Изменения яровой. Никифоров сообщил Путину, что в России не выпускаются СХД для выполнения президентского поручения

По "закону Яровой" операторы связи с 1 октября 2018 г. обязаны хранить весь трафик абонентов в течение 30 суток. Большинство опрошенных ComNews операторов заявляют о готовности исполнять требования законодательства, вступившие в силу сегодня. Однако эксперты утверждают, что сертифицированное оборудование по-прежнему отсутствует, и операторы вынуждены на свой страх и риск ставить нелицензированные технические средства накопления информации (ТСНИ) и использовать их без ввода в эксплуатацию.

С 1 октября вступило в силу очередное требование "закона Яровой". С сегодняшнего дня операторы связи должны хранить весь интернет-трафик абонентов (изображения, звуко- и видеозаписи и иные сообщения пользователей, передаваемых через интернет) в течение 30 суток.

Напомним, что вступившее в силу требование содержится в пакете антитеррористических законов (так называемый "пакет Яровой"), инициаторами которых стали депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. "Пакет Яровой" предусматривает хранение операторами связи текстовых сообщений, голосовой информации, а также интернет-трафика. В июле 2016 г. президент РФ поддержал инициативу и подписал соответствующий закон.

Требования по "закону Яровой" вводились в два этапа. С 1 июля 2018 г. операторы связи начали хранить голосовую информацию и текстовые сообщения абонентов в течение полугода, а с 1 октября 2018 г. – интернет-трафик пользователей в течение 30 суток.

В постановлении правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 445 уточняются правила хранения интернет-трафика. Оператор связи должен хранить данные на территории РФ в принадлежащих ему технических средствах накопления информации. При этом разрешается при отсутствии возможности хранить данные у себя, использовать ресурсы другого оператора связи по предварительному согласованию с Федеральной службой безопасности (ФСБ).

Причем емкость технических средств накопления информации должна увеличиваться ежегодно на 15% в течение пяти лет с момента ввода технических средств в эксплуатацию. Помимо хранения данных, оператор связи должен обеспечивать защиту технических средств от несанкционированного доступа. Добавим, что технические средства накопления информации считаются введенными в эксплуатацию с даты подписания представителями оператора, ФСБ и Роскомнадзора акта ввода в эксплуатацию. Требования к техническим средствам накопления информации устанавливает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (бывш. Минкомсвязи) по согласованию с ФСБ.

Корреспондент ComNews опросил операторов о готовности исполнять требования законодательства, вступившие в силу сегодня.

ПАО "МегаФон" провело пилотный проект на территории Нижнего Новгорода по внедрению комплекса сбора, хранения и обработки данных, созданного компаниями ГК "Цитадель" и разработанного на базе аппаратного решения ООО "Национальные технологии". "Мы уже закупаем и устанавливаем необходимое оборудование", – добавили в пресс-службе "МегаФона".

В ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" (NetByNet, 100%-ная "дочка" "МегаФона") сообщили, что для оптимальной реализации требований "закона Яровой" сейчас разрабатывается комплекс решений, в том числе приобретение оборудования и аппаратно-программных средств СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий – прим. ComNews ).

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") приступило к реализации требований, установленных правительством РФ и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. "Определяется конфигурация системы хранения, ее территориальное распределение, порядок имплементации оборудования в текущую операторскую инфраструктуру, рассчитывается примерный объем и порядок финансирования мероприятий. Перечень производителей оборудования в целом сформирован. Поставщики оборудования будут определяться в рамках конкурсных процедур. Мы взаимодействуем со всеми участниками, рынка, имеющими экспертизу в данной области. Называть конкретного поставщика до финализации проекта мы считаем излишним. Сроки и последовательность ввода оборудования в эксплуатацию уточняются с ответственными органами государственной власти", – рассказали в пресс-службе "ВымпелКома".

ПАО "Ростелеком" сообщает о выполнении требования закона. "Компания проводит тестирование различного оборудования для хранения данных. "Ростелеком" проектирует системы хранения данных, необходимые для выполнения требований закона, а также организует дополнительные канальные емкости для передачи трафика", – сообщил представитель компании Андрей Поляков.

ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) отчитался о том, что действует в рамках законодательства и выполняет все установленные требования. "Мы прорабатываем с "Ростелекомом" совместный проект по хранению трафика по "закону Яровой" с использованием ЦОДов компании", – сообщили в пресс-службе Tele2.

