Городецкая роспись бутоны купавки розаны листья образец. Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников

В современной нам экосистеме нет суперхищников. Нам трудно представить себе животное длиной 14 метров и весом под 10 тонн, нападающее на травоядных животных сопоставимого размера. Именно таким был самый знаменитый хищник всех времен – тираннозавр. В изучении палеобиологии тираннозавров и других динозавров за последние годы были сделаны выдающиеся открытия. Каждый год описываются десятки новых видов динозавров. Эта книга – невероятно интересное и подлинно научное путешествие длиной 100 миллионов лет, от среднеюрского до конца мелового периода. В ней известный специалист по тираннозаврам Дэвид Хоун дает наиболее полное представление об эволюции и всех сторонах жизни этих удивительных древних рептилий и их современников в свете новейших палеонтологических исследований.

Книга:

Черепная коробка

<<< Назад
Вперед >>>

Черепная коробка

Двигаемся вглубь черепа: мозг целиком заключен внутри совокупности костей, называемой черепной коробкой, расположен примерно между глазами и почти подвешен внутри черепа. Поскольку мозг прилегает очень плотно к черепной коробке, ее внутренние размеры и форма эффективно отражают форму и размеры самого мозга. Слепок, сделанный с внутренней поверхности черепной коробки (или в наши дни 3D-сканирование), может продемонстрировать ряд важных особенностей, и мы знаем, как выглядел мозг тираннозавра по результатам сканирования черепа Сью . Такой снимок может отражать структуру внутреннего уха и, значит, позволяет установить даже типы звуков (высоко– или низкочастотные), на которые были настроены уши. К сожалению, для тираннозавров эта информация сейчас неизвестна, но имеется принципиальная возможность ее получить. Я бы ожидал, что тираннозавры в целом имели широкий слуховой диапазон: крупных интересовали бы высокочастотные звуки мелкой добычи и низкочастотные других тираннозавров, в то время как небольшие тираннозавры, возможно, в основном сосредотачивались бы на более высоких звуках, при этом низкие могли указывать на опасность, поэтому их все равно старались бы не пропустить.

Отдельные части мозга представлены у животных в строгом порядке, так что довольно легко определить, где они располагались и увеличены ли особо какие-либо конкретные области. Тираннозавр отличается увеличенной обонятельной луковицей и, следовательно, должен был обладать особенно хорошим нюхом, что, скорее всего, верно и для других тираннозавров. В черепной коробке имелись отверстия, через которые внутрь входили нервы и кровеносные сосуды, а сзади располагалось огромное отверстие для главного нервного ствола, отходящего от мозга к остальному телу. Под этим отверстием находился большой костяной шар на ножке, затылочный мыщелок, служивший местом сочленения черепа с остальным телом и являвшийся главным элементом, связывающим тело с головой.

Обычный и очень упрощенный способ оценки уровня интеллекта – сопоставлять размер мозга с размером тела. Чтобы управлять большим телом, требуется больший мозг, поэтому у более крупных животных мозг объемнее, чем у мелких, и если мозг больше, чем ожидается от животного данного размера, это может указывать на более умное животное (у человека, например, непропорционально большой мозг). Тираннозавры не являются исключением, так что вряд ли обладали исключительным интеллектом, но это не означает, что они были глупы. В конце концов огромное множество животных с мозгом сравнимого размера могут выполнять довольно трудные задания и демонстрировать сложное и впечатляющее поведение, такое как решение различных задач.

Переходим к мандибуле (совокупности костей, составляющих нижнюю челюсть): у древних тираннозавров она была довольно тонкой, но у поздних форм стала более прочной и высокой, как и череп. Это также должно было увеличивать способность данной части черепа выдерживать серьезные нагрузки при кусании. Зубные кости могут быть слегка вогнуты по верхнему краю и, вероятно, соответствуют немного выпуклому изгибу верхнечелюстной кости, и это, подобно кривым ножницам, призвано было выравнивать нагрузку во время работы челюстей. В ископаемых останках тираннозавров две стороны мандибулы часто встречаются отдельно, и они не соединены сросшимися передними частями зубных костей, как у многих других животных (включая человека), зубные кости также не срастались с костями в задней части мандибулы. Такое строение иногда приводит к предположению, что две стороны мандибулы могли немного расходиться, и что зубные кости могли выгибаться наружу относительно остальных челюстных костей. Это позволяло бы увеличивать раскрытие пасти и, таким образом, облегчить заглатывание крупных кусков пищи. Однако в реальности эти разнообразные кости должны были весьма крепко удерживаться вместе группами связок на концах зубных костей (следы прикрепления этих связок явственно видны на хорошо сохранившихся костях) и другими, расположенными глубже в пасти. Хотя, вероятно, имелся небольшой люфт, помогавший распределять усилие мощного укуса, эти кости не двигались по отдельности и форма челюсти не менялась.

