного спроса населения и сильное влияние фактора инерции социальной солидарности всех слоев (социального эгалитаризма), которая сложилась в военный период.

В 80-х гг. прошлого столетия ситуация в развитых странах Европы изменилась в связи с огромным дефицитом государственного бюджета из-за чрезмерно возросших общественных расходов и налогового бремени, обусловленных процессами старения населения. Маятник соотношения государственного и рыночного секторов в экономике вообще и в сфере социальных услуг в частности качнулся в сторону развития частного сектора и рыночных отношений. Приватизация сильно затронула общественный сектор социальных услуг. В некоторых странах (например, в Германии, Австрии, Франции, скандинавских странах) были сильны исторические традиции государственности в таких отраслях, как высшее образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь. Это не могло не сказаться на развитии рыночных отношений в них. В России в конце XX в. верх взяла тенденция расширения рыночных отношений и ограничения государственного сектора в сфере услуг. В некоторых отраслях услуг впервые сформировался рынок.

В мире нет страны с развитой экономикой, где бы государство активно не занималось регулированием хозяйственной деятельности. Поэтому речь может идти не об устранении государственной собственности, а об устранении ее монопольного положения.

В России на начальном этапе экономических реформ было подвергнуто сильной критике тотальное огосударствление советской экономики. Особенно очевидными были изъяны всевластия государственной монополии в отраслях материально-бытового обслуживания, розничной торговле, гостиничном хозяйстве, общественном питании и других отраслях, оказывающих услуги индивидуального пользования, где могут эффективно работать малые и средние предприятия и могут быть широко задействованы частная инициатива и предпринимательская деятельность.

Этим обосновывалась необходимость преодоления тотального огосударствления экономики и перехода к современной рыночной экономике, базирующейся на равноправии всех хозяйственных укладов и форм собственности.

Принцип многообразия форм собственности и хозяйственных укладов реализуется и в сфере социальных услуг, но с учетом особенностей ее отраслей.

В современных условиях в России существуют следующие группировки институциональных структур сферы социальных услуг (учреждений, организаций и предприятий):

  • - казенные учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги на нерыночной основе. Они функционируют на основе принципа оперативного управления и финансируются исключительно бюджетными средствами в соответствии со сметой расходов бюджетного учреждения, а контроль за исполнением их сметных расходов осуществляется через систему государственного казначейства;
  • - государственные и муниципальные бюджетные и автономные учреждения, оказывающие социально-культурные услуги. Они функционируют на основе смешанной многоканальной системы финансирования с использованием бюджетных субсидий, обладают правом хозяйственного ведения в сфере внебюджетного финансирования, и вместе с тем расходование их бюджетных средств находится под контролем системы государственного казначейства. За государственными и муниципальными органами управления не сохраняется субсидиарная ответственность по обязательствам бюджетных и автономных учреждений;
  • - негосударственные некоммерческие организации, оказывающие разнообразные услуги социальной и благотворительной направленности. Они функционируют на основе смешанного финансирования, сочетающего сильную диверсификацию негосударственных финансовых поступлений с возможностями получения бюджетных ассигнований в случае участия в реализации государственного социального заказа. Хозяйственная деятельность негосударственных некоммерческих организаций отличается большой финансовой независимостью (автономией);
  • - коммерческие структуры в сфере социальных услуг. Они функционируют на основе предпринимательской деятельности, т. е. деятельности с целью получения прибыли, сопряженной с коммерческим риском, выступают как субъекты рынка услуг.

Таким образом, организационно-экономический механизм в сфере социальных услуг формируется с учетом как отраслевой направленности сервисной деятельности, так и особенностей институциональной структуризации услуг.

  • Чистые частные услуги, производимые в домашнем хозяйстве,в семье, в порядке самообслуживания и не с целью продажи, могутбыть не включены в систему рыночных отношений.

Виды экономических секторов

Одной из задач экономической теории является изучение хозяйственных систем. Она отслеживает определенные процессы, закономерности, принципы построения и взаимодействия элементов внутри экономических структур. В макроэкономике большое внимание уделяется анализу национальной хозяйственной системы. Именно она является индикатором состоятельности конкретного государства. Но сложность национальной экономики, множество ее внутренних связей и подсистем требует более детального подхода. Для удобства изучения такого рода системы используется ее деление на сектора.

Определение 1

Экономический сектор является структурным элементом национальной экономики, который объединяет институциональные единицы, схожие по целям и принципам осуществления своей хозяйственной деятельности. Они имеют похожие источники финансирования и функции. Соотношение секторов экономики характеризует ее устойчивость и способность к развитию.

В экономической теории применяются различные методы классификации секторов. Например, по владению собственностью, по принципу осуществления экономической деятельности, по циклу создаваемого продукта. Основной подход заключается в классификации по экономическому субъекту, выделяют:

  • Государственный сектор осуществляет регулирование хозяйственной системой страны. Сам он не осуществляет коммерческой деятельности, но создает общественные блага и соблюдает права участников экономических отношений.
  • Сектор домашних хозяйств обеспечивает предложение факторов производства. При этом он является основным потребителем создаваемых экономических благ.
  • Реальный или производственный сектор экономики представлен различными предприятиями, которые обеспечивают потребности общества в продукции и услугах. Этот сектор является основным потребителем производственных факторов.
  • Сектор внешних хозяйственных агентов представлен компаниями нерезидентами, которые осуществляют свою деятельность на территории государства или вступают в экономические отношения с резидентами страны. Сюда так же относят некоммерческие представительства международных организаций, посольства и консульства иностранных государств.

