Как работает софтбокс. Что собой представляет софтбокс на вспышку и зачем он нужен? Тип и вид крепления

Обычно я предпочитаю брать с собой минимальный комплект оборудования на съемку портретов. Если я работаю по заданию клиента или создаю стоковые фотографии, то беру с собой больше оборудования, чтобы справиться с любой сложностью, которая может возникнуть. Одним из моих любимых аксессуаров, на который я полагаюсь, это маленький портативный софтбокс для вспышки.

Использование маленького софтбокса в дневное время может выровнять тени на лице модели.

Не модифицированный свет вспышки может быть слишком жестким. Мощная вспышка из маленького источника света приводит к некрасивым теням и сильным пересветам. Не имеет значения, находится ли вспышка на камере или нет, если свет прямой и не рассеянный, результат будет выглядеть неестественно. Я экспериментировал с разными маленькими модификаторами света для вспышек и не нашел ни одного, который производил бы приятный свет, в основном по причине их размера. Они слишком маленькие, чтобы делать свет ровным и мягким.

Раскладной софтбокс

Мой раскладной софтбокс размером всего 60 см (около 2 футов) и имеет квадратную форму, легкий и портативный. Очень хорошо, когда кто-то вам ассистирует и может подержать его там, где вам нужно, но я часто закрепляю его просто на стойке. Размещение вспышки внутри софтбокса эффективно увеличивает количество исходящего света, смягченного двумя нейлоновыми рассеивателями. Свет от вашей вспышки будет хорошо рассеян, что приведет к более мягким теням и уменьшению пересветов.

Ночные портреты


Присутствие мягкого света в ночных портретах создает равномерно освещенные фотографии.


Фотосъемка портретов ночью может быть сложной задачей, особенно если вам приходится полагаться на доступный свет. Применяя источник света, который у вас есть, вы делаете ночной портрет более приятным. Часто ночью доступные источники света не обеспечивают равномерный и мягкий свет для освещения вашего объекта, и прямая вспышка приведет к плохим результатам. Использование софтбокса для смягчения света позволит избежать резких теней и пересветов.

Портреты в помещении


Добавление мягкого света с одной стороны моей модели помогло сделать сцену ярче.


Аналогичным образом, при фотографировании в помещении и использовании доступного света может быть сложно достичь хороших результатов. Применив источник рассеянного света к вашему объекту, вы сможете создавать изображения, которые выглядят естественно.

Чуть бОльшая поверхность софтбокса распространяет свет на более широкую область, поэтому затрагивается больше вашего объекта, а также немного окружающего пространства.


Правильно подобранная мощность вспышки и настройка экспозиции позволили мне хорошо передать это традиционное тайское благословение нового года.

Портреты на открытом воздухе в дневное время

Больше всего мне нравится использовать софтбокс при съемке на открытом воздухе в дневное время. Наличие дополнительного источника света, который достаточно силен, но не слишком жесткий, может помочь вам сделать портреты, которые выглядят естественно. Возможность уменьшить тени путем добавления мягкого заполняющего света даст гораздо более приятный результат, чем, когда вы используете немодифицированную вспышку или полагаетесь только на доступный свет.

Главное - баланс

Я обнаружил, что установка параметров моей вспышки вручную дает более качественные результаты, чем установка ее на TTL или другие автоматические настройки. Контроль над мощностью позволит вам сбалансировать приятный мягкий свет софтбокса и доступный свет. Это важно, если вы хотите создавать естественные фотографии. Если ваша вспышка производит слишком много или слишком мало света, она подавит окружающий свет или будет малоэффективна.

Я привык использовать внешний измеритель света для замера окружающего света, а затем настраиваю свою вспышку, чтобы получить подходящую мощность. Сейчас достаточно просто использовать информацию, которую предоставляет ваша камера на экране, гистограмму и сигнал о пересветах. Немного потренировавшись, вам не потребуется много времени, чтобы найти правильные настройки, которые обеспечат хорошую экспозицию.


Использование вспышки и софтбокса, чтобы сбалансировать контровое освещение объекта и подходящее количество рассеянного света.

Местоположение источника света и задний план

Иногда вам может понадобиться сбалансировать вспышку так, чтобы фон оставался очень ярким, а ваш объект – хорошо освещен. Вы получите такой результат, установив мощность вспышки так, чтобы она производила чуть меньше света, чем контровое освещение, и экспонируя по коже модели (которую освещает ваша вспышка).

