Издательский бизнес. Как открыть издательство? Издательский бизнес с нуля: реалии и нюансы

В выборе ниши частного бизнеса определяющую роль зачастую играет необходимая сумма первоначальных инвестиций. У издательского бизнеса такая сумма относительно невелика: печать одной книги тиражом в тысячу единиц обойдётся в бюджет, доступный практически любому.

Небольшая сумма для входа на новый рынок, бесспорно, заманчивая, и весь путь построения издательского бизнеса ошибочно может обрисоваться предельно простым, легким и понятным: найти автора, сделать заказ типографии, заключить договор с сетью книжных магазинов и после осуществления нехитрого алгоритма получить выручку. Однако на деле этот самый алгоритм скрывает ряд серьезных проблем и множество мелких трудностей.

Печатная продукция

Книги и средства массовой информации являются наиболее популярными продуктами издательского бизнеса. Причем популярными со стороны читателей и издательских домов в равной степени. Именно поэтому представителям малого бизнеса, только покоряющим рынок книг, газет и журналов крайне проблематично найти свою целевую аудиторию.

Чтобы преуспеть в книгоиздательстве и выйти на предполагаемый уровень, необходимо учесть массу тонкостей. Первое, и, определенно, главное - выбор конкретного автора и его произведения. Понадобится начитанность, подкованность в вопросах литературных направлений и жанров, данные о современных читательских предпочтениях и даже прогнозы об их возможной смене. И даже помощь известных культурных критиков или просто знакомых книголюбов вовсе не гарантирует успех и прибыльность дела. К этому самому выбору стоит подойти со всей тщательностью и осторожностью: изучить книжный рынок и предложения конкурентов; самостоятельно ознакомиться с трудами писателей-новичков и оценить их со стороны читателей.

За переиздание уже существующих произведений можно браться только при наличии иллюстратора и дизайнера. Печатать новинки художественной литературы - занятие очень рискованное и как показывает практика, в большинстве провальное и малоприбыльное. Оптимальным вариантом для частных и индивидуальных предпринимателей станет печать узкоспециализированной литературы: пособия для животноводов и домохозяек, книги о растениеводстве и туризме, сборники кулинарных и житейских рецептов. Оставаться в этом направлении совсем необязательно; продажа подобных изданий даст шанс для полного погружения в издательский бизнес без огромных затрат и потерь. Кроме того, именно в таких узких сегментах можно воспользоваться возможностями малотиражной полиграфии и т.н. "печати по требованию", не рискуя вкладываться в тираж в несколько тысяч экземпляров - благо что поставщиков такого оборудования (как, например, Техно ЗИП) или непосредственно мини-типографий и сервисов печати по требованию (как, например, холдинг Т9) сейчас хватает.

С печатной периодикой все намного проще в выборе тематики и сложнее в осуществлении. Популярность и прибыльность газеты предопределит актуальность и информативность статей, быстрая печать и тиражирование, грамотное расположение точек продаж. У глянцевых изданий, в отличие от газет, больше возможностей для заработка: контекстная реклама, объявления и прямые продажи. Но наполнение журнала требует больших затрат: без пары корреспондентов, фотографа, дизайнера и редактора уж точно не обойтись. И рынок СМИ конкурентоспособен в такой же степени, как и книг. Поэтому к контенту периодических печатных изданий относиться стоит не менее серьезно. К тому же в каждом сегменте журналов и газет - бизнес, спорт, культура, а в особенности новости и мода - среди читателей уже закрепились свои «любимчики», и сместить их с этой ступени будет очень непросто.

Электронные форматы

Главные различия между книгой печатной и электронной для издателя - пути распространения и способ продажи. Чтобы настроить рабочий канал между предлагаемым электронным продуктом и читателем, нужно еще меньше шагов и инвестиций: затраты на типографию и издательский офис отсутствуют, поиск магазинов сводится к запросу в поисковой системе и получению массы выгодных вариантов. Однако и число любителей электронных книг меньше, хоть и разница не критична. А вот разница в стоимости как раз ощутима: книга электронного формата в среднем стоит в два - три раза дешевле печатного. Да и риск банкротства однозначно присутствует в этом виде издательского дела.

Совсем молодой продукт издательской деятельности - мини-игры и приложения для различного рода гаджетов и сайтов. Схема создания продуктов этого сегмента гораздо сложнее: разработка сюжета и персонажей, работа программистов в осуществлении идеи, размещение в онлайн-каталогах и интернет-магазинах. Разбираться в предпочтениях потенциальных пользователей надо не хуже, чем в случае с книгами - прибыль в основном зависит от задумки, и только потом от качества ее технических и графических характеристик и стоимости. Знание рынка электронных продуктов и компьютерных технологий в этом случае намного важнее предпринимательского чутья, опыта в продвижении и рекламе товаров и запредельной мотивации.

Издательский бизнес полон возможностей для развития и получения желаемой прибыли, как и подводных камней и трудноразрешимых проблем. Впрочем, как и любой другой вид предпринимательской деятельности. Однако поговорка о риске и последующей возможности насладиться бокалом шампанского как нельзя лучше демонстрирует высокие, но в то же время преодолимые вершины бизнеса.

Чтобы открыть издательство и сделать его жизнеспособным, требуются не только инвестиции, но и понимание рынка, умение совмещать коммерческую деятельность с просветительской, творческое чутье. Альтернатива книжному издательству - СМИ, электронные библиотеки, собрание электронных игр.

Видов частного бизнеса множество – и совсем простых, вроде торговли семечками, и сложных, основанных на инновациях. Но существует особый род предпринимательской деятельности, совмещающий интеллектуальный труд, просветительское благородство и зарабатывание денег. Занимаясь изданием газет, журналов, книг или электронных приложений, можно не только извлекать материальную прибыль, но и получить интереснейший круг общения.

Как и в любом бизнесе, чтобы преуспеть в издательской деле, нужно обладать способностями к коммерции и ориентироваться в ситуации на рынке. Кроме этого, необходимо здраво оценивать свои возможности и понимать сложность этого занятия.

