Хозяйственные партнерства как коммерческие юридические лица. Хозяйственное партнерство — инновационная форма юридического лица в России

С 1 июля 2012 вступил в силу федеральный закон №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» утверждающий новую организационно-правовую форму юридического лица - хозяйственное партнерство, действующее на основе долевого принципа.

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Как любое другое юридическое лицо, партнерство считается созданным с момента государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом создание партнерства возможно только путем учреждения. Создавать его путем реорганизации существующего юридического лица нельзя.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам участников партнерства.

Складочный капитал хозяйственного партнерства, аналогично уставному капиталу ООО, разделен на доли. Однако, в отличие от ООО, минимальный размер складочного капитала хозяйственного партнерства законодательно не установлен.

Следует отметить явные особенности рассматриваемой организационно-правовой конструкции:

Во-первых, это касается правоспособности хозяйственного партнерства. В отличие от ООО, которое не имеет специальных ограничений в деятельности, партнерство не может заниматься эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

Во-вторых, Закон содержит запрет на рекламу партнерством своей деятельности. Возможно законодатель ставит антирекламные барьеры, чтобы новые структуры не пришли на смену кредитным потребительским кооперативам, сильно дискредитирующим себя за последние годы;

В-третьих, партнерству не разрешено учреждение юридических лиц или участие в них, за исключением союзов и ассоциаций (ч. 4, 5, 7 ст. 2 Закона).

В-четвертых, в соответствии с данным законом во внутрикорпоративную деятельность партнерства могут быть введены лица, не являющиеся участниками общества, не поименованные в ЕГРЮЛ, но являющиеся участниками соглашения об управлении партнёрством (конфиденциальные участники). При этом следует отметить, что в отношении данных участников практически нет режима законного регулирования их прав и обязанностей, их статус определяется только договорным регулированием - соглашением об управлении партнерством. При этом, даже реестр участников, который партнерство обязано вести, не содержит какой-либо информации о таких лицах.

В-пятых, введены ограничения по количеству участников. Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, партнерство подлежит либо реорганизации, либо ликвидации в порядке, установленном Законом. Особенностью реорганизации партнерства является то, что оно может быть реорганизовано только в форме преобразования в акционерное общество. Эта императивная норма закреплена в ст. 24 Закона.

Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников партнерства превысит установленный настоящей частью предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число участников партнерства не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации в порядке, установленном Законом.

В-шестых, особенностями регулирования ответственности хозяйственного партнерства, отличающего его, к примеру, от обществ с ограниченной ответственностью, являются два момента:

  • - возможность исполнения участниками партнерства обязательства перед кредиторами хозяйственного партнерства, если встает вопрос об обращении взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ч. 4 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах);
  • - возможность предусмотреть в договоре с кредиторами-предпринимателями условие о полном или частичном прекращении обязательств хозяйственного партнерства перед ними при наступлении определенных условий, указанных в таком договоре (ч. 3 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах).

Последнее правило может вступить в противоречие с принципом недопустимости ограничения ответственности по обязательствам (п. 1 ст. 400 ГК РФ). В этой норме установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи ограничения (но не исключения полностью) права на полное возмещение убытков по определенным обязательствам или возникших из определенного рода деятельности. В то же время рассматриваемая норма Закона о хозяйственных партнерствах формулирует данное правило без каких-либо ограничений по видам обязательств или деятельности.

В-седьмых, Закон о партнерствах допускает возможность исключения участника из партнерства в случае, если участник нарушает свои обязанности, возложенные на него законом или соглашением об управлении партнерством, либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет. Это положение совпадает со ст. 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Однако Закон о партнерствах допускает исключение не только в судебном, но и во внесудебном порядке по единогласному решению остальных участников партнерства только в случае, если участник партнерства не исполняет в установленный срок обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал вклада (части вклада). Решение об исключении из партнерства может быть обжаловано исключенным участником в суд.

С 1 июля 2012 года вступает в силу Федеральный закон № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», принятый 3 декабря 2011 года (далее по тексту –Закон ), в соответствии с которым в России создается новая организационно-правовая форма юридических лиц – хозяйственное партнерство. Одновременно с данным Законом вступят в силу изменения в статью 50 Гражданского кодекса РФ о включении хозяйственных партнерств в закрытый перечень форм коммерческих организаций.