Связки, соединяющие одни кости с другими, и сухожилия, крепящие мышцы к костям, оставляют на костях следы в местах своего прикрепления. Добавив к этим данным наши знания о конфигурации мышц у современных архозавров, возможно определить, где прикреплялись важнейшие группы мышц и каковы были их основные функции. С мышцами головы все вполне очевидно: несколько крупных групп мышц на тыльной части черепа смыкали челюсти и обеспечивали укус, а намного более слабая группа размыкала челюсти. Другие мышцы на задней части головы соединялись с шеей и позволяли голове изменять положение и ориентацию.

Несколько групп мышц соединяли мандибулу с остальным черепом, обеспечивая размыкание и смыкание челюстей. Те, которые шли от затылочной части черепа к задней части мандибулы, действовали как депрессоры, опускающие мышцы, открывая пасть. Мышцы способны только сокращаться, становясь короче (чтобы удлиниться, им нужно расслабиться, позволяя другой группе мышц выполнить работу по возвращению их в исходное состояние). Таким образом, соединение самого заднего конца челюсти и места позади точки ее сочленения с остальным черепом позволяет открыть пасть посредством сокращения. Поскольку это не требует большого усилия (мандибула также оттягивается книзу действием силы тяжести, так что, открывая челюсть, не приходится сильно напрягаться), здесь нужен сравнительно небольшой мускул. Вот почему – не то чтобы я советовал это пробовать – у животных вроде крокодилов и львов можно удерживать пасть в закрытом состоянии даже одной рукой, поскольку сила необходима для закрывания, а не для открывания пасти.

Мышцы, закрывающие челюсти, прикрепляются перед точкой сочленения и являются значительно более крупными и многочисленными, чем открывающие мускулы; связаны они могут быть с макушкой черепа или нёбом. Это придает серьезную мощь смыканию челюсти, и позднейшие тираннозавры с их буквально костедробительным укусом, несомненно, имели в этом месте весьма развитую мускулатуру. Однако, в отличие от млекопитающих, мышцы в основном проходили внутри черепа и прикреплялись также внутри. Так, если вы стискиваете зубы, у вас на щеках вздуваются напряженные мускулы, но у динозавров такого не происходило, разве местами могли выступать небольшие желваки. Также эта черта придает голове динозавра вид, отличный от головы млекопитающего.

Единственной свободно перемещающейся парой костей в черепе тираннозавра должны были быть гиоиды – подъязычные кости, которые не скреплены ни с какой другой костью тела. Насколько я знаю, они у тираннозавров пока не обнаружены. Обычно пара гиоидных костей срастается вместе в нечто, напоминающее по форме букву Y, и когда эти кости присутствуют в окаменелых останках (они редко сохраняются у ископаемых групп), то располагаются между зубными костями. У современных животных гиоиды функционируют как опора языка, но они могут быть тонкими и хрупкими, что, вероятно, объясняет, почему они до сих пор не найдены.

Мышцы – смыкатели челюсти не могут располагаться спереди головы, потому что они будут попадать в поле зрения, мешать функционированию глаз и носа и к тому же делать пасть слишком маленькой, поэтому прикрепляются в задней части головы. Однако в соответствии с базовым принципом рычага чем больше удаляешься от точки приложения силы, тем меньше силы передается. Поэтому тираннозавры с пропорционально длинными головами, подобные алиораму , вряд ли обладали такой же силой укуса, как животное с равным количеством мышц, но более короткой головой. Также отсюда следует, что самый мощный укус должен приходиться на заднюю часть челюстей, но, скорее всего, это нивелировалось тем, что челюсти вряд ли открывались настолько широко, да и, вероятно, было сложно засунуть что-либо так глубоко в пасть. Словом, самые сильные укусы должны были осуществляться где-то в середине верхнечелюстной кости, где достигается равновесие между мощностью и практической возможностью. Неудивительно, что самые большие зубы в челюсти тираннозавра росли на передней трети верхнечелюстной кости сверху и в середине зубной кости на нижней челюсти.

