Комикс. Преступление и наказание

Выбрать один-единственный комикс года оказалось невозможной задачей. Ведь в 2016-м на русском вышли сразу несколько изданий долгожданной классики. Поэтому мы представляем годовой топ-10 рисованных историй.

Библия стимпанка, созданная великим Аланом Муром, наконец официально вышла на русском. Давно пора: до сих пор большинство знало «Джентльменов» по неудачной экранизации 2004 года. А первоисточник и фильм - это небо и земля. Мур задумывал не мэшап-клюкву в духе «Ван Хельсинга», а дань уважения романам XIX века, на которых вырос. Они с художником Кевином О’Нилом стилизовали графический роман под манеру писателей и иллюстраторов той эпохи. «Лига выдающихся джентльменов» не просто стимпанк, а комикс, который мог бы появиться в мире стимпанка.

Это мог быть год Джокера - на экраны вышли «Отряд самоубийц» и мульт-экранизация «Убийственной шутки», а сам этот графический роман издали на русском. Увы, оба фильма не более чем неплохие. Зато старый недобрый комикс Алана Мура, вдохновлявший Бёртона и Нолана, не разочаровал. Российские комиксоманы наконец заполучили в свои коллекции главную историю о Джокере. На страницах «Шутки» клоун пытается свести с ума Бэтмена и комиссара Гордона, а между делом вспоминает, как обезумел сам. Впрочем, не стоит верить Джокеру: у него ещё сто историй, как он получил эти шрамы.

Жуй-2


Во втором томе комикс об агенте-цибопате Тони Чжуе стал ещё вкуснее. Захватывающий сюжет с заговорами и убийствами, новые пищевые суперспособности, петухи-убийцы, секретные агенты, культисты, огненные надписи в небе, отсылки к комиксам, фильмам, сериалам и музыке - это далеко не полный перечень того, что подали к читательскому столу Джон Лэйман и Роб Гиллори. Главное - авторам вновь удалось нас удивить, что не вышло у многих других, более именитых коллег по цеху.

Пейшенс


Графический роман от автора «Призрачного мира» - не просто повествование об очередном путешественнике во времени. Нет, это психоделическая драма об эмоциональных и физических сложностях, с которыми придётся столкнуться, если прыжки в прошлое-будущее вдруг станут возможны. А ещё «Пейшенс» - это реалистичные персонажи, отборные ругательства, драматичная история любви и герои, плюющие на целостность пространственно-временного континуума.

Продолжение нуарного графического романа про кота-детектива Блэксэда почти не уступает первому тому. Это по-прежнему «Город грехов» в мире говорящих животных - не столь жестокий, как творение Фрэнка Миллера, но близкий по духу. Испанцы Каналес и Гуарнидо продолжают исследовать взрослые и мрачные темы вроде расизма и наркомании. И с каждой новеллой всё очевиднее, что Блэксэд живёт не в воображаемом мире фурри, а в нашем. Коты, собаки, медведи, хорьки - лишь маски, аллегории нас с вами.

Реквием. Рыцарь-вампир

Готическое фэнтези Оливье Ледруа и Пата Миллса - отличная иллюстрация к выражению «В аду я буду с вилами». В загробном мире немецкий офицер Генрих получил за свою жестокость награду: стал знатным и бессмертным вампиром. Сам антигерой и рад бы раскаяться в грехах, да окружение не даёт. Графический роман хорош в первую очередь своей гротескной эстетикой, смешением чёрного и алого, насилия и эротики, ужасного и прекрасного. «Реквием» настолько откровенен, что для нашей страны это оказалось слишком - русское издание вышло зацензуренным.

Танкистка. Раз

Знайте: основатель группы Gorrillaz Джейми Хьюлетт - чокнутый на всю голову. Причём давно, с 1980-х. И это здорово. Его угарная серия «Танкистка» выглядит так, будто банда панк-девчонок захватила власть на съёмках «Безумного Макса», накачалась пивом, взорвала всё, что можно и нельзя, и уехала предаваться страсти с кенгуру-мутантами. Неполиткорректная, матершинная, сексуальная и уморительно абсурдная, «Танкистка» ворвалась в наш топ с автоматом в одной руке и реактивным дилдо в другой. Нам оставалось только покориться.


Тодд Макфарлейн - рок-звезда от мира комиксов, а «Спаун» - его главный хит. Мрачный, стильный, брутальный и… очень неспешный. Эл Симмонс, убийца на службе ЦРУ, вернувшийся с того света, не супергерой. Его не подгоняют моральные принципы и чувство долга, а потому он может позволить себе обстоятельное самокопание и не торопится никого спасать. Первый том «Спауна» имеет историческое значение как для западной комикс-индустрии, так и для российской. Он дал старт издательству Image - пожалуй, первому после «большой двойки». А в России он стал самым мучительным долгостроем: первый анонс русского издания «Спауна» состоялся ещё в начале 2000-х.

Пожалуй, самый масштабный кроссовер, выходивший на русском языке. В талмуде - иначе не скажешь - объёмом свыше шестисот страниц нашлось место, кажется, всем героям с паучьими силами, которые появлялись в комиксах Marvel и их адаптациях. Паукам угрожают таинственные Наследники, которые путешествуют между мирами и пытаются уничтожить всех людей-пауков Мультивселенной. История - под стать объёму - очень масштабна, но подкупает не только этим, но и многогранностью. В «Паучьих мирах» соседствуют сюжеты, написанные и нарисованные в самых разных стилях. Рядом со шпионским боевиком в научно-фантастических декорациях можно обнаружить, например, комедию, стилизованную под мультфильм 1960-х.

