Использование логотипа компании без разрешения. Использование чужого логотипа: правила и последствия

В силу ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Пунктом 3 ст. 1484 ГК РФ специально установлен запрет на использование охраняемого в РФ товарного знака без разрешения его правообладателя. Такой запрет обусловлен именно угрозой смешения производителей однородных товаров, работ, услуг для потребителей.

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (ст. 1489 ГК РФ). Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Таким образом, лицензионный договор заключается для предоставления лицензиату права использования обозначения, являющегося товарным знаком, в целях реализации однородных товаров (работ, услуг).
Поскольку организация не планирует использовать на своем Интернет-сайте товарный знак для обозначения производимого ею товара, однородного по классу тому, на который зарегистрирован товарный знак, то заключать лицензионный договор с правообладателем или запрашивать у него разрешение для размещения на Интернет-сайте подобной информации не требуется. Само по себе размещение подобной информации на Интернет-сайте не нарушает исключительных прав обладателя товарного знака и не является незаконным использованием товарного знака (п. 3 ст. 1484, ст 1515 ГК РФ). Подтверждает это и судебная практика (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 10 октября 2011 г. № Ф05-9237/11, Президиума ВАС РФ от 1 декабря 2009 г. № 10852/09).
Аналогичным образом решается вопрос о размещении на Интернет-сайте фирменного наименования организации-партнера. Фирменное наименование, как и товарный знак, является средством индивидуализации. Если товарный знак предназначен для индивидуализации товаров юридических лиц, то фирменное наименование используется для индивидуализации самого юридического лица (ст. 1474 ГК РФ).

Размещение на интернет-сайте информации о том, что организация с определенным фирменным наименованием является партнером организации-администратора сайта, не является использованием фирменного наименования. Отметим, что предоставление какому-либо лицу права использования фирменного наименования организации, в том числе по лицензионному договору, не допускается (ст. 1474 ГК РФ). Нарушением исключительного права на использование фирменного наименования юридического лица будет являться использование наименования, тождественного фирменному наименованию данного юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность (п. 3 ст. 1474 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации такие обстоятельства отсутствуют.

Таким образом, размещение указанной в вопросе информации на Интернет-сайте само по себе не нарушает прав обладателя исключительных прав на использование фирменного наименования и товарного знака и не требует получения какого-либо разрешения от этого правообладателя.

Вместе с тем, если такая информация сопровождается размещением сведений, порочащих деловую репутацию правообладателя, последний вправе требовать их опровержения, если только лицо, распространившее эти сведения, не докажет, что они соответствуют действительности (п. п. 1, 7 ст 152 ГК РФ). Лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения вреда, причиненного их распространением, в том числе так называемого "репутационного" (т.е. нематериального) вреда (п. 5 ст. 152 ГК РФ). Кроме того, если сведения, порочащие деловую репутацию другого лица, в том числе конкурента, размещены в рекламе, такая реклама признается недобросовестной (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе").

Данная статья написана не из желания поглумиться над непосредственными разработчиками приводимого в пример логотипа, и не из неуважения к одному из наших, можно сказать любимейших клиентов, а исключительно ради желания продемонстрировать, к чему приводит непродуманный подход к разработке и созданию логотипа и с какими проблемами, в этой ситуации, можно столкнуться при его дальнейшем использовании.

Не скроем, делаем это с корыстной целью, т.к. работать-то потом с фирменным стилем приходится нам. Так что ловим двух зайцев: и вас уберегаем от ошибок, и себе работу облегчаем.

Итак, разработан следующий логотип:

Кажется, что очень симпатично получилось. И смысл в нем заложен – это стилизованная лопасть ротора турбины, что напрямую связано с деятельностью Заказчика. И цветовое решение продумано: три цвета символизируют три основные отрасли энергетики. И Заказчику понравилось…

И вот тут начинается самое интересное. Потому как встает вопрос: как с ним дальше жить?

Проблема номер раз: использование логотипа на цветном фоне

Казалось бы, ответ понятен: необходимо исключить в качестве фона цвета, использованные в логотипе. Но, поскольку в логотипе присутствует практически весь цветовой спектр, то возможность поставить логотип на любой фон, кроме белого, исключена.