<<< Назад
Вперед >>>

Черепная коробка

Как я уже говорил в своем предварительном обзоре, анатомы различают мозговую и лицевую части черепной коробки. То, что располагается ниже линии, проходящей через брови, основание носа и отверстия ушных раковин, принадлежит лицевой части черепной коробки. Ядро лицевой части черепной коробки образуют верхняя и нижняя челюсти. С обеих сторон в виде ушек прилегают скуловые дуги; в середине возвышается костное основание носа, которое увеличивается носовым хрящом. Костное основание носа и носовой хрящ определяют характерную форму носа. На границе между мозговой и лицевой частями черепной коробки располагаются пазухи для глаз. Несколько глубже с обеих сторон находятся внешние слуховые каналы. Сама по себе ушная раковина состоит из одного только хряща. Таким образом вкратце можно охарактеризовать строение черепной коробки. Мозг отвечает за все духовные процессы, работа челюстей обеспечивает удовлетворение сильнейшей животной потребности, утоляет голод. Да здравствует дух, да здравствует материя!

Если сравнить череп орангутанга (рис. 9) с человеческим черепом и проследить развитие современных людей от их предков (рис. 10), то можно видеть, что при развитии от животных к пра-людям и от пра-людей к людям современным (рис. 11) мозговая часть черепной коробки все увеличивается, тогда как челюсти неуклонно сокращаются, занимая в черепе современного культурного человека достаточно скромное место.

Рис. 9. Череп взрослой мужской особи

Рис. 10. Череп пра-человека (череп мужчины орангутанга (по «Антропологии» Мартина). «Ла Ферраси», музей г. Бойла).

Современный культурный человек в силу своего более интеллектуального развития не нуждается больше в огромных челюстях для разжевывания пищи. Поэтому для культурного человека характерно значительное развитие мозговой части черепной коробки и слабо развитые челюсти. Для пра-человека, находящегося на стадии развития дикаря, все наоборот: небольшая мозговая часть черепной коробки и большие челюсти с мощными зубами.

Выраженность мозговой части черепной коробки и незначительное развитие челюстей говорит о высоком развитии мозга, тогда как мощные челюсти и небольшая мозговая часть черепной коробки о застывании в «диком» состоянии. Если мы находим эти признаки у всех или почти всех членов какой-либо расы, то мы получаем существенные физиогномические основания для оценки этой расы. Но нужно быть очень осторожным при обнаружении этих признаков у отдельного индивидуума. Чем больше мозговая часть черепной коробки, тем больше мозг. Это очевидно. Мы знаем, далее, что мозг европейца больше, чем у представителей низших рас. Внутри одной и той же расы мы находим, что представители интеллектуального труда обладают более развитой мозговой частью черепной коробки и, соответственно, большей массой мозга, чем представители физического труда. Матигла нашел у поденных рабочих средний вес головного мозга около 1410 грамм, у лиц, занятых физическим трудом, - 1450 грамм, и у высших служащих, врачей и т. и. - около 1500 грамм (цитирую по Мартину). Эти наблюдения говорят, казалось бы, о том, что с большим объемом мозговой части черепной коробки и с большим объемом мозга автоматически связана и духовность, интеллигентность человека. Но все не так просто. Однако можно было бы думать, что вследствие интенсивной интеллектуальной работы наступает гипертрофия о тдельных частей мозга, как это происходит при постоянной работе какой-либо мышцы, и этот рост мозга влияет и на черепные кости. Кости черепа в первые двадцать лет жизни гораздо более пластичны, чем обычно предполагают.

Насколько велика пластичность детского черепа, часто убеждаются ортопеды. Когда стерно-кляйдо-мастоидеус укорочена и вследствие этого формируется кривошея, то сильное растяжение мышцы тормозит развитие всей больной половины лица, в то время как здоровая сторона развивается нормально. Возникает выраженная асимметрия лица. Средняя линия проходит не прямо, но по дуге, выпуклость которой направлена в сторону здоровой половины лица. Если укороченную стерно-кляйдо-мастоидеус вовремя перерезать и, таким образом, удлинить, то давление на черепные кости больной половины в течение трех-четырех лет прекращается и болезненная асимметрия лица исчезает. Кривошея является, как правило, врожденной. Иногда бывает так, что кривошея развивается в возрасте 12–13 лет. Тогда, несмотря на поздний возраст, развивается лицевая асимметрия. Все это свидетельствует о большой пластичности костей черепа в детском возрасте (рис. 12 и 13).

