Какая посылка не облагается таможенными пошлинами. Какой налог на посылки из-за границы в России, Украине, Беларуси, Казахстане? Какие посылки облагаются налогом

В современном мире очень много архитекторов, но только некоторые из них являются действительно выдающимися. Одним из самых лучших специалистов в данной области считают Заху Хадид. Биография этой женщины пестрит головокружительными этапами в жизни. Масштабные проекты, величественные черты, умение преподносить себя и свой труд - это все то, что характеризует Заху Хадид.

Кто такая Заха Хадид?

Биография великого архитектора во многом связана с Багдадом. Здесь в 1950 году она родилась в обеспеченной семье, принадлежащей к классу буржуазии. Ее отца звали Мухаммад аль Хадж Хуссейн, а мать - Ваджиха аль Сабунджи. Первое образование Заха получала в Американском университете, расположенном в Бейруте, по классу математики. Затем пять лет она уделила обучению в лондонской ассоциации архитекторов. После получения этого образования она начала работать в архитектурном бюро, владельцем которого являлся ее учитель и наставник Рема Колхаса. Переняв все лучшие качества и умения у замечательного голландского архитектора, Заха приняла решение создать свою собственную фирму Zaha Hadid Architects.

Еще будучи подростком, она славилась безграничной фантазией. Уже в то время маленький архитектор Заха Хадид выполняла различные работы на заказ или по доброй воле. В числе ее предложений были такие проекты, как обитаемый мост над Темзой или перевернутый небоскреб в Лестере. Архитектура Захи Хадид всегда отличалась некой самобытностью. Примером тому служит проект клуба, местом расположения которого должна была служить высокая гора. Тогда проекты Захи Хадид получали различные архитектурные премии, но не находили путей реализации. Самой главной тому причиной служила неготовность заказчиков принимать в работу нестандартный, новый, инновационный проект. А ведь все проекты Захи Хадид были оригинальными.

Со временем в Захе все же рассмотрели истинного архитектора. После признания к ней стали приходить интересные проекты. Первым стало здание Захи Хадид для мебельной компании "Витра". Им она разработала пожарную часть в форме бомбардировщика. Далее ей стали давать все больше проектов, и в итоге здания от архитектора сейчас есть в десятках городов.

Личная жизнь Захи Хадид, несмотря не все ее успехи и привлекательную внешность, так и не смогла выстроиться. Она полностью реализовалась как архитектор, но так и не смогла реализоваться, как женщина.

Неожиданный уход из жизни

31 марта 2016 года из жизни ушел величайший архитектор современности Заха Хадид. Причина смерти замечательной и талантливой женщины весьма жизненная и часто встречающаяся. 65-летнюю Заху убил сердечный приступ. Случилось это с ней в Майами. Сюда она прилетела лишь для того, чтобы подлечить свой бронхит. Так, в один миг не стало гениального, самобытного и весьма жизнелюбивого человека. К сожалению, не было у Захи Хадид детей, поэтому после ее смерти напоминанием об этой женщине остались только работы и бизнес.

Творческий путь

Работы Захи Хадид заинтересовали общественность и заказчиков, после того как мир познакомился с великолепным творением - музеем Гуггенхейма, который был возведен в Бильбао. Ошеломительный спрос архитектура Захи Хадид получила после того, как она поучаствовала в строительстве Центра современного искусства Розенталя. Ее архитектурные замысли всегда шли в противоречие общепринятым канонам. Во всех работах Заха Хадид пыталась выйти за рамки и придать пространству новый мощный импульс. Так, в ее проектах можно отследить искаженную перспективу, способствующую выявлению острых углов и искривлений.

Женщина-архитектор Заха Хадид прекрасно работала с крупными формами. Но помимо ее архитекторского таланта в ней жило еще и необыкновенное умение создавать инсталляции, театральные декорации, интерьеры, картины и даже обувь. Выполняя небольшие работы, Заха оттачивала новые формы. Архитектура Захи Хадид украшает многие города, а ее малые работы хранятся в таких музеях, как МоМа, архитектуры и другие. Помимо создания новых форм и объектов Заха еще с удовольствием делилась своими знаниями. Она часто проводила мастер-классы и читала лекции в различных странах мира.

В числе работ Захи Хадид - ряд мебельных коллекций. Одним из самых запоминающихся предметов интерьера, созданных Захой, является светильник "Чендлер Вортекс" и кресло "Кристалл". Уникальные творческие проекты привели Заху на первую выставку дизайна в Майами, где ее удостоили звания «Дизайнер года».

Отпечаток Захи в России

Россию Заха посещала не один раз. В связи с этим встретить архитектуру Захи Хадид стало достаточно просто. В 2004 году ее пригласили в Эрмитажный театр, где вручили Пицкеровскую премию. В этом же году Заха Хадид прочитала интереснейшую лекцию в Центральном доме архитектора. Через год она вернулась в Россию с мастер-классом, который проводился на базе выставки АРХ-Москва. Этот же год принес Захе проект в Москве. Компания «Капитал Групп» предложила неординарному архитектору спроектировать жилой комплекс «Живописная Тауэр». Так появилось первое здание Захи Хадид в Москве. Адрес этого строения: г. Москва, ул. Живописная. Спустя семь лет, в 2012 году, Заха Хадид взялась за строительство футуристического особняка Владислава Доронина на Рублево-Успенском шоссе.