Проблема номер два: печать в 3 цвета

Например, надо напечатать логотип на дизайнерской бумаге, тонированной в массе, методом шелкотрафаретной печати. В данном случае, по технологии полноцветная печать невозможна (правда, мы знаем специалистов, которые могут сделать и полноцветную шелкографию, но уж больно дорогого обходится такое удовольствие Заказчику).

Задача простая – и решение простое. Надо убрать градиенты (переходы цвета) из логотипа и сделать его в 3-х цветном исполнении (красный, синий, зеленый). Такой вариант исполнения прописан в Брендбуке:

Конечно, при этом логотип потерял свое былое очарование, и возможно даже приобрел другую смысловую нагрузку…

Становится очевидным, что упрощать градиентные переходы крайне нежелательно. В данном случае для воспроизведения логотипа в цвете возможна только полноцветная печать. Поэтому, и сэкономить не получиться, и можно забыть о шелкографии.

Кроме того, градиенты также не позволяют нанести логотип на большую часть сувенирной продукции, где полноцвет либо не возможен, либо весьма дорог.

В итоге мы имеем очень узкий спектр возможностей по использованию оригинального логотипа.

Но мы-то знаем, как решить – надо сделать логотип одноцветным!

Но тут возникает очередная проблема..

Проблема номер три

Наличие в логотипе множества тонких пересекающихся линий делает невозможным его использование в оригинальном виде при нанесении на мелкую сувенирную продукцию, а также делает затруднительным тиснение небольшого по размеру логотипа на изделия из кожи, кожезаменителя или дизайнерскую бумагу.

Чтобы нанести логотип без искажений, его минимальный размер не должен быть меньше 15 мм. В ином случае требуется небольшой рестайлинг – приходится менять толщину линий, иначе просто нереально изготовить качественное клише для тиснения.

Может быть, и даже скорее всего, такой незначительный рестайлинг не повлияет на сохранение корпоративной айдентики. Но ведь бывают и другие случаи…

А казалось бы – все так хорошо начиналось! И вот что Заказчик имеет в итоге:

  • Логотип можно использовать только в полноцветном исполнении.
  • Воспроизведение полноцветного логотипа либо очень дорого, либо технически невозможно.
  • Логотип можно использовать только на белом фоне.
  • При гравировке, тиснении, фольгировании и прочих способах нанесения, оригинальный логотип должен иметь довольно большой минимальный размер, что ведет к существенному ограничению области его применения.

Таким образом, мы хотим донести до вас одну очень важную мысль:

Разработка логотипа – это не цель, это только начало. Поэтому конечно важно, чтобы он отражал, символизировал и был приятен глазу. Но не менее важно, чтобы он был практичен, мобилен и прослужил долго на благо процветания вашей Компании. Чего мы все вам искренне желаем!

Компании, работающие в сегменте малого бизнеса, часто стремятся создать о себе хорошее впечатление с помощью логотипа. И если в дизайне логотипа есть уникальная концепция, то он имеет определенный потенциал, который во многих отношениях позволит повлиять на целевую аудиторию. Для многих компаний логотип является инструментом для развития бизнеса и продвижения своих продуктов или услуг на рынке. Действительно, логотип является эффективным маркетинговым инструментом и маркетологи знают это очень хорошо.

Однако дизайнерам нужно соблюдать определенную осторожность при создании логотипа, особенно в случае, когда речь идет об имидже бренда или о передаче некого сообщения о компании. Тщательный подбор цветовой гаммы, шрифта, символов и изображений – это ключ к успеху. Продуманный концептуальный логотип может произвести неизгладимое впечатление у потребителя, который впоследствии всегда будет связывать его именно с этим брендом. Поэтому задача дизайнера состоит в том, чтобы создать запоминающийся логотип, который будет привлекать целевых клиентов.

При работе над логотипом для малого бизнеса нужно придерживаться определенных правил, которые дизайнеры вывели эмпирическим путем. На самом деле это даже не правила, а советы и рекомендации, которых желательно придерживаться, так как они помогают создать уникальный логотип, который будет правильно передавать образ компании.