Хозяйственным партнерством (далее - партнерство ) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Анализ положений Закона показывает, что по ряду признаков партнерство сходно с хозяйственными товариществами и обществами, прежде всего с ООО. Так, партнерство вправе заниматься любыми виды деятельности, не запрещенными федеральным законом (а не только инновационной деятельностью, как предлагалось при разработке Закона). Однако есть и существенные отличия: партнерству запрещено выпускать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, а также размещать рекламу своей деятельности, что делает невыгодным использование данной формы в определенных сферах бизнеса (например, в консалтинге). Партнерство не может быть учредителем и участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций. Кроме того, Правительством России могут быть установлены нормативы собственных средств для партнерств, которые осуществляют определенные виды деятельности. Партнерство может быть создано только путем его учреждения; реорганизация уже существующего юридического лица в партнерство Законом не допускается. Минимальный размер складочного капитала партнерства не ограничен. В складочный капитал может быть внесено любое имущество, кроме ценных бумаг (внесены могут быть только облигации, определенныеорганом исполнительной власти в сфере финансовых рынков). Денежная оценка имущества, вносимого в складочный капитал, утверждается единогласным решением участников партнерства. При этом привлечение оценщика не требуется, даже если вклад вносится не денежными средствами, а иным имуществом независимо от его размера. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников, а участники в свою очередь не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов.Кроме того, участники партнерства или один из них вправе исполнить обязательство партнерства перед его кредиторами в случае, если возникает угроза обращения взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. К участникам, исполнившим обязательство, переходит право требования к партнерству.

Участники партнерства

Участниками партнерства могут быть как граждане, так и юридические лица. Но в отличие от акционерных обществ и ООО, партнерство не может быть учреждено 1 лицом. Если в партнерстве останется единственный участник или их станет более 50, партнерство должно быть преобразовано в акционерное общество или ликвидировано. Участники партнерства имеют практически те же права и обязанности, что и участники ООО: право участвовать в управлении партнерством, получать информацию о его деятельности и получать часть имущества после ликвидации, обязанность внести вклад в складочный капитал. Также как и участники ООО, участники партнерства вправе отчуждать свою долю с соблюдением преимущественного права покупки других участников и партнерства. Однако залог доли возможен лишь в том случае, если это прямо допускается соглашением об управлении партнерством. Сделка по отчуждению доли должна быть совершена в нотариальной форме, в противном случае она является недействительной. К приобретателю доли переходят в соответствующей части права и обязанности участника, передавшего долю, и приобретатель доли присоединяется к соглашению об управлении партнерством.

