Инструменты локальной коррекции в лайтруме урок. Важнейшие инструменты для обработки фотографий в Lightroom

В этом уроке мы описали несколько очень полезных инструментов в Lightroom, которые многие почему то не используют для редактирования свои фото и очень даже напрасно.

Инструмент Выпрямление – коррекция перспективы

Иногда бывает такое, что на фотографиях горизонт наклонен, делая композицию неловкой. Возможно вы держали камеру неправильно или просто не обратили внимание на обрамление в момент фотографирования. В любом случае, вы можете исправить это в Lightroom с помощью инструмента Выпрямление, который находится под гистограммой и выглядит, как перфорированный прямоугольник. Или вы можете просто нажать клавишу “R” на клавиатуре, чтобы активировать меню Обрезка и выпрямление в модуле Коррекции. Когда вы сделаете это, изображение, над которым вы работаете, будет обрамлено кромкой для обрезки. Удерживая углы фото, вы можете поворачивать его так, как считаете нужным. Исправление линии горизонта будет более точным и простым.

Выберите инструмент Выпрямление и нарисуйте линию в противовес линейной поверхности на фото. Чем длиннее и прямее будет линия, тем проще будет выровнять. На фото ниже у меня не было отличительной линии, чтобы помочь мне определиться, где именно рисовать линию. Поэтому я использовала линию их обуви в качестве ориентира. В этом случае все получилось достаточно хорошо, поэтому я нажала enter, чтобы принять изменения. Единственное, что вы должны помнить при использовании этого инструмента, что он может немного обрезать края, делая снимок сжатым. Если ваша фотография, которая подлежит коррекции, уже достаточно сжата, то будьте очень осторожны при использовании инструмента Выпрямление.

Панель HSL (Оттенок, Насыщенность, Светлота) – инструмент регулировки цветов

Инструмент регулировки цвета был весьма интересной находкой для меня. Он позволяет программе Lightroom определять для вас HSL, вы одновременно можете следить за изменениями и остановиться в тот момент, когда достигнете желаемого художественного результата. Я использую этот инструмент совсем немного, так как все коррекции цвета на фотографиях и таких дополнительных элементов, как оттенок кожи, изменяются в Lightroom. Этот инструмент не станет идеальным для ретуши фотографий из сферы моды, но для свадебных, семейных, ландшафтных фотографий он даст большую гибкость, не прибегая к Photoshop.

Для активации инструмента все, что вам нужно сделать, это нажать на него, а потом коснуться в любом месте фотографии, где вы хотите сделать выборочные изменения. На этой фотографии я решила выделить цвет неба и добавить немного синего в том месте, которое хотела подчеркнуть. Вы просто тяните инструмент вверх для увеличения HSL или вниз, чтобы приглушить определенный цвет по вашему выбору. Помните, что инструмент регулировки цвета должен быть в том месте, где вы хотите внести изменения.

Наряду с использованием инструмента баланс белого, чтобы откорректировать оттенок кожи, вы можете использовать регулировку цвета для этой цели. Но должна вас предостеречь, что изменения коснуться и других участков фотографии, которые содержат тот же цвет, с которым вы работаете. Так что не переусердствуйте.

NIKON Df + 50 мм f /1.8 @ 50 мм, ISO 100, 1/320, f /2.5

Инструмент Удаление пятен

Удаление пятен – это другой великолепный инструмент, который вы можете использовать в свою пользу. Он прошел долгий путь от ограничений только круглой формой и до функций, подобным Восстанавливающей кисти в Photoshop. Хотя он и не такой гибкий, как подобный ему из Photoshop. Но в сторону ограничения, вот то, что вы можете с ним делать.

Вы можете выбрать Удаление пятен, нажав на иконку, или же нажмите клавишу “Q” для активации меню. Здесь вам доступны две функции для удаления пятен: клонирование и восстановление. В основном этот инструмент используется для замещения выбранного вами участка на подобный ему. Если вы знакомы с Photoshop, клонирование является идентичным инструментом восстанавливающей кисти для замещения. Я не использую его очень часто, пока для него не будет четкой задачи. Но использую восстановление, и по функциональности он аналогичен восстанавливающей кисти в Photoshop. Он создает очень мягкую и плавную текстуру, которая хорошо смешивается с остальными пикселями на фото.

На приведенной ниже фотографии я решила, что листья в нижнем левом углу достаточно отвлекающие, поэтому не хотела делать их частью изображения. Вот как я использовала кисть Удаление пятен, чтобы избавится от них:

А вот до и после:

NIKON Df + 50 мм f/1.8 @ 50 мм , ISO 100, 1/320, f/2.5

Вы можете использовать этот инструмент для удаления случайного волос, незначительных недостатков и отвлекающих предметов, которые удалить не очень сложно. Я использую его для удаления пятен и пылинок на фотографиях. Помните, что этот инструмент не подойдет, если вам нужно работать с большим участком.