Начинать, как обычно, нужно с регистрации индивидуального предпринимательства или общества с ограниченной ответственностью. Выбор формы хозяйствования зависит от ваших планов. Если вы планируете работать с крупными суммами денег и серьезными организациями, . Если собираетесь организовать газету или журнал, .

Книжное издательство

Книгоиздательство – дело почетное и интересное, но непростое. Прежде всего, вы просто обязаны быть начитанным человеком и хорошо ориентироваться в литературных направлениях и новинках. При этом вам нужно разбираться в тонкостях законодательства и понимать механизмы работы книжного рынка. Еще одна сфера, в которой вы должны разбираться – работа с типографиями.

Но и это еще не все. Чтобы стать успешным книгоиздателем, вам необходимо издавать книги, которые будут охотно покупать. А для этого хорошо бы иметь личные знакомства в писательской среде или, по крайней мере, иметь связи в компаниях, которые могут помочь с получением крупных заказов. Как мы уже говорили, дело это совсем непростое, но не исключено, что вы станете тем человеком, который откроет миру нового гениального (или хотя бы талантливого) писателя, и войдете в историю вместе с ним. Во всяком случае, вы разбогатеете, продавая его книги.

Электронные книги

Современный вариант книги бумажной – электронная книга, вытесняющая привычные издания с помощью планшетов, компьютеров и мобильных телефонов. Пока эта сфера только зарождается, но экономическая модель этого бизнеса понятна даже самым далеким от новейших технологий людям.

Электронные книги издаются в виде файла, который продается читателю через издателя или интернет-магазин. Этот вид бизнеса лишен «прелестей» работы с типографиями, дистрибуции, общения с книжными магазинами или сетями таких магазинов с наценками, увеличивающими цены на книги в несколько раз. В результате этих наценок далеко не каждому по карману становится приобретение книг.

Средства массовой информации

Книгоиздательство – занятие непростое, но не терпящее суеты. Книга издается не один день и остается с нами надолго. Совсем другое дело – газеты и журналы (см. « »). Они недолговечны и издавать их непросто, но для людей, выбирающих динамику, они подходят гораздо больше. В издании средств массовой информации действуют иные принципы, хотя значение тиражей никто не оспаривает. Но основная прибыль извлекается из рекламы на страницах издания. Только немногие, сверхпопулярные издания, вроде «Комсомольской правды», могут позволить себе существовать только за счет огромных тиражей, но и они не гнушаются рекламы. Большая же часть СМИ живет за счёт рекламы. Особенно выгодно в этом смысле журнальное издательство – рекламодатели предпочитают глянец, поэтому большие заработки наиболее вероятны здесь.

Правда, издавать журнал сложнее, чем газету. Требования к текстам более высокие, не обойтись без хорошего фотографа, профессионального дизайнера, думающего редактора. Вы понимаете, что люди, обладающие высоким уровнем профессионализма, вряд ли согласятся работать за символическую зарплату. Не надейтесь, что вам удастся обмануть покупателей и читателей вашего журнала, перепечатывая статьи и фотографии из интернета.

Мини-игры

Совершенно новый вид издательской деятельности – мини-игры для мобильных телефонов и смартфонов, сайтов и социальных сетей. В той сфере также очень важно хорошо ориентироваться на рынке и понимать, чего ждут покупатели. Все компании, издающие мини-игры работают по одной схеме: сюжет – создание персонажей и пейзажей – соединение этих частей с помощью программистов.

Дальнейшее продвижение продукта может разниться. Игру для мобильных телефонов обычно публикуют в интернет-магазинах или каталогах, где пользователи имеют возможность ознакомиться с игрой и скачать её. Если игра предназначается для интернета, её продают в игровые порталы, занимающиеся скупкой игр и предоставлением их покупателям, возможно, бесплатно. Издатели игр почти всегда молодые программисты с амбициями, досконально знающие рынок, что и позволяет им добиваться успехов.

Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Реформа образования и повальное занятие коммерческой деятельностью привели к тому, что людям сначала просто не хватало времени на чтение, затем интерес к литературе сам собой угас, и издательский бизнес с нуля перестал быть таким популярным. Действительно, жизнь не так давно была настолько суматошной, что сил у человека еле-еле хватало на то, чтобы съесть полуфабрикат и упасть в постель.

Сегодня наблюдается противоположная тенденция. По каким причинам, неизвестно. Но год от года растет число людей, которые с удовольствием покупают и читают книги. Причем настоящие, бумажные, а не новомодные электронные устройства. Именно эта тенденция и дает возможность увлеченным людям начать сегодня книжный бизнес с нуля.

Что необходимо знать, желающим открыть книжный магазин

Книжный магазин не имеет ничего общего с различными торговыми точками. Следует учесть, что книги нельзя отнести к таким предметам первой необходимости, как продукты питания или одежда. Исходя из этого, перед тем, как начинать книжный бизнес с нуля, нужно проанализировать все «за» и «против» и выработать четкую политику ведения дел.

Основные моменты, которые необходимо учесть при открытии магазина:

1. Наиглавнейшее условие – расположение магазина. Если можно прямо в жилом доме, то с выбором места под книжную лавку следует постараться. Место должно быть проходным и находиться на виду, чтобы туда могли заходить не только завсегдатаи, но и случайные покупатели. К таким местам можно отнести вокзалы, аэропорты, метро или места, расположенные в центре города. Совсем необязательно покупать или арендовать большие площади. Можно просто подобрать интересный ассортимент литературы.

2. Второе по важности условие – ассортимент. Как понять, какие именно книги стоит продавать, и что из предлагаемой литературы будет пользоваться спросом. Для этого важно досконально изучить рынок, понять, чем интересуются разные слои населения. Лучше всего придерживаться золотого правила: иметь в продаже классику, детективы, и многочисленные, так любимые молодежью, книги в стиле фэнтези и мистику.

