Классификация ракет-носителей по массе выводимого полезного груза и применяемому способу старта. Сравнение характеристик и примеры действующих РН

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 апреля 2016 г. исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Этот исторический полет совершил гражданин СССР Юрий Гагарин. Стартовав с космодрома Байконур на корабле-спутнике "Восток", космонавт провел в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю.

"Восток" - первый в мире пилотируемый космический корабль. Создан в СССР для полетов на околоземной орбите.

История проекта

22 мая 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым.

Одним из основных разработчиков корабля был начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов (впоследствии космонавт), система управления корабля была разработана под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.

Было создано две версии корабля, получившие обозначение: (экспериментальный беспилотный вариант) и 3КА (предназначенный для пилотируемых полетов). Кроме того, на базе экспериментального варианта был разработан автоматический спутник-разведчик - .

Всего в программе по подготовке полета человека в космос, получившей название "Восток", было задействовано более 100 организаций.

Характеристики

"Восток" представлял собой корабль-спутник, то есть, в отличие от современных космических кораблей, он не мог выполнять орбитальные маневры.

Длина корабля - 4,3 м, максимальный диаметр - 2,43 м, стартовая масса - 4 т 725 кг. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.

Состоял из двух отсеков - спускаемого аппарата сферической формы (объем - 5,2 куб. м) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 куб. м) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.

Был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной - на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.

Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.

В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 км. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918 (ныне Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г.И. Северина, пос. Томилино Московской обл.).

При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).

Запуски

Запуски кораблей "Восток" осуществлялись с космодрома Байконур с помощью одноименной ракеты-носителя.

На первом этапе проводились беспилотные запуски, в том числе с животными на борту. Экспериментальным кораблям присваивалось название "Спутник". Первый запуск состоялся 15 мая. 19 августа на корабле-спутнике совершили успешный полет собаки Белка и Стрелка.

Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 г., в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле - манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

30 марта 1961 г. в записке в ЦК КПСС, подписанной заместителем председателя Совета министров (СМ) СССР Дмитрием Устиновым и руководителями ведомств, ответственным за ракетно-космическую технику, предлагалось в сообщениях ТАСС называть пилотируемый корабль "Востоком" (по документам: "Восток-3КА").

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток" совершил полет продолжительностью 108 минут (1 час 48 минут) и благополучно вернулся на Землю.

После него на кораблях "Восток" летали: Герман Титов (1961), Андриян Николаев и Павел Попович (1962; первый групповой полет двух космических кораблей - "Восток-3" и "Восток-4"), Валерий Быковский (1963; самый длительный полет на кораблях этого типа - почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963).

Всего было запущено 13 кораблей "Восток": 6 пилотируемых и 7 беспилотных (в том числе 5 экспериментальных запусков - два удачных, один аварийный, два нештатных).

Ракета-носитель "Восток"

Ракета-носитель использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников ("Восток"), различных искусственных спутников.

Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 ("семерка", индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.

Работы по ракете вел разработчик "семерки", ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение "блок Е", был выпущен в том же 1958 г. Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - около 287 т.

Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.

Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.

Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур. Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы.

Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина - возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) "Луна-1". В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС "Луна-2" и "Луна-3".

15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля "Восток" - экспериментальное изделие 1К (открытое наименование - "Спутник"). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.

9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник "Восток" с Юрием Гагариным.

Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа "Востоком", до этого в советской прессе ее именовали просто "сверхмощной ракетой- носителем" и т. п.

Всего было проведено 26 запусков ракеты "Восток" - 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками "Электрон".

На базе ракеты "Восток" в дальнейшем были созданы другие модификации "Восток-2", "Восток-2А", "Восток-2М", которые выпускались на куйбышевском заводе "Прогресс" (ныне Ракетно-космический центр "Прогресс", Самара).

Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии "Космос", "Зенит", "Метеор" и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты "Восток-2М" с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B ("Ай-ар-эс-1-би").

Итоги программы

Пилотируемые полеты на кораблях "Восток" дали возможность изучить влияние условий орбитального полета на состояние и работоспособность человека, на кораблях этой серии были отработаны основные конструкции и системы, принципы строительства космических кораблей.