Коммерческий сектор экономики

Коммерческий сектор экономики представлен совокупностью хозяйствующих субъектов, чья цель хозяйственной деятельности заключается в получении прибыли. В России на долю коммерческого сектора приходится около 82% всех предприятий и организаций. Именно этот сектор обеспечивает население рабочими местами, удовлетворяет общественный спрос, приносит значительную долю дохода государственной казны.

Основным признаком коммерческой организации является образование юридического лица, либо индивидуального предпринимательства. Созданные в коммерческих целях компании могут иметь различные хозяйственные формы, среди которых можно выделить:

  • товарищества и общества;
  • полные товарищества;
  • общества с ограниченной, дополнительной ответственностью;
  • акционерные общества;
  • кооперативы;
  • унитарные предприятия.

Главной задачей существования коммерческого предприятия является получение прибыли в ходе реализации производимой продукции. В большинстве стран мира данный сектор действует в условиях рыночных отношений, каждый из субъектов несет ответственность по своим обязательствам, и стремится к эффективному использованию собственных ресурсов.

Замечание 1

Основой коммерческого сектора является частная собственность. Государство оказывает влияние на деятельность субъектов сектора только через бюджетную и налоговую политику. Получается, что предприятия подвергаются воздействию рынка, изменениям спроса и предложения на нем. Коммерческий сектор России сформирован в основном крупными корпорациями, имеющими форму акционерных обществ. При этом средний и малый бизнес развиты намного хуже, хотя именно они создают базу и динамику развития экономики страны.

Этот сектор принято подразделять на финансовый, корпоративный и индивидуальный. Финансовые предприятия выделяются в отдельную подсистему, так как имеют свою специфику работы и получения прибыли. Большинство из них не имеют право осуществлять коммерческую деятельность, связанную с производством благ. Источником их дохода является оказание различного рода финансовых услуг.

Некоммерческий сектор экономики

Хотя коммерческий сектор является базой экономической системы страны, все же им движут законы рынка. Производители стремятся к созданию благ, способных приносить доход, а уже затем отвечать запросам общества. Поэтому на ряду с коммерческим сектором существует некоммерческий. Здесь формируются блага, которые необходимы обществу, но могут не приносить существенного дохода.

В некоммерческом секторе чаще всего разрабатываются и внедряются инновации в социальной, информационной и технологических сферах. Уже позже они попадают в работу коммерческого сектора. Взаимодействие между этими двумя секторами является взаимовыгодным. Для коммерческого сектора повышается покупательская лояльность, увеличивается стабильность положения организации. Некоммерческий сектор получает денежные средства для развития и выполнения своей общественной миссии.

Несмотря на то, что доходы данного сектора относительно невелики, он так же предоставляет рабочие места, которые оплачиваются за счет спонсорских средств. В России некоммерческий сектор занимается вопросами молодежи, детей, а так же учебными заведениями, работой научных сотрудников. Субъекты этого сектора занимают ниши, малопривлекательные для коммерческих компаний.

Некоммерческие компании разделяют на рыночные и нерыночные. Первые занимаются производством, вторые обслуживают предприятия коммерческого сектора. Рыночные организации обычно представлены учебными учреждениями и предприятиями здравоохранения, оказывающими платные услуги. Их цены достаточно высоки.

Государственные программы по поддержке такого бизнеса позволяют снизить цены на услуги и сделать их более доступными для населения. Обслуживающие некоммерческие организации обычно создаются на базе крупных предприятий самим предпринимателями. Обычно они обслуживают интересы лица, их организовавшего. Например, осуществляют рекламную деятельность, исследовательскую или испытательную работу и так далее.

Существуют так же некоммерческие нерыночные организации, которые практически не получаются дохода. Их деятельность регулируется государственными органами. Некоммерческие организации, обслуживающие интересы домашних хозяйств, могут быть представлены партиями, союзами, ассоциациями, спортивными клубами, общественными и культурными организациями, благотворительными фондами.

Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций – некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации. Рассмотрим главные различия между коммерческими и некоммерческими организациями.

Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).

Некоммерческими являются организации, созданные ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями (участниками, членами) организации и ее работниками. Прибыль, если она есть, должна направляться на развитие деятельности организации.

За рубежом понятия "коммерческая организация" и "некоммерческая организация" обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации – как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены натри сектора (см. рис. 1.1).

Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй сектор – частные коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

Третий сектор – частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.



Рис. 1.1. Секторы экономики и формы организаций

Указанные три сектора часто называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим. Но такие наименования не вполне точно отражают различия между данными секторами. Дело в том, что государственные и муниципальные организации в странах с рыночной экономикой бывают двух типов. Во-первых, это учреждения, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли, и прибыль, даже если она получена, не распределяется. В этом отношении учреждения подобны негосударственным некоммерческим организациям. Во-вторых, это государственные и муниципальные предприятия. Их деятельность должна быть ориентирована на извлечение прибыли. В этом отношении они отличаются от учреждений и подобны негосударственным коммерческим организациям. Напомним еще раз, что в соответствии с российским законодательством множество коммерческих организаций шире, чем второй сектор, а множество некоммерческих организаций – соответственно шире, чем третий сектор. Поэтому правильнее именовать первый сектор – государственным, второй – частным коммерческим, третий – частным некоммерческим.

