Какой метод нормирования относится к прогрессивным. Основные методы нормирования труда

ГУ «Свободненская средняя школа»

(Выступление на заседании методичекого объединения)

Руководитель МО М.Тохашева

2013-2014 уч.г.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.

В состав ключевых компетенций должны войти обобщенные, универсальные компетенции, овладение которыми необходимо выпускнику для дальнейшего обучения, собственного развития, жизненной самореализации, независимо от уровня его обучения, развития и профессии, которую он выберет. Иными словами, список компетенций, так или иначе, воспроизводит некий перечень основных видов деятельности человека.

Какими же теоретическими положениями целесообразно руководствоваться, формируя ключевые компетенции в процессе образования. Необходимо отметить, что, видя недостатки действующего содержания образования, учителя сами пытаются его совершенствовать, не дожидаясь нормативных документов.

Исследования показали, что построение содержания образования только на основании компетентностного подхода нецелесообразно. Вместе с тем, и надстройка над действующим содержанием образования в форме содержания, определяющего формирование компетенций, приводит к перегрузке уже перегруженного содержания образования. Выход видится в акценте на способах деятельности и создании условий для появления у учащихся опыта деятельности.

Во-первых, на уровне допредметного содержания образования формируются ключевые компетенции и определяется их содержательное наполнение. Во-вторых, конструируются образовательные ситуации, опыт действия в которых способствует формированию ключевых компетенций.

Учитывая вышесказанное, можно сформулировать дидактические ориентиры отбора допредметного содержания образования (общетеоретического характера) с позиции компетентностного подхода:

    Представление о ключевой компетенции как способности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.

    Совокупность ключевых компетенций и их содержательное наполнение.

    Структура ключевых компетенций, центральным звеном которых является опыт деятельности на основе усвоенных знаний и умений личности.

Исследования показали, что в качестве ключевых компетенций целесообразно выделить общекультурную, социально - трудовую, коммуникативную, личностного самоопределения.

Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.

В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. Представление об указанных способах действия формируется в рамках компетентностного подхода. В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности: интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), умения поиска, переработки, использования и создания информации, а также наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д.

Опыт познавательно-информационной деятельности формируется в условиях высокой степени самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Социально-трудовая компетенция - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социально- трудовая компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).

Способы деятельности можно выделить следующие:

    умение выполнять социальные функции, являющиеся принадлежностью определенной социальной роли:

    умение решать проблемы на рынке труда.

Опыт деятельности учащихся в сфере ответственности социально-трудовой компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах.

Коммуникативная компетенция - в деятельностном подходе коммуникация рассматривается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ним.

Коммуникация - составная часть процесса общения, который представляет собой взаимодействие двух или более человек, включающее обмен информацией (т.е. коммуникацию) и взаимное восприятие, понимание обучающихся. Коммуникативная компетенция сопрягается с информационной, охватывая получение, использование, передачу информации в процессе взаимодействия.

Основной акцент необходимо сделать на способах деятельности, к которым можно отнести:

1. способы обмена информацией

монологические умения - воспринимать монологическую речь, определять главное, составлять монологическое высказывание, анализировать воспринятую информацию, критически к ней относится;

диалогические умения - начинать коммуникацию, воспринимать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы, анализировать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы, анализировать информацию, уточнять детали, высказывать свое мнение;

2. способы организации совместной деятельности -

постановка цели, выбор способов действия и т.д., дополняющиеся умениями распределять обязанности, уметь руководить и подчиняться, участвовать в обсуждении проблемы, подводить итоги.

Опыт такой деятельности приобретается в ситуациях восприятия и осуществления монологического высказывания, участия в диалогах, дискуссиях, совместном решении различных проблем: практических, философских, этических, эстетических и т.д.

Способы деятельности:

1) умения самопознания (самонаблюдение, рефлексия, самооценка);

2) умения делать соответствующий выбор (выявлять возможные альтернативы, анализировать положительные и отрицательные стороны каждой, прогнозировать последствия, как для себя, так и для других, осуществлять выбор и обосновывать его, признавать и исправлять ошибки).

Так как ключевая компетенция рассматривается как способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях, то умения выделять проблему, сформулировать ее, проанализировать имеющуюся информацию и определить недостающую и т.д., вытекающие из этапов решения проблемы, должны присутствовать в каждой компетенции. Такие умения называют организационными, их суть в умении организовать свою деятельность по решению возникающих проблем.

Коммуникативная компетенция формируется в аспекте предметных компетенций, связанных с обучением монологической и диалогической речи.

В формировании ключевых компетенций необходимо сочетание урочной и внеурочной деятельности, так как данные компетенции формируются во всем жизненном пространстве ученика, которое является более широким, чем школьное.

Формированию ключевых компетенций способствуют различные методы и подходы.

Например, как может быть построен урок химии в условиях интеграции предметно - ориентировочного и компетентностного подходов. Так при изучении темы «Электролитическая диссоциация» в курсе химии 8 класса в ходе актуализации устанавливаются те знания, которые у учеников уже есть из курса физики: обычно дети уже знают, что такое электрический ток, источники электрического тока, действия электрического тока и т.д. Следующий момент в блоке актуализации - выяснение ожиданий учащихся, определение познавательных и практических проблем, которые они хотели бы решить. Это могут быть проблемы, связанные с действием конкретного прибора для опытов по химии с электрическим током, вопросы, в которых ключевое слово: «Почему?". Следующий момент - проведение элементарных опытов, доказывающих электропроводность или неэлектропроводность некоторых веществ и растворов.

Практикум дает возможность уделять значительное внимание формированию ключевых компетенций. В этом блоке с учениками решаются практические задачи, в том числе, отражающие реальные жизненные ситуации, в которых всегда есть элемент неопределенности.

Значительно способствует формированию ключевых компетенций метод проектов.

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции - это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, DVD, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций. Общество будущего - это общество с востребованным образованием, поэтому важнейшая задача сегодня - развитие необходимого уровня компетентностей, достигнутых учащимися, а также соответствующий инструмент для измерения, способы, которые дадут возможность сохранить равные права на достойное образование, позволяющее иметь индивидуальные достижения в виде ключевых компетенций.

Появление компетенций - это закономерности развития истории образования, которое само отмечено изменениями в учебной деятельности. Резкое изменение многих профессиональных задач, в частности, как результат введения новых технологий, требует новых действий и квалификаций, общеобразовательная основа которых должна быть заложена в школе.

Важным вопросом формирования компетенций является ее знаниевое содержание. Компетенции не могут быть сведены лишь к фактическим знаниями или к деятельностным умениям. Есть люди, которые имеют обширные знания, но в тоже время совсем не знают как их применить. Встает вопрос, каким должен быть минимум, который следует знать всем молодым людям к окончанию школы, какие элементы истории, искусства, литературы, науки и технологии надо включить в образование, чтобы обеспечить понимание сегодняшней ситуации, реалий жизни и способность адекватной деятельности, которые востребованы сегодня. Знания не могут оставаться академическими, и этот вопрос решается с помощью освоения ключевых компетенций.

Остановимся более подробно на концепции ключевых компетенций. Что можно назвать ключевыми компетенциями? В метафорическом смысле данное понятие может быть представлено как инструмент, с помощью которого можно осуществлять различные действия, оказываться подготовленным к новым ситуациям. Таким образом, чем больше действий можно совершить с помощью данного инструмента, тем он лучше.