В 2015 году в Москве воздвигли новый бизнес-центр «Пересвет-Плаза», архитектором которого выступила Заха Хадид. Москва, Шарикоподшипниковская улица, дом 5 - адрес нового здания великого архитектора в России. Строение выполнено в авангардном стиле, и на первый взгляд кажется, что это какой-то космический объект, спустившийся с небес на землю.

Легендарные постройки Захи Хадид

Каждое здание, построенное по проекту Заки Хадид, становится легендой. Можно взять ее любую работу, и каждую из них можно будет с уверенность назвать лучшей. В числе удивительных проектов Захи Хадид:

  1. Башня в Пекине - объект, поражающий не только своим масштабом, но и инновационностью. Создатели при возведении обратились к таким технологиям, которые позволили сократить количество потребляемой энергии и минимизировать выброс загрязняющих веществ.
  2. Центр Современного Искусства Розенталя в Америке - этот проект принес Захе Хадид Притцкеровскую премию.
  3. Трамплин в Инсбруке.
  4. Головное здание БМВ в Лейпциге - результат переосмысления функций традиционного офиса.
  5. Национальный музей искусств двадцать первого века в Риме.
  6. Лондонский центр водных занятий спортом - здание создавалось к Олимпийским играм 2012 года.
  7. Цент Гейдера Алиева на территории Баку - возведен в честь третьего президента Азербайджана.
  8. Футуристический особняк на Рублевке в Москве - загородный дом Владислава Доронина, визуально напоминающий космический корабль.
  9. Центробанк Ирака - очень важное для Захи здание, так как строилось оно на ее Родине. К сожалению, к моменту сдачи постройки великого архитектора уже не было в живых.
  10. Политехнический университет Гонконга - при взгляде на него сразу вспоминается легендарный «Титаник».

Это лишь несколько прекрасных работ Захи Хадид. Не менее вдохновляющими и грандиозными ее проектами являются здания музея транспорта в Глазго, горного музея в Италии, торгово-развлекательного центра в Пекине и др. Несколько суперэпатажных работ Захи Хадит далее описаны более подробно.

Galaxy SOHO (Пекин)

Грандиозное здание расположилось на земельном участке в 47 тысяч квадратных метров. Строительство данного объекта архитектуры продлилось в течение 30 месяцев в период с 2009 до 2012 года. Данный комплекс является первым зданием, построенным в Китае по проекту Захи Хадид. Эксперты и ценители считают, что SOHO - это лучшее творение Хадид во всей Азии. Согласно агентства Захи Хадид, данное здание было выполнено без острых углов. Что касается названия, то изначально его так и назвали «без углов». Патрик Шумахер, коллега Захи, решил, что это слишком грубое название для концепции и предложил переименовать ее в «панорамную архитектуру».

Площадь комплекса равна 330 тысячам квадратных метров. В его состав входят пять объемных объектов. Каждый из них имеет округлую форму и достигает в высоту до 67 метров. Между собой каждый из элементов соединяется разноуровневыми платформами этажей и крытыми туннелями. За счет скругления межэтажных перекрытий визуально комплекс стал похож на динамично движущийся объект. Здание имеет Высота офисных потолков достигает трех с половиной метров. В торговых площадках потолки возносятся на высоту более пяти метров. Всего в комплексе 18 этажей, три из которых находятся под землей. Около здания есть парковка на 1250 машин.

Культурный центр Гейдара Алиева

Это сооружение поражает своим масштабом. Общая площадь занимаемой им территории превышает 111 тысяч квадратных метров. В стенах культурного центра находятся такие важные помещения, как музей, конференц-холл, библиотека. Также здесь есть специальная зона для проведения различного рода мероприятий. Преобладающую долю в здании имеют абсолютно прозрачные стеклянные стены. В таком формате выполнены не только внешние стены, но и внутренние. Это позволяет минимизировать расход электроэнергии и использовать максимум естественного света. Как и практически все проекты Захи Хадид, архитектура культурного центра Гейдара Алиева состоит из округлых линий. В данном здании гармонично сочетается волнообразное стремление к небу и плавное приближение к земле. Данная выбрана не случайно. По задумке автора, прежде всего центр должен олицетворять бесконечность и продолжительность. По цвету здание белое, что является символом светлого будущего.

CMA CGM Tower (Марсель, Франция)

Силами арабского происхождения в 2011 году было завершено строительство впечатляющего небоскреба. Всего он насчитывает 37 полноценных этажей. Общая высота здания составляет 147 метров. Местом его расположения является деловой квартал в километре от центральной части Марселя. Здесь этот небоскреб является самым высоким зданием. Предназначение данного сооружения - это головной офис местной компании CMA CGM. Штаб-квартира имеет очень выгодное расположение относительно береговой линии, от нее до здания насчитывается всего сто метров. Право на создание проекта данного сооружения архитектурное агентство Захи Хадид получило путем победы в специальном конкурсе, организованном в 2004 году. Начало строительства было запущено в том же году. Спустя семь лет его уже ввели в эксплуатацию. По своей вместительности здание спокойно может разместить 2700 человек. По проекту у небоскреба были построены парковки для 700 машин и 200 мотоциклов. Посетители также могут здесь побывать в ресторане, рассчитанном на 800 персон, или в спортивном зале. По своей площади здание занимает примерно 94 тысячи квадратных метров. По своей значимости небоскреб входит в ТОП-10 небоскребов 2011 года.

