Хард скилл. Hard или soft skills: что важнее для менеджера? Есть soft skills, а что же такое hard skills

HR-ы не раз сталкивалась с ситуацией: нанимают отличного кандидата, профессионала в своей области, который был успешен на предыдущем месте работы, выполнял KPI и имеет хорошие рекомендации бывших руководителей. Выходит на работу в вашу компанию и не даёт ожидаемого результата. В чем проблема?

Дипломы, сертификаты и опыт, конечно являются важными при принятии решения о кандидате, но уровень развития умственных навыков, которые являются более социальными, чем технические, сейчас переходят в более востребованные характеристики рабочей силы. В сегодняшних тенденциях, уровень развития Soft skills имеет преимущественное значение, чем узкие технические (технологические) навыки Hard skills. Т.к. обучить Hard skills менее затратно и быстрее, чем привить и отработать Soft skills.

Вот, в примере выше, как раз и сыграли эти soft skills злую шутку.

Справка:

Soft skills - навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К софт скиллз относятся навыкам по коммуникациям, работе в команде, управлению временем, менеджменту, проведению презентаций, продажам, лидерству, личному развитию, самомотивации и т. д. Это навыки, которые помогают людям находить оптимальные решения в широком спектре задач, не описанных ни в пошаговых, ни в должностных инструкциях. Именно эти навыки сотрудник применяет в большей части рабочего времени.

Hard skills - технические навыки или навыки, которые можно наглядно продемонстрировать. К этой категории относятся например знание технологии, госты и стандарты, ремонт оборудования и т. д.

Топ десять лучших Soft Skills навыков, востребованных на рынке труда:

1. Коммуникационные навыки.

Это больше, чем просто говорить на понятном языке. Коммуникационные навыки включают связанную конструктивную речь, четкое изложение мыслей, активное слушание, презентацию, а также хорошие навыки делового письма. Одним из наиболее востребованных навыков общения является способность объяснять узкие технические характеристики партнерам, клиентам и сотрудникам, которые не обладают технологическими знаниями.


1. Наблюдение за поведением на собеседовании.

3. Кейсы по оценке коммуникабельности.
4. Тесты-опросники на определение типа личности.
5. Деловые игры.

2. Компьютерная и техническая грамотность.

Почти все рабочие места в настоящее время требуют продвинутых компетенций в компьютерном программном обеспечении, но еще очень многие соискатели не умеют работать с ПК и со специализированным ПО.

Как определить уровень навыка:
1. Компьютерные тесты
2. Выполнение тестовых заданий.

3. Межличностные навыки.

Способность работать в команде, общаться с людьми и управлять конфликтами - это ценный актив на рабочем месте. Это умение очень важно, чтобы ваши сотрудники росли и строили карьеру, т.к. способность управлять сотрудниками (лидерство) становится еще более важным навыком.

Как определить уровень навыка:

2. Открытое собеседование с отобранными кандидатами.

4. Адаптивность.

Не стоит недооценивать способность адаптироваться к изменениям и управлять несколькими задачами. В современной технологической и быстро развивающейся деловой среде важна способность подбирать новые технологии и приспосабливаться к изменяющимся условиям бизнеса.

Как определить уровень навыка:
1. Собеседование по проективным вопросам.
2. Ситуационное интервью.

5. Навыки исследования.

С помощью Google или Яндекса можно легко найти ответы на общие вопросы. Тем не менее, компании ищут сотрудников, которые умеют оценивать и анализировать ситуации, могут искать множество перспектив и собирать более уникальную информацию.

Как определить уровень навыка:
1. Ситуационное интервью

6. Навыки управления проектами.

Организация, планирование и эффективное выполнение проектов и задач - это очень эффективный навык. Сейчас это отдельная категория профессионалов.
Но в настоящее время российские компании еще не нанимают менеджеров по проектам, потому что они ожидают, что все их сотрудники должны обладать этим навыком.

Как определить уровень навыка:
1. Тесты-опросники.
2. Собеседование по методу «кейса».

7. Умение решать проблемы.

Способность использовать креативность, анализ ситуации, перспективное видение исходов, прошлый опыт, информацию и доступные ресурсы для решения проблем привлекает работодателей тем, что она экономит деньги и ресурсы в организации.

