Интерьер кабины истребителя а 6е интрудер. Палубные штурмовики вмс сша

В июле в Чешской Республике снова побывали американские штурмовики А-10 Thunderbolt II, которые приняли здесь участие в учениях прямой авиационной помощи. Одновременно с этим в США продолжается борьба за будущее этой иконы авиации, которую часть военного и гражданского руководства хотела списать. Однако оно столкнулось с неожиданно резким отпором сторонников «Бородавочника», как прозвали штурмовик, и, похоже, прославленный самолет останется на вооружении.

Штурмовик А-10, крайней неприятный внешний вид которого принес ему прозвище Warthog (Бородавочник), впервые поднялся в воздух еще в 1972 году. Он появился вследствие работы над ошибками Вьетнама, где обнаружился недостаточный уровень поддержки с воздуха, к чему потом еще прибавились опасения в связи с численным превосходством оборонных сил Варшавского договора. Поэтому А-10 был разработан, прежде всего, как «убийца танков» для гипотетического конфликта в Европе. Так, согласно техническим предписаниям ВВС США, получился самолет, который приобрел огромное число восторженных поклонников.

Одна из причин — это его почти невероятная стойкость: он способен лететь, даже потеряв треть крыла, половину хвостовой части и один из двух двигателей. У А-10 также имеется исключительное вооружение, которое включает, первое, 30-мм семиствольную пушку Avenger, которая со скоростью 4200 выстрелов в минуту выпускает снаряды огромной поражающей силы из обедненного урана. Эта пушка может пробить броню танка, а другие машины поменьше она буквально рвет на куски. Кроме того, легендарный «Бородавочник» может взять на борт более 7 т управляемых и неуправляемых бомб и ракет разного типа.

Но не стоит думать, что этот дозвуковой самолет неповоротлив. Своей маневренностью на малых высотах он превосходит даже истребители, а после проведения атаки он может повернуть и снова ударить по той же цели всего за семь секунд. Он также отличается хорошей управляемостью (нужды в двухместном тренировочном варианте не было никогда), низкими расходами на эксплуатацию и простым обслуживанием, чем очень отличается от ряда самых современных типов.

Все свои способности А-10 прекрасно продемонстрировал во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году, когда лишил Саддама Хусейна около 1000 танков, 2000 другой бронетехники, 1200 единиц артиллерии и многих других видов техники. Выдающаяся эффективность А-10 проявилась и на Балканах и в Афганистане. Особенно в суровых условиях последней «Бородавочник» проявил себя как отличный инструмент поддержки с воздуха.

Это был четкий ответ всем тем, кто полагал, что (мнимый) конец периода межгосударственных симметричных конфликтов означает и конец использования «убийцы танков». Кстати, нечто очень похожее говорилось и о самих танках и о боевых вертолетах. Но все это якобы устаревшее вооружение вскоре показало себя как чрезвычайно полезное и в ассиметричных войнах. Так что по этой причине «Бородавочник» был модернизирован до модели А-10С, оснащенной современным оборудованием для использования высокоточного оружия.

Однако проект бюджета ВВС США на 2015 год предполагал скорое списание штурмовиков А-10. Это объяснялось тем, что их роль на себя возьмут F-35 и беспилотники. Но вскоре выяснилось, что в сообщество поклонников «Бородавочника» входит и значительная часть Конгресса, так что намерение списать этот самолет столкнулось с решительным отпором. Кроме того, преследуемый постоянными техническими, временными и финансовыми проблемами F-35 просто не обладает той прочностью и вооружением, которые могли бы действительно эффективно заменить А-10 в оказании прямой поддержки с воздуха.

В итоге спор о будущем А-10 превратился в центральный вопрос дискуссии о бюджете Пентагона, чего сторонники списания штурмовика явно не ожидали. Напротив, фанаты «Бородавочника» заручились новыми аргументами в связи с событиями на Украине и укреплением Исламского государства. В операции против ИГИЛ эти самолеты действительно участвовали — и снова с большим успехом. Так что ВВС пришлось признать, что лучшего самолета для боевых задач у них нет.

Вместо первоначальных планов по скорому списанию А-10 появились совершенно иные, в том числе очередная модернизация, которая позволит «убийце танков» прослужить еще несколько лет (говорят, до 2040 года!). Часть списанных самолетов может быть продана за рубеж, например, в арабские страны или Южной Корее. И если раньше утверждали, что специальный штурмовик — это анахронизм, то теперь начинают говорить о том, что в перспективе может появиться новый штурмовик как прямая замена А-10.

Кстати, напрашивается сравнение с другим, единственным из существующих самолетов этой категории — с российским Сухой Су-25, который у нас прозвали «Грабли» или «Лягушка». В чем-то он, по сравнению с А-10, лучше, в чем-то хуже, но, как бы там ни было, он тоже себя чрезвычайно хорошо зарекомендовал, и российские ВВС поэтому никогда не планировали его списывать. Су-25 модернизируется. Кроме того, начался проект по разработке его замены, то есть созданию нового штурмовика под кодовым названием «Шершень».