Исследования

Прежде чем начать рисовать, дизайнеру нужно убедиться, что он разбирается в бизнесе клиента. Не обязательно знать все, но основные моменты, такие как сегмент рынка, продуктовая линейка, особенности бизнес-процессов и планы развития нужно знать. Без этих знаний что-либо вразумительное создать не удастся – логотип получится безликим и не будет ассоциироваться брендом. А значит, поставленная цель не будет достигнута. И клиент, скорее всего, отправит такой логотип назад с просьбой все переделать.

Поэтому дизайнеру перед началом работы нужно провести исследование бизнеса заказчика. Также нужно понять, что собой представляет целевая аудитория бренда. Исследование бизнеса поможет получить о нем общее впечатление, при этом нужно всегда смотреть на компанию с точки зрения дизайнера.

Если внимательно рассмотреть наиболее знаковые логотипы, то можно найти в их дизайне много общего. Все эти логотипы основаны на уникальный концепциях. На практике это означает, что в концепции нет штампов и клише, все образы, символы и типографика полностью оригинальны. Поиск уникальных концепций проще всего вести на бумаге, делая многочисленные наброски логотипа. В процессе творчества будут появляться различные варианты, из которых впоследствии можно будет выбрать один или два для дальнейшей разработки.

Вот хороший пример того, как работает профессионал: много разных вариантов логотипа, которые появились при поиске уникальной концепции. Как видно, в результате дизайнер нашел приемлемый вариант, который стал основой для будущего логотипа. На картинке видно, что набросок лишь отдаленно напоминает готовый логотип, дизайнер просто создал схему, которая показалась ему приемлемой и отражающей суть бренда.

Использование соответствующих цветов

Цвет является одним из самых важных элементов в дизайне логотипа. Дизайнеру необходимо убедиться, что цвет правильно передает сообщение бренда своей целевой аудитории. В этом могут помочь исследования, которые дизайнер провел на предварительном этапе работы: ему будет намного легче найти цвета, которые правильно отражают индивидуальность бренда. К примеру, у многих компаний, работающих на рынке фастфуда, в дизайне логотипа присутствует красный цвет. Красный цвет в качестве основного позволяет привлечь внимание клиентов, это цвет, который ассоциируется с энергией, напором, радостью, страстью и волнением. Фастфуд-компании с логотипом красного цвета прежде всего рассчитывают привлечь молодых людей: они бодры, энергичны, постоянно голодны и ничего не имеют против того, чтобы перекусить на ходу.

Но красный цвет используется не только в фастфуде – он универсален. К примеру, знакомый каждому логотип компании Virgin вначале был черно-белым. Virgin появилась в 70-х годах прошлого века и тогдашний логотип как нельзя лучше подходил лейблу, продвигающему прогрессивную рок-музыку. Нынешний логотип был создан при участии Ричарда Брэнсона, бессменного главы компании. Когда Брэнсон подписал контракт на выпуск альбома группы Sex Pistols, он понял, что логотип, известный как «близнецы» устарел. Брэнсон захотел изменить логотип, сделав его менее корпоративным и более «острым». Так появилось текстовое начертание Virgin. Неудивительно, что в качестве основного цвета был выбран красный – он полностью отражал бунтарский характер панк-рока, с которым хотел ассоциироваться бренд.

И еще: дизайнеру в самом начал нужно определиться, каким будет логотип: монохромным или многоцветным. Многоцветные логотипы, как, к примеру, логотип eBay, смотрятся очень красиво, но такой логотип вряд ли подойдет малому бизнесу, поскольку многоцветная печать стоит дороже одноцветной. В результате у компании резко возрастут расходы на рекламу.

Опытные дизайнеры тщательно выбирают шрифты, которые помогут подчеркнуть индивидуальность бренда. К примеру, логотипы рок-групп зачастую набраны уникальными авторскими шрифтами, которые передают революционный характер музыки. Но если дизайнеру заказали логотип для компании, производящей товары для детей, то от смелых решений лучше отказаться, в этом случае больше подйдут комические или рукописные шрифты. При выборе шрифта нужно всегда стремиться к тому, чтобы он правильно передавал образ компании и полностью соответствовал ему. Логотип живет долго, поэтому шрифт должен быть не только уникальным, но и в меру нейтральным, не подверженным переменчивой моде.

Символы и семиотика

Многие бренды, знакомы нам по текстовому начертанию, вначале располагали лишь символом. Одним из лучших примеров использования символа является знаменитая «галочка» Nike. Знак, который на первый взгляд представляет собой невразумительную загогулину, вызывает у людей самые разные ассоциации.