3. Вопрос закупки литературы почему-то никогда не возникает. Когда же владелец начинает искать и закупать нужные книги, он сталкивается с трудностями в виде довольно высоких цен. Закупать книги для вашего магазина выгоднее всего прямо у издательств. Причем в зависимости от издательства стоимость может существенно варьироваться. Кроме того, на стоимость влияют транспортные расходы, так что вопрос доставки также лучше продумать заблаговременно.

4. Различные виды услуг и продажа сопутствующих товаров помогут получить дополнительную прибыль и привлечь новых покупателей. В качестве услуг можно предложить прием на комиссию подержанных книг, а также их последующую продажу с минимальной наценкой. Многие небольшие магазинчики, собственно, с этих доходов и существуют. Причем долгие годы. Кроме этого, в магазине можно поставить копировальный аппарат, установить брошюровщик. Что касается продажи сопутствующих товаров, то здесь все зависит от вашей фантазии. Продавать можно все что угодно: пазлы, календари, настольные и развивающие игры для детей.

5. Если вы решили подойти к открытию магазина более основательно и планируете занять под него большое помещение, стоит задуматься над проведением тематических вечеров, детских праздников и презентаций книг различных писателей.

В принципе, открыть книжный бизнес с нуля не так уж сложно. Но именно в этом случае необходимо иметь некоторый стартовый капитал (например, для закупки книг или аренды помещения). Выгода в открытии подобного магазина заключается в том, что при небольших наценках, вы получаете стабильный поток клиентов. Еще хотелось бы отметить, что книжные магазины, однажды открывшись, крайне редко закрываются!

Как открыть собственное издательство

У многих понятие издательства ассоциируется с типографией, то есть местом, где печатают различные газеты, журналы и бланки. На самом деле типография является одним из подразделений издательства. Если раньше открыть издательство могли позволить себе только состоятельные люди, то сегодня все намного проще. Итак, что важно знать, чтобы открыть издательский бизнес с нуля:

1. Так как издательский бизнес в первую очередь подразумевает работу с авторами, следует заняться поисками новых авторов или заинтересовать маститых писателей. Что касается раскрученных авторов, то заинтересовать их могут только наиболее выгодные гонорары. Работа с новыми авторами, даже не очень известными, часто чревата тем, что прибыль от продаж спланировать невозможно.

2. На что ориентироваться при выборе автора? Конечно, на охват аудитории. Чем шире потенциальный круг покупателей, тем выше прибыль. Вот почему сегодня полки магазинов ломятся от определенного сорта литературы, которую покупают, чтобы один раз прочитать и поставить на полку.

3. Работа с авторами заключается не только в подписании договоров. Очень часто издательства приобретают права на то или иное произведение, которые затем перепродаются более крупным издательствам. Кроме того, произведения, поступающие в издательство, должны подвергаться вычитке и редактуре. Это даст возможность отфильтровать наиболее слабые труды соискателей. Именно поэтому сразу же необходимо заполучить в штат хорошего редактора.

4. Очень часто среди начинающих писателей попадаются действительно перспективные авторы. Удержать их можно только подписанием эксклюзивного контракта. Если писатель очень хорош, стоит попытаться заключить контракт сразу на несколько произведений в перспективе.

5. Очень часто люди, организующие издательский бизнес с нуля, пытаются охватить сразу все: продумать концепцию издательского дома, арендовать типографию, обустроить офис. На самом деле, в начале издательской деятельности собственная типография вам будет не нужна, это повлечет только лишние расходы. Самое главное – сосредоточиться на привлечении к сотрудничеству авторов.

В дополнение хотелось бы отметить, что издавать можно не только книги. Начинать издательский бизнес с нуля вполне можно и нужно, издавая различные журналы. Сюда относятся как научно-популярные издания, так и разнообразные развлекательные журналы. Начинать свой бизнес в сфере издательства нужно, имея достаточно серьезный капитал, который позволит на первых порах арендовать необходимые площади, а также оплачивать гонорары авторам и сотрудникам.

Для того чтобы ваши вложения окупились сторицей, еще до открытия книжного дела, важно четко сформировать концепцию, который вы будете придерживаться. Например, основным видом деятельности можно выбрать выпуск детской литературы или учебников для школы, дополнительными видами – выпуск научно-популярной литературы. Четкая расстановка приоритетов позволит вам избежать лишних затрат.

Книгоиздание - один из тех видов бизнеса, которые, пожалуй, не требуют практически ничего, кроме идеи, небольших инвестиций и элементарной организации бизнеса. Это роднит его с такими полувиртуальными бизнесами, как программирование или Интернет-проекты. Большинство этапов здесь без труда, как ныне модно говорить, «аут-сорсятся». Сколько стоит создать и поддерживать собственный издательский бизнес?

Со стороны может показаться, что книжное издательство - бизнес крупный, или, по крайней мере, средний. Многие еще помнят издательства советских времен, кои занимали целые здания, а те, что калибром поменьше, - хотя бы отдельный подъезд. А там - коридоры, по которым сновали редакторы, корректоры, технологи, ну и, конечно, вечно недовольные авторы.

Впечатление о физическом размахе бизнеса может возникнуть и оттого, что в качестве неотъемлемой части издательства предполагается полиграфический комплекс с печатными станками, переплетным цехом и перманентно похмельным заведующим складом готовой продукции. В действительности все не так. Издательство может занимать всего одну комнату, а может и не занимать вообще. В штате нужен генеральный директор, бухгалтер, главный редактор, начальник отдела продаж и начальник производственного отдела. Все эти функции могут успешно выполнять 2–3 человека. А то и вовсе один человек, который к тому же по совместительству еще и автор. Теоретически можно создавать издательство даже для выпуска одной книги, если популярность ее гарантирована.

Все это стало возможным благодаря появлению персональных компьютеров, точнее, росту их мощности до такой степени, что они легко справляются с настольными издательскими системами, то бишь, по-простому говоря, программами верстки. Кроме того, издание книг как вид деятельности сегодня не требует лицензирования.