Частные коммерческие организации и соответственно частный коммерческий сектор являются конституирующими для рыночной экономики. В социальной сфере этот сектор охватывает почти полностью прессу, книгоиздание, шоу-бизнес, производство аудиовизуальной продукции и представлен во всех других ее отраслях.

Существование государственного сектора в социальной сфере обусловлено тем, что государство берет на себя предоставление определенных видов услуг, для того чтобы таким образом избежать недостатков, присущих экономическим отношениям обмена между производителями и потребителями услуг в этой сфере, и реализовать требования социальной справедливости и государственной идеологии. Факторы, обусловливающие участие государства в предоставлении услуг, имеют свои особенности для разных отраслей социальной сферы и будут подробно рассмотрены в последующих главах. Государственный сектор в странах с рыночной экономикой состоит преимущественно из учреждений, являющихся по экономической форме некоммерческими организациями. В социальной сфере этот сектор занимает главенствующее положение в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, музейном, архивном, библиотечном деле и представлен в других отраслях.

Негосударственные некоммерческие организации, составляющие третий сектор, создаются и действуют для преодоления изъянов рынка и изъянов государственного участия в решении социальных проблем. Роль негосударственных некоммерческих организаций в социальной сфере будет рассмотрена в разделе 9.4.

Контрольные вопросы

1. Почему к социальной сфере относят предоставление жилищно-эксплуатационных услуг и не относят оказание бытовых услуг?

2. Следует ли включать в социальную сферу пассажирский транспорт (общественный транспорт)?

3. Какова роль государства в историческом развитии социальной сферы?

4. Что такое государство благосостояния?

5. Каковы причины и цели реформ систем социального обслуживания, проведенных в странах с рыночной экономикой в 1990-е гг.?

6. Какова роль идеологических факторов в формировании и изменении систем социального обслуживания?

7. В каких аспектах можно рассматривать деятельность в социальной сфере?

8. Почему для понимания экономического устройства отраслей социальной сферы особое значение имеет учет социально-культурных факторов?

Литература

Основная

Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС, 1998. С. 6–20, 27-106.

Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Шейман И.М., Якобсон Л.И., Демидова Л.С. и др. М.: Наука, 1995. С. 7–27.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 18–28.

Якушев Л.П. Социальная защита. М.: Редакция журнала "ПЕНСИЯ", 1998. С. 6-21, 41-97.

Barr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 3-69.

Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 1-35.

Дополнительная

Больничные и страховые кассы (отечественный опыт медицинского страхования) / Гришин В.В., Мирский М.Б., Данилишина Е.И. и др. М.: Федеральный фонд ОМС, 1997.

Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. Вашингтон: Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 1997. С. 62–72.

Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001.

Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры. 1992. С. 12–15, 173–180.

An Introduction to Health Economics for Eastern Europe and the Former Soviet Union / Ed. by S. Witter, T. Ensor. Clichester, N. Y., etc.: John Wiley & Sons, 1997. P. 1-14.

Markets, Hierarchies and Networks / Ed. by G. Thompson, J. Frances, R. Levacic, J. Mitchell. L.: Sage, 1991.

The Nonprofit Sector: a Research Handbook / Ed. by W.W. Powell. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1987.

Глава 2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Формы заработной платы (сдельная, повременная, аккордная) - способы установления зависимости величины заработной платы работника от количества и качества труда.

Системы заработной платы - (сдельно-премиальная, повременно-премиальная и другие) - разновидности форм заработной платы.

Как уже сказано, применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Что касается предприятий коммерческого сектора социальной сферы, то они могут пользоваться параметрами ЕТС в качестве ориентира при организации заработной платы работников аналогичных или близких по характеру и содержанию труда профессионально-квалификационных групп. Интерес представляют не только и не столько размеры ставок и окладов, установленных ЕТС, сколько их соотношения по категориям, профессиям, квалификациям, а также методические подходы к оценке сложности труда и квалификации.

Однако предприятия коммерческого сектора гораздо в большей степени ориентированы на использование рыночных регуляторов заработной платы. Так, при установлении размеров ставок и окладов и ведении соответствующих переговоров с профсоюзами и работниками предприниматели учитывают, с одной стороны, сложившийся на рынке труда уровень заработной платы по отраслям, профессиям, квалификациям, с другой, - свои финансовые возможности, определяемые размерами фактически получаемых и предполагаемых доходов и прибыли от реализации услуг. Решая вопрос о найме дополнительного работника и его заработной плате, предприниматель сопоставляет возможный прирост дохода, который принесет этот работник фирме, с затратами на его оплату и социальное обеспечение, интуитивно или сознательно руководствуясь рыночными законами убывающей эффективности дополнительных вложений труда и капитала и предельного продукта. Следует заметить, что в коммерческом секторе социальной сферы уровень ставок и окладов существенно выше (до 50 и более процентов) по сравнению с государственным (по работам примерно равной сложности и квалификации). Среди причин такого явления можно назвать следующие: большая эффективность коммерческого сектора по качеству и конкурентоспособности услуг, более высокая интенсивность, более продолжительный рабочий день. Известную роль также играют недостатки налоговой системы: частные фирмы укрывают свои доходы от налогообложения и выделяют значительно большую долю доходов, по сравнению с государственными, на потребление, и, соответственно, меньшую - на накопление. Более высокий уровень заработной платы на частных предприятиях при относительно низком уровне социальной защищенности наемных работников является из парадоксов переходной экономики России. Такая ситуация по-видимому носит преходящий характер и будет преодолеваться по мере стабилизации рыночной экономики. Следует также ожидать и повышения уровня социальной защищенности наемных работников коммерческого сектора.