One Thousand Museum Tower (Майами, США)

Небоскреб высотой в шестьдесят этажей был возведен по проекту Захи Хадид в самом сердце Майами, на Бискайском бульваре. Дом включает в себя 83 квартиры класса люкс. Площадь каждой квартиры разная, так же как и их стоимость. Минимальная цена одного помещения составляет 5 млн долларов. Максимальная же достигает пятнадцати миллионов. По словам Захи Хадид, данное здание должно было повлиять на линию горизонта города. В рамках проекта архитектор предложила у основания здания сделать подиум, из которого будет выстраиваться башня. По своей форме башня будет отличаться от рядом стоящих своим нестандартным дизайном. Она как будто оплетена с внешней стороны бетонным каркасом. Так внешняя часть здания становится подобной дереву, оплетенному ветвями. Балконы и лоджии квартир как будто утопают в общей плоскости фасада. Предназначением подиума является создание многоцелевой общественной зоны. Здесь располагаются магазины, кинотеатр, фитнес-центр. Окружают нижний блок здания металлические панели с перфорацией. Именно они придают подиуму футуристическую стилистику.

Музей XXI века (Рим)

Национальный музей искусств по замыслу Захи Хадид стал обширным скоплением разных культур. В качестве основы данной постройки было принято взять комплекс, на котором располагались казармы Монтелло. Для Рима является очень символичным то, что новый объект культуры был построен поверх старинного здания. Внутренне пространство данного музея 21-го века составляет 21 тысячу квадратных метров. Визуально он подобен застывшим навечно потокам вулканической лавы. Такой эффект создается за счет переходящих друг в друга объемных конструкций из бетона. Большую роль в данном культурном объекте играют стеклянные поверхности. Практически весь первый этаж, а также крыша состоят из прозрачного стекла. Таким образом все хранящиеся в музее культурные ценности можно лицезреть под дневным освещением. Внутри здания располагается атриум, собранный из двух ярусов. Он соединяет все помещения музея между собой. Переходы и астеничные проемы внутри здания подобны черным лентам, оплетающим белоснежные бетонные стены здания. Архитектурное убранство музея в 2010 году было удостоено Стирлингской премии в Великобритании. Так, одним движением руки Заха Хадид превратила незамысловатые казармы в удивительно неординарное достояние страны.

Capital Hill Residence (Москва)

Владислав Доронин никогда не скупился на создание своего комфорта. Также это касается и его жилья. Так, в 2015 году Заха Хадид разработала проект его футуристического особняка, который построили олигарху на Рублево-Успенском шоссе. Общая площадь ультрамодного и сверхнеобычного здания составляет две с половиной тысячи квадратных метров. Основой концепции Захи Хадид стал экостиль. При проектировании дома Доронина она постаралась гармонично смешать современные технологии с природными чертами. При взляде на этот особняк сразу возникает ощущение, что с другой планеты прилетел космический корабль и обосновался в Барвихе. Комнаты внутри здания распределены по четырем уровням. Внизу располагается гостиная, тренажерный зал, сауна, баня, хамам и кабинет для массажа. Далее идут приемная для гостей, кухня со столовой и бассейн. Этажом выше располагаются библиотека, детская, гостиная и огромный холл. Завершающий этаж включает в себя комнаты хозяев и роскошную террасу.

Стоит отметить, что проектирование частных домов не входит в основную специализацию Захи Хадид. По мнению экспертов, за эту работу она получила гонорар с шестью нулями. В итоге деловой союз Захи Хадид и Владислава Доронина продемонстрировал миру роскошнейший проект и частный дом мирового уровня. Единственное, что остается непонятным для многих людей, это кто же будет там жить. Есть мнение, что этот дом, как и многие другие, московский миллиардер преподнесет в подарок своей возлюбленной Наоми Кэмпбелл.

Издание The Guardian. Хадид умерла в госпитале, где лечилась от бронхита.

Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 году. В 1977 она окончила обучение в Архитектурной ассоциации в Лондоне и начала карьеру в бюро OMA, созданном Ремом Колхасом, преподавателем Хадид. В 1979 году она основала свою собственную архитектурную компанию — Zaha Hadid Architect.

Заха Хадид является обладательницей «Нобеля» в области архитектуры — Притцкеровской премии (2004). В 2016 году она стала первой женщиной, которая получила золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

В своем Twitter мэр Лондона Борис Джонсон прокомментировал смерть Хадид. «Очень грустно слышать о смерти Захи Хадид. Она вдохновляла, и ее наследство — это ее здания в Стратфорде и по всему миру», — отметил он.

Заха Хадид проектировала не только здания. Она разрабатывала дизайн яхт, обуви, ювелирных украшений и даже парфюмерных флаконов.

«РБК Стиль» вспомнил самые знаменитые работы
легендарной женщины-архитектора:

Центр Гейдара Алиева, Баку (открыт в 2012). За это здание Хадид получила премию «Дизайн года» британского Музея дизайна.

zaha-hadid.com

Центр водных видов спорта, Лондон (открыт в 2011). Дизайн-проект этого здания был разработан в 2004 году и получил Притцкеровскую премию еще до того, как Лондон выиграл право на проведение Летних Олимпийских игр-2012.

zaha-hadid.com

Мост шейха Зайеда, Абу Даби (открыт в 2010). Строительство этого сооружения обошлось в $300 млн. Изогнутые линии моста напоминают пустынные дюны.