Как определить уровень навыка:
1. Поведенческое интервью по модели STAR.
2. Ситуационное интервью.
3. Собеседование по методу «кейса».

8. Экспертиза и совершенствования бизнес-процессов.

Задача номер один, которую каждая компания ставит перед сотрудниками, состоит в том, как сэкономить деньги и ресурсы. Оптимизация бизнес-процессов может сэкономить время и деньги компании.

Как определить уровень навыка:

1. Интервью по компетенциям (поведенческое интервью по модели STAR).
2. Деловые игры.
3. Ситуационное интервью.

9. Сильная трудовая этика.

Работодатели ищут сотрудников, которые способны выполнять работу профессионально, ответственны, надежны и могут делать работу в первый раз. Менеджеры и коллеги не имеют времени (а чаще желания) на ваше обучение или исправление вашей работы, поэтому это умение по умолчанию ожидается от всех сотрудников. Не заставляйте менеджера долго объяснять задачу или, рассказывать пошагово процесс решения задачи или тем более доделывать или переделывать вашу работу.

Как определить уровень навыка:

1. Интервью по компетенциям (поведенческое интервью по модели STAR)
2. Собеседование по методу «кейса».

10. Эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект - это очень популярный навык, который относится к вашим социальным навыкам, социальной осведомленности и способностям самоуправления. Эмоциональный интеллект обычно является чем-то, что проявляется в реальных взаимодействиях с коллегами, клиентами, с руководителем, чувством такта и своевременности реакции. Главное здесь то, что вы управляете эмоциями, а не они вами.

Как определить уровень навыка:
1. Самая распространенная методика определения EQ – это тесты-опросники.
2. Стресс собеседование.

«Большинство сделок на 50% состоит из эмоций и на 50% из экономических соображений». Инвестиционный банкир — Феликс Рохатин.

Исследования показали, что основную роль в успехе на различных местах работы играют не столько профессиональные специальные знания и навыки (hard skills), сколько мягкие навыки (soft skills).

Soft skills — навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К обучению софт скиллз относятся темы по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личному развитию и т. д. Именно эти навыки человек может использовать большую часть своей карьеры.

Hard skills — технические навыки или навыки, которые можно наглядно продемонстрировать. К этой категории относятся метод слепой печати, шитье по лекалам, компьютерная грамотность, управление автомобилем и т. д.

В свою книгу The Millionaire Mind («Ум миллионера») Томас Стэнли включил данные опроса 733 мультимиллионеров США. После просьбы расположить в порядке убывания факторы (всего 30), наиболее благоприятствовавшие успеху, в первой пятерке оказались следующие: ƒ
честность в отношениях со всеми; ƒ
высокая дисциплина; ƒ
умение ладить с людьми; ƒ
поддержка супруга(-и); ƒ
высокая трудоспособность.

Все факторы относятся к soft skills.

А вот наиболее часто упоминаемые навыки эффективных менеджеров:

1. Вербальная коммуникация (включая умение слушать).
2. Умение управлять временем и стрессом.
3. Способность принимать решения.
4. Выявление, определение и решение проблем.
5. Стимулирование и мотивация других лиц.
6. Делегирование полномочий.
7. Постановка целей и формулирование видения будущего организации.
8. Самоанализ.
9. Создание команды.
10. Управление конфликтами.

Итак, давайте разбираться.

Я не раз сталкивалась с ситуацией: нанимают хорошего кандидата, который был успешен на предыдущем месте работы, выполнял KPI, имеет хорошие рекомендации бывших руководителей. Выходит на работу в новую компанию и не даёт ожидаемого результата. Он не понимает, руководство не понимает, что же случилось.

Очень часто профессиональные результаты зависят не только от человека, но и от окружения, я его называю — инфраструктурой.

Например, важно понимать — это вы достигли результата или вы просто удачно встроились в работающую систему (инфраструктура) и очень чётко в неё встроились?
А вы сможете сами построить такую же инфраструктуру вокруг себя, если её не будет? Если нет, то вам стоит искать новое место работы похожее на предыдущее.

Для того, чтобы адекватно оценить свои возможности и компетенции от которых зависит ваш будущий успех, я рекомендую оценить — как у вас развиты мягкие навыки.

Если вы смелый человек — предложите оценить вас ваши друзьям и коллегам. Усредненный результат будет более объективный, чем ваша собственная оценка.

