Какие отрасли экономики индии являются наиболее развитыми. Машиностроение в Индии

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В химической промышленности выделяется производство минеральных удобрений. Растет значение нефтехимии. Производятся смолы, пластмассы, химическое волокно, синтетический каучук. Развита фармацевтика. Химическая промышленность представлена во многих городах страны.

Легкая промышленность - традиционная отрасль экономики Индии. Особенно выделяются хлопчатобумажная и джутовая отрасли. По выпуску хлопчатобумажных тканей Индия является одной из ведущих стран мира, а по производству изделий из джута (технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров) занимает первое место. Крупнейшими центрами хлопчатобумажной промышленности являются Бомбей и Ахмадабад, джутовой - Калькутта, Текстильные фабрики имеются во всех крупных городах страны. В экспорте Индии изделия текстильной и швейной промышленности составляют 25%.

Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления, и на экспорт. Наиболее широкую известность в мире получил индийский чай. Его производство сконцентрировано в Калькутте и на юге страны. По экспорту чая Индия занимает первое место в мире.

Ведущая отрасль сельского хозяйства Индии - растениеводство (4/5 стоимости всей продукции). Посевная площадь - 140 млн.га, но для нового освоения земельных ресурсов практически нет. Земледелие нуждается в орошении (орошается 40% посевных площадей). Сводятся леса (еще сохранилось подсечноогневое земледелие).

Основная часть посевных площадей занята под продовольственные культуры: рис, пшеницу, кукурузу и др. Главные технические культуры Индии - хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные (рапс, арахис и др.). Выращивают также каучуконосы, кокосовую пальму, бананы, ананасы, манго, цитрусовые, пряности и специи.

Животноводство является второй по значению отраслью сельского хозяйства Индии, сильно уступая растениеводству. Крупный рогатый скот используется в крестьянских хозяйствах в основном как тягловая сила. Используется молоко, шкура и кожа животных.

В приморских районах немалое значение имеет рыболовство. Использование морепродуктов может улучшить продовольственную ситуацию в стране.

ИНДИЙСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

С древних времен было известно изысканное качество индийских тканей. Мистика текстуры, сложный узор рисунка поражал воображение любого от царского вельможи до простого обывателя. Высокая оценка, популярность и признание, которые снискала индийская текстильная промышленность в мире, делают ее одной из самых быстроразвивающихся отраслей Индии. Текстильная промышленность имеет важное социально-экономическое значение в национальной экономике страны. Она составляет около 5% ВНП и более 1/3 всего экспорта.

Индийская текстильная промышленность - одна из самых старых отраслей промышленности в стране и представляет собой сложный секторальный комплекс, на одном конце спектра которого находится форма производства с ручным прядением и ручным производством ткани, а на другом конце - основной интенсивный по-современному модернизированный фабричный сектор, а между ними сектора децентрализованных мощных ткацких и прядильных станков. Именно в организованном секторе, существует "остров мастерства", использующий оборудование, основанное на модернизированных информационных технологиях с использованием оборудования для ЕRРSАР, которое является непревзойденным в мире.

Специфическая конфигурация волокон, используемых в текстильной промышленности, включает практически все типы текстильных волокон от натуральных, таких как хлопок, джут, шелк и шерсть, до синтетических/искусственных волокон типа полиэфирных, вискозных, нейлоновых, акриловых, полипропиленовых и многочисленных смесей этих волокон и нитяных пряж.

Разнообразная структура текстильной промышленности, тесно связанная с нашей древней культурой и традициями, обеспечивает уникальную возможность осуществлять производство, используя последние достижения технологии и возможности дизайна, продукции широкого ассортимента, отвечающей разнообразным вкусам и предпочтениям потребителя, как в нашей стране, так и за рубежом.

Возможно, это единственная отрасль в многообразной индустрии Индии, которая является самодостаточной и полной в цепи производства, т.е. от исходного сырья до окончательного получения готовой продукции, например такой, как готовая одежда.

Индийская текстильная промышленность занимает значительное место, как в экономике Индии, так и в международной текстильной экономике. Её вклад в экономику Индии проявляется в производстве промышленных товаров, занятости населения и получении иностранной валюты.