Depositphoto.com

Dominion Tower, Москва (открыт в 2015). Офисное здание состоит из семи этажей и выступающих консолей, а его общая площадь составляет 22 тыс. кв. м.

zaha-hadid.com

Оперный театр в Гуанчжоу (открыт в 2011). Общая площадь здания составляет около 70 тыс. кв. м. По форме оно напоминает камень. Частично остекленные фасады способствуют хорошему освещению внутреннего пространства.

depositphoto.com

На выставке Baselworld 2016 рядом с павильоном ювелирной датской марки Georg Jensen была установлена архитектурная инсталляция Захи Хадид — обладательница Притцкеровской премии создала коллекцию серебряных украшений для Georg Jensen. В нее вошли 8 предметов с характерной линейной структурой — в том числе перекрученный браслет и кольцо на два пальца.

пресс-служба Baselworld 2016

пресс-служба Baselworld 2016

пресс-служба Baselworld 2016

Первая линия золотых украшений, выпущенных в 2013 году совместно со швейцарской ювелирной маркой Caspita, была вдохновлена клеточной структурой предметов окружающего мира.

facebook.com/Caspita-Haute-Joaillerie

В рамках прошлогоднего Salone del Mobile в Милане Заха Хадид представила инсталляцию, вдохновленную ювелирной коллекцией

пресс-служба Bulgari

пресс-служба Bulgari

В 2008 году Хадид в сотрудничестве с французским спортивным брендом Lacoste создала лимитированную коллекцию обуви (всего 850 пар). Мужская и женская версия кед были выплавлены из резины, чья фактура имитировала кожу крокодила. В том же году бразильская марка Melissa выпустила пару женских босоножек, придуманных Хадид в стиле архитектурных пространств собственных зданий.

facebook.com/zaha.hadid

facebook.com/zaha.hadid

В 2015 году Заха Хадид вместе с музыкантом Фарреллом Уильямсом разработала модели кроссовок для коллекции "Supershell" Adidas.

zaha-hadid.com

Для мирового турне Pet Shop Boys 1999 года, которое называлось Nightlife Tour, Хадид разработала дизайн сцены и свет.

В 2012 году Заха Хадид спроектировала для американского дизайнера Донны Каран флакон для нового аромата Donna Karan Woman.

facebook.com/zaha.hadid

С начала 2000-х архитектор активно сотрудничала с крупнейшими итальянскими производителями мебели и товаров для дома, такими как Sawaya and Moroni, Poltrona Frau Contract, Slamp и другими. Самыми известными из ее изделий стали кресло Kuki и стул Z-Chair.

facebook.com/zaha.hadid

Zephyr Sofa ( facebook.com/zaha.hadid)

Кресла Array ( facebook.com/zaha.hadid)

Заха Мохаммад Хадид – архитектор иракского происхождения, жившая и работавшая в Великобритании. Первая в мире женщина Лауреат Притцкеровской премии.

Заха родилась 31 октября 1950 года в столице Ирака в семье Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида, организатора партии национал-демократов. Мать девочки Ваджиха аль-Сабунджи была родом из Мосула, занималась живописью. Родители вели буржуазный образ жизни.

Заха с детства проявляла интерес к изобразительному искусству и архитектуре. Девочка постоянно фантазировала и создавала из бумаги проекты зданий. К 22 годам Заха Хадид окончила в Бейруте факультет математики Американского университета и уехала в Лондон, где стала студенткой Архитектурной школы Ассоциации Архитекторов. Девушка поступила на курс к мастерам Рему Колхасу и Элиа Зенгелису. Учась в Великобритании, Заха подробно знакомится с творчеством Казимира Малевича и русских зодчих начала XX столетия.

Архитектура

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.

В 1977 году, после окончания учебного заведения Заха Хадид становится сотрудницей бюро ОМА Колхаса, откуда уходит через два года. В 1979 году появляется самостоятельный проект Захи Хадид Zaha Hadid Architects. Вместе с выполнением заказов Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берется за разработку стандартных построек, ее интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.


Проект спортивного клуба «Пик», Гонконг

Первой победой архитектора в международном конкурсе стал проект клуба «Пик» который Заха создавала для клиента из Гонконга, но постройка не была осуществлена из-за банкротства заказчика. В 1994 году в результате очередной победы Захи Хадид в Великобритании на лучший проект оперного театра в Кардиффе разразился скандал: общественность подвергла сильному прессингу застройщика, вынудив отказаться от авангардного проекта молодой арабки.


Еще одной яркой работой этого года считается разработка перевернутого небоскреба для английского города Лестера, который также не был реализован. Первой работой, воплощенной в жизнь, стал проект пожарной часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. Произошло знаменательное событие в 1993 году. Но по-прежнему многие проекты Хадид оставались на бумаге, что не останавливало Заху. Архитектор настолько была увлечена любимым делом, что часто спала по 4 часа в сутки.


В 1997 году после строительства музейного комплекса Гуггенхейма в Бильбао начинается интерес к идеям Захи Хадид. В 1998-1999 годах архитектор возводит два Центра искусств в США, штате Огайо, и в Риме. Здания, выстроенные по проектам иракского архитектора становятся достопримечательностями местности. Окончательно имя Захи Хадид стало известно международному сообществу после участия в разработке проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, строительство которого было завершено в 2003 году.