Им на смену пришли корабли следующего поколения - "Восход" (два пилотируемых запуска в 1964 и 1966 гг.). В 1967 г. начали эксплуатироваться пилотируемые корабли типа "Союз".

Макет ракеты-носителя «Восток» был установлен на ВДНХ 8 июля 1967 года, в честь 50-летия со дня Великой Октябрьской социалистической революции.

Макет ракеты «Восток», изготовленный в Самарском ракетно-космическом центре (ныне - РКЦ «Прогресс») весит 25 т. Готовый к старту оригинал - 287 т. Общая длина ракеты-носителя «Восток» - 38,4 м (это высота 16-этажного дома). Максимальный поперечный размер - 10,3 м. Максимальная масса полезного груза ракеты-носителя «Восток» при выводе на орбиту - 4730 кг.

История создания

Сохранились воспоминания одного из участников установки макета на ВДНХ 8 июля 1967 года А.М Гуртякова, опубликованные в газете Национального исследовательского Томского Политехнического университета:

В 1967 году я работал в Томском политехническом институте на кафедре «Автоматические установки» на факультете автоматических систем ассистентом. Летом того года меня командировали в Москву на стажировку в ОКБ по ракетной технике, которым руководил соратник Сергея Королёва , лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, академик Владимир Бармин .

Накануне все работы на объекте были закончены, макет находился в горизонтальном положении на специальном ложе постамента. Работа предстояла несложная, надо было только запустить в работу механизм подъёма макета ракеты.

Приехали на ВДНХ втроём: руководитель отдела С.И. Поляков, электрик и автор этих строк. Предполагалось, что работа займёт немного времени, и после установки макета мы сможем, до прибытия Государственной комиссии по приёмке объекта, посетить расположенный рядом павильон «Космос», который к 50-летней годовщине Октябрьской Революции пополнился большим количеством новых экспонатов.

Однако работа по установке макета сразу же не заладилась. Как только нажали кнопку, запускающую в работу механизм подъёма, вверху раздался сильный хлопок, и перегоревший в результате замыкания, питающий электродвигатели механизма подъёма, кабель упал на площадку рядом с постаментом. Чтобы выяснить причину замыкания и вновь подсоединить кабель, необходимо было поднять электрика вверх к месту стыковки кабеля. Срочно понадобился автомобиль с автовышкой. Поиск автомобиля, а потом ещё и простой изоляционной ленты (её не оказалось у электрика) по павильонам ВДНХ занял у нас примерно около часа.

Наконец электрик наверху подсоединяет к электродвигателям кабель, а С.И. Поляков, наблюдающий за работой электрика, даёт мне команду на включение в работу механизма подъёма. Я нажимаю кнопку «Пуск», заработали два мощных телескопических гидроцилиндра, и макет ракеты медленно занимает вертикальное положение.

В октябре-ноябре 2010 года на ВВЦ была проведена реставрация макета ракеты-носителя «Восток». Специалисты усилили несущие конструкции и восстановили лакокрасочные покрытия корпуса ракеты. Эти меры позволят сохранить крупнейшее достижение мирового ракетостроения в надлежащем виде на длительный срок.

Список литературных и Интернет-ресурсов

  1. Газета Национального исследовательского томского политехнического университета:

Стал первым космическим кораблем программы Восток, нацеленной на пилотируемые полеты. Перед пилотируемым полетом по программе было запущено несколько автоматических аппаратов в период с мая 1960 по март 1961 года. Первый запуск состоялся 15 мая 1960 года, это корабль даже не был возвращаемым. Он был успешно запущен, но на 64-м витке возникли неполадки в системе управления и корабль перешел на высокую орбиту. Затем последовали два неудачных, один частично неудачный и один удачный пуски. Два последних запуска показали полную работоспособность и корабля, и ракеты-носителя, что открыло путь в космос человеку. Аппарат поднялся в воздух 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур, на его борту находился первый в мире космонавт Юрий Гагарин . Первый полет человека в космос оказался и самым коротким. Гагарин сделал всего один оборот вокруг Земли за 108 минут. Перицентр орбиты находился на высоте всего 169 километров, апоцентр - 327 километров. Приземление произошло не в спускаемой капсуле, а на парашюте, отстреливаемом на высоте 7 километров. При этом, в отличие от более современных аппаратов программы Восток, аппарат не имел запасного двигателя для коррекции спуска в атмосфере. Вместо него у Гагарина был запас продовольствия на 10 дней в случае падения в незапланированном месте.