Упражнение, которое я рекомендую проделать дальше, важно делать не только, когда вы уже приняли решение и вам надо понять, что именно вы продаёте будущему работодателю и чего сами хотите, но и тогда, когда вы успешны и вам нужно создать собственную модель успеха. Чтобы иметь возможность закрепить эту модель и повторять её важные элементы в будущем.

Итак, нарисуйте колесо компетенций.

Представьте, что каждая область (компетенция), имеет с двух сторон границы — шкалы от 1 до 10.

Умение работать в команде.

Человек, способный работать в команде, должен обладать такими навыками:
1. Быстро «вживаться» в новый коллектив.
2. Работать на своем профессиональном участке в общем ритме.
3. Управлять эмоциями, не проявлять личных симпатий и антипатий.
4. Принимать чужую точку зрения и признавать собственные ошибки.
5. Делегировать полномочия.
6. Уметь как руководить, так и подчиняться в зависимости от целей, поставленных перед командой.
7. Смирять личные амбиции и оказывать помощь своим коллегам.

Проактивность.

Согласно представлению о проактивности психики человека, между воздействующими на человека раздражителями и его реакцией на эти раздражители лежит свободная независимая воля. То есть мы сами выбираем свою реакцию на те или иные воздействия. Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами, стимуляцией.

Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств.

Гибкость.

Умение находить компромиссы, варианты решений, принимать изменяющиеся условия и быстро адаптироваться к ним. Гибкий человек легко адаптируется к любым изменениям, иногда даже сам провоцирует их. Таким людям легче начинать поиск работы и уходить с предыдущего места, их не пугает новое.

Коммуникабельность.

В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу.

Одна из черт успешного взаимодействия - это непредубежденность в отношении чужих взглядов.

Целеустремленность.

Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает чего хочет, куда идет и за что борется. Целеустремленный — направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного.

Концентрация внимания.

Умение фокусироваться на достижении цели, держать в голове результат, помнить о нём и направлять все свои усилия на его достижение.
Ещё некоторое время назад в работниках было востребовано качество — многозадачность. Однако, последние исследования говорят о том, что чем чаще человек переключается между разными задачами и типами деятельности, тем менее эффективным он становится.
Концентрация внимания, фокусировка — это умение отделять важное от второстепенного и удерживать внимание на цели на протяжении времени.

Внутренняя референция.

В данном контексте я имела ввиду навык, который позволяет доверять своему внутреннему голосу, ориентироваться на интуицию. Ведь весь ваш опыт и знания становятся частью механизма под названием интуиция. И то, насколько вы научились ей пользоваться говорит о том, насколько вы доверяете себе и не не подвержены внешнему влиянию, насколько вы подвержены манипуляциям.

Противоположность внутренней референции — внешняя референция — необходимость стороннего мнения для принятия решения, зависимость от того, что скажут и подумают другие.

Принятие решений.

Под принятием решений понимается процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. В данном контексте, так же имеется ввиду способность брать на себя ответственность за последствия принятых решений.

Управление временем.

Управление временем - это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов. Изначально управление приписывалось только бизнесу или трудовой деятельности, но со временем термин расширился, включив личную деятельность с таким же основанием.

В более мягкой формулировке можно сказать, что это навык планирования времени и соблюдения внешних временных обязательств.

Социальная чуткость.

Социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам. Чуткость вместе с тем - это и тактичное отношение к самолюбию, гордости и достоинству других людей. Чуткость несовместима с высокомерием, чванством, грубостью, нетерпимостью, недоверием к людям.

Управление отношениями.

Составляющая часть Эмоционального интеллекта. Здесь имеется ввиду как способность чувствовать переживания и эмоции других людей, адекватная реакция на них, управление собственными эмоциями и уместное их проявление.

Пожалуй, самый характерный признак человека с высоким эмоциональным интеллектом - доброжелательность. Он умеет контролировать негативные эмоции, что позволяет избегать конфликтов, обзаводиться полезными контактами и производить приятное впечатление на окружающих.

Личное развитие.

Личностное развитие, рост и развитие личности — самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком.

Не всегда понятно, что с человеком происходило — был ли это собственно рост, было это развитие, трансформация или формирование, но в некоторых случаях можно сказать: личностное развитие произошло. Имеется в виду, что произошло укрепление стержня и увеличение потенциала личности, способности человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.

