Когда изобрели оконное стекло. История стекла в архитектуре и методы его получения

Стекло - один из древнейших материалов, известных человеку. Сейччас возможно почти любых форм и размеров.Примерно за 4000 лет до Р.Х. появились глазурованные гончарные изделия с гладким стекловидным покрытием, Первая стеклянная посуда относится к 1500 году до Р.Х.

Варили стекло и в Киевской Руси. Однако, монголо-татарское иго на несколько веков остановило развитие стекольного производства, и вновь оно возродилось в России s XVII веке на основе традиций европейского стеклоделия.

В 1634-39 годах в селе Духанине под Москвой шведский мастер Юлий Койет построил первый стекольный завод, который выпускал оконное стекло и аптекарскую посуду.

В 1669 году по указу царя Алексея Михайловича построен стекольный завод в Измайлове. Здесь производили роскошные изделия для царского двора. Особенно ценились в то время «потешные» сосуды, выполненные иноземными мастерами и их русскими учениками в традициях тонкого и изящного венецианского стекла. Кубки «шутихи» отличались затейливыми лепными украшениями и снабжались системой полых стержней со своим секретом.

С возникновением новой столицы центр стекольного производства переносится в Петербург. В первой половине XVIII столетия здесь существовало уже несколько заводов: Ямбургский и Жабинский под Петербургом, а в начале 1730-х годов построили завод и в самой столице. Петербургские заводы выпускали преимущественно высокие торжественные кубки из бесцветного стекла, украшенные матовой гравировкой с изображениями портретов царствующих особ, с гербами и вензелями, со всевозможными эмблемами, с растительным орнаментом» Декоративность изделий усиливалась позолотой.

Многие достижения русского стеклоделия связаны с открытием цветного стекла. Рецептура была разработана М.В. Ломоносовым на Усть-Рудицкой фабрике, а затем эта технология распространилась по всем заводам России. К концу XVIII века в моде было рубиновое, синее, фиолетовое, зеленое, бирюзовое, мраморное и молочное стекло. Для окраски использовались в основном окислы различных металлов. Особенно ценилось рубиновое стекло, имевшее оттенки от нежного розового до алого. В его состав для окраски вводилось золото. Изделия из цветных стекол расписывали золотом и серебром.

К разновидностям цветных стекол в XVIII веке относили и молочное стекло, которое внешне напоминает фарфор и, в сущности, подражает ему. Иногда молочное стекло было плотным, «густым», но чаще выпускалось стекло полупрозрачное, имеющее мягкую, светящуюся поверхность. Это придавало особую светоносность полихромией эмалевой росписи, которой оно украшалось. Расцвет художественного стеклоделия в России приходится на первую треть XIX столетия. Появился только что изобретенный бесцветный свинцовый хрусталь, обладающий особым блеском, прозрачностью и твердостью.

Толстостенные сосуды стали украшать глубокой резьбой. Разные геометрические фигуры напоминали обработку драгоценных камней. Отсюда и название - алмазная грань. Изделия из хрусталя отличались торжественностью и монументальностью. Императорский завод в Петербурге выпускал в это время большие вазы, оправленные в золоченую бронзу, торшеры высотой в несколько метров, люстры для украшения столичных дворцов.

Появилось стекло с росписью прозрачными эмалями (в отличие от непрозрачных эмалей XVIII века). Различные бытовые предметы:

Флаконы, стаканы, чернильные приборы, графины;

Украшенные резьбой и позолотой, благодаря просвечивающей нежной росписи эмалями приобретали прелестный, интимный характер.

Любопытны изделия, украшенные печатным рисунком - портретами членов царской фамилии, сценами на исторические, мифологические, литературные сюжеты. Подобный прием впоследствии стал широко применяться при выпуске массовых изделий.

Изделия из двух, а порой и трехслойного стекла различных цветов, обрабатывались шлифовкой, снимающей последовательно слой за слоем. На поверхности появлялся разноцветный орнамент.