Неслучайно в настоящее время малый издательский бизнес переживает настоящий бум. Если в Советском Союзе в конце 80-х существовало всего около 200 государственных издательств (многие из которых сегодня откровенно загибаются), то сейчас каждый год появляется около 1500 новых частных издательств, а общее количество ежегодно издаваемых названий, по разным оценкам, составляет от 50 до 100 тысяч. Многие издательства создаются ради печати не более 5 книг, и это не предосудительно. Рентабельность бизнеса составляет от 30 до 100%, и на хлеб с маслом можно заработать, издав всего одну-две книги. Лишь бы они раскупались.

Основы бизнеса

Начнем с того, что издательство физически не изготавливает книги. Их печатает типография. Основные же его функции - подготовка рукописи (которая заканчивается изготовлением оригинал-макета) и последующая продажа книг (как правило, оптовая).

Начинать издательский бизнес необходимо с регистрации юридического лица (ЗАО или ООО). Эта процедура не имеет никаких особенностей по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности, поэтому нет смысла рассказывать о ней подробно. Просто нужно создать юридическое лицо, в уставе которого будет прописан такой вид деятельности, как издание книг. Если нет опыта в регистрации юрлиц, то лучше воспользоваться услугами специализирующихся на этом фирм. В Москве регистрация «под ключ» обойдется примерно в 500–600 долларов вместе со всеми сборами, уставным капиталом, юридическим адресом, печатью и прочими атрибутами официального бизнеса.

В принципе можно зарегистрировать издательство и как ПБОЮЛ. Раньше книготорговые фирмы это не любили, поскольку возникали проблемы с зачетом НДС (для книг он составляет всего 10%, а НСП книги не облагаются). Сейчас ПБОЮЛы платят этот налог, так что принципиальной разницы в выборе формы предпринимательства нет.

Получать лицензию для издания книг в настоящее время нет необходимости. В закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 8 августа 2001 года) книгоиздание не попало, хотя прежде нужно было получать лицензию Минпечати РФ. Книгоиздание не относится и к такому лицензируемому виду деятельности, как СМИ, поскольку, по определению закона «О средствах массовой информации», СМИ предполагает «периодическое печатное издание» на регулярной основе. Книги же издаются однократно, не считая, конечно, переизданий.

В то же время книгоиздание остается в правовом поле российского законодательства, в том числе таких законов, как «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах» и т.д., поэтому отсутствие лицензирования не означает, что можно издавать что угодно и как угодно.

Требуется упомянуть также обязательность регистрации в Российской книжной палате bookchamber.ru Это позволит получать международные коды ISBN . Без такого кода книгу издать теоретически можно, но это создает определенные трудности для оптовых и розничных продавцов, к тому же книги с нарушением правил издания не станут закупать библиотеки. Коды ISBN стоят относительно недорого (около 500 рублей за штуку), однако в России издательства, особенно региональные, как ни странно, пытаются на этом экономить. Способов здесь три: не использовать код, «срисовать» (то есть украсть) код с любой другой книги, наконец, использовать полученный от Книжной палаты код многократно. И все три вызывают проблемы с книготорговлей, внося путаницу в товарный учет, который проще всего организуется именно по уникальным номерам ISBN .

Вообще деятельностью Книжной палаты не стоит пренебрегать: хотя она играет и незначительную роль в рекламе, но извещает библиотеки о выходе новых изданий, рассылает в наиболее крупные библиотеки и коллекторы экземпляры, которые издательства обязаны предоставлять с каждого издания (это около 15 экземпляров, обычно их отдают сами типографии). Книжная палата также занимается и определением кодов УДК и ББК, они отражают тематику издания. За 350 рублей эксперты Палаты вам подберут их, хотя в этом случае как раз можно списать эти коды с аналогичного издания.

Идея

Конечно, чтобы выпускать книги, нужны идеи. Тут, по классическим законам маркетинга, надо или издать книгу, подобной которой нет, или сделать ее лучше, чем другие (и/или дешевле). Многие книги сейчас выходят в расчете на узкопрофессиональные группы. В целом же можно отметить, что выгодно издавать полезные книги. Однозначно не стоит связываться с художественной литературой, если вы, конечно, не наткнулись на гениального автора. Но для раскрутки даже гениального автора вряд ли у вас найдутся такие же средства, как у титанов вроде «Эксмо», АСТ или «Росмэна».

Думая, издавать или не издавать книгу, необходимо понять, кому она интересна и нужна, купят ли ее по предполагаемой цене, как вообще продвигать ее на рынок. Чтобы получить представление о том, что сейчас хорошо продается, можно зайти, например, в Интернет-магазин «Озон» www.ozon.ru и посмотреть, какие книги там считаются бестселлерами.

Легко готовить книги, на которые не распространяется авторское право: тексты законов и нормативных актов (особенно ценятся хорошо прокомментированные законы), перепечатывать старые, срок авторских прав на которые истек (например, можно было бы неплохо заработать, издав «Идиота» Ф. Достоевского на волне популярности одноименного сериала - здесь, кстати, подсуетилось только издательство АСТ). Легко делать книги советов, гороскопов, анекдотов из Интернета. Но их трудно продавать из-за высокой конкуренции и невозможности на первых порах печатать большие тиражи (а это залог конкурентной цены), к тому же у такого безымянного материала впоследствии может обнаружиться и автор.

Одним словом, для начинающего издательства нужна толковая книга, конкурентов у которой практически нет и которую читатель готов взять, не экономя. Есть и такое правило: число будущих покупателей должно быть на порядок больше, чем предполагаемый тираж. Желательно иметь и априорные ресурсы для раскрутки книги (то есть извещать о ней потенциальных читателей). Хорошо, если сам автор обладает соответствующими ресурсами (известен в нужных кругах, пользуется доверием как эксперт, имеет популярный сайт и т.д.).

