Интеллектуально творческая игра в поисках птиц. Сценарий интеллектуально-творческой игры «Птичий переполох

Цель : познакомить учащихся с многообразием птиц; с устным народным творчеством, посвященном птицам; воспитывать бережное отношение к птицам и к окружающей природе.

Ход мероприятия

Сәлеметсіздерме құрметті қоңақтар, мұғалімдер мен оқушылар.

Сегодняшняя игра посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно себе представить весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы! Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

Историческая справка.

Ежегодно 1 апреля - во всем мире отмечают Международный день птиц. День птиц стали отмечать еще в начале XX века. Но возвращение перелетных птиц, означающее наступление весны, начали отмечать задолго до того, как День птиц получил официальный статус. По старинному обычаю в этот день полагалось печь жаворонков из теста и петь особые «песенки-заклички» . Отсюда берет начало и традиция развешивать в первые дни апреля скворечники, синичники, гоголятники и прочие птичьи домики.

В 1902 году в Париже была составлена «Всемирная Конвенция об охране птиц», которую подписали более десятка государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. С 1906 года в мире начали отмечать официальный День птиц.

Этот праздник проводится во многих странах: в Беларуси, России, Украине, Германии, Новой Зеландии, Эстонии, Узбекистане.

В Казахстане День птиц проводится уже в седьмой раз, с 2006 года. Первой птицей года был выбран редкий степной кулик - кречётка, в 2007 - деревенская ласточка, в 2008 - стерх, в 2009 году - жаворонок, в 2010- году скворец обыкновенный, в 2011 - синица большая, 2012 - орёл степной, птицей 2013года выбран гусь-пискулька.

А что вы знаете об этой птице?

Пискулька - это мелкий гусь из семейства утиных, встречается в северной части Казахстана во время пролета. Гусь-пискулька очень похож на белолобого гуся, который является охотничьим видом в Казахстане. В полете их сложно отличить, только по голосу - у гуся-пискульки он высокий и писклявый.

По данным АСБК, за последние 30 лет численность пискулек в стране сократилась почти в 7 раз. В настоящее время гусь-пискулька занесен в Красную Книгу Казахстана.

Сегодня в честь Дня птиц будет проведена игра КВН среди учащихся 7 классов .

Настало время представить команды. Прошу на сцену. Команда 7 «А» класса, команда 7 «Б» класса. Команды, представьтесь.

(команды представляются)

Спасибо. И так, начало игры.

1. Конкурс «Узнай загадку»

(команды получают листы с недописанными загадками (можно использовать слайд). За каждую загадку, правильно дописанную и отгаданную команда получает 2 балла. (Количество звездочек соответствует количеству пропущенных слов)

1. Листья падают с осин,
Мчится в небе острый*
(Клин; Стая)

2. Без рук, **
Построена избенка
(без топоренка; Гнездо)

3. В воде купался,
Да ** !
(Сух остался; Гусь)

4. Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от *.
(Червей; Грач)

5. Плотник острым долотом
Строит * с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть *!»
(Дом, хочу; Дятел)

6. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет * -
Спать летит в *.
(Светло, дупло; Сова)

7. Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если * укрыться не сможет,
То этой * никто не поможет!
(лягушка, лягушке; Цапля)

8. В лесу на ветке она сидит,
Одно * она твердит,
Года она нам всем считает,
* своих она теряет
( «Ку-ку» , птенцов; Кукушка)

9. Носит серенький жилет,
Но у крыльев -**.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: ***
(Черный цвет, Карр! Карр! Карр; Ворона)

10. Хвост с узорами,
Сапоги со *,
Песни *,
Время считает.
(Шпорами, распевает; Петух)

11. И петь не поет,
И ***.
За что же его птицей считают?
(летать не летает; Страус)

12. ***, а из болота не идет.
(в болоте плачет; Кулик)

Спасибо, ребята.

2. Конкурс «Домашнее задание»

Каждая команда готовит по несколько пословиц и в течение 5 минут участники должны назвать как можно больше пословиц и объяснить их значение.

(пословица с объяснением - 3 балла, пословица без объяснения - 1 балл)

Возможные варианты пословиц.

1. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела!
2. Пишет как курица лапой
3. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
4. Соловья баснями не кормят
5. Цыплят по осени считают
6. Яйца курицу не учат
7. Гусь свинье не товарищ.
8. У каждой пташки свои замашки.
9. Хорошо птичке в золотой клетке, а еще лучше на зеленой ветке.
10. Ворон ворону глаз не выклюет
11. Слово - не воробей, вылетит не поймаешь
12. Видна птица по полету
13. Дело не сокол, не улетит
14. Деньги как птицы, улетают и прилетают
15. Как птица живет: не сеет, не жнет
16. Красна птица пером, а человек умом
17. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку
18. Мокрая курица, а тоже петушится
19. Молодость пташкой, старость черепашкой!
20. На словах - орёл, на деле - мокрая курица

Молодцы, с заданием справились. Слово предоставляется жюри для подведения предварительных итогов.

3. Конкурс «Собери птицу»

(За конкурс 5 баллов)

Участникам выдаётся конверт с пазлами и та команда которая быстрей соберёт и назовёт птицу, получит 3 балла. Лист ответа сдаётся на проверку жюри

. (Шиқылдақ қаз)

Пока участники команд собирают птицу, я предлагаю зрителям тоже поиграть и даже помочь командам.

Игра со зрителями

Зрители делятся на болельщиков 7 «А» и 7 «Б» классов, заработанные ими баллы добавляются к баллам команд. (За каждое название 0,5 б.)

«Из какой сказки эта птица?»

Птицы встречаются во многих сказках, некоторых из них мы сейчас вспомним.