Уникальный комикс категории non-fiction, объясняющий, что такое комикс в принципе и почему рисованные истории ничем не хуже любого другого искусства. Комиксист Скотт Макклауд подробно и с примерами разбирает связь комикса с живописью и литературой, разные приёмы повествования, уровни абстракции, отличия западных комиксов и манги. «Понимание комикса» стоит прочитать всякому, кто хочет быть культурно подкованным человеком. А ещё оно отлично помогает перевоспитывать тех, кто всё ещё брюзжит про «качков в трико» и «картинки для дегенератов».

Редакционные итоги 2017 года.

Это не привычный топ лучших комиксов за прошедший год с огромным жанровым и количественным разбросом. Это несколько тайтлов, которые показались нам самыми интересными. Максимально субъективный, но в то же время аргументированный взгляд, на комиксы 2017 года.

Deathstroke

Антон Бордуков

Кристофер Прист и его Дефстроук. Я никогда не думал о том, что про Дефстроука можно писать настолько хорошо и объёмно. Конечно, был «Контракт Иуды», но то было во второй половине предыдущего столетия и фокусировалось далеко не на одноглазом наёмнике, а непосредственно мощной сольной серии о Слэйде Уилсоне, кажется, и не было вовсе. Не считать же New 52 онгоинг чем-то хорошим, правда? Был, конечно, второй том Titans, который под конец превратился в историю о том как Дефстроук команду набирал ради непонятных целей, но это немного не то. А потом пришёл Прист и, простите мне мою пошлость в формулировках, «перевернул игру».

Он деконструировал нашего «героя». Разобрал его по кусочкам, проник в его мысли и обнажил самую суть, показав всю неоднозначность протагониста. Важно понимать, что Дефстроук Приста – отнюдь не «лёгкое чтиво». История скачет по таймлайну туда-сюда, показывая контекстно важные куски истории, словно мы смотрим Бэтмена Нолана, присутствует вездесущая разбивка на «главы», текст, при том, что отлично написан, порой всё-таки требует определённой вовлеченности и знаний английского «выше среднего». Да и с читателем Прист не сюсюкается – внимательность при чтении онгоинга вполне обязательное условие, иначе рискуешь запутаться при очередных флэшбеках и упустишь важные параллели с пересечениями. Однако оно того стоит.

При этом в «открытиях» не просто так находится ещё и сам Прист – именно Дефстроук, лично для меня, раскрыл этого крайне талантливого писателя. Заставил открыть его биографию и начать «копать». Культовый, в определённых кругах, ран на серии Black Panther, второй том The Ray, много других интересных комиксов – это всё Прист. Но то было в девяностых, а с тех пор он не так уж и много написал, из самого заметного – The Return of Quantum and Woody для Valiant. Надеюсь, именно его работа над Дефстроуком откроет Кристоферу дорогу к окончательной славе и признанию. И, кажется, это уже началось – абы кого не станут ставить на онгоинг Лиги. Да?

Mister Miracle

Евгений Степин

Скажу прямо, я не понимаю, за что тайтл так хвалят. При всех тех плюсах, которых у него навалом, это всё ещё очень монотонный и излишне серьёзный по отношению к себе комикс. И меня, блин, утомила эта сетка. Серьёзно, пять выпусков по двадцать страниц, каждая из которых выполнена в одной и той же манере. Им самим это не надоело? Добавим к этому то, что я не могу не сравнивать «Миракла» с другим совместным проектом Кинга и Джерадса, «Sheriff of Babylon», который я едва не назвал комиксом года, несмотря на то, что в 2017-ом вышел лишь один выпуск. Да, жанры разные, да, объединяет их лишь креативная команда, но я не могу выкинуть эту параллель из головы, и «Mister Miracle» не смотрится особенно выигрышно на фоне той невероятно умной и трогательной драмы, основанной на реальных событиях и опыте сценариста.

Но тут вот какое дело – в ушедшем году, гениальному творцу и самому влиятельному человеку индустрии, Джеку Кирби стукнуло бы аж целых сто лет. И для меня, как, я думаю, и для многих других, год прошёл под знаком этого юбилея. Странно то, что индустрия эту дату почти не заметила. Кроме нескольких портретов, которые художники публиковали в Твиттере, единственное, что нам напоминало об этом событии, были те три лимитки, что публиковались DC, да парочка ваншотов от них же. Что из этого было действительно достойно внимания, так это «Bug!: The Adventures of Forager», да вот – «Миракл». И если смотреть на 2017, как на год Кирби, то, наверно, не было более важного комикса, чем эта арт-хаусная история о божественной семейной паре.

Чем же она так хороша? А тем, что это единственный, за долгие годы, комикс, который пытается сделать с мифами, созданными Кирби, что-то новое. Впервые обитатели Четвёртого Мира предстают перед нами как живые существа, которые заняты не только своими божественными делами, но и не чужды простым человеческим удовольствиям. У Кинга получается превратить непогрешимых архетипичных божков в противоречивых и неоднозначных персонажей, каждый из которых представляет из себя куда большее, чем кажется на первый взгляд. Деконструкция, как она есть, получите и распишитесь. Кроме того, Mister Miracle - это самая загадочная история, опубликованная большой двойкой в этом году. Каждый раз, когда, казалось бы, всё становится понятно, Кинг разворачивал историю на 180 градусов, чтобы всё снова стало чертовски загадочно. Ни один другой комикс в этом году не вызывал у меня подобных эмоций. Что радует ещё больше – впереди целых семь выпусков. Я понятия не имею, что там у Кинга и Джерадса на уме, но никакая дурацкая планировка панелей не заставит меня отказаться от того, чтобы это выяснить.