Рис. 11.Череп взрослого европейца(по «Антропологии» Мартина).

На предположении о пластичности крышки черепной коробки Галль построил свою физиогномику. Он полагал, что отдельные душевные функции локализованы в совершенно определенных участках головного мозга, и при интенсивном развитии, например, полового влечения, любви к детям, понимания музыки и т. д. соответствующие участки мозга оказываются гипертрофированы и крышка черепа на этом месте выпячивается.

Поэтому путем ощупывания крышки черепа можно - согласно учению Галля - разгадать душевный склад и характер человека. Врачу, знакомому с современными представлениями о топографии мозговых центров, достаточно беглого взгляда на «шахматную доску» Галля, чтобы понять, что его учение неприемлемо. Непонятно даже, как в свое время это учение могло привлечь к себе всеобщее внимание. Долгое время этим занятиям посвятил себя даже сам Гёте. Но наибольшее влияние учение Галля оказало на искусство своего времени. Чтобы констатировать у известных людей все центры Галля, реальной величины их лбов, как правило, не хватало, так что художникам приходилось увеличивать им лбы. Классическим примером может служить бюст Гёте работы Давида (рис. 16). Сравнение бюста Гёте работы Давида с изготовленной Шадо в 1816 г. посмертной гипсовой маской Гёте (рис. 17) показывает, какое отрицательное влияние на искусство имела теория Галля. В то же время было бы неверным отказывать теории Галля во всяком положительном смысле. Идея, что определенные душевные функции представлены топологически определенными центрами коры головного мозга, была для своего времени новой.

То, что определенные центры коры головного мозга могут быть развиты сильнее других, и сегодня представляется вполне вероятным. Но то, что при этом соответствующие им участки крышки черепа выпячиваются, кажется сомнительным.

Рис. 12. Кривошея. Перед операцией. Сильная асимметрия лица.

Рис. 13. 1 год после операции. Асимметрия по большей части редуцировалась.

Френологические органы по Галлю:

1. Половое влечение. 2. Любовь к детям. 3. Стремление к единству. 4. Потребность в привязанности. 5. Стремление к борьбе. 6. Стремление к разрушению. 7. Стремление к утаиванию. 8. Стремление к достижению. 9. Стремление к созиданию. 10. Ощущение себя. 11. Потребность в одобрении. 12. Осторожность. 13. Доброжелательство. 14. Религиозность. 15. Устойчивость. 16. Совестливость. 17. Надежда. 18. Чувство чудесного. 19. Чувство красоты. 20. Юмор. 21. Стремление к подражанию. 22. Чувство предметности. 23. Образность. 24. Чувство пространства или формы. 25. Чувство тяжести. 26. Ощущение цвета. 27. Чувство места. 28. Понимание числа. 29. Чувство порядка. 30. Ощущение факта. 31. Потребность питаться. 32. Ощущение звука. 33. Чувство слова. 34. Способность сравнения. 35. Способность к выводу.

Рис. 16. Бюст Гёте работы Давида. 1829

Рис. 17. Посмертная гипсовая маска Гёте. Шадо, 1816

Ретциус в Стокгольме и Мёбиус полагали, что они обнаружили выпячивание на черепах у музыкантов, Кёнига, Бетховена и Брамса на том месте, которое, согласно Галю, соответствует т. н. «музыкальному органу». Сегодня можно считать вероятным, что головной мозг является реальной формообразующей силой по отношению к черепу (Е. Landau, «Anatomie des Grosshirns», Yerlag von E. Bircher, 1923, S1-11). На внутренней стороне черепа определенные части головного мозга проявляются очень четко; Impressiones digitatae передних и средних черепных ямок точно соответствуют прилегающим извилинам передних отделов лобных и височных долей (Hugo Spatz и G. Stroescu, «Nervenarzt», 1934, S 432–434). На внешней же стороне черепа Ландау лишь на незначительном количестве участков нашел выпячивания, которые действительно соответствовали изгибам мозговых извилин, но эти участки располагаются на черепных ямках и обнаружить их путем пальпации практически невозможно. Поэтому делать какие-либо выводы на основе внешней пальпации о развитии головного мозга вряд ли возможно. Я должен предпослать эти соображения обсуждению вопроса о «лбах мыслителей». Особенно хочу здесь поблагодарить за сообщение новейших данных в этой области профессора Гуго Шпатца.