Отвечая на вопрос о затратах на исполнение "закона Яровой", в "МегаФоне" отметили, что заложенные ими суммы не поменялись – за пять лет расходы могут достигнуть 40 млрд руб. В "ВымпелКоме" также остались при прежних цифрах – 45 млрд руб. в течение пяти лет. В Tele2 конкретный бюджет на исполнение "закона Яровой" называть не стали, однако рассчитывают на десятки миллиардов рублей в ближайшие 2-3 года. Ранее в ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) сообщали, что в течение 5 лет планирует направить на эти цели порядка 60 млрд руб.

Другие опрошенные ComNews крупные операторы: МТС, АО "Компания ТрансТелеКом", АО "ЭР-Телеком Холдинг", ОАО "Комкор" ("Акадо Телеком"), АО "МаксимаТелеком" воздержались от комментариев.

ООО "Манго Телеком" также заявило о готовности к исполнению всех требований закона. "С того момента, как эти требования начали предметно оформляться, в компании существует отдельно забюджетированная программа, цель которой обеспечить все необходимое, – сообщил руководитель отдела маркетинга "Манго Телеком" Андрей Козловский. – Дополнительные затраты сравнительно невелики, так как технологическая инфраструктура "Манго Телеком" в принципе планируется перспективно, с запасом для роста на 30 и более процентов в год. То есть активное наращивание ресурсов для нас - это плановый процесс, никаких форс-мажоров нет".

Оператор "Алмател" (ООО "Цифра Один") сообщил, что двигается в рамках, предусмотренных законодательством и регуляторными органами.

Провайдер MCN Telecom (ООО "МСН Телеком") заявил о готовности к исполнению очередного требования "закона Яровой", вступившего в силу 1 октября 2018 г. Затраты на реализацию норм "закона Яровой" составят для оператора около 200 млн руб., что сопоставимо с годовой выручкой группы компаний в России. В собственности MCN Telecom находится ЦОД уровня надежности Tier 2+, где оператор планирует хранить трафик пользователей. Его мощностей достаточно для нужд оператора.

При этом в MCN Telecom подчеркивают, что вопросы, касающиеся хранения и обработки интернет-трафика, решены не полностью. "На сегодняшний день четко не описаны требования к применяемым техническим средствам накопления информации", – отмечают в компании. С появлением этих требований, оператор сможет закупить оборудование.

Также в MCN Telecom сообщают, что вопрос аутсорсинга СОРМ не урегулирован. "На сегодняшний день одно юридическое лицо, являющееся телекоммуникационным оператором, не может хранить данные в ЦОДе другого юридического лица во исполнение закона Яровой", – заявляют в компании.

По мнению генерального директора юридической и консалтинговой компании "ОрдерКом" Дмитрия Галушко к исполнению требования "закона Яровой" по хранению трафика не готовы даже крупнейшие операторы – "Ростелеком", МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом". "У них есть тестовые зоны, но ни у одного оператора технические средства накопления информации (ТСНИ) в эксплуатацию не введены (как говорилось выше, согласно постановлению правительства от 12 апреля 2018 г., с 1 октября 2018 г. надо хранить трафик в течение 30 суток с даты ввода в эксплуатацию технических средств накопления информации – прим. ComNews )". Дмитрий Галушко уточняет, что в эксплуатацию могут быть введены только сертифицированные ТСНИ.

По оценкам Дмитрия Галушко, сертифицированные ТСНИ могут появиться только в 2020 г. Таким образом, получается, что заявления операторов о готовности к выполнению "закона Яровой" означают, что по факту они на свой страх и риск ставят несертифицированное оборудование и будут хранить на нем интернет-трафик.

Дмитрий Галушко напоминает, что в соответствии со ст.13.6 КоАП РФ использование несертифицированных средств связи может караться их конфискацией и/или штрафом 60-300 тыс. руб.

Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский также придерживается позиции, что операторы не готовы к исполнению этого закона. "Трудно быть готовым к выполнению реально невыполнимых требований", – замечает он.

Генеральный директор некоммерческой организации "Ассоциация операторов телефонной связи" (АОТС) Сергей Ефимов полагает, что с вступлением в силу требования по хранению трафика остаются и другие проблемы. "Нет сформированной и логически увязанной нормативной среды для расчета проектирования, покупки оборудования, введения в эксплуатацию и регламентов для самой эксплуатации системы", – говорит он.

По мнению представителя АОТС, сроки для операторов должны были бы быть установлены с привязкой к появлению сертифицированного оборудования и решения экономических вопросов, связанных с его внедрением. По мнению всех трех опрошенных ComNews экспертов, сертифицированные технические средства накопления информации под "закон Яровой" попросту отсутствуют.