Необходимо заметить, что образовательная самоорганизация и самообразование должны быть отнесены к наиболее значительным ключевым компетенциям. Одна из целей образования состоит в создании образовательных условий учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

Используя европейский и российский опыт, можно назвать два различных уровня ключевых компетенций. Первый уровень касается образования и будущего учащихся и может быть назван «ключевыми компетенциями для всех учащихся». Второй, более узкий, уровень относится к развитию качеств личности, которая необходима новому российскому обществу. Предлагаемая система содержит образцы компетенций, составленные на основе различных отечественных и зарубежных образовательных документов.

Учебные компетенции:

    Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

    Решать учебные и самообразовательные проблемы.

    Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

    Извлекать пользу из образовательного опыта.

    Принимать на себя ответственность за получаемое образование.

Исследовательские компетенции:

    Получение и обработка информации.

    Обращение к различным источникам данных и их использование.

    Организация консультаций с экспертом.

    Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

    Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

Социально - личностные компетенции:

    Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

    Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

    Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

    Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

    Понимать произведения искусства и литературы.

    Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

    Справляться с неопределенностью и сложностью.

Коммуникативные компетенции:

    Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

    Дискутировать и защищать свою точку зрения.

    Выступать на публике.

    Самовыражать себя в литературном произведении.

Сотрудничество:

    Принимать решения.

    Устанавливать и поддерживать контакты.

    Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

    Вести переговоры.

    Сотрудничать и работать в команде.

Организаторская деятельность:

    Организовывать свою работу.

    Принимать ответственность.

    Овладевать инструментом моделирования.

    Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

    Вступать в проект.

Личностно - адаптивные компетенции:

    Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

    Придумывать новые решения.

    Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

    Быть упорным и стойким перед трудностями.

    Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

Можно определить ключевые компетенции, не соотнося их с интересами тех, кто должен их приобретать. Ранее, говоря о компетенциях, отмечалось, что всем учащимся необходимо их осваивать. Но хорошо известно, что образовательные учреждения имеют различные типы и виды организуются по разнообразным направлениям. В связи с этим важно определить, насколько далеко возможно пройти в определении общего подхода к образованию и значимым компетенциям. Ключевые компетенции, по определению, следует рассматривать как принадлежащие к общему выбору необходимых человеку качеств, также как составляющую часть общего ядра образования.

В настоящее время разрабатываются критерии, определяющие содержание ключевых компетенций. В их основу взята стратегия переориентации образования на развитие личности обучающегося.

Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Поэтому одной из ведущих задач педагогической деятельности выступает формирование коммуникативной компетентности на всех уровнях образовательного процесса в школе.

Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода логичным является анализ не простого «наращивания объема» знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности. В компетентностном подходе на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешным в обществе. С этой точки зрения преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются:

    развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей;

    приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции;

    обеспечение возможности для членов группы и их учителей признавать и ценить умения других, тем самым получая подтверждение чувства собственного достоинства;

    развитие умений слушания и коммуникации;

    поощрение новаторства и творчества.

Отдельно остановимся на формировании ключевых компетенций через коллективные формы обучения.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Компетенция

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Учебные предметы, где данная компетенция является ведущей

социальная

сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)

способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений

физкультура

история

обществознание

технология

экономика

экономическая география

экология

самостроительная

сфера социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

история

обществознание

экономика

здоровьесберегающая

сфера здорового образа жизни

сформированность основных установок на ведение ЗОЖ. Четкое представление плана сохранения и развития собственного здоровья и здоровья окружающих

все предметы

ПДО

классный час

коммуникативная

сфера общения

владение устным и письменным общением

все предметы

ПДО

классный час

информационная

сфера информации

владение новыми технологиями, способность оценивать информацию

все предметы

ПДО

учебно-познавательная

сфера науки, искусства

способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками

физика

химия

география

математика

искусство

Компетенция профессионального самоопределения

сфера профориентации и допрофессионального образования

определение собственных интересов в профессиональной деятельности. Ценностное отношение к труду и его результатам. Умение проектировать собственную жизненную программу, готовность к ее реализации

Все предметы

ПДО

классный час

Обладая данными компетентностями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно с учетом специфики отдельных предметов.

Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Литература:

1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М., ГУ ВШЭ - 2002

2. Бодалев А.А. Личность и общение Избр. тр. - М., Педагогика, 1983

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М., Педагогика, 2003, №5

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой - С Пб, 2004

5. Лицейское образование: опыт, проблемы, перспективы. Под ред. О.Б. Репиной - М., 2007

6. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000 - М., 2005

К норме как мере труда, проявляющейся в затратах рабочего времени, должны предъявляться повышенные требования с точки зрения ее способности содействовать повышению эффективности производства. От степени обоснованности норм затрат труда непосредственно зависит, насколько объективно и полно она определяет количество труда, которое необходимо затратить на выполнение данной работы. Положение нормы, ее роль, многоаспектный характер нормирования как процесса установления определенных требований к работникам в отношении уровня производительности труда порождает необходимость комплексного обоснования норм.

Комплексное обоснование норм обозначает:

  • их техническое, организационное, экономическое, психофизическое, социальное и рыночное обоснование;
  • обоснование метода установления норм;
  • обоснование формы и системы оплаты труда на данной операции и стимулирования внедрения установленной нормы. Рассмотрим, как в настоящее время производится обоснование

нормы времени - основного элемента системы норм затрат труда. Под нормой времени понимаются затраты времени, необходимые для выполнения единицы определенной работы работником (или группой работников), позволяющие максимально удовлетворить Bern личину рыночного спроса на продукцию в наиболее рациональных для данного предприятия организационно-технических условиях. В экономической литературе и статистической отчетности данное понятие обоснованной нормы характеризуется термином «технически обоснованная норма» (ТОН).

Термин «технически обоснованная норма» заимствован советскими специалистами у зарубежных ученых в первые годы советской власти. И хотя данное понятие в нашей стране давно уже имеет новое содержание, оно продолжает широко применяться.

Технически обоснованной считается норма, установленная исходя из рационального технологического процесса выполнения работы и научной организации труда на данном рабочем месте и предусматривающая наиболее эффективное использование средств производства и рабочего времени. При этом нормы должны учитывать психофизиологические возможности человека, обеспечивая высокий уровень производительности труда при сохранении здоровья человека.

Техническое обоснование совершается при проектировании трудового и технологического процессов и заключается в анализе и учете характеристик различных технических средств, применяемых в производстве и прямо и косвенно влияющих на величину трудовых затрат с целью максимального использования возможностей машин, оснастки, инструмента, свойств предмета труда при соблюдении требований к качеству продукции и безопасности работ. В процессе технического обоснования анализируются:

  • производственные возможности оборудования и инструмента;
  • технологические режимы процесса обработки;
  • трудовые приемы и действия с целью их совмещения и сокращения длительности обработки.

На практике к технически обоснованным нормам относят все нормы, рассчитанные на основе измерения затрат рабочего времени путем наблюдений непосредственно на рабочих местах (так называемые хронометрические нормы) или на основе нормативов времени и режимов работы оборудования (так называемые расчетные нормы). Это приводит к тому, что нормы устанавливаются независимо от того, как организована работа, какие приемы и методы труда применяются, насколько заданные режимы работы оборудования соответствуют оптимальным.

В результате в число технически обоснованных попадают и такие нормы, которые лишь фиксируют сложившиеся условия работы (без предварительного их анализа и усовершенствования). Очевидно, что эти нормы не могут быть признаны качественными и мало чем отличаются от опытно-статистических.

Научно обоснованные нормы (НОН) - это нормы, разработанные на основе рационального технологического процесса и научной организации труда, соответствующие особенностям конкретного производства и получившие наряду с технологическими и другие критерии обоснования.