Грудная клетка - это "клетка" для таких важных органов, как сердце и легкие. В ней они находятся в безопасности. Вместо прутьев в этой клетке костяные ребра толщиной с палец. Своими задними концами ребра подвижно соединяются с позвонками. Впереди семь верхних ребер соединяются с плоской грудиной, три последующие - с предыдущими ребрами. Два последних ребра соединены только с позвоночником.

Грудная клетка участвует в дыхании. Во время вдоха она поднимается, а на выдохе - опускается.

Форма грудной клетки зависит от пола, возраста, телосложения и физического развития человека. У спортсменов она мощная, широкая и короткая. А у того, кто не занимается спортом слабая и узкая.

Черепная коробка

Головной мозг окружен черепом, как яйцо скорлупой. Череп - это не единая кость, он состоит из 29 костей, соединенных швами. Череп защищает головной мозг от воздействий внешней среды, как шлем рыцаря. Его полость вмещает также органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, начальные отделы пищеварительной и дыхательной систем.

Каждый череп имеет индивидуальные особенности. Мужской череп (1450 см3) вместительнее, чем женский (1300 см3). Форма и размер черепа не влияют на умственные способности.

1 - лобная кость; 2 - теменная кость; 3 - глазные впадины; 4 - носовая кость; 5 - скуловая часть; 6 - верхняя челюсть; 7 - нижняя челюсть.

Чем отличаются черепа человека и животного?

В черепе выделяют лицевой и мозговой отделы. Вспомните, как выглядит голова какого-нибудь животного, например собаки. Лицевая ее часть преобладает над мозговой. У человека, наоборот, мозговая часть черепа развита лучше, чем у животных, а лицевая хуже. Такие отличия связаны с лучшим развитием у человека головного мозга и меньшей нагрузкой на жевательный аппарат.

черепная коробка

Альтернативные описания

Административная должность в России

В Московском государстве - выборный глава городского самоуправления

В пангинги верхняя часть колоды (карточный термин)

Глава Рады в Украине

Городской начальник в дореволюционной России

Единица счета скота

Ее можно вешать, ломать и потерять

Лучше, когда этих частей тела две

Сырный шар

Часть тела, туловища

Что отлетает в корзину при гильотинировании

Часть тела

Что отсекает гильотина?

Именно из этой части тела родилась Афина

Фильм Бориса Барнета «Бесценная...»

Через какой орган уходит 80% тепла человека?

Назовите тот дурной объект, из-за которого волчьи кормильцы часто не могут получить долгожданного отдыха

Орган человека, в котором могут завестись тараканы

. «... моя садовая»

Орган человека, в котором может быть каша

Ее можно мылить, а можно ломать

Что болит при мигрени?

Какой орган отрубали бессмертным горцам в фильме?

Роман российского писателя А. Беляева «... профессора Доуэля»

Ушастая часть тела

Она кружится от шампанского

Объект внимания парикмахера и палача

Положение хлеба относительно других продуктов

Выше нее не прыгнешь

Часть тела, которой некоторые люди думают, а некоторые ею только едят

Дурной орган, который ногам покоя не дает

Орган, который можно дать на отсечение

Часть тела, способная соображать

Жертва мигрени

Не болит у дятла

Одна - хорошо, а две - лучше

Отсутствующий орган у всадника (Майн Рид)

Часть тела, которую теряют от любви

Перед поезда

Начало рыбьей порчености

Хранилище мозгов

Роман немецкого писателя Г. Манна

Персонаж оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь»

Название военной и административной должностей в России, XVI-XVII вв.

Ума палата

Растет на шее

Садовая

В нее боксеры кушают (анекд.)

Дурная работодательница ног

Черепная коробка и все остальное

Черепная коробка со всей начинкой

Та, что обычно своя на плечах

Отсекаемая гильотиной «деталь»

Противник Руслана в бою у Пушкина

. «мозговой центр»

Часть тела, где копошатся мысли

. «котелок», в котором ворочаются мысли

Сторона поезда

. «или грудь в крестах, или... в кустах»

Черепок с мозгами

Вместилище опилок Винни Пуха

Раньше называлось мозговницей

Самая умная часть тела

. «коробка» для ума

Умный человек (одобрительно)

Что на плечах у нас?