Соглашение об управлении партнерством

В соответствии со статьей 9 Закона единственным учредительным документом партнерства является устав. Однако гораздо более важное значение в управлении партнерством имеет другой документ – соглашение об управлении партнерством , которое заключается в письменной форме при учреждении партнерства, подлежит обязательному нотариальному удостоверению и хранится у нотариуса по месту нахождения партнерства. Государственная регистрация соглашения не требуется. Помимо участников партнерства, для которых заключение соглашения обязательно, в соглашении могут участвовать лица, не являющиеся участниками партнерства, а также само партнерство, если это допускается уставом (п. 2 ст. 6 Закона). Соглашение может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. К примеру, соглашением могут быть предусмотрены ограничения (включая полный запрет) на отчуждение доли, установлен порядок выхода из партнерства, ограничено право участников соглашения на финансовое, трудовое и иное участие в деятельности других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение определенного срока, право участников партнерства требовать продажи другими участниками своей доли в партнерстве заранее определенным лицам. Соглашение об управлении, не являясь формально учредительным документом партнерства, фактически призвано выполнять его функции. Без соглашения партнерство просто не сможет осуществлять свою деятельность, поскольку почти все внутренние отношения в партнерстве (размер, сроки порядок внесения вкладов участников, структура органов управления и их полномочия, порядок и сроки осуществления правил исполнения обязанностей участников и иных лиц) должны регулироваться именно этим документом. При этом соглашение не подлежит регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, а его содержание не раскрывается для лиц, в нем не участвующих. Более того, Закон прямо требует включать в соглашение условия о конфиденциальности информации о содержании деятельности партнерства и об участии в нем. Каким же образом заинтересованные лица могут узнать о содержании соглашения? Третьи лица, в том числе кредиторы и контрагенты партнерства по сделкам, могут получить сведения о содержании соглашения от единоличного исполнительного органа партнерства, который предоставляет кредиторам и другим лицам, вступающим в отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения, в том числе о полномочиях органов управления (ст. 6 Закона). Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи согласия на ознакомление с соглашением, причем подпись генерального директора на таком согласии должна быть засвидетельствована нотариально. Представляется, что на практике вопрос будет решаться проще: заинтересованные лица будут получать копии соглашения от органов управления партнерства, а не знакомиться с ним в помещении нотариальной конторы. Такая «закрытость» соглашения об управлении партнерством вызывает обоснованные опасения многих юристов. Установленный Законом запрет участникам соглашения ссылаться на его положения в отношениях с третьими лицами не решает проблему в полной мере. Участники гражданского оборота, вступая в отношения с партнерством, не смогут свободно ознакомиться с главным документом, регулирующим его деятельность, а значит и не в состоянии будут адекватно оценить собственные риски от такого сотрудничества. Это особенно важно, поскольку в силу статьи 6 Закона нарушение соглашения может являться основанием для признания судом недействительными решений органов управления партнерства (опять же в случаях предусмотренных самим соглашением).

Управление деятельностью партнерства

Система, структура, полномочия и порядок образования и деятельности органов управления партнерства определяются соглашением об управлении партнерством. Закон требует обязательного создания в партнерстве только единоличного исполнительного органа (генерального директора или президента), который избирается только из участников партнерства – физических лиц и действует от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами. Образование других органов управления, их компетенция и порядок осуществления ими деятельности определяется в соглашении об управлении. Даже проведение общего собрания участников, без которого невозможна деятельность ООО и акционерных обществ, для партнерства не обязательно, хотя и может быть предусмотрено в соглашении (например, если в управлении партнерством не участвуют иные лица). Закон предусматривает право участника на участие в управлении партнерством и запрещает устранение всех участников от управления деятельностью партнерства. Однако фактически реализация данного права может быть сведена к минимуму, поскольку порядок такого участия устанавливается соглашением, которое может определять, что участие в управлении партнерством и распределении прибыли осуществляется непропорционально размеру долей участников в складочном капитале. При этом так называемые «иные лица», участвующие в управлении партнерством, не несут никаких обязанностей ни перед партнерством, ни перед его участниками, не участвуют в формировании складочного капитала партнерства, а их ответственность может быть исключена соглашением об управлении. Таким образом, правовая конструкция хозяйственных партнерств сочетает в себе практически неограниченную свободу организации внутреннего управления юридическим лицом и одновременно почти полное отсутствие ответственности для лиц, управляющих партнерством. Многие ученые и практикующие юристы справедливо отмечают, что непрозрачность процессов управления партнерством может создать прямую угрозу интересам кредиторов партнерства и стабильности гражданского оборота в целом. Совет по кодификации гражданского законодательства в заключении на проект Закона указал, что одновременное участие в партнерстве его участников, самого партнерства и иных лиц «создает сложную, запутанную систему правовых связей между этими лицами и почву для споров, а при желании – и для злоупотреблений». Оправдаются ли эти опасения – покажет время и практика. Вера Рябова – юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group

С 1 июля этого года вступает в силу новая редакция п. 2 ст. 50 ГК РФ и Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Теперь юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных партнерств.

Зачем ввели новую ОПФ

Еще когда закон о хозяйственных партнерствах был законопроектом, в пояснительной записке к нему было сказано: «ни одна из существующих организационно-правовых форм не соответствует специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной – особо рисковой) деятельности, а также международным стандартам их осуществления» .

Организационно-правовая форма (ОПФ) в виде хозяйственного партнерства по своей сути находится между хозяйственным товариществом и хозяйственным обществом. Цель создания такой ОПФ – защитить договорные условия хозяйственных отношений между собственниками бизнеса (в том числе инвесторами), обеспечить баланс интересов собственников бизнеса в зависимости от степени их реального участия в этом бизнесе. В соглашении об управлении хозяйственным партнерством стороны могут свободно распределить между собой права и обязанности, прибыль и расходы как угодно.