К примеру, многие люди думают, что символ Nike выглядит как пыль, которую поднял бегун, умчавшийся вдаль. Что интересно, на многих продуктах Nike сегодня нет текстового логотипа – только графический знак. Крупнейший спортивный бренд ломает языковые барьеры – ведь раскрученный символ понятен людям со всех континентов.

Еще один пример того, как глобальный бренд использует семиотику – это логотип Всемирной федерации дикой природы WWF. При создании логотипа активно использовалось отрицательное пространство, в результате чего дизайнеру удалось очень точно передать силуэт панды. Идея логотипа проста: картинка стоит тысячи слов, в этом случае WWF рассказывает о себе с помощью одного, но очень удачного изображения.

Пример номер три – это логотип компании Starbucks, одного из самых крупных кофейных брендов. Компания появилась в 1971 году, тогда же появился их первый логотип. Компания эволюционировала, вместе с ней изменялся и логотип, но знаменитая сирена всегда была центральным образом лого.

И до сих пор логотип с сиреной присутствует на каждой чашке кофе, купленной в Starbucks. Почему именно сирена? И как она соотносится с кофе? Никак. Сирена – это полурыба, полуженщина, что-то вроде русалки и дизайнер взял этот образ потому, что компания Starbucks находилась в Сиэтле, одном из крупнейших портов в США. Кофе в зернах прибывал в Сиэтл по морю, поэтому дизайнер решил взять в качестве образа загадочную обитательницу морских глубин.

Обратная связь

Создание логотипа для малого бизнеса является достаточно трудной работой. Зачастую такие компании еще не обрели своего лица, у них нет ясных контуров и не до конца сформировался имидж. Поэтому дизайнер рискует ошибиться с выбором концепции. Чтобы добиться нужного результата, логотип обязательно нужно протестировать на представителях целевой аудитории. Этот момент нельзя игнорировать, так как без знания того, что думают о дизайне лого другие люди, невозможно быть полностью уверенным в том, будет ли логотип работать или нет. Поэтому обратная связь от коллег, экспертов и потенциальных клиентов чрезвычайно важна.

Л юбой производитель стремится привлечь к своему товару или услуге как можно больше потенциальных потребителей. Одним из наиболее эффективных способов повышения привлекательности того или иного продукта (а значит и спроса на него) является реклама. Рекламируя товар или услугу, производитель обычно акцентирует внимание своих покупателей на товарном знаке, под которым продукция известна на рынке. Более того, в рекламе часто используется товарный знак не только самого производителя (или лица, реализующего товары и услуги), но и других лиц. В статье мы рассмотрим требования закона к использованию в рекламе собственных товарных знаков и последствия включения в рекламные материалы товарных знаков других лиц.

Что такое товарный знак

На сегодняшний день конкуренция товаров на рынке, по сути, заменена конкуренцией товарных знаков. Приходя в магазин за определенным продуктом, потребитель сталкивается с необходимостью выбора нужного товара среди массы однородной продукции, маркированной ­различными товарными знаками.

Согласно закону товарный знак - это средство индивидуализации (выделения на рынке) товаров или услуг определенного производителя (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).

К сведению

Свернуть Показать

В отношении товаров используется понятие «товарный знак», для услуг - «знак обслуживания». Далее, говоря о товарном знаке, мы будем иметь в виду и знак обслуживания.

Иными словами, товарный знак - обозначение, используемое для маркировки определенного товара или услуги, своеобразная визитная карточка продукта. Цель подобной маркировки - сделать продукцию более узнаваемой и популярной у потребителей.

Нередко и производители товаров, и покупатели используют такие термины, как торговая марка, логотип, бренд, торговый знак. Все эти понятия нередко применяются в качестве синонимов. Однако только товарный знак является охраняемым средством индивидуализации, а нарушение прав на него может привести к неблагоприятным ­последствиям.

Основные виды товарных знаков перечислены в ст. 1482 ГК РФ:

  • словесные, в том числе слоганы;
  • изобразительные (различные картинки, графические элементы, монограммы и т.п.);
  • комбинированные (состоящие из словесных и изобразительных элементов);
  • объемные (например, изображение формы товара - бутылки).

