Китайский убийца ларгуса. Китайскй убийца Lada X-Ray и Largus

17 сентября 1857 года, ровно 160 лет назад, родился Константин Эдуардович Циолковский – гениальный русский ученый, человек, стоявший у истоков теоретической космонавтики. «Русские в космосе» - это результат и всей его жизни тоже.

Уникальность Циолковского – не только в его колоссальном вкладе в постижение небесного и космического пространств, но и в целом в многогранности его натуры. Циолковский ведь не только формулировал и развивал космонавтику, ракетостроение, воздухоплавание и аэродинамику. Он был философом и писателем, одним из ярчайших представителей русского космизма и автором целого ряда произведений на стыке науки и фантастической литературы, в которых он призывал к освоению и заселению космического пространства.

Само происхождение Константина Эдуардовича Циолковского как бы символизировало единение двух компонентов России – западного, европейского, и восточного, азиатского, причем соединяла их, безусловно, русская культура. По отцовской линии Константин принадлежал к польскому дворянскому роду Циолковских, представители которого уже в конце XVIII века сильно обеднели и фактически вели жизнь обычных служащих. Отец будущего основоположника космонавтики Эдуард Игнатьевич Циолковский (Макар-Эдуард-Эразм Циолковский) окончил Лесной и Межевой институт в Петербурге и служил лесничим. Материнская линия Константина Циолковского – род Юмашевых, татарского происхождения. Еще при Иоанне IV предки его матери Марии Ивановны Юмашевой, мелкопоместные дворяне, переселились на Псковщину. Там они постепенно обрусели, восприняли русскую традицию.

Родился Константин Эдуардович в селе Ижевском под Рязанью, где в то время служил его отец. В 1868 году отец перевелся в Вятку, где получил место столоначальника Лесного отделения. В Вятке Константин и пошел в местную гимназию. Будущему гению учеба в гимназии давалась сложно. Ситуация осложнялась тем, что в детстве, во время катания на санках, Константин простудился, переболел скарлатиной и вследствие осложнения получил частичную потерю слуха. Этот недуг тоже не способствовал хорошей учебе. Тем более, что в 1869 году внезапно умер старший брат Константина Дмитрий, учившийся в Морском училище в Петербурге. Смерть старшего сына стала страшным ударом для матери, Марии Ивановны, и в 1870 году она скоропостижно скончалась. Оставшись без матери, Константин Циолковский стал проявлять еще меньше рвения к учебе, остался на второй год, а в 1873 году был отчислен из гимназии с рекомендацией «к поступлению в техническое училище». Так и закончилось формальное образование Циолковского – после исключения из гимназии он больше уже нигде и никогда не учился. Не учился – в официальном, формальном понимании этого слова. На самом деле, Константин Циолковский учился всю жизнь. Именно самообразование позволило ему стать тем человеком, о котором вспоминают спустя 160 лет после рождения.

В июле 1873 года отец отправил Константина в Москву – поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Юноша получил с собой письмо к приятелю отца, в котором Эдуард просил его помочь сыну обустроиться на новом месте. Но это письмо Циолковским было утеряно, после чего юноша снял комнату на Немецкой улице и занялся самообразованием в бесплатной Чертковской публичной библиотеке. Надо сказать, что к своему самообразованию Циолковский подошел очень основательно. Денег ему не хватало – отец присылал всего по 10-15 рублей в месяц. Поэтому жил Циолковский на хлебе и воде – в буквальном смысле. Но терпеливо ходил в библиотеку и грыз гранит наук – физики, математики, химии, геометрии, астрономии, механики. Не обходил вниманием Константин и гуманитарные дисциплины.

В Москве Константин прожил 3 года. Вернуться в Вятку пришлось по той причине, что постаревший и собирающийся выходить на пенсию отец более не мог присылать ему даже тех скудных денег, которые отправлял прежде. По возвращении Циолковский, благодаря родительским связям, смог быстро найти клиентуру и давать частные уроки. После выхода отца в отставку в 1878 году вся оставшаяся семья Циолковских вернулась в Рязань. Осенью 1879 года в Первой губернской гимназии Рязани Константин успешно сдал полный экзамен на уездного учителя математики. После сдачи экзамена Константин получил направление в Боровское уездное училище на должность учителя арифметики, куда и уехал в январе 1880 года. В Боровске, расположенном в 100 км от Москвы, Константин провел следующие 12 лет своей жизни. Именно в годы жизни в Боровске Циолковский стал развивать теорию аэродинамики, мечтая о покорении неба. В 1886 году он завершил работу «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлинённую форму», основанную на опыте конструирования и апробирования собственной конструкции аэростата. Примерно в это же время, в 1887 году, Циолковский опубликовал и свое первое литературное произведение – научно-фантастическую повесть «На луне». С этого времени научная фантастика будет занимать его не меньше, чем теоретические основы воздухоплавания.