Просто рисуйте на области, которая требует внимания, и мгновенно увидите, как инструмент восстанавливает его и откуда взяты пиксели. Вы можете перемещать участок, который служит образцом, и управлять инструментом на ваше усмотрение. Вот участки, которые были определены с помощью инструмента Удаление пятен в процессе ретуши портрета.

NIKON Df + 85 мм f/1.8 @ 85 мм , ISO 100, 1/320, f/2.0

Кисть коррекции для Яркости, Осветления и Управления цветом

Я использую кисть коррекции в разных случаях. Я могу высветлить тени в определенных участках фотографии, не воздействуя на остальные затененные участки. Я могу выборочно делать цвет более насыщенным или повышать резкость без перемещения в Photoshop. Вот несколько примеров того, как вы можете его применить.

Выберите Кисть коррекции из меню или нажмите “K”. Выделите интересующий вас участок, обрисовав его. В данном случае я решила повысить резкость, яркость и интенсивность цвета глаз.

Вы не можете сделать каждое из изменений одним нажатием кисти. Возможно понадобится несколько попыток, чтобы достичь желаемого результата.

Вот небольшой пример того, как можно изменить цвет глаз:

Выберите интересующую вас область, обрисовав ее. Нажмите на Цвет в панели Кисть коррекции. Выберите желаемый цвет и поэкспериментируйте с непрозрачностью и насыщенностью. Нажмите Enter, чтобы принять изменения.

NIKON Df + 85 мм f/1.8 @ 85 мм , ISO 320, 1/200, f/1.8

Градиент - фильтр

В основном Градиент-фильтр используется для того, чтобы сбалансировать или исправить экспонирование больших участков, которые не могут быть эффективно исправлены с помощью Кисти коррекции. Но вы также можете использовать его для создания особого настроения на фотографиях. Вы можете успешно имитировать цветную отражающую поверхность, что обычно случается при съемке через определенные предметы.

Ниже приведен пример запланированного снимка, который, по моему мнению, передает ощущение тепла и лета. Фото было сделано через куст с желтыми цветами.

NIKON D 3 S + 50 мм f /1.8 @ 50 мм, ISO 200, 1/800, f /2.0

А вот пример того, как вы можете создать аналогичный эффект в Lightroom. Нажмите на краю фотографии и тяните вниз до того места, где бы вы хотели создать эффект. Когда фильтр размещен, вы можете выбрать цвет и использовать ползунки для изменения насыщенности и других эффектов.

Хорошо в градиент-фильтре то, что вы можете вносить изменения в любое время, и программа напомнит вам, что было применено до этого. Так что вы можете повторно использовать эффект или же создать новые настройки. К тому же вы все еще можете копировать-вставлять примененные настройки между разными фотографиями.

NIKON D3S + 50 мм f/1.8 @ 50 мм , ISO 200, 1/250, f/2.2

Вот еще один пример креативного использования градиент-фильтра:

Описанные процессы могут быть не настолько гибкие, как при использовании Photoshop, но, если вы имеете дело с множеством фотографий и вам нужен кратчайший путь, эти советы сотворят чудеса. Вы можете использовать эти методы практически для каждого вида фотографий!

Недавно Adobe обновила практически весь свой фотософт: Photoshop, Lightroom, Camera Raw и Bridge.
Отныне обновлённый Lightroom СС носит название Classic CC. ИМХО, обновляться на него стоит уже ради одной заставки:

Кроме заставки, Lightroom (и Camera RAW тоже) получила возможность создания двух типов масок в инструментах локальной коррекции. Разнятся они типом выделения: по цвету и по яркости. ИМХО, оба варианта весьма полезны, особенно для тех, кто ограничивается одним Lightroom, дабы не скрипеть извилинами, изучая ещё и Photoshop. Надеюсь, прочитав данную публикацию, вы с лёгкостью сможете пользоваться новыми возможностями хорошо знакомых инструментов.

В тексте я буду упоминать "горячие клавиши" (буквы в круглых скобках) для выбора команд или инструментов. Напоминаю, что в Lightroom они работают ТОЛЬКО при английской раскладке клавиатуры.

1. Маскирование с выделением по цвету .

Тёплый свет вечернего солнца при достаточно драматическом небе. Но нам бы хотелось этот драматизм немного усилить, не затрагивая всё остальное:

02.