В соответствии с данными, опубликованными Международной Текстильной Федерацией Производителей (МТФП) (ITMF) за 1999 год, Индийская текстильная промышленность также вносит значительный вклад в мировое текстильное производство и производство текстильного волокна/пряжи. Эта промышленность произвела около 21 процента мировой пряжи и 6 процентов мировой ткацкой продукции. После того, как Китай демонтировал 10 миллионов своих прядильных станков, Индия оказалась страной с самым высоким оснащением прядильными станками. Имея почти 5,64 миллиона текстильных станков (включая 3,89 миллионов ручных), эта промышленность также имеет самую высокую в мире оснащенность текстильными станками (включая ручные) и имеет около 57% мирового парка станков. Даже если не учитывать ручные текстильные станки, промышленность имеет 33% мирового парка текстильных станков.

Эта промышленность вносит также значительный вклад в мировое производство текстильного волокна и пряжи, включая джут. В мировом текстильном сценарии, индийская текстильная промышленность самый крупный производитель джута, занимает второе место по производству шелка, третье - по производству хлопка и целлюлозного волокна/пряжи и пятое место по производству синтетического волокна/пряжи.

Исследование МТФП (ITMF) показало также, что Индийская текстильная промышленность имеет преимущества перед другими крупнейшими странами-производителями текстиля относительно стоимости сырьевых материалов и стоимости рабочей силы при производстве различных типов текстильной продукции.

Несмотря на ускоренное развитие индустрии, Индии в мировом промышленном производстве остается незначительной - 1,3%. В то же время если вспомнить, что на все развивающиеся страны, которых насчитывается более сотни, приходилось в середине 70-х годов 8,7% мировой продукции обрабатывающей промышленности, то Индия предстает как одна из крупнейших индустриальных держав среди развивающихся стран. Промышленность страны включает разнообразнейшие формы производства - от современных мощных фабрично-заводских предприятий государственного сектора индийского и иностранного монополистического капитала до промыслов и ремесел, составляющих наследственную профессию каст миллионов кустарей и ремесленников.

Между этими полюсами существует множество переходных форм мелкотоварного производства, начального капиталистического предпринимательства, мелкой средней капиталистической промышленности.

Известно, что опережающее развитие энергетики - необходимая создания тяжелой индустрии, повышения производительности труда во всех сферах производства, модернизации отсталых секторов хозяйства. В общем энергетическом балансе Индии продолжают преобладать непромышленные виды энергии; бытовое потребление топлива (в основном для приготовления пищи) почти целиком обеспечивается дровами, кизяком, сельскохозяйственными отходами. В стране прилагаются большие усилия, чтобы увеличить добычу угля, ресурсами которого она обеспечена лучше по сравнению с другими энергетическими источниками. За годы независимости угледобыча почти утроилась, превысив 100 млн. т в начале 80-х годов. Существенное воздействие на размещение и функционирование хозяйства оказывает угольной промышленности на северо-востоке полуостровной части страны: и разрезы, сосредоточенные на протяжении 300 км по долине р. , дают свыше 2/3 всего добываемого угля, в том числе весь коксующийся. Это вызывает длительные и дорогостоящие перевозки. составляет % всех грузов, перевозимых железными дорогами. Освоение угольных месторождений, расположенных вне Дамодарского бассейна, - одна из официально поставленных в Индии задач.

Небольшие современные механизированные предприятия образуют наиболее быстро развивающийся сектор мелкой промышленности. Потенциально они обладают возможностями специализироваться на производстве узлов и деталей для фабричных предприятий. Однако пока «японский» кооперации мелкой и крупной промышленности не получил широкого распространения в Индии.

Индия - одна из крупнейших железнодорожных держав : к концу 70-х годов протяженность ее железных дорог достигла почти 62 тыс. км, из них половина имеет узкую колею метровой ширины.

Первые железные дороги были проложены в начале 1850-х годов как классические «линии проникновения» от главных портов в глубь страны. После подавления Великого народного восстания 1857-1859 гг. строительство железных дорог стало главным орудием стратегического и экономического упрочения британского господства в Индии. Основные железные дороги, соединив порты между собой и с внутренними территориями, оставили связь глубинных районов друг с другом крайне слабой. Созданная к началу XX в. железнодорожная сеть позволила выкачивать сырье из глубинных районов, содействуя росту Калькутты, Бомбея, Мадраса и стимулируя в них возникновение фабричной промышленности. В то время как главные порты были связаны между собой ширококолейными путями, обширные внутренние территории (прежде всего княжества , территории Катхиявара и Раджастхана), а также -ское левобережье, получили лишь метровой колеи. Унаследовав большую по протяженности железнодорожную сеть, независимая Индия была поставлена перед задачей усиления межрайонных связей и изменения сети в интересах национального развития.