В данном контексте имеется ввиду стремление и способность человека к личному развитию.

Мотивация себя и других.

Высокий уровень самомотивации, у такого челвоека есть самостоятельно выработанная система ценностей, установки, которые он осознает и которым следует. Он прекрасно знает, почему ведет себя так или иначе в различных ситуациях, четко понимает мотивы других людей, что делает его практически неуязвимым для манипуляторов. На окружающих такие люди оказывают магнетическое воздействие, поскольку излучают оптимизм и способны погасить любой конфликт.

Посмотрите на получившийся портрет. На основании полученных данных вы можете:
— составить карту развития,
— оценить на какую работу вы можете претендовать сейчас, где ваши сильные стороны, а что стоит развивать.
Что делать с этой информацией дальше?

Попробуйте так же выделить компетенции, которые необходимы работодателю на той позиции, которая вас интересует. Сопоставьте две картины, подумайте, как вы можете себя преподнести наилучшим образом на ту позицию, которая вам интересна.

В статье использованы материалы статьи Ирины Марецкой «Навыки эффективных менеджеров», материал статей википедии, сайта психологос.

Если Вы хотите более подробно исследовать свои компетенции — обратите внимание на

В поддержку ваших возможностей,
карьерный советник

Будь вы хоть семи пядей во лбу - без определенных навыков общения и работы в команде путь в начальники закрыт. Что такое soft skills? Можно ли этому научиться? И почему фирмы настоятельно требуют их от своих сотрудников?

Покорить работодателя? Запросто!

Представьте себе такую ситуацию: на одну и ту же должность претендуют несколько кандидатов. Квалификация у них практически одинаковая - блестящее образование, опыт работы за рубежом, прекрасные рекомендации. Что делать? Кого же все-таки выбрать? В таких случаях решающим фактором в пользу того или иного претендента становятся soft skills или так называемые "мягкие навыки" - так это словосочетание дословно переводится с английского.

Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

Soft skills - это коммуникативные и управленческие таланты. К ним относятся умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации, находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство - в общем, те качества и навыки, которые можно было бы назвать общечеловеческими, а не те, который присущи людям определенной профессии.

Встает вопрос: что важнее - hard skills ("твердые навыки"), под которыми понимаются профессиональные знания, или soft skills, то есть умение общаться и работать в команде? Они, по меньшей мере, равнозначны, считает эксперт по вопросам рекрутинга и кадровой политики Беттина Бартковяк (Bettina Bartkowiak).

"Чем выше должность, тем бóльшую роль играют социальные навыки, в то время как профессиональные знания отходят на второй план. Объясняется это тем, что у людей, занимающих высокие посты, как правило, хватает сотрудников, которые консультируют их по всевозможным вопросам. Для начальника же главное - уметь принять правильное решение, мотивировать сотрудников и успешно лоббировать свои идеи", - поясняет специалист.

Даешь командный дух!

Что же хотят видеть работодатели в своих сотрудниках прежде всего? "Одним из основных требований к соискателям сегодня является способность работать в команде, - рассказывает Беттина Бартковяк. - Это связано с тем, что часто рабочий процесс носит характер проекта, в котором принимают участие несколько человек".

Очень часто в объявлениях о вакансиях, по словам эксперта, можно найти и такое требование как "гибкость". "Оно подразумевает способность быстро перестраиваться согласно изменившимся обстоятельствам и устойчивость к нагрузкам, - поясняет специалист. - Например, работодатель ожидает, что его подчиненный без вопросов готов задержаться после работы на часок-другой, если нужно выполнить срочное задание".

В остальном список soft skills часто зависит от конкретной должности и сферы деятельности. Возьмем, к примеру, информатику. Казалось бы: сиди себе перед компьютером и работай. Но нет же, даже в этой области в двух третьих объявлений о работе требуется кандидат с командным духом, а в каждой второй вакансии черным по белому прописано: "Потенциальный сотрудник должен обладать коммуникативными талантами".

А что, если характер такой?

Большинство вузов Германии осознали необходимость готовить своих выпускников к сложившейся ситуации на рынке труда. Так, в учебные программы 80 процентов немецких университетов включены семинары и тренинги по приобретению soft skills или, как их еще называют, "ключевых компетенций". Однако напрашивается вопрос: можно ли этому научиться или soft skills - это все же вопрос характера и темперамента?