Помимо работы с крупными формами Заха Хадид экспериментирует с объектами интерьера, театральными декорациями, выставочным пространством музеев. Дизайнер создает модель туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa. Хадид преуспевает в проектировании мебельных коллекций. Экспериментальные работы дизайнера реализуются под брендом Sawaya & Moroni.


В 2005 году достижения Захи в дизайне отмечают первой премией на всемирной выставке Design Miami. Коллекции малых форм попадают в Музей современного искусства на Манхеттене, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Заха Хадид читает лекции по архитектуре и искусству по всему миру.

Работа в России

31 мая 2004 года состоялось знаменательное событие в жизни Захи Хадид – архитектору присудили Прицкеровскую премию. Церемония награждения состоялась в Санкт-Петербурге, в театре Эрмитажа. С этого времени началось сотрудничество Хадид с Россией. Неоднократно она приезжала в Москву с мастер-классами, в 2005 году сотрудничала с группой проектировщиков жилого комплекса «Живописная Тауэр» в столице России.


В 2012 году Заха Хадид создает проект футуристического дома для предпринимателя Владислава Доронина, через три года – бизнес-центр «Пересвет-Плаза». В 2012 году после открытия центра в Баку, созданного по проекту Захи Хадид, архитектор получает премию Британского Музея дизайна, в номинации «Дизайн года».


Среди работ мастера интерес представляют постройки различного функционального назначения: Научный центр в Вольфсбурге, Музей искусств в Дании, отель «Пуэрто Америка» в Испании, станция фуникулера в Австрии, Центр водных видов спорта в Лондоне, проект театра в Марокко, стадион в Катаре, здание средней школы в Лондоне. Значимыми проектом 2000-х для Хахид стала постройка Музея MAXXI на окраине Рима.


В 2010 и 2011 годах Заха Хадид становится лауреатом премии Джеймса Стерлинга Королевского института британских архитекторов. Фото работ архитектора и дизайнера находятся в свободном доступе в интернете, с ними может ознакомиться каждый. Со временем здания, построенные по проектам Захи Хадид, становятся обтекаемыми, полностью теряя углы и прямые линии. Дизайнер отходит от деконтруктивизма, создав собственный стиль.

Личная жизнь

Личная жизнь так и не смогла вписаться в творческую биографию Захи Хадид. У архитектора не было семьи, Заха не оставила после себя наследников.


Собственными детьми Хадид считала проекты, над которыми постоянно работала. Дизайнер всю жизнь прожила в лондонской квартире, которая находилась недалеко от архитектурного офиса.

Смерть

В марте 2016 года Заха Хадид обратилась в клинику Майами по поводу проведения лечения бронхита. Но 31 марта архитектор скоропостижно скончалась.


Причиной смерти медики называли сердечной приступ. После смерти Хадид оставила только архитектурный бизнес.

Сейчас делом Захи Хадид занимается ее партнер по фирме Патрик Шумахер, который решил завершить 36 работ мастера, оставшиеся незаконченными. Среди новых заказов бренда – строительство Делового центра в столице Чехии и технопарк в Подмосковье.

Проекты

  • Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне, Германия - 1994
  • Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США - 1998
  • Вокзал Hoenheim-North и автостоянка, Страсбург, Франция - 2001
  • Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия - 2002
  • Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия - 2005
  • Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген, Дания - 2005

  • Отель «Пуэрта Америка», Мадрид, Испания - 2006
  • Станция Фуникулера, Австрия - 2007
  • Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия - 2010
  • CMA CGM Tower, Марсель, Франция - 2011
  • Центр водных видов спорта (Лондон), Англия - 2011
  • Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан - 2012
  • Бизнес-центр «Пересвет-Плаза», Москва, Россия - 2015

Заха Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде. Ирак в то время был совершенно не похож на нынешний военный полигон для обнаглевших от безнаказанности американских генералов. Формально он уже двадцать лет как освободился от господства Великобритании, однако страна по-прежнему находилась под сильным влиянием западной культуры. В Багдад приезжали архитекторы с мировыми именами, по их проектам строились музеи и университеты. Отец Захи получил хорошее европейское образование в Лондонской Школе Экономики, и по возвращении на родину стал одним из основателей Народной Демократической Партии, выступавшей за модернизацию Ирака. Будучи успешным предпринимателем, он смог дать своим детям все, что требовалось для воспитания в них свободомыслящих неординарных личностей. Благодаря его любви и поддержке Заха смогла реализовать себя, взойдя на вершину архитектурного Олимпа и заняв там место, соответствующее ее таланту, трудолюбию и целеустремленности.

Существует несколько версий того, почему Заха решила стать архитектором. Скорее всего это решение зрело в ней постепенно. В одном из своих многочисленных интервью она рассказывала, как однажды родители взяли ее с собой на прогулку к древним шумерским руинам, и, находясь под впечатлением от уведенного, она решила, что сама будет строить удивительные, ни на что не похожие дома. В другом интервью Заха вспоминала, как увидела в журнале фотографии с выставки работ Фрэнка Ллойда Райта, и спросила родителей, как называют людей, которые строят дома. Родители ответили, что таких людей называют архитекторами, и Заха сказала, что хочет стать архитектором. Впрочем, в столь юном возрасте она еще не определилась с выбором будущей профессии и хотела стать певицей, модельером или даже космонавтом. Окончательное решение пришло к ней в возрасте 11 лет в Лондоне. С тех пор вся ее жизнь была подчинена страстному желанию воплощать свои фантазии в бетоне.