При большой протяженности железнодорожной сети основные перевозки грузов и пассажиров сосредоточены на нескольких магистральных направлениях ширококолейных дорог, связывающих Калькутту, Дели и Мадрас. Основная грузов, перевозимых по железным дорогам, - уголь, железная руда и другая продукция горнодобывающей промышленности, которые в сумме образуют около половины общего грузопотока. Среди готовых промышленных изделий в наибольших количествах перевозятся и продукция черной металлургии, а также . Важную роль играют перевозки зерновых. Железные дороги выполняют основную транспортную работу: на них приходится 3/4 грузовых и половина пассажирских перевозок.

За годы независимости протяженность автогужевых дорог почти утроилась , достигнув к концу 70-х годов 1 200 тыс. км. Однако лишь 480 тыс. км составляют дороги с твердым покрытием - «пакка», так называют в Индии дороги, проходимые круглый год. Крупнейшие города страны соединены между собой национальными автострадами, асфальтированными, обсаженными тенистыми деревьями. Но их общая протяженность составляет лишь 29 тыс. км. Национальные автострады расширяются и реконструируются. Индийский участок сооружаемой трансазиатской магистрали - проходит по направлению - Дели - Агра - - - Калькутта, что еще более усиливает значение этой главной североиндийской автострады.

Однако 3/4 дорог Индии - это грунтовые «качча», которые становятся в сезоны дождей труднопроходимыми. Тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира. Почти % сельских дорог считается непригодной для движения моторизованного транспорта. Упряжка волов или буйволов - основное средство передвижения крестьян, для доставки товаров на ближайший местный рынок «манди» - в среднем на расстояние 15-20 км. Гужом перевозится 200 млн. т грузов в год - столько же, сколько железными дорогами страны. Замена крестьянских упряжек моторизованными видами транспорта - длительный процесс, связанный с улучшением сельских дорог, повышением стоимостной ценности сельскохозяйственной продукции, удешевлением средств доставки и т. д.

Не менее роль автотранспорта в грузовых и особенно пассажирских перевозках быстро возрастает. В конце 1970-х годов автобусы перевозили 10 млрд. пассажиров в (железные дороги - 2,4 млрд.). Доля автотранспорта в грузовых перевозках повысилась с 1950 до 1980 г. втрое. К сожалению, развитие автомобильных перевозок затруднено тем, что они находятся в ведении правительств отдельных штатов и для переезда автомашин из одного штата в другой необходимо получение специальных разрешений. Посты, инспекции, налогообложение, существующие на всех дорогах при переезде из одного штата в другой, замедляют и удорожают грузовые автомобильные перевозки.

Индия - морская . осуществляет большую часть внешнеторговых грузоперевозок страны. Почти 90% морского грузооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них - Бомбей, через который в конце 70-х годов проходило 17-18 млн. т. , длительное время главенствовавшая в колониальный , находится в трудном положении. , в которой находится город-порт, быстро мелеет. Сооружение глубоководного аванпорта Халдии должно облегчить сложившееся . Крупнейшие порты Южной Индии - , Коччи. Наиболее быстро растут порты, специализирующиеся на вывозе железной руды, которая в годы независимости стала одним из главных экспортируемых Индией товаров. Благодаря этому порт Мармаган () выдвинулся по грузообороту на второе место в стране, был создан новый специализированный Парадип, быстро расширился Вишакхапатнама. порт Кандла, созданный в экономически пока слаборазвитой части Гуджарата, растет медленно.