"Социальные навыки не являются постоянной величиной. Возьмем, к примеру, ребенка в возрасте сначала 2-х, потом 10-ти и наконец 15-ти лет. Мы видим, что его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми год от года растет. Следовательно, этому можно научиться. Многие вещи - скажем, блестящая презентация - это результат тренировок и упорного труда", - уверен Хельмут Вагнер (Helmut Wagner), декан факультета Studium Generale Мюнхенской высшей школы прикладных наук. Именно на таких факультетах чаще всего предлагаются семинары и тренинги по развитию коммуникативных и социальных навыков.

К примеру, Мюнхенская высшая школа предлагает семинары по организации проектов и менеджменту информации. "Наши студенты учатся тому, как успешно общаться и разрешать конфликты. Есть семинары по развитию креативности и многое другое", - рассказывает профессор Вагнер.

Мягкий и пушистый, но с твердой рукой

Однако "мягкие навыки" не следует путать с "мягким характером" или "мягкотелостью", отмечает Беттина Бартковяк. К примеру, умение добиваться поставленных целей и "внедрять" свои идеи требует твердости характера. По словам эксперта, тот факт, что компании ожидают наличие soft skills у своих соискателей, свидетельствует о том, что они не хотят видеть в своих рядах узколобых специалистов.

В современном мире главное - информация, а само по себе владение какими-то знаниями - статично, ведь они могут быстро устареть. Гораздо важнее - уметь добыть нужную информацию в нужный момент. Достойно ответить этому жесткому требованию рынка вы сможете, овладев "мягкими навыками" - soft skills.

Контекст

Как выбрать бизнес-школу?

В мире существует пять тысяч программ MBA. Как выбрать "свою" школу бизнеса? А главное где - в Европе или в США? Представители международных школ управления и будущие участники программ MBA дают рекомендации. (08.10.2009)

Все навыки делятся на две большие группы: hard skills (“твердые” навыки) и soft skills (“мягкие” навыки).

К hard skills относят профессиональные, технические навыки, которые легко поддаются наблюдению, измерению и наглядной демонстрации. К этой категории относятся, например, навык слепой печати, владение английским языком, управление автомобилем и т.д. Понятие “hard skills” соответствует техническим или административным процедурам, которые присутствуют в деятельности компании (программирование, работа с оборудованием, управление процессами и т.п.).

Напротив, soft skills - это навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К данной группе относятся коммуникативные и управленческие навыки, например: установление отношений, работа в команде, слушание и понимание собеседника, проведение переговоров, навыки убеждения, ораторское искусство, проведение презентаций, ведение дискуссий, решение проблем, принятие решений, лидерство, обучение других, мотивирование, создание эффективных команд с учетом культурных различий, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Понятие “soft skills” связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой, то есть “мягкие” (по-другому - “социальные”) навыки в равной степени необходимы как для повседневной жизни, так и для работы. Действительно, лидеры на всех уровнях всегда сильно опираются на социальные навыки, будь то демонстрация на собственном примере или создание команд, делегирование полномочий или разрешение конфликтных ситуаций, наставничество, коучинг или мотивация, что подтверждается результатами многочисленных исследований.

Так, результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете (Harvard University) и Стенфордском Исследовательском Институте (Stanford Research Institute) говорят о том, что вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85%.

Возможно, такой результат покажется удивительным, но не следует забывать, что бизнес всегда связан с социумом и включает установление контактов и общение с людьми, а также позиционирование себя и компании в наиболее “выгодном свете” и убедительной форме. А для этого как раз нужны “мягкие” навыки. С другой стороны, soft skills является способом выражения hard skills.

Определяя круг навыков, необходимых менеджерам для процветания компании, нельзя оставить без внимания психологическую концепцию эмоционального интеллекта, предложенную в 1990 г. П. Сэловеем, Дж. Майером и Д. Карузо. В соответствии с которой, эмоциональный интеллект (EQ) определяется как группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект включает четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управление отношениями. На Западе концепция “Эмоционального интеллекта” пользуется большой популярностью, хотя есть мнение, что с научной точки зрения в концепции нет содержания, отличного от принятых ранее в психологии понятий коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности

Таким образом, некоторые специалисты считают, что понятие “эмоциональный интеллект” есть альтернативное название для навыков общения. Хотя, с точки зрения определения “мягких” навыков, представленного нами ранее, эмоциональный интеллект отличается от soft skills, как минимум, наличием такой составляющей, как “самосознание”. А навыки, входящие в составляющую EQ “управление отношениями” полностью попадают в категорию soft skills.