В коммерческих структурах появилась возможность существенно повысить стимулирующую роль заработной платы. Это достигается не только повышением абсолютных размеров заработной платы, но и более последовательной ее индивидуализацией, которая признается в странах с рыночной экономикой важнейшей тенденцией современной организации оплаты труда. Размеры заработной платы каждого конкретного работника коммерческих организаций ставятся в зависимость не от формальных признаков квалификации (диплома, аттестата, степени, звания, квалификационной категории), а от фактических результатов индивидуального труда, от доходности труда, то есть от того прироста дохода фирмы, который обеспечивается работой данного сотрудника. Например, в ряде петербургских коммерческих фирм, связанных с обслуживанием населения, применяется следующая система оплаты труда. Каждому сотруднику в зависимости от его реальной квалификации, сложности и ответственности работы и с учетом сложившегося на рынке труда уровня оплаты по данной профессии устанавливается базовый месячный оклад. Оклад может быть зафиксирован в долларовом эквиваленте или в рублевом измерении (в этом случае он подлежит индексации). Кроме базового оклада устанавливается премия, размер которой ежемесячно пересматривается и зависит от приращения доходов фирмы, который обеспечивается деятельностью данного сотрудника. Премия может определяться в процентах от суммы указанного приращения доходов (прибыли). Показатели доходности индивидуального труда сотрудника обычно отражаются на специальных счетах.

Характерной особенностью организации заработной платы в коммерческих фирмах является более высокая, чем в государственном секторе, доля основной заработной платы - месячной ставки, оклада. Заработная плата не отягощена большим количеством надбавок и доплат и учитывает в комплексе основные зарплатообразующие факторы - сложность работы, условия труда, квалификацию сотрудника и эффективность его деятельности. Многие фирмы применяют системы скользящих ставок заработной платы. Например, туристская фирма “Нева” (Санкт-Петербург) периодически пересматривает ставки заработной платы своим сотрудникам по мере накопления ими квалификации и увеличения их вклада в доходы фирмы. В этой фирме, как и во многих других, соблюдается конфиденциальность при назначении и выплате вознаграждения сотрудникам.

Формы организации оплаты труда в коммерческом секторе отличаются большим разнообразием и зависят от форм хозяйствования, масштабов предприятий, а также их отраслевой принадлежности.

В небольших семейных и товарищеских фирмах, где нет наемного персонала, вопросы организации заработной платы вообще отпадают, поскольку отсутствует сама категория заработной платы.

Малые фирмы с небольшим наемным персоналом применяют коэффициентную систему дифференциации ставок (окладов). Ставка (оклад) сотрудника наиболее низкой квалификации (например, курьера, экспедитора) принимается за единицу. По остальным должностям коэффициенты могут составить 1,5; 2; 2,5; 3 и т.д. единиц. Абсолютный размер оплаты труда зависит от результатов работы фирмы.

Нередко размер оплаты труда при найме новых сотрудников устанавливается путем переговоров и заключения индивидуального трудового контракта, чаще всего срочного. Согласно трудовому законодательству трудовые контракты должны заключаться в письменной форме.

Контрактная система найма и оплаты труда применяется также в средних по масштабу и крупных фирмах, особенно в фирмах с участием иностранного капитала. Крупные предприятия в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании нередко сохраняют или разрабатывают вновь внутрифирменную тарифную или иную систему дифференциации ставок и окладов, при этом возможен троякий подход:

  • а) отдельные тарифные сетки для рабочих и схемы окладов по должностям служащих;
  • б) единая внутрифирменная тарифная сетка для всех категорий персонала;
  • в) бестарифная система оплаты труда с применением коэффициентов оценки профессионально-квалификационного уровня, коэффициентов трудового участия (КТУ) и отработанного времени. При бестарифной системе заработок каждого работника представляет собой индивидуальный пай в фонде оплаты труда организации или ее структурного подразделения.

Столь же разнообразны и формы заработной платы. В отличие от бюджетных организаций, где используется преимущественно штатно-окладная, то есть повременная форма заработной платы, в коммерческом секторе практикуются различные разновидности сдельной, повременно-премиальной, аккордной и других форм и систем оплаты труда. Сдельная оплата эффективна при следующих условиях:

  • - имеются обоснованные нормы трудовых затрат и достаточно измерители результатов труда;
  • - имеются как возможность, так и экономическая целесообразность увеличения объемов реализации услуг;
  • - применение сдельной оплаты не отразится негативным образом на качестве обслуживания.

Наиболее широко сдельная оплата применяется в бытовом обслуживании, общественном питании и торговле. Простейшая форма сдельной оплаты продавцов торговых точек в розничной торговле - фиксируется процент от объема реализации товара. Размер процента зависит от месторасположения торговой точки, вида и трудоемкости реализуемых товаров.