Punisher – The Platoon

Евгений Степин

Не знаю почему, но мне непременно хотелось хоть как-то отметить «The Platoon», когда дело дойдёт до подведения итогов прошедшего года. Но, поскольку номинации «Флэшбэк Года» у нас нет, почему бы просто не назвать его одним из лучших комиксов 2017-ого? Не вижу ни одной причины этого не сделать.

Чтобы понять, почему я его таковым считаю, можете просто полистать наши «Комиксы Недели», где я облизывал каждый номер «Взвода» так, как, наверно, ни один другой комикс. Он хорош, буквально, с каждой стороны. Рисунок Горана Парлова подходит для тематики лимитки просто идеально: сцены боёв жестоки, эмоции героев чувствуешь так, будто они сидят рядом с тобой, лицо каждого персонажа идеально передаёт его характер и, господи, как же хорошо у него получается рисовать Фрэнка! Что до Гарта Энниса, то для него серия стала своеобразным искуплением грехов. То, что Эннис пишет в последнее время для DC, это уровень современного Нила Адамса, а ниже этого упасть практически невозможно. В роли сценариста «Взвода» он чувствует себя как рыба в воде – тут и Каратель, которого он писал большую часть своей карьеры, и война во Вьетнаме, тему которой он тоже не раз поднимал, и, что самое важное, все действующие лица – живые, настоящие люди. И никто другой не умеет писать реальные человеческие характеры, как Гарт Эннис.

Всё это, впрочем, делает «Взвод» всего лишь ещё одним хорошим тайтлом, каких в этом году было немало, но никак не выдающимся. Что же в нём такого необычного? Иронично, но это, главным образом, его «обычность». Комиксам вообще свойственен эскапизм. Какие только бредовые идеи не воплощали на их страницах – от говорящих животных, до существ из других измерений – каждый может найти извращение на свой вкус. И на фоне всей этой клоунады «Взвод» стоит особняком, оставаясь одним из последних комиксов «для нормальных людей» на рынке. Здесь нет ничего, что могло бы отпугнуть человека, незнакомого с трендами индустрии или персонажем. Ничего такого, что могло бы помешать читать лимитку, как самодостаточную историю о Вьетнамской войне, ни в чём не уступающую тому же киношному «Взводу», а в чём-то его и превосходящую. Всё просто, доступно, интересно и очень близко каждому из нас. И для того, чтобы создать подобную историю, авторы не стали выдумывать свой собственный мудрёный мир, или напяливать на героев цветастые костюмы – они просто огляделись вокруг.

Это настолько редкое явление, что со стороны кажется настоящим подвигом. Поистине воинской отвагой. Давайте же наградим Энниса и Парлова медалью за храбрость. Они определённо её заслужили.

Shade, the Changing Girl

Евгений Степин

Запуск импринта «Young Animal» в прошлом году, который должен был выпускать необычные комиксы для пресыщенных супергероикой молодых читателей, оказался противоречивой идеей. По началу казалось, что мы действительно можем получить глоток свежего воздуха – авторы сериям были подобраны интересные. Но когда дело дошло до самих комиксов, то они вышли не совсем тем, что ожидалось и хотелось увидеть. В них была некоторая бунтарская жилка, но выражалась она, в основном, в том, что персонажи не боялись со страниц выпуска помянуть чью-нибудь маму добрым словом. В остальном же, новые онгоинги были не слишком впечатляющими и делились на две группы: супергероика с «проблемными» персонажами (Mother Panic, Cave Carson Has a Cybernetic Eye), или дань уважения гениям жанра (Doom Patrol, Bug: The Adventures of Forager). Исключение представляет одна серия.

Shade, the Changing Girl тоже является духовным наследником альтернативной классики конца прошлого века, Shade, the Changing Man, с одним лишь отличием – история здесь ощущается как абсолютно самостоятельная. Про «Жука» я не так давно говорил в «Комиксах Недели», и с «Патрулём» ситуация похожая – читать это без хотя бы каких-то поверхностных знаний о персонажах тяжело, да и дословное копирование приёмов создателей, пускай и не делает комиксы плохими, определённо не даёт назвать их выдающимися. За приключениями же Шэйд можно следить без всякого знания оригинала. На самом деле, эти серии даже сравнивать смысла не имеет – уж слишком они по-разному говорят о слишком разных вещах. Объединяет их, по большому счёту, лишь одна идея: безумие правит миром, и это круто.