Императорский завод и в XIX веке выпускает крупные, сложные в техническом отношении произведения, требующие высокого мастерства от стеклодувов и художников-декораторов. Характерный пример - ваза и темно-зеленого , состоящая из двух частей, скрепленных стержнем. Роспись золотом в модном в то время неогреческом стиле.

Во второй половине XIX столетия некоторые заводы, выпускающие высокохудожественные изделия, сокращают производство как нерентабельные. Преуспевают предприятия, производящие более дешевую, массовую продукцию. Это прежде всего Дятьковский и Гусь Хрустальный заводы, а также заводы Мальцовых.

На цветной вкладке показано лишь несколько образцов изделий из стекла работы русских мастеров.

Хоть выплавка стекла и была изобретена задолго до древнего Рима, настоящего успеха в этом ремесле добились именно они - римляне. Первое стекло появилось ещё из древних вулканов, когда двуокись кремния, содержащаяся в лаве, застывала - порождала собой крепкое и невероятно твёрдое стекло, которое называют обсидианом.

Есть несколько версий того, как человек изобрёл стекло . Первая легенда гласит, что, когда одно финикийское торговое судно попало в бурю, ему пришлось пришвартоваться на ближайшей пристани. Команда высадилась на песчаный берег, и для того чтобы подпереть чан с похлебкой решили использовать глыбы перевозимой соды, так как камней там не оказалось.

Утром, прибирая остатки костра, один из моряков заметил странный материал, не похожий на те, что он видел ранее. В золе лежали блестящие кусочки. Как утверждают древнеримские историки, так и было сотворено первое стекло - при помощи сплава соды и берегового песка.

Эта история передавалась из поколения в поколение, не подвергаясь ни единому сомнению. Так было ровно до тех пор, пока кое-кто не решил повторить опыт финикийских моряков. Как оказалось, жара от котла недостаточно, для сотворения необходимого сплава.

Другая легенда гласит, что стекло, совершено случайно изобрёл один древнеегипетский гончар . Однажды в примесь глины к изделию попала смесь песка с содой. Удивлению мастера не было границ, когда после обжига он увидел, что предмет получился не шероховатым, а покрытым гладкой пленкой. Можно считать, что это пленка и была первым в мире стеклом.

С тех пор мастер стал каждое изделие покрывать своим секретным материалом, добавляя различные примеси, чтобы выходил разный цвет окраски. Некоторые гончары подсмотрели, как это получается и стали пытаться сделать что-то подобное. Один мастер так небрежно смешал ингредиенты, что после плавки у него получился небольшой сгусток на изделии. Мастер, немного доработав образовавшийся из-за его невнимательности кусок, изготовил первое декоративное изделие из стекла.

Можно сказать, что истинными авторами стекла были именно древние египтяне . Самой древней стеклянной находке, обнаруженной на территории Египта, является зелёная бусина, возрастом около 5.5 тысяч лет.

Вскоре египтяне освоили ремесло стекловарения. Они начали изготавливать кубки, сосуды, вазы и многое другое. Варили его в глиняных чашах. Когда образовывалась вязкая, густая смесь - ей придавали нужную форму специальными инструментами. На лепку, мастеру отводилось не больше десяти секунд, ведь стекло практически моментально застывало. Поначалу, работа мастеров выглядела очень неуклюже. Большие и толстые стенки, неровная форма и неправильное строение сосуда, придавало ему совсем непривлекательный вид.

В древнем Риме, процесс изготовления стеклянных изделий подвергся значительному, но на первых взгляд очень простому усовершенствованию. Мастера догадались, что при помощи специальной трубки, они могут выдувать изделия - подобно мыльному пузырю. Мастер набирал комок жидкого стекла на конец трубки и постепенно выдувал его до тех пор, пока стенки пузыря не становились максимально тонкими. При помощи подручных инструментов, мастер придавал пузырю нужную форму. Так и получался кубок, ваза или другая его задумка.