Это совершенно понятно, и не только потому, что идея о конце эры межгосударственных войн оказалась ошибочной. Сегодня в тренде — «гибридные войны», в которых сочетаются методы и техника симметричных конфликтов регулярных армий с партизанскими и террористическими практиками. Это можно видеть как на Украине, так и в случае Исламского государства. Для действий в подобных условиях специальные самолеты являются, в общем-то, оптимальным средством.

Тут можно высказать одну провокационную и спекулятивную идею. Хорошо известно, что сепаратисты из Луганской Народной Республики располагают как минимум одним Су-25, который использовали как минимум для одного удара. А что если бы на Украине появилось несколько А-10, которые бы принадлежали какой-нибудь сомнительной частной компании, и в которых сидели бы наемники, оплачиваемые Киевом? Как минимум было бы очень интересно следить за тем, что «Бородавочник» сделал бы с танками в «Новороссии»!

Самолеты-штурмовики А-10 продемонстрировали свои способности в нескольких конфликтах самых различных типов и везде отлично справлялись с задачей. Конструкция «Бородавочника» не нова, но, несмотря на это (или, может, именно поэтому?), у нее по-прежнему есть огромный потенциал и большой спектр использования. К счастью, у А-10 также много поклонников, которые, наверное, воспрепятствовали его списанию. Вспомним, что А-10 первоначально был разработан для обороны Западной Европы, и будем надеяться, что в его экстренном использовании в этой роли никогда не будет нужды. Но будем также надеяться и на то, что (не только) поэтому прославленный «Бородавочник» будет продолжать летать.

A-10 Thunderbolt II - американский одноместный двухдвигательный штурмовик , созданный компанией Fairchild-Republic. Его основной специализацией стала борьба с наземными целями, в первую очередь с танками и другой бронетехникой противника. Данный самолет знаком практически всем любителям авиации и отличается узнаваемым и хорошо запоминающимся внешним видом. Свое название Thunderbolt II он получил в честь знаменитого американского истребителя-бомбардировщика времен Второй мировой войны P-47 Thunderbolt.

Штурмовик A-10 Thunderbolt II стал первым самолетом американских ВВС, специально созданным для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя . Это достаточно простой, живучий и эффективный реактивный самолет. После принятия на вооружение в ВВС США долгое время относились к машине как к «гадкому утенку», что было обусловлено как ограниченностью его применения, так и не самым обычным внешним видом, за который самолет даже получил неофициальное прозвище Warthog - бородавочник. Машина достаточно долго подвергалась критике, в американских ВВС даже подумывали избавиться от него в пользу А-16, модификации истребителя F-16, но неожиданно успешное боевое применение A-10 Thunderbolt II во время первой войны в Персидском заливе навсегда поставило крест на спорах о дальнейшей судьбе штурмовика.

Именно во время войны в Персидском заливе в 1991 году состоялся боевой дебют штурмовика A-10. Всего в операции прияло участие 144 самолета данного типа, они выполнили в общей сложности 8100 боевых вылетов, потеряв при этом 7 машин (в среднем одна потеря штурмовика приходилась на 1350 совершенных вылетов). К удивлению многих сторонних наблюдателей, неказистый с виду дозвуковой самолет смог стать одним из «героев» этой войны, наряду с ударным самолетом-невидимкой F-117 и истребителем F-15. По данным американских военных, «Тандерболты» смогли уничтожить больше тысячи иракских танков (больше, чем любой другой самолет ВВС США), до двух тысяч единиц другой военной техники и 1200 артиллерийских установок всех видов.

История этой машины началась в тот момент, когда ВВС США стали нести ощутимые потери от поставляемых во Вьетнам советских установок ПВО - малокалиберной зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов. В таких условиях им становилось все труднее оказывать поддержку наземным войскам. Представив, что может произойти, если американским самолетам будет противостоять не слабая система ПВО вьетнамцев, а советские зенитчики или ПВО стран социалистического блока, американские военные загорелись идеей создания бронированного штурмовика. Этап проектирования и постройки опытных образцов был пройден сравнительно быстро и уже 10 мая 1972 года первый штурмовик А-10 компании Fairchild-Republic поднялся в небо, всего на 20 дней опередив конкурента - Нортропа А-9.

Самолет производился серийно с 1975 по 1984 год, всего было собрано 715 самолетов, стоимость одной машины составляла 18,8 миллиона долларов. Самолет по-прежнему остается на вооружении ВВС США. На 2015 год в строю оставалось 283 самолета в модификации A-10C. A-10C - это обновленная модель штурмовика, оснащенная современным цифровым оборудованием, способная нести весь комплект высокоточного оружия с лазерной системой наведения на цель. Первые штурмовики A-10C поступили на вооружение ВВС США в 2006 году.