Варианты ответов: Галчонок Хватайка. (Успенский Э. Дядя Федор, кот и пес), попугай (Остер Г. Зарядка для хвоста), соловей (Андерсен Г. Х. Соловей), гусь (Лагарлеф С. Чудесное путешествие Нильса), золотой петушок (Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке), ворон (Андерсен Г. Х. Снежная королева), сова (Милн А. Вини-Пух и все-все-все), ласточка (Андерсен Г. Х. Дюймовочка), воробей (Чуковский К.Тараканище), лебедь (Андерсен Г. Х. Дикие лебеди. Гадкий утенок). Утиные истории; Мадагаскар; Бюро находок; Попугай Кеша; Мешок яблок; Приключения Вуди; Винни Пух и другие; Смешарики; Побег из курятника; Дюймовочка; Рио: Курочка-Ряба.

Проверяется выполнение задание 3 конкурса. (Слово жюри)

4. Конкурс «Конкурс капитанов»

Конкурс капитанов будет состоять из двух разных заданий. (первое на знание, второе на внимание)

Первое задание. Вопрос капитану 7 «А»:

1. Как переводится слово - пингвин? (Ответ: крыло - шпилька)

Вопрос капитану 7 «Б»:

2. Какая птица плавает в своём гнезде как на корабле? (Ответ: чомга)

Второе задание. Отгадай птицу по фрагменту изображения.

1. (ответ: сова)

2. (ответ: утка)

Молодцы, а мы продолжаем нашу игру.

5. Конкурс «Продолжи примету»

(каждый ответивший участник получает 1 балл)

  1. Сова кричит…..(на холод)
  2. Синичка с утра начинает пищать….(жди мороза)
  3. Курица на одной ноге стоит….(к стуже)
  4. Воробьи в пыли купаются….(к дождю)
  5. Чибисы с вечера кричат….(к ясной погоде)
  6. Утки разыгрались….(к дождю)
  7. Птица стучит в окно…. (письмо)
  8. Услышать карканье…. (дурной знак)
  9. Аист пролетел над домом…(родится ребёнок)
  10. Гусь прячет клюв под крыло…(к холоду)
  11. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
  12. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

Слово жюри для подведения предварительных итогов.

6. Конкурс «Перевёртыши»

Нужно будет переставить буквы в этих словах таким образом, чтобы получились названия птиц, занесенных в Красную книгу Казахстана. Полученные результаты передайте жюри.

Игра со зрителями

У вас есть ещё одна попытка помочь набрать баллы командам.

1. Карманника сложи с местоимением - Получишь птицу с черным оперением. А тот же трюк с концовкой покороче другую птицу даст чернее ночи.

Ответ: Вор + она = ворона; вор + он = ворон.

2. Первое - на земле валяется, Второе - в Волгу вливается. А целым птица называется.

Ответ: Сор + Ока = сорока.

3. В океане я бываю, корабли там разбиваю. Если букву приписать, стану в воздухе летать.

Ответ: Риф - гриф.

4. Полон зерен, книзу гнется… Буквы поменяй местами - Это птица в небе вьется.

Ответ: Колос - сокол.

Молодцы, следующий конкурс - отгадай птицу по описанию.

7. Конкурс «Отгадай птицу по описанию»

Я предлагаю вам картинки с изображением птиц. Через 5 сек. необходимо поднять ту картинку, где изображена нужная птица (если нет - 0, если да - 1 балл).

  1. Самая большая птица в мире? (Страус). (слайд №)
  2. Самая тяжелая и крупная птица степей. Занесена в Красную книгу? (Дрофа). (слайд №)
  3. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри). (слайд №)
  4. Мясо и яйца этой птицы - продукты уникальные, подавались как деликатес Ивану Грозному, в Японии - детям. О какой птице идет речь? (Перепелка). (слайд №)
  5. Из всех птиц на ее долю выпало больше всех насмешек. Ее обзывали глупой, жалкой, даже попытались исключить из армии пернатых. Ум у этой птицы давно обозначает самое низкое деление на шкале. Назовите эту птицу. (Курица). (слайд №)
  6. Эта птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Назовите ее? (Кукушка). (слайд №)
  7. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева вверх и вниз головой? (Поползень). (слайд №)
  8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест). (слайд №)
  9. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова). (слайд №)
  10. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока). (слайд №)
  11. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин). (слайд №)
  12. Какой город носит название хищной птицы? (орел). (слайд №)

Молодцы, устали? Давайте немного отдохнем. А пока вы отдыхаете, я расскажу о птицах в геральдике Казахстана. Ни для кого не секрет что птицы любимая тематика, флагов, гербов, печатей, эмблем. Обратите внимание на слайды. (презентация)

Следующий конкурс, шиворот-навыворот.

8. Конкурс «Шиворот-навыворот»

Каждая команда получает конверт. В этом конверте загадки и буквы. Вам необходимо отгадать загадку и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! (какая команда быстрее справится с заданием получает 5 баллов, баллы второй команде жюри выставляет на своё усмотрение)

РЕЛО - На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина…. (ответ: орёл)

Игра со зрителями «Птицы прилетели»

Пока ребята работают, я со зрителями поиграю в игру «Птицы прилетели». Я называю птиц. Если вы услышите не название птицы, то можно хлопать, топать. (для зрителей 5 класса)

Птицы прилетели: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Что не правильно? А мухи - кто?
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди и утки -
И спасибо шутке!

Спасибо, ребята.

Ответы команд

Пока жюри подводят результаты последних конкурсов, я предлагаю вам поучаствовать в аукционе. Кто перечислит больше названий конфет с «птичьими именами»?