Очевидно, что в данном кадре небо заметно отличается от всего остального цветом - в нём доминируют синие тона. Поэтому выделять его будем при помощи маскирования по цвету. Возьмём инструмент Graduated Filter (M), и протянем его сверху вниз, выделив верхнюю половину кадра:

03.

Чтобы увидеть выделенную область, следует нажать (O). Выделенная часть кадра будет залита красным тоном. К сожалению, кроме неба она захватывает ещё кроны деревьев и крыши строений:

04.

Идём в панель инструмента Graduated Filter, и в нижней его части открываем выпадающий список Range Mask. В списке выбираем значение Color:

05.

На месте списка появляется инструментарий цветового маскирования: пипетка и ползунок Amount:

06.

При помощи пипетки следует обозначить области, цвет которых Lightroom использует, как образец при создании маски. Таких зон может быть несколько. Нажав, и удерживая нажатым Shift, мы выделяем нужные области, протягивая мышь с нажатой левой клавишей. Как видите, я создал 5 зон замера. Почему именно 5? - да просто так. Разброс оттенков неба в данном кадре невелик, и, полагаю, хватило бы и двух. Сами поэкспериментируйте в этом направлении:

07.

Возвращаем пипетку на место, и Lightroom показывает нам, как изменилась зона выделения. Если у вас не показывает, снова нажмите хоткей (O). Видно, что мы заметно приблизились к желаемому, но выделение ещё не достаточно точное:

08.

Для уточнения воспользуемся ползунком Amount, сдвинув его от умолчательного значения 50 до значения 7. Теперь выделение пригодно для применения:

09.

Нажатием хоткея (O) гасим красную заливку, и вводим параметры коррекции неба: Exposure = -0.20 и Clarity 73. Почему именно эти значения? Они подбираются исключительно визуально.
Избегайте ИЗБЫТОЧНОЙ коррекции, чувство меры и художественный вкус - ваши лучшие друзья:

10.

При работе с изображениями нам сильно мешает наша зрительная адаптация. Дабы этого не происходило, следует каждый шаг коррекции промигивать, что позволит гораздо точнее подобрать силу воздействия. Промигивание удобно выполнять при помощи небольшого слайдера слева снизу панели инструмента Graduated Filter (M). Результат коррекции - на анимированном слайде 11. Если степень коррекции вас не удовлетворяет, скорректируйте её параметры в желаемую сторону:

11.

2. Маскирование с выделением по яркости.

Пейзажисты знают, как часто снимая в режимное время с контровым светом при безоблачной погоде, получаем кадры, в которых небо является самым маловыразительным элементом. Его хочется чуть притемнить и добавить цветовой насыщенности. На рис. 12 как раз такой пейзаж. В данном случае небо существенно ярче остальной части изображения, поэтому будем строить яркостную маску:

12.

Берём инструмент Adjustment Brush (K), и закрашиваем всё небо, захватив края темной части изображения:

13.

Затем в нижней части панели инструмента щёлкаем по выпадающему списку Range Mask и выбираем значение Luminance:

14.

Вместо списка возникают инструменты яркостного маскирования: слайдеры Range и Smoothness:

15.

Два ползунка слайдера Range позволяют с двух сторон ограничить яркость объектов, которые будут выделены. В данном случае нам нужно отсечь тени, поэтому смещаем левый ползунок вправо до значения 73 (подбирается визуально). Т.е будут выделены объекты, яркость которых от 73% до 100%. Как и прошлый раз, уточняем границу маски вторым ползунком, задав ему значение 36:

16.

Маска готова. Хоткеем (O) гасим красную заливку, и задаём параметры коррекции неба: Temp = -70, Tint = -10 (добавили синего и немного зелёного), Exposure = -23 (притемнили), и Saturation = +30 (увеличили насыщенность):

17.

И вновь повторю: любую коррекцию заканчиваем промигиванием было/стало:

18.

И напоследок: любую созданную в Lightroom маску, при необходимости, можно подкорректировать кистью вручную.

Сложность заканчивается там, где начинается понимание!
Успехов в обработке ваших замечательных кадров!

Изучаем новые возможности Lightroom 6

Весной нынешнего года компания Adobe выпустила шестую по счету версию пакета Lightroom, который уже давно и вполне заслуженно получил широкое признание среди фотографов самого разного уровня — от начинающих любителей до искушенных профессионалов. Эта публикация посвящена рассмотрению некоторых новых функций и возможностей, которые стали доступны в Lightroom 6 (CC).

Рискуя выступить в роли Капитана Очевидность, начнем с констатации того факта, что от версии к версии Lightroom становится всё более самодостаточным пакетом. Увеличивается количество инструментов и функций для выполнения вспомогательных операций, которые ранее можно было выполнить лишь путем экспорта изображения и его последующей обработки во внешнем графическом редакторе. В этой публикации мы расскажем о некоторых новых возможностях, доступных пользователям обеих ипостасей нового Lightroom (как «коробочного», так и «облачного» варианта) — а именно, о кисти коррекции маски градиентных фильтров, а также о функциях создания панорам и HDR-изображений из нескольких снимков.