Существенный прогресс за годы независимости достигнут в развитии авиатранспорта как на международных, так и на внутренних линиях. На комфортабельном самолете за пару часов можно перебраться из одного конца страны в другой. Начали появляться в промышленных районах специализированные виды транспорта: трубопроводы, канатные дороги. Внешние экономические связи. Индии в годы независимости динамично развивается, при этом не просто расширяется ее объем, но изменяется структура товарооборота и география внешних связей страны. Объем импорта почти постоянно превышает экспорт. Это связано с резким увеличением стоимости импортируемых нефти и нефтепродуктов, поглощающих свыше У4 средств, расходуемых на импорт. Второе место во ввозе занимают машины и оборудование, далее следуют черные и цветные . Среди капиталистических торговых партнеров Индии в импорте преобладают , в экспорте - . Великобритания, господствовавшая во внешней торговле страны в колониальный период, ныне отодвинулась на третье место. Значителен объем внешнеторговых операций Индии с . Расширяются торговые связи с развивающимися странами, особенно Азии и бассейна Тихого океана. Страны Ближнего и Среднего Востока - основные поставщики нефти, превосходящие другие государства по стоимости импорта и объему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Индии.

Важную роль в индустриализации, достижении хозяйственной самостоятельности и укреплении государственного сектора играет экономическое сотрудничество Индии с социалистическими странами, и в первую очередь с . Экономические связи между нашими странами развиваются на основе межправитель-ственньгх соглашений экономическом и техническом сотрудничестве. В результате успешной реализации этих соглашений в Индии с помощью СССР сооружены и введены в эксплуатацию 50 промышленных и других объектов в отраслях государственного сектора. Среди них такие мощные новостройки, Kajc введенные в и расширяющиеся металлургические комбинаты в и Бокаро, угольные шахты, железорудные разработки, нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, заводы тяжелого машиностроения в Ранни, горношахтного оборудования в Дур-гапуре, тяжелого электрооборудования в Хардваре, завод приборостроения в , предприятия медицинской промышленности в Ришикеше, Хайдарабаде и Мадрасе. В 1979 г. было подписано соглашение об оказании технического содействия СССР в строительстве нового металлургического завода близ Вишакхапат-нам.

Построенные в Индии при экономическом и техническом содействии других стран предприятия выплавляют 33% всей стали, добывают 16% железной руды и 60% нефти, производят 20% электроэнергии, практически все металлургическое оборудование и значительную часть горнодобывающего оборудования.

Большую роль играет помощь Советского Союза Индийской Республике в подготовке технических и научных кадров. Символом научно-технического сотрудничества наших стран стал запуск в 1975 и 1979 гг. советскими ракетами-носителями первых индийских научных спутников Земли - «Ариабата» и «Бха-скара».

В марте 1979 г. была подписана Долгосрочная программа экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР и Индией. программа рассчитана на 10-15 лет и предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества в строительстве в Индии промышленных и других объектов, включая сотрудничество на компенсационной основе в различных отраслях тяжелой и легкой промышленности. В декабре 1980 г. во время официального дружественного визита Генерального секретаря и Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева в Индию были подписаны Совместная советско-индийская , соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве и торговое соглашение на 1981-1985 гг.

Одним из элементов внешних экономических связей является международный , приносящий стране определенную часть дохода в иностранной валюте. Число иностранных туристов за последние полтора десятилетия быстро растет. В 1960 г. Индию посетило 120 тыс. туристов, а в 1979 г. - около 800 тыс. Из них больше половины прибыли из стран Западной Европы и Северной Америки.

В структуре национального хозяйства страны за годы независимости и проводимого правительством плана индустриализации экономики про-изошли существенные сдвиги — возросла доля промышленности , осо-бенно тяжёлой, при сокращении доли лёгкой и пищевой, значительно снизалась доля сельского хозяйства и увеличилась доля непроизводст-венной сферы.

Основу энергетики Индии составляет угольная промышленность. Ежегодно Индия добывает около 350 млн. тонн угля и только 30-35 млн. тонн нефти. Быстрыми темпами растёт производство электро-энергии (более 700 млрд. кВт ч). Построены несколько АЭС и ряд крупных ГЭС.

При содействии бывшего СССР Индия обрела мощную чёрную ме-таллургию , войдя в десятку крупнейших производителей стали. Круп-нейшие центры чёрной металлургии — Бхилаи, Бокаро, Джамшедпур, Дургапур, Роуркела — сосредоточены на востоке страны, где сформиро-валась главная угольно-металлургическая база страны — «Индийский Рур». Получила развитие и цветная металлургия , особенно производство алюминия (Синграул и Хиракуд).