Черепная коробка

Часть туловища

Ум, рассудок

Административная должность в России

. (разг.) начальник

Именно из этой части тела родилась Афина

. "Дурная... ногам покоя не дает"

. "Или грудь в крестах, или... в кустах"

. "Котелок", в котором ворочаются мысли

. "Мозговой центр"

. "... моя садовая"

. "коробка" для ума

Ж. глава, часть тела, состоящая из черепа с мозгом, из мышц, покровов с волосами и пр. башка, мозговница. Разницу между головой и главой, см. глава. Голова состоит из головы собственно и лица: голова делится на лоб или чело, темя, маковку, затылок, и виски или косицы. Не рок головы ищет, сама голова на рок идет. Свою голову положу, да твою-то с плеч снесу. Кистенями постукивают, так головы трещат. Легко ранили, и головы не нашли. Не бей по голове, колоти по башке. Хоть на голове-то густо, да в голове пусто. Кабы на Тарасовой голове да капуста росла, так был бы огород, а не плешь. Кто ворожит, на того головою наложить. похмелья, да с голоду, разломило буйну голову. Головка воровка: денежки пропила, а сама болит да болит. Рука согрешит, а голова в ответе. Подумаешь умом, головушка кругом! Не верти головой, не миновать. Кабы тебе на свою голову! напророчить злое. За это головой ручаюсь. Хоть голову на плаху. Вот меч (топор), вот голова моя. Сломя голову, спешно. Очертя голову, отчаянно. Видно, он о двух головах. Не татарин выскочил, не голову снял, не велика беда. Тут и о двух головах пропадешь. Была бы голова на плечах, а хлеб будет. Была бы голова, будет и борода. Не отболит (не отвалится) голова, вырастет и борода. Была бы голова, будет и булава. Была бы булава, найдется и голова. Была бы голова, будут и рога, кичение, гордость. Была бы голова, будет и петля. Была бы голова, а шелуди будут. Одна голова на плечах, да и та на ниточке. На тулово без головы шапки не пригонишь. Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы. Куда голова, туда и животы. Не всяк умен, кто с головою. Баба ворожила, головой наложила, по заклятию. Прилетела на свою голову, о птице, залетевшей в избу; стараются поймать ее и сорвать голову. Две головы и шесть ног: четыре ноги ходят, а две смирно лежат? вершник. Голова также лицо, особа, особь, душа, человек, животное. Одна голова не бедна, а и бедна, да (так) одна. Ну голова, что ты наделал! Жить (одной) головою, одиноко, бессемейно. Как живется, голова? нас подати с головы сходит по стольку-то. Много ль голов скота держите? Сваливать с больной головы на здоровую, наваливать на кого чужую вину. Жить за чужой головою, ответом, защитой, порукой. На службе легче ответ с чужой головы. *Ум, разум, смысл или рассудок, умственные способности вообще. Это голова, каких мало. Эта голова шебала. кобылы большая голова нехай (пускай) себе думает! зап. о беззаботном. него голова трухой набита. Ему ничего путного нейдет в голову. Легче руками работать, чем головой. Взять или забрать себе что в голову, верить чему, упорно хотеть. Выкинуть что из головы, из думки, мыслей. тебе выбью дурь эту из головы. Очертя голову, безрассудно. Работать головою: ломать над чем голову. Голова трещит от дел. Голову ломит или разломило, болит. Потерять голову, с немецк., потеряться, не найтись, не знать что делать. Головою не знаю, не видал, вовсе не знаю. Нрав или сердце, качества нравственные. Упрямая голова, буйная, удалая, бешеная. Он пропал и с головою, погиб. Взять что на свою голову, сделать что в свою голову, самовольно или па свой ответ. Работать на (в) зну (злу?) голову, до поту, до изнеможения. добрую голову сто рук. Сколько голов, столько умов. Сто голов, сто умов. Что голова, то ум (разум). Голова у ног ума не просит. Умная (добрая, путная) голова сто голов кормит, а худая и одной (и себя) не прокормит. Хорош город домами, да плох головами. Без мужа, что без головы; без жены. что без ума. Муж голова. жена душа. Гнать в хвост и в голову. Повесил головушку на праву сторонушку. Не вешай головушки, не печаль хозяина. Он идет в первую голову, первым. Наложить головою, строго заказать. Клад положен на столько-то голов, с зароком. головы-на-голову, поголовно. Выдать кого головою, стар. за долги или обиду заставить просить униженно прощенья, или отдать на расправу. Разбить войско наголову, побив его, рассеять. Поплатиться (покрыть дело) головою, повершить смерть своею. Покрыть девке голову, выдать замуж; о мужчине: накрыться, надеть шляпу. Бежать, торопиться сломя голову, опрометью, изо всех сил. Срезать кому голову, пристыдить. Вскосматить голову, волос. Намылить или вымыть кому голову, с немецк. пожурить. Под головою, под подушкой на ложе. Пропадать за глупою головою, за глупым мужем. Гладить кого по головке, баловать. Хорошенькая головочка. Болит головушка. Бедная моя головонько! Эка головища какая! Упал торчмя головою. Голова делу, начальник, коновод. Встарь бывали головы: стрелецкие, обозные, таможенные, письменные, соляные и пр. Стрелецкий (или -кая) голова был в чине полковника. Ныне головой зовется старший местный начальник, по выборам, у купцов или граждан и у податных состояний. Городской голова, председатель городской думы. Ремесленный голова, председатель ремесленной управы. Волостной голова, управляющий волостью, Головиха ж. жена головы. Голова всему делу правда. Без головы и дом (и волость) не стоит. Здоровье всему голова. Браги ендова всему голова. Пиво не диво, и медь не хвала: а всему голова, что любовь дорога, о пирушке. По разуму в головы сажают. Не одним головой свет стоит, говор. о волостном голове. Не об одной голове или не одной головой свет стоит. Русь святая белу свету голова. Приставь голову к плечам. Голова хвоста не ждет. Голова также верх или вершина, начало: голова реки, сиб. вершина реки; голова хлебного вороха, чело, очелок. Голова в суслоне, арх. тринадцатый сноп, служащий вершиной, покрышкой. Голова борти, улья, олек, верхняя часть, противопол. пятка. Голова лаптя, голова(я)шка, где пальцы. Главная часть, верх или главный конец вещи: напр. верхняя часть руля, скрипки, гитары, где вставлены колочки; набалдашник; верхняя часть горного бура, промывального стана, рудной жилы и пр.; лучший соболь, куница в связке, он же головка; отборный товар, напоказ, верхи; первое и более крепкое вино, при гонке горелки, головица. Иногда вещь, уподобляемая по виду голове, как напр. голова сахару; головка луку, чесноку: головка капусты южн. кочан, вилок; насадок на чем, шляпка; головка булавки. Головка пчеловод. медок, медки, зрецовое гнездо, донышко, также приломок, науз с медом, для раннего прикорма пчел или нового роя. Головка ниж. смол. бабья головная повязка, платок, косынка. Голова белой рыбы. белорыбицы, на Днепре,