Конструкция штурмовика

Конструктивно одноместный штурмовик A-10 Thunderbolt II представляет собой низкоплан, обладающий трапециевидным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Фюзеляж боевого самолета простой конструкции типа полумонокок изготавливался в основном из сплавов алюминия, которые отличались высокой коррозийной стойкостью к дефолиантам (смесь дефолиантов и гербицидов составляла печально известный Agent Orange), широко использовавшимся американцами во Вьетнаме. Фюзеляж самолета отличается достаточно высокой живучестью: он не должен был разрушаться при повреждении двух диаметрально противоположных лонжеронов, а также двух прилегающих к ним панелей обшивки.

Трехлонжеронное низкорасположенное крыло состояло из прямоугольного центроплана, в котором находились топливные баки, и двух трапециевидных консолей. Простота конструкции крыла штурмовика была достигнута использованием большого количества прямых лонжеронов, одинаковых нервюр и обшивки, которая производилась методом штамповки. В местах изменения толщины обшивки по размаху крыла конструкторы предусмотрели использование прямых соединений внахлест. Законцовки крыла самолета A-10 Thunderbolt II были отогнуты вниз, что позволило увеличить крейсерскую дальность полета на 8%. Само крыло выделялось большой относительной кривизной и толщиной, что обеспечивало ему на малых скоростях полета оптимальную величину подъемной силы.

Пилот и критически важные системы управления штурмовиком надежно защищены полуторадюймовой титановой броней, которая в состоянии выдержать попадание 37-мм снарядов . При этом бронекабина летчика изготовлена в форме «ванны», собранной на винтах из титановых бронелистов. Бронестекло фонаря кабины в состоянии выдержать попадание 23-мм снаряда такой ЗСУ как «Шилка».

На концах центральной части крыла самолета были установлены обтекатели, предназначенные для размещения основных стоек шасси, убирающихся вперед. Ниши обтекателей стоек после их уборки не закрываются щитками, поэтому колеса шасси несколько выступают наружу, что делает аварийную посадку штурмовика более безопасной. Хвостовое оперение самолета было спроектировано конструкторами таким образом, чтобы при потере одного киля или даже одной из половин стабилизатора A-10 Thunderbolt II мог продолжать свой полет.

Новой и интересной для боевых самолетов была схема установки двигателей, которые разместили в отдельных гондолах по бокам хвостовой части фюзеляжа штурмовика . К достоинствам подобной схемы расположения можно было отнести снижение радиолокационной и тепловой заметности двигателей, снижение вероятности попадания в воздухозаборник посторонних предметов с ВПП и пороховых газов при стрельбе из артиллерийской установки. Также подобная компоновка силовой установки позволяла обслуживать штурмовик и подвески вооружения при работающих двигателях и обеспечивала удобство при ее эксплуатации и замене. К тому же центральная часть фюзеляжа штурмовика A-10 оставалась свободной для размещения вблизи центра тяжести самолета топливных баков, что позволило обойтись без системы перекачки топлива для обеспечения необходимой центровки самолета.

Достоинством такого расположения было и повышение живучести штурмовика. Подтверждение этому было получено в боевых условиях. В 1999 году с авиабаз, расположенных на территории Италии, штурмовики A-10 Thunderbolt II принимали участие в военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии. В рамках проведения данной операции американские военные не признали ни одной потери штурмовиков A-10. В то же время 2 мая 1999 года в аэропорту Скопье (Македония) аварийную посадку совершил один из штурмовиков этого типа. Самолет сел на одном двигателе, второй двигатель был начисто отстрелен, позднее его демонстрировали по югославскому телевидению.

Высокая маневренность штурмовика на низких высотах давала машине неплохие шансы на уклонение от ЗУР и атак истребителей противника. Хорошая маневренность в совокупности с обзором из кабины и сравнительно низкой скоростью полета позволяли самолету поражать даже сравнительно малоразмерные цели с одного захода. Стрельба из артиллерийской системы по целям типа танк велась с высоты 100-150 метров с расстояния в 1800 метров, по небронированным целям огонь можно было открывать с дистанции 3000-3600 метров.

Пушка, вокруг которой построили самолет

В 1970 году американские военные окончательно определились с главным артиллерийским калибром для нового штурмовика. В качестве артиллерийского вооружения решено было использовать сверхмощную 30-мм семиствольную пушку GAU-8/A Avenger (Мститель) компании General Electric. Начальная скорость, выпущенных из нее снарядов составляет 1067 м/с, а скорострельность доходит до 4000 выстрелов в минуту.

После 75-мм артиллерийского орудия, которое устанавливалось на американских самолетах в годы Второй мировой войны, GAU-8/A стала самой мощной авиационной артиллерийской системой, разработанной в США. При ее создании конструкторы учли успешный опыт применения израильскими боевыми самолетами 30-мм пушки DEFA против бронетехники арабов во время войны 1967 года.

30-мм семиствольная авиапушка схемы Гатлинга с вращающимся блоком стволов специально создавалась для штурмовика A-10 Thunderbolt II, став его визитной карточкой. GAU-8/A - одна из самых мощных авиационных пушек данного калибра во всем мире. Вес пушки составляет 281 кг, масса всей пушечной установки - 1830 кг (включая систему подачи боеприпасов, барабан с полным боекомплектом). Диаметр патронного ящика составляет 86 см, длина - 182 см.