Варианты ответов: Балабан, лебединая песня, синяя птица, весёлый журавль, журавушка, золотой фазан, фламинго, сорока-белобока, гуси-лебеди, птица дивная, птичье молоко, петушок золотой гребешок, гусиные лапки, ласточка, буревестник, чайка, пеликан, курочка ряба.

Ну что ж, попросим жюри объявить результаты игры и назвать победителей!

Награждение победителей.

Слово жюри.

Заключение

Жас дос, біз сені құттықтаймыз!
Өмір бойы табиғатты аялап өтіп,
Оны сақтау үшін қолыңнан келгеннің
Барлығын жасайтыныңа сенеміз!

Мы поздравляем тебя, наш юный друг!
Верим, что через всю жизнь ты пронесёшь
Любовь к природе и сделаешь всё,
От тебя зависящее, для её сохранения.

Спасибо за внимание. До новых встреч!

«Птичий переполох»

Выголова Ираида Ивановна,

МБУ ДО «Дом детского творчества» с. Карагай Пермский край

Сценарий интеллектуально-творческой игры

«Птичий переполох»

Пояснительная записка

Игра поводилась в рамках муниципальной акции «Покормите птиц».

Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны зимующих птиц нашего края.

Задачи:

Расширить знания школьников младшего возраста о биологическом разнообразии зимующих птиц,

Развивать творческие и организаторские способности обучающихся,

Способствовать формированию коммуникативных компетентностей школьников,

Привлечь обучающихся к зимней подкормке птиц.

Участники – команда из 5 учащихся 3-4 классов (из одного или разных классов).

Подготовка к игре. Команда должна иметь название и капитана. Участникам игры нужно знать видовой состав зимующих в Пермском крае птиц, особенности их жизнедеятельности, правила организации зимней подкорми птиц. Для участия в игре необходимо подготовить творческий отчет об участии команды в организации подкормки зимующих птиц.

Оборудование: столы и стулья для каждой команды, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для 2, 4, 6 туров, комплект карточек со словами «ДА» и «НЕТ» для каждого капитана, оценочные листы и ответы для жюри.

Ход игры

Приветствие ведущего, представление команд, жюри.

Разминка. Вопрос – ответ

Каждой команде предлагается ответить по 1 вопросу на 1, 2 и 3 балла. Если команда не может ответить или отвечает неправильно, вопрос переходит к соперникам.

1 балл

Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо)

Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом (поползень)

Если верить поговорке, эта птица может заменить лесное радио, газеты и даже телевизор (сорока)

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот (сова)

Самая маленькая птица наших лесов (желтоголовый королек)

Какая птица выводит потомство в зимнюю стужу? (клест)

2 балла

Какая птица может нырять и бегать под водой? (оляпка)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока)

У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

Какая птица носит название танца? (чечетка)

Какая крупная краснокнижная птица из отряда Совообразных обитает на территории Карагайского района? (филин)

На сколько градусов могут поворачивать голову совы? (270°)

3 балла

Жить без дела не люблю пятом я встаю часу, то сажаю кедры клювом, то дубы в глухом лесу (сойка)

В лесу летало, в воду упало – не булькнуло (перо птицы)

Какая пуганая птица и куста боится? (ворона)

Какой отряд птиц включает в себя наибольшее количество видов? (воробьинообразные)

Против сотни каких птиц довольно одного ястреба? (воробьи)

Какая птица из семейства Врановых, обитающая на территории Пермского края, на зиму делает до 6 тысяч кладовок и помнит место расположения каждой (кедровка)

Головоломка

Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц». Критерии оценки: инициативность, уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность – от 0 до 3 баллов, максимально – 15 баллов.

Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут). Задание выполняется на специальном бланке.

1) жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба (в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить);

2) поползень, воробей, горихвостка, снегирь (все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица);

3) много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра (это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку);

4) декабрь, май, ноябрь, февраль (указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу)

5) тетерев, дятел, снегирь, синица (тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку)

6) каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится (птиц следует подкармливать каждый день)

5. Конкурс капитанов «Верификатор»

Капитаны выходят на сцену. При помощи карточек, на которых написаны слова «Да» и «Нет», они соглашаются или не соглашаются с предложенными им утверждениями, получая 1 балл за каждый правильный ответ.

Верите ли вы, что:

У дятла хвост служит подпоркой (да)

Своим массивным клювом дубонос может дробить твердые семена и косточки (да)

Королек – самая маленькая птица в нашей стране (да)

Синица весит 10 грамм (нет)

За сутки синица съедает, столько насекомых сколько весит сама (да)

Воробей заготавливает корм на зиму (нет)

У снегирей поют и самцы, и самки (да)

Гнездо вороны имеет форму шара. (нет)

Ополовник и овсянка – это синицы (нет)

Хохлатая синица, или гренадерка, может питаться семенами хвойных деревьев (да)

6. Узнай птицу

Отгадайте птицу по описанию ее хвосту. Время выполнения – 5 минут, алл

7. Птичий фольклор

Закончи пословицу. Ведущий читает первую половину пословицы, участники на листочках ее заканчивают

Слово - не воробей, (вылетит не поймаешь).

Не велика птичка-синичка, и та (свой праздник помнит).

Старого воробья (на мякине не проведешь).

Лучше синица в руке, (чем журавль в небе).

Пуганая ворона (куста боится).

Скорая помощь

Командам предлагается ответить на несколько вопросов, требующих полный ответ. На подготовку 1 минута. Отвечает команда, первая поднявшая руку. При неправильном или неполном ответе вопрос переходит остальным командам.