Как правило, у хорошей книги все же есть автор (или авторский коллектив). С ним необходимо заключить авторский договор. Договор регулирует взаимные права и обязанности автора и издателя. Автор обязуется представить рукопись в конкретный срок в виде, определяемом издателем (обычно это документ в формате Word). На автора, как это часто бывает, перелагается ответственность за нарушение авторских прав третьих лиц, а также за разглашение государственной, коммерческой или ведомственной тайны. Издатель отследить это обычно не в состоянии. Последний, в свою очередь, обязуется выпустить книгу (можно определить минимальный тираж и крайний срок) либо забраковать представленную рукопись (можно обозначить условия отклонения - задержка сдачи рукописи или ее низкое качество). Договором предусматривается и порядок уплаты гонорара (авторского вознаграждения). В основном гонорар определяется как процент от стоимости тиража (отпускная цена издательства, умноженная на тираж книги, - схема распространяется и на оплату переизданий). Для российского рынка характерен размер гонорара в 7–12%, хотя возможны и иные ставки, равно как и фиксированная оплата за рукопись с правом издания определенного тиража.

Для издателя выгодно заключать договор на передачу исключительных прав на издание конкретной книги, которые предусматривают права на издание и продажу книг по всему миру, в том числе издание на других языках, частичную или полную переуступку прав третьим лицам. Исключительные права могут быть срочными (например, 5 лет). Но опять же, поскольку время летит быстро, издателю выгоднее иметь бессрочные права. Примерные тексты авторских договоров без труда можно найти в Интернете.

Заключив договор, остается ждать, когда автор принесет рукопись. Надо сразу смириться с тем, что не все, кто обещает написать книгу, сделают это в действительности. Пишущие - люди творческие и переменчивые. Поэтому на первых порах лучше работать с теми, кто приносит готовые рукописи.

От рукописи до оригинал-макета

Итак, рукопись в издательстве. Опишем стандартный технологический цикл, в котором можно оптимизировать отдельные элементы.

Первым знакомится с рукописью главный редактор. Он оценивает ее качество, логику и структуру. Здесь нелишне бывает привлечь экспертов. Если не требуется принципиальная доработка рукописи, то за дело берется редактор, который (в интерактивном режиме с автором) оттачивает стройность книги, лексику, терминологию, грамматику, стиль. Работа редактора оплачивается в довольно широких пределах, она зависит и от объема книги, и от качества рукописи. Даже в крупных городах нетрудно найти редактора (непременно надо брать с опытом работы), который возьмется обработать книгу по 20–40 центов за страницу (как правило, редактору отдается текст без иллюстраций). То есть на 300-страничную книгу с 30%-ным заполнением иллюстрациями потребуется около 50–100 долларов.

После первичного редактирования книги рукопись отдают верстальщику. Оплата его труда зависит от сложности макета и квалификации верстальщика (он ведь может в разной степени выполнить и дизайн книги). Здесь вариации труда в оплате также велики, но если снова ориентироваться на цены крупных городов, то верхняя планка лежит в пределах 0,5–1 доллара за страницу, хотя можно найти и значительно дешевле. Что касается выбора программы верстки, то это дело вкуса и профессионализма самого верстальщика. Несмотря на снобизм профессиональных дизайнеров, с полной ответственностью утверждаю, что даже сложные макеты нетрудно сверстать в «родном» Word " e , тем более что и сама рукопись часто готовится автором в той же программе.

Сверстанная рукопись в виде распечатки (то, что раньше называлось «гранками») передается корректору, работа у которого проще, чем у редактора, - он только вычитывает текст и исправляет грамматические ошибки (их после работы редактора уже гораздо меньше, чем в авторском тексте) и ошибки верстки. Посему работа корректора оплачивается дешевле: 10–20 центов за страницу. Корректор отмечает исправления понятными верстальщику знаками, и последний вносит их в макет книги.

Желательно редакторскую и корректорскую правки согласовывать с автором (это может оговариваться в договоре). Так же как и последнее слово, подписание в печать культура книгопечатания требует оставить за автором. Тот получает чистовой макет и обязан дать добро на издание с устранением отмеченных им недостатков (в разумных, конечно, пределах).

Путь в типографию

Дальнейшая судьба макета зависит от выбранного способа печати. В настоящее время их по сути два: цифровая и офсетная (плюс уже редко используемая высокая печать).

Увы, нет возможности обсуждать достоинства и недостатки того или иного вида печати. Отметим только, что офсет в плане себестоимости печати эффективен на тиражах от 1000 (лучше от 3000) экземпляров. И чем больше тираж, тем ниже себестоимость печати (дорогостоящая операция - изготовление печатных форм). Дешевая печать начинается от 5000 экземпляров. Очень большие скидки типографии дают только при тиражах от 100 тысяч. До этого порога стоимость печати практически линейно зависит от количества страниц в книге и тиража.

Для заказа печати офсетным методом в типографию необходимо представить диапозитивы - макет книги на прозрачной пленке, впрочем, практически все производственники могут изготавливать пленки сами или через смежников. Требования к макету лучше согласовывать с выбранной вами типографией. Способов изготовления диапозитивов два - фотовывод и печать на лазерном принтере.

Фотовывод, безусловно, привлекательней по двум причинам: он дает практически абсолютно черный цвет, идеальное разрешение (от 2400 точек на дюйм и выше), точную передачу полутонов в иллюстрациях. Даже дорогие лазерные принтеры не всегда на это способны. Недостаток - относительно высокая стоимость (как правило, заказывается в виде услуги, собственная машина фотовывода - удовольствие дорогое). В Москве фотовывод стоит порядка 1 доллара за одну пленку А4. Сэкономить можно, печатая на больших листах (по несколько страниц на листе), однако это потребует соответствующей подготовки макета.

Изготовить диапозитивы на лазерном принтере стоит дешевле, для этого вместо обычной бумаги надо использовать «прозрачку» или кальку. Тут есть, правда, тонкость: «под офсет» диапозитив изготавливается «эмульсией вниз», то есть необходимо печатать макет в зеркальном отображении. На лету это умеют делать только postsript-принтеры или принтеры с эмуляцией режима postscript . Обойти это можно путем промежуточного изготовления PDF-файлов.