Во время испытаний, которые проводились на авиационной базе Неллис, расположенной в штате Невада, было совершено 24 захода штурмовика А-10А на 15 типов мишеней, 7 из которых были разрушены, а остальные удалось вывести из строя. Летчики вели огонь из пушки с темпом 2100 выст/мин и 4200 выст/мин на дальности 1800 метров. Необходимо отметить, что данные испытания проводились в полигонных условиях. Летчики детально изучили местность, бронетехника была неподвижной, погода идеальной. И, естественно, пилотам штурмовиков не оказывалось никакого противодействия - ни пассивного (постановка дымовых завес), ни, тем более, огневого.

Пушка GAU-8/A рядом с автомобилем «Фольксваген Жук»

30-мм авиационная пушка GAU-8/A размещается вдоль продольной оси штурмовика, она смещена к его левому борту на 0,3 метра. Пушка работает по принципу Гатлинга, обладает гидравлическим внешним приводом и беззвеньевой системой подачи боеприпасов. Используемый магазин барабанного типа вмещает 1350 патронов. Гильза используемых патронов была выполнена не из стали, а из алюминия, что позволило увеличить боекомплект артиллерийской установки на 30% при заданной массе. 30-мм снаряды имеют пластмассовые ведущие пояски, которые помогают продлить срок службы стволов.

Первоначально скорострельность пушки можно было переключать с 2100 до 4200 выстрелов в минуту, но позднее максимальное значение скорострельности было ограничено до 3900 выстрелов в минуту. На практике продолжительность ведения огня из GAU-8/A ограничена одно- или двухсекундными залпами, это необходимо, чтобы не допустить перегрев стволов, перерасход снарядов, а также продлить срок службы стволов. Перерыв для охлаждения артиллерийской системы составляет порядка минуты. Срок службы блока стволов составляет 21 тысячу выстрелов. Каждый цикл стрельбы начинается с раскрутки блока стволов от двух гидравлических приводов, которые питаются от гидравлической системы штурмовика.

Беззвеньевая система подачи снарядов была выбрана специально для уменьшения веса установки. Стреляные гильзы не выбрасываются наружу, гильзы собираются обратно в барабан, для того чтобы не повредить обшивку самолета при стрельбе. Система подачи боеприпасов аналогична таковой на M61 Vulcan, однако отличается более современной конструкцией, позволившей эффективно экономить вес. О конструктивном совершенстве авиационной артиллерийской системы GAU-8/A Avenger можно судить по величине столь важной характеристики, как доля массы снарядов в массе всей пушечной установки. Для GAU-8/A это значение составляет 32% (для примера у пушки М61А1 - всего 19%). Таких показателей удалось достичь за счет внедрения алюминиевых гильз вместо стальных и латунных.

Режим стрельбы GAU-8/A при максимально допустимом темпе - 10 двухсекундных очередей с минутным воздушным охлаждением между ними . Уже в ходе эксплуатации штурмовика А-10 было установлено, что во время стрельбы из семиствольной авиационной пушки пороховые газы засасываются в двигатель штурмовика, в результате чего не догоревшие частицы пороха откладываются на лопатках компрессора и вентилятора двигателя. Скопление недогоревших частиц пороха после осуществления каждой 1000 выстрелов снижает тягу двигателя самолета на 1%. Общее снижение тяги двигателей с настрелом доходило до 10%, что повышало вероятность срыва потока с лопаток компрессора и двигателей.

Для того чтобы двигатели не заглохли при ведения огня из артиллерийской установки, в них в 1981 году были встроены специальные запальные устройства, которые воспламеняют недогоревшие частицы пороха. В результате этих мер проблема скопления частиц пороха была решена.

Питание артиллерийской установки осуществляется бронебойными подкалиберными снарядами PGU-14/B (масса снаряда 425 грамм) и осколочно-фугасными снарядами PGU-13/B (масса снаряда 360 грамм) . Стандартным боекомплектом штурмовиков «Тандерболт» являются 1100 30-мм снарядов в следующем порядке - на один осколочно-фугасный снаряд PGU-13/B приходится 4 бронебойных снаряда PGU-14/B с сердечником из обедненного урана. Точность стрельбы из авиационной семиствольной 30-мм пушки GAU-8/A характеризуется следующими показателями: 5 миллирадиан (мрад), 80% - это означает, что при стрельбе на дистанции 1220 метров 80% всех снарядов ложатся в круг радиусом 6,1 метра . Для примера для авиационной пушки M61 «Вулкан» данный показатель составляет 8 мрад.