Почему необходимо беречь и охранять птиц? – до 8 баллов

птицы являются неотъемлемой частью природных сообществ,

истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей,

хищные птицы кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе,

уничтожают грызунов;

сами служат пищей для других животных;

птицы, которые питаются плодами и семенами, способствуют их распространению;

на некоторых птиц существует промысловая охота;

своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.)

Как нужно вести себя, чтоб не навредить птицам? – до 5 баллов

Не подходи близко к гнездам птиц

Не шуми в местах гнездований

Не разоряй птичьи гнезда

Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо

Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

Что вы можете сделать, чтобы помочь птицам? – до 4 баллов

Зимой – подкормка птиц,

Весной – развешивание искусственных гнезд

Летом – обустройство поилок, купален

Посадка кустов и деревьев на территории

Почему необходимо организовывать зимнюю подкормку птиц? – 1 балл

Недостаточно корма

Каковы основные правила организации подкормки птиц зимой? – до 4 баллов

Вести подкормку каждый день

Желательно в одно и то же время

Лучше с утра

Кормушку следует разместить защищенном от ветра, недоступном для кошек месте.

Подведение итогов игры и награждение. Победителем и призерами становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Источники информации:

Агеев И.Г. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.

Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы/ Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160с.

Календарь природы. Составитель – Е.Н. Чалова. – Пермь: ИД «Август», 2006 . – 46 с.

Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 96 с.

Приложение 1

Материалы для жюри

Ответы

Головоломка

В течение 5 минут необходимо найти названия 12 птиц. Слова могут располагаться по прямой линии, зигзагом, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.

Синица, дятел, воробей, лазоревка, поползень, снегирь, чечетка, сорока, галка, московка, сойка, свиристель, гаичка.

Правила подкормки зимующих птиц

Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут)

жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба

в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить

поползень, воробей, горихвостка, снегирь

все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица

много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра

это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку

декабрь, май, ноябрь, февраль

указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу

тетерев, дятел, снегирь, синица

тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку

каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится

птиц следует подкармливать каждый день

6. Узнай птицу

Итоговая ведомость игры «Птичий переполох»

Критерии оценки конкурсов

Команды, руководитель, ОУ

Тур 1. Разминка.

Тур 2. Головоломка

За каждый правильный ответ – 1 б.,

Тур 3. Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц»

Критерии: инициативность,

уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность

Каждый критерий оценивается от 0 до 3 б

Тур 4. Правила подкормки зимующих птиц

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 5. Конкурс капитанов

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 6 . Чей портрет?

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 7. Птичий фольклор

За каждый правильный ответ – 1 балл

Тур 8. Скорая помощь

Сумма баллов

Место

Ведущий . Здравствуйте, ребята! Поздравляем вас с весенним праздником - Днем птиц!

1-й ученик. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремлении научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Ведущий. Свою любовь к птицам мы доказали, изготовляя кормушки. Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогатки!

2-й ученик . Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

3-й ученик

    Пусть прилетят, чтоб торопливо

    С утра до ночи хлопотать,

    Я двум скворцам приют счастливый

    Хочу до осени создать.

    Им, может, на чужбине снился —

    Мой домик средь ветвей густых.

    Пусть доброе гостеприимство

    В краю знакомом встретит их.

4-й ученик

Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый скворец.

Ведущий. Мы рады, что у нас на празднике - пернатые друзья!

Грач. Мы спешили к вам, ребята, на праздник! Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.

Дятел. Мой клюв - как долото, я выдалбливаю им себе в дереве отличное жилье.

Сова. Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 тонн зерна.

Скворец. Мы поедаем много майских жуков, слизней, бабочек и других вредных насекомых.

Снегирь. Меня все знают! Всю зиму я кормился в ваших краях рябиной и семенами разных растений, а теперь улетаю на север. До будущего снега!

Ученик

Пускай всегда такой обычай В моей останется стране - Встречай с любовью стаи птичьи, Всем сердцем радуясь весне!

Все вместе. Берегите птиц!

Ведущий. А сейчас мы проведем игру «Счастливый случай». В ней участвуют учащиеся 4 класса.

Вопросы первой команде

1. Хвост серпом, голова с гребешком. (Петух)

2. Всех я за день навещу,

Все, что знаю, растрещу. (Сорока)

3. Ночью зряча, днем слепа, Мышей ловит, а не кот. (Сова)

4. Пестрая крякушка ловит лягушат. (Утка)

5. Ходят по озеру клещи - Ищут съедобные вещи. (Цапля)

6. Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый… (скворец).

7. Я в любую непогоду Уважаю очень воду, Я от грязи берегусь, Чистоплотный, серый… (гусь).

8. В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел).

9. В лесу ночном кукует птица, Она назвать себя боится: Ку-ку… ку-ку, -

Не спит опушка. А птицу эту звать… (кукушка). 10. Зимой на ветках - яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки,- Ведь это… (снегири).

Вопросы 2-й команде

1. Желанный гость из далекого края под окном живет. (Ласточка)

2. Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

3. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

4. Кто плачет, не имея слез? (Сова)

5. Не человек, а говорит. (Попугай)

6. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. Узнаете? Это… (цапля).

7. Мы построили вдвоем Для гостей весенний дом,

А верней сказать - дворец, Прилетай скорей,… (скворец)1.

8. Распустила хвост жар-птица, Он горит и золотится,

Из заморских к нам долин Этот хвост принес… (павлин).

9. Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что «пора»?

Такая с ней морока, Когда трещит… (сорока).

    На скале он строит дом, Разве жить не страшно в нем?

    Хоть кругом и красота, Но такая высота!

    Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться,-

    Два могучие крыла У хозяина… (орла).