В 1892 году Циолковский, считавшийся к этому времени одним из лучших учителей в Боровске, по представлению директора народных училищ Д.С. Унковского был переведен в Калугу – в Калужское уездное училище. В Калуге Константин Эдуардович обосновался на всю оставшуюся жизнь. Именно здесь он осуществил большую часть своих научных разработок и сформировал свою научно-философскую систему взглядов.

Как известно, Константин Циолковский был не только ученым-практиком, но и философом науки. По своим философским взглядам он примыкал к русским космистам. Еще в юные годы, во время занятий в московской библиотеке, Циолковский познакомился с Николаем Федоровичем Федоровым – помощником библиотекаря, который на самом деле был видным религиозным философом и ученым, «московским Сократом», как его называли восторженные ученики. Однако из-за своей природной стеснительности и «дикости», как вспоминал позже сам Циолковский, он тогда так и не познакомился именно с философской концепцией Николая Федорова – одного из основоположников русского космизма.

Федоров считал, что во Вселенной преобладает хаос, имеющий разрушительные последствия. Чтобы избежать гибели Вселенной, необходимо преобразовать мир, сочетая науку и религиозные истины, объединяя человечество вокруг некоего «Общего Дела». В концепции Федорова религия не противоречила науке, а человечество должно было добиться возможности управления природой, преодолеть конечность пространства и времени, освоить космос. Удивительной была сама идея воскрешения умерших людей путем использования научных достижений. Циолковский, следуя в целом в русле идей русского космизма, представлял уже не религиозное, а естественнонаучное его направление.

Одним из важнейших достижений философии Циолковского стало понимание космоса не просто как физической среды, вмещающей в себя материю и энергию, но как пространства применения творческой энергии и способностей человека. К космосу Циолковский относился восторженно, считая его вместилищем довольства и радости, поскольку космическое пространство должно быть населено совершенными организмами, сумевшими его покорить и освоить. Человек, осваивая космос, также совершенствуется и приближается к этим совершенным организмам.

По мнению Циолковского, освоение космоса является неотъемлемым и важнейшим этапом эволюции человечества. Веря в совершенствование и развитие человечества, Циолковский был убежден в том, что современному ему человеку есть куда развиваться. Он должен преодолеть свою незрелость, следствиями которой являются войны и преступления. Именно в научно-техническом прогрессе Циолковский видел способ радикальной трансформации и окружающего мира, и самого человечества. Но, в то же время, будучи последовательным сторонником научно-технической революции, Циолковский не забывал и о вопросах этики, которые имели большое значение в рамках его философской концепции.

Космическая этика Циолковского весьма оригинальна. Например, она признает превосходство одних форм жизни, которые относятся к развитым и имеющим перспективу, над другими – несовершенными, неразвитыми. Колонизация космического пространства осуществляется именно развитыми, совершенными формами, которые искореняют примитивные организмы. При этом Циолковский разделяет идею «разумного эгоизма», который заключается в «истинном себялюбии, заботе о будущности своих атомов». Поскольку в космосе осуществляется обмен атомами, разумные существа находятся в нравственных взаимоотношениях. Условия для благополучного развития атомов во Вселенной создаются именно совершенными и развитыми организмами. Любое дальнейшее усложнение организмов является, с точки зрения Циолковского, большим благом.