Коммерческие агенты торговых фирм оплачиваются по смешанной системе: фиксированная часть заработка - за обслуживание группы торговых точек плюс процент от их суммарного товарооборота.

Ремонтники сложной бытовой техники, радиоаппаратуры и телевизоров, обслуживающие клиентов на дому, обязаны сдать фиксированную часть выручки в кассу фирмы, остальное остается как заработная плата. По другому варианту - сдается вся выручка, но определенный ее процент выплачивается как заработная плата. Примерно также строится оплата парикмахеров, косметологов, шоферов городских такси. В этом случае условия оплаты фиксируются в договоре подряда.

Повременная форма оплаты труда преобладает в организации заработной платы специалистов и менеджеров предприятий сферы торгового, бытового и коммунального обслуживания населения. Как правило, она дополняется премиями (месячными, квартальными), размер которых зависит от конечных показателей работы фирмы, цеха, отдела.

Специфические системы оплаты труда применяются в коммерческих организациях здравоохранения и образования. Оплата труда сотрудников коммерческих медицинских учреждений, например, стоматологических поликлиник строится пропорционально объему и финансовым результатам медицинских услуг, оказываемых конкретными сотрудниками; при этом сотрудники, пользующиеся наибольшим доверием и популярностью у клиентов, получают соответственно и большую оплату, поскольку обслуживают и большее количество пациентов. Наиболее распространенной системой оплаты в таких учреждениях является простая сдельная оплата, при которой фиксируется процент от стоимости выполненных работ, и размер вознаграждения находится, следовательно, в прямой зависимости от объема работ в денежном выражении.

Для оплаты труда преподавателей коммерческих образовательных учреждений (частные школы, лицеи, колледжи, университеты), как правило применяется почасовая система оплаты труда, сочетающая в себе элементы повременной и сдельной форм заработной платы. Размер заработной платы зависит от количества проведенных уроков, лекций, семинаров, при этом ставки почасовой оплаты дифференцируются в широком диапазоне в зависимости от видов учебных занятий, реальной квалификации преподавателей и финансовых возможностей коммерческих организаций.

В крупных и средних организациях коммерческого сектора, функционирующих как акционерные общества (АО), вопросы распределения доходов входят в компетенцию общего собрания акционеров и правления АО, а организация заработной платы - в компетенции администрации АО, которая от имени собственника ведет переговоры об условиях оплаты труда с профсоюзным комитетом или другими представителями трудового коллектива. С высшим менеджерским персоналом АО собственником заключаются индивидуальные трудовые контракты, в которых оговариваются условия оплаты труда и социального обеспечения.

В процессе приватизации торговых и некоторых других организаций социальной сферы в случае их преобразования в акционерные общества члены трудовых коллективов могли и могут приобрести акции (в обмен на приватизационный чек по номиналу или по рыночной цене) и, следовательно, получать в дополнение к заработной плате дивиденды. В странах Запада это называется системой участия работников в прибылях предприятия. Она рассматривается как важный инструмент социального партнерства и активизации трудовой деятельности. По мере становления рыночных отношений в России и повышения эффективности АО опыт использования системы участия в прибылях может получить широкое распространение, при этом должна решаться задача оптимизации соотношений между фондом выплат дивидендов по акциям и фондом оплаты труда.

Как уже сказано, социальная сфера представляет собой совокупность самых разнообразных по характеру и содержанию оказываемых услуг организаций. Отраслевая принадлежность организаций существенным образом влияет на формы тарификации, нормирования и стимулирования труда. В свою очередь отраслевая специфика организации оплаты труда обусловлена содержанием труда, профессионально-квалификационной структурой персонала, сложившимися организационно-правовыми формами организаций. Так, в торговле основная профессия - продавцы (50 - 75% персонала), при этом квалификационные различия между работниками этой профессии не столь существенны и могут быть учтены фиксированными месячными ставками оплаты и сдельной оплатой. В общественном питании, соединяющим функции производства, торговли и потребления, набор профессий более широкий, квалификационные различия существеннее, поэтому на крупных предприятиях для организации оплаты труда работников кухни и других подразделений может применяться внутрифирменная тарифная сетка, фиксирующая 6 - 8 градаций квалификации. Еще более сложной является профессионально-квалификационная структура предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания. В газовом и водопроводноканализиционном хозяйстве, на предприятиях по индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту часов, бытовой техники она близка к структуре персонала предприятий легкой промышленности, магистральных газопроводов и других отраслей материального производства. “Сквозные” профессии рабочих и специалистов занимают свои ниши на рынке труда и как бы конституируют сегментацию уровней заработной платы по профессиям и квалификациям.