Какой орган отрубали бессмертным горцам в фильме

На что мы шляпу надеваем

Название военной и административной должностей в России, XVI-XVII вв

Одна хорошо, а две лучше

Отсекаемая гильотиной "деталь"

Персонаж оперы Н. Римского-Корсакова "Майская ночь"

Роман российского писателя А. Беляева "... профессора Доуэля"

Фильм Бориса Барнета "Бесценная..."

Через какой орган уходит 80% тепла человека

Что болит при мигрени

Что на плечах у нас

Что отсекает гильотина

На что мы шляпу надеваем?

. «дурная... ногам покоя не дает»

Единица счёта скота

Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов. Эта цветочная раскраска позволяет создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисованию можно создать цветы, павлина, лошадку, птицу, розана, петушка и многое другое.

Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов

Начало городецкая роспись берёт отрезных прялок. Из дерева вырезались различные фигурки и вставлялись в углубления по соответствующей форме. Позже мастера стали красить деревянные фигурки, постепенно добавляя больше новых цветов.

В 19 веке у мастеров получались красивые деревянные фигуры зелёных, красных, синих и других окрасов. Ими украшали дома, дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Петух росписью получался очень красивый.

Что могли украшать городецкие прялки?

  • Сани.
  • Сундуки.
  • Шкатулки.
  • Мебель.
  • Предметы обихода и т. д.

Обычно, роспись была символичной. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображался купец и его конь или петушок. Элементы такой росписи сохранились и в наши дни.

Цветочным мотивам в данном ремесле отдавалось особое предпочтение. Также рисовались животные, например, львы или быки.

Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.

Как ведётся роспись? И тогда и сейчас работу поэтапно расписывают кистью. Поэтапное ремесло не предусматривает рисование по готовому макету. Удар кисти по доске должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотлива, но, в то же время, и быстра. По характеру приёма работа несложная.