Закон допускает также существование звуковых и обонятельных товарных знаков.

На современном этапе развития бизнеса, в том числе международного, роль товарных знаков неуклонно растет. Благодаря раскрученному и известному знаку потребитель покупает именно этот товар именно этого производителя.

Охрана товарного знака

Далеко не любое обозначение, которым маркируется товар, может получить статус товарного знака. Прежде всего, это обозначение должно соответствовать критерию охраноспособности. В нашей стране обозначение, используемое для маркировки товаров, ­охраняется как товарный знак в следующих случаях:

В чем же состоит смысл правовой охраны товарного знака? Зачем вообще регистрировать свои торговые марки, неся при этом материальные и временные издержки?

Регистрация подтверждает исключительное право владельца на это обозначение и предоставляет правообладателю возможность практически неограниченного использования этого знака. Все иные лица из числа пользователей знака исключаются.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Пункт 3 ст. 1484 ГК РФ

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Использование товарного знака без согласия правообладателя является правонарушением. Однако и для самих владельцев товарного знака существуют определенные ограничения:

  • товарный знак регистрируется и охраняется в отношении определенного перечня товаров и услуг, которые указываются в свидетельстве на товарный знак;
  • охрана товарного знака носит территориальный характер (т.е. знак охраняется именно в той стране, в которой он зарегистрирован);
  • охрана товарного знака действует в течение срока его регистрации (стандартный срок регистрации составляет 10 лет с возможностью продления, количество продлений не ограничено).

Варианты использования товарного знака

Владелец товарного знака может использовать его любым законным способом, в частности (п. 2 ст. 1484 ГК РФ):

  • на товарах, этикетках, упаковках;
  • при выполнении работ (оказании услуг);
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в сети интернет, в том числе в доменном имени;
  • в предложениях о продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе .

Являясь своеобразным мостом между производителем и потребителем, товарный знак играет очень важную роль при использовании в ­различных видах рекламы.

К сведению

Свернуть Показать

Товарные знаки могут быть использованы в различных видах рекламы:

Товарный знак на иностранном языке

Кроме того, установлен запрет на использование в рекламе иностранных слов без перевода. Данное правило обусловлено, кроме прочего, законодательством о государственном языке. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» русский язык подлежит обязательному использованию в рекламе.

Однако из любого правила существуют исключения. Если слово на иностранном языке является товарным знаком, охраняемым в России, его размещение в рекламе допускается без перевода, но рекламодатель должен обладать правом на использование данного товарного знака (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). Подтверждением права на использование являются:

  • свидетельство на товарный знак, выдаваемое Роспатентом;
  • свидетельство (сертификат), выдаваемое Международным Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (МБ ВОИС). В этом случае при использовании иностранного товарного знака в рекламе необходимо обратить внимание, присутствует ли Российская Федерация в списке стран, указанных в свидетельстве МБ ВОИС.

Если же иностранное слово не является товарным знаком, использование его в рекламе возможно только при условии сопровождения переводом на русский язык. Перевод должен быть выполнен в том же ­оформлении и манере.

  • используется иностранный товарный знак, но в свидетельстве МБ ВОИС нет указания на Россию (это означает, что товарный знак не находится под охраной на территории нашей страны);
  • слово на иностранном языке является зарегистрированным и охраняемым в России товарным знаком, но используется для рекламы тех товаров или услуг, которых нет в свидетельстве на этот товарный знак;
  • истек срок регистрации товарного знака (он указан в свидетельстве на этот знак).

Нередко компании тратят внушительные суммы на создание и установку массивных рекламных конструкций, где используются иностранные слова. При этом указание перевода или полный отказ от использования иностранных надписей может нарушить рекламную концепцию. Регистрация обозначений, используемых в рекламе, в качестве товарного знака поможет решить данную проблему. Безусловно, этот совет актуален для случаев, когда в рекламе используется не «проходная» для компании картинка, слово, их сочетание и т.п., а обозначения, значимые для бизнеса, направленные на выделение товара из общей массы и ­привлечение внимания потребителя.