Весьма специфична организация заработной платы в коммерческом секторе социально-культурных учреждений, особенно в здравоохранении и образовании. Можно утверждать, что формы организации оплаты труда в указанных учреждениях в большей мере тяготеют к соответствующим государственным организациям, чем к коммерческим структурам в бытовом обслуживании, общественном питании и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Наряду с государственными унитарными, муниципальными и коммерческими организациями в социальной сфере рыночной экономики функционируют различные благотворительные и общественные организации, имеющие собственные источники и внебюджетные средства финансирования. Для организации заработной платы в этих учреждениях существенно отсутствие прибыли как источника премий, дивидендов и других видов доходов из прибыли. Оплата труда сотрудников в основном осуществляется по твердым месячным ставкам в соответствии с их квалификацией, объемом и сложностью работы. Так, например, в США законы штатов запрещают выплату больших вознаграждений работникам благотворительных организаций. Они указывают, что вознаграждение должно быть разумным в соответствии с их вкладом в работу. Если, к примеру, учитель английского языка желает основать благотворительную школу, то он должен расчитывать на заработную плату в пределах 15 - 30 тысяч долларов в год, что значительно уступает заработной плате учителей в коммерческих школах. На таких же основах строится вознаграждение менеджеров по работе с добровольцами, фандрейзингов и других штатных сотрудников благотворительных организаций 1 .

Вопросы для самопроверки.

  • 1. Каковы особенности организации заработной платы в коммерческом секторе социальной сферы?
  • 2. Какие формы и системы заработной платы применяются в коммерческих организациях социальной сферы?
  • 3. В чем заключается специфика организации оплаты труда в здравоохранении и образовании?
  • 4. Какую роль играет в организации заработной платы в коммерческом секторе Единая тарифная сетка?

Значительную долю участия в регуляции культурной сферы во многих странах берет на себя бизнес. Коммерческий сектор - источник альтернативного финансирования культуры.

Бизнес вкладывает средства в культуру не только по альтруистическим мотивам, - ему это выгодно. «Предпринимательский успех фирмы, её прибыль не в последнюю очередь зависит от её известности и успеха в обществе. Пожертвования в сферу культуры и искусства дают прекрасную возможность получить признание и успех». .

Привлечение дополнительных средств в сферу культуры связано с усилением роли частного финансирования (меценатство и спонсорство). Необходимо активное стимулирование жертвователей. Может быть использовано не только предоставление налоговых льгот, но и другие, нестандартные меры, например, разрешение на определенных условиях помощи культуре прощать долги задолжникам.

В ряде стран спонсорство - важный механизм поддержки культуры, а государство помогает только некоторым учреждениям. Фирмы и фонды поддерживают искусство и культуру потому, что это выгодно (реклама, уменьшение налогов), а также потому, что считают что это их долг обществу. Многие зарубежные фирмы, которые работают в России поддерживают русскую культуру, так как у них долгосрочные планы, связанные с Россией.

Наличие альтруистических мотивов представителей бизнеса, радеющих за состояние культуры, нельзя отрицать, как и не видеть в культурной деятельности крупных корпораций веление времени, их необходимую общественную миссию. Тем не менее такого рода намерения сегодня часто уступают желанию более активного использования связей «бизнес - коммерция - культура».

Коммерческая деятельность непосредственно в культурной сфере приносит значительную прибыль и может способствовать ее развитию.

Главное изменение в связях культуры и бизнеса сегодня связано «с разрастанием новой системы продажи товаров, через которую оказывается воздействие на общественное сознание и поведение, формируются действенные духовные и материальные запросы, ориентации и вкусы различных социальных слоев». .

Исследователями подчеркиваются значительные изменения в социальных и культурных образцах спроса и потребления. Культурные позиции, по мнению П. Козловского, играют в оценке товаров огромную роль. Престиж смещается с материальных качеств товара в сторону символически-культурных. «В той мере, в какой сегодня смешиваются понятия отдыха, развлечения и культуры, а культурная и развлекательная активность более не рассматриваются как совершенно оторванные друг от друга, в той же мере смешиваются и подменяются потребление товаров и потребление культуры…. Возрастает спрос на культурно «обогащенные», эстетически утонченные, эстетически рафинированные товары». Исследователь считает, что современная «постиндустриальная культура», «не может более руководствоваться никакой монолитной производственной политикой, а вырабатывает разнообразные, децентрализованные, секторные продукты», необходимые для разнообразных специализированных рынков, «которые организуются в культурные группы, охватывают различные языки, традиции, способы поведения», то есть служат не общему удовлетворению потребностей, а удовлетворению потребностей определенного культурного слоя. «Фактор культуры» позволяет привлекать потребителей диверсифицированной продукции, увеличивать объем продаж». . Как сделать так, чтобы в одном пространстве происходили активизация торговли и развитие культурных услуг - дело предприимчивых людей, которые должны учитывать особенности поведения потребителей, их вкусы и предпочтения.

Спонсорство может быть рассмотрено как специфический инструмент маркетинга, проникновения на определенный рынок. Имидж корпорации, приобретаемый в процессе того, что создаваемые ими материальные блага имеют культурное измерение, становится главным орудием выживания и конкурентной борьбы, которое действует и на международном уровне.

«Однако, - констатирует Е.Л. Катасонова, - связь корпораций с культурой идет значительно дальше, чем конкурентная борьба за своего потребителя средствами культуры. В Японии забота о «лице корпорации не ограничивается лишь приукрашиванием внешнего облика компании. Это означает укрепление духа и устремлений ее сотрудников. В этом смысле укрепление связей корпорации с культурной деятельностью стало в последнее время скорее методом укрепления внутреннего единства, чем способом усиления привлекательности корпорации в глазах всего общества». .

Важным элементом менеджмента в корпорациях становится разделение ответственности за развитие духовно-эстетической области между сотрудниками и руководством компании, которое выражается в совместном финансировании проектов в культуре.