Таким образом, в НОН, с одной стороны, должны найти отражение наилучшие организационно-технические условия протекания трудового и технологического процессов, в основу которых положены оптимальные режимы работы оборудования, передовые приемы и методы труда, организация рабочих мест в соответствии с требованиями НОТ. С другой стороны, норма труда не должна вызывать быстрой утомляемости работника, ориентируя его на определенный уровень интенсивности труда. Она должна быть обоснована и с социально-правовых позиций. С учетом указанных ограничений норма трудовых затрат должна иметь более полное обоснование, предусматривающее целую систему действий, необходимых для осуществления этого обоснования.

Организационное обоснование состоит в анализе влияния состояния элементов организации труда, организационных характеристик предмета труда, оборудования и оснастки на величину затрат труда.

Психологическое обоснование заключается в анализе и учете при проектировании трудового процесса и норм труда, психофизических факторов и ограничений, установления оптимального уровня интенсивности труда, который обеспечивал бы его высокую производительность при сохранении здоровья и высокой работоспособности человека на длительное время.

Социальное обоснование призвано повышать содержательность трудового процесса и привлекательность данного вида работ. Воздействие большинства факторов данной группы на величину затрат труда осуществляется непосредственно через технические, организационные, психофизиологические и экономические факторы.

Экономическое обоснование заключается в выборе наиболее рационального варианта выполнения как отдельных элементов операции, так и операции в целом путем оптимизации технологического и трудового процесса по экономическим критериям на основе учета экономических факторов и ограничений.

В странах плановой экономики цель производственно-хозяйственной деятельности сводилась к выполнению установленных плановых заданий (производство очередной порции ресурсов). В этом случае цель нормирования труда сводилась к экономному использованию такого ограниченного ресурса, как рабочее время. В условиях рыночной экономики (спросоограниченная система) цель нормирования труда должна строиться исходя из максимизации удовлетворения величины рыночного спроса.

Исходя из этого принципиально меняется сам подход к практике расчета и обоснования нормы. Не норма труда для каждого работника должна обосновываться с учетом организационно-технических требований. Наоборот, организация труда, производства и управления должна быть направлена на безусловное выполнение нормы затрат труда, обеспечивающего не выполнение плана, а достижение целей деятельности предприятия в условиях рынка.

Таким образом, вначале определяется величина нормы, способная максимально удовлетворить величину рыночного спроса на производимую продукцию, а затем объектами комплексного обоснования норм уже должны являться:

  • технологические режимы;
  • разделение труда между производственными рабочими и состав операции;
  • разделение труда между производственными и обслуживающими их вспомогательными рабочими;
  • методы труда и трудовое содержание процесса;
  • расположение элементов трудового процесса в пространстве и во времени;
  • уровень интенсивности труда;
  • режим труда и отдыха;
  • методы установления норм, формы и системы оплаты труда, способствующие достижению величины такой нормы.

С учетом данного замечания последовательность обоснования нормы труда в зависимости от типа экономики можно представить в виде схемы (рис. 8).

Рис. 8.

Рыночное обоснование величины нормы труда осуществляется при помощи следующих действий: величина, например, месячного спроса на продукт приравнивается к величине месячной нормы выработки, далее находится дневная норма выработки (выработка месячная делится на количество рабочих дней в месяце), затем определяется норма времени на единицу продукции (продолжительность рабочего дня делят на дневную норму выработки).

Нормирование предполагает применение различных методов проектирования трудовых процессов и расчета норм. Как рассчитать норму, какой метод нормирования применить, в значительной степени зависит от конкретных условий, от типа производства, степени механизации труда, формы его организации и ряда других факторов.

Каждому типу производства присущи специфические особенности оборудования, технологической оснастки, расчленения технологического процесса, организации и обслуживания рабочих мест, специализации и квалификации рабочих, последовательности и регламентации выполнения отдельных элементов операции.

Чем выше серийность производства, тем больше совершенствуется технология и организация производства, специализируется оборудование и технологическая оснастка рабочего места, совершенствуется организация труда и производственные навыки рабочего. Поэтому затраты труда на изготовление одних и тех же изделий и уровень производительности труда в массовом, серийном и единичном производстве будут различными.

Следовательно, содержание труда, формы его организации, тип и характер производственного процесса определяют специфику методики расчета норм и методов нормирования. В свою очередь, соответствующие методы нормирования еще до запуска изделий в производство позволяют разработать более производительные приемы и методы работы, проектировать эффективные формы разделения и кооперации труда, системы обслуживания рабочих мест.

Отметим и такой немаловажный аспект. В условиях рыночных отношений резко возрастает необходимость более точного выбора соответствующего метода нормирования труда посредством максимального учета всех влияющих факторов. Применение неадекватного метода нормирования снижает качество рассчитанных норм, что, в свою очередь, отражается на важнейших экономических показателях деятельности предприятия (трудоемкости продукции, себестоимости, производительности труда, конкурентоспособности И др.).

Метод нормирования - это совокупность приемов по определению необходимых затрат времени, анализу процессов труда, выявлению и учету нормообразующих факторов, использованию материалов наблюдений, проектированию рационального состава и содержания операции, по разработке нормативов и норм труда.

Следовательно, метод нормирования содержит общие указания о способах решения задач, встающих перед нормировщиком, который определяет затраты и результаты труда. Наряду со способами расчетов перечисляются и исходные данные, используемые для определения конкретной величины нормы труда на ту или иную работу.

Точность установления необходимой и достаточной величины затрат рабочего времени в решающей степени зависит от метода нормирования. Более совершенный метод обеспечит более высокое качество норм, т.е. высокую степень вероятности того, что установленная величина затрат труда действительно необходима и достаточна. Методы нормирования отличаются друг от друга достоверностью норм труда и подходом к определению их величины. По достоверности методы нормирования можно разделить на интуитивные и статистические.

Величина норм, определенных интуитивным методом, представляет догадку, основанную на предшествующем опыте. Вероятность совпадения величины нормы труда, полученной таким методом, с объективно необходимой величиной затрат труда в данных конкретных условиях незначительна. Величины норм, определенные статистическим методом, имеют своей базой математическую статистику, а именно: теорию выборочного метода. В этом случае количественные значения норм труда достовернее, так как устанавливаются на основе определенной выборки.

По способу определения величины норм различают суммарный и аналитический методы. Каждый из этих методов имеет разновидности (см. рис. 9).

Как видно из схемы (рис. 9), суммарный метод нельзя относить к научно обоснованным методам. Ряд авторов считает, что суммарный метод изживает себя, и по мере развития нормативного хозяйства, повышения квалификации нормировщиков, расширения машинного проектирования процессов и расчета норм, господствующее положение будет занимать аналитический метод. Они утверждают, поскольку норма времени устанавливается в целом на всю нормируемую работу без расчленения ее на отдельные составные части, без детального изучения, анализа и расчета продолжительности отдельных элементов операции, а также факторов, влияющих на продолжительность ее выполнения, поскольку при суммарном нормировании пассивно фиксируется существующее положение и не делается никаких попыток к улучшению способа выполнения данной работы. Исходя из этого в качестве разновидностей суммарного метода называют: опытный, статистический, сравнительный (аналоговый), расценочный. Характеристика их, содержащаяся во многих литературных источниках, сводится к следующему.


Рис. 9.