Применение кисти коррекции маски градиентных фильтров

Бесспорно, линейный и радиальный градиентные фильтры являются весьма удобными и востребованными инструментами из арсенала Lightroom (подробнее об их использовании можно прочитать в публикации «Использование градиентных фильтров в Lightroom», «КомпьюАрт» № 5’2014). В шестой версии данного пакета были реализованы очередные улучшения: появилась возможность изменять форму маски, включая в нее или, наоборот, исключая отдельные области и объекты.

Вероятно, у некоторых читателей возникнет вопрос: а зачем это вообще может понадобиться? Ответить на него нетрудно. Рассмотрим один из наиболее очевидных примеров — а именно, использование градиентного фильтра для выравнивания тонального баланса пейзажей.

Один из типичных недостатков подобных снимков — чересчур бледное небо. Наиболее простой, быстрый и эффективный способ сделать верхнюю часть снимка более выразительной — применить к ней линейный градиентный фильтр с отрицательной экспокоррекцией. Однако проблема заключается в том, что небо на фотографии далеко не всегда имеет форму правильного четырехугольника. И если в этой области кадра находятся какие-либо объекты (отдельно стоящие деревья, трубы, высокие здания и т.п.), то они также будут частично затемнены, что зачастую нежелательно. Решить эту проблему поможет кисть коррекции маски градиентного фильтра.

Чтобы продемонстрировать возможности данного инструмента, обработаем снимок городского пейзажа (рис. 1). Цель состоит в том, чтобы сделать небо, которое в данном случае занимает значительную часть кадра, более выразительным и насыщенным. Для этого применим к верхней части изображения линейный градиентный фильтр с экспокоррекцией -1 EV (рис. 2 и 3). В результате удалось решить поставленную задачу, однако возникла другая проблема: стена здания, расположенного справа, оказалась частично затемненной — что в данном случае нежелательно (рис. 4). Устранить этот недостаток позволит кисть коррекции маски фильтра.

Чтобы перейти в режим редактирования маски, необходимо щелкнуть по надписи Кисть (Brush) в верхней части палитры настроек параметров градиентного фильтра (рис. 5). Возврат к работе с основными настройками фильтра выполняется щелчком по надписи Правка (Edit). Быстрое переключение между этими режимами осуществляется сочетанием клавиш Shift-T.


к исходному изображению: небо стало более выразительным, однако стена здания, расположенного справа, оказалась частично затемненной

Для удобства редактирования маски предусмотрена функция подсвечивания выделенной области — аналогично режиму Quick Mask в Photoshop. Для ее активации нужно выбрать опцию Показать маску наложения для выбранных (Show Selected Mask Overlay) под окном области просмотра (рис. 6). Цвет, которым закрашивается выделенная область, можно циклически переключать при помощи сочетания клавиш Shift-O. В рассматриваемом примере удобнее использовать зеленый цвет, поскольку установленный по умолчанию красный плохо различим на фоне кирпичной стены (рис. 7).

При включении инструмента Кисть в нижней части палитры появляется дополнительная секция с настройками корректирующей кисти (рис. 8). В распоряжении пользователя имеются две «рисующие» кисти («A» и «B»), включаемые щелчком по соответствующим надписям. Они позволяют добавить к маске фильтра дополнительные области. Также имеется инструмент для удаления участков из маски фильтра, который включается щелком по надписи Удалить (Erase). Для кратковременного переключения с «рисующей» кисти на «стирающую» (или наоборот) в процессе редактирования маски можно нажать и удерживать клавишу Alt.

Параметры каждой кисти настраиваются при помощи ползунков. Ползунок Размер (Size) управляет диаметром кисти, а Растушёвка (Feather) — шириной нечеткой области по ее краю. При изменении этих параметров меняется вид курсора: внутренняя окружность соответствует диаметру кисти, а внешняя обозначает границу нечеткой области по ее краю. Знак «+» в центре означает, что в данный момент включена одна из рисующих кистей, а «-» сигнализирует об использовании «стирающего» инструмента.

Ползунок Плотность (Density) позволяет настраивать степень прозрачности кисти (при включении «ластика» этот параметр недоступен). При помощи параметра Поток (Flow) можно регулировать степень изменения прозрачности маски при последовательных воздействиях кисти на одну и ту же область — аналогично тому, как накладываются один на другой мазки акварели. Разумеется, для использования такого эффекта значение параметра Плотность должно быть меньше максимального.