Летно-технические характеристики A-10 Thunderbolt II:

Габаритные размеры:
— длина - 16,25 м,
— высота - 4,47 м,
— размах крыла - 17,53 м,
— площадь крыла - 47 м 2 .
Вес пустого самолета - 11 321 кг.
Максимальный взлетный вес - 23 000 кг.
Силовая установка - 2 ТРДД General Electric TF34-GE-100 тягой 2х40,32 кН.
Максимально допустимая скорость - 833 км/ч.
Максимальная скорость у земли - 706 км/ч.
Крейсерская скорость - 560 км/ч.
Практический потолок - 13 700 м.
Боевой радиус действия - 460 км.
Перегоночная дальность - 4150 км.
Вооружение:
— стрелково-пушечное: 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A Avenger, боекомплект 1350 патронов 30х173 мм.
— точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем), максимальная боевая нагрузка 7260 кг.
Экипаж - 1 человек.

Grumman A-6 Intruder - американский палубный всепогодный штурмовик, спроектированный в конце 1950 годов и состоявший на вооружении три с половиной десятилетия.
А-6Е - самая современная серийная модификация самолета Intruder. Фирменное обозначение этой версии G-128S. Его история началась летом 1967 года, когда Grumman предложила флоту усовершенствовать Intruder с использованием последних достижений электронной техники и заменой двигателей на более мощные. А мы посмотрим на два самолета из разных музеев.
155610 – National Naval Aviation Museum

155713 – Pima Air & Space Museum




Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В ходе эксплуатации штурмовиков A-6A Intruder выявились такие серьезные недостатки, как появление трещин в различных элементах планера и особенно крыла. По этой причине были запрещены полеты на 76 машинах, а на 113 введены соответствующие ограничения по скорости полета и маневренности (перегрузке).Поэтому самолеты A-6A Intruder обладали недостаточной надежностью и требовались большие трудозатраты на их техническое обслуживание.
В 1969 году серийный А-6А вернули фирме на переделку в А-6Е. Первый полет прототип совершил 27 февраля 1970 года. На нем установили новую ЭВМ фирмы IBM ASD-133 от F-111. Вместо двух бортовых РЛС поставили одну многоцелевую Norden AN/APQ-148. Первые серийные А-6Е поступили в эскадрилью VA-42 для тренировки летчиков в 1971 году.

С появлением нового Intruder серийное производство А-6А прекратили. Стремясь поддерживать постоянную численность ударных самолетов на флоте (300 машин), Grumman начала переделку всех А-6А, В и С в Е(около 200 самолетов). В сентябре 1972 года первая боевая эскадрилья А-6Е VA-85 перебазировалась на авианосец USS Forrestal (CV-59).

В 1979 году на борт самолета установили оптикоэлектронную систему обеспечения распознавания и поражения целей TRAM (Target Recognition and Attack Multisensor). Она является ближайшей родственницей контейнера Pave Task ВВС США. Система предназначена для обнаружения и сопровождения наземных целей в любых атмосферных условиях, днем и ночью, а также для автономного боевого применения управляемых бомб с лазерной ГСН.

Датчики системы разместили под носовой частью фюзеляжа в шаровом обтекателе на стабилизированной платформе.

Такое расположение TRAM оказывает меньшее влияние на аэродинамические характеристики Intruder , чем подвеска громоздкого контейнера TRAM. Летные испытания TRAM начались в 1974 году и завершились в 1979 году.

До 1985 года все Intruder были оснащены системами TRAM.

Была так же произведена программа расширения номенклатуры применяемого вооружения - Systems Weapons Improvement Program (SWIP).

Благодаря этому, кроме свободнопадающих бомб, УР "Буллпап" и УАБ, А-6Е стал носителем противокорабельных ракет AGM-84A Harpoon, ПРЛ ракет HARM и УР AGM-65F Maverick.

Для самозащиты от истребителей противника Intruder вооружается двумя УР AIM-9 Sidewinder.

К идее модернизации Intruder вернулись в начале 90 годов. Недостаток финансовых средств заставил отказаться от обновления оборудования и сосредоточить усилия на продлении ресурса конструкции

Самым слабым местом считается крыло самолета.

Разработкой крыла занялась фирма Boeing, имеющая богатый опыт в использовании композиционных материалов. Новое крыло изготовлено целиком из углепластиков, за исключением титановых узлов крепления к фюзеляжу.Сверху оно покрыто тонким токопроводящим слоем, защищающим конструкцию при ударе молнии.

Первый А-6Е с новым крылом взлетел в апреле 1989 года.

Все имеющиеся А-6 постепенно заменили свои крылья. Самые старые штурмовики, которых уже не спасет установка нового крыла, сняты с вооружения и заменены истребителями-штурмовиками F/A-18 Hornet.

Самолет был оснащен современным (по тому времени) бортовым оборудованием. К нему относится многофункциональная РЛС AN/APQ-148, которая обладает высокой надежностью, но имеет низкую разрешающую способность.

Она обеспечивает обзор земной поверхности с селекцией движущихся целей и данными о рельефе местности для полета на малых высотах с его огибанием.Цифровая ЭВМ AN/ASQ-133, выполненная на твердотельных элементах, работает совместно с инерциальной навигационной системой, радиосвязной аппаратурой, автоматическими системами управления полетом и встроенного контроля за работой бортового оборудования. Информация в аналоговой форме поступает в ЭВМ примерно от 60 датчиков и преобразуется в цифровую форму для отображения на соответствующих индикаторах летчика и штурмана.