2-й гейм. «Заморочки из бочки»

1. Назовите лучших мастеров пения в лесу, в роще,

В поле. (В лесу - дрозд, в роще - соловей, в поле - жаворонок.)

2. Кто летает быстрее всех? (Стриж)

3. Какие птицы самые яркие? (Иволга, щурка, фазан, утка-мандаринка, сизоворонка)

4. Назовите птиц - самых искусных строителей. (Ласточка, иволга, синица-ремез)

6. Какие птицы самые дружные? (Чайки, ласточки-береговушки)

3-й гейм. «Ты - мне. Я - тебе»

По 2 вопроса от каждой команды.

4-й гейм. «Темная лошадка»

По словесному портрету Ты скажи нам, кто же это?

Вопрос 1-й команде

«Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней

особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда - и остановишься как вкопанный, услышав ее песню». (Соловей) ." >.,

Вопрос 2-й команде

«Лазает по веткам, как попугай: и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена». (Клест)

5-й гейм. «Гонка за лидером»

Вопросы 1-й команде

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

4. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

5. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

6. Где гнездятся скворцы? (В дуплах, скворечниках)

7. У какой птицы поют самцы и самки? (Снегири)

8. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)

9. Как называется скопище птиц на скалах? (Птичий базар)

10. Назовите картину известного русского художника, посвященную прилету грачей. (А. Саврасов. «Грачи прилетели»)

Вопросы 2-й команде ,

1. Кто курлычет? (Журавли)

2. Какая птица разоряет гнезда мелких птиц? (Ворона, сорока)

3. Какие птицы самые пушистые? (Совята)

4. Как по клюву отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

5. Какая птица живет у нас только зимой? (Снегирь)

6. У каких птиц самцы красные, а самки - зеленые? (Клесты)

7. Какая птица устраивает гнездо в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)

8. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

9. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных)

Подведение итогов. Награждение.

Интеллектуально - познавательная игра для детей (6-7 лет) подготовительной группы «Зачем? Откуда? Почему?»

Варыгина Ирина Евгеньевна.
Цель занятия: Развивать самостоятельность, познавательную и творческую активность, создавать возможность для самореализации детей.
Задачи:
Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений.
Проверить, обобщить и систематизировать знания детей об окружающем мире. Показать, что природа прекрасна во все времена года, что в природе ничего не происходит случайно.
Формировать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи между объектами.
Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать задание, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, отстаивать своё мнение в доказательстве правильности рассуждений о временах года, сказках, природе, самостоятельно анализировать.
Развивать эмоционально – волевые качества личности в сюжетно-ролевой игре, умение развивать сюжет игровой ситуации, выполняя ведущие и второстепенные роли.
Создавать доброжелательную, дружескую обстановку, сплачивающую детский коллектив.
Закреплять умение подбирать глаголы к существительным, продолжать формировать умение выразительно читать стихи, применять считалки во время игр, отгадывать загадки, используя понтамиму.
Воспитывать навыки взаимоотношения и сотрудничества в команде, содействовать воспитанию любви к природе, желание достичь результата общими усилиями.

Предварительная работа: работа по проектам: наблюдения, ведения дневника наблюдений, проведение дидактических игр по теме, просмотр репродукций картин, выполнение детьми поделок оригами, организация сюжетно-ролевых игр, обыгрывание ситуаций по теме, заучивание стихов, песен, подготовка презентаций, фонограмм, слайдов.

Оборудование: барабан с волчком «Поле чудес», конверты с вопросами, атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Автобус», картинки с изображением птиц и зверей, схема из геометрических фигур- лиса, гусь, лупа, карточки с изображением следов животных.
У детей: эмблемы –василёк, ромашка.
Абак с цветными вставками.
Для жюри: фишки зелёные, красные.

Интеграция областей : Коммуникация, социализация, музыка, познание.

В центре зала стоит барабан, в середине расположена юла –волчок по краям барабана лежат конвертики, с изображением сказочных героев с вопросами.
Ведущий - воспитатель начинает игру, приглашая детей в форме с эмблемами в зал.
Выходят команда «Василёк» и команда «Ромашка».
Воспитатель:
Ребята, давайте представим себе, что нас пригласили в телестудию на детскую передачу, где мы будем играть в увлекательную игру. Вы согласны быть участниками этой передачи? А оператором и режиссером будет папа Ивана Будеева- Игорь Александрович. Мы должны быть внимательными и правильно отвечать на вопросы, но, чтобы передача получилась интересной, мы будем выступать и в роли артистов. Я буду – телеведущим, а вы – участниками. Но чтобы добраться до телестудии придётся ехать на автобусе.
Дети быстро строят из стульчиков автобус и с помощью считалки выбирают шофёра:

Я вожу, вожу, вожу
Свой автобус к гаражу
Раз, два, три, четыре, пять-
В гараже он будет спать.
Будет спать он до утра-
Утром новая игра.
Кто шофёром хочет быть?
Выходи! Тебе водить!
Шофёр: Уважаемые пассажиры, прошу занять места в салоне автобуса. А чтобы было не скучно, давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра: «Цепочка»

Дети по очереди называют русские народные сказки, не повторяясь.
Воспитатель: Могу вас назвать знатоками сказок! Молодцы!
Ну, вот и наша остановка - «Телестудия».
Мы проходим в здание телецентра. Проходим по длинным коридорам, и вот мы в студии.
Дети, как в любой игре у нас есть жюри и участники.
Условие: за каждый правильный ответ красные фишки получает команда –василёк, зелёные фишки- команда- ромашка.
Режиссёр на месте, жюри в сборе, дети и ведущий передачи здесь.
Внимание! Телепередача начинается.