Опытный метод базируется на производственном опыте людей, поскольку нормы времени устанавливают нормировщик, начальник цеха или мастер (хорошо знающие особенности выполнения тех или иных операций исходя из личного опыта и незафиксированных сведений о фактических затратах на подобную работу в прошлом). Такой способ субъективный и всегда ведет к ошибкам в определении затрат, необходимых для выполнения данной работы, так как точность зависит только от опыта и квалификации нормировщика, мастера, устанавливающих норму. Чаще всего нормы времени завышаются и не стимулируют рост производительности труда.

Установленная на глазок по прошлому опыту норма, даже при совпадении ее с фактической выработкой, по существу справка о том, как работали раньше, а отнюдь не указание, как надо работать в условиях сегодняшнего дня - при возросшем уровне механизации труда, совершенствовании методов работы, систематическом повышении квалификационного и культурно-технического уровня исполнителей. Единственное достоинство этого метода - низкая трудоемкость.

Несколько лучше опытного, говорят эти авторы, статистический метод, когда нормы устанавливают на основе статистических данных (по первичной документации, отчетам, записям) о средних фактических затратах труда на эту же работу в прошлые периоды и сведения о выполнении норм выработки рабочими в тот же период. Но и статистические нормы часто устанавливают на глазок, не учитывая возможности того или рабочего места (станка, инструмента, приспособлений и т.д.), поэтому эти нормы не мобилизуют рабочих и служащих на устранение потерь рабочего времени и лучшее использование производственного потенциала. Как видим, и опытные, и статистические нормы рассчитывают аналогично, применяя одну и ту же разновидность суммарного метода - установление норм на основе данных о фактических затратах в прошлых периодах на такую же или аналогичную работу.

Итак, опытно-статистическое нормирование не является научным и потому нормы, установленные по двум разновидностям суммарного метода, перевыполняют все исполнители, даже недавно начавшие производственную деятельность, а производительность труда растет медленно. Они, как правило, занижены и не соответствуют сложившимся организационно-техническим условиям, не учитывают опыт новаторов производства, а поэтому слабо обеспечивают опережающий рост производительности труда по сравнению со средней заработной платой. У рабочих в этих условиях не возникает потребности выявлять и использовать внутрипроизводственные резервы, лучше использовать рабочее время. Это относится к рабочим-сделыцикам и еще в большей мере к повременщикам, разного рода вспомогательным рабочим, служащим, работникам непроизводственных отраслей народного хозяйства. Поэтому опытно-статистические методы осудили еще более полувека назад.

Учитывая недостатки суммарных опытных норм, необходимо стремиться всемерно ограничивать сферу применения данного метода нормирования, который может быть использован только в исключительных случаях, при установлении временных норм, когда по каким-то причинам своевременно, до начала работ, не представляется возможным определить величину трудовых затрат другими методами нормирования труда (например, опытное производство, выполнение аварийных работ). Следовательно, опытно-статистические нормы не могут быть отнесены к научным и не должны широко применяться на промышленных предприятиях, а действующие - следует заменять научно обоснованными.

Суммарный метод не исключает установления обоснованных норм. Определение затрат по нормам-образцам (типовым нормам) предполагает разработку обоснованных норм на изготовление изделия, типичного для определенной группы деталей. Например, изготовление гладких стальных втулок, независимо от их длины, наружного и внутреннего диаметров, предполагает применение одного и того же оборудования, инструментов и приспособлений. Предположим, что в качестве типовой взята втулка с размерами: длина L = 100 мм, наружный диаметр D = 70 мм, внутренний диаметр d = 40 мм. Проектируется рациональный процесс ее изготовления и устанавливается научно обоснованная норма, которая и принимается за образец. На ее основе можно методами интерполяции установить нормы на подобные втулки, размеры которых меньше, чем у типовой, а экстраполяцией рассчитать нормы на изготовление втулок больших размеров.

К обоснованным относятся нормы, установленные по нормативам и формулам зависимостей между трудовыми и условными единицами, например, ремонтной сложностью машин.

В гибких автоматизированных производствах и на автоматических линиях нормирование труда по существу сводится к определению оптимальных норм численности работников по обслуживанию оборудования. Результат определяется по расчетной производительности машин (систем), а число рабочих мест обусловлено конструкцией. В этих условиях задача нормирования - определить рациональный режим работы автоматов и структуру рабочего времени обслуживающих рабочих при исполнении ими ручных операций, связанных с загрузкой и выгрузкой аппаратов. С учетом подсменных рабочих определяется минимально необходимая численность обслуживающего персонала для каждого автомата, аппарата или системы при наиболее производительном использовании их технических возможностей или максимально возможное количество автоматов или аппаратов, которое может обслужить один рабочий.

Суть аналитического метода в том, что норма устанавливается на основе всестороннего анализа и фактического осуществления трудового процесса и определения наиболее рациональных методов выполнения каждого его элемента. Такие нормы научно обоснованные. Поэтому основным методом установления норм времени на предприятиях является аналитический метод, при помощи которого обосновывают не только все затраты времени, необходимые для производства продукции, но и показатели использования машин (оборудования).

Таким образом, при аналитическом методе изучаются и анализируются:

  • производственные возможности оборудования;
  • технологические режимы с точки зрения интенсивности процесса и максимального использования производственной мощности оборудования;
  • ручные приемы работы с точки зрения их рациональности, сокращения продолжительности и возможного перекрытия ручного времени машинным (аппаратурным);
  • организация рабочего места с целью устранения организационно-технических неполадок;
  • организация труда для выявления времени, необходимого на подготовительно-заключительную работу и на работу по обслуживанию рабочего места;
  • требования к исполнителю.

В тех случаях, когда определяют не норму времени на операцию, а норму выработки, например в текстильной промышленности, анализируют не элементы операции, а элементы работы по управлению и обслуживанию машин и механизмов.

На работах, носящих нестабильный характер, где нельзя выделить одинаковые, регулярно повторяющиеся операции или комплексы операций (например, на вспомогательных работах в единичном и мелкосерийном производстве), при установлении норм исследуют процесс выполнения одинаковых по содержанию групп работ и организационно-технические условия их осуществления.

Аналитический метод разделяется на два вида: исследовательский и расчетный (см. рис. 9).

При установлении норм по результатам исследований, охватывающих не только затраты времени, но и режимы работы оборудования, анализ и проектирование состава выполнения отдельных элементов осуществляются в производственной обстановке, непосредственно на рабочем месте. Исследование затрат времени и оценка их рациональности предполагают проведение специальных наблюдений, а исследование режимов работы оборудования - проведение лабораторных работ. Исследования проводят в наиболее рациональных для данного предприятия организационно-технических условиях с обязательным использованием лучшего опыта рабочих.

Запроектированные методы работы, состав и структуру операции, способы и приемы выполнения каждого элемента, а также режимы работы оборудования проверяют в производственных условиях и только после подтверждения правильности построения и последовательности выполнения элементов операции устанавливают норму времени (выработки).

Эта разновидность аналитического метода применяется:

  • 1) когда нет утвержденного технологического процесса на нормируемые операции (работы) и отсутствуют разработанные нормативы;
  • 2) при определении норм, точность которых не обеспечивается применением нормативов, так как они разрабатываются на типовые организационно-технические условия выполнения работ (в частности, при нормировании ручных работ в массовом производстве, где точность норм особенно необходима);
  • 3) при разработке новых и корректировке действующих нормативов времени на отдельные составные части нормы времени;
  • 4) когда условия на производстве резко отличаются от условий, заложенных в нормативах; для определения уровня напряженности условно-постоянных норм после отмены временных норм.