В «Переменчивой Девочке» нет того, за что сейчас принято любить комиксы, но есть кое-что, за что комиксы любить стоило бы – эксперимент. Авторы серии честно нам признаются – в современной индустрии стало скучно. Скучающие сценаристы пишут скучные комиксы, которые скучные художники скучая рисуют, чтобы их могли оценить заскучавшие читатели, и сказать о них своё скучное мнение. Если вы, по какой-то причине, заскучали, читая «Шэйд», то вы можете вырезать фигурки главных героев, чтобы одеть их в то платье, которое вам кажется наиболее подходящим для субботнего вечера, или сыграть с другом в настольную игру, которая на самом деле является одной большой сатирой на тему холодной войны. Прибавьте к этому крайне необычный сюжет, ярких персонажей и очень приятный рисунок, и вы получите мою идеальную формулу того, что можно назвать «комиксом года». Быть может, это всё и выглядит как бред сумасшедшего, но поверьте – такой продуманной и рациональной работы вы не видели давно.

    hihahuhiha 1 year

    • Papa Panda 1 year

    • Максим Скороходов 1 year

        • Максим Скороходов 1 year

    • TrueGekNerd 1 year

      • Александр Игнатенко 1 year

    • Александр Игнатенко 1 year

      • Citizen X 1 year

        • Александр Игнатенко 1 year

      Джон Труман 1 year

  • Trickster 1 year

    • Александр Игнатенко 1 year

      • Trickster 1 year

        • Александр Игнатенко 1 year

          • hihahuhiha 1 year

          • Джон Труман 1 year

2017-й год был потрясающим годом для комиксов – они выходили для взрослых и детей, политические и юмористические, компактные и эпические. С таким количеством мощных, ярких, увлекательных историй почти невозможно выбрать лучшие комиксы-2017, но мы попробовали составить топ-10 в разных условных категориях.

Раздаем «слонов»: комиксы-2017

Мистер Чудо: лучшая серия

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения легенды комиксов Джека Кирби. Писатель Том Кинг и художник Митч Герад решили отметить этот юбилей и вернули к жизни одного из оригинальных персонажей Кирби и DC, Мистера Чудо, комикс о котором лидирует в нашей категории «Лучшая серия комиксов». Обновленный Скотт Фри может избежать цепей, смертельных ловушек, но ему гораздо труднее убежать от проблем в собственной жизни. Неприятности и скучные дела продолжают накапливаться день ото дня, в начале серии Скотт даже пытался покончить с собой, а потом стал искать свое место во Вселенной. Хуже всего, что Фри не может понять – все это манипуляции его заклятого врага и приемного отца Дарксайда или он просто находится во власти некой иллюзии. В новом комиксе меньше драк, чем у Кирби (с девятипанельными страницами не очень-то «размахнешься»), зато у персонажей очень богатая мимика.

Больше всех я люблю чудовищ: лучший графический роман

Следующая категория, в которой мы определяем лучший комикс 2017 года, – графический роман. И тут есть явный фаворит – шедевр Эмиля Ферриса «Больше всех я люблю чудовищ». Действие романа происходит в буйном политическом климате 1968-го года в Чикаго. Героиня комикса Карен Рейс пытается раскрыть убийство немолодой соседки, уцелевшей после Холокоста, но погибшей спустя годы после войны. Карен – юная любознательная сыщица-подражатель, одержимая фильмами про монстров. Она представляет себя маленьким оборотнем и мечтает, чтобы чудовище укусило ее и избавило от необходимости иметь дело с недалекими одноклассниками, больной матерью, мертвой соседкой и другими «обычными» подростковыми проблемами.

Новый Бэтмен: лучший писатель

В категории «Лучший писатель» победу одерживает уже упомянутый Том Кинг. Это был очень бурный год для автора, его фантазия по-иному раскрыла читателям не только Мистера Чудо, Кинг выпустил и впечатляющий комикс-2017 про Бэтмена. Мрачная, хаотичная, пугающая абсурдность мира сквозит в текстах Тома, но все равно его персонажи находят причины продолжать жить и бороться. Кинг подтолкнул Брюса в новом, очень интересном и смелом направлении, исследуя, что происходит, когда Бэтмен пытается найти счастье в отношениях с Женщиной-кошкой, и эти страницы способны вызвать слезы даже у закаленного фаната комиксов.

Шерлок Франкенштейн и другие: лучший художник

Комическое искусство невозможно без хороших художников, и в наши дни комиксы выглядят гораздо привлекательнее и интереснее из-за разнообразия стилей и таланта графиков. Но даже в переполненном «поле» художников Дэвид Рубин смотрится на голову выше коллег. Пересказывая историю Беовульфа на пару с писателем Сантьяго Гарсией, Рубин использовал интересные изобразительные средства, чтобы освежить многовековую скандинавскую легенду. Сногсшибательное искусство Рубина проявилось и в серии «Черный молот» Джеффа Лемайра. В новом выпуске этой серии, «Шерлоке Франкенштейне и Легионе зла», Дэвид Рубин великолепно визуализировал странных новых суперзлодеев – от титульного сумасшедшего ученого до трагического водопроводчика.

Блэк Болт: лучший дебют

В последнее время Marvel рекрутирует авторов, среди новичков есть очень талантливые и перспективные ребята, но ярче всех смотрится работа Саладина Ахмеда «Блэк Болт» («Черный Гром»). Писатель послал бесчеловечного короля Блэка Болта в адскую космическую тюрьму. У супергероев есть большой опыт по части «законопачивания» злодеев за решетку, и «хорошие» не очень-то беспокоились о человечности наказания. Ахмед исследует другую сторону этой проблемы: Болт понимает, что ему не место в тюрьме и ищет поддержки у других заключенных, которые считают – они не заслуживают этого ада.