Такие взгляды Циолковского оказали влияние и на его позицию в отношении социального, демографического развития общества. Хотя основное внимание в своей философской концепции Циолковский всегда уделял вопросам космоса, космического разума, он не был чужд и т.н. «социальной инженерии», сформулировав собственное видение евгеники. Нет, евгеника Циолковского не имела ничего общего с евгеническими теориями европейских расистов, популярными в начале ХХ века. Но Циолковский утверждал, что будущее человечества, его совершенствование и благополучное развитие зависят от того, сколько в мире рождается гениев – локомотивов этого развития. Чтобы гениев рождалось больше, этим процессом, с точки зрения Циолковского, необходимо управлять. В каждом городе или населенном пункте необходимо создать и обустроить т.н. «лучшие дома». В них должны выделяться квартиры для наиболее способных и талантливых мужчин и женщин. Браки таких «гениальных людей» должны заключаться только с соответствующего разрешения, как и на деторождение также должно быть получено соответствующее разрешение. Циолковский считал, что реализация этой меры приведет к тому, что через несколько поколений количество талантливых и способных людей и даже гениев стремительно возрастет, т.к. гении будут заключать браки только с себе подобными и дети будут рождаться от гениального отца и гениальной матери, наследуя все качества биологических родителей.

Конечно, многие взгляды Циолковского сейчас кажутся наивными, а некоторые – чрезмерно радикальными. Например, он утверждал необходимость избавления общества от больных, калек, слабоумных. Заботиться о таких людях надо хорошо, но они не должны давать потомства и если им препятствовать в размножении, то и человечество со временем станет лучше, считал Циолковский. Что касается преступников, то их ученый и философ предлагал «расщеплять на атомы».

Особое отношение у Циолковского было к вопросам смерти и бессмертия. Для Циолковского, как и для некоторых других представителей философии русского космизма, была характерна вера в возможность рационального достижения человеческого бессмертия – с помощью научного прогресса. Возможность бессмертия выводилась ими из величия Космоса, жизнь которого не может не быть бесконечной. В то же время, космисты понимали, что бессмертие для несовершенного человека не нужно, бесконечность существования имеет смысл лишь для совершенных, разумных созданий. С точки зрения Циолковского, на текущем этапе развития человечества смерть играет роль искусственного отбора, способствуя дальнейшему совершенствованию человеческого рода. Относительная смерть человека, как и другого существа, с точки зрения Циолковского, есть некоторая остановка в существовании, не несущая абсолютной смерти. После кончины человека атомы принимают более простую форму, но они могут возродиться вновь.
В то же время, поскольку умирание всегда несет страдание, Циолковский рассматривает его как нежелательный процесс. Особенно нежелательно умирание «разумного существа», поскольку оно прерывает реализацию планов и задач последнего и это затормаживает общее развитие человечества, негативно сказываясь на его совершенствовании. Здесь Циолковский подходит к идее иммортализма – личного физического бессмертия для конкретного человека, которое, по его мнению, можно реализовать тремя путями: продлением человеческой жизни (для начала до 125-200 лет), изменением самой природы человека и его организма, перерождением человеческой личности.

Октябрьская революция произошла, когда Циолковский был уже пожилым человеком. Последующие 18 лет он прожил в советском государстве и, надо сказать, отношения с советской властью у Циолковского сложились вполне хорошие. Например, он удостоился еще в 1921 году пожизненной пенсии за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Вряд ли в царской России он получил бы подобное поощрение. К исследованиям Циолковского советская власть относилась в высшей степени серьезно. Уже после смерти ученого он стал одной из «икон» советской космонавтики и ракетостроения, которые возводились, в том числе, и к Константину Циолковскому. Его именем были названы множество улиц в целом ряде городов Советского Союза, учебные заведения, музеи. Во многом, именно благодаря советской власти «калужский мечтатель» навсегда остался в русской – не только как прожектер, философ и фантаст, но и как провозвестник и теоретик освоения космоса.

Тема сегодняшней статьи - краткая биография К. Э. Циолковского. Этот ученый с мировым именем прожил свою жизнь для того, чтобы мы однажды стали свидетелями первого полета в космос человека. Биография Циолковского интересна и насыщенна, мы попробуем кратко рассказать обо всех его достижениях.

Немного о семье Циолковского

Константин Эдуардович родился в семье лесника 17 сентября в 1857 году. Его мама была родом из небогатых дворян, вела домашнее хозяйство и растила детей. Она сама обучила сыновей письму, чтению и арифметике.

Когда Константину было три года, семье пришлось уехать из спокойного села Ижевское и начать новую жизнь в Рязани. Глава семьи, Эдуард Игнатьевич, столкнулся с трудностями в работе, и ему ничего не оставалось, как увезти свою семью.