Телеведущий: Добрый день, уважаемые телезрители. Сегодня в нашей студии ребята из детского сада №5 «Радость» р.п. Базарный Карабулак.
Они пришли на передачу, чтобы показать, как они дружно умеют играть в серьёзные игры, отвечать на сложные вопросы.

Звучат фанфары Р.Штрауса; в это время дети делятся на команды и готовятся к игре.
Телеведущий: И так, первая команда – "Василёк"!
(представитель команды проходит по залу и представляет свою эмблему)
Приветствие:

Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать
С удовольствием, все вместе
Начнём с «Ромашками» играть.

Телеведущий: Вторая команда – "Ромашка"
Соревнуясь в этом зале
Мы с «Ромашками» сказали:
Все останемся друзьями
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой.

Телеведущий:
Любит КВН наш детский сад,
Объявить игру он рад.
Вот болельщики, а вот Жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.

1 рубрика-Родная природа
Дети раскручивают барабан поочередно
Вопрос задаёт мудрая сова.
1.
Стрекочет, стрекочет,
Весь день она хлопочет
Непоседа птица эта
Одного с берёзкой цвета.
(сорока)
Найди картинку этой птицы.
2.
Она ночная птица
Ей в дупле не спится
Всю ночь ей не до сна
Охотница она. (сова)
Находят картинку с изображением птицы.
3. У кого каждый день зубы растут? (зайцы, бобры).
4. У какого зверя детёныши появляются поздней осенью? (зайцы).
5. Какой крупный зверь лакомиться муравьями? (медведь).
6. Какое животное в минуты опасности сворачивается в клубок? (ёж).
Вопрос на засыпку:
Самое большое животное Саратовской области? (лось).

Игра упражнение «Закончи предложение»

Летом вода от солнца…нагревается
Зелёные листья деревьев осенью …желтеют
Осенью на юг птицы…улетают
Весной птицы гнёзда..строят
Пчёлы летом мёд …собирают
Из снеговой тучи снежинки..летят
Весной сосульки под солнцем …капают
Зимой вода в реке…замерзает
Осенью холодный дождь …льёт

Физминутка:
Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и
разжимают кулачки Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают
кулачки.)

2.рубрика - «Хитрые вопросы»
Задаёт вопросы Лиса Патрикеевна

1. Сколько хвостов у семи коров?
2. Сколько носов у двух псов?
3. Сколько шагов сделает щука за одну минуту?
4. На берёзе росли 4 большие ветки, 4 маленькие, на них по одному яблоку, сколько яблок росло на берёзе?

3.рубрика - «Сказочный дом»
Задаёт вопросы Мышка- норушка
Дети называют сказку, в которой есть такой дом:
1. Избушка на курьих ножках
2. В лесу построен дом – много жителей в нём (Теремок- называют жителей этого дома)

Игра- "Дополни имя":
1 команда:
Кощей – … Бессмертный
Василиса-… Премудрая
Мальчик – … с пальчик
Змей –… Горыныч
Никита- …Кожемяка
2 команда:
Елена –… Прекрасная
Сестрица - … Алёнушка
Братец - … Иванушка
Крошечка - …Ховрошечка
Марья -… Царевна

Стихотворение читает команда – «Василёк»:
В далеком глухом и дремучем лесу,
Куда ты найдешь тропинку одну,
По ней, если смело и прямо пойдешь,
То вскоре к избушке без окон придешь.
И сказка проснется, и лес оживет,
И Баба Яга на крылечко взойдет…
Взмахнет она трижды волшебной метлой…
И свиту нечистую вмиг соберет.
Закружит, завертит, по лесу пойдет.
И в бешеном танце помчится вокруг,
Пока богатырь не появится вдруг.

Упражнение «Мы теперь богатыри»
Дружно встали
Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим, поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо…

«Васильки»:
Соперник наш,
Коллега милый!
Готовь свой меч,
А также щит.
И собирай покрепче силы –
Здесь лишь сильнейший победит.

«Ромашки»:
И победит, конечно, дружба,
И юмор, и веселый смех.
Поэтому, друзья, всем нужно
Лишь твердо верить в свой успех!
4 Рубрика - «Искусство»
Вы, конечно, знакомы с картиной, где Алёнушка грустит на камушке,
Кто написал её?

К какой сказке можно отнести эту картину?

Понтамима:
Изобрази русское дерево- берёзку.
Изобрази Алёнушку на камушке.
Докажи какое время года на картине.

5 Рубрика - «Поразмыслим не спеша»
У нас для слуха есть что?- уши
А чем может слышать лягушка?-кожей
2.
Для чего нужны зайцу длинные уши? – выделяет пот
3.
Для чего дельфины плачут?
4.
Когда щука выходит на берег?

Психогимнастика.
Напряжённо: Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Решили цветы бабочек
ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, чуть вперёд
подались, руки вперёд вытянули. Хвать! Хвать! Не поймали, улетела
бабочка.
Расслабленно: Пока ловили бабочек, подул сильный ветер, цветы присели, стебельки
вниз опустили, листочки повесили. Всё расслаблено, листочки как
ниточки висят.
Весело: Но вдруг пошел прохладный дождь, как обрадовались цветочки, сразу
распрямились. Встали они под дождиком весело, у них хорошее настроение.

Загадки о временах года:
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна
Значит это уже- …..

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня….

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …..

Упражнение "Отгадай какое время года?"
Детям предлагается прослушать короткий текст из нескольких предложений, в которых описывается то или иное время года. Прослушав описательный текст, дети отвечают, какое это время года.