Легенда о Корре: лучший комикс для всех возрастов

В 2014-м году завершился анимационный американский сериал «Аватар; Легенда о Корре», и его финал был потрясающим. Роман между упрямым Аватаром Коррой и гламурным техником Асами Сато захватил умы поклонников анимации и пользователей Tumblr по всему миру. В 2017-м году соавтор мультфильма Майкл Ди Мартино продолжил сюжет одноименным комиксом, который начинается с того, что Корра и Асами вместе вошли в мир Духа. Художница Ирина Кох создала яркие образы, а поклонники смогли наблюдать за развитием отношений полюбившихся персонажей. Этот комикс-2017 мы «коронуем» как лучший комикс для всех возрастов.

Серебряный сёрфер: убедительный финал

В течение последних лет Серебряный сёрфер исследовал дальние районы Вселенной вместе со спутницей, девушкой Дон Гринвуд. Эту героиню придумали Дэн Слотт и Майкл Оллред, и получилось прекрасное дополнение к истории (которую начали еще Стэн Ли и Джек Кирби, ведь это они авторы Фантастической четверки и Серебряного сёрфера). Получилось нечто похожее на «Доктора Кто», у которого тоже были спутницы. Дон полюбила изучать фантастические миры и встречаться с разными видами существ, иногда перевербовывая враждебно настроенных Романтичная концовка серии «Серебряный сёрфер» занимает первое место в категории «Самый убедительный финал комикса».

Шаолиньский ковбой: актуальный политический комментарий

Избрание президентом Дональда Трампа вызвало негативную реакцию многих представителей поп-культуры – вспомните все эти марши, лозунги, пародию Алека Болдуина и седьмой сезон антологии «Американская история ужасов». Не остались в стороне и создатели комиксов. Политико-культурные настроения 2017-го года лучше всех выразил комикс «Шаолиньский ковбой: кто остановит царствование?». Неназванный герой-монах продолжает странствовать по Америке и сталкивается с пришедшей в упадок культурой, нищими людьми и преступниками с вытатуированными свастиками. Это издание занимает первую строку в категории «Самый актуальный политический комментарий в виде комикса».

Помешанный: отличный побег от реальности

Следующий подраздел, где мы отыскали своего лидера, – «Лучший побег от реальности», и тут преимущество было на стороне комикса-2017 «Помешанный» («Moonstruck»). Этот восхитительный сериал писательницы Грейс Эллис, художника-новичка Шей Бигл и редактора Лорен МакКаббин представил читателям свой мир, населенный фантастическими существами – от любимых оборотней Джулии и Селены до харизматичного кентавра Чета. Прекрасный мир, загадочная волшебная лиса, неожиданные повороты сюжета делают чтение этого комикса удовольствием и позволяют на время забыть о реалиях за окном.

Америка Чавес: супергерой года

И. наконец, еще одна выигранная «номинация», «Супергерой года». Когда на страницах комиксов появились персонажи-нацисты, по улицам стали разгуливать реакционно настроенные ксенофобы, а во многих районах США стал проявляться фанатизм, героиня комикса 2017 года Америка Чавес (она же Мисс Америка) стала вдохновляющим символом. В ее первой и очень веселой и красочной соло-серии, написанной Габби Риверой и нарисованной Джо Кинонесом, странная супергероиня-латиноамериканка является мощным образцом для подражания. Свобода, с которой она передвигается не только по стране, но и во времени и в мультивселенной, и готовность Чавес противостоять несправедливости и защищать как своих, так и чужих, вдохновляют. Это лучший комикс 2017 года по мнению многих.

Можно с уверенностью сказать, что 2017-й год был крайне плодотворным для русского комикса. Как авторские произведения, так и крупные серии множились и развивались; в индустрии появлялись новые перспективные лица и целые издательства, а их комиксы получали международные премии и даже киноадаптации. Чтобы достойно проводить уходящий год, мы подготовили список из десяти комиксов, представленных в произвольном порядке, которыми он больше всего нам запомнился. Этот перечень - отличная отправная точка для читателей-новичков и тест на минимальную эрудицию для энтузиастов вроде нас.

Продукты 24

Виталий Терлецкий - один из самых ярких и активных российских комиксистов последних лет, а «Продукты 24» - это, пожалуй, его самый зрелый комикс на сегодняшний день. Автор хулиганских экспериментов «Шафировский проспект» и «Роман, победитель ласточек» чуточку остепенился, и сам уже ворчит на новое поколение хулиганов. В своём новом произведении, Терлецкий во вполне традиционной манере рассказывает незамысловатую, но чрезвычайно трогательную историю взаимоотношений робота-подростка и его «отца»-создателя. Терлецкий помещает эту личную драму в контекст России 90-х, ненавязчиво и с долей иронии транслируя атмосферу теплящейся надежды и давящей разрухи. Яркий, колоритный рисунок Артёма Бизяева, подельника Терлецкого по «Шафировскому проспекту» и частого гостя Bubble , делает эту историю настоящим пиршеством для глаз. Несмотря на обилие динамичных и детально прорисованных баталий между гигантскими мехами, комикс Бизяева и Терлецкого больше напоминает мультфильм студии Pixar, чем кайдзю-фильм. При этом, его действие выходит за пределы авторского сюжета за счёт доп. материалов от приглашенных авторов, среди которых числятся идеологи Old Komix Алексей Волков и Кирилл Кутузов. Хотелось бы думать, что будущее русского комикс-мэйнстрима именно за такими произведениями: яркими, самобытными; синтезирующими мировую поп-культуру с российскими реалиями; легкими, но в то же время умными и тонкими.