Опция Автомаскирование (Auto Mask) включает «интеллектуальный» режим кисти: в этом случае программа будет автоматически определять близкие по тону и цвету области и воздействовать только на них.

При помощи «ластика» удалим из маски фильтра область, затемняющую стену здания и строения на дальнем плане (рис. 9), и оценим полученный результат (рис. 10). Благодаря использованию нового инструмента нам удалось выполнить поставленную задачу и без особого труда устранить нежелательные побочные эффекты.

В рассмотренном примере был использован линейный градиентный фильтр, но все описанные приемы также применимы и для редактирования маски радиального градиентного фильтра.

Создание HDR-изображений

Еще одно полезное новшество, появившееся в Lightroom, — встроенная функция создания изображений с расширенным динамическим диапазоном (High Dynamic Range, HDR) из нескольких снимков одной и той же сцены, сделанных с различными настройками экспозиции (например, в режиме брекетинга).

Для создания HDR-изображения нужно выделить группу исходных снимков в модуле Библиотека Обработка (Develop) и выбрать в контекстном меню пункт Объединить фото -> в HDR… (Photo Merge -> HDR… ) — рис. 11.

Альтернативный (и более быстрый) вариант — нажатие сочетания клавиш Ctrl-H.

После этого на экран выводится окно предварительного просмотра и запускается процесс сборки миниатюры HDR-изображения. При большом количестве и высоком разрешении исходных снимков эта операция может занять несколько минут. Ход ее выполнения отображает прогресс-индикатор.

По окончании в окне предварительного просмотра выводится полученное изображение (рис. 12). В случае необходимости размер этого окна можно изменить при помощи мыши.

С правой стороны в нем расположена панель настроек (рис. 13). Рассмотрим представленные в ней возможности.

Опция Автовыравнивание (Auto Align) позволяет выполнять автоматическое совмещение исходных кадров таким образом, чтобы объекты на результирующем изображении были максимально четкими. Это может пригодиться в тех случаях, когда съемка выполнялась с рук (без использования штатива).

При активации опции Уровень автоматически (Auto Tone) программа выравнивает тональный баланс изображения. Стоит отметить, что данная настройка не влияет на возможности по дальнейшей коррекции создаваемого HDR-изображения.

В разделе Уровень удаления ореолов (Deghost Amount) находятся кнопки выбора фиксированных вариантов настройки функции удаления фантомных объектов — то есть элементов или областей изображения, которые различаются на исходных фотографиях. Например, при съемке на улице в кадр могут попасть проходящие мимо люди или проезжающие автомобили. Поскольку съемка серии для создания HDR-изображения осуществляется последовательно, может возникнуть ситуация, когда на некоторых снимках оказываются случайно попавшие объекты. Далеко не всегда фотограф может отследить подобные нюансы в процессе съемки, и наличие функции удаления фантомных объектов поможет устранить эту проблему постфактум — уже на стадии обработки изображения.

Верхняя кнопка отключает функцию удаления фантомных объектов, а три расположенные ниже позволяют выбрать степень воздействия — низкую, среднюю или высокую.

Опция Показать наложение эффекта ореола (Show Deghost Overlay) позволяет выделить цветом области с фантомными объектами, обнаруженные программой на изображении (рис. 14). Цвет выделения можно циклически переключать нажатием сочетания клавиш Shift-O.


в правой нижней части окна предварительного просмотра


HDR-изображения в фоновом режиме

Стоит отметить, при каждом изменении настроек функции удаления фантомных объектов программа заново генерирует миниатюру HDR-изображения, что требует определенного времени.

Сшить (Merge) в правой нижней части окна (рис. 15). Процесс сборки полноразмерного HDR-изображения производится в фоновом режиме, благодаря чему пользователь может в это время заняться другими снимками. Отслеживать ход выполнения операции позволяет прогресс-индикатор в левой части панели выбора модулей (рис. 16).

Созданное изображение сохраняется в текущей папке как отдельный файл формата DNG, имя которого составлено из имени первого снимка серии, дополненного дописанной через дефис аббревиатурой HDR (например, DSC8049-HDR). Это позволяет впоследствии быстро находить HDR-изображения в папках и коллекциях контекстным поиском по фрагменту имен файлов (рис. 17).

Теперь сгенерированное в Lightroom HDR-изображение можно обрабатывать так же, как и другие RAW-файлы. Впрочем, есть и небольшие различия: например, если при работе с обычными RAW-образами диапазон настройки величины коррекции экспозиции составляет от -5 до +5 EV, то в случае HDR-изображения, сгенерированного в Lightroom, доступны настройки от -10 до +10 EV (рис. 18).