Когда готов макет, остается разместить заказ в типографии, выбрав бумагу для книги и обложки. Это дело вкуса и во многом зависит от цели издания: одно дело бюджетное, другое дело - подарочное. Еще труднее определиться, когда хочется сделать книгу и дешевой, и хорошо оформленной.

Бумага для самой книги («блока», то есть книги без обложки) стоит от 14 тысяч рублей за тонну (газетная) до 22–27 тысяч (офсетная; цена ее во многом зависит от степени белизны и плотности). Чтобы посчитать нужное количество бумаги, необходимо перемножить площадь листа (например, 60 на 90 см) на количество печатных листов (обычно по 16 книжных страниц формата 84х108/32) и на плотность бумаги (60–70 г/кв. м). Бумага продается в «ролях», поэтому важно знать формат книги. Например, полиграфический формат 60 x 90/16 соответствует размеру A 5, для этой книги нужна бумага с шириной роля 60 см.

Бумагу можно приобрести как у фирм-агентов, так и в типографии. Ответить, где лучше покупать, однозначно нельзя. Во-первых, не все типографии предлагают бумагу в необходимом ассортименте; во-вторых, надо просто сравнить цены. Как правило, около типографий «крутятся» фирмы, торгующие бумагой. Можно договориться с ними - они доставят бумагу в нужном количестве в типографию. Вообще по всем подобным вопросам лучше консультироваться непосредственно с местным технологом.

Что касается бумаги на обложку, то она должна быть плотной, может быть гладкой или рифленой («скорлупа», «лен», «молоток» и т.д.). Обычно продается в листах. Здесь лучше не экономить и приобрести хорошую импортную бумагу, которая стоит около 1,5 долларов за килограмм.

Вообще обложке следует уделить особое внимание в плане и дизайна, и полиграфического исполнения. Ведь первое визуальное и тактильное ощущение потенциальный читатель получает именно от нее. Возможно, стоит потратиться на ламинирование или, по крайней мере, на лакирование (оно повысит износостойкость) и сэкономить на самом блоке (на такую хитрость часто идут именитые издательства). Можно разориться и на переплет (то есть твердую обложку), но это стоит намного дороже и ограничивает выбор бумаги для книги.

Не стоит забывать, что книга может долго стоять на полке в магазине, и экономия на качестве бумаги и полиграфии приведет к тому,

что после просмотра десятком читателей она потеряет презентабельный вид. Для достижения высокого качества обложки ее можно печатать отдельно от книги, воспользовавшись услугами небольшой типографии. Там, возможно, сделают заказ оперативней и аккуратней. К тому же, если вы привезете свои обложки, то застрахуете себя от печати типографией «левого тиража» (то есть сверх заказанного количества, которое потом попадет на рынок по демпинговой цене).

Вот и все, книга готова. Остается отвезти ее на заранее арендованный склад и начать продажу. Как - разговор отдельный, но подумать об этом надо, разумеется, до того, как браться печатать книгу.

Как вы уже поняли, прелесть издательского бизнеса в том, что практически все операции без труда передаются на аутсорсинг: не надо иметь в штате ни автора, ни редактора, ни корректора, ни верстальщика. Надо просто уметь их найти и договориться. Они могут быть в другом городе и другой стране.

От вас требуются только идея книги и умение ее продать.

К нам часто обращаются наши постоянные читатели с вопросами о том, как реализовать ту или иную идею, представленную на портале «1000 идей». Поэтому мы решили запустить новый цикл статей, в которых рассказывается о том, как в российских условиях можно воплотить многие проекты, которые с успехом работают за рубежом.

Ситуация в книгоиздательском бизнесе сейчас далеко не самая благоприятная. С распространением интернета и различных мобильных устройств, которые позволяют читать книги в электронном виде – начиная с телефонов и заканчивая специальными электронными книгами и планшетами, наступили «черные» времена для компаний, которые занимаются изданием и продажей печатной книжной продукции.

Буквально несколько десятилетий назад Россия была одной из самых читающих стран мира. И до сих пор отечественные издательства выпускают большое количество литературы. Однако до лета 2012 года можно было назвать лишь две самые крупные компании, работающие на этом рынке, – АСТ и Эксмо. Согласно данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, только в 2011 году два гиганта издали свыше 130 миллионов книг. Эти же компании владеют крупнейшими в стране розничными книжными сетями.

С конца июня этого года два ведущих игрока превратились в одного: стало известно, что Эксмо будет контролировать бизнес группы АСТ, что по сути превратило и без того небольшой книгоиздательский рынок в монополию. По разным данным, Эксмо принадлежит от 50 до 80 % рынка художественной литературы. В конце 2011 года Эксмо приобрела у финской компании Sanoma Independent Media издательство «Альпина бизнес букс». Этой же компании принадлежит 30 % акций известного издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» (сейчас компания намерена увеличить пакет до контрольного). После объединения компания, как ожидается, будет контролировать свыше 60 % российского рынка деловой и профессиональной литературы.

В целом, сама отрасль уже давно находится в кризисе. По данным Роспечати, за последний год производство книг в нашей стране сократилось на 6,3 %, а всего на протяжении последних трех лет тиражи упали почти на 30 %. По оценкам самих издательств, в 2011 году объем отечественного рынка книжкой продукции составил 62 миллиарда рублей, сократившись за четыре года на 16,9 %.

Столь не радужная ситуация складывается не только в России, но и за рубежом. Например, в прошлом году было объявлено о банкротстве и закрытии почти четырехсот магазинов по всей стране второй по величине в Америке книготорговой сети Borders Group Inc. Как сообщает компания Nielsen Book Scan, объем продаж печатных книг в США снизился за предыдущий год на 8,9% и составил 651,2 миллиона экземпляров. В Великобритании объемы сократились на 6,2%, в Германии и Дании на 5%, в Италии на 3,7%. Менее всего падение объемов затронуло Францию, там рынок «просел» лишь на 1,5%.