Пёся

В 2017-м, авторский комикс в России рос и процветал. Во многом, этому развитию послужила деятельность издательства «КомФедерация », издающего как новые работы российских авторов, так и ранее публиковавшиеся в интернете или в виде фэн-зинов с мизерным тиражом. «Пёся», сборник работ известного блоггера nixelpixel, стала без сомнения самым успешным из этих переизданий, возглавив топы продаж и подарив «КомФедерации» долю рынка сравнимую с Bubble . Как форма, так и содержание сборника вызвали бурную реакцию среди читателей, спровоцировав множество пародий и едких обзоров. На деле же, и посыл и метод его донесения предельно просты. Ника Водвуд проповедует простые гуманистические ценности, пускай и языком современного феминистского дискурса. Делает она это посредством крайне минималистичного изображения, где во главу угла ставится не изысканность формы, а максимально эффективная передача информации. Зачастую, Водвуд и вовсе отбрасывает элементы комикса, переходя на голый текст. В какой-то степени, «Пёся» продолжает дискуссию о растяжимости понятия «комикс», открытую в России в прошлом году сборником «Параллельные комиксы». Ну и, в конце концов, есть что-то «рок-н-ролльное» в комментариях разгневанных мамаш на Лабиринт.ру, заставших своих дочек за чтением книжки, пропагандирующей терпимость и эмпатию. Как говорится, читаем пока не запретили!

Поваренная книга комиксиста

Чёрный пёс

Во-первых – это просто хороший комикс, собравший ненавязчивый культурный срез разных периодов российской истории. Интересен подход Bubble к нашей реальности, описывающий чуть более сказочную действительность, тем не менее сохраняющую основные признаки той или иной эпохи. Примерно так же писал свои детективы Акунин – внося незаметные корректировки окружения, на фоне которых существование его фантастического Фандорина не казалось странным или нереалистичным. Во-вторых, «Черный пес» – стартовая точка для новой экспериментальной площадки «Легенды Bubble», которая должна внести в мейнстримовые серии разнообразие стилей и открыть нам новые имена. Ну и, наконец, это удачный пример сотрудничества самого крупного российского издательства комиксов с независимым автором, Алексеем Волковым.

Тюмэн

В истории комиксов о супергероях есть совсем немного таких, которые одновременно являются пародией на жанр и при этом отлично работают как его представители. «Академия Амбрелла», «Новая Волна», а теперь еще и «Тюмэн» Георгия Елаева . Это приземленный супергерой, который мог бы действительно существовать в нашей реальности. Чуть менее брутальная версия Данилы Багрова, которую занесло в пелевинский мирок с нефтяными корпорациями, параллельной Тюменью и агрессивными женщинами. Комикс мимоходом поднимает непростые социальные темы, но не задерживается на них, предлагая характерное для супергероики решение: «набить злу морду». Стиль рисунка странноватый, но очень эмоциональный, и эту историю сложно представить в какой-то более традиционной технике. Попыток создать русского супергероя предпринималось и будет предприниматься много, но Тюмэн пока наиболее убедителен. Кроме того, выход и широкое распространение «Тюмэна» доказывает, что региональные комикс-клубы действительно имеют шанс стать творческой силой, с которой придется считаться крупным издательствам.

Преступление и наказание

В этом году у ветерана комикс-индустрии Аскольда Акишина вышло сразу три книги. «Преступление и наказание», пожалуй, можно назвать самой удачной из них. Произведение интересно и тем, что оно продолжает серию «классика в комиксах» от издательства КомФедерация . Причем, это первая работа, которую можно назвать скорее «творческим диалогом», чем адаптацией. По этой книге вряд ли можно ответить урок про Достоевского, но зато она позволит лучше понять его идеи и героев. Действие происходит в научно-фантастическом варианте Петербурга и открывается перевернутой цитатой законов робототехники, что включает в творческий диалог еще и Азимова, которого в этом году часто вспоминают в связи с новыми экранизациями. Книга по-новому поднимает все те же вопросы вины, этики и бедности, где-то упрощая сцены Достоевского, где-то дополняя современными проблемами. В том числе, иронизируя над идеалистами, издающими комиксы.

Я – Слон

Не отметить эту книгу нельзя! Бумкнига издает комиксы основываясь на их культурной ценности. В вопросах русских комиксов издательство руководствуется правилом «редко, но метко». Так, один из важнейших комиксов 2016-го, «ШУВ» вышел именно благодаря Бумкниге. Книга «Я – Слон» Владимира Рудака и Лены Ужиновой, попавшая в каталог «Белые вороны» – международный список рекомендованной детской литературы при библиотеке Мюнхена, не стала исключением. Авторы поднимают тяжелую для нашего общества тему инвалидности, предлагая взглянуть на нее в иной форме и под другим углом.