Самолет A-6E Intruder имеет два турбореактивных двигателя J52-P-8A фирмы Pratt & Whitney максимальной тягой по 4200 кг и оборудован системой дозаправки топливом в полете.

Основным индикатором является многофункциональный AN/AYA-1, с помощью которого осуществляются навигация, выход самолета в район нахождения авианосца, заход на посадку, а с использованием устройства управления прицельно-навигационной системой оружия - выбор оружия и бомбометание или пуск ракет.

На индикаторе обстановки в вертикальной плоскости (размер по диагонали 20,3 см) отображаются данные, необходимые для выполнения полетов со следованием по рельефу местности. Для повышения точности поражения морских и береговых целей была разработана комбинированная система управления оружием TRAM (Target Recognition Attack Multisensor), состоящая из ИК станции переднего обзора и лазерного дальномера-целеуказателя.

Носовая стойка вид сзади

Вид справа сзади

Двигатель Pratt Whitney J52-P-8B

Вертикальное оперение самолета. Высота самолета 4,6 метра.

Пилоны для подвески вооружения

Так он выглядит гораздо изящнее

Общий вид справа на самолет.

Законцовка крыла

Общий вид спереди

Наш самолет это Grumman A-6E Intruder 155713 C/N I-439 155713 NJ-562 в малозаметной цветовой схеме VA-128 (Navy Attack Squadron 128) Whidbey Island
NAS, Washington, 1990

А теперь самолет из музея морской авиации США в Пенсаколе: это тоже Grumman A-6E Intruder

Grumman A-6E Intruder C/N I-336 1968 года выпуска 155610 AA-500 в цветовой схеме VA-196 где он прослужил 10 лет на Enterprise (CVN-65) и Ranger (CVA-61).
Самолет был поставлен Navy 8 августа 1968 года и попал в музей в 1994 году.

Вооружение штурмовика A-6E Intruder размещается на пяти узлах подвески - четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном, каждый из которых рассчитан на максимальную нагрузку 1633 кг.

Типовыми вариантами бомбового вооружения считаются: 30 фугасных бомб Mk82 калибра 500 фунтов, подвешиваемых на трехзамковые держатели, или три фугасные бомбы Mk84 калибра 2000 фунтов и два подвесных топливных бака емкостью по 1135 л.

Кроме того, на самолет подвешивают УР «Буллпап». Возможно снащение его более современными противокорабельными ракетами (ПКР).

Механизм складывания крыла.

Хвостовое оперение. Что означает надпись на нем: "Последний из Интрудеров"?

Новый ангар музея в Пенсаколе

Правый двигатель

На подвеске похоже только свободнопадающие бомбы?

Основная стойка.

Самолет стоит на улице под палящим солнцем между ангарами.

Но на всякий случай прочно прикреплен к бетону цепями.

Состояние его получше чем у предыдущего экземпляра из музея Pima.

Левая сторона.

Крыло и бомбы.

Двухместная кабина

Королевство кривых зеркал.

Общий вид спереди.

Лобовое стекло кабины. Видна табличка на катапультном кресле: "разряжено"

Самолет запачкан сотнями рук.

Носовая стойка.

Варианты:
A2F-1(Grumman G-128) - опытный образец самолета А-6.
А-6А - первая серийная модификация. Выпущено 488 машин (включая 6 предсерийных).
А-6B - модификация, предназначенная для подавления ПВО противника. Несла противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» и AGM-78 «Стандарт ARM». В 1967-1970 годах переоборудовано 19 самолётов из А-6А. Позднее они были переоборудованы в А-6Е.
А-6C - создан специально для ударов по целям на «тропе Хо Ши Мина» в тёмное время суток. 12 самолётов переоборудованы в 1970 году; на них была установлена аппаратура для обнаружения наземных целей ночью. После войны все А-6С были переоборудованы в А-6Е.
А-6E - основная поздняя модификация А-6. Первый полёт совершён 27 февраля 1970 года. Всего ВМС получили 445 самолётов, в том числе около 240 были переоборудованы из более ранних модификаций. На А-6Е установлена многофункциональная РЛС AN/APQ-148 и новая навигационная система. На всех самолётах с 1979 года устанавливался лазерный целеуказатель, позволивший использовать бомбы с лазерным наведением.

А-6F Intruder II - вариант радикальной модернизации А-6, предложенный в середине 1980-х годов. Первый полёт в августе 1987 года. Самолёт должен был иметь новые двигатели Дженерал Электрик F404, новую РЛС, цифровую авионику и возможность нести ракеты «воздух-воздух» AIM-120. ВМС отказались от этого варианта, предпочтя ему разрабатывавшийся по технологии «стелс» перспективный штурмовик А-12 «Эвенджер II» (программа А-12 была закрыта в 1991 году).
А-6G - более дешёвый вариант А-6F, сохранявший двигатели J52. Серийно не выпускался.
ЕА-6A - первая модификация Intruder, предназначенная для постановки радиоэлектронных помех. Первый полёт состоялся 26 апреля 1963 года. Выпущено и переоборудовано из А-6А 28 самолётов.
ЕА-6B Prowler - значительно улучшенный ЕА-6А с более мощной системой радиоэлектронной борьбы. Экипаж увеличен до 4 человек. Построено 170 самолётов.
КА-6D - «летающий танкер». В начале 1970 годов в эту модификацию было переоборудовано около 90 Intruder, распределённых между всеми боевыми эскадрильями А-6 для обеспечения дозаправок в воздухе.