Исследования, проведенные в рамках разработки концепции эмоционального интеллекта, свидетельствуют о том, что факторы эмоционального интеллекта во многом совпадают с “мягкими” навыками. Например, в результате исследования Д. Гоулмана и его коллег, целью которого было определить, какие способности менеджеров обусловливают выдающиеся показатели работы компаний, было установлено, что исключительную успешность лидера определяет именно его интеллект, причем особенно важными являются когнитивные навыки - широта кругозора и способность к предвидению. При этом, чем более высокий уровень занимает менеджер в управлении компанией, тем более значительную роль играют способности, связанные с эмоциональным интеллектом, тогда как различия в функциональных навыках оказываются не столь важными. То есть, чем выше ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта заложено в фундамент его успеха.

Результаты этого исследования коррелируют с результатами другого исследования, проведенного Стенфордским исследовательским институтом (Stanford Research Institute) совместно с фондом Карнеги Мелона (Carnegie Melon Foundation), среди генеральных директоров (CEO) компаний из списка “Fortune 500″. Анализ результатов которого показал, что долговременный и стабильный успех руководителей компаний в работе на 75% определяется soft skills и только на 25% - hard skills. Таким образом, именно soft skills определяют в большей степени успех менеджера. В контексте того, какие дисциплины наиболее важны в программе подготовки менеджеров, заслуживает внимание мнение одного из гуру менеджмента, Генри Минцберга (Henry Mintzberg): “Такие дисциплины, как финансы, бухгалтерское дело и маркетинг, занимают непропорционально много времени за счет критически важных soft skills - лидерства, работы в команде, общения, нестандартного мышления, - именно тех навыков, которые отличают лучших от худших в мире менеджмента. И последствия такого подхода угрожающие - рынок переполнен дипломированными молодыми лидерами, у которых нет реальных лидерских качеств. Такая система, бесспорно, дисфункциональна”.

К hard - дисциплинам также можно отнести математическое моделирование, статистику, экономический и инвестиционный анализ, маркетинговое планирование, финансовый менеджмент и т.п. А к soft - дисциплинам : team-building (“Построение команд”), искусство презентации, лидерство и т.п. Провести четкую грань между hard и soft дисциплинами довольно сложно, так как многие курсы предполагают использование как “твердых”, так и “мягких” навыков (например, “Управление персоналом” - это не только планирование, должностные инструкции и бюджеты, но и коммуникации, психологические тесты и корпоративная культура). В программе курса “Управление проектами” также можно выделить hard и soft - сегменты .

И, наконец, главный, и довольно спорный вопрос, - можно ли обучить навыкам ?

Принято считать, что обучение коммуникативным и управленческим навыкам (soft skills) в рамках тренингов и мастер-классов на программах MBA и других курсах стабильно дает положительные результаты. Однако, как показывают исследования, навыки действительно быстро осваиваются, но малейшее отклонение от схемы, любой нерассмотренный вопрос, в действительности легко приводят участников в замешательство. Например, хорошо подготовленный менеджер по продажам, входя в дверь с надписью “директор” маниакально, как учили, уточняет: “кто у вас принимает решения? “. И таких примеров множество.

Обучение навыкам обычно строится на принципе разделения определенного навыка (например, продаж) на небольшие и конечные, функциональные операции (знакомство; презентация; активное слушание; вопросы и работа с возражениями; заключение сделки), что позволяет обучить, закрепить и продемонстрировать результат освоения навыка. Более сложные для освоения, управленческие навыки часто дробятся на группы: управление временем, делегирование полномочий, ведение переговоров, а группы, в свою очередь, делятся на конкретные действия: целеполагание, планирование, принятие решений, анализ, мотивация. Но использование “мягких” навыков на практике требует целостности и системности, понимания собственных и общих интересов, видения целого, умения использовать различные модели поведения, расставлять приоритеты и делать выбор. Эффективное использование soft skills предполагает не только умение видеть и различать цели и задачи, но и учитывать множественность решений и значение отдельных аспектов. Возникает противоречие, - обучение навыкам строится по принципу дробности, а бизнес требует системности и целостности.