Зима
Солнце светит мало, и лучи его не согревают землю. Часто идёт снег.
Замёрзли лужи, речки, озёра. Тихо в лесу и в поле. Медведь спит в берлоге, ёжик в норке из сухих листьев.
Весна.
Душистыми белыми цветами зацвела на опушке черёмуха.
На зелёной полянке собрались ранним утром зайчики, радуются тёплому солнышку, прыгают, играют, лакомятся молодой сочной травкой.
Лето.
Зелёной листвой одеты деревья. Пахнет спелой душистой земляникой. Громко поют птицы. Летают бабочки, жужжат шмели. Луг как разноцветный ковёр.
Осень.
Пожелтели и покраснели листья на деревьях, слетают с веток и покрывают землю разноцветным ковром. Небо часто закрыто облаками. Готовятся к отлёту в тёплые края птицы: в шумные стаи собираются скворцы, слышны прощальные крики журавлей.

Упражнение "Перевоплощение"
1. Нахмурьтесь, как осенняя туча.
2. Улыбнитесь, как кот на солнце, или само солнце.
3. Позлитесь, как дети, у которых отняли мороженое.
4. Испугайтесь, как зайчики, которые увидели волка.
5. Покажите, какое у вас бывает лицо, когда вы радуетесь.

Следующий след принадлежит зверю, который может о себе рассказать вот какую историю: Я – быстрый и ловкий, могу забраться на дерево. Могу и лося в лесу догнать, рыбу из воды выхватить, по лесу хожу – веточка не хрустнет, а побегу никто не догонит.

Зверь, который оставил след на снегу- тоже необычный. Интересно, что если он чего - то боится, то плачет точь- в – точь, как человеческое дитя.

Это прожорливый всеядный зверёк. Он ест жуков и муравьёв, ос и шмелей, грызёт сброшенные лосем рога, гусениц, мышей, таскает из птичьих гнёзд яйца. Любит семена ёлок, орехи, грибы и ягоды.

Задание1 - задают «Ромашки»
Собрать из геометрических фигур –лисицу и гуся.

Читает ребёнок из команды «Ромашки»
Я весёлая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась!
Три сороки возле пня
Стали собирать меня.
Между ними вспыхнул спор:
Получился мухомор!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.

Задание 2 задают «Васильки»
Я весёлый белый гусь,
Ничего я не боюсь!
Но вчера упал я с кочки,
Развалился на кусочки.
Собирал меня енот-
Получился пароход!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.

Мини этюд: «Воробей и синица»
Воробей: Угадай синица, какое оружие самое страшное?
Синица: Знаю, знаю- ружьё!
Воробей: Не угадала!
Синица: Знаю, знаю- пушка!
Воробей: Снова не угадала!
Синица: Знаю, знаю…. Не знаю!
Воробей: Рогатка! Из пушки то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки- только успевай отскакивать! Уж я то знаю, я то стрелянный воробей!

Песня «Если с другом вышел в путь» (сл.М.Танич, муз. В.Шаинский)

Упражнение «Визуализация»
Глаза закрываем и представляем,
Что было сейчас, мы вспоминаем.
Представьте себе телевизор большой
На нём ты увидишь, что было с тобой:
Песни и пляски, игры и сказки,
Как мы играли, что говорили.
Вспомнили всё, ни о чём не забыли.
Глазки откройте, и пусть само
Скажется всё, что увидел в кино.

Звучат фанфары.

Подведение итогов игры:
Мы просто играли,
Как делают дети,
Что вне игры, то для нас мишура,
Это сладчайшее слово на свете-
Общая наша игра!

Интеллектуально - познавательная игра «В мире птиц» .

Цели:

    проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;

    продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;

    воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: фотографии птиц; сочинения «Почему надо охранять природу (птиц)?»; скворечники, изготовленные родителями, проектор мультимедиа, презентация, звуковое сопровождение.

Количество участников: в команде по 4-5 обучающихся

Возраст: 3-4 классы

Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок»

1.уч-к

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю всё, о чём поют щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнёзда разорять не смей!

Ты в наши гнёзда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери- зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад-

2 уч-к

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет-

Их пеночка и реполов поймают на обед.

Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнёзда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнёзд.

И мы не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

Учитель: Ребята, я думаю, вы уже поняли что разговор пойдёт о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течении года экологической тропы, наблюдая за птицами.

Весь класс разделён на 4 команды.

Учитель: наши команды представляют разные группы птиц.

Задание 1. Защита названия своей команды.

(Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ)

1.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля)

    Ответ: Цапля – это птица водоёмов. У неё длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это даёт ей возможность ловить корм, не намокая

2. Кто в беретке ярко – красной?

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Ответ: дятел – это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещинок коры.

3. Угадайте, что за птичка?

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Ответ: Ласточка – это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья,раздвоенный хвост – руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.

4.На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу,

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу. (Орёл)

Ответ: Орёл- хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают её , а клювом разрывают её на части.

Подводятся итоги: чья команда дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны – жаворонки.

Задание 2. Разминка.

Учитель: Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая подняла руку, за каждый правильный ответ – жетон.

1. У какой птицы самый длинный язык – 15 см. (Дятел)

2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица – ремез)

3.Самые быстрые птицы? (Сокол – 300км/ч, стриж 170 км/ч)

4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка)

6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орёл)

7. Птица – рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан)

8. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (Иволга)

9. По чему птицы летают? (По воздуху)

10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? (Подождать, когда она улетит)

Задание 3. Тройне решето.

По трём подсказкам определить название птиц(задание даётся капитанам команд)

1.

А) обитает в лесах

Б) питается насекомыми;

В) выдалбливает домики для других птиц (Дятел)

2.

А) обитает в воде

Б)питается подводными частями растений;

В) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.(Лебедь)

3.