В соглашении об управлении могут участвовать не только владельцы бизнеса, но и третьи лица, например, сотрудники. Соответственно, такая форма ведения бизнеса является стимулом для плодотворной совместной работы и мотивации сотрудников, которые, будучи участниками соглашения, имеют право на дивиденды. В соглашении можно предусмотреть, что в случае увольнения сотрудник теряет свою долю в партнерстве.

Преимуществами хозяйственного партнерства являются возможность гибкого регулирования отношений с инвесторами и партнерами, общее правило об отсутствии требований к уставному капиталу и величине чистых активов, а также специальные правила о защите интеллектуальной собственности хозяйственного партнерства от взысканий.

Хозяйственные партнерства могут быть востребованы в консалтинговых, бухгалтерских, юридических, аудиторских фирмах, в IT -отрасли. Хозяйственные партнерства нужны для инвестиций в start - up (в русской транскрипции - стартап), когда инвестор вкладывает деньги не только в проект, но и в специалистов, создающих интеллектуальный продукт и заинтересованных в его продвижении и выпуске новых версий, образцов, совершенствовании технологии. Интерес инвестора заключается в росте капитализации компании с целью ее перепродажи в дальнейшем.

Правовые вопросы создания и деятельности хозяйственного партнерства

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, управляют которой участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением о партнерстве (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 № 380-ФЗ, далее – Закон № 380-ФЗ). Участниками партнерства могут быть граждане и юридические лица, их не может быть менее 2-х и более 50-ти. Фирменное наименование партнерства должно содержать слова «хозяйственное партнерство» . Предмет и цели деятельности партнерства оговариваются его уставом и соглашением об управлении партнерством.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. В решении отражаются следующие вопросы (п.2 ст. 8 Закона № 380-ФЗ):

Учреждение партнерства;

Заключение соглашения об управлении партнерством;

Избрание органов управления партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства (генеральный директор, президент и другие) избирается из числа участников партнерства в порядке и на срок, определяемый уставом.

При учреждении партнерства утверждается его аудитор (аудиторская организация или индивидуальный аудитор). Учредительным документом является устав. Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законом о госрегистрации (от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Устав партнерства является публичным документом и должен предоставляться для ознакомления любому третьему лицу, а соглашение о партнерстве разглашается только с согласия исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке. Соглашение об управлении партнерством, все изменения и дополнения к нему должны быть удостоверены нотариусом и храниться у нотариуса. На госрегистрацию предоставляется только устав.

Законом № 380-ФЗ предусмотрены следующие ограничения прав партнерства в виде запретов:

На эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

На учреждение юридических лиц или участие в них (за исключением союзов и ассоциаций).

Обратите внимание! По мнению разработчиков закона, запрет на рекламу не запрещает представлять деятельность хозяйственного партнерства конкретным инвесторам или определенному кругу лиц.

Кроме этого, права хозяйственного партнерства могут быть ограничены уставом партнерства или соглашением об управлении партнерством. Например, соглашением об управлении может быть ограничено право на выход из состава партнерства. Виды деятельности партнерства также ограничены предметом и целями деятельности, закрепленными в уставе и соглашении об управлении (п. 3 ст. 2 Закона № 380-ФЗ).

Соглашением об управлении партнерством могут регулироваться не только права и обязанности его членов, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства. Хозяйственное партнерство само может быть стороной в соглашении об управлении этим же партнерством.

Права и обязанности участника партнерства, закрепленные в соглашении об управлении, при выходе из состава партнерства передаются новому участнику в соответствии со специальным договором. Этот договор заключается между приобретателем доли в складочном капитале партнерства и участниками партнерства.

Участник партнерства в следующих случаях может быть исключен из партнерства только в судебном порядке:

Участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Законом № 380-ФЗ или соглашением об управлении партнерством;

Своими действиями (бездействием) участник делает невозможным деятельность партнерства или существенно ее затрудняет.