"Оборудование для исполнения ("закона Яровой" – прим. ComNews ) не лицензировано. Технические требования к такому оборудованию не опубликованы. Общие указания в самом пакете "законов Яровой" неприменимы к исполнению техническими службами", – перечисляет Сергей Ефимов. Кроме того, по его словам, нет ясности, кто формирует и утверждает технические требования для лицензирования. "Сначала указывались ФСБ и Минкомсвязи (в постановлении правительства РФ от 12 апреля 2018 г. – прим. ComNews ). Затем "Интерфакс" сообщал о том, что Минпромторг и Минкомсвязи подготовили проект с требованиями для оборудования, которое будет хранить данные по "закону Яровой". Кто же должен проводить сертификацию?", – задается вопросом эксперт.

По оценкам Сергея Ефимова, оборудование для хранения интернет-трафика в течение месяца обойдется небольшому оператору с тысячей абонентов примерно в 300-400 тыс. руб. Причем с получением сертификации оборудования в структурах безопасности эта стоимость может удвоиться или даже утроиться. Сама процедура ввода этого оборудования в эксплуатацию пока неясна, и этот процесс ввода-приемки СОРМ может вылиться в сумму еще в 300-400 тыс. руб. Небольшой оператор вынужден самостоятельно платить еще и за аренду каналов, по которым он передает трафик спецслужбам. Поскольку нет прописанной четкой схемы взаимодействия при вводе в эксплуатацию между оператором и органами, непосредственно осуществляющими проведение СОРМ, может возникнуть сильное непонимание технических и экономических возможностей оператора связи и требованиями со стороны органов по СОРМ. Такая неопределенность, по мнению Сергея Ефимова, очень вредная штука для реальности решения поставленных задач по срокам и по полноте исполнения. Она может служить благодатной средой для "серых" схем и коррупции.

Дмитрий Галушко отмечает, что стоимость реализации 30-дневного хранения для оператора с трафиком на UpLink 10 Гбит/с и СОРМ информационных систем баз данных об абонентах, оказанных услугах и оплате составит 14,2 млн руб. "Это пример оператора с пятью тысячами абонентов. Для него такие суммы приведут к разорению", – поясняет Дмитрий Галушко.

Юрий Домбровский вторит Сергею Ефимову и Дмитрию Галушко, что малые операторы находятся в существенно худшем положении, чем большие. "Это связано с экономикой масштаба: делать собственные хранилища много дороже. А обращаться к большим: они за это немалую маржу возьмут. Таким образом, "закон Яровой нарушает справедливую конкуренцию, ставит малых операторов в худшие условия, чем крупных", – полагает Юрий Домбровский.

Если хранить у "крупных операторов " такой трафик, то может пропасть экономический смысл самой операторской деятельности, убежден Сергей Ефимов. "Складывается впечатление, что цель этих законов - устранить конкуренцию, оставить на рынке услуг десяток операторов для видимости демонополизации и конкуренции", – добавляет он.

Нужно отметить, что понимание нереальности установленных "законом Яровой" сроков в подразделениях ФСБ, по видимому, есть, добавляет Сергей Ефимов. "Операторам, работающие в Центральном Федеральном округе ФСБ предлагает разрабатывать и согласовывать реальные планы ввода в эксплуатацию систем по фиксированию и хранению информации с учетом появления сертифицированного оборудования, - поясняет он. - Было бы полезно, чтобы теперь ФСБ, хотя бы через Роскомнадзор, довел до сведения операторов утвержденные технические требования, так как перед малыми и средними операторами будет стоять задача иметь собственное оборудование, а не арендовать его у других операторов".

Резюмируя, Сергей Ефимов замечает, что компетентные технические специалисты сомневаются в возможностях соответствующих служб "переварить" получающийся объем информации. "Есть серьезные основания полагать, что затраченные на реализацию "закона Яровой" средства будут потрачены неэффективно (а точнее, попросту выброшены на ветер). В таком виде это просто профанация работы, а должно быть полное понимание единства целей и задач у всех участников процесса, правотворцев, правоохранителей, производителей оборудования, органов сертификации и операторов", - заключил Сергей Ефимов.

Ирины Яровой «О хранении данных пользователей и раскрытии ключей шифрования», в котором говорится, что провайдеры и интернет-компании обязаны хранить переписку пользователей и раскрывать властям ключи для её расшифровки.

В интернете уже давно ходят дурные вести о последствиях принятия «антитеррористического пакета»: отключение сервисов, игроков с рынка, подорожание услуг, приватности и так далее.

И вот, что думают по этому поводу крупнейшние операторы связи России.

Мегафон

Российскую отрасль связи ждёт стагнация, так как все деньги вместо развития новых технологий пойдут на запись и хранение телефонных разговоров, видео, просмотренных в интернете каждым гражданином и всех остальных файлов, текстов и документов пересылаемых физическими и юридическими лицами.