Позже стали выдувать стекло в специальную металлическую форму с рисунком на внутренней стороне, который и отпечатывался на изделии, затем форму разбирали и извлекали готовое изделие.

С уверенностью можем сообщить, что работы римских мастеров могут поразить вас и сегодня. Они умели вложить один сосуд в другой, либо украсить изделие вторым слоем стеклянных полосок.

Не только это подверглось изменениям со времён древнего Египта. Римляне улучшили процесс стекловарения. Они пользовались настоящими стекловаренными печами, которые обкладывали камнем, в то время как в древнем Египте использовали глиняные горшки в качестве печи. В новых условиях, смесь, в самом деле, становилась жидкой, при более высокой температуре. Тогда же и выяснилось, что, если стекло нагревать до температуры свыше 1500 градусов, при застывании оно становится прозрачным.

Тяжело представить, сколько посуды было изготовлено с того времени, благодаря простому римскому изобретению - стеклодувной трубки. Оказалось, что если выдуть длинный и продолговатый пузырь, в котором отрезать дно и раскатать - то можно получить ровное и тонкое оконное стекло. Но оконное стекло научились делать только в 1330 году, благодаря французу Кокерею. Даже в наши дни, особо искусные изделия из стекла изготавливаются при помощи стеклодувной трубки, пришедшей из древнего Рима.

К атегория: Стекольные материалы

Краткий очерк истории стекла в России

При рассмотрении возможности использования стекла в строительстве и способов его изготовления необходимо хотя бы кратко познакомиться с историей стекла и применением его в сооружениях прежних эпох.

Стекло является одним из материалов, применяемых с древнейшгх времен: чистое стекло в виде отлитого амулета цвета насыщенной лазури встречается приблизительно за 7000 лет до нашей эры.

Прозрачное стекло появилось значительно позднее и встречалось сравнительно редко. Стекло шло преимущественно для изготовления всевозможных украшений; трудность изготовления и обработки прозрачного стекла привела к тому, что стоимость изделий из такого стекла мало отличалась от стоимости драгоценных камней. Для изготовления пустотелых сосудов и небольших ваз стекло начало применяться позднее. Способ производства этих ценных предметов передавался из поколения в поколение.

Изобретение стеклодувной трубки относится к числу великих открытий человечества. Это открытие превратило стекло из предмета роскоши в предмет широкого потребления и позволило создавать множество различных стеклянных изделий.

Стеклодувная трубка представляла собой пустотелую железную трубку, снабженную с одной стороны головкой в процессе выдувания того гаи иного изделия рабочий погружал в расплавленную массу стекла головку трубки, на которую прилипало некоторое количество расплавленного стекла, обладающего высокой вязкостью. Вдуванием через мундштук воздуха образовывалась стеклянная колба, которая постепенно путем встряхивания и вращения, а также при помощи простых инструментов и подогревания остывающей массы стекла, превращалась в полый сосуд почти строго симметричной формы. Этим способом, который применялся в течение многих столетий, изготовлялись и изящные стеклянные изделия.

Рис. 1. Расписанные стекла в церкви Покрова Богородицы

До последнего времени господствовало убеждение, что зарождение -стекольного производства на Руси относится к XVII в. Однако произведенные Академией наук СССР исследования развития ремесел в древней Руси показали, что стеклянные изделия, обнаруженные в курганах X-XII вв., являлись не привозными (как это предполагали ранее), а изготовлялись на месте1. Это подтверждают результаты раскопок в Киеве, доказавшие, что в Киевской Руси имелись стеклоделательные мастерские.