Также стоит отметить, что при первом полете не было морских судов, обеспечивающих космическую связь, так что она осуществлялась только с территории СССР. Тем не менее, у в штатном Гагарина не было возможности управления полетом. Все должно было происходить автоматически или по командам с наземных пунктов управления - если они были в зоне связи. Такое решение было принято из-за неизвестного влияния условий невесомости на человека. Чтобы включить ручное управление в случае экстренных обстоятельств, нужно было ввести код.

11 апреля ракета-носитель Восток-К с укрепленным аппаратом была перевезена в горизонтальном состоянии к пусковой площадке, где была обследована Королевым на предмет неполадок. После его утверждения ракета была приведена в вертикальное положение. В 10 утра Гагарин и Титов , запасной космонавт, получили окончательный план полета, который должен был начаться в 9:07 на следующий день. Выбор времени старта был обусловлен условиями спуска. Во время начала маневрирования для спуска аппарат должен был пролетать над Африкой с наилучшей ориентацией его солнечных датчиков. Высокая точность при маневре была необходима для попадания в запланированную точку посадки.

Подъем в день полета был назначен на 5:30 утра. После завтрака они облачились в скафандры и приехали к месту запуска. В 7:10 Гагарин уже был в космическом корабле и в течение двух часов до запуска общался с центром управления по радио, в центре же было доступно его изображение с бортовой камеры. Люк корабля был задраен через 40 минут после посадки Гагарина в корабль, но была обнаружена негерметичность, так что пришлось его открыть и задраить заново.

Запуск произошел в 09:07. Через 119 секунд после запуска внешние дополнительные двигатели ракеты-носителя израсходовали все топливо и были отделены. Через 156 секунд была сброшена защитная оболочка, через 300 - основная ступень ракеты носителя, однако разгонный блок продолжал выведение. Через три минуты после начала полета аппарат уже начал выходить из зоны связи с Байконуром. Лишь через 25 минут после начала полета было установлено, что аппарат вышел на расчетную орбиту. На самом деле Восток-1 вышел на орбиту через 676 секунд после запуска, за десять секунд до этого отработали двигатели разгонного блока.

В 09:31 Восток вышел из зоны связи со станцией в Хабаровске в диапазоне очень высоких частот и перешел на режим высоких. В 09:51 включилась система определения ориентации, необходимая для правильной выдачи импульса на спуск. Основной системой при этом была основанная на солнечных датчиках. В случае ее выхода из строя можно было переключиться на ручной режим управления и использовать примерное визуальное наведение. У каждой из систем имелся свой набор сопел двигательных установок и по 10 килограмм топлива. В 09:53 Гагарин узнает от станции в Хабаровске, что вышел на расчетную орбиту. В 10:00, когда Восток пролетал над Магеллановым проливом, новость о полете была передана по радио.

В 10:25 корабль был автоматически приведен в ориентацию, необходимую для спуска. Запуск двигателей произошел на расстоянии около 8000 километров от желаемой точки посадки. Импульс длился 42 секунды. Через десять секунд после завершения маневра от спускаемого модуля должен был отделиться служебный, но он оказался связанным со спускаемым сетью проводов. Однако благодаря вибрациям при прохождении плотных слоев атмосферы служебный модуль все отделился над Египтом и аппарат был приведен в правильную ориентацию.

В 09:55 на высоте 7 километров открылся люк аппарата и Гагарин катапультировался. Сам аппарат также спускался на парашюте раскрывшемся за 2.5 километра до Земли. Парашют Гагарина раскрылся практически сразу после катапультирования. При приземлении Гагарин промахнулся всего на 280 километров.

Ракета-носитель «Восток»

«Восток» — наименование серии советских 3-ступенчатых ракет-носителей. Ракета- носитель «Восток» создана на базе 2-ступенчатой ракеты «Спутник», с помощью которой выведены на околоземную орбиту первые три искусст- венных спутника Земли.