Необходимо учитывать, что настройки отдельных снимков, которые служат исходным материалом для создания HDR-изображения (в частности, яркость, контраст, коррекция оптических искажений, ретушь точечных дефектов и пр.), будут проигнорированы в процессе сборки результирующего файла. Таким образом, осуществлять коррекцию и ретушь HDR-изображения имеет смысл только после создания и сохранения DNG-файла.

Поскольку созданное HDR-изображение записывается как отдельный файл, примененные к нему изменения не отражаются на исходных файлах, и наоборот.

Склейка панорам

Хорошая новость для фотографов, которые занимаются съемкой панорам, — появление в Lightroom встроенной функции объединения нескольких кадров в одно панорамное изображение. Конечно, во многих ныне выпускаемых цифровых фотоаппаратах имеются функции автоматической склейки панорам. Пользователю нужно лишь выбрать соответствующий режим в настройках камеры, нажать спусковую кнопку и, удерживая ее, плавно перемещать корпус аппарата, охватывая фотографируемую сцену. По окончании съемки процессор камеры обрабатывает серию полученных изображений, и на выходе вы получаете сохраненный на карте памяти панорамный снимок.

Впрочем, у данного способа при всей его простоте и удобстве есть, как минимум, два существенных недостатка. Во-первых, даже в тех моделях, которые позволяют сохранять снимки в формате RAW, созданные встроенными средствами панорамы записываются исключительно в виде файлов JPEG — что существенно ограничивает возможности по дальнейшей обработке этих изображений. Во-вторых, существуют довольно жесткие ограничения на максимальный размер панорамных снимков.

Разумеется, сейчас доступно большое количество специализированных приложений, предназначенных для склейки панорам. Однако стоит отметить, что многие из них не поддерживают работу с RAW-файлами, вследствие чего пользователям приходится предварительно экспортировать фрагменты будущей панорамы в формат JPEG или TIFF. Это не только требует дополнительных затрат времени и дискового пространства, но и существенно сужает возможности постобработки панорамных снимков.

Одним из важных преимуществ встроенной функции склейки панорам пакета Lightroom является то, что после объединения исходных снимков вы получаете в свое распоряжение файл с панорамным изображением в формате DNG. Таким образом, на этом этапе не происходит потери полезной информации — а следовательно, сохраняются все возможности коррекции и постобработки, доступные при работе с исходными RAW-файлами.

Чтобы создать панорамное изображение средствами Lightroom, необходимо выделить группу исходных снимков в модуле Библиотека (Library) или на ленте модуля Обработка (Develop), а затем выбрать в контекстном меню, открывающемся по нажатию правой кнопки мыши, пункт Объединить фото → -> в Панораму… (Photo Merge → -> Panorama… ) — рис. 19. Это действие можно выполнить быстрее — нажатием сочетания клавиш Ctrl-M.

После этого на экране появляется окно предварительного просмотра и запускается процесс склейки контрольного изображения будущей панорамы, который может занять от нескольких секунд до нескольких минут. Время выполнения этой операции зависит от количества и разрешения исходных снимков, а также от производительности используемого ПК. В процессе выполнения на экране отображается прогресс-индикатор.

Итак, контрольное изображение панорамы готово и выведено в окне предварительного просмотра (рис. 20). Справа в нем находится панель настроек (рис. 21). Здесь можно выбрать один из трех типов проекции (цилиндрическую, сферическую или в перспективе) либо доверить эту задачу программе, активировав опцию Выбрать проекцию автоматически (Auto Select Projection).

Опция Автоматическая обрезка (Auto Crop) позволяет выполнить автоматическое кадрирование панорамного изображения (рис. 22). Это действие не является необратимым: впоследствии вы сможете изменить настройки кадрирования готовой панорамы, имея в своем распоряжении всю информацию, извлеченную из сходных файлов.

Выбрав нужные настройки, остается нажать кнопку Сшить (Merge) в правой нижней части окна предварительного просмотра (рис. 23). При большом количестве и высоком разрешении исходных снимков процесс склейки панорамы может занять немало времени, поэтому программа выполняет ее в фоновом режиме — это позволяет одновременно заниматься обработкой других изображений. Контролировать ход выполнения можно по прогресс-индикатору в левой части панели выбора модулей (рис. 24).

Результатом выполнения этой операции становится новый файл формата DNG, который сохраняется в текущей папке. Его имя составляется из имени первого кадра в серии исходных снимков, которое дополнено дописанным через дефис словом «Панорама» (например, DSC6153-Панорама). Это позволяет быстро находить готовые панорамы в папках и коллекциях инструментом контекстного поиска по фрагменту имен файлов (рис. 25).