Машиностроение Индии имеет сложную структуру и представлено различными отраслями. Индия производит автомобили, локомотивы, ва-гоны, суда, металлорежущие станки, разнообразную электротехнику и электронику, сельскохозяйственную технику. Развивается оборонный комплекс, включая авиаракетную и танковую промышленность. Основ-ными машиностроительными центрами Индии являются Бомбей, Каль-кутта, Дели, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор, Ранчи.

В структуре химической промышленности господствующее положе-ние занимает производство минеральных удобрений, однако постоянно увеличивается доля и других отраслей. Растёт выпуск продукции нефте-переработки, химических волокон, синтетического каучука, пластмасс и фармацевтической продукции. Важнейшими центрами химической про-мышленности страны стали Бомбей, Вишакхапатнам, Дели, Синдри, Кочин, Мадрас и др.

Традиционными отраслями хозяйства остаются лёгкая и пищевая промышленность . В Индии развито производство практически всех видов тканей: хлопчатобумажных, джутовых, шёлковых, шерстяных, из синте-тических и искусственных волокон. По производству всех видов тканей Индия занимает 3 место в мире, а по производству джутовых изделий Индия является абсолютным мировым лидером. Крупнейшими центрами лёгкой промышленности являются Калькутта, Ахмадабад, Бомбей, Дели, Мадурай, Канпур. Среди отраслей пищевой промышленности экспортное значение имеют чайная, сахарная и маслобойная. Материал с сайта

Совершено особое место в Индии занимают софт-индустрия , то есть производство программного, обеспечения, и киноиндустрия . Основными центрами софт-индустрии в последние годы стали Дели, Бомбей, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор, Джайпур, Пуна и Нойда. Основными покупателя-ми индийских компьютерных программ являются США (59%), страны Европейского союза (22%) и Япония (4%). Главным центром киноинду-стрии Индии является Бомбей. По производству художественных кино-фильмов (более 700) Индия занимает 1 место в мире.

Индия — одна из крупнейших стран мира. Ее площадь достигает 3,2 миллиона км 2 с населением 1,010 миллиарда человек, что позволяет ей занимать второе по численности место в мире. Говоря об экономическом положении Индии, стоит отметить, что оно противоречиво. У страны колоссальный потенциал: залежи полезных ископаемых, авторитетные ученые и высокое развитие технической промышленности. Однако присутствуют и некоторые сдерживающие факторы. Этим объясняется бедственное положение граждан (⅔ бедного населения планеты живут в Индии).

История развития промышленности Индии (кратко)

Под влиянием разных факторов на территории страны развитие промышленности и сельского хозяйства шло неодинаково. Южная часть страны в течение долгого времени испытывала влияние британцев. Это послужило толчком к началу промышленного развития еще в начале прошлого века. Северные районы были свободны от иностранных влияний, а потому здесь и сейчас действуют народные местные обычаи. Это негативно сказалось на экономическом развитии севера.

Еще один фактор, вызвавший последствия, — политика изоляционизма, проводившаяся в 50-х годах 20 века. В это время на западе Индии развивалась добыча угля и металлургическая отрасль, однако неконкурентоспособность привела к их постепенному упадку. Сейчас в этом регионе делается упор на частный бизнес.
Тяжелый удар по развитию промышленности Индии и экономики в целом был нанесен в период с 1950-х по 1980-е года. Это было время политики импортозамещения, результат которой сказался на низком технологическом развитии.

Отрасли промышленности Индии

Сейчас промышленность страны до сих пор пребывает на стадии восстановительного процесса, однако уже заметна положительная тенденция. В Индии развиваются следующие отрасли производства:

  • химическая;
  • фармацевтическая;
  • легкая;
  • аграрная;
  • нефтяная;
  • тяжелая;
  • атомная.

Каждая из названных отраслей заслуживает детального изучения.

Предприятия легкой промышленности

В первую очередь, стоит обратить внимание на легкую промышленность, так как именно она считается традиционной экономической отраслью Индии. По большей части она представлена джутовым и хлопчатобумажным производством.

По объему производства джутовых изделий Индии удалось выйти на первое место в мире. Крупнейшие предприятия размещены в Калькутте. Здесь выпускают ковры, мебельные ткани, упаковочные и технические материалы.