Рассматривайте рассеянный свет вспышки в качестве второго источника света. Разместите свою модель таким образом, чтобы яркий источник окружающего света был позади, а софтбокс установите сбоку. Вы получите результат близкий к студийной съемке. Опять же, в этой ситуации баланс является ключевым. Слишком большая или слишком малая мощность вспышки создаст несбалансированный свет и неестественно выглядящую фотографию.


Заполнение интенсивным, мягким светом, когда позади вашего объекта размещен сильный источник света, может обеспечить очень естественные портреты.


На этом снимке софтбокс был помещен слева от камеры.

Модифицируйте!

Множество моих учеников избегает использования вспышки в основном из-за того, что не достигли хороших результатов. Маленький, направленный источник света вряд ли сможет обеспечить приятное освещение. Использование маленького софтбокса для модификации света вашей вспышки и умение сбалансировать доступный свет изменят ваши портреты.

Как и всегда, когда вы пробуете новую технику с незнакомым оборудованием, позвольте себе допускать ошибки. Ошибки – это прекрасный способ учиться, но не тогда, когда кто-то полагается на вас. Упражняйтесь, когда единственным последствием ошибок будет ваш опыт, а не разочарование других.

Как научиться пользоваться подобными софтбоксами на все 100%

Если вы хотите научиться получать профессиональные портретные фото как в глянцевых журналах при помощи недорогих вспышки и софтбокса, то вам обязательно нужно пройти курс "Домашняя мобильная фотостудия для новичка" , чтобы ознакомиться с его описанием и получить курс, кликните по картинке ниже.

Главным условием для получения качественного снимка является правильный свет. Чтобы иметь его даже за пределами студии, оснащенной специальным световым оборудованием, фотографы используют софтбоксы. В этой статье мы попробуем разобраться, что такое софтбокс и как его выбрать.

Софтбоксом называют насадку на вспышку, применяемую для создания мягкого рассеянного света. Внешне это устройство представляет собой конструкцию, состоящую из купола и экрана, которые называют отражателем и рассеивателем. Рассеиватель обычно изготавливается из белой ткани, а форма отражателя выбирается так, чтобы добиться равномерной засветки рассеивателя.

Софтбокс не заменяет студийный свет, как считают некоторые. Со , в принципе, нельзя получить студийную картинку, ведь действие студийных осветительных приборов и вспышки совершенно разное. Но это приспособление дает возможность добиться мягкости теней и четкости изображения в затененных областях, что благотворно сказывается на качестве снимков.

Производители студийного оборудования предлагают разные виды софтбоксов. Остановимся на основных параметрах этих устройств, чтобы при покупке легче было сделать выбор:

1. Размер и форма экрана.

Софтбоксы бывают нескольких видов:

  • квадробоксы - практически квадратные устройства;
  • октобоксы - восьмиугольные приспособления;
  • стрипбоксы - узкие прямоугольные устройства;
  • круглые софтбоксы (обычно небольшого размера).

Форма экрана определяет форму бликов, которые будут появляться в кадре, отражаясь в глянцевых поверхностях, а размер приспособления - степень мягкости света: чем больше софтбокс, тем мягче свет. Кроме того, важно отношение размера устройства к габаритам объекта съемки: для портретов лучше брать квадробокс 40×40 или октобокс диаметром 50 см, мелкие предметы можно снимать с софтбоксом существенно меньших размеров.

2. Устройство купола.

Различают приспособления с куполами:

  • стандартной формы с переходниками для накамерной вспышки - просто и удобно;
  • в виде зонтиков - легок в использовании, универсален, компактен;
  • типа Twist Flex - с гибкими обручами, как в детских палатках, которые гнутся и позволяют сложить устройство в маленькую сумку.

Какой вариант выбрать зависит от индивидуальных предпочтений.

3. Тип и вид крепления

Крепление может осуществляться на головку вспышки, а также на стойку посредством кронштейна. Установка на вспышку в большинстве случаев предполагает возможность использования устройства, не снимая с камеры и с сохранением всех функций вспышки. Большие приспособления требуют дополнительного крепежа и отдельной синхронизации.

Виды креплений:

  • на липучке, которая клеится на вспышку - надежно, но можно испортить покрытие и неудобно переставлять на другую вспышку;
  • на гелевой ленте с резинкой - довольно удобно и надежно;
  • крепеж на адаптер - удобно, так как можно устанавливать дополнительное оборудование, но не особо надежно, к тому же не каждый адаптер подойдет для конкретной вспышки.