Получив начальное образование во французской монастырской школе в Багдаде, Заха в 1968-ом году покидает Ирак (ее возвращение обратно на родину затянулось более чем на сорок лет). Она едет в Ливан, где изучает математику в Бейрутском Американском университете. Затем ее путь лежит в Лондон, в Архитектурную Ассоциацию, куда она поступает в 1972-ом году и становится ученицей Рема Колхаса - прославленного голландского архитектора и бунтаря. Впоследствии Колхас назовет Заху самой талантливой своей ученицей, а Заха отплатит ему самой желанной наградой для любого учителя - тем, что превзойдет его.

Тектоник Малевича (1977)

В этот период Заха страстно увлекается русским авангардом и в особенности творчеством великого русского художника Казимира Малевича. Много лет спустя она скажет, что мечтает повесить «Черный квадрат» у себя в гостиной. Дипломная работа Захи так и называлась «Тектоник Малевича» и представляла собой проект обитаемого моста над Темзой. Заха применила оригинальный подход к работе, отказавшись от проекций, и стала использовать живопись как метод проектирования. Ей не нравится, что современные студенты почти не умеют рисовать, предпочитая пользоваться компьютером. Заху научила азам живописи ее мать, и для каждого своего проекта она делает по нескольку сотен набросков, из которых потом рождается новый архитектурный шедевр.

Получив диплом, Заха начинает работать в бюро OMA под руководством все того же Рема Колхаса, а спустя три года основывает собственную фирму Zaha Hadid Architects, продолжая при этом преподавать в Архитектурной Ассоциации. Заказов мало. Клиентов пугает ее необычный подход и своенравный характер, однако Заха не устает повторять, что архитектура - это не обслуживающая, а формообразующая дисциплина. Она упорно продолжает прокладывать свой собственный путь, чего бы ей это ни стоило. В 1983-ем году ее проект загородного клуба одерживает победу на конкурсе в Гонконге, однако он так и остается нереализованным. С этого момента Заха на долгие годы превращается в «бумажного архитектора». Ее творчеством восхищаются, она получает множество наград, но построить ничего не может. Фирма занимается мелкими заказами, а о Захе говорят, что ее проекты в принципе невозможно воплотить в жизнь.

Пожарная часть Virta. Вайль-на-Рейне, Германия (1990 — 1994)

Продолжавшаяся целое десятилетие черная полоса заканчивается в 1990-ом году, когда Заха получает заказ на строительство пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Virta. Это необычное здание, похожее на бомбардировщик «Стелс», стало событием в архитектурном мире и заставило говорить о Захе как о мастере сформировавшегося в конце 80-х течения деконструктивизма. Вскоре Заха выигрывает конкурс на строительство Оперного театра в заливе Кардифф (Великобритания), однако под давлением недовольной общественности заказчик аннулирует результаты конкурса и назначает новый, в котором Заха снова одерживает победу, обойдя в общей сложности 268 конкурентов. Тогда заказчик вообще отказался от проекта, и долгожданный триумф обернулся для Захи катастрофой. Ее карьера достигла низшей точки. Работы практически не было, но Заха не сдавалась. Она решила идти до конца.

Центр современного искусства. Цинциннати, США (1997 — 2003)

Ситуация неожиданным образом изменилась, когда в 1997-ом по проекту Фрэнка Гери был построен знаменитый Музей Гуггенхайма в Бильбао. Набрав силы, деконструктивизм вошел в моду. На Заху снова обратили внимание, и она получила заказ на строительство Центра современного искусства в Цинциннати, который сам по себе превращается в произведение искусства, а спустя два года по ее проекту начинается строительство лыжного трамплина в Инсбруке. Заха на практике доказывает, что ее фантастические идеи можно сделать реальными. Постепенно она становится востребованным архитектором. Ее политика творческого самовыражения, превалирующего над принципами эргономики и функциональности, но не подавляющего их, начинает приносить свои первые плоды. Она приступает к строительству научного центра Phaeno и центрального здания завода BMW (оба в Германии), ее проекты побеждают в конкурсах и не сходят со страниц архитектурных журналов. Заха продолжает преподавать и ездит с лекциями по всему миру, неизменно собирая полные аудитории.

В мае 2004-го года происходит событие, которое многие ждали, но в возможность которого мало кто верил. Заха Хадид становится первой женщиной, получившей Прицкеровскую премию - самую престижную в мире архитектуры. С этого момента жизнь ее меняется в лучшую сторону. Критики уже не называют ее работы безумными и нереалистичными, понимая, что ее уникальный взгляд будет оказывать большое влияние на развитие архитектуры в ХХI веке. Отныне сама Заха определяет правила игры, а ее удивительные оригинальные здания начинают постепенно менять облик мира, в котором мы живем. Меняется и ее стиль. Заха отходит от «классического» деконструктивизма, в ее работах появляется больше плавных линий и органических форм. Заха Хадид превращается в одного из самых влиятельных архитекторов нового века. Она много и успешно работает, в том числе и в России, где занимается несколькими проектами, включая частный дом в Барвихе, жилой комплекс «Живописная тауэр» и офисное здание.