Победители невозможного

Новый комикс Алексея Волкова и Алексея Горбута – это ещё один удачный эксперимент, в котором им удалось скрестить американскую поп-культуру с отечественной. Рассказ опирается на мифологию советской фантастики и тропы старых комиксов – фирменный рецепт Волкова. Рисунок Горбута как нельзя лучше дополняет сюжет, совмещая стилистику комиксов Серебряного века в их условных позах и масках-эмоциях, с элементами советской иллюстрации, также склонной к условности и символичности. Почему опыт удачен? Персонажи оригинальны, их уже нельзя назвать копией «Лиги справедливости» или «Людей Икс», а история основана на знакомых с детства образах и терминах: нуль-пространство, роковые яйца, Алиса, Электроник, заряжающий воду чудак по телевизору. Действие при этом происходит в современном нам мире, который можно узнать по характерным деталям. «Победители невозможного» развивают мифологию советского детства в новую супергероику. Сложно сказать, вырастет ли эта история во что-то глобальное и культовое, но, как минимум, получилось оригинально.

Ре@ген

Пока печатные комиксы переживали бум, веб-комиксы тоже не стояли на месте. Самый необычный из них, «Ре@ген», выходил начиная с осени на сайте госкорпорации «Росатом» reactor.space . Пока вышло два весьма объёмных выпуска этого художественного научно-просветительского альманаха, но и их вполне достаточно, чтобы сформировать мнение об этом мультиавторском проекте. Сюжет повествует об интернет-археологе из будущего, исследующем историю нашей планеты через сетевые архивы. Основная цель комикса - популяризировать науку, причём удаётся это сценаристу Михаилу Заславскому вполне доходчиво. Главное, что в отличии от большинства комиксов выполненных по госзаказам , «Ре@ген» отличается мастерским исполнением. Научные факты здесь подаются не всухую, а через ряд научно-фантастических историй, объединённых общим метасюжетом. Художники, среди которых числятся Аскольд Акишин, Глеб Мельников и Антон Гудим, оживляют происходящее калейдоскопом разнообразных стилей. «Ре@ген» - это показательный пример удавшегося синтеза противоположностей: «старой школы» русского комикса и «новой», формы и содержания.

Диссонанс

Уже второй год подряд, молодое издательство Parallel Comics держит российское комикс-сообщество на ушах. И если в прошлом году экспериментальный сборник «Параллельные комиксы» вызвал непонимание среди многих читателей, то антология «Диссонанс» вышла куда более «юзер-френдли». На место безжалостной деконструкции канонов комикса и абсолютной творческой свободы пришли графические рассказы несколько менее радикальной формы, объединенные сквозным метасюжетом. Сборник преподносит всё то же разнообразие стилей в куда более удобоваримом для широкой аудитории виде. Более того, если многие авторы первой антологии были по своей основной деятельности далеки от мира комиксов, то «Диссонанс» представляет показательный срез новой волны российских комиксистов. Поражает чутье куратора Андрея Лукина, который сумел разглядеть талант авторов, формирующих сегодня лицо русского комикса ещё до того, как большинство из них успело громко заявить о себе. Взяв эту книжку в руки через пару лет, во времена прекрасной российской комикс-индустрии будущего, когда Дима Иванов и Артём Топилин рисуют комиксы Bubble по сценариям Глеба Липаткина, а Артём Траханов курирует совместную антологию Image и Parallel Comics , мы с уверенностью сможем сказать: таким был русский комикс в 2017-м.

Послесловие

В топ не поместилось много хороших комиксов, в том числе знаковых для кого-то из редакции. Некоторые из них мы решили все-таки отметить:

Макс Евсиков :
«Орда. Мы помощь» от издательства Khan Comics в первую очередь интересна художником - Филей Братухиным. Перед нами - монстр детализации, русский Джеймс Стоко, чей талант сложно переоценить.

Дмитрий (aka Пересвет) Несветайлов :
«Долгострой отечественной манги, который мы дождались»,- скажут те, кто следил за «Тагар» еще с далёкого 2012-го года. Отечественная манга развивается с трудом и помаленьку, и «Тагар» можно назвать одним из лучших её образцов на сегодняшний день.

Даниил Герасимов :
Также стоит отметить «Злобу» Артёма Траханова. В этом зине, первом в обещанной серии «Славянский нигилизм», Траханову удалось найти, кажется, идеальную повествовательную и визуальную форму для тёмной фольклорной байки. В конце концов, он сумел каким-то образом вдохновить

Наша комикс-индустрия выросла настолько, что на русском регулярно выходят не только супергеройские истории Marvel или DC, но и графические романы для гурманов-ценителей. В этом году большинство самых интересных комиксов - это BD, стимпанк, сказки и космическая опера.

Метабароны

Комикс года

Брутальная космоопера, стоящая в одном ряду с «Дюной» и Warhammer. Сага о нескольких поколениях воинственного клана метабаронов, полная крови, шекспировских страстей и неоднозначных антигероев. Мечи сверкают, киборги скрипят протезами, герои гибнут и калечатся во имя чести и семьи, а роботы-рассказчики искрят от избытка высоких чувств.

Творец этой вселенной, мистик и сюрреалист , наплевал на все табу по части насилия, секса и принципов построения сюжета. А художник Хуан Хименес превратил его буйные фантазии в детальные, совсем не «комиксные» рисунки.


Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа


Математико-исторические приключения великого изобретателя Чарльза Бэббиджа и гениальной дочки Байрона Ады Лавлейс в параллельной стимпанк-реальности. Альтернативная история, кажется, ещё не обращалась с настоящей так бережно. Автор Сидни Падуа проделала огромную исследовательскую работу и нарисовала комикс о двух опередивших время ученых, полуфантастической Разностной машине и самой Математике.