Российские эксперты считают, что снижение объемов продаж книг связано напрямую с кризисом 2008 года, из-за которого покупатели были вынуждены отказаться от дополнительной статьи расходов семейного бюджета, связанной с покупкой печатной продукции. Более того, согласно докладу Роспечати о проблемах российского книгоиздания, последствия мирового финансового и экономического кризиса для этой отрасли до сих пор не были преодолены до конца. Впрочем, проблемы возникли задолго до 2008 года. На протяжении предыдущих двадцати лет этот сегмент рынка развивался хаотично. Полки магазинов оказались переполнены некачественной и невостребованной литературой. Как и следовало ожидать, спрос на книги резко упал. Издатели были вынуждены поднять цены, чтобы выжить, что лишь усугубило ситуацию.

Значит ли это, что в книгоиздательской отрасли все плохо, и бизнес в этой области обречен на провал? На самом деле, больше всего пострадал сегмент художественных книг для взрослой аудитории, а вот интерес со стороны читателей к научной и учебной литературе лишь возрастает с каждым годом.

Большим спросом пользуются издания для детей, в том числе и художественные. Конечно, многие книги (тем более, традиционные народные и авторские известные сказки) можно найти в интернете в электронном виде. Но родители все же предпочитают покупать привычные книги, даже несмотря на их высокую стоимость, обусловленную качественной полиграфией, красивыми иллюстрациями и небольшими тиражами. Популярность электронных книг растет, но преимущественно среди взрослых жителей крупных российских городов (там книги в электронном формате читают около 30% населения).

Детям родители предпочитают читать традиционные печатные книги с яркими красочными картинками. Некоторые собирают даже целые библиотеки детской литературы. Ребенок учится читать также с помощью печатных букварей и азбук, и первые книги, которые он прочитывает самостоятельно, не на экране мобильного устройства, а на обычной бумаге.

Другой сегмент литературы, который не так сильно затронули последние изменения, представлен дорогими тематическими подарочными изданиями. Как правило, они выпускаются небольшими тиражами, посвящены определенной узкой тематике, носят справочно-информационный характер и нередко отличаются роскошным оформлением. Главная их ценность не в тексте, а в иллюстрациях, поэтому читать такие книги в электронном виде нет смысла.

Бывают издательства, которые выпускают книги разной ценовой категории, но на одну тематику. В качестве примера такого узкоспециализированного книжного издательства можно привести компанию Dogwise, расположенную в Сиэтле. Основана она была в 1986 году предпринимательницей Шарлин Вудворд (Charlene Woodward). Изначально это был самый обычный розничный магазин, который оказывал специальную услугу по поиску редких книг для школ, библиотек или частных лиц.

Выполняя очередной заказ на доставку книг для собак своим клиентам, Шарлин обнаружила, что люди, которые хотят приобрести качественные книги о своих питомцах, сталкиваются с определенными сложностями при поиске такой литературы. Вооружившись поддержкой своих клиентов, предпринимательница стала продавать специализированную литературу на выставках собак. Когда же ей начали задавать вопросы о том, где можно приобрести книги о собаках во время, когда выставки не проводятся, Шарлин решила печатать и распространять простой каталог с возможностью заказа понравившихся изданий.

Ее бизнес рос стремительными темпами. В скором времени Вудворд открыла собственное издательство, которое выпускает книги исключительно о собаках. В его штате работают всего лишь восемь человек, так как основной бизнес по доставке книг почтой ведется через сайт компании. В год издательство Dogwise выпускает от восьми до десяти новинок, которые охотно покупают не только жители США, но и владельцы собак из других стран, включая Японию и Россию. При этом компания не тратит деньги на перевод своих изданий на другие языки. Оно просто перепродает права на литературу зарубежным издательствам. Стоимость прав на одну книгу составляет от $1000 до $10000, в зависимости от условий договора.

Подобное узкотематическое книжное издательство может стать выгодным бизнесом и в нашей стране, невзирая на достаточно сложное положение дел на книжном рынке в России. Цена входа на этот рынок, как ни странно, сравнительно низкая. Для издания двух-трех книг потребуется небольшая сумма. К примеру, по данным книжных издательств себестоимость выпуска одной книги при тираже менее десяти тысяч экземпляров составляет менее $2,5 за единицу. Значит, вложения в первое издание составят порядка $20000. Правда, речь идет об обычной неподарочной книге стандартного объема и размера в твердой обложке, с черно-белыми иллюстрациями или, вообще, без них.

Так как издание книг считается бизнесом с высокими рисками, банки обычно не кредитуют начинающих предпринимателей, которые хотят работать в этом сегменте. Ведь одно дело издать книгу и совсем другое – успешно продать ее. Всегда есть вероятность, что авторы подведут издателя, не закончат писать свои книги или и вовсе уйдут к конкурентам. Поэтому новые компании финансируются либо за счет частных инвесторов, либо приглашая к сотрудничеству крупные издательства. Если у вас нет собственных средств для начала собственного дела, то первый вариант выглядит более привлекательно для специализированного проекта.

Не стоит обходить своим вниманием и производство электронных книг. Если для вашей ниши это возможно, то обозначьте это направление своей работы еще на этапе составления бизнес-плана, который вам необходим для себя или для поиска инвестора. К примеру, вышеупомянутое издательство Dogwise, помимо производства специализированной литературы, также выпускает книги в электронном виде. Причем именно это направление является для него одним из самых прибыльных и быстро развивающихся. «Мы занимаемся изданием электронных книг на протяжении уже трех лет, и наша прибыль увеличилась за этот период в десятки раз. Электронные книги не требуют дополнительных расходов на печать и доставку, для их хранения не нужен склад», - рассказывает глава компании. Также, кроме печатных и электронных книг о собаках, издательство Dogwise выпускает диски, буклеты с различными методическими материалами и игрушки для собак.