Максимальная масса полезного груза ракеты-носителя «Восток» (при выводе на орбиту) 4730 кг. Стартовая масса 287 т, длина 38,36 м, максимальный поперечный размер (по воздушным рулям) 10,3 м. 1-я и 2-я ступени выполнены по схеме «пакет» с продольным делением и состоят из 5 блоков: центрального и 4 боковых. Боковые блоки имеют форму, близкую к конической, расположены симметрично вокруг центрального блока и соединены с ним двумя поясами силовых связей — верхним, в виде силового пояса с 4 кронштейнами, которые упираются в вершины боковых блоков, и нижним, состоящим из нескольких стержней. Силовые связи имеют механизмы для отделения боковых блоков в полете перед окончанием работы двигателей.

3-я ступень выполнена по схеме с поперечным делением, установлена на центральном блоке и соединена с ним стержневой фермой; она является шестым блоком ракеты-носителя. Каждый из блоков снабжен самостоятельной двигательной установкой; топливо на всех блоках — жидкий кислород и керосин. Жидкостный двигатель центрального блока — многокамерный, имеет тягу в пустоте 941 кН и состоит из одного четырехкамерного основного двигателя и 4 однокамерных рулевых, камеры которых закреплены на цапфах и могут поворачиваться рулевыми приводами, создавая необходимые управляющие моменты. Жидкостный двигатель каждого бокового блока имеет тягу в пустоте 1 МН и состоит из одного четырехкамерного основного и 2 однокамерных рулевых двигателей. Однокамерный (однократного включения) ракетный двигатель 3-й ступени тягой в пустоте 54,5 кН имеет 4 рулевых сопла; время работы 430 с. Основные и рулевые двигатели каждого блока имеют общий турбонасосный агрегат. На хвостовой части боковых блоков имеются воздушные рули, создающие дополнительные управляющие моменты на атмосферном участке траектории выведения. Космический корабль «Восток» устанавливается на 3-й ступени, под головным обтекателем (общая длина с 3-й ступенью 9,61 м), который защищает его от аэродинамических нагрузок при полете в плотных слоях атмосферы. На активном участке двигатели центрального и боковых блоков работают одновременно. После израсходования топлива боковых блоков производится выключение двигателей и отделение их от центрального блока. Двигатель центрального блока (2-й ступени) продолжает работать на режиме полной тяги. После прохождения плотных слоев атмосферы сбрасывается головной обтекатель. Спустя некоторое время после израсходования топлива центрального блока (в конце работы двигателя 2-й ступени), осуществляется запуск двигателя 3-й ступени и отделение ее от центрального блока. Выключение двигателя 3-й ступени и подача команды на отделение космического корабля производятся системой управления при достижении расчетной скорости, соответствующей выведению корабля на заданную орбиту.

12 апреля 1961 года впервые в истории человечества ракетой-носителем «Восток» был выведен на орбиту Земли космический аппарат «Восток» с летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным на борту.
Ракета-носитель «Восток» является крупнейшим достижением советского и мирового ракетостроения. Ее высокие энергетические характеристики и надежность конструкции обеспечили успешную отработку советских кораблей-спутников, вывод на орбиту первого в мире космического корабля с человеком на борту и дальнейшие полеты советских космонавтов по программе «Восток». С помощью этой ракеты выводились космические аппараты «Луна-1», «Луна-3», некоторые искусственные спутники Земли серии «Космос», искусственные спутники Земли «Метеор», «Электрон» и другие.

«Я глядел на корабль, на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив… Подумалось, что эта красота вечна и останется для людей всех стран на все грядущие времена. Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства», - так писал первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин о космическом корабле, на котором 12 апреля 1961 года он проложил дорогу в космос.

«Восток» - так называлась серия одноместных космических кораблей-спутников, предназначенных для полетов по околоземной орбите. Первые советские космонавты Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, А. Г. Николаев, П. Р. Попович, В. Ф. Быковский, В. В. Николаева-Терешкова на кораблях этого типа в общей сложности 259 раз облетели вокруг земного шара, провели в космосе 381 час и установили 21 мировой рекорд. В их числе рекорды высоты полета, продолжительности, дальности и другие.