Большие софтбоксы принято крепить через башмак вспышки. Но такое крепление может мешать размещению синхронизатора, особенно если он крупный. Недавно на рынке появились софтбоксы, которые крепятся за головку вспышки. Они очень удобны, и хорошо фиксируют вспышку.

Владея этой информацией, вы сможете быстрее сориентироваться в разнообразии существующих моделей и подобрать оптимальный софтбокс для работы.

В наше время софтбокс - это не так уж дорого, за 3000 р. или даже меньше можно купить хороший софтбокс. Но что если есть способ сделать это намного дешевле, с тем же результатом? Именно об этом мы расскажем в уроке "Сделай сам: как сделать профессиональный софтбокс меньше, чем за 600 рублей".

Вот, что мы должны получить

Шаг первый. А что такое софтбокс?

Софтбокс - это один из видом модификатора света, используемый специально в студии или для любительских портретов. Он создает мягкий рассеянный свет, направляя его через диффундирующий элемент. Свет отражается от внутренних стенок, покрытых блестящим материалом, как правило, алюминиевой фольгой, на белый диффузионный лист.
Он может быть использован с любым стробоскопом или непрерывным источником света. Основная цель софтбокса - создание мягкого и равномерного света, его часто используют в качестве основного источника. Кроме того, он идеально подходит для освещения студии, где каждый сантиметр области имеет большое значение.

Шаг второй. Необходимые материалы.

Для того, чтобы построить софтбокс, нам понадобится:

  • Картон (можно раскроить коробки)
  • Лента
  • Алюминиевая фольга
  • Липкая лента
  • Винты и гайки
  • Рулон бумаги (по крайней мере 40 дюймов в ширину и 50 в длину. В сантиметрах 101, 6 и 127)
  • Черный спрей

Шаг третий. Рисуем и измеряем.

В этом уроке мы расскажем, как создать софтбокс 30х25 дюймов (76,2х63,5), но этот метод будет работать для любого размера. Только не забывайте о пропорциях, иначе выйдет неправильно геометрически.
Прежде всего нужно нарисовать четыре стороны софтбокса в форме трапеций. Первые две стороны будут большие, а затем остальные две - короче. Нижняя часть большой трапеции будет составлять 30 дюймов в длину (76,2 см). Угол боковый стенок - 45 градусов. Верхняя часть формы должна быть длиной с вашу вспышку, в моем случае, это 3 дюйма (7,62 см). Далее повторяем все снова, и в итоге получим две большие стороны софтбокса.

Пришло время для коротких сторон. В нижней части это 25 дюймов в длину (63,5 см), а верхняя - высота головки вашей вспышки. Угол наклона здесь не так важен, но выходит немного больше, чем 60 градусов, однако, гораздо проще просто использовать длину стенки, как и в прошлый раз.

Шаг четвертый. Режем стенки.

Теперь у вас есть все четыре стороны софтбокса - две больших и две маленьких, пришло время хорошенько поработать с картоном. Не забудьте оставить небольшое количество картона в верхней части, около 2-3 дюймов в длину, так как там пойдет наша вспышка. Разрежьте каждый кусок резаком, и отложите готовые элементы в сторону.

Шаг пятый. Создаем внутреннюю часть.

Как только вы вырезали все, что нужно, используйте немного клея, чтобы к каждому куску картона приклеить алюминиевую фольгу (но только с одной стороны). Вы можете использовать алюминиевую ленту по краям, чтобы конструкция была более надежна. Эта часть будет отражать свет вспышки, что сделает его сильнее и мощнее. Только в случае использования двух слоев алюминиевой фольги, можно гарантировать, что поверхность останется отражающей в течение длительного времени.

Шаг шестой. Добавляем ленту липучку.

Теперь возьмем две коротких стенки - те, у которых короткая часть вверху - и две липких ленты. Большую, около 6 дюймов (15,24 см) и маленькую 2 дюйма (5,08 см). Кроме того, маленький секрет - два слоя ленты сделают нашу конструкцию более устойчивой. Именно эти два ремня будут держать вспышку на месте и удерживать от падения.

Шаг седьмой. Склеивание и монтаж.