Выпуском хлопчатобумажных тканей занимаются фабрики, размещенные почти во всех крупных городах страны. Бумажную продукцию производят в Бомбее и Ахмадабаде.
Кроме того, в Индии выпускают большое количество шерстяных, шелковых и синтетических тканей.

Развито кустарное изготовление посуды и предметов одежды. Показательно что объем экспорта швейной и текстильной промышленности Индии составляет около 25 %.

Аграрное производство

В пищевой промышленности задействованы десятки предприятий, которые выпускают продукцию для внутреннего пользования и для экспорта.

Первый продукт, который приходит на ум при упоминании Индии, — это чай. Крупные чайные поля и предприятия по его переработке сосредоточены в южных районах страны и в Калькутте. В этой отрасли занята значительная часть населения. По объему производства чая страна занимает лидирующее место по всему миру.

Растениеводство широко развито на территории Индии. Площадь посевных земель достигает 140 миллионов га. Однако в этой области существуют некоторые проблемы. Орошение ведется только на 40 % посевных площадей, сводятся леса. Большую часть обрабатываемых земель занимают продовольственные культуры. Это рис, кукуруза и пшеница.

Много внимания уделяется техническим культурам, среди которых табак, джут, масличные растения (арахис и рапс), табак. В некоторых регионах есть плантации бананов и кокосовых пальм, ананасов, цитрусовых деревьев, манго и всевозможных растений, из которых получают пряности.

Животноводческие фермы практически отсутствуют, домашние животные (буйволы, верблюды) используются как тяговая сила при работе на полях. Параллельно используется молоко и шкуры сельскохозяйственных животных.

Перерабатывающие компании аграрной промышленности и сельского хозяйства Индии расположены неподалеку от полей или ферм. Они представлены в виде фабрик по переработке хлопка, арахиса или сахарного тростника, а также предприятий, занимающихся заморозкой мяса (на фермах).

Горнодобывающая промышленность

Предприятия тяжелой промышленности имеют крайне важное значение для развития экономики Индии.

Освоение месторождений каменного угля проходит в Западной Бенгалии, Бихаре, Мадхья-Прадеше. Запасы руды оцениваются приблизительно в 51 миллиардов тонн. Добывают это полезное ископаемое почти 500 шахт и угольных ям.

Железная руда распространена в Ориссе, Бихаре, западной Махараштре, поэтому здесь население занято в шахтах. В этой же местности добывается и известняк.
На территории Индии обнаружено огромное количество залежей свинцовых, железных и марганцевых руд, которые применяются в металлургии.

Страна имеет скромные запасы цинка, меди, олова, драгоценных камней и строительных материалов (графит, доломит). Небольшие объемы урана дает Бихар.

Что касается обрабатывающих металлургических предприятий, то они компактно размещены на Кота-Нагпурском плато. После получения независимости эти заводы были национализированы или же строились государством.

Химическая промышленность

Количество предприятий, занятых в этой отрасли, ограничено, однако ее развитию уделяется немало внимания.
Заводы и фабрики в крупных городах производят минеральные удобрения.
В последние несколько лет возрос интерес к нефтехимии. В рамках освоения программы идет производство пластмасс, смол, синтетического каучука, химических волокон.

Атомная энергетика

Было бы неправильно обойти вниманием такую отрасль, как атомная промышленность Индии. Тем более, что эта страна занимает в мире 10-е место по числу атомных реакторов. На данный момент их в Индии 22. Интерес к атомной энергии появился у индийских ученых еще в 1964 году. Объяснить это довольно просто. При такой численности населения стране требуется огромное количество энергии, получить которую из природных ресурсов было бы невозможно.

Сейчас Индия преодолела немало трудностей, возникших на пути развития промышленности и сельского хозяйства. Стране удалось достичь высоких показателей. Несмотря на это, в стране еще присутствуют факторы, препятствующие прогрессу.

Структура промышленности Индии

По структуре и уровню развития экономики Индия относится к аграрно-индустриальным странам. Более $60\%$ экономически активного населения страны занято в сельском хозяйстве, а $20\%$ - в промышленности и кустарном производстве.