Школьные годы

Циолковский Константин Эдуардович, биография которого известна многим, поступил обучаться в Вятскую мужскую гимназию в 1868 году. В этот город семья перебралась после длительного пребывания в Рязани.

Обучение давалось ребенку плохо. Циолковский, краткая биография которого описана в этой статье, переболел скарлатиной, и теперь плохо слышал. Он практически оглох, и учителя не могли дать ему необходимые познания в области науки, поэтому в 1873 году его решили отчислить за неуспеваемость. После этого будущий великий ученый нигде не обучался, предпочитая заниматься самостоятельно дома.

Частное репетиторство

Биография Циолковского хранит в себе несколько лет жизни в Москве. Туда шестнадцатилетний юноша поехал для того, чтобы изучать химию, механику, математику и астрономию. Ему приобрели слуховой аппарат, и теперь он мог учиться наравне со всеми студентами. Он много времени проводил в библиотеке, где и познакомился с Федоровым Н. Ф., одним из основоположников космизма.

К. Э. Циолковский, биография в столице которого в те годы не имеет ярких моментов, пытается прожить самостоятельно, так как понимает, что родители ему не могут помочь материально. Какое-то время он справляется, но все же эта жизнь слишком дорога, и он возвращается в Вятку, чтобы работать частным репетитором.

В своем городе он сразу зарекомендовал себя хорошим преподавателем, и к нему приходили обучаться физике и математике. Дети охотно занимались у Константина Эдуардовича, а он старался более доступно объяснить им материал. Он сам разработал методы обучения, и ключевым была наглядная демонстрация, чтобы дети понимали, о чем конкретно идет речь.

Первые исследования в аэродинамике

В 1878 году парень уезжает в Рязань и там получает диплом квалифицированного учителя. Обратно в Вятку он не поехал, а стал работать преподавателем в училище Боровска.

В этом училище, несмотря на его отдаленность от всех научных центров, начинает активно вести исследования аэродинамики Циолковский Константин Эдуардович. Краткая биография начинающего ученого описывает события, когда он, создав основы кинетической теории газов, отправляет результат своей работы в Русское физико-химическое общество. Ответ Менделеева был неожиданным: открытие уже сделано четверть века назад. Это было настоящим потрясением для Константина Эдуардовича, но он смог быстро взять себя в руки, забыть про неудачу. Но это открытие все же принесло свои плоды, талант его был оценен в Санкт-Петербурге.

Аэродинамический тоннель

С 1892 года биография Циолковского продолжается жизнью и трудами в Калуге. Он вновь устраивается работать учителем и продолжает научные исследования в области астронавтики и аэронавтики. Здесь им был создан аэродинамический тоннель, в котором проверяется аэродинамика возможных летательных аппаратов. Средств для более глубокого изучения у ученого нет, и он просит содействия со стороны Русского физико-химического общества. Помня прошлый неудачный опыт Циолковского, ученые считают, что нет смысла выделять деньги на его работу, и присылают в ответе отказ.

Это решение со стороны научных сотрудников не останавливает исследователя. Константин Циолковский, биография которого говорит о том, что он был из небогатой семьи, решается взять деньги из личных сбережений и продолжает работу.

Средств семьи хватило на создание и тестирование более ста моделей летательных аппаратов. В скором времени про ученого стали говорить, и слухи о его упорстве дошли до Физико-химического общества, которое отказалось финансировать его проекты. Ученые заинтересовались опытами Константина Эдуардовича и решили выделить для продолжения его трудов 470 рублей. Циолковский, краткая биография которого до сих пор интересна людям, потратил эти средства на усовершенствование своего аэродинамического тоннеля.

Книги Циолковского

Константин Эдуардович все больше времени уделяет изучению космоса. Он много трудов вложил в книгу "Грезы о земле и небе", которая вышла в 1895 году. Это его не единственный труд. Спустя год он начинает работу над еще одной книгой - "Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя". Здесь он описывает особенности состава топлива для ракетных двигателей, возможности транспортировки грузов в космосе. Эта книга стала главной для ученого, в ней он рассказал о самых важных научных достижениях.

Циолковский Константин Эдуардович: семья

Со своей женой, Соколовой Варварой Евграфовной, Константин Эдуардович познакомился в конце 70-х годов девятнадцатого века. Она была дочерью хозяина жилья, в котором молодой ученый снимал комнату. Молодые люди обвенчались в 1880 году и в скором времени стали родителями.