Если у вас есть все, о чем мы говорили раньше, пришло самое время собрать наш софтбокс. Это очень просто. Во-первых, нужно взять большую сторону, короткую, другую большую и оставшиейся. С помощью ленты и клея, которыми мы предотвратим возможные разрывы, соединяем части.
Помните о ленте на верхней части, где идет вспышка. Чтобы проверить, правильно ли он собран, поднимите софтбокс, держа его за верхнюю часть. Если он неподвижен, значит все в порядке. Если же он движется и нестабилен, добавьте больше ленты, пока не закрепите надежнее.

Шаг восьмой. Красим.

Подождав несколько минут, можете приступать к покраске софтбокса, чтобы он выглядел получше и попрофессиональнее. Используйте старые газеты или ленты для защиты деталей, которые вы не хотите красить, таких, как верхнее отверстие. Я использовал черную аэрозоль, чтобы упростить этот процесс. Когда краска высохнет, добавьте еще один слой цвета, а затем оставьте сохнуть на всю ночь.

Шаг девятый. Делаем и устанавливаем крепление под штатив.

Если ваш софтбокс почти закончен, значит, пришло самое время сделать переходник для штатива. Используйте L-образный кронштейн из алюминия, поместите его на большей стороне софтбокса. Сделайте в софтбоксе несколько отверстий, только в середине малой стороны. Затем, используя винты и гайки, закрепите кронштейн на месте, убедитесь, что он стабилен и неподвижен.
Чтобы использовать этот кронштейн, вам может понадобится поворотный бумажный стенд, его легко найти, к примеру, на eBay, всего за 300 рублей. Чтобы установить его, просто вставьте L-образный кронштейн в отверстие более мягко.

Шаг десятый. Делаем рассеивающую панель.

Теперь пришло время для установки рассеивающей панели, сделанной из бумаги. Разверните рулон бумаги на полу, положите софтбокс на него сверху лицевой стороной вниз и тщательно приклейте бумагу с каждой стороны. Вы можете добавить несколько слоев, если хотите сделать свет мягче и равномернее. Помните, что чем больше слоев вы добавляете, тем меньше мощность проходящего света. Конечно, если порвется бумага, вы всегда можете приклеить новую в любой момент.

Шаг одиннадцатый. Установка вспышки.

Для того, чтобы установить вспышку, поставьте софтбокс на свет, а затем поместите вспышку в отверстие. Для этого, удерживая вспышку мягко, вставьте в отверстие, нажимая до тех пор, пока она не будет плотно прилегать. Закрепите ее липкой лентой.
Лучше использовать вспышку по горизонтали, так вы получите большую свободу перемещений для софтбокса. Например, сможете направить его вниз, вверх или под углом в 45 градусов.

Шаг двенадцатый. Окончательный результат.

Все, что нужно сделать теперь, просто поэкспериментировать в съемке с вашим новым софтбоксом! Он производит замечательный, мягкий свет, освещая всего человека, к примеру. Я всегда использую софтбокс в студии в качестве основного источника света, без необходимости в чем-либо еще.
Это здорово для создания драматических портретов, указывая на акценты во внешности модели, или в создании фэшн-фото. Вот несколько примеров. Первый из них - здесь используется только софтбокс, камера справа. Мы видим очень высокую контрастность. Две другие были сделаны с использованием софтбокса в качестве основного источника и двух ламп. с обеих сторон, в качестве дополнительного света.

Пробуйте!

Освещение играет важную роль при создании качественной фотографии. Софтбокс – это оборудование, помогающее добиться нужного света в кадре. Рассмотрим самые важные вопросы, возникающие при первом знакомстве с софтбоксом.

Что такое софтбокс и когда его применяют?;

Виды софтбоксов и особенности моделей"

Самые популярные разновидности софтбоксов.

Софтбокс – это насадка, которая крепится к источнику света. Она помогает добиться мягкого, рассеянного света и исключает появление бликов на фото. Особенно часто это оборудование используется при студийной фотосъёмке.

Существует несколько разновидностей софтбокса. Самыми популярными являются стрипбокс и октобокс. Стрипбокс – узкая насадка прямоугольной формы. Октобокс – многоугольная насадка с восьмью гранями.

Любой софтбокс представляет собой закрытую конструкцию, состоящую из отражателя света и элемента, рассеивающего световые лучи. Правильный выбор софтбокса обеспечит качественный результат фотосъёмки.

Как выбрать софтбокс?

Важным критерием выбора софтбокса является форма отражателя. От этого элемента зависит степень мягкости освещения и четкость изображенных предметов на затенённых участках.