Всесторонние исследования состояния организации труда и обслуживания рабочих мест, меры по их рационализации, изучение и оценка эффективности приемов работы передовых рабочих с целью обобщения и закрепления передового опыта в нормах труда позволяют создавать обоснованные нормы и нормативы, выявлять резервы роста производительности труда, связанные с рационализацией трудовых процессов.

При изучении состояния организации труда, трудовых процессов и времени использования оборудования исследования могут проводиться не только в массовом, но также в серийном и индивидуальном производстве. Однако для разработки прогрессивных, всесторонне обоснованных норм применение исследований не везде одинаково эффективно. Так, на участках и в цехах с массовым характером производства большая часть операций в течение рабочей смены многократно повторяется, в индивидуальном же и серийном производстве высокой повторяемости операций нет. Поэтому на участках и в цехах с массовым производством исследования служат основой разработки норм труда, а в индивидуальном и серийном производстве, когда много разных видов продукции изготавливается в небольшом (ограниченном) количестве, они могут стать экономически нецелесообразными.

Разработка норм времени по результатам наблюдений, замеров, опытов и расчетов - более трудоемкое и сложное дело по сравнению с расчетами по нормативам и эмпирическим формулам. Исследования обходятся в пять раз дороже, чем расчеты. Так, ориентировочная трудоемкость установления местной нормы по материалам исследований составляет 40-45 человеко-ч (три фотографии, три хронометража, расчеты). В условиях ускоренного научно-технического прогресса применение только этого метода в чистом виде привело бы к постоянному отставанию от развития техники, технологии, организации труда и производства.

К недостаткам данной разновидности аналитического метода относится и то, что он ориентируется не на самые прогрессивные, а на местные достижения, на местную трактовку уровня научности организации производства и труда. К тому же в качестве объектов наблюдения на каждом предприятии или отдельном подразделении принимаются исполнители с различной производственной характеристикой, что приводит к различию норм на одни и те же работы даже в разных цехах одного и того же предприятия. Не исключается также субъективный подход к оценке рациональности структуры процесса, методов работы, параметров работы оборудования.

Что касается лабораторных исследований, то они связаны не только с установлением рациональных режимов работы оборудования, но и моделированием процессов в тех случаях, когда результат определяется производительностью машин. Он применяется при установлении нормативных заданий для низовых коллективов.

Для установления норм на основе расчетов необходимо располагать широкой системой нормативных материалов. Сущность этого способа сводится к разработке нескольких вариантов процесса при помощи приборов и персональных ЭВМ и выбору наилучшего из них по экономическому критерию (минимум затрат) при строгом соблюдении психофизиологических и социальных ограничений.

Практика показывает, что для разработки одной научно обоснованной нормы на токарную операцию необходимо выписать данные из 12-18 таблиц. Затраты труда на расчет нормы, хотя и меньше, чем при исследовании, но все же достаточно велики. Поэтому в последние годы разрабатываются однострочные нормативы, которые можно применять не только к деталям, объединенным в группы, но и к деталям, которые по тем или иным причинам не могут быть сгруппированы, а также по вводу нормативных значений в память вычислительных машин.

Расчет по нормативам имеет ряд преимуществ по сравнению с исследовательским методом:

  • 1) расчетный метод позволяет нормировщику установить нормы на основе нормативов, что исключает необходимость изучения производственного процесса путем наблюдений на рабочем месте;
  • 2) расчетный метод менее трудоемок, чем исследовательский, так как не требует проведения фотографии, хронометражей и других видов измерения и анализа затрат труда. В результате снижается трудоемкость нормировочной работы и высвобождается время у нормировщиков для контроля за качеством применяемых норм; обеспечивается возможность разработки равнонапряженных норм при одинаковых (или сходных) организационно-технических условиях, а также единого подхода к расчленению работы на элементы; учета прогрессивных достижений в области техники, технологии, организации производства и труда;
  • 3) расчетный метод способствует распространению лучшего опыта, накопленного на предприятиях отрасли и народного хозяйства в целом. Очевидно, что и уровень прогрессивности норм будет выше;
  • 4) расчетный метод дает возможность рассчитать нормы времени до запуска изделия в производство и исходя из них оценить проектируемую организацию производства и труда, а также определить численность и структуру кадров. Это позволяет резко сократить сферу применения временных норм, а следовательно, сроки освоения новой продукции.

Использование для нормирования труда заранее разработанных нормативов ведет к снижению затрат труда на оперативное нормирование. И хотя разработка нормативов - весьма трудоемкий процесс, но высокие затраты, произведенные один раз, окупаются многократным применение одних и тех же нормативов для проектирования норм во многих отраслях народного хозяйства. Именно поэтому целесообразнее вначале создать нормативы трудовых затрат, а затем на их основе рассчитать нормы времени, чем устанавливать эти нормы на каждом предприятии исследовательским методом.

В условиях массового, а иногда серийного производства аналити- чески-расчетные и аналитически-исследовательские методы применяются в комплексе: предварительный вариант нормы рассчитывается по нормативам, а затем уточняется на основе наблюдений.

В связи с увеличением в общем объеме доли вспомогательных, обслуживающих, управленческих работ увеличивается численность, соответственно и доля, вспомогательных и обслуживающих рабочих, инженерно-технических работников, руководителей. Труд данных категорий работников по своему содержанию, характеру, предмету и продукту имеет целый ряд отличительных особенностей по сравнению с трудом основных рабочих. Как правило, конечные результаты такого труда не поддаются строгому количественному измерению, очень сложно установить конкретную взаимосвязь между затратами рабочего времени и влияющими на нее факторами. В этом случае используется математико-статистический анализ, при помощи которого устанавливаются статистические зависимости норм от факторов, косвенно влияющих на трудоемкость нормируемых работ. Математико-статистический анализ находит очень широкое применение при разработке нормативных материалов.

Некоторые авторы говорят о применении математико-статистического аппарата в аналитически расчетном методе нормирования. Однако по многим отличительным особенностям данный подход можно выделить в самостоятельный математико-статистический метод нормирования труда.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Каковы сущность и содержание нормирования труда?
  • 2. Какие функции выполняют нормы труда?
  • 3. Что понимают под производственным процессом и его сторонами: тех нологическим и трудовым?
  • 4. Раскройте классификацию затрат рабочего времени.
  • 5. Какие существуют методы изучения затрат рабочего времени?
  • 6. Какие существуют виды норм труда?
  • 7. Каково назначение нормативов по труду и какова их классификация?
  • 8. Что понимается под методами нормирования труда? Приведите их клас сификацию.

Нормирование труда является необходимым условием и важнейшим средством организации труда и производства. При этом следует раз­личать понятия «нормы» и «нормативы для нормирования труда».

Норма - это количественный размер максимально допустимого расхода элементов производственного процесса или минимально необходимого результата использования этих ресурсов.

Нормативы для нормирования труда - это исходные величины используемые для расчета продолжительности выполнения отдельных элементов работы при конкретных организационно-технических условиях производства.

Так, нормативы времени устанавливают необходимые затраты времени на выполнение отдельных элементов технологического и трудового процессов. Объектами разработки нормативов времени являются элементы трудового и технологического процессов, а также виды (категории) затрат рабочего времени.

Подметодом нормирования труда понимается способ исследо­вания и проектирования трудового процесса для установления норм затрат труда.