Во внесудебном порядке исключение из хозяйственного партнерства допускается по единогласному решению остальных участников партнерства и только в случае невнесения участником вклада (части вклада) в складочный капитал партнерства.

Решение об исключении может быть обжаловано участником в суд (п. 2 ст. 7 Закона № 380-ФЗ).

Ответственность в партнерстве

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Если при недостаточности имущества партнерства требуется обращение взыскания на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства от его именимогут быть исполнены участником (участниками) партнерства с правом регрессного иска к нему.

Устав партнерства

В уставе партнерства должны содержаться следующие положения (п. 2 ст. 9 Закона № 380-ФЗ):

Полное фирменное наименование партнерства;

Цели и виды деятельности;

Место нахождения;

Общий размер и состав складочного капитала;

Порядок хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

Наличие или отсутствие в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или неучастии самого партнерства в соглашении об управлении;

Порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

Изменения в устав вносятся только по единогласному решению участников партнерства. Внесенные в устав изменения подлежат госрегистрации в установленном порядке.

Соглашение об управлении партнерством

Обязательные нормы соглашения об управлении партнерством предусмотрены п. 6 ст. 6 Закона № 380-ФЗ.

Соглашение содержит:

Сведения о предмете деятельности партнерства;

Условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале;

Условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал;

Условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности;

Ответственность участников за нарушение конфиденциальности;

Порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения.

Кроме этого, пунктом 7 ст. 6 Закона № 380-ФЗ установлены положения, которые могут быть включены в соглашение об управлении.

Складочный капитал партнерства

Законом № 380-ФЗ не регулируются размер складочного капитала и сроки его формирования. Порядок внесения вкладов в складочный капитал партнерства устанавливается соглашением об управлении партнерством. Каждый участник партнерства обязан внести вклад. Вклад может осуществляться деньгами, другими вещами, имущественными правами или иными правами, имеющими денежную оценку. Соглашением может быть предусмотрено последовательное внесение участниками вкладов.

Денежная оценка неденежных вкладов (либо назначение оценщика) утверждается единогласным решением всех участников партнерства. При недостижении согласия вклады вносятся в денежной форме.

Вкладом в хозяйственное партнерство не могут быть ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Такие облигации должны отвечать требованиям, установленным приказом ФСФР от 19.04.2012 № 12-26/пз-н (зарегистрирован в Минюсте 09.06.2012). Это – облигации, срок погашения которых не наступил, и которые соответствуют хотя бы одному из следующих требований:

1) облигации включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой биржеили ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;

2) облигации хозяйственного общества, номинальная стоимость которых в совокупности с номинальной стоимостью иных размещенных и находящихся в обращении облигаций того же хозяйственного общества не превышает размер его уставного капитала;

3) облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.

К партнерству переходит доля участника партнерства (п.п. 5 и 6 ст. 11 Закона № 380-ФЗ):

Вышедшего из партнерства путем отказа от участия в партнерстве;

Исключенного из партнерства.

Партнерство вправе приобретать и отчуждать доли в своем складочном капитале без каких-либо ограничений, за исключением случаев, когда соглашением об управлении партнерством установлены такие ограничения или запрет (п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона № 380-ФЗ).

Реестр партнерства

Партнерство ведет реестр участников с указанием сведений:

О каждом участнике, размере его доли в складочном капитале и внесении им вклада;

О размерах долей, принадлежащих партнерству, датах их перехода к партнерству или приобретения партнерством.

Сведения о составе участников партнерства вносятся в ЕГРЮЛ. Сведения о долях участников, их размере и стоимости в ЕГРЮЛ не отражаются.

Реорганизация партнерства

Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество.

Глоссарий

Венчурные предприятия, фирмы (от англ. venture рискованное предприятие)– небольшие предприятия, фирмы, занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений, технологических новшеств.

Венчурное финансирование – финансирование, сопряженное с повышенным риском. Венчурный финансовый капитал обычно вкладывается в новую технику, технологию, освоение новых производств.

Венчурные операции денежные операции и операции с ценными бумагами, связанные с кредитованием и финансированием технических нововведений, научных исследований и разработок, внедрения изобретений и открытий.

[Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)]