Рассмотрения того, как процесс взаимодействия бизнеса и культуры оказывает влияние на содержание культуры и ее функционирование, требует особого рассмотрения. Отметим лишь противоречивость процесса, имеющего широкий диапазон - от демократизации культуры до крайних проявлений ее коммерциализации, наносящей ущерб разнообразию культурных форм.

В современных российских условиях поддержка культуры от меценатов и спонсоров невелика, как, впрочем, и в других бывших социалистических странах. На это влияет не только отсутствие необходимых средств, но и непонимание роли частного сектора в жизни общества, неумелое выстраивание культурной политики. Играет роль и то, что организации культуры не наработали пока необходимые навыки привлечения заинтересованных лиц, навыки маркетинга и ведения переговоров. «Порой те спонсоры, которые хотели бы потратить свои средства на культуру, могут не доверить их организации, не отличающейся хорошим менеджментом». .

Среди значительного числа управленцев в России бытует стойкое мнение о том, что поддержание культуры, ее институтов является исключительной ролью государства, правом и обязанностью, на которые не распространяется действие рынка. Это заставляет многих людей, отвечающих за состояние сферы культуры с большой осторожностью относится к предложениям доноров.

Ситуация обостряется в связи тем, что в условия финансовых злоупотреблений и нечестной конкуренции многие управленцы не хотят, чтобы их имена связывались в прессе, в мнении общественности с именами определенных предпринимателей, желающих в силу самых разных причин активно участвовать в культурном развитии своего региона, города. Накал политических страстей может усугубить ситуацию.

Внимание к индустрии культуры значительно меняется в силу того, что в современном мире существенно меняется само положение культуры, в первую очередь ее наиболее модернизированных компонентов. Она становится составной частью материального производства. С одной стороны, она сформировала новые потребности, влияющие на функции и качество товаров, выпускаемых промышленностью. С другой - сама стала отраслью, индустрией культуры. «В сфере индустрии культуры сегодня создаются тысячи рабочих мест, а сама она составляет крупную долю национального производства в каждой стране». . Такие формы культуры как кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей развиваются преимущественно на коммерческой основе. С деятельностью предприятий индустрии культуры, прежде всего, связано изменение содержания культуры как внутри стран и на международном уровне.

В международных документах индустрия культуры предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие культуры на национальном, региональном и местном уровнях, а также способствующая распространению культурной продукции той или иной страны за рубежом. Культурной индустрии отводится значительная роль в современном общественном развитии, в генерации культурного достояния. Важнейшим аспектом рассмотрения индустрии культуры становится анализ ее возможностей с точки зрения продвижения коллективного и индивидуального творчества, а также развития демократического доступа к культуре, активизации культурного диалога.

Она также важный источник занятости и создания материального богатства, - ведь индустрия культуры производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке.

В условиях, когда мир движется к усиливающейся взаимозависимости, более, чем когда-либо, необходимо сотрудничество в этой сфере между правительствами разных стран. Те направления, по которым могло бы происходить взаимодействие, - это содействие развитию общих рынков культурной продукции, создание сетей для обмена информацией, развитие телекоммуникаций, совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео- и мультимедийной продукции, фильмов, разного рода публикации, обмен актуальным опытом, обучение. В сфере культуры необходимо усиление взаимодействия между государственным, бизнес секторами, различными организациями гражданского общества, осуществление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению культуры и ее распространения в средствах массовой информации (в том числе оценка программ).

В России прежние стереотипы оторванности культуры от бизнеса меняются довольно медленно. Медленно, но изменяются также оценки развития индустрии культуры, учитывающие по крайней мере два аспекта развития человеческого потенциала: она рассматривается как мощная сфера, дающей людям занятость, доходы, а также сфера, в которой развивается - не без острых проблем - культурное многообразие на основе средств массовой коммуникации.

Часто приходится слышать, как рядом употребляются слова «культура» и «нет средств». Однако недостатка средств в культуре не наблюдается там, где поворотливые бизнесмены сумели взять дело в свои руки.

Что касается современной России, то нельзя не отметить, что бизнес активно подключился к индустрии культуры и коммерческому обмену культурной продукцией, и что в нем «крутятся» огромные деньги, догоняя зарубежные масштабы доходов, сопоставимые с наркобизнесом. .

Коммерческие успехи современного бизнеса в сфере культуры связаны со следующими аспектами.

Во-первых, бизнес подключается, прежде всего, к массовой культуре, чтобы получить прибыль нужно иметь широкий рынок сбыта продукции, которая одновременно бы отвечала потребностям многих людей.

Во-вторых, очень быстро находит формы, удовлетворяющие спонтанно возникающие культурные потребности.

В-третьих, обращен к наиболее динамично развивающимся сферам культуры, технологическим новинкам. Например, шоу-бизнес ориентируется прежде всего на динамические сферы культуры, прежде всего экранную культуру, завоевывающую мир. Она основана на компьютерно-космической технологии обработки информации. Сети коммуникаций позволяют легко трансформировать информацию, что открывает широкие рубежи создания самых экстравагантных произведений, приносящих десятки миллионов долларов прибыли.

В-четвертых, здесь осуществляется диверсифицированная деятельность по разным направлениям, и охват широко спектра услуг, что обеспечивает устойчивость соответствующим организациям на рынке.