Товарный знак другого правообладателя

На практике нередко возникает необходимость включить в свою рекламу чужой товарный знак. Например, для продвижения товара, маркированного конкретным товарным знаком, дилеры запускают рекламу о реализации этих товаров в своих торговых сетях. Другой пример - на вывесках или в рекламе компании часто размещают товарные знаки тех производителей, в отношении продукции которых они оказывают свои услуги (особенно это характерно для сервисных фирм).

Тот факт, что любая компания имеет право на рекламу своей деятельности, не вызывает сомнения. Но донести до потребителя информацию о направлении своей деятельности без упоминания производителя товара и его товарных знаков не всегда возможно. Более того, потребители не смогут сделать правильный выбор на рынке услуг, поскольку не будут знать, в отношении каких товаров оказываются те или иные услуги.

Когда у компании с владельцем знака заключен лицензионный договор, вопросов не возникает. Однако организации далеко не всегда могут похвастаться наличием подобных соглашений. Да и с чисто практической точки зрения заключать договоры с большим количеством правообладателей (если компания реализует товары, маркированные знаками большого количества лиц) будет очень неудобно.

Отсутствие лицензионного договора и иных разрешительных оговорок в дилерских соглашениях создает определенный риск того, что рано или поздно правообладатель товарного знака заявит о нарушении своих прав либо антимонопольная служба посчитает недостоверной рекламу с использованием чужих товарных знаков. Однако это не означает, что использование товарных знаков других лиц в рекламе деятельности своей компании невозможно. Такое использование допускается, но с ­соблюдением двух правил.

Во-первых, реклама должна быть достоверной . Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации компании или товара (п. 7 ч. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ).

В рекламе товаров, маркированных товарными знаками третьих лиц, или в рекламе услуг в отношении таких товаров не должно содержаться какого-либо указания (прямого или косвенного) на то, что данные товарные знаки принадлежат рекламодателю. Иными словами, не должно возникнуть впечатления, что чужие товарные знаки принадлежат организации, чья деятельность (услуги) рекламируется. Желательно указать, кто является правообладателем того или иного товарного знака.

Во-вторых, использование чужого товарного знака должно осуществляться в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот .

Согласно ст. 1487 ГК РФ не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории России непосредственно правообладателем или с его согласия.

Соблюдение этих условий поможет минимизировать риски при размещении в рекламе чужого товарного знака.

Судебная практика

Свернуть Показать

Приведем еще одно дело.

Судебная практика

Свернуть Показать

Таким образом, судебная практика в целом допускает использование чужих товарных знаков в рекламе (но именно как чужих!). При этом в каждой конкретной ситуации, безусловно, необходим анализ всех ­имеющихся обстоятельств.

Что ждет нарушителя прав на товарный знак

Ответственность за неправомерное использование чужого товарного знака может быть применена в том случае, если в деятельности компании, в том числе в рекламе, все-таки имело место незаконное ­использование товарного знака другого лица.

Дела о правонарушениях в сфере рекламы уполномочены рассматривать антимонопольные органы. В письме от 28.05.2015 № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона “О рекламе”» ФАС России дала разъяснения по ряду вопросов применения законодательства о рекламе и ответственности за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности в рекламных материалах.

В частности, ФАС России считает, что незаконное использование товарных знаков других правообладателей в рекламе не влечет ответственность за нарушение норм Закона № 38-ФЗ. С учетом этого, рекламодатели, рекламоизготовители, рекламораспространители не должны привлекаться к административной ответственности, предусмотренной за нарушения Закона № 38-ФЗ. И хотя указанное письмо не носит обязательного характера, оно свидетельствует о вероятном пути, по которому будет идти административная практика.

По мнению антимонопольщиков, ответственность за нарушения прав на товарные знаки должна наступать в соответствии с положениями гражданского законодательства. Этот вывод основан на том, что ч. 11 ст. 5 Закона 38-ФЗ, предусматривающая обязанность соблюдать законодательство (в т.ч. об охране интеллектуальной собственности) при ­распространении рекламы, носит отсылочный характер.

Вместе с тем, как отмечается в письме, если в рекламе содержится информация, которая может быть расценена как не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридического лица или товара, такая реклама может быть признана ­нарушающей п. 7 ч. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

Гражданской ответственности за нарушение исключительного права на товарные знаки посвящена ст. 1515 ГК РФ.