Центральное здание завода BMW. Лейпциг, Германия (2001 — 2005)

В 2005-м центральное здание BMW признается лучшей постройкой года на территории Германии по версии Федеральной палаты архитекторов. Заха в буквальном смысле перевернула представления об организации рабочего пространства. В предложенном ею проекте конвейер с проходящими по нему автомобилями находился над помещениями для администрации, а не наоборот, как это было до сих пор. В том же году Заха была избрана лучшим дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami. Интерес к дизайну появился у Захи в детстве. В одном интервью она рассказывает, как родители купили для ее комнаты асимметричное зеркало в стиле модерн. На Заху оно произвело столь сильное впечатление, что она немедленно переделала всю свою комнату, а потом и комнаты своей кузины и тети. В конце 80-х она создала удивительный интерьер для ресторана в Саппоро. Позднее она с удовольствием занималась дизайном мебели и интерьеров, создавала театральные декорации и сценические пространства. В 2005-ом она разработала дизайн для Отеля Пуэрто Америка, каждый из двенадцати этажей которого был решен одним архитектором. Кроме Захи в проекте участвовали Норман Фостер, Рон Арод, Жак Нувель, Катрин Финдлэй и другие. Отель получил множество наград и стал одной из достопримечательностей Мадрида.

Музей естественных наук Phaeno. Вольфсбург, Германия (2000 — 2005)

В 2006-ом прошла персональная выставка в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, посвященная тридцатилетию карьеры Захи Хадид. Значительная часть представленных на ней проектов существовали уже не только на бумаге, но и реально строились по всему миру. Музей естественных наук Phaeno в Вольфсбурге вошел в список лучших архитектурных сооружений 2006 года и был отмечен премиями имени Мис Ван дер Роэ и Стирлинга. Заха называет этот проект в числе своих самых любимых: «Phaeno - это наиболее законченное изложение моих поисков комплексности, динамики, многослойности архитектурного пространства». Музей напоминает космический корабль, парящий в воздухе вопреки всем законам гравитации, да и саму Заху иногда называют «инопланетянкой» и даже «колдуньей». Люди, которые встречались с ней лично говорят, что фотографии совершенно не передают ее демоническую красоту и духовную силу. У нее, как и у всех талантливых людей, много врагов, но даже самые непримиримые ее противники признают, что многие работы Захи поистине великолепны. Тридцать лет назад вряд ли кто-нибудь осмелился сказать такое про женщину-архитектора, но Заха коренным образом изменила ситуацию. В 2010-ом году Прицкеровскую премию снова получила женщина - японка Кадзуо Седзима. Сегодня это уже никого не удивляет и не вызывает такого ажиотажа, как в случае с Захой, потому что она была первопроходцем.

Культурный центр. Абу-Даби, ОАЭ (2007 — ?)

Заха строит не только в Европе, Азии и США. Ее архитектурные проекты востребованы и на Ближнем Востоке. Среди ее работ для этого непростого региона следует отметить Культурный центр и Мост Шейха Саида в Абу-Даби, Музей современного искусства в Бахрейне, «танцующие башни» в Дубаи и офисные здания в Египте. В силу сложившихся обстоятельств Заха не может пока вернуться на родину, однако она признается, что с удовольствием построила что-нибудь в Багдаде. «Я думаю, что в первую очередь надо восстанавливать даже не город и его инфраструктуру, хотя и это тоже необходимо, а гражданское общество. - говорит она в интервью журналу «Итоги», - То, что продолжалось в течение пятнадцати лет, просто полностью его разрушило, я знаю истории про то, как люди были вынуждены продавать своих детей, чтобы купить еду. Следует, конечно, воспользоваться опытом архитекторов, чтобы обдумать и понять, что делать с разрушенными городами. Багдад был потрясающим городом, как и Бейрут когда-то…» Впрочем, ситуация скоро должна измениться. Недавно стало известно, что иракское правительство предложило Захе проектировать новое здание для Центрального банка Ирака. Если обстоятельства сложатся удачно, этот проект станет первым для ее родной страны.

Национальный музей искусств XXI века. Рим, Италия (1998 — 2009)

В мае 2010-го в Риме открылся Национальный музей искусств XXI века. Строительство обошлось в 150 миллионов евро и на тот момент являлось самым крупным зданием из всех спроектированных Захой. В том же году этот музей получил приз Стирлинга за лучшее архитектурное оформление и был назван лучшим зданием года (по версии WAF). Этот год вообще стал одним из самых удачных для Захи Хадид. Ее фирма обеспечена заказами на десятилетие вперед, уже сейчас ведется строительство около двадцати объектов по всему миру. В 2011-ом планируется открытие Оперного театра в Гуаньчжоу, а к летним Олимпийским играм 2012-го года в Лондоне будет закончено строительство спорткомплекса для водных видов спорта. Времена, когда ее здания не хотели строить в Соединенном Королевстве, давно прошли. Заха проиграла битву при Кардиффе, но выиграла войну в столице своей второй родины - Великобритании.

Оперный театр. Гуаньчжоу, Китай (2003 — 2010)

Сама Заха говорит о своем творчестве так: «Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат… Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Когда вы оказываетесь в дикой природе, у вас нет определенного маршрута, и вы обнаруживаете места и вещи, которые не стремились обнаружить. Иногда вы чувствуете себя потерянным, но это лишь акцентирует внимание на том, что есть и другие пути. Многих людей не устраивает такой подход, потому что вообще люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном. Мне, напротив, больше всего нравится менять свои мнения. Это как раз та причина, по которой люди путешествуют, смотрят мир, экспериментируют. И меня очень удивляет, насколько люди привержены какому-то одном способу существования. Это надо менять, и причем менять постоянно».