Для создания эффекта оконного освещения используются прямоугольные софтбоксы. Если перед фотографом стоит задача подчеркнуть форму предметов, создать четкие блики, то он использует узкий удлинённый софтбокс, называемый стрипбоксом.

Фотозонт и софтбокс: отличия

Фотозонт и софтбокс выполняют одинаковую функцию, но между ними существуют принципиальные отличия. Софтбокс позволяет добиться подачи света в одном направлении, тогда как фотозонт рассеивает свет сразу во все плоскости. Софтбокс обладает более простой конструкцией. Он представляет собой модификатор с вогнутой задней поверхностью, отражающей потоки света изнутри. Снаружи софтбокс покрыт черной тканью, спереди белой.

Применение софтбокса

Софтбокс применяется для фотографирования в студии. На выездных съёмках используются упрощённые модификации. Главной причиной отсутствия возможности транспортировки софтбокса является фотографирование на закрытых диафрагмах.

Стационарная студия предполагает постоянное нахождение конструкции в собранном состоянии, тогда как для выездных съёмок оборудование необходимо часто собирать и разбирать. При этом возрастает риск выхода из строя элементов конструкции, а сама процедура длительна по времени.

Существуют модификации софтбоксов, используемые в портативных фотостудиях. Это быстро раскладывающиеся модели софтбоксов. У такого оборудования существуют свои преимущества и недостатки. Самыми популярными моделями портативных устройств являются easy box и зонтичный софтбокс.

Еasy box (изибокс) – софтбокс квадратной формы с размерами 40/40 , 60/60 или 80/80. Некоторые модели оснащаются диффузором. Складывается такой софтбокс по технологии twist-flex.

Зонтичный софтбокс – изготовлен по принципу отражающего зонта, он обладает механизмом, подобным фотозонту. Эти софтбоксы бывают круглой, квадратной и прямоугольной формы. Вспышка расположена внутри устройства и направлена на отражающую поверхность.

Софтбоксы такого типа легко раскладываются и складываются, имеют компактную конструкцию, небольшие по размеру. Транспортировать софтбокс можно в сумке или в чехле. При необходимости устройство оснащается сразу несколькими вспышками. Для этого к конструкции крепится держатель. Преимуществом софтбокса зонтичного типа является невысокая стоимость.

По сравнению с изибоксом, софтбокс зонтичного типа сложнее перенастраивается на нужное освещение. Если в первом случае все элементы находятся в открытом доступе, то во втором случае нужно открыть передний диффузор, позволяющий получить доступ к управлению настройками.

Какой модификатор света и в каких случаях следует использовать фотографу? Зачем зонтик такой большой и почему софтбокс дает дополнительную направленность и возможность управлять световым потоком? На эти и другие вопросы мы ответим сегодня в новом уроке фотографии, посвященном самым распространенным и популярным световым модификаторам на сегодняшний день.

Портретное освещение имеет четыре основные характеристики: цвет, направление, количество и качество светового потока. При работе с такими источниками света, как вспышки или моноблоки, самый лучший способ улучшить качество света, это использовать световые модификаторы, например, или .

Каждый обладает своими особыми уникальными преимуществамии каждому присущи определенные недостатки. Независимо от того, какой вы выбрали световой модификатор, есть общее и одинаково важное для этих аксессуаров правило: чем ближе расположен модификатор объекту съемки, тем свет будет мягче, чем дальше от источника, тем под более узким углом будет идти освещение объекта и соответственно свет будет жестче. И чем больше источник света, тем плавнее будет переход от света к тени и соответственно свет будет мягче.

Итак! Давайте рассмотрим различия между зонтом и софтбоксом.

Зонты - недорогие и самые доступные в бюджетном плане из модификаторов света. Например, стоит порядка 410 рублей! Они привычны нам, потому что если вы хоть раз в жизни попадали под обычный дождь с обычным зонтом и у вас им по получилось воспользоваться назначению, то ничего не стоит и с успехом воспользоваться зонтиком при фотосъемке.

Фотозонты бывают двух типов - на просвет и на отражение.

На просвет зонт работает следующим образом: свет, попадая на внутреннюю сторону модификатора проходит частично сквозь него, поэтому внешняя сторона зонта начинает уже самостоятельно освещать объект съемки всей своей поверхностью. Таким образом точечный источник света от вспышки или галогенного осветителя преобразуется в источник света большого размера, то есть мягкий источник света.