Теперь можно перейти в модуль Обработка (Develop) и работать с созданным панорамным изображением так же, как и с обычным RAW-файлом: выполнять кадрирование, коррекцию различных параметров, применять градиентные фильтры, ретушировать точечные дефекты и т.д. (рис. 26).

При создании панорам необходимо учитывать, что настройки, примененные в Lightroom к исходным кадрам (яркость, контраст, градиентные фильтры, коррекция точечных дефектов и т.д.), в процессе объединения в панорамное изображение будут проигнорированы. По этой причине имеет смысл сначала создать панораму, а уже потом приступать к обработке и коррекции этого изображения.

В Lightroom можно создавать панорамы как из обычных снимков, так и из HDR-изображений. Для этого потребуется сначала объединить исходные кадры каждого из фрагментов будущей панорамы в HDR-изображения, а затем выделить полученные файлы и создать из них панораму.

Завершая данный раздел, нелишне будет напомнить, что необходимым условием получения хорошего результата является соблюдение элементарных правил съемки панорам. В частности, нужно производить съемку всех кадров на одном фокусном расстоянии (в случае использования зум-объектива) и с одинаковыми настройками экспозиции, фокусировки и светочувствительности (хорошим подспорьем в этом случае является функция
AE/AF lock). Если вы не уверены в точности своего глазомера, при съемке длинных панорам желательно использовать штатив со встроенным уровнем — это позволит точно выдержать линию горизонта и за счет этого минимизировать геометрические искажения, а следовательно, и область изображения, попадающую под обрез. 

2 Подробнее о HDR-изображениях можно прочитать в статье «Введение в HDR», опубликованной в журнале «КомпьютерПресс» № 5’2008 (электронная версия доступна по адресу
http://compress.ru/article.aspx?id=19035).

Кнопки раскраски корректирующей кистью можно скрыть в любой момент, нажав клавишу. Для того чтобы показать их вновь, нажмите эту же клавишу еще раз.

Частичное свертывание панели дополнительных параметров кисти

Выбрав два вида кистей: А и В, вы можете скрыть остальные параметры настройки кисти, щелкнув на небольшом направленном вниз треугольнике справа от кнопки Erase.

Применение колесика прокрутки

Если вы пользуетесь мышью с колесиком прокрутки, воспользуйтесь этим колесиком для изменения размера кисти.

Оперативный выбор режима автоматического маскирования

Нажатием клавиши включается и отключается режим автоматического маскирования (Auto Mask).

Регулирование разлива краски

С помощью клавиш от «0» до «9» вы можете регулировать разлив краски (Flow), наносимой корректирующей кистью. Так, при нажатии клавиши «3» устанавливается разлив 30%, при нажатии клавиши «4» - разлив 40% и т. д.

Показ и сокрытие корректирующей маски

Если поместить курсор на кнопке раскраски, то по умолчанию отображается корректирующая маска. Если же вы предпочитаете, чтобы она оставалась во время раскрашивания, что особенно удобно для заполнения пропущенных мест, нажмите клавишу «0». А для того чтобы скрыть маску, нажмите эту же клавишу еще раз.

Изменение цвета маски

Если корректирующая маска видна, вы можете изменить ее окраску, нажав комбинацию клавиш «Shift О». Последовательным нажатием этой комбинации клавиш выбирается окраска маски красным, зеленым, белым и черным цветом.

Масштабирование градиентного фильтра от центра

По умолчанию градиент начинается в том месте, где вы щелкнули на изображении (на верхнем или нижнем его краю). Но если вы нажмете клавишу «Opt» (в Macintosh) или же клавишу «Alt» (в Windows) и начнете вытягивать градиент, он будет изменяться от центра наружу, а не наоборот.

Оперативный ввод новых правок

Если вы пользуетесь корректирующей кистью и вам требуется быстро добавить новую кнопку раскраски, не переходя к панели дополнительных параметров кисти и не щелкая на кнопке New, просто нажмите клавишу «Return» (в Macintosh) или же клавишу «Enter» (в Windows) и сразу же приступайте к раскраске.

Смена кистей А и В

Кнопки А и В на панели дополнительных параметров кисти фактически служат для выбора предварительно заданных настроек кисти. При желании вы можете сохранить в одном из этих двух наборов настроек кисти с жесткими краями, а в другом - с мягкими краями или же настройки мелкой и крупной кистей соответственно. Для оперативной смены этих двух разновидностей кистей нажмите клавишу «/».

Обращение градиента

Наложив градиентный фильтр на изображение, вы можете обратить градиент, нажав клавишу «f».