Издавать книги можно двумя способами. Первый – традиционный – заключается в производстве книжного тиража в типографии. Это подразумевает довольно большой объем работы, на который потребуется некоторое время (на печать одного тиража офсетным способом уходит, в среднем, 3-4 месяца). Прежде всего, верстаются страницы будущего издания. Затем после проверки корректором они печатаются на офсетной машине. Офсетная печать книг является самым распространенным способом книжного производства, который особенно выгоден при средних и больших тиражах. Чем больше тираж, тем меньше себестоимость печати одного экземпляра книги. Отдельные листы издания, которое должно быть в твердом переплете, собираются в так называемые тетради. Тонкие брошюрки сшиваются в единый книжный блок. Для этого используется ниточная прошивка (считается самой оптимальной), прошивка проволокой и склейка. «Тетради» подбираются в блок вручную, после чего их загружают в ниткошвейную машину. Книжный блок подрезается на специальной машине, чтобы придать ему полукруглый профиль. После чего тираж опрессовывается в книжном прессе.

При изготовлении книг с твердым переплетом на следующем этапе производства подготавливается переплетная крышка издания. Она состоит из двух боковых картонных сторон и корешковой части, которая называется «отставом». Затем на картонную основу наклеивается бумвинил, балакрон или другой материал, который используется для переплета. В некоторых случаях на этапе приклейки обложки к внутреннему блоку к корешку головки блока прикрепляется тесьма таким образом, чтобы оставшийся снаружи конец ленточки мог вкладываться между страницами книги и выступал за нижний конец блока. Так делают ляссе – узкую ленту, которая служит в качестве книжной закладки в изданиях средней и высокой ценовой категории. Ляссе может быть плетеной или же тканевой одного, двух или нескольких цветов.

После того, как переплетная крышка и книжный блок соединяются вместе, вся книга снова помещается под пресс. Последний этап изготовления книги представляет собой операцию штриховки. В результате этой процедуры создаются узкие продавленные полоски вдоль всего корешка издания у края его обложки. Благодаря этому книга легче раскрывается и может находиться в раскрытом состоянии без дополнительной помощи. Перед упаковкой книг в коробки, если это предусмотрено, они оборачиваются в бумажные суперобложки или же обтягиваются пленкой.

При таком традиционном способе производства большое значение имеет правильно рассчитанный тираж вашей книжкой новинки. Если книга, изданная тиражом 3-5 тысяч экземпляров, не была продана в течение одного года, она оказывается убыточной для издательства. Для небольшого предприятия, оборот которого должен быть выше, эти сроки еще меньше.

Реализуют готовую книжную продукцию через специализированные розничные магазины. Проблема заключается в том, что в розничной торговле, как и в книгоиздательском бизнесе, есть лишь две крупнейших федеральных игрока – книготорговая сеть «Буква», которая принадлежит АСТ (насчитывает около 450 магазинов), и объединенная сеть «Новый книжный – Буквоед» издательства Эксмо (свыше 100 магазинов). Безусловно, в первую очередь владельцы этих сетей продвигают собственную продукцию. По некоторым данным, около 70% ассортимента сети «Новый книжный» составляют издания Эксмо и лишь 30% - продукция других компаний. Сотрудничество с такими сетями затруднено для молодых издательств еще и из-за высокой скидки, которую они требуют за возможность выставлять другие книги в своих магазинах. Если для отдельных небольших книжных магазинов скидка составляет около 10-15 % от оптовой цены, то крупные федеральные сети требуют скинуть иногда до 60 %, что делает для мелких издательств невыгодной работу с ними. Количество же независимых торговых точек уменьшается с каждым месяцем, что неудивительно. Ведь при прочих неблагоприятных факторов уровень рентабельности книжных магазинов колеблется в зависимости от формата от семи до пятнадцати процентов.

Альтернативой обычным книжным розничным магазинам стали интернет-магазины. По данным игроков этого рынка, ежегодный прирост продаж через интернет составляет для книжных компаний около 100 %. Но все же большая часть изданий продается через специализированные площадки, которые за счет отсутствия обычных для розницы расходов могут предложить своим клиентам более выгодные цены и огромный ассортимент. Кроме того, они могут доставлять книги по всей стране, в то время как большинство крупных книжных издательств находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Единственный их недостаток заключается в том, что покупатель не может «вживую» оценить приобретаемую им книгу, зато имеет возможность ознакомиться с отзывами других читателей.

Второй способ производства книг, который наиболее распространен на Западе, заключается в том, что книга сначала продается, а лишь потом печатается. Так называемая цифровая печать по требованию пока только набирает популярность в нашей стране, но специалисты настроены более чем оптимистично. Ее несомненные преимущества состоят в отсутствии больших расходов на печать издания (теперь цена не зависит от тиража, можно напечатать даже один экземпляр книги, пусть даже он будет стоить и немного дороже, нежели при печати офсетом) и в простоте изготовления книги.

Теперь издание книги занимает несколько дней, а не месяцев, как раньше. Печать осуществляется с помощью нехитрого оборудования, которое включает в себя компьютер, принтеры, резаки и термоклеевую машину. Можно купить и специальные автоматизированные линии, которые осуществляют весь цикл работ – от печати до переплета. Машины занимают около 5-6 кв. метров и могут обслуживаться одним лишь оператором. Печать книги, не считая редактуры, верстки, корректуры, занимает менее получаса. Этот вариант издания является скорее вспомогательным, а не основным. С его помощью можно производить небольшие тиражи (в том числе и штучные экземпляры) редкой литературы под заказ или же для изучения спроса.

Штат небольшого специализированного книжного издательства включает в себя редакторов и менеджеров по продажам. В принципе, все остальные функции можно переложить на подрядчиков, как это делают многие небольшие компании. Среди их штатных сотрудников зачастую даже нет верстальщиков и корректоров. Многие типографии предлагают услуги не только по печати книги, но и по подготовке ее к печати.

Сысоева Лилия
- портал бизнес-планов и руководств