– Пётр Лидов-Петровский, PR-директор в МегаФон

В компании уверены, что затраты на поддержание соответсвующего оборудования составят несколько триллионов рублей, поэтому цены на услуги связи возрастут в два, а то и в три раза. Такой же позиции придерживается и Tele2.

Tele2

Мы по-прежнему считаем, что, если закон будет принят (остался последний этап), то операторы понесут такие расходы, что цены на сотовую связь абсолютно для всех абонентов могут увеличиться минимум в два-три раза. Эти расходы в любом случае превысят нашу масштабную инвестиционную программу по строительству и расширению сетей сотовой связи, и это приведет к замедлению или даже остановке развития всей инфраструктуры сотовой связи в стране.

– руководитель департамента коммуникаций Tele2 Константин Прокшин

По словам сенатора Виктора Озерова, соавтора законопроекта, если сотовые операторы докажут рост тарифов, который нас ждет после принятия закона, Совет Федерации вернется к закону и внесет изменения. Кроме того, он признался, что никогда не слышал о таком мобильном операторе как Теле2.

МТС

Учитывая, что наша налоговая прибыль по итогам 2015 года составила 22,5 миллиарда рублей, а налог на прибыль – 4,5 миллиарда рублей, при таких затратах мы не сможем платить налог на прибыль порядка 100 лет, а бюджет недополучит 450 миллиардов рублей.

– представитель МТС Дмитрий Солодовников

Солодовников считает, что из-за законопроекта государственная казна будет меньше пополняться и от него пострадают не только телекоммуникационные компании, но и само государство. Учитывая финансовые потери, пройти очередной кризис это точно не поможет.

Билайн

Уже сейчас очевидно, что принятие законопроекта может привести к замедлению темпов развития сети и к значительному повышению тарифов на услуги связи… Расходы каждого оператора составят не менее 200 миллиардов рублей. И это лишь первый этап.

– представитель «ВымпелКом»

Компания также не сможет выплачивать налог на прибыль, в случае принятия «пакета Яровой». Расходы компаний увеличатся в несколько раз, что вызовет рост цен на тарифы.

Что в итоге ждет обычного пользователя

На самом деле, все достаточно просто. Хранение не только информации о деятельности пользователей, но и их данных в течение шести месяцев приведет к огромным финансовым затратам, что, в свою очередь, скажется на кошельке простого человека. Цены на услуги связи в стране возрастут. Кроме того, этот закон поставит любого пользователя или абонента в неудобное положение – он будет вечно подозреваться в каком-либо правонарушении.

Все звонки, смс, переписки, включая месенджеры, будут записаны и сохранены, а также предоставлены спецслужам по первому же запросу.

UPD : Создатель законопроекта Ирина Яровая дала официальный ответ на претензии операторов сотовой связи:

Никаких оснований к подорожанию услуг связи нет. Это однозначно, категорично и недвусмысленно. Однозначно, потому что сведения о том, что закон устанавливает требования по какому-то объему, они недостоверны.

Она уверена в том, что у операторов нет никаких оснований утверждать о повышении цен на их услуги. Для того, чтобы рассматривать это обращение, ей необходимы факты.

сайт Их мнения и последствия принятия законопроекта. «Закон Яровой» – законопроект Ирины Яровой «О хранении данных пользователей и раскрытии ключей шифрования», в котором говорится, что провайдеры и интернет-компании обязаны хранить переписку пользователей и раскрывать властям ключи для её расшифровки. В интернете уже давно ходят дурные вести о последствиях принятия «антитеррористического пакета»: отключение сервисов, уход игроков с...

Надежды телеком-отрасли не оправдались: Владимир Путин подписал «антитеррористический» пакет, который в обиходе сейчас называется «пакетом Яровой». Теперь операторы связи и интернет-компании обязаны будут в течении полугода хранить содержимое сообщений своих пользователей. Более того, президент отдельно поручил ФСБ разработать порядок расшифровки сообщений пользователей.

«Пакет Яровой»: закон теперь «писан»

Президент России Владимир Путин подписал «антитеррористический» пакет поправок, разработанных депутатом Ириной Яровой и сенатором Владимиром Озеровым. Помимо прочего, теперь операторы связи должны будут в течении трех лет хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений их абонентов, включая текстовые сообщения, звук, видео, изображения и прочее.

Более того, сроком до более полугода необходимо будет хранить содержимое самих сообщений. Сейчас операторы связи должны в течении трех лет хранить информацию об абонентах и оказанных им услугах связи, а вот требований по хранению содержимого самих сообщений нет. Также операторам связи запрещаются использовать несертифицированное оборудование шифрования.