Стеклянные браслеты и перстни являются распространенными находками в древнерусских городах. Тысячи обломков браслетов и перстней, находимых при раскопках, - свидетельство массового их изготовления. Есть основания предполагать, что эти стеклянные изделия появились в X в. Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложенных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте скрепления концов. При раскопках городов (особенно южных) в слоях, относящихся к XI-XIII вв., были ьайдены стеклянные бокалы стандартной формы, что также подтверждает правильность предположения о массовом их изготовлении. Эти бокалы были изготовлены дутьем.

До последнего времени стеклянные бусы, обнаруживаемые при раскопках курганов в большом количестве, считались доказательством широких внешнеторговых связей древней Руси, так как техника изготовления бус не была здесь, якобы, известна. Однако это предположение неосновательно, поскольку техника изготовления стеклянных бус не сложнее, чем техника изготовления перстней и браслетов.

Производство стеклянных изделий следует считать городским ремес—лом, которое получило распространение в некоторых городах Руси. Широкое развитие стекольного производства в древней Руси опиралось на имевшиеся местные богатые запасы сырья, необходимого для изготовле ния стеклянных изделий различных сортов и цвета. Составные материалы в виде тонкого речного песка, поташа (из золы растений), поваренной соли и извести имелись на Руси в неограниченном количестве.

Окрашивание стекла производилось при помощи окиси меди (зеленый цвет), окиси меди с добавкой глины (синевато-зеленый цвет), серы и угля (желтый цвет), окиси железа (дымчато-желтый цвет) и окиси марганца (фиолетовый цвет). Указанными цветами почти полностью исчерпывалась цветовая гамма русских стеклянных изделий X-XIII вв.

Рис. 2. Портрет Петра I

Рис. 3. Картина «Полтавская битва»

Данные о применении стекла в XIV в. имеются в летописи о Мамаевом побоище, где сказано, что когда Дмитрий Донской отправился в поход против Мамая, жена его Евдокия плакала «под стекольчатым окном». Об этом же свидетельствует и приказ Ивана IV (XVI в.), который велел купить в Новгороде «стекол окончатых разных цветов, сколько можно, да те б стекла прислали к нам в Москву».

Прекрасно выполненные мозаики в архитектурных памятниках XI в. (в Киеве) являются доказательством применения цветного непрозрачного стекла (в виде смальты) в качестве декоративного средства.

Первый стекольный завод в России был сооружен в 1635 г. в пустоши Духанино Дмитровского уезда блив Москвы. Позднее, в 1669 г., на средства казны в селе Измайлове был выстроен другой завод. Особенно-большое развитие производство стекла получило в эпоху Петра I (начало XVIII в.), создавшего на Воробьевых горах в Москве образцовый завод-школу. Большей художественный интерес представляют стекла в витринах русских церквей XVI и XVII вв., расписанные огнеупорными, несмывающимися прозрачными красками. На рис. 1 приведен фрагмент окна (XVII в.) с расписанными стеклами в церкви Покрова Богородицы в селе Покровском в Филях. Размеры стекол в окнах 13,5X9 см вставлены они в металлический переплет с мелкими отверстиями для стекол.

Рис. 5. Фрагмент картины «Полтавская битва»

Огромная роль в развитии производства стекла в России принадлежит великому русскому ученому М. В. Ломоносову. Продолжительные теоретические и экспериментальные работы М. В. Ломоносова на специально сооруженном опытном Усть-Рудницком заводе, производившем мозаичную смальту, бисер, стеклярус, а также различные изделия из цветного стекла, наряду с горячей пропагандой М. В. Ломоносова о большом значении стекла в развитии экономики и культуры страны, способствовали поднятию отечественного производства стекла на высокий уровень. М. В. Ломоносов с присущей ему гениальностью поставил перед собой задачу огромного научного значения: «изыскать составы для стекол и дать соответствующую теорию цветов, ибо она в физике еще весьма недостаточна, а также в целях упражнения в помянутых химических трудах и для Академии художеств, чтобы в ней завести между прочими живописными искусствами и мозаичное художество, которым один Рим славился».