У Варвары и Константина было трое сыновей - Игнатий, Иван и Александр - единственная дочка Софья. В 1902 году в семью пришло несчастье: покончил свою жизнь самоубийством их старший сын Игнатий. Родители долгое время отходили от этого потрясения.

Несчастья Циолковского

Биография Циолковского содержит целый ряд несчастий. Беды обрушивались на ученого, не щадя никого и ничего. В 1881 году у Константина Эдуардовича умер отец. Через шесть лет после этого события, в 1887 году, его научные труды были полностью уничтожены огнем. В их доме случился пожар, он оставил после себя только машинку для шитья, а модули, чертежи, важные записи и все остальное нажитое имущество было превращено в пепел.

В 1902 году, как мы уже писали, ушел из жизни его старший сын. А в 1907-м, спустя пять лет после трагедии, уже вода ворвалась в дом ученого. Ока сильно разлилась и затопила жилье Циолковского. Эта стихия уничтожила уникальные расчеты, различные экспонаты и машины, которыми дорожил Константин Эдуардович.

В дальнейшем жизнь этого человека становилась все хуже и хуже. Физико-химическое общество, когда-то заинтересованное работами ученого, не захотело больше финансировать его исследования и создание новых моделей летательных аппаратов. Семья его стала практически нищей. Годы трудов были потрачены впустую, все созданное сжег огонь, унесла вода. На новые изобретения у Константина Эдуардовича не было ни средств, ни желания их создавать.

В 1923 году еще один сын, Александр, покончил с собой. Константин Эдуардович многое пережил и выстрадал, и последние годы жизни оказались более благосклонны к ученому.

Последние несколько лет

Отвергнутый научным сообществом, Константин Циолковский, краткая биография которого описана в нашей статье, практически погибал в нищете. Его спасла пришедшая новая власть в 1921 году. Ученому была назначена небольшая, но пожизненная пенсия, на которую он мог покупать какую-то еду, чтобы не скончаться от голода.

После смерти второго сына жизнь Константина Эдуардовича изменилась в корне. Советские власти оценили его труды, изложенные в его книге о ракетных двигателях и топливе. Ученому выделили жилье, условия проживания в котором были более комфортабельные, чем в предыдущем. О нем стали говорить, стали ценить его былые труды, использовать во благо науки исследования, расчеты, модели.

В 1929 году Циолковский лично встретился с самим Королевым Сергеем. Он внес множество предложений и чертежей, которые были оценены достойно.

Буквально перед смертью, в 1935 году, Константин Эдуардович закончил работу над автобиографией, из которой мы узнали много подробностей его жизни, все радости и переживания. Книга называется "Черты из моей жизни".

В 1935 году, 19 сентября, от рака желудка скончался великий ученый. Он умер и был похоронен в Калуге, где прошли основные годы его жизни. Циолковский Константин Эдуардович внес огромный вклад в изучение и покорение космоса. Без его работ неизвестно, какая страна первая отправила бы человека в космос. Он заслуживал более счастливой жизни и всеобщего признания. Жаль, что его труды оценили так поздно, когда ученый пережил множество горя и потерь.

Достижения Циолковского и интересные факты из его жизни

Мало кто знает, что в четырнадцатилетнем возрасте Константин Эдуардович сам, только из подручных средств смог собрать токарный станок. А когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, он удивил всех своим новым изобретением - воздушным шаром. Это был гениальный человек с самого детства.

Любители научно-фантастических романов, конечно, знакомы с произведением Беляева Александра "Звезда КЭЦ". На создание этой книги писателя вдохновили идеи Циолковского.

Циолковский Константин Эдуардович, краткая биография которого имеется в данной статье, за время своей деятельности создал более четырехсот работ по теории ракетостроения. Обосновал теории о возможности путешествий в космосе.

Этот ученый был создателем первой в стране аэродинамической трубы и лаборатории по исследованиям аэродинамических свойств аппаратов для полетов. Также он спроектировал модель дирижабля, сделанного из цельного металла, и управляемый аэростат.

Циолковский доказал, что для космических путешествий нужны именно ракеты, а не другие летательные аппараты. Он изложил строжайшую теорию реактивного движения.

Константин Эдуардович создал схему газотурбинного двигателя и предложил пуск ракет с наклонного положения. Этот метод до сих пор используют в системах залпового огня.