Аналогичные требования вводятся и в отношении организаторов распространения в интернете (ОРИ). Данный термин был введен в 2014 г. в рамках другого «антитеррористического» пакета законов, разработанных все той же Ириной Яровой. Речь идет об интернет-площадках, позволяющих пользователям общаться друг с другом, в частности, социальные сети, блог-платформы и т.д.

В рамках закона от 2014 г. ОРИ обязаны хранить на территории России данные о всех сообщениях, переданных их пользователями в течение полугода. Сейчас же ОРИ обязали хранить данные о переданных сообщениях в течении года, а содержимое самих сообщений - в течении до полугода. Более того, в случае применения пользователями шифрования (кодирования) ОРИ должны будут передать ФСБ ключи для их расшифровки.

Когда вступает в силу "закон Яровой": поручения президента

Одновременно Владимир Путин дал ряд поручений правительству в связи с принятием этого законопроекта. В частности, кабинет министров должен совместно с ФСБ подготовить проекты нормативных актов, «направленных на минимизацию рисков, связанных с применением данного закона. Президент особенно указал, что необходимо «уточнить этапы применения норм, требующих существенных финансовых ресурсов и модернизации технических требований хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие закона, с учетом необходимости применения отечественного оборудования».

Уже к 20 июля ФСБ должно утвердить порядок сертификации средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в сети интернет, определив перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования спецслужбам. Таким образом, у чекистов есть всего две недели на то, чтобы разработать порядок дешифровки сообщений пользователей интернета.

К 1 ноября ФСБ должна будет разработать и ввести «реестр организаторов распространения информации в сети интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования».

Сейчас реестр ОРИ ведет Роскомнадзор. Из данной формулировки следует, что либо ФСБ заберет у Роскомнадзора данный реестр, либо создаст свой, отдельный реестр. Источник в Роскомнадзоре признает: данный реестр в любом случае введется в интересах ФСБ.

Владимир Путин поручил правительству подготовить производство в России ПО и оборудования, необходимого для выполнения «закона Яровой».В срок до 1 сентября 2016 г Минпромторг совместно с Минкомсвязи должны будут проанализировать и представить предложения о возможностях, сроках и объемах финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного ПО, необходимого для хранения и обработки информации всех видов сообщений, передаваемых пользователями сети интернет, и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в России.

Также необходимо будет обратить внимание на применение норм закона об ответственности за использование на сетях связи и в интернете несертифицированных средств кодирования (шифрования) и о прекращении оказания услуг связи в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей услуг связи сведениям, указанным в абонентских договорах. Соответствующие поручения необходимо будет выполнить до 1 ноября 2016.

После появления новости о подписании "Пакета Яровой" Рунет запестрил подобными открытками

Некоторые послабления в рамках антитеррористического пакета

Телекоммуникационная и интернет-отрасль с самого начала появления «антитеррористического» законопроекта Ирины Яровой отнеслась к нему крайне отрицательно. В первоначальном варианте законопроекта предполагалось, что и операторы связи, и ОРИ (интернет-компании) должны будут хранить как информацию о сообщениях своих пользователей, так и содержимое всех сообщений три года. В число прочего свой протест против такой нормы высказало и правительство, попросившее законодателей изменить данные сроки в сторону уменьшения.

Во время II-го чтения данного пакета законопроектов в ГосДуме законодатели решили частично прислушаться к критике отрасли: норма о хранении содержимого сообщений - и для операторов связи, и для ОРИ - была скорректирована и сокращена на срок на срок «до полугода». Более того, в законе сказано, что более подробные требования к формату и срокам хранения сообщений пользователей должно будет установить правительство.

Уже после принятия закона Ирина Яровая заявила, что данный документ вообще не обязывает операторов хранить сообщения пользователей: это вопрос остается на усмотрение правительства. Кроме того, если сам закон вступает в силу уже 20 июля текущего года, то требования по хранению содержимого сообщений заработают только 1 июля 2018 г. То есть у операторов будет время подготовиться.

Для ОРИ снизило и срок хранения информации о фактах передачи сообщений их пользователями: до одного года. В то же время в ходе II чтения депутаты подготовили для интернет-компаний другой неприятный «сюрприз»: в случае применения их пользователями шифрования (кодирования), ОРИ должны будут передать ФСБ ключи для их дешифрования.

Данная норма невыполнима, предупреждают участники рынка. Вмешательство в функционирование международных стандартов шифрования, например, SSL, приведет к тому, что российских пользователей могут просто исключить из международных операций, например, в банковской сфере, отмечают эксперты. Кроме того, зачастую шифрование производится на стороне пользователя, и обслуживающий его интернет-сервис просто не в состоянии передать спецслужбам ключи для дешифровки.