Рис. 6. Хрустальная ваза в честь взятия Казани

Следует отметить, что М. В. Ломоносов отлично справился с этими задачами. Завод, получив в 1760 г. заказ на мозаичные картины и портреты, под руководством и при непосредственном участии М. В. Ломоносова создал ряд портретов из мозаики. Особенного внимания заслужила- ет портрет Петра I (1854 г.) размером 89X69 см, хранящийся ныне в отделе русской культуры Государственного Эрмитажа (рис. 2). Через несколько лет М. В. Ломоносов закончил известную мозаику на тему о Полтавской баталии, над которой он работал два с небольшим года. Размер этой мозаики 4,81 X 6,44 м (рис. 3 и 4).

Рис. 7. Ваза и рюмка из цветного непрозрачного стекла

Пройдя курс ломоносовской науки о стекле, его ученики стали крупнейшими мастерами. Например, Петр Дружинин в 1753 г. организовал производство цветных хрусталей, быстро завоевавших мировую славу, а Матвей Васильев и Ефим Мельников прославили себя работами по-мозаичному делу.

С именем М. В. Ломоносова связан и разработанный впервые в России метод горячей прессовки стекла. Среди дошедших до нас «мозаичных проб» Ломоносова удалось обнаружить четырехгранные бруски, изготовленные на станке великого русского ученого. Исследование этих брусков показало, что М. В. Ломоносов впервые в истории стеклоделия применил метод горячей прессовки стекла, приоритет которого до сих пор приписывался западным ученым

Весьма интересную и патриотическую оценку состояния стекольного производства в России в начале XVIII в. дает русский экономист Иван Тихонов-Посошков (ум. в 1726 г.), который писал: «А как у нас на Руси обретаются вещи, яко стеклянная посуда, зеркала, очки, оконные стекла то всем тем надобно управляться нам своим, а у иностранцев отнюдь ни каких тех вещей и на полцены не покупать».

Есть все данные считать, что именно в этот период Россия экспортировала некоторые виды стеклянных изделий за границу. В 1744 г. русское правительство решило организовать производство фарфора, которое держалось в строгом секрете зарубежными специалистами. Эта трудная задача была поручена соученику М. В. Ломоносова по духовной академии Д. И. Виноградову. Многолетние опыты Д. И. Виноградова по испытанию различных глин, а также помощь М. В. Ломоносова принесли долгожданные плоды: Д. И. Виноградов дал своей стране один из лучших в мире фарфоров.

Во второй половине XVIII в. были выстроены крупные заводы Бахметьева (ныне завод «Красный гигант» в Пензенской области) и заводы Мальцевых (ныне Гусь-Хрустальный во Владимирской области). Эти заводы достигли высокого мастерства и прославились выпуском хрустальных изделий исключительной красоты, а также «золотого рубина» - стекла с примесью золота для окраски. Некоторые образцы стеклянных изделий, изготовлявшихся Бахметьевскими заводами, приведены на рис. 5, а и б.

Широкое развитие стекольного производства в России в XVIII в. позволило значительно расширить область применения стекла и стеклян- ных изделий. Стекло в виде прекрасных по качеству зеркал, пилястр, люстр, торшеров, бра, жирандолей и др. нашло разнообразное и удачное применение во дворцах Петербурга и его окрестностей. Тогда же появилась мебель, изготовляемая вначале с отдельными элементами из стекла, а позднее целиком из стекла (табуретки и стол во дворце г. Пушкина).

Работы М. В. Ломоносова и его ученика Матвея Васильева в области’ мозаики были исследованы Академией художеств. При этом с неоспоримой убедительностью была выявлена долговечность цветной стеклянной мозаики, что имело огромное значение при устройстве внутренней отделки Исаакиевского собора в Петербурге. Большой размах работы (площадь всей примененной для Исаакиевского собора мозаики составляет около 593 м2) потребовал организации специальной мозаичной мастерской при Академии художеств. Русские художники-мозаичники Алексеев, Барухин, Хмелевский, Лебедев и др. создали высокохудожественные произведения, стяжавшие себе заслуженную славу.