Безусловно, «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» увлекут не каждого. Но прежде всего это интересный интеллектуальный и графический эксперимент, в котором приятно и познавательно принять участие. Даже если вы бесконечно далеки от сложных вычислений, математических теорий и биографических очерков о викторианских ученых.


Валериан

Самая долгожданная новинка года: до России наконец добралась классика BD аж из 1960-х и 1970-х. Всего-то и понадобилось, чтобы !

В наши дни, когда комиксы стали взрослыми и суперсерьёзными, «Валериан» смотрится поразительно добрым и наивным. Его ближайший аналог даже не « », а « ». Только Алиса выросла и стала рыжей чаровницей Лорелин, а Пашка Гераскин - бравым космонавтом Валерианом, не утратившим мальчишеской бесшабашности. А вокруг них - пёстрые инопланетные цивилизации, сотни диковинных созданий и сложные конфликты, которые не всегда решаются победой над злом…

Только учтите: первые выпуски «Валериана» - совсем детские, и рисунок в них куда слабее, чем в поздних. Если вы не настроены ностальгировать по детству, начните со второго тома.

Мышиная гвардия

По задумке этот комикс напоминает цикл «Рэдволл», только более взрослый и серьёзный. Дэвид Питерсон придумал и изобразил удивительный мир, в котором обитают разумные мыши. Их цивилизация напоминает наши Средние века. Грызуны живут в укреплённых городах, которые охраняет Мышиная гвардия. Благородные мыши поклялись защищать собратьев и бороться с опасностями вроде гигантских змей и бандитов на дорогах.

Сюжет первого тома немного простоват, но при этом действие выписано очень динамично. А детальный рисунок придаёт «Мышиной гвардии» уникальный стиль. Если вы любите приключенческое фэнтези, в котором есть место храбрости и чести, но привычный антураж вам наскучил, обязательно обратите внимание на этот комикс.


Джессика Джонс. Элиас

Брайан Майкл Бендис - сценарист многогранный, но в России известен прежде всего по классическим супергеройским комиксам в духе голливудских блокбастеров. Большинство его работ, выходивших у нас, насыщены событиями, экшеном, героями, но не глубиной или оригинальностью. Достаточно вспомнить «День М», «Секретную войну» или «Мстителей против Людей Икс».

Но Бендис способен и на куда более смелые и неординарные работы. Доказательство тому - серия «Джессика Джонс», послужившая основой для . Взрослый, смелый и необычный комикс рассказывает о девушке, которая некогда была второразрядным супергероем, а теперь переквалифицировалась в частного детектива. Джессика сталкивается с приземлёнными проблемами, которые ускользают от внимания её более известных коллег вроде Капитана Америки или Железного человека.


Injustice. Год первый


Обычно комиксы по играм служат необязательными приложениями к первоисточнику и не обладают ни самостоятельной ценностью, ни выдающимися сюжетами. Как ни удивительно, редким исключением из этого правила оказалась предыстория .

Сюжет в игре, по сути, служил лишь поводом для разборок героев и злодеев из вселенной DC Comics. Комикс же - великолепная история о том, как Супермен встал на путь тирании, что повлекло за собой раскол в рядах былых товарищей. По драматизму, накалу страстей и проработке персонажей комикс Injustice не уступает, а порой даже превосходит магистральные серии DC Comics и вполне достоин стоять в одном ряду с культовой « » от Marvel.


Звёздный замок 1869


К счастью, прошли времена, когда с французскими BD-комиксами приходилось знакомиться или в оригинале, или по любительским переводам в интернете. «Звёздный замок 1869» - потрясающей красоты акварельный роман художника Алекса Алиса. Это не только произведение искусства, но и проработанное стимпанк-приключение, что для жанра не слишком типично.

Кроме того, история про альтернативный XIX век, отважных эфиронавтов и летающие корабли - реверанс в сторону произведений и хороший пример качественной юношеской фантастики. Русское издание получило роскошную тисненую обложку и насчитывает уже два тома - не за горами и следующая часть.


Единорог


Никаких волшебных пони в этом BD нет. Это жёсткое мистическое фэнтези, пропитанное духом астрологии, алхимии и гностицизма. На дворе 1565 год, в Европе бушуют религиозные войны, лютует инквизиция. Только в этой версии Земли существуют ещё и примордиалы - древние чудовища. Орден учёных-асклепиадов пытается разгадать их тайну, связанную с загадкой физиологии самого человека. А за героями охотится враг, которому их открытия поперёк горла…

Знатоков истории порадует (или шокирует), как лихо авторы жонглируют именами мудрецов эпохи Возрождения. Среди действующих лиц появляются не только банальные Нострадамус и Парацельс, но и, скажем, Амбруаз Паре, Конрад Геснер и Фракасторо.


Дядюшка Скрудж


Все мы в детстве засматривались приключениями Скруджа Макдака и его племянников и подпевали в воскресенье у телевизора: «Утки! У-у-у!» И даже не подозревали, что знаменитого селезня-миллиардера создал американский комиксист Карл Баркс в 1950-х годах.

«Дядюшка Скрудж: Всего лишь бедный старичок» - сборник его ранних работ. Благодаря этому комиксу у российских читателей появился шанс познакомиться с истоками «Утиных историй» и побольше узнать об увлекательном прошлом дядюшки Скруджа. Настоящая классика комикса в очень добротном издании с комментариями самого Баркса растопит сердца родившихся и в 1980-е, и в 1990-е, и в 2000-е.