С другой стороны, легко обнаружить, что принцип разделения навыка на отдельные операции (процессы), наилучшим образом подходит для обучения конкретным профессиональным и производственным навыкам, то есть hard skills в рамках индустриальной модели разделения труда (по - другому, в рамках модели конвейерного производства). То есть выполнению тех операций в деятельности компании, результат которых предсказуем и измерим, можно научить. Но принцип обучения профессиональным навыкам hard skills, базирующийся на жесткой норме и конечном разделении труда недостаточен для обучения коммуникативным и управленческим навыкам soft skills.

Каким же образом, в таком случае, осваивать soft skills?

Во-первых, нужно помнить, что навык - лишь путь, инструмент решения задач. Во-вторых, soft skills работают при определенных обстоятельствах. Как считают эксперты, ключевым условием обеспечения целостности в обучении “мягким” навыкам становится знание и понимание задач и контекста применения. То есть видение целого, постановка профессиональных и корпоративных целей обеспечат целостность в освоении и применении “мягких” навыков.

На тренингах мне часто задают вопрос, что такое и в чем между ними разница. «Порывшись» в интернете, я с удивлением обнаружил, что никто особенно не разграничил и не объяснил эти два понятия. Восполняю пробел.

Что такое Soft skills?

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки») позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п. Заметим, что ни одно из множества перечисленных выше умений не относится только к конкретной специальности. и только к ней.

Soft skills важны как в работе, так и в жизни. Большая часть навыков, используемых для достижения целей, – это Soft skills. При этом чем выше вы взбираетесь по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план. Ведь чем выше занимаемый пост, тем большее количество подчиненных и сотрудников могут проконсультировать вас по всевозможным вопросам. Поэтому 70% тренинговых программ и курсов ориентированы на освоение навыков из ряда Soft skills.

Где используются «твердые навыки» - hard skills?

Hard skills («хардскилз», англ. Hard skills - «твердые навыки») - технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью в области формализованных технологий: делопроизводство, логистика, метод слепой печати, управление автомобилем, программирование и т.п.

Так как данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.

Навыки из категории Hard skills просты для наблюдения в повседневной жизни. Например: пилот самолета, не задумываясь, расскажет последовательность действий по взлету и посадке. Его инструкции будут схематичны, конкретны и последовательны. При наличии практических занятий, человек, обучающийся навыку категории Hard skills, способен довести приобретенное умение до автоматизма и в дальнейшем применять его в повседневной практике, следуя четко установленной последовательности действий или «по шаблону».

В целом, программные курсы, направленные на выработку и «жестких», и «мягких» навыков, предполагают обязательное закрепление модели поведения в условиях ежедневного применения. Однако программы по формированию навыков Soft skills в обязательном порядке строятся по принципу последовательной отработки навыков при помощи упражнений и практических симуляций, заставляющих принимать самостоятельные решения. Только в этом случае они дают стабильный результат. А иначе малейшее отклонение от схемы, любой не рассмотренный в предложенной (готовой) модели вопрос мгновенно приводит обучающегося в замешательство.

Степень освоения навыков из категории Soft skills сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Поэтому стоит отметить, что применение Soft skills возможно только при условии умения использовать различные модели поведения, целостно понимать собственные и общие интересы, расставлять приоритеты и делать выбор. Результативное освоение навыков из данной категории всегда направлено на выработку способности видеть и различать множественность полутонов и вариантов ситуации.Итак, если подытожить вышесказанное и провести сравнительный анализ между навыками, то получится следующее:

HARD SKILLS: SOFT SKILLS:
◊ Компетентность
◊ Экспертиза
◊ Технические знания/квалификация
◊ Критичны в краткосрочной перспективе
◊ Развитие происходит быстрее
◊ С меньшим усилием и гарантированным результатом (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и др.)
◊ Практически не подвержены обратному развитию
◊ Компетенции
◊ Ценности
◊ Релевантный действиям поведенческий паттерн
◊ Критичны в долгосрочной перспективе
◊ Развитие происходит медленнее
◊ С большим усилием, достижение требуемого уровня не гарантировано («предел» компетенций, глубокая интеграция в структуре личности)
◊ В специфических условиях – подвержены обратному развитию