Что же представлял собой этот космический корабль? «Восток» имел сферический спускаемый аппарат, являющийся одновременно кабиной космонавта, и приборный отсек с бортовой аппаратурой и тормозной двигательной установкой. Масса с последней ступенью ракеты-носителя составляла 6,17 т, длина - 7,35 м, масса последней ступени - 4,75 т, а спускаемого аппарата - 2,4 т, диаметр его был равен 2,3 м. Космические корабли «Восток» выводились на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем с шестью двигателями общей мощностью 20 млн. л. с.

…После этого было много космических стартов. Умные автоматы - разведчики вселенной летали к Луне, Венере и Марсу. Появились многоместные пилотируемые космические корабли серии «Союз» и отлично оборудованные космические станции «Салют». Но люди вечно будут помнить «Восток», потому что на этом корабле был совершен первый полет человека в космос.

Наш юный друг! Публикуя чертежи модели ракеты-носителя «Восток», мы надеемся, что она заинтересует тебя. С ней можно выступать на всесоюзных и международных соревнованиях. Может быть, она станет твоей первой моделью и, как знать, первой ступенью на пути в космос.

1 - стабилизатор (4 шт.), 2 - цилиндр бокового блока (4 шт.), 3 - конус бокового блока (4 шт.), 4 - центральный блок, 5 - обтекатель бокового блока (4 шт.), 6 - нижний конус, 7 - верхний конус, 8 - втулка, 9 - бобышка, 10 -переходная ферма, 11 - корпус третьей ступени, 12 - обтекатель космического корабля, 13 - конус обтекателя.

Модель-копияракеты-носителя (рис. 1) в масштабе 1: 100 имеет длину 380 мм. Прежде чем приступить к ее изготовлению, сделайте оправки (рис. 3). Лучше, если они будут выточены из металла, но можно из древесины или оргстёкла. Затем.из картона или фанеры изготовьте шаблоны разверток (рис. 2).

Вырежьте по шаблонам из чертежной бумаги заготовки модели-копии. Склеивать их надо на оправках столярным клеем. После того как склеили заготовку и дали ей немного подсохнуть, покройте ее дважды эмалитом, предварительно зачистив швы. После этого, закрепив оправки в патроне токарного станка, обрежьте конические детали 3, 6 и 7 до указанного на чертежах размера.

Изнутри склеиваемые встык детали для прочности соедините бумажными лепестками на клею (см. рис. 3).

Обтекатели боковых блоков 5 (см. рис. 1), а также обоймы под двигатели в боковых и центральном блоках выточите из липы и вклейте на эпоксидной смоле ЭД-5. Центральный блок 4 второй ступени модели-копии склейте на оправке. Когда он просохнет, покройте двумя слоями клея АК-20. Переходную ферму 10 выточите из дюралюминия, доработайте надфилями и приклейте к корпусу 11 третьей ступени. Конус обтекателя 13 выточите на токарном станке из березы и для центровки загрузите свинцом.

По сечению Е-Е сделайте разъем модели. Для этого вклейте деревянную бобышку 9 длиной 8-10 мм в переходную ферму 10. К бобышке прикрепите парашют из микалентной бумаги Ø 350 мм. Он укладывается в верхний конус 7, соединенный резиновым амортизатором с бобышкой 9.

Наружные детали модели (трубопроводы, штепсельные разъемы и др.) изготовьте из липовых реек, сопла - из дюралюминия фасонным резцом. Целлулоидные стабилизаторы 1 приклейте нитроклеем к цилиндрам боковых блоков 2, как указано на виде В (внизу справа).

Собранную модель покройте нитроклеем, зашпаклюйте и зачистите мелкой наждачной бумагой. Окрасьте модель белой нитрокраской, надписи «СССР» и «Восток» - красной.

Вес модели без двигателей 135 г. Используется она для соревнований в третьем классе. В одноступенчатом варианте модели применяются три двигателя импульсом 10 н.с.

При постройке модели особое внимание обратите на расположение центра тяжести. Полет модели будет устойчивым, если центр тяжести будет находиться выше центра давления. Для определения центра давления, вырежьте контур модели ракеты из однородного материала (фанеры, целлулоида) и найдите центр тяжести этой плоской фигуры. Эта точка и будет центром давления модели. Центр тяжести данной модели в стартовом положении находится на расстоянии 180 мм от нижнего среза сопел. Высота полета модели 250-300 м.

В. РОЖКОВ, мастер спорта СССР

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.