Правка раскраски в режиме автоматического маскирования

Если вы раскрашиваете край маски при установленном флажке Auto Mask, например небо в фотографии горного пейзажа, чтобы сделать его темнее, то по завершении раскраски на краях маски вдоль вершин гор может появиться слабое свечение. Для того чтобы избавиться от подобного свечения, раскрасьте эти же участки изображения мелкой кистью. В режиме автоматического маскирования краска, наносимая кистью, не будет проливаться на вершины гор.

Изменение интенсивности эффектов

Применив градиентный фильтр или же эффект, раскрашиваемый корректирующей кистью, вы можете сразу же отрегулировать интенсивность последнего корректирующего эффекта, нажав клавиши "к" и "-".

Увеличение и уменьшение мягкости кисти

Для изменения мягкости кисти вам не обязательно переходить к ползунку Feather на панели дополнительных параметров кисти. Вместо этого нажмите комбинацию клавиш «Shift+]>, чтобы сделать кисть мягче, или же комбинацию клавиш «Shift+[>, чтобы сделать ее жестче.

Раскраска прямыми линиями

Как и в Photoshop, выбрав корректирующую кисть, нажав клавишу «Shift» и щелкнув сначала в одной точке, а затем в другой, вы фактически соедините эти точки прямой линией раскраски.

Выбор цветов раскрашивания

Если требуется выполнить раскраску цветом, присутствующим в фотографии, выберите сначала вариант Color из раскрывающегося списка Effect, а затем щелкните на образце цвета. Как только появится окно селектора цвета, а курсор примет форму пипетки, щелкните и, не отпуская кнопку мыши, переместите курсор на фотографию.

При этом любой цвет, на котором находится курсор в фотографии, автоматически указывается в селекторе цвета. Подобрав нужный вам цвет, отпустите кнопку мыши. Для того чтобы сохранить этот цвет в образце цвета, нажмите клавишу «Ctrl» и щелкните (в Macintosh) либо щелкните правой кнопкой мыши (в Windows) на одном из образцов в селекторе цвета и выберите из всплывающего контекстного меню команду Set this Swatch to Current Color (Задать текущий цвет для данного образца).

В этой заметке описан интерфейс инструмента Adjustment Brush . В следующей будет несколько примеров использования.

Кисть в Lightroom предназначена для создания локальных регулировок изображения, при помощи маски. Ее можно сравнить с Adjustment Layer в Photoshop с тем отличием, что можно регулировать сразу несколько параметров.

Для включения кисти нужно нажать K на клавиатуре или щелкнуть по иконке с изображением кисти, расположенной на панели инструментов. Первая половина блока настроек кисти нам уже знакома по :

Мы же более подробно остановимся на второй половине:

В первой строке можно выбрать одну из двух кистей или режим стирания. В Lightroom можете настроить две кисти, например, большую и маленькую. После чего между ними можно переключаться нажатием кнопки / . Для настройки ластика (стирания маски) и его включения нужно нажать Alt и держать.

Дальше идет размер кисти. Его можно регулировать колесиком мыши и клавишами [ и ] . Мягкость краев кисти (Feather ) регулируется с помощью сочетания Shift +[ и Shift +] .

Параметры поток (Flow ) и плотность (Density ) регулируют прозрачность кисти. Плотность отвечает за прозрачность кисти в целом, т.е. за максимальную плотность, которую можно получить: если вы будете рисовать с Density равным 50, то сколько бы вы не проводили по изображению, вы никогда не получите плотность 100.

Поток же позволяет постепенно наращивать непрозрачность кисти: если вы установите его значение равным 10, то после 10 мазков маска станет непрозрачной.

Последний параметр — Auto Mask — автоматическое нахождение краев. Тут в принципе рассказывать нечего:

Если вы наведете мышь на кружок кисти, то увидите, что курсор изменился на двойную горизонтальную стрелку:

Если вы сейчас нажмете левую кнопку мыши и потащите влево или вправо, то будет изменяться сила воздействия кисти. Если кисть изменяет один параметр, например, выдержку, то он будет меняться от минимального значения, до максимального. Если меняется несколько параметров, например, контраст и насыщенность, то они будут меняться от 0 до текущих значений.

Напоследок несколько горячих клавиш.

Для того, чтобы нарисовать ровную горизонтальную или вертикальную линию, нужно удерживать Shift .

Для того, чтобы скрыть или показать кружки у кистей, нужно нажать H . Будьте осторожны: можно забыть о том, что вы скрыли точки, а потом их долго-долго искать.

Для того чтобы временно показать маску нужно, навести мышь на кружок. Для того чтобы маска отображалась всегда, нужно нажать O .

Для изменения цвета маски (красный, зеленый, белый и черный) можно нажать Shift +O .

В следующей статье будет больше практических примеров использования кисти.