Различают два основных вида методов нормирования затрат ра­бочего времени суммарные и аналитические

Суммарные методы, к которым относятся опытный, опытно-статистический методы и метод сравнения, предполагают уста­новление норм времени на операцию в целом (суммарно), а не на ее составные элементы. Трудовой процесс, как правило, не ана­лизируется, рациональность выполнения приемов и затраты вре­мени на их выполнение не изучаются. Определение нормы осно­вано на использовании данных оперативного и статистического учета фактических затрат рабочего времени и опыта нормировщи­ков. При использовании этого метода нормы труда устанавлива­ются следующими способами: 1) при опытном (экспертном) ме­тоде нормы определяются на основе опыта нормировщика (мас­тера, технолога, начальника цеха), когда отсутствуют сведения о фактических затратах на подобную работу в прошлом; 2) при опыт­но-статистическом методе нормы устанавливаются на основе ста­тистических данных (по первичной документации, отчетам, запи­сям) о средних фактических затратах труда на эту же работу в прошлые периоды; 3) при методе сравнения (аналогии) производится сравнение работы, подлежащей нормированию, с аналогичной работой, выполнявшейся ранее, на которую нормы времени были определены.

Суммарные методы не позволяют устанавливать обоснованные нормы. Тем не менее в определенных условиях данные методы име­ют право на существование. В случае, когда затраты на проведение нормировочных работ при помощи аналитических методов превос­ходят эффект от точности расчета норм, опытно-статистическое нормирование бывает более эффективным.

Аналитические методы, к которым относятся исследовательский, расчетный и математико-статистический методы, предполагают анализ конкретного трудового процесса, разделение его на эле­менты, проектирование рациональных режимов работы оборудова­ния и приемов труда рабочих, определение норм по элементам тру­дового процесса с учетом специфики конкретных рабочих мест и производственных подразделений, установление нормы на опера­цию.

Приисследовательском методе норма труда определяется на основе исследования затрат рабочего времени, необходимых для выполнения трудовой операции, путем проведения хронометражных наблюдений. Для исследования затрат рабочего времени необ­ходимо:

    перед проведением хронометражных наблюдений устранить все недостатки в организации рабочего места;

    разделить нормируемую трудовую операцию на элементы - приемы и трудовые движения - и определить фиксажные точки;

    установить рациональный состав и последовательность выполнения элементов трудовой операции;

    определить продолжительность запроектированных элементов операции с помощью хронометража;

Степень разделения трудовой операции зависит от степени точ­ности устанавливаемой нормы. В массовых типах производств, где требуется наибольшая точность в расчетах норм, трудовые опера­ции разделяются на трудовые действия и движения.

Прирасчетном методе установление трудовых норм производит­ся на основе заранее разработанных нормативов времени и нормати­вов режимов работы оборудования. При этом способе трудовая опера­ция разделяется на элементы - приемы и трудовые движения, затем устанавливаются рациональное содержание элементов операции и последовательность их выполнения и проектируется состав и структу­ра операции в целом. Нормы времени на элементы операции или на всю операцию в целом определяются на основе нормативов времени или рассчитываются по нормативам режимов работы оборудования. Расчет может производиться как по нормативам времени (микроэле­ментным, дифференцированным, укрупненным), так и по расчет­ным формулам, устанавливающим зависимость времени выполнения отдельных элементов операции или всей операции в целом от влияю­щих на время выполнения факторов. Расчетный метод установления норм имеет в ряде случаев преимущества по сравнению с исследова­тельским способом, ибо позволяет определять нормы с заданной сте­пенью точности, при этом трудоемкость расчета значительно ниже, так как не требуется проведения хронометражных наблюдений.

Расчетный метод дает возможность вычислить нормы времени до запуска изделия в производство, исходя из них оценить проектируемую организацию производства и труда, определить числен­ность и структуру кадров.

Математико-статистический метод предполагает установле­ние статистических зависимостей норм времени от факторов, вли­яющих на трудоемкость нормируемых работ. Использование данного метода требует наличия вычислительной техники, соответству­ющего программного обеспечения, должной подготовки и уровня квалификации нормировщика. При соблюдении этих требований применение метода является весьма эффективным.

Микроэлементное нормирование - это нормирование труда при помощи заранее разработанных микроэлементов трудового процесса, оно является очень перспективным направлением.

Сущность микроэлементного нормирования сводится к тому, что самые сложные и многообразные по характеру трудовые дей­ствия являются комбинациями простых или первичных элементов, таких, например, как «переместить», «взять», «повернуть» и т.д., которые названы микроэлементами.

Микроэлементы состоят из одного или нескольких движений, выполняемых непрерывно. Например, микроэлемент «переместить» состоит из одного движения, микроэлемент «взять» состоит из не­скольких мелких движений пальцев.

Под, микроэлементом понимается такой элемент трудового про­цесса, который дальше расчленять нецелесообразно. Для практи­ческой реализации данного способа используются микроэлемент­ные нормативы, которые представляют собой величины времени, полученные в результате статистической обработки видео- и ки­носъемки трудового процесса. На основе этих нормативов опреде­ляется наиболее вероятное время, необходимое для выполнения микроэлемента для большинства исполнителей. Микроэлементное нормирование позволяет отказаться от секундомера и необходимо­сти учета темпа работы, так как значения времени выполнения микроэлемента уже учитывают его.

В отечественной практике разработанабазовая система микро­элементов (БСМ). Однако в силу целого ряда обстоятельств данная система не получила широкого распространения.

В зарубежной практике получили применение различные систе­мы микроэлементных нормативов, в настоящее время их более двух­сот. Среди них можно выделить системы МТМ- 1, 2, 3, 4, 5, Y; Work factor ; МО D АРTS; U А S ; МТА; АМТ; М0 S Т; М1С R О; МАС R О.

Применение микроэлементных нормативов времени предпола­гает наличие соответствующей вычислительной техники, програм­много обеспечения, квалифицированных специалистов.

Примерная тематика курсовых работ.

    Развитие науки об организации производства в России и за рубежом.

    Цели и задачи производственной деятельности предприятия.

    Пути повышения конкурентоспособности предприятия.

    Эффективность создания малых предприятий, проблемы организации и пути их преодоления.

    Акционерные формы хозяйствования.

    Концентрация производства и размеры предприятий.

    Специализация и кооперирование производства.

    Комбинирование производства.

    Организация производственной и хозяйственной деятельности предприятия.

    Пути совершенствования производственной структуры предприятия.

    Производственная мощность и анализ ее использования.

    Методы организации производства.

    Организация автоматизированного производства, экономическая эффективность автоматизации.

    Организационно-технические особенности создания и эксплуатации робототехнических комплексов.

    Организационно-технические особенности создания и эксплуатации гибких производственных систем.

    Экономическая эффективность внедрения новой техники, мероприятий по рационализации и изобретательству.

    Экономические вопросы конструкторской и технологической подготовки производства.

    Организация научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ и их эффективность.

    Качество продукции, предпосылки и эффективность ее повышения.

    Организация технического контроля и управления качеством продукции на предприятии.

    Сертификация продукции и применение международного опыта управления качеством продукции (стандарты серии ИСО 9000).

    Организация технического обслуживания предприятия.

    Организация ремонтного хозяйства.

    Организация энергетического хозяйства.

    Организация транспортного хозяйства.

    Организация складского хозяйства.

    Физиолого – гигиенические требования и обеспечение благоприятных условий труда.

    Нормирование труда служащих.

    Кадры предприятия, занятость, производительность труда.

    Организация заработной платы на предприятии.

    Себестоимость продукции и основные факторы ее снижения.

    Издержки производства, прибыль и валовой доход.

    Аренда, лизинг, франчайзинг.

    Организация управления производством.

    Организация и эффективность охраны природы и рациональное использование.

Нормирование труда является необходимым условием и важнейшим средством организации труда и производства. При этом следует различать понятия "нормы" и "нормативы для нормирования труда".