И, в любом случае, иностранные интернет-компании не будут выполнять требования российского законодательства, подобно тому, как уже сейчас они отказываются регистрироваться в реестре ОРИ. Соответственно, российские интернет-сервисы проиграют им в конкурентной борьбе.

"Пакет" стоимостью 5 трлн руб

Перед рассмотрения «антитеррористического» закона в Совете Федерации руководители сотовых операторов «большой четверки» - МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2 - обратились с призывом к спикеру Верхней Палаты Валентине Матвиенко с призывом отклонить документ.

Каждый из крупных сотовых операторов оценивает свои затраты на реализацию данного минимум в 200 млрд руб. Общие затраты на реализацию всей системы операторы оценивают в 2,2 трлн руб, а Экспертный центр правительства называет еще большую сумму - 5,2 трлн руб. Результатом этого станет рост тарифов для абонентов, отказ от развития сетей и даже потери государства в виде недополученных налогов на прибыль (при таком раскладе бизнес телекоммуникационных компаний станет убыточным»).

В Tele2 и «Мегафоне» откровенно пообещали, что тарифы для абонентов вырастут в два - три раза. «На своей странице в Facebook он дал следующий прогноз. Абонентов стоит приготовиться к росту цен на интернет и сотовую связь в два-три раза, - рисует пессимистичный прогноз директор по связям с общественностью «Мегафона» Петр Лидов - Лидовский. - Министерству финансов стоит ждать исчезновения поступления в виде налога на прибыль от операторов связи в течении десяти-двадцати лет, так как расходы операторов на выполнение требований закона превысят их выручку.»

«Российскую отрасль связи в целом ждёт стагнация, так как все деньги вместо развития новых технологий пойдут на запись и хранение телефонных разговоров, видео, просмотренных в интернете каждым гражданином и всех остальных файлов, текстов и документов пересылаемых физическими и юридическими лицами», - продолжает Лидов- Лидовский. - Зато выиграют американские и китайские компании, которые получат сверхприбыль (миллиарды долларов) за счет продажи оборудования для хранения данных массивов информации».

«Так как хранить всю информацию о вас - от фотографий любимой тещи до денежных переводов - будут около десяти тысяч частных компаний - крупных и мелких, то с гораздо большим интересом скоро можно будет читать желтую прессу, а любые данные о любом гражданине, включая самое сокровенное, можно будет купить совсем недорого, не вставая с дивана», - делает еще один вывод представитель «Мегафона».

Еще одна спорная норма нового закона в области - обязанность прекратить обслуживание абонента в случае неподтверждения его фактических паспортных данных тем данным, что были указаны в договоре на услуги связи. Это может привести, в частности, к отключению от связи несовершеннолетних детей, чьи контракты оформлены на их родителей.

Высоки будут затраты на реализацию закона и интернет-компаний. Так, Mail.ru Group, по данным газеты «Ведомости», оценила их в $2 млрд. Свои оценки представила и « ». Одна из норм нового закона гласит, что операторы почтовой связи обязаны проверят посылки на всех этапах отправлений на предмет наличия запрещенных к перевозке веществ (например, взрывчатых веществ).

Для этого следует использовать специальное оборудование: рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическую и химическую аппаратуру. Сейчас такого рода оборудование установлено только в пунктах международных отправлений, а также в пунктах сортировки почты. Оснащение же специальной техникой всех 42 тыс почтовых отделений обойдется к 500 млрд руб, подсчитали в «Почте России». Еще 100 млрд руб потребуется на обслуживание этой технники и содержание соответствующего персонала.

То есть совокупные затраты «Почта России» на реализацию закона составят 600 млрд руб. В то же время выручка предприятия за прошлый год была в четыре раза меньше - 149 млрд руб. Более того, по данным министра связи Николая Никифорова, аналогичная картина - превышение будущих расходов над выручкой - наблюдается и у 700 других участников почтового рынка.

Сам Никифоров также активно критиковал данный законопроект. После его принятия ГосДуомй в II-III чтениях министр выразил сожаления, что позиция правительства не была услышана. Впрочем, после того, как президент попдисал закона и раздал связанные с ним поручения, министр заявил, что президент его «услышал».

«Антитеррористические» штрафы

Одновременно с «пакетом Яровой» были приняты поправки и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) об установлении штрафов не невыполнение требований нового закона. За непредоставление организаторами распространения информации ключей шифрование будет накладываться штраф. Для физических лиц он составит от 3 тыс руб до 5 тыс руб, для должностных лиц - от 30 тыс руб до 50 тыс руб, для юридических лиц - от 800 тыс руб до 1 млн руб.