Рис. 8. Витраж из цельного стекла

Быстрое развитие в России капитализма во второй половине XIX в. привело к тому, что уже в 1879 г. в стране насчитывалось 173 стекольных завода. На грани XIX и XX вв. с появлением усовершенствованных и высокопроизводительных стеклоформующих машин-автоматов, вырабатывающих дешевое листовое стекло, производство стекла вступает на путь индустриального развития. Это позволило широко применить в архитектуре того времени стеклянные витражи, в рисунках которых отразились черты, типичные для упадочного стиля модерн, господствующего в то время в архитектуре (рис. 7). К этому же времени относится применение и стеклянных полов, образцы которых показаны на рис. 8.

Усовершенствование заводского оборудования позволило выпускать новые виды стеклянных изделий: стекло с высокой механической прочностью, небьющееся стекло, сигнальные линзы для автоблокировки, колбы для радиоламп, жаростойкую посуду и др.

Однако задача массового выпуска новых видов стеклянных изделий не могла быть решена полностью без широкого внедрения в стекольную промышленность механизации технологического процесса. Это оказалось возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции. Создание новых механизированных по последнему слову техники за‘водов (Дагестанский, Константиновский, им. Дзержинского и др.), а также реконструкция большей части крупных существующих предприятий обеспечили значительный рост стекольного производства и расширили ассортимент продукции соответственно требованиям индустриализации строительства. Сталинские пятилетки перевооружили стекольнукг промышленность и превратили ее из отсталой в передовую отрасль, народного хозяйства. Достаточно сказать, что СССР занимает по количеству производимой стеклянной продукции одно из первых мест в мире, а по производству оконного стекла превосходит США.

Рис. 9. Вертикальный способ вытягивания ленты из стекла слева - схема установки; справа - общий вид установки в процессе

Рис. 10. Изготовление прокатного стекла на машине непрерывного действия

Советские ученые, новаторы производства, стахановцы внесли много нового и самобытного в производство стекла, способствуя тем самым успешному развитию этой важной отрасли народного хозяйства. Усовершенствование конструкции стеклодувного прибора, позволяющее во многих случаях механизировать процесс выдувания стеклянных изделий, изобретение машины для выработки стеклянных трубок (дротов), изготовление стеклянного волокна и тканей, изобретение пеностекла - все это характеризует большие достижения широко поставленной в СССР научно-исследовательской работы в области производства стекла.

Почти повсеместное наличие сырьевых ресурсов (песка, известняков, доломита и природных сернокислых солей натрия), местных видов топлива (торф, дрова), а также сравнительно незначительная энергопотребность стекольного производства создают все условия к дальнейшему развитию этой отрасли промышленности и, в частности, к расширению ассортимента архитектурно-строительного стекла.

Применяемые в настоящее время в строительстве виды стекол изготовляются путем вертикального вытягивания (через формующую щель- «лодочку» в шамотном поплавке) непрерывной стеклянной ленты из бассейна, наполненного расплавленной стекломассой (рис. 9). В 1948 г. советскими учеными был разработан новый способ вытягивания ленты стекла со свободной поверхности расплавленной стекломассы. Таким способом изготовляется обычное оконное стекло, широко применяющееся в современном строительстве промышленных, жилых и общественных зданий.

Кроме того, стекло изготовляется путем литья и прокатки (рис. 10) на литейных столах или на роликовом конвейере. Получаемое таким образом стекло в зависимости от характера обработки поверхности делится на ряд сортов, классификация которых приведена дальше.