Норма - это количественный размер максимально допустимого расхода элементов производственного процесса или минимально необходимого результата использования этих ресурсов.

Нормативы для нормирования труда - это исходные величины, используемые для расчета продолжительности выполнения отдельных элементов работы при конкретных организационно-технических условиях производства.

Так, нормативы времени устанавливают необходимые затраты времени на выполнение отдельных элементов технологического и трудового процессов. Объектами разработки нормативов времени являются элементы трудового и технологического процессов, а также виды (категории) затрат рабочего времени.

Под методом нормирования труда понимается способ исследования и проектирования трудового процесса для установления норм затрат труда.

На практике используются опытно-статистический и аналитический методы нормирования.

При опытно-статистическом (иногда его называют суммарным) методе нормы устанавливаются в целом на всю работу без поэлементного анализа операций.

Опытный метод базируется на производственном опыте людей, поскольку нормы времени устанавливают нормировщик, начальник цеха или мастер (хорошо знающие особенности выполнения тех или иных операций исходя из личного опыта и незафиксированных сведений о фактических затратах на подобную работу в прошлом). Такой способ субъективный и всегда ведет к ошибкам в определении затрат, необходимых для выполнения данной работы, так как точность зависит только от опыта и квалификации нормировщика, мастера, устанавливающих норму. Чаще всего нормы времени завышаются и не стимулируют рост производительности труда.

Установленная на глазок по прошлому опыту норма, даже при совпадении ее с фактической выработкой, по существу справка о том, как работали раньше, а отнюдь не указание, как надо работать в условиях сегодняшнего дня - при возросшем уровне механизации труда, совершенствовании методов работы, систематическом повышении квалификационного и культурно-технического уровня исполнителей. Единственное достоинство этого метола - низкая трудоемкость .

Несколько лучше опытного, статистический метод, когда нормы устанавливают на основе статистических данных (по первичной документации, отчетам, записям) о средних фактических затратах труда на эту же работу в прошлые периоды и сведения о выполнении норм выработки рабочими в тот же период. Но и статистические нормы часто устанавливают на глазок, не учитывая возможности того или рабочего места (станка, инструмента, приспособлений и т.д.), поэтому эти нормы не мобилизуют рабочих и служащих на устранение потерь рабочего времени и лучшее использование производственного потенциала. Как видим, и опытные и статистические нормы рассчитывают аналогично, применяя одну и ту же разновидность суммарного метода - установление норм, на основе данных о фактических затратах в прошлых периодах на такую же или аналогичную работу.

Итак, опытно-статистическое нормирование не является научным и потому нормы, установленные по двум разновидностям суммарного метода, перевыполняют все исполнители, даже недавно начавшие производственную деятельность, а производительность труда растет медленно. Они, как правило, занижены и не соответствуют сложившимся организационно-техническим условиям, не учитывают опыт новаторов производства, а поэтому слабо обеспечивают опережающий рост производительности труда по сравнению со средней заработной платой. У рабочих в этих условиях не возникает потребности выявлять и использовать внутрипроизводственные резервы, лучше использовать рабочее время. Это относится к рабочим сдельщикам и еще в большей мере к повременщикам, разного рода вспомогательным рабочим, служащим, работникам непроизводственных отраслей народного хозяйства. Поэтому опытно-статистические методы осудили еще более полувека назад.

Учитывая недостатки суммарных опытных норм, необходимо стремиться всемерно ограничивать сферу применения данного метода нормирования, который может быть использован только в исключительных случаях, при установлении временных норм, когда по каким-то причинам своевременно. До начала работ, не представляется возможным определить величину трудовых затрат другими методами нормирования труда (например, опытное производство, выполнение аварийных работ). Следовательно, опытно-статистические нормы не могут быть отнесены к научным и не должны широко применяться на промышленных предприятиях, а действующие - следует заменять научно обоснованными.

Научно обоснованные нормы труда устанавливаются аналитическим методом. С его помощью нормирование осуществляется в следующем порядке: нормируемая операция расчленяется на составляющие ее элементы; определяются все факторы, влияющие на продолжительность выполнения каждого элемента (технические, организационные, психофизиологические, экономические и социальные); проектируются рациональный состав операции и последовательность выполнения ее элементов с учетом наилучшего сочетания факторов, влияющих на их продолжительность. После этого рассчитываются затраты времени на каждый элемент и определяется норма времени на операцию в целом. Одновременно разрабатываются организационно-технические мероприятия, обеспечивающие внедрение запроектированного трудового процесса и установленной нормы. Аналитический метод нормирования имеет две разновидности: аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский. Они различаются способом определения затрат времени .

При аналитически-расчетном методе затраты времени на каждый элемент операции и операцию в целом определяются по научно обоснованным межотраслевым, отраслевым или местным нормативам. При аналитически-исследовательском методе затраты времени на каждый элемент и операцию в целом устанавливаются на основе непосредственных измерений этих затрат на рабочих местах (путем проведения фотографии рабочего времени или хронометража). Кроме того, на предприятиях встречаются случаи одновременного использования двух разновидностей аналитического метода, когда одни элементы нормы времени устанавливаются по нормативам, а другие - на основе проведенных исследований. Наибольшее распространение на практике получил аналитически-расчетный метод, так как он значительно сокращает трудоемкость разработки норм, способствует установлению норм равной напряженности и дает возможность рассчитать нормы до начала производства новых изделий. Нормирование труда служащих. К категории "служащие" относят руководителей различного ранга, специалистов с высшим и средним специальным образованием и технических исполнителей (делопроизводителей, архивариусов, секретарей, машинисток-стенографисток и др.). Для установления их нормативной численности используются те же методы, что и для нормирования труда рабочих, в том числе аналитически-расчетный метод на основе применения: единых норы времени (например, на машинописание, чертежные и копировальные работы); типовых норм времени (например, на работы по делопроизводству, бухгалтерскому учету, на нормативно-исследовательские работы и др.); нормативов численности служащих по функциям управления (например, нормативы численности по функции "Бухгалтерский учет и отчетность"). Применяется также аналитически-исследовательский метод установления норм, предусматривающий непосредственное изучение затрат рабочего времени на рабочих местах. Нормы могут быть дифференцированными (на операцию) и укрупненными (на всю работу). Дифференцированные нормы используются для нормирования труда технических исполнителей, а укрупненные - для нормирования труда специалистов. Нормы подлежат замене новыми и по мере внедрения в производство организационно-технических мероприятий, обеспечивающих существенный рост производительности труда. К организационно-техническим мероприятиям относятся: ввод нового и модернизация действующего оборудования; внедрение прогрессивной технологии; улучшение конструкций изделий; усовершенствование оснастки, инструментов; механизация и автоматизация производственных процессов; совершенствование организации рабочих мест, их рационализация. Действующие нормы в этих случаях заменяются более прогрессивными нормами в зависимости от эффективности внедряемых мероприятий. Основанием для изменения норм труда является также истечение срока действия временных норм. К временным нормам относятся нормы труда, которые устанавливаются на период освоения новой продукции, новой техники, технологии, организации производства и труда. В целях планомерной работы по снижению трудовых затрат на предприятии до начала года разрабатывается календарный план замены и пересмотра норм труда. Этот план составляется на основе намеченных к внедрению мероприятий плана технического развития и совершенствования производства и других хозяйственных мероприятий.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Качество норм времени и выработки зависит от того, каким методом они были установлены. Все методы можно объединить в две большие группы: аналитические и суммарные.