В рыночной экономике бизнес планирование является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес планирование описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития. .

Бизнес-план является постоянным документом, он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

Конкретный проект производства определенного товара (услуг) - создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

Всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

Изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.

Бизнес планирование охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен 1 или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Бизнес планирование позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

- «обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

Подбор работников, которые способны реализовать данный план». .

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-план - концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план - важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес планирование служит основой бизнес - предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов.

Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

Поведение организации на рынке зависит от обоснованности выбранной стратегии управления организацией.

От того, настолько полно и глубоко (комплексно и системно) руководство организации учитывает факторы внешней среды и внутреннего потенциала организации в соответствии с принятой миссией поведения в рыночном пространстве, зависит эффективность деятельности в сфере культурно-просветительских и образовательных услуг. .

Тактика реализации стратегии организации разрабатывается на основе бизнес планирования. Бизнес-план представляет собой документ, структура которого представлена в табл. 3.

Бизнес-план обычно следует разрабатывать на один год с разбивкой по кварталам.

Модель бизнес-плана определяется принадлежностью плана к тому или иному типу, а также особенностями предприятия, для которого он разрабатывается.

Таблица 3. Структурная модель бизнес-плана коммерческой организации

Направление (раздел) бизнес-плана

Возможности (миссия фирмы)

Генеральная цель, ее декомпозиция

Концепция технологии и новизны культурно-просветительской услуги

Рынок предложения услуги и его емкость

Ожидаемая эффективность

Интеллектуальные товары и услуги

Преимущества услуги в сравнении с конкурентами

Основные характеристики услуги

Пути совершенствования, инновационные технологии

Стратегия обновления услуги

Комплекс маркетинговых исследований

Сегмент рынка по услуге

Тенденции изменения рынка

Емкость рынка

Конкуренты

План доходов

План расходов

Баланс доходов и расходов

Анализ финансовых потоков

План инвестиций

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план». .

Назначение первого раздела - дать ответы инвесторам или кредиторам на два основных вопроса: «Что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»

Вполне очевидно, что данный раздел целесообразно включать в план только что начинающегося бизнеса, рассчитанного на внешнее финансирование. Для бизнеса, деятельность которого будет осуществляться за счет предпринимателя, или для уже действующего бизнеса, убеждать кого-либо в его целесообразности не имеет смысла.

Следующие четыре раздела: «Виды товаров (услуг)», «Рынки сбыта товаров (услуг)», «Конкуренция на рынках сбыта» и «План маркетинга» по содержанию дублируются и легко могут быть объединены в один раздел: «План маркетинга». При этом необходимость этого раздела актуальна лишь для начинающегося бизнеса.

Для уже действующего бизнеса полностью разрабатывать план маркетинга, в котором нужно описывать производимые товары (услуги), рынки и условия их сбыта и т.п., нет необходимости. Единственное, что может потребоваться при планировании действующего бизнеса, - это внести коррективы по этим вопросам, если при анализе выполнения плана за предыдущий год выявится необходимость расширения (сужения) ассортимента производимых товаров (услуг) или расширение (сужение, изменение) рынков их сбыта в связи с возросшей конкуренцией, изменением каких-либо других условий.

План производства, как явствует из его названия, необходим в случаях бизнеса, рассчитанного на производство товаров (услуг). При этом более подробно он должен разрабатываться при планировании начинающегося бизнеса, когда необходимо знать потребность в производственных площадях и мощностях, основных и оборотных фондах (средствах), источниках снабжения, длительности производственных (технологических) циклов, режиме производства, производственной программе, организации контроля качества и т.д.

Для действующего бизнеса в этом разделе плана должны быть предусмотрены мероприятия, необходимые для устранения недостатков, выявленных по результатам анализа выполнения плана за предыдущий период.

«Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться либо населению, либо другим организациям». .

На первом месте здесь - освещение условий предоставления услуг (выполнения работ) наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей и т.п.

Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются (планируются) средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах (например, упаковочных), рабочей силе, средствах связи и т.д.

Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам в производственных организациях.

Организационный план также необходимо подробно разрабатывать лишь для начинающегося бизнеса, ибо в этом случае нужно обосновать организационную структуру фирмы, потребность в рабочей силе и т.д.

Для действующего бизнеса в этом разделе достаточно привести лишь мероприятия по устранению недостатков в организации фирмы, в организации труда и его оплате.

Раздел «Правовое обеспечение деятельности фирмы» нужен лишь для начинающегося бизнеса. Здесь действительно необходимо показать, на каких правовых основаниях будет производиться бизнес.

Раздел «Оценка риска и страхование» нужен для всех видов бизнеса: как для начинающегося бизнеса, так и для уже действующего бизнеса, ибо рыночная конъюнктура подвержена неожиданным изменениям. Например, по независящим от фирмы обстоятельствам спрос может возрасти или упасть, поставщики или покупатели могут разориться или появиться новые, конкуренция может обостриться или снизиться и т.д.

Заключительный раздел - «Финансовый план» также необходим для всех типов и видов бизнеса. При этом для начинающегося бизнеса финансовые показатели определяются на основании расчета по данным предыдущих разделов плана (план производства, сбыта, организационный план и т.п.), а для действующего бизнеса - еще и с учетом фактических данных за предшествующий год.