ЛТХ:
Модификация А-6Е
Размах крыла, м 16.15
Длина самолета,м 16.64
Высота самолета,м 4.60
Площадь крыла,м2 49.10
Масса, кг
пустого самолета 11785
нормальная взлетная 24675
максимальная взлетная 27400
Топливо, кг
внутренние топливо 7230
внешнее 4558 (5 ПТБ по 1514.2 л)
Тип двигателя 2 ТРД Pratt Whitney J52-P-8B
Тяга нефорсированная, кН 2 х 41.37
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 890
Перегоночная дальность, км 5311
Практическая дальность, км 3700
Боевой радиус действия, км 1625
Максимальная скороподъемность, м/мин 2580
Практический потолок, м 13600
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 8165 кг на 5 узлах подвески
Бомбовая нагрузка: Mk-77 Napalm, 28 Mk-81, 28 Mk-82 Snakeye, 13 Mk-83, 5 Mk-84, 20 Mk-117
кассетные 28 Mk-20 Rockeye, 28 CBU-78
УАБ GBU-10E, GBU-12D, GBU-16B
УРВП AGM-123A Skipper II, AGM-62 Walleye, AGM-84A Harpoon, AGM-84E SLAM, AGM-65F Maverick
ПРЛУР AGM-45 Shrike, AGM-88 HARM
УРВВ AIM-9 Sidewinder, AIM-120A AMRAAM
ПУ 10х70-мм или 5х127-мм Zuni НУР

США Страна разработки

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

ракетное

  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-9;
  • ракеты «воздух-земля»: AGM-45, AGM-65, AGM-84, AGM-88, AGM-123;
  • блоки с 70 мм или/и 127 мм ракетами.

бомбовое

  • ядерные бомбы: B61;
  • фугасные бомбы: 28 × Мк.81 или Мк.82, 13 × Мк.83, 5 × Мк.84, 20 × M-117;
  • управляемые бомбы: AGM-62, GBU-10, GBU-12, GBU-16;
  • кассетные бомбы: 28 × CBU-78 или Mk.20;
  • зажигательные бомбы: Mk.77 (с напалмом);
  • мины.

Grumman А-6 Intruder (рус. «Интрудер») - американский палубный всепогодный штурмовик, принят на вооружении ВМС США и Корпуса морской пехоты США в 1963 году. Штурмовики Grumman A-6 Intruder принимали участие в войне во Вьетнаме, и других вооруженных конфликтах, в том числе в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. К 1997 году самолет был снят с вооружения.

История создания

Схема Grumman A-6 Intruder

Война в Корее показала, что штурмовик Douglas A-1 Skyraider, требует замены в составе ВМС США, более современным самолётом, которой имел бы возможность эффективнее действовать в непростых климатических условиях, а также в темное время суток. Поэтому в феврале 1957 года, был разработан комплекс требований к новому самолету. Проект предусматривал, кроме всепогодности, также скорость около 1000 км/ч, боевой радиус 560 км, укороченные взлет, посадку и два человека в экипаже. Требования были отправлены восьми фирмам: «Bell», «Boeing», «Douglas», «Grumman», «Lockheed», «Martin» и «North American». Всего же на конкурс было предложено 12 проектов. По итогам которого в декабре 1957 года, признан победителем проект G-128 фирмы Grumman. Возможно большой опыт в разработке фирмой палубной авиации и явился причиной успеха.

Первый полет прототипа, получившего название A2F-1, совершен 19 апреля 1960 года. Для испытаний было построено 8 опытных экземпляров, на которых установили поворотные сопла двигателей для того чтобы обеспечить требуемые взлетные характеристики, но позднее, такого решения отказались, так как механизации крыла было достаточно. Приёмо-сдаточные испытания проводились в октябре 1962 года, а предсерийные самолеты испытывали в полярных условиях в Гренландии. Первые два серийных самолёта, получившие название A-6 Intruder, поступили на вооружение эскадрильи VA-42 в феврале 1963 года.

Описание конструкции

Штурмовик Grumman A-6 Intruder - моноплан, со среднерасположенным стреловидным крылом (угол стреловидности составляет 25°), два двигателя и однокилевое хвостовое оперение. Два члена экипажа сидят рядом, пилот слева, штурман справа. У штурмана нет органов управления самолетом. Крылья могут складываться при размещении в ангаре авианосца. Двигатели имеют расположение в гондолах по бокам фюзеляжа. Шасси трехстоечное, передняя стойка шасси двухколесная.