Также повышен размер штрафов для организаторов распространения информации за непредоставление доступа правоохранительным органам к сообщениям своих пользователей. Для юридических лиц он сейчас составляет от 300 тыс руб до 500 тыс руб, новый размер штрафов составит от 800 тыс руб до 1 млн руб.

В отношении операторов связи также приняты меры для дешифровки связи. Статья о штрафах за использование телекоммуникационными компаниями несертифицированного оборудования связи дополнена наказанием за использование несертифицированного оборудования шифрования. Штраф за это составит для юридических лиц от 30 тыс руб до 40 тыс руб с возможностью конфискации соответствующего оборудования.

Штраф для операторов связи за невыполнение требования по включению в договора об оказании услуг связи данных об абонентах будут взиматься и в случае нарушения действующего порядка идентификации абонентов. Размер штрафов составляет от 200 тыс руб до 400 тыс руб для юридических лиц.
Запрещено будет и использование СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения гостайны: за это штраф для юридических лиц составит от 400 тыс руб до 1 млн руб.

В пятницу, 24 июня, Госдума во втором и третьем чтении рассмотрит резонансный антитеррористический пакет законопроектов депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова. Российские интернет-компании уже отмечают, что принятие законов поставит под удар их бизнес и ограничит свободу в сети. «Лента.ру» объясняет, почему «пакет Яровой» не поможет в борьбе с терроризмом, но навсегда изменит судьбу российского интернета.

Что предлагают Яровая и Озеров

В «пакете Яровой» содержится целый ряд предложений по противодействию экстремизму и терроризму в сети. В частности, предлагается усилить ответственность за его пропаганду - оправдание террористических актов или призыв к ним предполагается карать лишением свободы сроком до семи лет.

Но наиболее резонансные поправки напрямую касаются российских интернет-компаний. В тексте законопроекта они названы «организаторами распространения информации в сети», так что под действие «пакета Яровой» потенциально попадают новостные порталы, почтовые сервисы, соцсети, мессенджеры, форумы и даже онлайн-магазины. Всех их обяжут хранить у себя информацию о передаче и обработке текстовых сообщений, изображений, звуковых файлов и видеозаписей пользователей. Спецслужбы смогут получить доступ к этим данным, если это потребуется для расследования или обеспечения государственной безопасности.

Кроме того, компании обяжут предоставить госорганам инструменты для дешифровки защищенных сервисов. Это коснется и владельцев сайтов, использующих интернет-протокол HTTPS. В случае отказа их ждет штраф до миллиона рублей.

Предлагаемые законы требуют, чтобы операторы связи в течение шести месяцев хранили записи всех звонков абонентов, а информация об их входящих и исходящих вызовах была доступна для спецслужб в течение трех лет. Причем законопроект никак не регулирует порядок хранения этих данных. Операторам также придется в течение 15 дней подтверждать подлинность личности пользователей.

Сколько это будет стоить

Российские компании заставят за свой счет установить всю необходимую аппаратуру и арендовать центры обработки данных для хранения информации. Это потребует огромных расходов прежде всего от мобильных операторов, вынужденных по полгода хранить записи всех входящих и исходящих звонков. В «МегаФоне» затраты оценили в 20,8 миллиарда долларов, в «Вымпелкоме» - в 18 миллиардов долларов, а в МТС - в 22,7 миллиарда долларов. А за весь 2015 год «большая тройка» и Tele2 заработали 17,8 миллиардов долларов.

Бьют тревогу и интернет-компании. В Mail.Ru Group посчитали , что на установку оборудования им придется потратить до 2 миллиардов долларов, ежегодные расходы на его поддержку составят еще 80-100 миллионов долларов. Выручка Mail.Ru за 2015 год - 592 миллиона долларов.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев прямо , что в пятницу Госдума рассмотрит «смертный приговор российскому телекому».

Пытаются ли интернет-компании помешать принятию закона

Да. Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), куда входит более 200 российских интернет-компаний, уже направила помощнику президента Игорю Щеголеву, министру связи Николаю Никифорову, спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко и главе комитета Госдумы по информационной политике Леониду Левину письма с просьбой предотвратить принятие «пакета Яровой».

В РАЭК вполне обоснованно считают, что законопроект приведет к вторжению в частную жизнь граждан. Их лишат права на тайну переписки, все их действия в соцсетях и разговоры будут записываться и полгода храниться на серверах компаний.