Центр водных видов спорта. Лондон, Великобритания (2005 — 2011)

В начале своей головокружительной карьеры Заха ставила перед собой задачу продолжить незаконченный проект модернизма в экспериментальном духе раннего авангарда. В русских авангардистах ее привлекал дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства. От фрагментарной архитектуры своих ранних проектов, создававшихся под влиянием творчества Малевича и Кандинского, она постепенно перешла к сложным текучим формам, в которых все сильнее проявляется органическое начало. Архитектура снова стала искусством, рождающим новые удивительные миры. Освобождаясь от гнета привычных форм, человек учится прокладывать свои собственные маршруты в пространстве и учится думать вовне, а не внутрь себя. Для Захи творчество - это способ осмысления и формирования мира. В эпоху, когда религии и философии оказались бессильны перед глобальными проблемами XXI века, архитектура выходит на первый план как искусство, способное объединить людей и изменить их отношение друг к другу. Будущее наступает уже сегодня, и его облик будут определять такие талантливые и деятельные люди как Заха Хадид.

Tannarh, 2011 г.

Дополнительная информация: http://www.zaha-hadid.com - официальный сайт архитектора Захи Хадид

«Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне»

© Заха Хадид

Всемирно известный британский архитектор Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) способна поразить воображение любого человека. Её сооружения напоминают космические конструкции. Они не могут не выделяться среди привычных нашему глазу прямоугольных зданий.

«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат. Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Многих людей не устраивает такой подход, потому что, вообще, люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном» , ‒ говорит она.

Свои самые крупные награды и мировое признание архитектор получила после пятидесяти. В 2004 году Заха стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов). Церемония награждения состоялась в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад, во время празднования юбилея королевы Великобритании Елизаветы II, Заха получила титул Дамы-Командора ордена Британской империи.

Обратимся к истории. Заха Хадид родилась в Ираке. Её отец был одним из основателей Национальной Демократической партии Ирака, крупным промышленником прозападной ориентации. Девушка никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

«Не могу сказать, что я принадлежу к какой-то культурной общности. Я покинула Ирак, когда мне было 15 лет, и после этого не жила на Востоке. Не сказала бы, что моё поведение укладывается в рамки мусульманской культуры. Что касается дискриминации по половому признаку, то мне кажется, что трудностей становилось гораздо больше по мере того, как мои работы приобретали убедительность» , - поделилась архитектор.

Начальное образование Заха получила во французской монастырской школе в Багдаде. В 1968 году уехала в Ливан, где изучала математику в Бейрутском Американском университете. Затем продолжила обучение в Лондоне, в Архитектурной Ассоциации, где стала ученицей Рема Колхаса - известного голландского архитектора и бунтаря. Колхас считал Заху самой талантливой своей ученицей и называл «планетой на собственной орбите». Безусловно, Колхас как «теоретик деконструктивизма» оказал большое влияние на Хадид. В студенчестве Заха увлекалась русским авангардом, особенно творчеством Казимира Малевича. В настоящее время она является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова.

Много лет назад Хадид основывала собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Её знаменитый авторский стиль присутствует во всех проектах компании. Работы мастера разнообразны: от частных особняков до оперных театров и футбольных стадионов. Внешний вид сооружений завораживает, но многие критики спорят о практичности таких зданий. Заха воплощает свои проекты по всему миру, развеивая любые сомнения. К примеру, футбольный стадион в Катаре поражает не только внешним видом, но и техническими устройствами. По задумке автора, он будет иметь раздвижную крышу. Благодаря этому, размеры помещения можно регулировать, увеличивая или уменьшая его в два раза.



Центр Гейдара Алиева называют одним из самых смелых инженерных проектов современности. Он стал новым символом Баку и всего Азербайджана. Культурный центр представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.



На протяжении всего творческого пути Заха не боялась экспериментировать. До середины нулевых годов работы архитектора можно отнести к деконструктивизму, далее ‒ к параметрической архитектуре. Её здания с невероятным интерьером стали похожи на космические корабли.

Стоит отметить, что большие архитектурные сооружения не единственное занятие автора. Заха делает инсталляции, театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, интерьеров и даже пишет картины.

Заха неоднократно бывала в России. В 2005 году архитектор сотрудничала с компанией «Капитал Груп». Работа заключалась в проектировании жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.

В 2012 году в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк ‒ одна из самых необычных построек Захи в России. Спустя три года состоялось очередное представление работы архитектора. В районе Дубровки открылся бизнес-центр Dominion Tower, построенный по проекту Zaha Hadid Architects в авангардном стиле. Здание представляет собой семь сдвинутых относительно друг друга этажей.

На протяжении всего творческого пути Заха занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира. Хадид выступала с программной лекцией в московском Центральном доме архитектора (ЦДА). Годом позже в рамках выставки «АРХ Москва» Заха провела мастер-класс.



«Женщине очень тяжело стать архитектором, потому что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне» , - признаётся Хадид.

Её работы всегда были в центре внимания. Но проекты, побеждающие на конкурсах, так и оставались нереализованными. Долгие годы архитектор работала «в стол», не имея возможности осуществлять задуманное. Закрепилось мнение, что её проекты хороши на бумаге, но не могут быть воплощены в жизнь. Заха смогла доказать обратное. Критики считают её самым популярным и востребованным архитектором современности.

Примечание редакции: цитаты из интервью Захи Хадид журналу SALON 2004г.