- Краткий очерк истории стекла в России

Выполнила: ученица 11 класса Серова Мария. «История стекла в истории человечества»

Стекло - твёрдый аморфный, прозрачный в определенной области оптического диапазона (исходя из химического состава) материал, получаемый при остывании горячего материала, содержащего стеклообразующие компоненты (оксиды Si , В, Al , Р и т. д.) и оксиды металлов (Li , K, Mg , Pb и т. д.). В современном мире наибольшую распространённость получило силикатное стекло. Каждый день мы так или иначе соприкасаемся с эти волшебным материалом, и наша жизнь без него немыслима. Как же оно появилось на свет и кто его изобрел?

Стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры. Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад.

Интересный факт, следует знать, что не человечество изобрело стекло. Стекло родила сама природа. Первые комки стекла появились из раскаленной лавы, пролившейся на поверхность сотни миллионов лет назад. Известно, что было оно не прозрачным, а обычным матовым - почти черным. Определение стекольных масс - вулканическое стекло теперь называют обсидианом.

Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавки меди. А древнеримский историк Плиний-старший (79 - 23 гг. до н.э.) писал, что стеклом мы обязаны финикийским морским купцам, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Действительно, исходным сырьем для изготовления стекла служили кварцевый песок, известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). В качестве красителей использовались металлургические шлаки: соединения меди, кобальта и марганца. кварцевый песок сода известь зола растений Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу.

И зготовление стекла было известно издревле в Египте. Стеклянные бусы и амулеты находили в гробницах, которые относятся к 7000 году до н. э. Около 1500 года до н. э. египтяне уже делали собственное стекло. Для этого они использовали смесь измельчённой кварцевой гальки и песка. Они также обнаружили, что если прибавить к этой смеси кобальт, медь или марганец, то можно получить стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета. После 1200 года до н. э. египтяне научились отливать стекло в стеклянных формах. Но трубка для выдувания стекла была неизвестна вплоть до начала христианской эры, когда её изобрели финикийцы. В некоторых странах мира такими трубками пользуются в стеклодувных мастерских и сейчас.

Большими умельцами по части изготовления стекла были римляне, которые первыми начали делать тонкие оконные стекла.

Художественными изделиями из стекла прославилась Венеция. Венецианское стекло обладает необычайной твёрдостью, поражает своей легкостью, изяществом и красотой.

В 13 веке многочисленные заводы по изготовлению изделий из стекла переместились из Венеции на соседний остров Мурано, из-за частых пожаров, вызываемых круглосуточной работой стекловаренных печей. Итальянский Мурано до настоящего времени - центр изготовления штучных изделий из стекла вручную.

В XVI-ом веке стекло уже производили по всей Европе. В настоящее время широко известно своей красотой богемское стекло, выпускаемое в Чехии.

Б лагодаря изобретению англичанином Джорджем Равенскрофтом в 1674 г. нового способа производства хрусталя, был получен более качественный состав стекломассы, чем у итальянских мастеров. Равенскрофт заменил поташ оксидом свинца высокой концентрации и получил стекло с высокими светоотражающими свойствами, которое очень хорошо поддавалось глубокой резке и гравировке. Основными странами производства высококачественной хрустальной столовой посуды из стекла с высоким содержанием свинца стали Швеция, Англия и Ирландия.

Первое упоминание о русском стекольном заводе - он был построен под Москвой возле деревни Духанино - относится к 1635 году. Позднее, в 1669 г., на средства казны в селе Измайлове был выстроен другой завод. Особенно-большое развитие производство стекла получило в эпоху Петра I (начало XVIII в.), создавшего на Воробьевых горах в Москве образцовый завод-школу. Большей художественный интерес представляют стекла в витринах русских церквей XVI и XVII вв., расписанные огнеупорными, несмывающимися прозрачными красками. И только в конце XIX века стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство и стало предметом повседневного быта.

Прежде чем попасть к нам в том виде, в каком мы сейчас его знаем, стекло проделало долгий путь длиной в несколько тысяч лет.