Так, лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак, должно удалить его с материалов, которыми сопровождается выполнение работ (оказание услуг), в том числе с документации, рекламы, ­вывесок (п. 3 ст. 1515 ГК РФ).

При этом правообладатель может по своему выбору потребовать от нарушителя выплаты ему компенсации вместо возмещения причиненных убытков. Размер компенсации может быть весьма существенным. Закон предусматривает следующие варианты расчета компенсации (п. 4 ст. 1515 ГК РФ):

  • в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. (определяется по усмотрению суда исходя из характера нарушения);
  • в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
  • в двукратном размере стоимости права использования товарного знака (определяется исходя из цены, которая взимается за правомерное использование товарного знака).

Чтобы сделать известным тот или иной бренд (торговую марку, логотип, товарный знак), необходимо вложить серьезные средства. В связи с этим возрастает соблазн использования в своей деятельности (в том числе в рекламе) обозначений, тождественных или (что бывает чаще) сходных до степени смешения с широко известным чужим товарным знаком. Ведь, безусловно, гораздо проще воспользоваться торговыми марками, уже завоевавшими популярность на рынке, чем придумывать что-то новое и тратить средства на раскрутку.

В такой ситуации перед добросовестными правообладателями возникает вопрос - как защитить себя от таких заимствований? Крайне важный момент - это правильное оформление прав на свою интеллектуальную собственность, и прежде всего на товарные знаки. К сожалению, иногда, узнав о длительности и затратах на регистрацию товарного знака, компании отказываются от этой процедуры или откладывают ее в долгий ящик. Такое невнимательное отношение к оформлению своих прав на данное средство индивидуализации в итоге может обойтись довольно дорого.

  • заключать в необходимых случаях договоры авторского заказа;
  • обращать внимание на нюансы оформления правоотношений с работниками, создающими служебные произведения;
  • не пренебрегать регистрацией договоров об отчуждении исключительных прав, лицензионных договоров и т.п.

На дизайнерских ресурсах и форумах можно найти много тем, посвященных плагиату, воровству логотипов. Очень многие логомейкеры страдают от того, что их работу используют другие люди без разрешения.

Одно дело – мошенники, которые выставляют работы в портфолио на бирже, выдавая за свои. Биржи и другие ресурсы обыкновенно идут навстречу, блокируя аккаунт обманщика, если настоящий автор предоставляет все необходимые доказательства.

А как быть, если вашу работу использует в качестве логотипа компания, которая ее не оплачивала? Вы нарисовали логотип для конкурса, или просто для портфолио, а кто-то решил, что может ее свободно взять и использовать, не указав ваше авторство и не спросив разрешения?

На эти вопросы сегодня отвечает руководитель компании TumanovaGroup , юрист с восьмилетним стажем работы Давыдова Марина Александровна .

Рассмотрим такую ситуацию: дизайнер заметил на сайте компании Х логотип, разработанный им 2 года назад. Он размещал этот логотип на сетевых ресурсах, с указанием авторства. Компании разрешение на использование этого логотипа никто не давал. Как правильно поступить в этой ситуации? Стоит ли писать сразу в компанию с просьбой убрать логотип, или обращаться к адвокату? Писать ли официальное письмо (почтой) или можно ограничиться перепиской в соцсети или электронной почте?

- В первую очередь, Ольга, давайте разберемся, что конкретно указывает на авторские права, является ли указанный логотип зарегистрированным товарным знаком в установленном законом порядке. У меня был прецедент, связанный с признанием прав на логотип. Рекомендую в данном случае предварительно написать письмо, запрос, называйте как угодно, который поможет установить наличие либо отсутствие вышеназванных форм авторских прав. Также, дабы исключить плагиат, необходимо самому иметь установленные права авторства .

Крайне редко, но бывает, что идеи оформления и создания логотипов могут совпадать.

В случае направления письма, необходимо оформить его как заказное, с уведомлением о прочтении, и описью вложения. В случае судебной тяжбы это позволит доказать факт направления предварительного письма, претензии. Так будет исчерпан досудебный порядок урегулирования спора, который, кстати, иногда не переходит непосредственно в судебный, рекомендую.

Если дизайнер не зарегистрировал товарный знак, то, по сути, он не является законным правообладателем.
В данном случае выход для дизайнера - обратиться в патентное ведомство.