Индийская промышленность производит примерно $1,5\%$ мировой промышленной продукции. Но структура промышленного комплекса еще недостаточно совершенна. Она находится в стадии формирования.

В промышленности Индии преобладают добывающие отрасли. Современные отрасли обрабатывающей промышленности развиваются быстрыми темпами.

Рассмотрим отраслевую и территориальную структуру промышленности Индии детальнее.

Топливно-энергетический комплекс

Основу топливной промышленности Индии составляет каменноугольная промышленность. Месторождения угля сосредоточены на востоке страны. Нефть и газ добывают на западе страны , в районе Мумбайи (Бомбея). Нефтеперерабатывающие предприятия размещены в Дели и в морских портах:

  • Калькутта,
  • Мумбайи,
  • Ченай (ориентированы на привозную нефть ).

Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции , которые дают $72\%$ электроэнергии. Значительное количество энергии в стране получают за счет сжигания древесины, соломы, отходов от переработки сахарного тростника.

На горных реках Гималаев и порожистых водотоках плоскогорья Декан построены гидроэлектростанции , производящие $26\%$ электроэнергии. Растет доля и атомной энергетики .

Металлургия

Металлургическими центрами являются:

  • Бокаро,
  • Дургапуре,
  • Бхилаи,
  • Джамшедпур.

Основной отраслью цветной металлургии является алюминиевая (Хиракуд, Риханд), которая работает на собственных бокситах с использованием местной электроэнергии. Плавятся также медь, свинец, цинк. Развивается золотоперерабатывающая промышленность. Для нужд машиностроения Индия довозит от $20$ до $60\%$ различных цветных металлов.

Химическая промышленность

Индия относится к странам со средним уровнем развития химической промышленности. Химическая промышленность занимает важное место в хозяйстве страны. Преобладает производство аминокислот, удобрений, искусственного и синтетического волокна, лаков и красок. Основные центры отрасли расположены в штатах:

  • Гуджарат,
  • Махараштра,
  • Тамилнад,
  • Пенджаб,
  • Бихар.

Химия полимеров на основе нефтепереработки развивается в Мумбайи.

Машиностроение

Машиностроение характеризуется развитием транспортной отрасли. Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизели - в Мумбаи, Колкатпи, железнодорожные вагоны, самолеты - в Ченнаи (Мадрасе), Бангалоре, морские и речные суда - в Мумбаи, Вишакхапатнами. В последнее время развивается тяжелое машиностроение в городах Дургапур и Ранчи.

Наряду со старыми отраслями тяжелого металлоемкого машиностроения развиваются трудоемкие и наукоемкие отрасли, использующие местную дешевую рабочую силу. Эти приятия, где собирают мотоциклы, велосипеды, станки, бытовую технику, разрабатывают компьютерные программы, развиваются в крупных городах:

  • Мумбаи,
  • Чена,
  • Калькутте,
  • Бангалоре.

Легкая промышленность

Легкая промышленность охватывает хлопчатобумажную, кожевенно-обувную отрасли. Индия производит самое большое в мире количество хлопчатобумажных тканей на $750$ фабриках, расположенных преимущественно в штатах Махараштра и Гуджарат. Продукция джутовых фабрик, сосредоточеных в Колкате, составляет большую долю в экспорте страны.

Пищевая промышленость

Пищевая промышленность характеризуется производством масла и растительного жира из арахиса, кунжута, клещевины, горчицы, льна, кокосовых орехов, а также тростникового сахара и чая.

Другие отрасли

Важную роль в хозяйстве Индии играет кустарное производство. Оно дает почти половину дешевой промышленной продукции, удовлетворяющей потребности внутреннего рынка и на экспорт. Это художественные ремесла, различные промыслы. К ним относятся ковроткачество, ювелирное дело, ткачество, резьба по слоновой кости, художественная работа по металлу. Маслобойни, кузницы, столярные, дубильные, гончарные, мыловаренные, швейные, мебельные предприятия есть в каждом населенном пункте. Они удовлетворяют повседневные потребности населения, служат ждя привлечения туристов.

Пример 1

Индия - единственная в мире государство, в котором производят мелкие бриллианты.

Мумбай является крупным центром киноиндустрии. Там расположены крупнейшие кинофабрики Индии, которые в народе называют «Болливуд» . Популярные киноактеры приравниваются индийцами к национальным героям.