Жилища наших прародителей, древних людей, стёкол вообще не имели. Свет проникал через узкие проходы в скалах или каменистых пещерах.

Но изобретение стекла - не привилегия человека. Образцы этого материала людям показала… природа. Природные стёкла образовывались из лавы, выливавшейся во время . Стекло то было мутным, тёмным по цвету. Сегодня мы знаем его как обсидиан.

Изобретатели стекла

История этого материала так далека во времени, что изменялась не один раз в свете археологических открытий и всё ещё считается спорной. На первенство в стеклоделании претендуют Египет, Средиземноморье, Африка и Древняя Месопотамия.

Образцы египетского стекла - это стеклянная глазурь на фаянсовых плитках пирамиды Джессера, время создания которой - XXVII век до н. э. Есть и ещё более ранние образчики - фаянсовые украшения возрастом около 5 000 лет.


Сначала стекло у египтян выходило мутного синеватого или зеленоватого оттенка - в зависимости от того, где добывали песок для его производства и какие примеси он содержал. Бесцветное стекло люди научились делать гораздо позднее, вероятно - в I веке уже нашей эры: для обесцвечивания стали использовать марганец.

В Месопотамии археологи нашли стеклянную цилиндрическую печать возрастом примерно 4 500 лет. Сосуды для благовоний - одна из частых находок учёных при раскопках территории Старовавилонского царства.

Древнее производство стекла

Всё больше исследователей склоняются к тому, что стекло возникло независимо сразу в нескольких местах. Как это случилось - пока загадка. Стекло было настолько ценным материалом, что хранились в строжайшем секрете. Лишь немногие сведения дошли до нас.

Так, египтяне плавили песок и соду в глиняных сосудах на открытом пламени. Когда ингредиенты спекались, их бросали в ледяную воду для растрескивания. Полученные куски - фритты - размалывали в пыль, а потом снова плавили. Технология получила название фриттование и использовалась несколько веков.

Интересен и тот факт, что первые стеклянные изделия были сплошь фигурными - печати, крошечные сосуды, бусины. Связано это с неумением древних людей делать плоское стекло - они просто выдували из стеклянной массы разнообразные формы.

Плоское, бесцветное стекло появилось массово в европейских государствах только в XIII веке. Однако при раскопках Помпеи учёные обнаружили образцы плоских стёкол, значит - технология была известна давно.

Как стекло завоёвывало мир?

Первое застеклённое окно появилось в помещении греческой бани в Помпеях. Его размер составлял метр на полтора метра. Чуть позже небольшие окна появляются в залах для пиршества греческой знати. Причём, только с южной стороны. Но это – что касается мужчин. На женской половине жилья окон в то время вообще не полагалось.

Наибольший расцвет стекло переживает в Древнем Риме. Именно здесь окно появляется в том виде, в каком мы сейчас его знаем – помещённое в раму из металла. Чаще всего из бронзы. Тогда же появляются и первые «дамские» зеркала, предназначенные для женщин из числа римской знати.

Гораздо больший расцвет стекло переживает в средние века в Венеции. Причём изготавливается оно в самых разных видах - как оконное стекло, зеркала и изящная стеклянная посуда. Именно Венеция в XVI – XVII веках становится едва ли не мировым производителем стекла.

В то же самое время в домах простых людей стекло оставалось непозволительной роскошью. В роли оконного стекла здесь выступает обычный бычий пузырь, который натягивали на деревянные, небольшого размера рамы.

В России стекло начинает широко применяться в царствование династии Романовых. Именно тогда им начинают украшать входы в виде цветных витражей и даже фасад зданий. Первый стекольный завод был построен в середине XVII века в Воскресенске. Здесь из стекла начинают делать стеклянную посуду и украшают цветным стеклом дворцы знати.

При российском императоре Петре I в России действует уже шесть стекольных заводов. Однако у простого люда оконные стёкла по-прежнему заменяет промасленная бумага и пузырь.