Кроме того, я рекомендую нашим клиентам предварительно уточнять информацию о логотипах, поскольку в настоящее время сфера услуг перенасыщена и велика вероятность наложения идей и образов.
Если дизайнер использует логотип, то я рекомендую регистрировать его именно в таком виде, поскольку если регистрировать логотип в качестве товарного знака, он может интерпретироваться другой компанией, в другой цветовой гамме, например.

К слову о логотипах известных марок. Они не указывают об авторских правах, однако использование исключено, поскольку зарегистрированы соответствующим образом. Так и здесь. Решение о плагиате и нарушении авторских прав выносится только компетентными органами, то есть в судебном порядке. Таким образом, чтобы дизайнеру защитить свои права на логотип, ему необходимо доказать АВТОРСТВО, то есть зарегистрированное право или же факт создания и размещения именно этим дизайнером именно этого логотипа. Однако, повторюсь, решение выносится только судебным органом.
В случае отсутствия зарегистрированных прав на логотип, если дизайнер обнаружил его использование другой компанией, в первую очередь, необходимо его зарегистрировать . Кроме того, возможно в досудебном или во внесудебном порядке с соответствующим заявлением. Если дизайнер заливает в сеть логотип и не желает его стороннего использования, необходимо прикрепить к нему URL-ссылку и указать, что запрещено использование без ссылки на источник или указания авторства.

Использование логотипа при наличии фразы об условиях его использования, должно применяться с указанием источника (первоисточника).

Какие доказательства и документы нужно собрать, если компания не желает убирать логотип и дизайнер решает обратиться в суд?
Как правильно написать иск в суд, какие моменты обязательно стоит указывать?

- В случае, если логотип зарегистрирован, он действителен в течение 10 лет, так что если дизайнер действует в рамках этих сроков, то оснований для отказа нет. Использование чужого логотипа является нарушением исключительных прав правообладателей (Часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации). Для защиты нарушенных прав в данном направлении необходимо подать исковое заявление о защите исключительных прав на товарный знак, о запрете использования обозначения.

Любое исковое заявление должно быть мотивированным. Те факты, которые указываются в иске, должны находить свое подтверждение в приложениях к заявлению, и выражаться в документах, имеющих юридическую силу.

В исковом заявлении обязательно указываются данные заявителя (Истца), Ответчика - того, кто нарушил права, то есть использовал логотип, с указанием адресов. Кроме того, в заявлении указываются основания права на объект интеллектуальной собственности, авторского права. Необходимо указать, каким образом выразилось нарушение прав. Также при использовании чужого логотипа, предусмотрена выплата компенсации стороне, чьи права нарушены. В заявлении ссылаемся на статьи 1252, 1301 ГК РФ.

Доказательственную базу выстраиваем на документах правообладателя, досудебной письменной претензии или требовании, а также документах, подтверждающих использование чужого товарного знака.

- Стоит ли пытаться устраивать скандал «на людях», обвиняя компанию в воровстве в соцсетях и на форумах?

- Я бы рекомендовала придавать гласность, если удастся решить вопрос мирным путем или даже в судебном порядке, но все-таки решению быть. Гласность, на мой взгляд, разумна в целях привлечения большего количества людей для общественного мнения, внешней оценки и влияния. Это больше не вопрос касаемо юриспруденции, а личных предпочтений дизайнера. Но стоит помнить, что распространение сведений, содержащих клевету, наказывается, и даже предусмотрена уголовная ответственность .

- Многие дизайнеры оказываются в такой ситуации - заливают работу в портфолио, не регистрируют, а потом не знают, как доказать, что логотип именно они разработали, и стоит ли судиться или нет. Т.е. итог такой - нарисовали логотип, прежде чем заливать куда-либо - зарегистрируйте; увидели, что используют - пишите письмо с претензией, если отказываются убрать или указать автора - обращайтесь в суд, приложив к иску все документы, что подтверждают авторство + письмо . Правильно?

- Да. Желательно сделать скрины, копию кэша и чтобы в адресной строке была видна URL-ссылка.

- Скрины нужно заверять у нотариуса?

Благодарим Марину Александровну за консультацию!

Надеемся, этот материал поможет вам в том случае, если вы увидите неправомерное использование своих работ другими людьми.