Кроме того, антитеррористический пакет поставит под угрозу национальную безопасность России. Хакеры и иностранные спецслужбы теоретически смогут получить доступ к хранящимся у государства ключам шифрования от защищенных сервисов. Этот же аргумент в мае 2015 года свел на нет попытки президента США Барака Обамы заставить Apple, Google и Microsoft предоставлять ФБР и ЦРУ доступ к зашифрованным данным.

Из-за огромных затрат на аренду серверов и установку оборудования интернет-компании и сотовые операторы сократят вложения в многие перспективные проекты. А это в том числе расширение сетей 4G и внедрение 5G, увеличение скорости интернета и развитие «интернета вещей», не говоря уже об исследованиях в сфере искусственного интеллекта и нейросетей.

К тому же оборудование для хранения данных в основном будет закупаться за рубежом, поскольку в России его сегодня либо нет, либо оно уступает западным аналогам. Это увеличит зависимость России от иностранных компаний вроде IBM, Cisco и Huawei, что прямо противоречит политике импортозамещения. К тому же защиту информации смогут обеспечить лишь крупные игроки рынка, а мелкие легко могут стать жертвами взлома, и данные пользователей попадут в сеть.

Антитеррористические поправки Яровой ставят под угрозу российский интернет-бизнес.

А иностранные компании вполне могут отказаться от соблюдения закона или же ограничить свое присутствие на рынке. Россияне лишатся доступа к новым опциям Google и Facebook, своевременным обновлениям iOS и Android, а также многим другим перспективным технологиям. Это приведет к общей деградации российской интернет-отрасли.

Поможет ли «пакет Яровой» бороться с терроризмом в интернете

Это очень спорный вопрос. Массовый сбор и обработка информации действительно способны помочь идентифицировать потенциальных террористов и экстремистов. Похожая программа анализа метаданных в США, по утверждениям ФБР, ЦРУ и АНБ, действительно способствовала предотвращению многих терактов, хотя и подверглась серьезной критике после разоблачений Эдварда Сноудена. Однако американцы потратили на ее реализацию миллиарды долларов, а также компенсировали расходы участвующим в проекте интернет-компаниям, в том числе Google, Facebook и Microsoft.

С другой стороны, во всем мире расширяется шифрованный трафик, и Россия тут не исключение. Глава Роскомнадзора Александр Жаров оценивает его долю в 15-20 процентов, но тот же Google утверждает, что у него в России на шифрованный протокол HTTPS приходится до 81 процента трафика, а у Ростелекома этот показатель составляет 50 процентов.

При использовании HTTPS все пересылаемые материалы видны интернет-сервису, например, администрации «ВКонтакте», но недоступны провайдеру. В некоторых случаях прочитать переписку можно только пока идет интернет-сессия, то есть пользователь находится в сети. Как только сеанс завершается, ключ шифрования автоматически удаляется. Это делает хранение данных бессмысленным, ведь теперь их все равно не расшифровать.

В то же время террористы предпочитают защищенные сервисы, в том числе мессенджер Telegram. Там действуют информационные каналы запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство», через которые ведется пропаганда экстремистских идей и вербовка новых боевиков. По имеющимся данным, взломать Telegram пока не представляется возможным, а его основатель Павел Дуров выступает резко против сотрудничества со спецслужбами.

Не выдают данные пользователей и недавно сквозное шифрование мессенджеры WhatsApp и Viber, а такие программы как FireChat вообще при пересылке сообщений могут обходиться без стандартных сетей операторов. Все эти компании, скорее всего, просто проигнорируют уведомления о миллионных штрафах за несоблюдение российского законодательства, ведь они зарегистрированы в других странах и, за исключением Viber, не имеют серверов в России. Точно так же поступит и Facebook, хранящий данные россиян на своих европейских и американских серверах.

Фото: Анастасия Кулагина / «Коммерсантъ»

Поправки Яровой никак не ограничат общение террористов через зашифрованные сервисы, в том числе мессенджер Telegram

Тем не менее такая блокировка требует постоянного мониторинга и мощных операционных ресурсов. В Китае и Иране ограничение работы тех или иных сервисов - распространенная практика, и государство ежегодно выделяет на это немалые средства. В Поднебесной уже более 10 лет функционирует уникальная система «Золотой щит», способная мониторить анонимайзеры и VPN-сервисы.

В России же практически нет опыта отслеживания зашифрованного трафика мобильных приложений, а тот же Роскомнадзор блокирует сайты только по домену. Более того, для ограничения доступа к защищенным мессенджерам необходимо разработать законодательную базу, которая на сегодня просто-напросто отсутствует.

Но даже если отечественным спецслужбам и удастся ограничить доступ к Telegram и WhatsApp, то террористы наверняка найдут другие способы коммуникации. Например, сеть Tor, взломать которую пока не по силам даже правительству США.

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