Для детей и дошкольников есть масса способов начать с несложных схем городецкой росписи, например, изобразить её на асфальте.

Галерея: городецкая роспись (25 фото)















Городецкая роспись: урок (видео)

Городецкая роспись: основные элементы

Для такой росписи необходимы специальные краски. Их называют «темперу». Делаются темперу-краски из сухих порошков либо из их аналогов. Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавили клей ПВА. Если выбор мастера пал на гуашь, то он должен знать, что при городецкой росписи перед промазыванием второго слоя рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белёсый оттенок.

Все кисти должны быть сухими, иначе после работы они испортятся.

Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть, художник плавно ведёт кисть по поверхности. Какие могут быть художественные приёмы при росписи? Их много, например:

  • Широкие мазки кистью.
  • Тонкие линии конкой кисточкой.
  • Виртуозны штрихи средней кистью.

Для такой росписи необходимы специальные краски

На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берётся дерево. При желании можно создать на нём цветной фон, раскрасив поверхность в красный, жёлтый или другой цвет.

Схема работы следующая:

  1. Для начала мастер помечает на поверхности приблизительные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. При этом он не делает прорисовку макета! Это нужно для того, чтобы наметить будущий размер всех узоров росписи.
  2. Многие мастера советуют намечать контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно такая технология считается правильной.
  3. Узлы рисунка делаются тонкой кисточкой и светлой краской. Так работа смотрится аккуратнее.
  4. Поверх светлых пятен ставятся более тёмные. В этом состоит особенность данного ремесла.
  5. Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как различные детали удобно прорисовывать по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если прорисовать их тоненькой кисточкой.
  6. Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». К ним относят точки, круги, спирали, штрихи и дуги.

Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

  1. Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
  2. Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
  3. Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
  4. Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
  5. Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
  6. В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком.

Ребенку будет проще рисовать простые элементы

Узоры городецкой росписи для старшей группы

В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи, ведь если ребёнок не сможет справиться с ней, то ему будет скучно. Можно остановить свой выбор на простом орнаменте и нарисовать красивый цветок.

Способ рисования:

  1. В работе будут использованы белые, красные, коричневые и зелёные краски. Рисовать дети должны либо на досках из дерева, либо на деревянных не глубоких тарелках.
  2. Карандашом следует наметить центр композиции и её размер.
  3. Затем можно приступать к прорисовке цветка. В центре рисуется маленький красный круг. Затем красная краска смешивается с белой для того, чтобы получился розовый цвет. Розовым рисуется ещё один круг, больше первого. После этого снова красный круг и снова розовый. Таким образом, у цветка получается разноцветная середина.
  4. Лепестки делаются зелёной и коричневой красками. Лучше их чередовать, так работа будет красивее.
  5. Можно соединить зелёную краску с белой для получения более светлого зеленоватого цвета. Им можно прорисовать лепестки изнутри. Данная прорисовка выполняется тонкой кисточкой.

В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи

Завершает работу лаковое покрытие поверхности.

Городецкая роспись: как нарисовать цветы?

Мастер-класс:

  1. Для начала выбирается поверхность и материал, которым будет выполнена работа. Чем красочнее она будет – тем лучше.
  2. Центры цветов отмечаются на поверхности карандашом. Рисуется яркий круг. Затем в каждом круге прорисовываются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
  3. У каждого цветочка должен быть лепесток. Салатовые лепестки можно прорисовать тонкой кистью изнутри. Также можно прорисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не чёрной.
  4. Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.

цветок может быть как сложным, так и легким – выбирать мастеру

Городецкая роспись: как нарисовать коня?

  1. Для этого необходимо использовать чёрную либо коричневую краску. Но чтобы конь выделялся, фон работы должен быть светлым.
  2. Туловище коня рисуется средней кистью. Сначала можно прорисовать ей контур, а затем покрасить его. Конечности, хвост и шея рисуются более тонкой кистью. Отдельно прорисовываются копыта животного.
  3. Гриву коня можно нарисовать красным цветом.
  4. Украсит и дополнит композицию красивый орнамент. Можно сделать им рамку рисунка. Также, можно нарисовать лошадь, бегущую к солнцу.

Городецкая роспись: как рисовать цветок Купавку (видео)

Городецкая роспись сможет подарить массу положительных эмоций своему творцу. Главное – рисовать с душой, ведь тогда даже начинающий умелец сможет создать настоящий шедевр.