Модификации

A-6E Intruder садится на авианосец

  • A2F-1 - обозначались опытные штурмовики.
  • А-6А - обозначения первой серийной модификации. Всего было выпущено 488 самолетов в данной модификации (в том числе 6 предсерийных).
  • А-6B - модификация штурмовиков, которые предназначалась для подавления ПВО противника.
  • А-6C - модификация создана специально для нанесения ударов по целям на «тропе Хо Ши Мина» в тёмное время суток. 12 самолётов были переоборудованы в 1970 году; на штурмовики установили аппаратура для обнаружения наземных целей ночью. После окончания войны модифицированные А-6С переоборудовали в А-6Е.
  • А-6E - поздняя модификация А-6. Всего выпущено 445 самолётов, в том числе 240 переоборудовали из более ранних. На А-6Е монтировалась многофункциональная РЛС AN/APQ-148 а также современная навигационная система. Кроме того с 1979 года, устанавливали лазерный целеуказатель, с помощью которого, появилась возможность применять бомбы с лазерным наведением.
  • А-6F «Intruder II» - значительная модернизация А-6, предложенная в середине 1980-х годов. Первый полёт в августе 1987 года. На штурмовики ставились новые двигатели Дженерал Электрик F404, новейшую РЛС, цифровую авионику а также возможность нести ракеты «воздух-воздух» AIM-120. Тем не менее, ВМС приняло решение отказаться от этой модификации в пользу проекта разработанного по технологии «стелс» перспективного штурмовика McDonnell Douglas A-12 Avenger II.
  • А-6G - удешевленный вариант А-6F который серийно не выпускался.
  • ЕА-6A - первая модификация A-6 Intruder которая предназначена для постановки радиоэлектронных помех. Первый полёт состоялся 26 апреля 1963 года. Всего выпустили и переоборудовали из А-6А 28 машин.
  • ЕА-6B «Prowler» - значительно модернизированный ЕА-6А с наиболее мощной системой РЭБ. Экипаж составлял уже 4 человека. Всего выпустили 170 машин.
  • КА-6D - «летающий танкер». В начале 1970-х годов было переоборудовано около 90 самолетов.

Боевое применение

Grumman A-6 Intruder в музее

Штурмовики Grumman A-6 Intruder не экспортировались в другие страны. В США эти машины были приняты на вооружение эскадрилий ВМС а также корпуса морской пехоты, где получили признание пилотов. За три десятилетия службы самолеты получили многочисленные прозвища. По сути, штурмовиком A-6 Intruder, несмотря на обозначение литерой А, не являлся в привычном понимании, так как характеристики самолета были очень близки к палубным бомбардировщикам - значительная бомбовая нагрузка, огромная дальность полёта, оборудование, которое позволяло производить весьма точное бомбометание.

Штурмовики Grumman A-6 Intruder принимали участие во Вьетнамской войне с начала полномасштабного американского вмешательства в 1965 году и до его конца, где в боевых акциях применялись все серийные модификации. Обычно, А-6 Intruder наносили удары по наиболее важным целям. Помимо этого они летали и на «свободную охоту» в Северном Вьетнаме и Лаосе. Grumman A-6 Intruder корпуса морской пехоты базировались в Южном Вьетнаме и часто применялись для поддержки наземных сил. В начале войны, основное внимание уделялось бомбовой нагрузке, и возможности самолета не использовались в полную силу. Однако при правильном использовании А-6 показывали отличные результаты, например, в ходе успешного ночного удара по электростанции в Уонгби в 1966 году.

В феврале 1967 года штурмовики Grumman A-6 Intruder выполняли задачи по минированию с воздуха, рек на юге Северного Вьетнама, в мае 1972 года при проведении операции «Pocket Money» выполняли задачи по минированию гавани Хайфона.

В 1980-е годы штурмовики Grumman A-6 Intruder принимали участие в небольших вооруженных акциях США. В 1983 году, оказывали поддержку при высадке десанта в Гренаде. В декабре 1983 года, во время налётов на позиции сирийских войск в Ливане, оборонявшимся удалось сбить один A-6 Intruder.

В марте 1986 года штурмовикам A-6 Intruder, с помощью противокорабельных ракет AGM-84, удалось потопить два патрульных катера ВМС Ливии, а в ночь на 15 апреля, при проведении операции «El Dorado Canyon», совершали налеты на военные объекты близ Бенгази.

В апреле 1988 года, при проведении операции «Praying Mantis», A-6 Intruder приняли участие в успешной атаке на иранский фрегат Sahand, который был потоплен.

В 1991 году, во время проведения операции «Буря в пустыне», более сотни А-6Е применялись ВМС и Корпусом морской пехоты, для нанесения ударов по военным и промышленным объектам Ирака, а также по иракским вооруженным силам. Спустя два года, А-6 принимали участие в миротворческой акции ООН в Сомали. Кроме того, штурмовиками выполнялись задачи по патрулированию неполетных зон над Ираком и Боснией.