В зонтах на отражение работает внутренняя поверхность. Она бывает белой, серебряной или золотой. В зависимости от цвета поверхности, оттенок фотографии становится более холодным (серебряные зонты), теплым (золотые зонты) или остается таким же (нейтральные белые зонты).

С помощью фотозонта на отражение создается широкий и мягкий луч света, который близок к естественному освещению. Если фотограф использует зонт, следует учесть, что данный аксессуар сильно рассеивает и может понадобиться более мощная вспышка.

Зонт неплохо подходит для новичков, осваивающих студийную фотосъемку, потому что прост в использовании - его достаточно только установить перед вспышкой, и мягкое освещение уже готово! Те, кто умеет пользоваться двумя зонтами иногда даже думают, что состоялись как гении фотографии.

Используя зонт, фотограф получает мягкое освещение, которое позволяет ошибкам в освещении быть не такими заметными. Но с другой стороны зонт не даст четкой картинки, и новичку будет сложно узнать - где его ошибки, именно поэтому можно с уверенностью сказать, что для создания фотографий зонт - отличный инструмент для новичка, но для обучения - вопрос двоякий.

А теперь рассмотрим . Обычно они имеют прямоугольную форму или восьмиугольную, но бывают и шестнадцатиугольными. Использование этих модификаторов позволяет получить направленное освещение, похожее на льющийся из окна свет для прямоугольных софтбоксов, и на свет солнца для восьмиугольных. Ключевым в данном случае является слово "направленный".

Софтбоксы пользуются большой популярностью у студийщиков, потому что , срабатывая непосредственно через софтбокс, производит направленный поток света. Не смотря даже на то, что софтбокс дает мягкий свет, тем не менее - он направленный, а если надеть соты, то можно получить еще более направленное освещение. При этом уже не полагаясь на отраженный свет, как при использовании зонтов, можно уменьшить мощность вспышки, получив в результате те же параметры экспозиции, что и при использовании зонта.

Кроме вышеперечисленного стоит обратить внимание на другие нюансы. Например, на то, что зонт рассеивает. Нередко для домашней съемки выбирают именно недорогой зонт в качестве модификатора света, но в результате получают не просто рассеянный свет от зонта, но и переотраженный свет от обоев в комнате, ведь редко у кого в доме обои темных расцветок. Именно поэтому для съемки в домашних условиях стоит задуматься над покупкой софтбокса.

Современные софтбоксы доступны в широчайшем диапазоне размеров - от небольших до огромных, которые, будучи расположены достаточно близко к объекту, производят очень мягкий, но направленный свет. Чтобы увидеть видимые различия между полученными результатами от фотографирования с зонтом и с софтбоксом, давайте сравним снимки, сделанные в ходе эксперимента с использованием двух крупных источников света.

Для эксперимента был взят белый 16-спицевый и . Как уже можно заметить, даже относительно недорогие софтбоксы Fotokvant, все равно дороже зонтов. Для теста не использовались никакие вспышки для заполняющего света или отражатели, чтобы можно было увидеть эффект, который был получен от источника света с заявленным модификатором.

Для освещения фотограф использовал 300 Дж, который располагался справа от камеры и находился вне кадра. Первая карточка была получена с помощью софтбокса, а затем в тех же условиях сделана фотография с зонтом.

Чтобы получить необходимую по задумке экспозицию с диафрагмой f/8 и достичь нужной глубины резкости, общепринятой для портретов (в зоне резкости должно находиться 3/4 изображения), мощность моноблока была установлена между 1/8 и половиной от максимальной мощности осветителя. Не используя отражатель, а только свет от софтбокса 90х120 см фотограф получил следующие настройки: выдержка 1/125 с, f/8 и ISO 100.

Второй снимок был сделан с помощью все того же моноблока, но теперь с использованием . При этом произошли следующие изменения: совершенно очевидно, что освещение с зонтом оказалось более широким, рассеянным и мягким, за счет чего получилось лицо с менее выраженными тенями, то есть менее смоделированное и равномерно освещенный фон. Из неочевидного: поскольку изменился характер потока света, для получения нужной ГРИП при выдержке 1/125 с, диафрагма стала f/6,3 и ISO 160.