Аналитические методы нормирования предполагают расчленение процесса труда но составляющие и определение дифференцированных нормативов затрат рабочего времени для конкретных производственных условий с использованием достижений науки и передового опыта.

При разработке технически обоснованных норм (научно обоснованных) пользуются только аналитическими методами. При этом исходят из следующих положений:

Технология и оборудование должны отражать особенности производства и новейшие требования науки;

Организация процесса труда должна отвечать требованиям научной организации труда.

Рациональность технологии должна проявляться в научно обоснованной структуре процесса труда, соблюдении оптимальных технологических параметров, наиболее полном использовании оборудования, применении инструментов и приспособлений, обеспечении высокого качества вырабатываемой продукции. Предполагается, что технология и оборудование модернизируется на базе передового опыта лучших коллективов, что рекомендации науки внедряются планомерно и систематически.

Предъявление столь высоких требований к технически обоснованным нормам не означает их абстрактность, оторванность от конкретных условий. Это нормы будущего. Когда речь идет о необходимости учета новейших достижений науки и передового опыта, новой технологии и техники, то не предполагается немедленная замена всего того, что уже имеется на предприятии. Но всегда на старый процесс и действующее оборудование можно взглянуть по-новому. Эта задача может решаться планомерно, по частям, а по мере реализации отдельных предложений должна пересматриваться и технически - обоснованная норма.

Различают аналитически-исследовательский метод нормирования и аналитически- расчетный .

Аналитически исследовательский метод довольно распространен и используется для установления местных технически обоснованных норм выработки, он довольно сложен и трудоемок, так как требует от нормировщика хороших профессиональных знаний, организаторского таланта и значительных затрат времени на проведение фотохронометражных наблюдений.

В общем виде любую норму времени можно представить как сумму составляющих ее затрат рабочего времени:

Нвр = То + Тв + Тп.з. + То.м. + Т от.л + Тт,

где То, Тв, Тп.з., То.м. , Т от.л, Тт - затраты времени на основную, вспомогательную, подготовительно-заключительную работу, обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, технологические перерывы, не используемые для отдыха.

При аналитически-исследовательском методе нормирования изучается каждая составляющая норы времени с точки зрения возможности ее уменьшения. Например, прежде чем определить затраты времени на обслуживание рабочего места То.м., с помощью фотографии рабочего времени выясняются виды и характер работ, их периодичность, последовательность, причинность. С помощью хронометража устанавливается продолжительность каждой работы (чистка, мойка, протирка и т.д.), оценивают рациональность и разрабатывают предложения по совершенствованию применяемых приспособлений и устройств, организации рабочего места, условий труда, определяют, как используются приемы и методы труда.

При расчете времени на отдых и личные надобности Тот.л решаются следующие вопросы: оценка факторов, влияющих на утомляемость; изучение с помощью фотографии сложившихся способов организации отдыха, а так же их периодичности; исследование изменения работоспособности производителя в течении смены прямым или косвенным методами; использование методов эстетизации производственной среды, процесса труда и т.д.

Аналитически-расчетный метод значительно менее трудоемок, так как предполагается расчет нормы по ее составляющим с использованием нормативов. Это не означает, что задача нормировщика сводится к чисто технической стороне дела, т.е. к постановке в формулу производительности конкретных переменных величин. Предварительно необходимо проанализировать структуру процесса труда и рационализировать ее, изучить организационно-технические условия и разработать мероприятия по оптимизации их, выбрать нормативы времени, соответствующие проектируемым организационно-техническим условиям и установить норму времени. Нормативы для расчета нормы времени находятся в соответствующих справочниках.

Этот метод чаще всего предназначен для нормирования машинных работ, а также труда рабочих, занятых обслуживанием производства, транспортными, и погрузочно-разгрузочными работами.

Суммарные методы нормирования в отличии от аналитических позволяют определить норму времени (выработки) без анализа применяемых способов работы и проектирования конкретных мероприятий по совершенствованию организации труда и производства.

На большинстве предприятий из суммарных методов нормирования применяют следующие.

Статистический метод основан но том, что норма времени устанавливается как средняя величина из фактических данных за период времени. Эта норма не раскрывает содержания прогрессивных мероприятий по модернизации оборудования и внедрению научной организации труда, не показывает какой передовой опыт используется и насколько широко. В то же время недостатки организации труда и производства полностью отражаются в статистической норме. Например, рабочий стремясь к более высокой заработной плате, может повысить сменную выработку и, как следствие, снизить норму времени, не использованного на отдых или прием пищи. Статистическая норма времени будет меньше установленной, так как в ней найдет отражение нарушение правил организации труда. Но без дополнительного анализа причины изменения нормы времени выяснить не удастся.

Метод нормирования затрат труда по фотографии близок к статистическому. Сущность этого метода состоит в том, что по результатам фотографии рабочего времени определяется «нормальная» продолжительность оперативного времени на среднюю, фактически достигнутую выработки. При этом затраты времени на подготовительно-заключительную работу, обслуживание рабочего места и отдых устанавливаются без какого-либо анализа как среднеарифмитические. Недостатки метода следующие. Все потери рабочего времени обычно не планируются, и считается, что поскольку потерь рабочего времени не должно быть, то в норму времени их включать нельзя. План организационно-технических мероприятий не составляется, а следовательно, в практике производства ничего не меняется. Не изучается и способ выполнения работы, не дается оценка организации рабочего места, применяемым инструментам и приспособлениям, условиям труда. Нормы обычно корректируются в последствии с помощью коэффициентов для того, чтобы подогнать их под сложившуюся практику.

Метод нормирования затрат труда по данным хронометража состоит в том, что нормы рассчитываются в результате суммирования поэлементных затрат. При этом способ работы не анализируется и не совершенствуется. Поэлементные затраты рабочего времени и норма времени на процесс в целом образуется путем сложных (и несложных) математических манипуляций с хронометражными замерами по каждому элементу операции, в результате чего определяется минимальное потребное число замеров в каждом хроноряду, находятся мода и коэффициент устойчивости, средняя арифметическая и средняя прогрессивная и т.д. Математические выкладки создают иллюзию обоснованности, но норма времени от этого не становится обоснованной, так как ничего не вносится в процесс труда, сущность которого норма всегда отражает.

Метод опытного нормирования состоит в том, что норма времени устанавливается на основании имеющегося опыта самого нормировщика, мастера участка или наиболее квалифицированного работника. Эта норма отражает в какой-то степени прошлые периоды и не способствует росту производительности труда. Иногда опытные нормы называют экспертными.

Сравнительный метод основывается на том, что при схожести условий и способов выполнения работ нормы времени должны быть одинаковыми или незначительно различаться. Поэтому за норму времени принимается норма времени какого- либо процесса. Полученные таким образом нормы не могут способствовать росту производительности труда и совершенствованию производства.

Расчетный метод состоит в том, чтобы подогнать задание, норму под фактически выполненный объем работ с тем, чтобы сохранить рабочему сложившуюся или запроектированную заработную плату.

Суммарные методы нормирования должны применяться, как правило, в исключительных случаях, (например, в период освоения новой техники, при выполнении непредвиденного и срочного задания, случайных и крайне редко повторяемых работ). В этих случаях разработка технически - обоснованных норм может или запоздать на некоторое время, или вообще оказаться нецелесообразной (на случайные работы). Поэтому работники могут использовать суммарные методы нормирования, считая, что иногда лучше иметь временную, недостаточно обоснованную норму, чем не иметь никакой нормы.

Нормы, установленные суммарными методами нормирования и используемые на практике, должны в плановом порядке заменяться технически обоснованными нормами.