А) обитает в пойме рек, зарослях;

Б) питается насекомыми;

В) свои яйца подбрасывает в гнёзда мелких птиц (Кукушка)

4.

А) обитает в лесах гнездится в оврагах, балках;

Б) питается насекомыми и грызунами;

В) ведёт ночной образ жизни (Филин)

В это время членам команд предлагалось послушать запись « Голоса птиц» и попробовать отгадать, чьи это голоса, тем самым заработав дополнительный жетон команде.

Задание 4 Послушаем птичьи разговоры.

    Кто как спит?

- Ты, заяц, как спишь?

- Как положено – лёжа.

- А ты, тетерев, как?

- А я сидя

-А ты, цапля?

- Я стоя.

-Выходит, друзья, что я, летучая мышь, ловчее всех вас сплю, Удобнее всех отдыхаю

- Как же спит летучая мышь? (Вниз головой)

2. Сорока и снегирь.

- Эй, увалень, как звать – то тебя?

Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел?

Что же ты молчишь, воды что ли в рот набрал?

- Нет не воды, а …

- Что набрал в рот снегирь?

Ответ: Рябину.

    Крот и Филин.

Слушай, филин, неужели ты меня проглотить можешь?

Могу, крот, могу, я такой.

Неужто и зайчонка проглотишь?

И зайчонка протолкну.

Ну, а ежа? Хе, хе…

Как вы думаете, сможет ли проглотить ежа?

Ответ. Да, а колючки выплюнет.

4. Сорока и оляпка.

О – о – ой! Оляпка, никак купаться вздумала.

И плавать, и нырять.

- А не замёрзнешь?

- У меня перо тёплое.

- А не намокнешь?

- У меня перо водоотталкивающее.

- А не утонешь?

- Я плавать умею.

- А-а-а, проголодаешься после купания.

- Что ответила оляпка?

Ответ. А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить. Меня ещё называют водяным воробьем

Задание 5. Четвёртый лишний

Учитель зачитывает вопросы, дети выбирают правильно ответ.

    Какие из перечисленных птиц зимующие, а какие перелётные? (Синица, снегирь, дятел; грач.)

    Среди этих птиц одна не певчая. (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

    Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)

    Эта птица не обитает в Волгоградской области. (Дрофа, щегол, скворец, колибри.)

    Задание 6 . Узнай птицу (по описанию и найди её изображение) .

Это задание для двух участников команд.

    Птица эта имеет серое оперение туловища, но голова, крылья и хвост у неё чёрные. Клюв у неё длинный, прямой. Голос грубый и резкий. Она относится к наиболее распространенным птицам нашей области.

Ответ: Ворона.

Спинка у неё голубовато- зелёная, а брюшко рыжее. Величиной с воробья, толстенькая бесхвостая, зато нос длинный и прямой. Отличный рыболов. Ответ: Зимородок

2.Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки. Весь пёстрый. Ответ: Дятел

Величиной она поменьше воробья, головка и спинка серенькие. На лбу и над глазами – белая полоска. Горлышко ярко – чёрное, грудка – красноватая. Хвост у неё длинный и совсем рыжий, освещённый солнцем, он вспыхивает, горит, как огонёк. Ответ: горихвостка

Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в тёмных пестринках. Гнёзда не вьёт. Ответ: Кукушка

Сверху она вся чёрная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка. Ответ: Ласточка.

  1. Головка в чёрной шапочке. На шее и груди длинный чёрный галстучек. Спинка, крылья и хвост – тёмные. Грудка ярко – жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. Ответ: синица.

    Верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серенькие. Спинка и крылья тёмно – коричневые. Под шейкой большое чёрное пятно. Ответ: воробьи

    Пока ребята отгадывают, все остальные члены команд называют приметы связанные с птицами, пословицы и зарабатывают жетоны для своей команды.

Приметы.

1.Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

2 Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.

3 Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.

4 Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев- к холодному лету

5 Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели.

Пословицы.

1 Соловья баснями не кормят.

2 Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

3 Ворон ворону глаз не выклюет.

4 . Гуси летят с Руси, а сороки с Запороги.

5 . Журавль летит высоко, видит он далеко.

6 . Журавль летит с моря – убавит нам горя.

7 . Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

8 . Куда сова глядит, туда ей и лететь.

9 . За обедом соловей, а после обеда воробей.

10 . Одна ласточка весны не делает.

Задание 7 3 птицы.

(По форме клюва определи, чем питается птица.)

Ответы:

1 . Длинный клюв помогает извлекать насекомых из трещин и щелей.

2 . Короткий и прочный позволяет раскалывать твёрдые семена и орехи.

3 . У хищной птицы клюв крепкий, изогнутый, им удобно отрывать куски мяса.

1 . Угадайте, что за птичка? 5 Серое пёрышко -

Тёмненькая невеличка Золотое горлышко. (Соловей)

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста 6. Умывается росой,

(Ласточка) Крылья с жёлтой полосой.

2 . Озорной мальчишка Он наряден, а не гол-

В сером армячишке, Птица певчая …(щегол)

По двору шныряет, 7. Известно с давних времён,

Крошки собирает. (Воробей) Что эта птица почтальон (голубь)

3 . Врач лесного царства 8.Без рук, без топорёнка

Лечит без лекарства.(Дятел) Построена избёнка(Гнездо)

4 . Всю ночь летает, 9.Эта хищница болтлива,

Мышей добывает, Воровата, суетлива.

А станет светло, Стрекотунья, белобока,

Спать летит в дупло(Сова) А зовут её …(сорока)

Подведение итогов.

Выход на экскурсию в пришкольный сад, где ребята развешивают скворечники, изготовленные вместе с родителями.