В отличие от обращения c зонтами, которые прощают много ошибок, работа с софтбоксом требует некоторых базовых знаний, хотя софтбоксы в свою очередь, дают гораздо больше свободы в творчестве, чем жесткие источники света, такие, как . Софтбоксы немного сложнее устанавливать и настраивать, чем зонты, хотя софтбоксы весьма понятны и использование со студийными вспышками уже после понимания основных принципов построения схем, доставляет истинное удовольствие.

Нужно запомнить, что модификатор света выбирается в соответствии с тем, какого вида или стиля портрет необходимо сфотографировать. Модификаторы, как кисти у художника, - есть широкие, есть узкие, есть мягкие, есть твердые. Иногда фотографу для создания снимка необходим зонтик, а порой, потребуется и софтбокс. Не существует такого понятия, как "один для всего". Точно также, как фотограф должен уметь правильно выбирать объектив и ISO для естественного освещения, точно также для работы с искусственным светом необходимо уметь выбирать правильный инструмент.

Что должен знать каждый студийщик о форме софтбоксов для моноблоков

Освещение в портретной студийной фотографии зависит от формы источника света - в данном случае речь идет о софтбоксе. Давайте рассмотрим несколько самых популярных конфигураций модификаторов.

Длинные, тонкие софтбоксы, которые похожи на рампу, называются стрипбоксами и используются для того, чтобы произвести драматический эффект в портретном освещении, а также для равномерного освещения человека в полный рост. К стрипбоксам формально относят софтбоксы с соотношением длин сторон 2:1 и более, то есть 60х120 - это уже формально стрипбокс, а 60х90 - квадробокс, но это условное деление. Традиционные или классическим софтбоксы, квадратной или близкой к квадрату формой называют квадробоксами.

Давайте посмотрим на разницу в освещении, которая получается при использовании разной формы софтбокса.

Стоит напомнить, что моноблок для всех вариантов был размещен в одном и том же месте студии на одном расстоянии от модели, позади которой располагался серый бесшовный . Софтбоксы устанавливались на моноблок с помощью переходного кольца с адаптером. Для первой фотографии использовался софтбокс 90х120, размещенный вместе со вспышкой справа от камеры.

Экспозиция для Canon EOS 5D и 28-135mm f/3.5-5.6 IS USM объектив составляла выдержку 1/125 с при диафрагме f/10 и ISO 100.

В каждом из примеров, фон становится темнее или светлее в зависимости от формы поступающего света от софтбокса.

При все тех же основных составляющих - мощности и положении, выдал уже 1/125 с при f/8 и ISO 100.

Если какой-либо софтбокс и можно назвать "золотым" для источника света, то скорее всего, это будет октабокс. Восьмиугольный софтбокс дает равномерное прямое освещение. С его помощью получают комплексные мягкий свет. Экспозиция в данном случае была 1/125 с при диафрагме f/10 и ISO 100.

Различные виды софтбоксы создают и отличные друг от друга по форме . Как мы уже неоднократно подчеркивали, наличие бликов является одной из важнейших составляющих для придания портрету живости. Блики эстетично приятны для зрителя. Казалось бы - мелочь! Но подобные мелочи как раз и делают портрет чем-то большим, чем просто снимок.


Стоит обратить внимание, что блик от прямоугольного софтбокса получается похожим на тот, что будет от окна, когда фотограф снимает с естественным освещением, на второй фотографии четко виден вытянутый прямоугольник от стрипбокса, третий блик свидетельствует о том, что съемка велась с октабоксом.

Цель данного материала не состоит в том, чтобы определить явного победителя, мы хотим лишь подчеркнуть какое влияние оказывает на предмет зонт или форма софтбокса.

В зависимости от поставленных целей, фотограф и должен выбирать инструменты для реализации задачи. Нужно сделать фотографии, скажем, в плохую погоду, а свет необходим, "как из окна", следует использовать прямоугольный софтбокс большого размера; внесет драматизм в композицию и создаст напряженность в портрете - стрипбокс, а задействованный в работе октабокс позволит получить мягкий, "щадящий" для изъянов кожи, свет.

Фотографу всегда нужно соотносить источники света с тем, какой портрет он хочет получить в итоге. Не все портреты должны выглядеть одинаково, потому что и люди совсем не похожи друг на друга.

По материалам зарубежных источников подготовлено Ф.Светогоровым .
Фотограф Joe Farace

P.S.: В качестве примера были приведены софтбоксы и зонты Fotokvant, как недорогие и достаточно хорошего качестве модификаторы света.